Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Семенова Мария Александровна

Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре
<
Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенова Мария Александровна. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Омск, 2006 223 с. РГБ ОД, 61:07-13/341

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Научно-теоретические основы развития художественно-творческих способностей студентов на пленэре средствами акварельной живописи»

1.1. «Психолого - педагогические основы развития художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре» 18

1.2. «Развитие акварельной живописи на пленэре» 49

1.3. «Акварель и её возможности. Приёмы и методы работы акварелью на пленэре» 61

Глава 2. «Педагогические условия, способствующие развитию художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре»

2.1. «Разработка методики проведения занятий по акварельной живописи на пленэре, направленной на развитие художественно- творческих способностей» 71

2.2. «Описание методики проведения экспериментальной работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов» 104

2.3. «Результаты экспериментально исследовательской работы по развитию художественно-творческих способностей студентов педагогических вузов в процессе занятий по акварельной живописи на пленэре» 147

Заключение 160

Список литературы 167

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования подчеркивается неограниченными возможностями занятий на пленэре в творческом развитии обучаемых, поскольку учебно-творческая практика - пленэр, является продолжением учебного процесса по композиции, живописи, рисунку и входит составной частью в систему специальной подготовки художника-педагога. Целью пленэрной практики является закрепление и расширение полученных студентами на занятиях по рисунку и живописи знаний и навыков, выработка умения их творческого применения на открытом пространстве в условиях естественного освещения, а также развитие эстетических представлений в процессе непосредственного общения с природой - это является очень важным аспектом в формировании художественных способностей будущих художников-педагогов в целом. Изучение природы и рост профессионального уровня в овладении техникой акварельной живописи должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия формирования творческих способностей специалиста. Этим обусловлена актуальность данного исследования, так как творческий подход к созданию живописного изображения основывается на впечатлениях, полученных непосредственно от общения с натурой, а в результате работы на пленэре появляется вдохновение, созревают замыслы пейзажных композиций, необходимые для дальнейшего творчества педагога.

Постоянно повышающиеся требования к профессиональному уровню будущих художников-педагогов свидетельствуют о необходимости

5 подготовки специалистов, свободно владеющих педагогическими и

специальными умениями и навыками, высокой эстетической и

художественной культурой. Акварель является уникальным художественным

материалом, способствующим воспитанию культуры восприятия цвета,

художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой. Чем

лучше студенты овладевают акварелью, тем легче и доступнее для них

становится дальнейшее обучение. Студент, умеющий писать акварелью,

легко овладевает техникой работы гуашью и темперой, акрилом, маслом.

Свойства акварели выступают в качестве живописного подмалевка под

масляную живопись. Студенты старших курсов, выполняющие натурные

предварительные этюды акварелью, более эффективно работают над

длительными постановками в масляной технике. В декоративном искусстве

студент, умеющий писать акварелью, легко осваивает технику росписи ткани

- батик. Акварельные этюды, выполненные на пленэрной практике, часто

становятся основой для дальнейшей дипломной и творческой работы. Все это

подтверждает важность умения свободного владения техникой акварельной

живописи для студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Вместе с тем зачастую выполняя работу на пленэре, студенты оказываются

неподготовленными к работе с акварелью на открытом пространстве. Они не

понимают преимущественные свойства акварели в передаче

непосредственного впечатления и не умеют применять их в своих работах.

Для развития художественно-творческих способностей на пленэре наиболее

целесообразен метод a la prima - живопись акварелью по-сырому, написанная

в один прием. Такой метод особенно эффективен при создании пейзажных этюдов, когда изменчивые состояния погоды обязывают к быстрой технике исполнения.

Изучение акварели и обучение ее приемам очень важный аспект в преподавании живописи. Необходимо отметить, что педагогу в школе необходимо уметь работать в первую очередь акварелью. Вместе с тем на сегодняшний день исследований по технике акварельной живописи явно недостаточно.

В историческом обзоре методов обучения акварельной живописи необходимо подчеркнуть важность художественно-педагогического наследия таких мастеров, как М. А. Врубель, Н. П. Крымов, И. Е. Репин, В. А. Савинский, В. А. Серов, В. И. Суриков, П. П. Чистяков и др.

Некоторые проблемы обучения акварельной живописи и развития творческих способностей исследовались в диссертационных работах Э. Н. Беды (23), Т. Г. Безгодовой (24), Б. Г. Гагарина (45), В. И. Денисенко (61), А. М. Михайлова (126), М. М. Старикова (179), В. М. Соколинского (175), А. А. Унковского (185) , А. П. Яшухина (206) и др.

Проблема индивидуального подхода в обучении акварельной живописи отражена в диссертационной работе Н. А. Косенко (92). Процесс развития творческих способностей во время пленэрной практики исследовали: Н. Я. Маслов (116,117), Н. М. Молева (128), В. М. Соколинский (175), С. Е. Токарев (182), Л. Г. Ушакова (188).

7 Теоретические и методические проблемы в контексте формирования и

развития творческих способностей на занятиях по изобразительному

искусству обстоятельно исследовались в работах: В. П. Зинченко(71,72,73),

А. И. Иконникова (78), В. С. Кузина (95, 96), В. К. Лебедко (100), С. П.

Ломова (112), Л. Г. Медведева (118), А. С. Пучкова (148), Н. Н. Ростовцева

(162), В. Н. Стасевича (178), Н. К. Шабанова (194,195), Е. В. Шорохова (197)

и др.

Важнейшие психологические особенности изобразительной деятельности отражены в работах известных ученых: Б. Г. Ананьева (9,10), Р. Арнхема (14), Н. Н. Волкова (36,37), Л. С. Выготского(41,42,43,44), Е. И. Игнатьева (74), В. С. Кузина(95,96),А. Н. Леонтьева (102,103), Б. Ф. Ломова(112), Р. С. Немова (131), О. И. Никифоровой (133), С. Л. Рубинштейна (164), Б. М. Теплова (180,181), П. М. Якобсона (204).

Вместе с тем обучение искусству акварельной живописи требует поиска наиболее эффективных форм и методов обучения.

Обзор изученных источников специальной литературы по методике преподавания акварельной живописи, психологии искусства, художественной педагогике свидетельствует о том, что данная проблема тесно связана с развитием художественно-творческих способностей студентов, их эстетической самодостаточностью и поэтому является актуальной и требует обстоятельных исследований.

8 Необходимо подчеркнуть, что освоение приемов и возможностей

акварельной живописи поможет студентам научиться не только технике

работы акварелью, но и решить ряд творческих задач:

композиционное решение пейзажа;

умения быстро схватывать сюжет конкретного пейзажа;

технически быстро справляться с плоскостью листа;

раскрывать свои творческие возможности;

развивать художественно-творческие способности;

определенной художественной смелости.

При помощи разных заданий и упражнений в технике a la prima преодолевается, прежде всего определенный страх перед акварельной живописью. Для эффективной организации обучения необходимо заинтересовать, увлечь, а также привить любовь к искусству акварели. Для этого целесообразно использовать разнообразные темы, задания, работу с натуры, по памяти, воображению и представлению:

Упражнения на развитие техники акварели.

Учебные натурные постановки натюрмортов на пленэре.

Творческие задания, направленные на самостоятельный поиск образного решения композиции.

Кратковременные этюды пейзажа с натуры.

Создание учебных методических пособий на компакт-дисках.

«Мастер-классы».

Индивидуальный подход в обучении.

Просмотры и анализ выполненных заданий.

Посещения музеев и выставок.

Ознакомление с традициями искусства мастеров русской и зарубежной акварели.

Проведение студенческих выставок учебных творческих работ.
Использование перечисленных факторов расширяет кругозор, повышает

качество акварельной живописи, прививает любовь к искусству, что в конечном счете активирует творческую деятельность обучаемых.

Проблема исследования состоит в поиске эффективных методов работы акварелью на пленэре, способствующих развитию художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Объект исследования - процесс обучения акварельной живописи студентов художественных факультетов педагогических вузов в условиях пленэра.

Предмет исследования - методы и формы работы акварелью на пленэрной практике, способствующие развитию художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Цель исследования - научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные формы и методы работы в технике акварельной живописи на пленэре, способствующие развитию художественно-творческих способностей студентов.

10 Гипотеза исследования: эффективность развития художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов значительно повышается, если методика освоения искусства акварельной живописи в условиях пленэрной практики будет основываться на:

  1. Изучении специфических художественно-выразительных возможностей метода a la prima, ставящего художника перед необходимостью краткосрочного, целостного, эмоционально-образного восприятия натуры.

  2. Использовании широкого спектра возможностей акварельной живописи для достижения целостного решения этюда.

  3. Применении на занятиях индивидуального подхода в обучении, предполагающего необходимость использования современных информационно-технологических средств и мастер-классов по основным темам учебной программы пленэрной живописи.

Задачи исследования:

Изучить труды в области методики обучения изобразительному искусству, художественно-творческой практики, искусствоведения, психологии и физиологии, философии и педагогики. Провести анализ методической и теоретической литературы по проблеме исследования, позволяющий рекомендовать метод a la prima как наиболее эффективный в процессе формирования художественно-творческих способностей студентов.

Провести историко-теоретический анализ развития акварельной живописи, исследовать возможности акварели на пленэре, влияющие на развитие художественно-творческих способностей студентов, на примере мастеров изобразительного искусства.

Разработать методику последовательного освоения приемов акварельной живописи, наиболее соответствующую развитию художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в условиях пленэрной практики.

Разработать и ввести в занятия наглядную методику обучения акварельной живописи в виде дидактических материалов на компакт-дисках.

Провести серию мастер-классов по основным темам пленэрной практики для наглядного демонстрирования студентам возможностей техники акварельной живописи.

Экспериментально проверить эффективность методики освоения приемов акварельной живописи на пленэре.

Методологической основой исследования явились основополагающие концепции в области педагогики, философии, психологии, эстетики по проблемам познания методико-педагогических концепций формирования художественно-творческих способностей, теоретические и методические разработки художников - педагогов в области преподавания акварельной живописи.

Методы исследования:

- анализ архивных методических материалов;

изучение программ по пленэрной практике;

анкетирование;

беседы с преподавателями и студентами;

экспериментальная работа;

создание педагогических ситуаций;

опросы и ответы студентов на занятиях;

педагогическое наблюдение за выполнением этюдов на пленэре (открытое, скрытое);

анализ студенческих работ.

База исследования кафедра рисунка и живописи Московского городского педагогического университета (МГПУ). Ряд исследований также проводился на кафедре дизайна Московского открытого социального университета (МОСУ).

Основные этапы исследования.

1 этап - 2000-2003 гг., состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе опыта мастеров акварельной живописи русской и зарубежной школы, определении возможностей акварели и ее месте в пленэрной практике. Определении целей и задач в проведении опытно-экспериментальной работы на пленэрной практике, разработке методов эксперимента. По окончании данного этапа были определены исходные позиции исследования, предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Проводился поисковый эксперимент, направленный на поиск наиболее эффективных методов развития

13 художественно-творческих способностей студентов в условиях пленэрной

практики.

  1. этап - 2003-2004 гг. Проводился констатирующий эксперимент, позволяющий наметить наиболее эффективные методы развития художественно-творческих способностей студентов в условиях пленэрной практики. Разрабатывалась наглядная методика обучения акварельной живописи (создание учебных фильмов на компакт-дисках). Разрабатывалась специальная система заданий,, наиболее соответствующая развитию художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в условиях пленэрной практики. Разрабатывалась методика проведения мастер-классов.

  2. этап - 2004-2006 гг. Посвящен разработке методики, наиболее соответствующей развитию художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в условиях пленэрной практики, проведению формирующего, контрольного эксперимента и обработке результатов опытно-педагогической работы, уточнению выводов, подготовке рекомендаций и внедрению их в педагогическую практику работы со студентами на пленэре, оформлению диссертации.

Научная новизна заключается в следующем:

- Проведен научный и историко-теоретический анализ развития акварельной живописи на пленэре.

- Научно- теоретически обоснованы возможности различных приемов

акварельной живописи в процессе развития художественно-творческих способностей студентов на пленэрной практике.

- Научно обоснована методика проведения занятий, оптимально
соответствующая развитию художественно-творческих способностей
студентов художественных факультетов педагогических вузов в условиях
пленэрной практики, заключающейся в эффективном использовании новых
информационно-технологических средств и методов индивидуального
подхода в процессе овладения техникой акварельной живописи.

Теоретическая значимость заключается в том, что внесен вклад в разработку теории развития художественно-творческих способностей студентов путем создания научно обоснованной и экспериментально проверенной методики занятий акварельной живописью на пленэре, основанной на: а) использовании техники a la prima как особо стимулирующей развитие художественно-творческих способностей; б) наглядной, поэтапной методике выполнения учебных и творческих натюрмортов и пейзажей на пленэре, представленной в виде дидактических пособий на компакт-дисках; в) специально разработанной методике проведения мастер- классов.

Практическая значимость исследования заключается: в подготовке программы проведения мастер- классов по основным темам пленэрной практики для наглядного демонстрирования студентам возможностей техники акварельной живописи на пленэре; разработке дидактических

15 пособий по методике освоения приемов акварельной живописи на пленэре на

компакт-дисках; использовании метода a la prima как особо стимулирующего

развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе

занятий акварельной живописью.

Результаты исследования могут быть использованы на практических занятиях по освоению акварельной живописи в высших, средних художественно-педагогических учебных заведениях, а также в практической творческой работе художников.

Ряд положений из диссертационного исследования может быть использован в учебных изданиях по пленэрной практике, а также послужить материалом для дальнейших исследований.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современных достижений педагогической, психологической и искусствоведческой наук в области художественно-творческого развития личности, использованием комплексной методики исследования и результатами опытно-экспериментального обучения, проверкой основных положений диссертационного исследования в условиях пленэрной практики.

На защиту выносится методика освоения приемов акварельной живописи, направленная на эффективное развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в условиях пленэрной практики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:

в процессе экспериментального обучения студентов 1, 3, 4 курсов факультета ИЗО и дизайна на пленэрной практике Московского городского педагогического университета (МГПУ). (2003 - 2006 гг.)

в практике занятий по живописи со студентами 1, 2 курсов факультета дизайна Московского открытого социального университета (МОСУ), на занятиях в колледже с учащимися 1, 2, 3 курсов (МОСУ) (2003 - 2005 гг.)

в процессе преподавания акварельной живописи в детском юношеском клубе «Виктория» МУДОД ЦДОД «Виктория» г. Химки. (2000 -2006 гг.)

в ходе проведения занятий в авторской мастерской при Московской областной общественной организации «Союз Художников» (МОООСХ) (2000-2006 гг.)

в процессе проведения серии мастер-классов по акварельной живописи в «Информационно-деловом центре молодежи» г. Химки (2000 -2005 гг.)

в выставочной деятельности авторских и учебно-творческих работ студентов МГПУ, МОСУ.

По материалам исследования были сделаны доклады на научно-практических межвузовских конференциях:

- «Теоретико-методические проблемы качества подготовки специалиста
в вузе» МОСУ (2005 г.).

- «Пути развития художественного образования»: Научно-практическая

факультетская конференция, посвященная 10-летию Педагогического университета 23 марта 2005 г. МГПУ(2005 г.).

- «Пути развития художественного образования» МГПУ (2006 г.)

Ход исследования и его основные положения обсуждались на Ученом совете факультета изобразительного искусства и дизайна, заседаниях кафедры рисунка и живописи Московского городского педагогического университета.

Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью публикаций, разработки компакт-дисков (создание учебных фильмов на компакт-дисках, раскрывающих и наглядно показывающих этапы работы по выполнению натюрморта и пейзажа на пленэре), проведения мастер-классов по акварельной живописи на пленэре, а также специально разработанной методики освоения приемов акварельной живописи на пленэрной практике, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

«Психолого - педагогические основы развития художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре»

Процесс художественного образования и эстетического воспитания студентов не возможен без развития художественно - творческих способностей, в данном параграфе мы попытаемся проанализировать механизм формирования художественно - творческих способностей в процессе занятий акварельной живописью в условиях пленэрной практики. В результате обучения на художественных факультетах педагогических вузов преследуется цель профессиональной подготовки образованного художника - педагога, воспитание творческой личности. На базе научно -теоретических знаний в художественном творчестве наиболее полно отражается личностное, субъективное отношение к миру, законы нравственного поиска, самосовершенствования. Личностная сторона творческих процессов не исключает обучения творчеству в процессе овладения определёнными приёмами стимуляции личностной рефлексии. Развитие художественно-творческих способностей студента невозможно без творческого развития личности. На первом этапе обучения будущего художника - педагога как творческой личности большое значение имеет творческая среда, именно такая среда преобладает на пленэре, в которой оказывается студент, степень его работоспособности, психологическая совместимость с преподавателем, комплекс психофизических свойств личности, которые определяют способности человека. В современной педагогике воспитания и гармоничного развития личности развитие способностей выделяют как одну из наиболее важных целей. Проблема развития художественно - творческих способностей студентов является актуальной проблемой воспитания и обучения. Исследуя ее, нужно, прежде всего, выяснить, что такое способности в широком смысле и художественно-творческие в частности.

Исследованием способностей занимались и занимаются многие отечественные психологи. Среди них можно выделить работы Б. М. Теплова (180), Р. С. Немова (131), С. Л. Рубинштейна (164), Б. Г. Ананьева (9,10), Л. С. Выготского(41,42,43,44), А. Н. Леонтьева (102,103), В. С. Кузина (95,96), и др. В их исследованиях рассматривается содержание, определение сущности, понятие «способности».

Б. М. Теплов пишет, что способности это индивидуально-психологические особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности и не сводятся к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. (180 С. 6).

Р. С. Немов определяет способности так: «Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике (131. С. 375). С. Л. Рубинштейн считает, что: «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результат закрепления не способов действия, а психических процессов «деятельностей», посредством которых действия и деятельности регулируются» (164. С.546). B.C. Кузин говорит о способностях, следующим образом: «Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности». (95. С. 290). Данные определения позволяют заключить, что любая способность является способностью к какой - то деятельности и включает в себя необходимые свойства и качества, соответствующие требованиям этой деятельности. Способности делятся на общие и специальные. Общими мы называем способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека. Специальные способности проявляются только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, педагогические и др.) А. Г. Ковалев (90) кроме двух видов способностей выделяет еще третью группу - способности к практической деятельности. К ним он

относит конструктивно - технические, организаторские и педагогические способности. В основе такой классификации лежат три вида деятельности: наука, искусство и практика, которые предъявляют свои требования к способностям человека.

«Акварель и её возможности. Приёмы и методы работы акварелью на пленэре»

В своей работе я попытаюсь приоткрыть ту тонкую грань в раскрытии мастерства этой красивой и деликатной техники, а также предложить путь развития творческих способностей при обучении акварельной живописи.

Слово «акварель» произошло от латинского «aqua» - вода. Акварель водяные краски. Акварелью называют и технику живописи, и отдельные произведения, выполненные акварельными красками. Основное качество акварели - прозрачность и легкость тончайшего красочного слоя. Этим она отличается от масла, темперы и гуаши. Акварель- это живопись светом. Свет в акварели создает оставшаяся не закрашенной белая поверхность бумаги, где образуются участки наибольшей освещенности. Техника может быть самой разнообразной: мелкие сливающиеся мазки, широкие мазки, положенные рядом, наложение одного слоя краски на другой. Для получения тональных переходов используют тончайшие переливы и всевозможные вливания цвета.(206) В акварели существуют два основных метода работы. Первый - это многослойная акварельная живопись с моделирующим прокладочным тоном, поверх которого художник постепенно накладывает прозрачные лессировки, достигая определенной силы цвета. Второй метод - a la prima, при котором на бумагу сразу наносится цвет необходимой интенсивности. Причем бумага может быть как мокрой, так и сухой, важен сам принцип работы в один прием.

Первый способ был распространен в начале 19 века, второй появился и завоевал признание в конце 19 - начале 20 века. На практике оба эти приема могут сочетаться и варьироваться.

Акварельная техника стоит на границе между графикой и живописью. По многоцветное она близка живописи. А по своим небольшим размерам, по достаточно быстрому исполнению, по материалу на котором работает художник (на бумаге), ее относят к графическому искусству.(7.)

В акварели почти не возможны поправки, она требует от живописца максимально развитого чувства цвета, целостного видения, деликатности и большого художественного вкуса. Современный педагог должен развиваться как художник, умение работать в разных техниках обязательное условие для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства. Педагог, как и художник-акварелист должен опираться на опыт прошлого, который полезен и нужен для расширения кругозора, знакомства с техникой работы мастеров, а также поможет в становлении собственного пути.

Разнообразие приёмов и методов работы акварелью сложно ограничить уже известными: по - сырому, по - сухому, лессировки. Акварель-это состояние души. За каждым большим художником, работающим в данной технике, закрепился его собственный изобразительный метод работы акварелью. Существует метод Врубеля, Левитана, Делакруа, Брюллова, Иванова, Сеньяка, Фонвизина и других выдающихся мастеров живописи. Раскрыть возможности акварели наглядно помогают примеры живописи мастеров изобразительного искусства. Превосходно владел акварелью мастер пейзажной живописи И.И. Левитан. В работе над пейзажем от художника требуется большее мастерство акварельной живописи, а приобрести его можно только непосредственно в творческом общении с природой. В пейзажной живописи цвет и рисунок взаимосвязаны. Важно уметь писать заливками, цветовым пятном также рисовать кистью ветви деревьев, растения. Смело чувствовать материал и выбирать для воплощения своей идеи тот или иной изобразительный метод. Акварели И.И. Левитана «Осень».

«Разработка методики проведения занятий по акварельной живописи на пленэре, направленной на развитие художественно- творческих способностей»

Разработка методики включала в себя несколько этапов 1 этап исследования - 2000-2004 гг. состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, анализе опыта мастеров акварельной живописи русской и зарубежной школы, определении возможностей акварели и ее месте в пленэрной практике. Проводился поисковый эксперимент. Основной целью проведения поискового эксперимента, являлся поиск и определение рациональных и эффективных путей развития художественно- творческих способностей студентов на занятиях по акварельной живописи на пленэре. На основании поискового эксперимента была разработана методика, направленная на развитие художественного восприятия, зрительной памяти, пространственного, композиционного и творческого мышления, умения применять различные приёмы акварельной живописи в учебной творческой работе. Разрабатывалась наглядная методика обучения акварельной живописи, дидактические пособия (учебные фильмы на компакт-дисках). Наряду с вышеперечисленным, уточнялись задачи исследования. Разрабатывались и дорабатывались задания наиболее соответствующие развитию художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в условиях пленэрной практики. Разрабатывалась методика проведения мастер - классов. Возрастание роли и значения развития художественно - творческих способностей студентов в процессе обучения требует четкой организации педагогического процесса. Нами была разработана и апробирована в течение нескольких лет серия экспериментальных заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре. Разрабатывая систему специальных заданий по развитию художественно-творческих способностей, мы стремились определить, какие конкретно знания и умения необходимы студенту для развития художественно - творческих способностей, профессионального становления художника - педагога. Ряд исследований также проводился на кафедре дизайна Московского открытого социального университета (МОСУ). Основными методами сбора данных, для изучения данной проблемы в процессе поискового эксперимента были использованы следующие методы:

1. Анализ мемуарных и архивных методических материалов.

2. Анализ учебных программ по рисунку, живописи, композиции, изучение программ по пленэрной практике для педагогических вузов.

3. Педагогическое наблюдение за выполнением этюдов на пленэре (открытое, скрытое), за учебным процессом по живописи на пленэре.

4. Анализ студенческих акварельных работ, выполненных на пленэре.

5. Беседы с преподавателями и студентами, интервьюирование.

6. Анкетирование студентов и преподавателей.

7. Экспериментальные занятия.

8. Метод создания педагогических ситуаций.

9. Опросы и ответы студентов на занятиях.

Анализ полученных данных в ходе поискового эксперимента помог определить задачу формирующего эксперимента. В процессе апробации экспериментальной методики освоения приемов акварельной живописи на пленэре, основанной на: а)эстетическом восприятии действительности, б)необходимом овладении техникой a la prima, в)педагогической установке на создание художественного образа, г)установке на обязательную завершенность работы и д)индивидуальном подходе в обучении, необходимо было доказать гипотезу исследования об эффективном влиянии этих факторов на развитие и активизацию художественно-творческих способностей студентов.

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре