Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Мизанбаев, Рамазан

Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи
<
Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мизанбаев, Рамазан. Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1987

Содержание к диссертации

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОШЕШ РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСІРИЙШ

  1. Психофизиологические закономерности процесса восприятия 15

  2. Целостное восприятие и изобразительная деятельность 37

  3. Педагогическое обоснование методов развития целостного восприятия 69

ГЛАВА П. МЕТОДЫ РАЗВИГШ ЦЕЛОСТНОГО ЮСПРШГШ И Ш0Е>А-ЖЕНИЯ В РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМ НАТЮРМОРТОМ

  1. Экспериментальная проверка уровня развития целостного восприятия у студентов I курса (констатирующий эксперимент) 106

  2. Определение эффективных путей и методов развития целостного восприятия в процессе изображения учебного натюрморта у студентов I курса на занятиях живописью (поисковый эксперимент) ... 1X8

  3. Методы развития целостного восприятия и изображения предметов натюрморта у студентов 1-2 курсов на занятиях живописью (обучающий эксперимент) 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 171

ПРИЛОЖЕНИЙ 186

Введение к работе

На ХХУП съезде КПСС было отмечено, что в построении развитого социалистического общества одной из важнейших задач является задача дальнейшего развития системы народного образования, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями ускорения научно-технического прогресса. Ускорение научно-технического прогресса невозможно без творческого отношения членов общества к труду. Формирование же такого отношения требует развития у человека целостного восприятия и творческого воображения. Сегодня трудно назвать такую область человеческой деятельности, где эти качества не играли бы существенной роли. Большое значение в развитии целостного восприятия у учащихся имеют занятия географией, литературой, историей, математикой и другими предметами, а также занятия изобразительным искусством, в процессе которых преподаватель имеет возможность активно содействовать развитию целостного - образного восприятия школьников, обогащению их зрительных представлений и воображения. Но для этого учителю изобразительного искусства самому необходимо иметь сформированное представление о целостном восприятии не только своего предмета, но и других учебных дисциплин. Профессор Н.Н.Ростовцев так говорит об этом: "Искусство преподавания требует очень много: и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практи-

«I ке преподавания .

т Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., ПВО. - С. ТІ.

Проблема развития целостного восприятия сложна и многогранна. Она связана с философской теорией познания, теорией отражения, с психологией возникновения и закрепления у человека образов реальной действительности. Успешное педагогическое решение этой проблемы возможно лишь при использовании основных положений наук: философии, психологии, педагогики, каждая из которых исследует определенные стороны человеческой деятельности.

Классики марксизма-ленинизма не оставили работ, специально исследующих проблему целостности, но в их теоретическом наследии содержится строгая концепция целостности, имеющая громадное научно-методическое значение и представляющая собой одну из важнейших частей марксистской гносеологии. Методологическое изучение целого дано К.Марксом в работе "К критике политической экономии". Развернутый анализ целого и целостных систем, элементов и их многообразных отношений мы находим в "Капитале", в "Анти-Дюринге", "Диалектике природы" Ф.Энгельса, в работах В.И.Ленина "Развитие капитализма в России", "Империализм, как высшая стадия капитализма", ценный материал для уяснения марксистско-ленинской теории целостности дают многие другие работы теоретиков научного коммунизма.

Марксизм рассматривает целостность объектов и процессов как выражение материального единства мира и всеобщности развития материи. Каждой форме движения материи соответствуют определенные типы целостности. Исходным материалом при возникновении целостности нового типа служат высшие формы целого, которых к этому времени на данном участке вселенной достигла развивающаяся материя. "Эти высшие формы целостности, образуя новый тип, сводятся в нем на уровень частей... Целостность предметов и явлений материального мира есть целиком и полностью мате-

риальный фактор, доступный до конца строгому научному анализу" .

Марксистская теория познания впервые во всей полноте осуществила анализ многообразных взаимодействий частей и элементов целого и в основу различения форм целостности положила именно характер этих взаимодействий, что дало возможность вполне осознать отличие понятий "целостность" от понятия "целое". К.Маркс назвал органическим целым такое, которое воплощает наивысшую степень организованности и способности к саморазвитию, к процессу прогрессивного усложнения и дифференциации. Ф.Энгельс разработал теорию взаимоотношений части и целого в органическом и неорганическом мире, показав, что эти отношения подчиняются специфическим законам высшего типа целостности и не могут быть поняты через сведение их к механической сумме элементов.

Проблема целостности занимает такое же важное значение и в изобразительном искусстве, как и в других сферах деятельности человека. Здесь сходятся и пересекаются все пути творческой деятельности художника - говорим ли мы о чисто техническом исполнении художественного произведения, или о построении колорита, создании композиционной схемы, или об умении строить реалистическую форму. Все в конечном итоге сводится к одному: созданию целостного выразительного образа натуры, будь то тематическая картина, обычный живописный этюд или учебная работа. Во всех случаях основным , определяющим моментом в оценке качества работы является то, насколько верно и полно передана жизнь во всем ее диалектическом единстве и внутренней обусловленности составляющих ее частей. Чтобы достичь совершенства в живописи, художник должен об-

т Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии.

М., "Высшая школа \ 1964.-С. 58.

ладать двумя, на наш взгляд, основными и существенными развитыми способностями, владеть высокой техникой и умением конструировать в своем сознании и создавать в материале целостный образ натуры, т.е. подчинять все детали, части одному целому, опустив все лишнее, ненужное, что мешает выражению основной идеи художественного произведения. Эту истину хорошо выразил знаменитый скульптор Франции Роден, когда на вопрос, в чем главная суть его искусства он ответил: "Беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее . Значит, совершенство достигается не тогда, когда нечего больше добавить к произведению искусства, а тогда, когда нечего больше отсечь. В искусстве живописи эта мысль сводится к тому, что все средства должны быть направлены на создание целостности художественного произведения.

Природа во всем многообразии ее естественных проявлений дает неисчерпаемый материал для формирования творческой личности художника, способствует не только накоплению профессиональных навыков, но и служит основой развития зрительных восприятий. Следует особо отметить, что развитие зрительного восприятия происходит не само по себе, в отрыве от практической работы с натуры, а через изобразительную деятельность в процессе этой деятельности. Натура является отправным моментом формирования профессиональных качеств художника, объектом изображения; изображение же выступает, в свою очередь, активным катализатором восприятия, мерилом качества этого восприятия. Отсюда очень важно не только то, что и как человек видит, но и то, как он это видение реализует в изображении. Процесс восприятия, а следовательно, и процесс развития этого восприятия сложный, двухкоыпонентный, и задача худо-

* Мастера искусства об искусстве, т.5.-С.331.

- 7 -жественного образования состоит в том, чтобы, с одной стороны, учить видеть ("ставить глаз", по выражению одного из учеников П.П.Чистякова) и, с другой - учить технике изображения с тем, чтобы рука, технические средства живописи выражали с наибольшей полнотой, передавали то, что видит глаз художника.

Что должен видеть художник, чем его видение отличается от видения обычного зрителя? Все ли, что попадает в поле зрения художника, должно переходить в изображение? Это вторая важная проблема, которая всегда волновала и волнует учителя искусства в процессе обучения живописи. Обратимся к конкретному примеру. Наблюдая работу художника с натуры, мы отмечаем, что изображаемый им мотив (допустим, пейзаж) не полностью переходит в изображение со всеми мельчайшими подробностями, как это может сделать фотография, которой передается буквально все вошедшее в объектив. Художник передает самое существенное, характерное, опустив второстепенные детали и мелкие формы, сводя их в группы более крупных форм. Его внимание останавливается на основной массе растительности, создающей выразительные силуэты и общий характер мотива. Детали обогащают мотив, но не превращаются в самоцель. Например, пейзаж Н.Крым о ва "Весна1* отчетливо дает возможность проследить работу мысли, сознания, которое в конечном итоге подчиняет своей воле аппарат зрения. Аналогичный подход и в работе с натурой мы можем наблюдать на примере натюрморта, где также очень важно видеть группу целиком, передать единое освещение, взаимосвязь отдельных предметов и цветовых пятен. Для того, чтобы воспитать подобный подход к работе важно научиться видеть в натуре главное, уметь подчинять детали целому. Акт этот носит, безусловно, творческий характер, ничего общего не имеющий с бездумным копированием натуры. Вот почему, заботясь о правильном

- 8 -развитии у обучающихся искусству П.П.Чистяков во главу угла ета-вил развитие творческого отношения к делу, заботился о воспитании художественного восприятия натуры. "Делая этюды с натуры, -говорил он, - останавливайтесь и смотрите вдруг на всю натуру

и на вашу работу; разницу наблюдайте и доводите до полнейшего

»1 сходства не одной силой, а гармонией .

Художественная педагогика выработала достаточно эффективные пути развития художников. Этой проблеме посвятили свою деятельность многие выдающиеся художники-педагоги. Почетное место среди них занимают такие учителя-методисты как П.Чистяков, Д.Кардовский, Н.Крымов и другие, чей опыт активно изучается и используется в наших школах.

Советская школа внесла достойный вклад в решение этой задачи. Особое внимание в настоящее время уделяется именно творческому развитию учащихся, и мы видим на этом пути немалые достижения. Особо следует отметить проявление внимания к проблемам творческого развития научной мысли как со стороны педагогов, так и со стороны философов. В настоящее время мы имеем целый ряд научно-исследовательских работ, которые посвящены активизации творческих способностей студентов, в частности, исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Р.Лурмя, А.Я.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе, П.Н.Якобсона и других, по вопросам психофизиологии зрения - работы И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина, С.В.Кравкова, П.П.Лазарева, Л.И.Леушиной, П.В.Симонова, А.Л.Ярбуса и других, по вопросу развития способностей к изобразительной деятельности - работы Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, В.С.Кузина и других. Они внесли большой вклад

Белютин Э.М. Педагогическая система П.П.Чистякова.М.,1953тСЛ45.

- 9 -в разработку данного вопроса, однако не касались методики организации педагогического процесса по формированию и развитию целостного восприятия и целостного изображения натуры.

К числу научно-теоретических исследований по проблемам обучения живописи относятся работы Г.В.Беды, Г.Б.Смирнова, А.А.Унковского, А.П.Ящухина, А.С.Рындина, Г.Г.Гагарина, А.И.Масленникова, Л.И.Рындиной, В.А.Басманова, Э.И.Кубышкиной, Н.Н.Лукина, в которых разработаны методические указания, направленные на эффективное освоение тех или иных закономерностей живописной грамоты.

Опыту преподавания живописи посвящены также ряд сборников, такие как "Методические материалы в помощь преподавателям художественно-графических факультетов, заочных отделений педагогических институтов", подготовленном и изданном МГЗПИ в 1967 году, сборник "Цути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин (Карачаевск, 1972 г.), сборник "Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителей изобразительного искусства" (Москва, 1965 г.).

Однако в этих исследованиях мало затрагивались вопросы развития целостного восприятия. Нерешенность этой проблемы в методике преподавания живописи, на наш взгляд, является серьезным препятствием для активизации творческого развития будущих художников-педагогов. Проблема подготовки педагогических кадров для средних общеобразовательных школ через систему художественно-графических факультетов пединститутов остается по-прежнему актуаль- ной. Актуальность ее возрастает в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Ответственной задачей реформа ставит "Повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, проч-

- 10 -ное овладение основами наук, улучшение идейно-политического,трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического

т развития" .

Эти задачи в первую очередь касаются педагогических вузов, где воспитываются, обучаются будущие учителя школы. Среди них художественно-графические факультеты занимают весьма важное место в воспитании эстетических и нравственных качеств будущих учителей.

В постановлении ЦК КПСС "0 работе с творческой молодежью" отмечается, что "...в некоторых художественных вузах и училищах не принимаются необходимые меры к улучшению учебно-воспитательной работы, активному формированию у студентов марксистско-ленинского мировоззрения, глубокому овладению ими профессиональным мастерством, освоению опыта отечественной и мировой культуры .

На современном этапе построения нового общества, воспитание всесторонне и гармонически развитой личности немыслимо без активизации творческой деятельности. Задача активизации и развития творческих способностей молодежи является одной из актуальных проблем советской педагогики. Это необходимо прежде всего в подготовке учителя-художника, которому предстоит не только эстетически воспитывать своих учеников и развивать их творческие способности, но и раскрывать роль и значение искусства в построении коммунистического общества. В процессе практических занятий по изобразительному искусству происходит формирование взглядов, чувств и вкусов молодого человека, тесно связанное с идейно-политическим, нравственным и трудовым воспитанием, с формировани-

Реформа школы (основные направления). М., 1964.-С. 7. .Правда от 26 февраля 1986 г.

- II -

ем творческой мысли.

Вышеперечисленные указания партии и правительства нацеливают нас на глубокое и всестороннее исследование существующей методики преподавания изобразительного искусства и определение путей ее усовершенствования на базе достижений передового опыта отечественной и мировой культуры.

Проведенный анализ литературы по теме исследования указывает на то, что проблема обучения целостному восприятию и целостному изображению натуры на занятиях по живописи на начальном этапе обучения требует своего решения. Наше исследование ставило задачей обработать, систематизировать и экспериментально проверить результаты ряда исследований по психологии, педагогике и методике живописи с целью применения их в процессе обучения студентов художественно-графического факультета, развития у них целостного восприятия.

Процесс целостного восприятия сложный и длительный, но основы его должны закладываться уже в самом начале обучения живописи.

Объект нашего исследования; процесс развития целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи.

Предмет исследования: методы, стимулирующие развитие целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов.

Цель исследования: на основании анализа результатов основных исследований по психологии, педагогике, методике живописи, экспериментального поиска сформулировать, научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы, стимулирующие развитие целостного восприятия и изображе-

- 12 -ниє натуры студентами 1-2 курсов художественно-графических факультетов с на занятиях живописью.

Изучение и анализ литературы по вопросам философии, педагогики, методики живописи, истории искусств, ознакомление с научными публикациями, архивными материалами, педагогическим опытом преподавателей вузов, личный опыт автора позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования. Если в процессе обучения живописи систематически ставить и решать конкретные задачи по развитию целостного восприятия, то можно успешно сформировать умение целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов при условии целенаправленного педагогического руководства и использования комплексных дидактических средств, направленных на активизацию творческого мышления и изобразительной деятельности студентов.

Для достижения целей исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи;

дать рабочее определение понятию "целостное восприятие";

раскрыть вопрос о развитии целостного восприятия в области изобразительного искусства;

определить исходный уровень развития целостного восприятия и изображения натуры у студентов 1-2 курсов в процессе констатирующего эксперимента;

проверить методы наиболее активно способствующие формированию целостного восприятия у студентов первого курса на занятиях живописью;

определить параметры, критерии развития целостного восприятия и изображения натуры у студентов;

выявить характерные ошибки в работе студентов начальной стадии обучения;

- ІЗ -

- определить объем, содержание, место в учебном процессе
лекционного (теоретического) материала, связанного с рассматри
ваемой проблемой.

Методологической основой нашего исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, в числе которых особое место занимают ленинские работы по теории отражения, а также программные документы ЦК КПСС о дальнейшем повышении качества подготовки специалистов высшей школы.

Методами нашего теоретического и экспериментального исследования явились:

анализ литературных источников по проблеме исследования;

ознакомление с программами по живописи в художественных учебных заведениях, а также с другими материалами, связанными с художественным образованием;

анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы;

целенаправленное наблюдение за процессом создания работы студентами с натуры, по памяти и по представлению;

индивидуальные беседы со студентами и преподавателями живописи художественно-графических факультетов;

анкетирование, направленное на выявление основных психолого-педагогических особенностей, и определение уровня теоретических знаний в развитии целостного восприятия при обучении студентов живописи 1-2 курсов художественно-графических факультетов;

протоколирование и статистическая обработка экспериментального материала.

Практическая ценность работы заключается в том, что разработанные в ней методы развития целостного восприятия при изобра-

- 14 -жении с натуры могут бнть внедрены в процесс обучения живописи учащихся различных художественных учебных заведений.

Научная новизна исследования заключается в том, что;

разработана и экспериментально проверена обоснованная методика развития целостного восприятия у студентов на начальной стадии обучения живописи;

разработаны критерии развития целостного восприятия у студентов в процессе обучения живописи;

выявлены условия, которые дают возможность эффективно развивать целостное восприятие у студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов в процессе обучения живописи.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, таблиц, иллюстрирующих соответствующие положения и выводы диссертации, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи