Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Жаданова Любовь Афанасьевна

Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов
<
Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жаданова Любовь Афанасьевна. Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 СПб., 2006 201 с. РГБ ОД, 61:07-13/539

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ

1.1. Опыт мастеров русского искусства конца XIX - начала XX вв.в обучении пейзажной живописи 11

1.2. Роль краеведческих основ пленэра в развитии художественного творчества студентов 31

1.3. Теоретико-методические принципы импрессионизма и их проявление в пленэрной живописи 46

Краткие выводы по первой главе 64

Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ХУДОЖНИКОВ НА ПЛЕНЭРЕ

2.1. Творческая индивидуальность студента-художника в аспекте психологии личности, педагогики искусства и теории композиции 65

2.2. Знание художественных средств достижения гармонии в композиции как существенный фактор развития и воспитания творческой индивидуальности студента 89

Краткие выводы по второй главе 111

Глава III. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ

3.1. Исследование учебных заданий по живописи в целях совершенствования процесса обучения студентов на пленэре 112

3.2. Композиционно-художественный анализ этюдов, выполняемых на отдельных этапах работы на пленэре 123

3.3. Анализ динамики творческого развития студентов при обучении живописи на пленэре 134

Краткие выводы по третьей главе 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159

Введение к работе

Диссертация посвящена комплексному исследованию процесса развития творческой индивидуальности студентов-художников при обучении на пленэре с позиций психологии личности, педагогики искусства, теории композиции.

Актуальность исследования. Одной из основных задач современного художественного образования является необходимость выработать такие методы обучения, которые будут способствовать более эффективному раскрытию творческого потенциала будущих художников, развитию их качеств индивидуальности. Данная проблема всегда была значимой в практике художественного воспитания и в настоящее время она по-прежнему находится в поле зрения художников-педагогов. Принципы обучения пейзажной живописи, применявшиеся мастерами прошлого, а также теоретические разработки ученых в области цветоведения, психологии и педагогики искусства становятся важной составляющей в совершенствовании методов обучения студентов на пленэре в современных условиях. Навыки и знания, приобретенные в процессе выполнения учебных заданий на открытом воздухе, формируют профессиональное мастерство и улучшают качество обучения живописи в мастерской. Эта взаимообусловленность живописи особенно остро ставит проблему исследования методов обучения и развития творческой индивидуальности, прежде всего на пленэре, когда «главным учителем» выступает природа. На открытом воздухе обогащается цветовое восприятие предметного мира в окружении световоздушнои среды, а взаимосвязь пейзажного мотива с архитектурой и пространством формирует понимание студентами вопросов соразмерности и соподчиненности в композиции, воспитывает чувство меры и художественный вкус. Совершенствование живописного мастерства в природной, ландшафтно-архитектурной среде способствует формированию у студентов потребности к самостоятельной творческой работе, главным образом, вне предусмотренных программой учебных часов, что является необхо-

димым условием для развития индивидуальности и профессионального мастерства художника.

Вопросы воспитания творческой личности нашли отражение в эстети-ко-философских, психологических и искусствоведческих работах, но феномен развития творческой индивидуальности художника-живописца на пленэре и механизмы его совершенствования еще недостаточно изучены с позиций педагогики изобразительного искусства.

Состояние и степень изученности проблемы.

При разработке данной проблемы в диссертации применялись теоретико-методические положения, развитые в трудах выдающихся художников, исследованиях отечественных и зарубежных психологов и философов, соотносящиеся с темой диссертации. Мастера русского искусства -А.М.Васнецов, К.А.Коровин, Н.П.Крымов, А.И.Куинджи, И.И.Левитан, А.А.Рылов, А.К.Саврасов, П.П.Чистяков, К.Ф.Юон и др., в педагогической деятельности всегда уделяли значительное внимание развитию художественно-творческой индивидуальности учеников на пленэре.

Изучению вопросов индивидуальности личности посвящены труды отечественных и зарубежных психологов, эстетиков, педагогов: Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Е.Я.Басин, Р.У.Богданова, Л.С.Выготский, В.Л.Дранков, Д.И.Кирнос, Д.А.Леонтьев, А.Г.Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мерлин, Г.Оллпорт, В.А.Петровский, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон.

В последние годы вопросы формирования творческой индивидуальности художников в различных видах искусства рассматривались в ряде диссертационных исследований (М.И.Богачева, 1972; А.В.Конева, 1996). Отдельные аспекты обучения живописи в условиях пленэра так же исследовались в следующих диссертационных работах (А.А.Васильев, 1983; Е.В.Воронина, 2004 г.; М.Н.Макарова, 2004).

Вопросы живописи на пленэре изучались во многих учебных пособиях: М.Д.Базанова, Г.В.Беда, В.В.Визер, В.А.Леднев, Н.Я.Маслов, С.П.Ломов,

А.А.Янковский, А.П.Яшухин. Однако проблема развития и воспитания творческой индивидуальности художников-живописцев в процессе обучения живописи на пленэре в комплексе таких наук как психология личности, педагогика искусства и теория композиции, в трудах указанных авторов не разрабатывалась. Учитывая, что данная проблема комплексно не изучалась, настоящее исследование посвящено разработке заявленной темы.

Объект исследования - пленэрная практика по живописи.

Предмет исследования - особенности развития и воспитания художественно-творческой индивидуальности студентов в обучении живописи на пленэре.

Цель исследования: изучение теоретико-методических вопросов пленэрной практики, способствующих раскрытию художественно-творческой индивидуальности студентов.

Задачи исследования:

проанализировать методы обучения пейзажной живописи мастеров русского искусства конца XIX - начала XX века с позиций их использования в современных условиях;

обосновать необходимость и эффективность включения в учебный процесс сведений о конкретно-исторических памятниках ландшафтной архитектуры в целях развития художественного творчества студентов;

соотнести теорию о цвете пленэрной живописи французского импрессионизма с колористическими задачами обучения живописи в природных условиях и научными положениями курса «Цветоведение»;

ввести знания о композиционно-художественных закономерностях достижения гармонии в методику обучения живописи на пленэре;

выявить особенности личностно-ориентированной методики, основные положения которой способствуют решению проблем повышения качества обучения студентов в условиях пленэрной практики;

провести педагогический эксперимент по оценке эффективности применения индивидуального и коллективного подходов в обучении на пленэре;

проследить динамику формирования практических навыков и умений студентов в лонгитюдном исследовании как в течение четырехлетнего периода обучения пленэрной живописи, так и на отдельных его этапах в целях выявления закономерностей развития креативности и обоснования методики раскрытия творческого потенциала.

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертации использованы следующие методы:

сравнительно-исторический, способствующий выделению традиционных и инновационных путей обучения живописи на пленэре, сохранению и развитию преемственности накопленного опыта, традиций и научных достижений прошлого;

герменевтический, открывающий возможность глубже осмыслить многообразие внутренних и внешних факторов развития творческого потенциала студентов;

1(елостно-дифференцированный, позволяющий соединять индивидуальный и коллективный подходы в обучении студентов пленэрной живописи.

личностно-ориентированный, который позволил развивать творческую индивидуальность каждого из студентов, находящегося в составе коллектива - учебной группы;

педагогического эксперимента, в котором ставилась задача изучения творческого потенциала студентов в конкретных условиях работы на пленэре.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

диссертация является первым исследованием на заявленную тему;

впервые предложена модель качественной оценки уровня развития творческой индивидуальности студента в процессе обучения, представляющая собой единство трех взаимодополняющих сторон: природной одаренности; обученности живописи; творческой активности;

впервые экспериментально обоснована статистическим методом опроса студентов специфика обучения живописи на пленэре: коллективного, личностно-ориентированного и по индивидуальной программе;

впервые предложен метод корреляции учебных заданий по живописи на пленэре с другими специальными дисциплинами (цветоведение, композиция, рисунок, история искусства, художественное краеведение), позволяющий проследить и определить в лонгитюдном исследовании эффективность взаимодействия этих дисциплин в целях развития креативности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

комплексное изучение проблемы взаимодействия психологии личности, педагогики искусства и теории композиции позволяет использовать апробированные в исследовании пути воспитания творческой индивидуальности студентов на пленэре и для других дисциплин учебного процесса (цветоведение, история искусства, мировая художественная культура и др.);

метод, выявляющий профессиональные качества обучения живописи на пленэре в продолжение четырех курсов и на отдельных этапах учебной деятельности позволяет получать объективные результаты динамики развития творческой индивидуальности студентов, что может быть использовано и при оценке качества обучения по другим художественным дисциплинам;

триединый подход к исследованию креативности студентов по взаимодополняющим показателям: природная одаренность, обученность живописи и творческая активность может быть применен и при теоретическом обосновании методов подготовки абитуриентов к художественно-творческой деятельности в различных высших художественных заведениях.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что изученный и сформированный комплекс знаний о композиции и цветовой гармонии является для студентов теоретико-практическим багажом первостепенной значимости, который способствует лучшему проявлению их художественно-творческой индивидуальности; материал исследования может быть использован в лекциях, семинарах и орга-

низуемых учебно-методических выставках в целях повышения качества обучения живописи.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут найти применение при создании учебных теоретико-методических пособий по композиции в живописи; коррекции учебных программ и практических заданий по живописи на пленэре; анализе динамики развития и воспитания индивидуальных творческих качеств студентов в практической деятельности на протяжении четырех лет обучения живописи и на отдельных его этапах, и использовании результатов анализа в оценке последующего творчества.

Положения, выносимые на защиту:

- модель оценки художественно-творческого развития индивидуально
сти студента в процессе обучения, представляющая собой единство трех
взаимодополняющих сторон: природной одаренности; обученности живопи
си; творческой активности;

метод адаптации личностно-ориентированного подхода, представляющий собой индивидуальное обучение студентов в учебной группе;

метод согласования учебных заданий по живописи на пленэре с другими учебными заданиями специальных дисциплин в их комплексе, в целях совершенствования процесса развития художественно-творческой индивидуальности студентов.

Достоверность научных результатов и основных выводов подтверждается:

научной значимостью собранного теоретико-методического материала, его анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования;

опорой на фундаментальные работы в области педагогики искусства, психологии художественного восприятия, философско-эстетические и искусствоведческие труды;

- итогами экспериментов в лонгитюдном исследовании качества подготовки студентов по живописи в коллективном и индивидуально-практическом обучении на пленэре;

- результатами апробации основных положений диссертации в художественно-практической и учебно-педагогической работе на факультете изобразительного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы изложены в докладах и сообщениях на международных и российских научно-практических конференциях: VI и VII Региональные научно-практические педагогические конференции: «Воспитание: вчера, сегодня, завтра...» (СПб., 2003) и «Компетентностный подход в образовании» (СПб., 2004); VI, VII, VIII Российско-американских научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы современного университетского образования» (СПб., 2003, 2004, 2005).

По теме диссертации опубликовано (2002 - 2005 гг.) одиннадцать статей общим объемом 3,95 п.л. Ход работы над диссертацией и ее обсуждение периодически проводились на семинарских занятиях аспирантов и соискателей, а также на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена.

Исследование проводилось на базе факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И.Герцена в период с 2001 по 2005 год.

Структура диссертации. Диссертация представлена в одном томе. Состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, и заключения. Содержит 160 страниц основного текста, 3 рисунка, 1 схему, 2 таблицы, 1 диаграмму и библиографический список, включающий 233 наименования. Иллюстративный материал - 25 иллюстраций, представлен в приложении. Примечания к тексту оформлены в виде постраничных сносок.

Опыт мастеров русского искусства конца XIX - начала XX вв.в обучении пейзажной живописи

Среди мастеров русского искусства конца XIX - начала XX веков можно назвать многих художников, которые соединяли в своем творчестве талант и мастерство живописца с научным мышлением педагога, стремясь подходить к искусству не только на основе интуиции, но также путем логического анализа его законов. Помимо создания произведений они оставили ценное теоретическое наследие по педагогике искусства, в частности, по методике пленэрной живописи. Вопросам творчества и обучения живописи на природе много внимания уделяли А.К.Саврасов, П.П.Чистяков, И.И.Левитан, К.А.Коровин, А.И.Куинджи, К.Ф.Юон, Г.К.Савицкий, В.Е.Савинский, Н.П.Крымов, А.А.Рылов. При рассмотрении особенностей их методики обучения, можно выделить несколько разделов, актуальность и востребованность которых в художественной педагогике отмечается и в настоящее время. Рассмотрим пять таких положений: личный опыт художника в познании законов живописи на пленэре; ориентация студентов на поиск художественного образа; взаимосвязь творческих и теоретико-методических факторов в работе над композицией; роль и место этюда в работе над картиной; светото-нальность и цветотональность в изображении пейзажа.

Нужно отметить, что не всем названным художникам-педагогам удалось оформить принципы своего метода в отдельно изданный теоретический труд. Большая часть методических указаний и описаний основных положе ний их оригинальной педагогической системы сохранилась в документах автобиографического характера, дневниковых записях, письмах и в воспоминаниях учеников. Безусловно, обращение к этому богатейшему и достоверному в своей основе материалу, изучение произведений мастеров прошлого служит источником знаний о специфике их живописного метода, плодотворно влияет на творческий рост студентов сродни обучению у значительного художника в учебной мастерской. Общение с творчеством крупного мастера оказывает решающее воздействие на становление индивидуальности молодого художника, позволяет развить мастерство и художественное видение, которые без помощи руководителя, возможно, сформировались бы только в результате долгих поисков и многих лет работы. В частности, педагогическая деятельность А.Саврасова явилась основой для развития художественного дара у таких значительных мастеров пейзажа как И.Левитана и К.Коровина, которые, в свою очередь, также с увлечением отдавали свои знания делу воспитания своих учеников и сумели привить им серьезное и вдумчивое отношение к искусству пейзажа. Как другой пример можно рассмотреть школу А.Куинджи, художественные принципы которого развили в своих произведениях А.Рылов, Н.Рерих, К.Богаевский, А.Борисов, Ф.Рущиц, В.Зарубин, В.Пурвит и В.Вроблевский, в чьих пейзажах просматривается много общего с живописью и цветовой гаммой их учителя. Творчество Куинджи оказало влияние и на художественный метод Н.Крымова, который не учился непосредственно у этого мастера в академической мастерской, но, освоив его опыт, обобщил и развил учение о тоне в живописи, воспринятое позднее, в свою очередь, многими последователями.

Большие мастера всегда щедро делились своим опытом с молодым поколением. Они понимали, что область искусства необъятна, и до всех его вершин начинающему художнику только своим умением не дойти. Для этого существуют традиции и опыт старшего поколения, которые необходимо осваивать. По мнению Н.Э.Радлова, изучение теоретического наследия «не только полезно, но и необходимо художнику, хотя бы для того, чтобы сокра тить путь освоения уже имеющихся основных творческих приемов» . При этом, перенимая мастерство своих учителей, студентам необходимо стараться найти свое, новое через постоянное изучение природы, дополняя творческую практику познанием композиционных закономерностей искусства.

Опыт живописи конца второй половины XIX - начала XX века в работах ряда мастеров был сродни импрессионизму. Художники работали на открытом воздухе и все более смело использовали чистые цвета, насыщали тени цветом, изображали солнечный свет, вибрацию воздуха. Прославленные мастера искусства этого времени призывали своих учеников в работе над пленэрными этюдами передавать красоту и гармонию окружающей действительности, выражать взаимодействия света, цвета, воздуха, эмоционально -чувственные переживания, вызванные состоянием природы. По мнению Саврасова, правильное понимание живописи и общих правил красоты приходит к художнику только при обращении к природе. По его убеждению именно природа учит передаче быстроизменяющегося освещения, раскрытию богатства цвета и форм. Поэтому, считал он, молодым художникам необходимо воспринимать природу не только через работы старых и современных мастеров, но и самим больше писать с натуры, избегать пассивного ее воспроизведения, стремиться к передаче своего эмоционального отношения к ней. В созданном на холсте мотиве состояние природы должно точно отвечать замыслу художника как выражение его ощущений. Коровин так вспоминал слова своего учителя: «идите туда, в природу, учась у нее, можно найти себя, свое. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту. На днях набрел я на ели в снегу. Какие формы, какое изящество рисунка! Художник должен учиться чувствовать. Главное - чувство».2

Творческая индивидуальность студента-художника в аспекте психологии личности, педагогики искусства и теории композиции

Современное художественное образование, наследуя лучшие достижения педагогики искусства, представляет собой систему единства обучения и воспитания. Задача обучения студентов профессиональной грамотности, то есть необходимым художественно-техническим умениям и навыкам, совмещается с процессом воспитания личностных качеств молодых художников. Процесс выявления творческих возможностей студентов сочетается с развитием их индивидуальности. В этом процессе преподаватель должен учитывать целостную характеристику каждого студента: уровень его способностей и одаренности, индивидуальные природные и психологические особенности личности, подвижность эмоциональной реакции. Все это вместе врожденное и приобретенное оказывает непосредственное влияние на раскрытие творческого потенциала и воспитание индивидуальных качеств.

Вопросы развития творческой индивидуальности студентов были и остаются актуальными. В психологии искусства понятия индивидуальности личности и творческой индивидуальности художника получают определенную дифференциацию. Индивидуальность как уникальность проявляется главным образом в неповторимости жизненного пути любого человека. Уже поэтому личность студента обладает своеобразием, сочетанием только ей присущих качеств и вследствие этого является индивидуальной. Опираясь на определение С.Л.Рубинштейна «свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям» , можно утверждать, что развитие студента в качестве художника происходит вместе с формированием особенностей его мироощущения и сложившегося мировоззрения, способности образного видения и мышления. Так как содержание и форму произведения искусства нельзя отделить от личности мастера, можно утверждать, что помимо знаний на своеобразие творчества непосредственное влияние оказывают его личные убеждения, характер и темперамент, воздействует социальное окружение и духовная жизнь общества. Главным фактором и условием формирования индивидуальности студента является художественно-практическая деятельность. Все это, по словам К.Ф.Юона, находит воплощение в «технике и во всех частях формальной обработки»67 созданной работы. Различные же сочетания свойств и способностей создают неповторимый художественный «почерк». Художественно-творческую индивидуальность можно определить как высшую качественную характеристику художника, в характере практической деятельности которого, как субъекта искусства, индивидуальное предстает как особенное, оригинальное и неповторимое проявление творчества. Однако это качество не является застывшим и неизменным свойством: оно формируется, развивается или, напротив, утрачивается. Можно заключить, что не любой художник может стать подлинной творческой индивидуальностью.

Индивидуальное в искусстве представляет собой субъективное изображение объективного мира и выражается в творческой активности художника, в идейно-эстетическом осмыслении им жизненных явлений, раскрытии собственного воззрения на жизнь и в его деятельности. Однако роль субъективного фактора в искусстве нельзя отождествлять с произволом, а творческую оригинальность — с нарочитым оригинальничанием, ведущими к нарушению художественной правды, которая требует осмысливания, обобще 66 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АПН СССР, 1957. - С. 309. ния, создания образов, раскрывающих общее в индивидуальном, единичном. Трактовка отношения автора к явлениям действительности, языком искусства тогда имеет самобытный характер, когда соответствует реальному объекту изображения, раскрывает стороны и грани окружающего мира, обогащая его личными эмоциональными переживаниями, размышлениями, творческой фантазией и эстетическими оценками. Индивидуальность живописца проявляется не в раскрытие темы произведения, а в остроте трактовки художественного образа. Отношение к жизни у такой индивидуальности открывается в способности видеть и изображать объекты и явления не в их привычном ракурсе, а в неожиданном уникальном решении, многообразии и свежести. В процессе творчества художник преломляет явления действительности через призму своего мировоззрения, своего внутреннего мира, воображения. Причем нужно отметить, что в творческой деятельности происходит процесс двойного созидания, ибо, по верному определению Е.Я.Басина, художник, создавая «с помощью художественной формы образы, отображающие реальную действительность и преобразующие ее в особую художественную реальность, одновременно преобразует и себя, свою личность»68.

title3 Исследование учебных заданий по живописи в целях совершенствования процесса обучения студентов на пленэре link3

В высших учебных художественных заведениях органическим продолжением аудиторного учебного процесса является летняя пленэрная практика, в ходе которой умения и навыки по живописи, рисунку и композиции закрепляются и углубляются при выполнении учебных заданий вне стен мастерской. Одной из важных целей работы на пленэре является претворение студентами на практике знаний, приобретенных на занятиях по цветоведению, которые также способствуют развитию профессионального художественного мастерства. Пленэр играет важную роль в воспитании эстетического восприятия действительности, в формировании гармоничной личности студента, обогащает его духовный мир. У студентов, развивается пространственное мышление, стимулируется творческая активность. Перед молодыми художниками стоит задача научиться видеть мир творчески, образно и цельно, не копировать, а изображать жизнь природы, развивать умение находить в обыденном нечто необыкновенное. Помимо передачи природных и архитектурных форм и пространств, особое значение имеет эмоциональная выразительность этюдов, гармония и единство цвета. В этом отношении эффективны занятия живописью на открытом воздухе в осеннее время, когда общее цветовое состояние природы отличается особой красочностью. Это помогает студентам развивать художественно-ремесленную сторону профессии, сформировать умение воплощать мысли и чувства в зримые образы. Именно работа на пленэре дает богатый материал для будущих учебно-творческих композиций, для выполнения дипломной работы.

Основной задачей живописи на открытом воздухе является создание эмоционального образа пейзажа. Педагогу необходимо воспитывать у студентов умение формулировать художественную идею - интересный мотив, наиболее полно выражающий и раскрывающий его красоту. При выборе мотива студент должен «влюбиться» в то, что он хочет написать, смотреть на природу просто, внимательно, и открыто - непосредственно. Пытаться понять свое впечатление, затем исходить как от главного и общего к деталям, наблюдая природу через внутреннее состояние, не придумывая лишнего. Необходимо больше осознавать сущность гармонии в природе, так как этюд является своего рода записью ее состояния, открытием неожиданных решений.

Учебная программа пленэрной живописи в основном содержит следующие задания: выполнение студентами кратковременных этюдов быстроменяющихся состояний природы, длительных городских и парковых пейзажных этюдов; живопись натюрморта с цветами или предметами быта в саду; этюды портрета и фигуры натурщика в пленэре. Рассмотрим задания по программе и задачи, встающие перед студентами при их выполнении.

«Натюрморт с цветами или предметами быта на пленэре». Аналогичное учебное упражнение с изображением предметного мира, которое выполняется студентами на протяжении всех курсов и в условиях мастерской. Но при работе на открытом воздухе оно усложняется, так как связано с изучением влияния освещения и воздушной среды, рефлексов неба, зелени, окружающих объектов на цветовое состояние растительных форм и предметов натюрморта. На пленэре у студента формируется понимание изменения локального цвета предметов под воздействием силы света и цвета.

Для того чтобы облегчить студентам переход от живописи в мастерской к работе на открытом воздухе, в случае ненастной погоды не позволяющей выйти на пленэр, выдается задание написать букет цветов на фоне раскрытого окна (ил. 14). Целью задачи является формирование навыка изображать предметы постановки в единстве с пейзажем. Это упражнение особенно необходимо как переходной этап, подготовка к выполнению пейзажной живописи. Студентам важно одновременно определить и букет цветов, и оконную раму, и пейзаж в качестве фона, правильно взять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах, не забывая, что цветы должны быть главным, ключевым объектом в работе. Даже находящиеся в помещение, они продолжают оставаться частью природы. Следовательно, художник, изображая их, выражает непосредственно свое отношение всему увиденному. Студенты должны понимать, что создают не просто предметы или вещи, а «предметы позирующие». Как и при работе над портретом натурщика необходимо передать образ человека с индивидуальными чертами и характером, выразить свое отношение к данному человеку, так и в живописи натюрморта перед студентами стоит задача раскрыть образ конкретных цветов в их взаимосвязи с окружением, наполнить этюд эмоциональным содержанием. В качестве примера педагог может ориентировать учеников на творчество Коровина, который утвердил в русском искусстве этюд как самостоятельную и равноправную форму станковой живописи. В его натюрмортах представлено множество интересных решений. Излюбленным «персонажем» художника стал букет пышных густо-красных роз, которые задают тон и в композиции, и в колорите его картин, в таких как «Розы» (ил. 5) (1912. Омский музей изобразительных искусств) и «Цветы» (ил. 6) (1917. СПб. ГРМ).

Похожие диссертации на Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов