Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Чжан Цзюнь

Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов
<
Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжан Цзюнь. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Чжан Цзюнь; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2008.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/511

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки освоения китайской народной музыки студентами-музыкантами

1.1. Основные этапы исторического развития музыкального искусства Китая в контексте культурных традиций.

1.2. Специфика народной музыки Китая и её влияние на развитие профессионального музыкального искусства

1.3. Педагогические условия и методы освоения китайской народной музыки студентами-музыкантами российских вузов

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы изучения китайской народной музыки студентами-музыкантами

2.1 Содержание спецкурса «Китайская народная музыка» в контексте подготовки педагогов-музыкантов

2.2 Цель, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы 98

Заключение 124

Библиография 126

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема формирования у студентов-музыкантов коммуникативных компетенций, культуры понимания и принятия музыкальных культурных традиций разных народов мира, - одна из наиболее актуальных в современном профессиональном музыкальном образовании. В настоящее время в связи со значительным расширением межкультурных контактов России со странами не только Европы (что само по себе традиционно), но и государствами Азии, Африки и Америки, насущной стала проблема формирования адекватных представлений у молодежи о культуре и художественных традициях народов, населяющих эти континенты. И поскольку Китай, самая крупная и многонаселенная страна Дальневосточного ареала, является активным партнером России по экономическим и культурным связям, знакомство современных российских студентов с особенностями культурных традиций, языка и искусства Китая представляется весьма важным и актуальным.

Общеизвестно, что наиболее ярко национальные особенности проявляются в народном художественном, в том числе музыкальном, творчестве. Музыкальная культура народов помимо особенностей музыкального мышления, проявляющихся в ладово-интонационном складе народного мелоса, жанровой специфике, формах самовыражения, тембровом своеобразии, манерах и традициях исполнительства, концентрирует в себе характерные черты психологии этноса, национального самосознания, ценности духовной культуры.

До наших дней дошли многочисленные высказывания философов Китая о сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей был могучий и яркий талант китайского народа. В процессе длительного развития Китайского государства — от древних времен, средневековья и вплоть до современности - постепенно формировались и совершенствовались пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

В современном обществе народная музыка также занимает важное место в нравственно-эстетическом воспитании молодежи. Поэтому в процессе подготовки высокопрофессиональных педагогов-музыкантов народной музыке уделяется особое внимание, как фактору, помогающему развивать необходимые будущему педагогу качества личности. Использование музыкального фольклора разных народов мира в профессиональном музыкально-педагогическом образовании позволяет создать благоприятные условия для актуализации индивидуальных возможностей и открывает перспективу саморазвития личности.

Необходимость расширения межкультурных контактов, возрождения народных музыкальных традиций обусловила актуальность подготовки в педагогических институтах учителей музыки, руководителей детских народных коллективов, владеющих системой знаний песенного фольклора, навыками народного пения, и в том числе китайской музыки. Однако программы для ее изучения не разработаны. Это определило проблему и выбор темы диссертационного исследования: «Китайская народная музыка как средство профессиональной педагогики студентов музыкальных факультетов».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, педагогических условий и методов освоения спецкурса «Китайская народная музыка».

Объектом исследования является китайская народная музыка в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования — процесс изучения будущими педагогами музыкантами китайской народной музыки, как составляющей неевропейских культурных традиций.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Рассмотреть особенности китайской народной музыки как составляющей национальных и мировых традиций, и выявить ее влияние на развитие китайской профессиональной музыки.

2. Обосновать теоретико-методические позиции освоения китайской народной музыки студентами музыкально-педагогических факультетов российских вузов.

3. Разработать спецкурс «Китайская народная музыка» и апробировать его в процессе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза нашего исследования:

Эффективность освоения китайской музыки зависит от комплекса следующих педагогических условий:

- формирование у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

- осуществление межпредметных связей между дисциплинами историко- теоретического цикла, на основе сопоставления китайской музыки с музыкой европейских стран и России, направленного на постижение общего и особенного в каждой музыкальной культуре;

- применение комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа истории музыки Китая; сопоставление произведений разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка европейской, русской и китайской традиций); вокализация и сольфеджирование китайских народных мелодий и др.

Методологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной педагогической науки, труды китайских и зарубежных философов, педагогов и культурологов, посвященные вопросам образования (О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.К.Бабанский, Инь Айцин, В.А.Канн-Калик, В.В.Краевский, Лю Пэй, Л.А.Рапацкая и др.), культуры (С.А.Арутюнов, И.В.Гайда, М.Е.Кравцова, А.В.Меликсетова, Д.Г.Редер, Тураев Б.А., Фань Вэнь Лань и др.), истории и психологии искусства (Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, Се Менган, В.И.Петрушин, Цзо Чжэньгуань и др.). При разработке проблемы содержания спецкурса китайской музыки автор опирался на работы В.П. Шестакова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, И.И. Земцовского, Л.А. Рапацкой, Э.Б. Абдуллина и др.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, культурологической исторической искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; изучение государственных программ музыкальных вузов по предметам музыкально-исторического цикла и анализ учебно-методической документации, учебных планов, пособий и учебников, а также передового музыкально-педагогического опыта; обобщение опыта преподавания курса «Китайская народная музыка» автором диссертации; эмпирические методы анализа педагогической действительности (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогическое собеседование и др.). При проведении экспериментального исследования использовался метод рейтинга.

Основные этапы исследования:

Первый этап - поисково-теоретический (2004-2005 гг.) - изучение и анализ философской, искусствоведческой, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; определение и формулировка цели и предмета исследования, разработка гипотезы и задач; анализ состояния проблемы и выявление положительных сторон и недостатков в изучении китайской народной музыки; проведение констатирующего этапа эксперимента для определения исходного состояния объекта исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2005-2006 гг.) - составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента; проведение формирующего психолого-педагогического эксперимента, выбор форм, методов по спецкурсу «Китайская народная музыка».

Третий этап - заключительно-обобщающий (2006-2007 гг.) - внедрение разработанного спецкурса, анализ его влияния на эффективность нравственного и эстетического воспитания; интерпретация, обработка и обобщение полученных результатов опытно-экспериментального исследования; оформление результатов.

Научная новизна исследования состоит в разработке стратегии освоения китайской народной музыки в процессе подготовки учителей-музыкантов, направленной на расширение и углубление представлений студентов о мировом музыкальном искусстве за счет обращения к музыкальным культурам народов Востока, до настоящего времени не включавшихся в процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов, воспитание восприимчивости к инокультурным явлениям.

Определены педагогические условия освоения музыкального искусства Китая студентами-музыкантами в педагогических вузах России: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китая; взаимодействие музыкальных культур России и Китая; освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая; развитие творческого потенциала студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

Разработано и научно обосновано содержание спецкурса «Китайская народная музыка» на основе определения этапов становления китайской народной музыки, особенностей её музыкального языка и мышления, традиций народного бытования, взаимодействия фольклора и профессионального творчества. Содержание спецкурса построено на взаимодействии двух блоков: историко-теоретического и практического, и направлено на формирование целостного представления о традиционной музыкальной культуре Китая, опыта творческого музицирования (импровизации) в традициях китайской народной музыки; позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыкальным традициям культур народов Востока.

Выявлен комплекс специальных методов, способствующий формированию у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о традиционной музыкальной культуре Китая в процессе творческого освоения форм китайского фольклорного музицирования. Это методы постижения художественного мира китайской народной песни; культурологического анализа музыкальной культуры Китая; диалога художественных традиций России и Китая, Европы и Азии, Запада и Востока.

Опытно-экспериментальным путем выявлено влияние спецкурса «Китайская народная музыка» на формирование у студентов познавательного интереса к музыкальным культурам других стран и народов, расширяющего представления об истории мирового музыкального искусства. Освоение спецкурса способствует эффективности творческого развития будущих педагогов-музыкантов, воспитанию межкультурных компетенций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, результаты и выводы работы раскрывают перспективы изучения эстетического и воспитательного воздействия инокультурной народной музыки на человека.

Разработан и проверен в условиях опытно-экспериментальной работы спецкурс «Китайская народная музыка», который дополняет курс истории зарубежной музыки, не предусматривающий глубокое освоение восточных культур.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских спецкурсах, предназначенных для студентов музыкально-педагогических факультетов, а также в общевузовских культурологических и педагогических курсах. Предложенные методические рекомендации могут применяться и в работе учителей музыки и музыкальных руководителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования;

качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный профессиональный уровень музыкально-исторической подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, в том числе традиций китайской культуры. Освоение китайской музыки студентами-музыкантами российских вузов следует начинать с изучения корней китайского искусства - с фольклора, что позволяет понять особенности музыкального языка китайского народа.

2. Эффективность освоения студентами китайской народной музыки, как целостного и самобытного явления культуры стран Востока, определяется комплексом следующих педагогических условий:

- формированием у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;

- осуществлением межпредметных связей между дисциплинами музыкально-исторического цикла, и прежде всего историей музыки России и историей китайской музыки (выявлением общего и особенного через сопоставление стилей, жанров, социальных функций);

- применением комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа; сопоставления произведений разных национальных традиций и разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка); вокализация и сольфеджирование народных мелодий и др.

- освоение студентами-музыкантами обрядовых форм и практических приемов и способов музицирования, характерных для традиционной народной исполнительской культуры Китая;

- формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений об изучаемом явлении в контексте категории «художественная картина мира», корректирующих ценностные нравственно-эстетические ориентации студентов и развивающих их творческий потенциал.

3. Освоение студентами спецкурса «Китайская народная музыка» в единстве приобретаемых знаний и практической их реализации в творческой деятельности активизирует процесс профессионального и личностного развития студентов, способствует пониманию социальной природы музыки, ценности национальных музыкальных традиций своего и других народов, воспитанию межкультурного взаимопонимания и эмпатии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГТУ им. М.А.Шолохова и кафедры музыкального образования Цицикарского государственного университета. Основные положения диссертации и результаты диссертационного исследования отражены в спецкурсе «Китайская народная музыка», а также в публикациях автора в сборниках научных трудов и журналах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Основные этапы исторического развития музыкального искусства Китая в контексте культурных традиций.

Китай - древняя страна с пяти тысячелетней историей - имеет глубокую культурную традицию. Обширная китайская земля, с юга на север, с востока на запад, охватывает площадь 960 тысяч квадратных километров с разнообразной географией, климатом, образом жизни и диалектами населяющих ее народов.

Китай - это многонациональная страна с древнейшей культурой, складывавшимися в течение многих веков традициями в философии, науке, литературе и искусстве. Роль китайской культуры для народов Азии чрезвычайно велика. Культура Китая послужила образцом, исходным ориентиром для народов Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность распространена вплоть до наших дней в науке, дипломатии, литературе всей Восточной Азии. Значительное влияние на развитие соседних народов оказала и китайская традиционная музыка.

Культуру Китая отличает стилистическое единство, своеобразие и замкнутость. Сформировавшись в Древнем Китае, она почти без изменений просуществовала вплоть до XVII в. н.э. В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной китайской музыки: песни; танцевальная музыка; музыка песенных сказов; музыка местных опер; инструментальная музыка. Все они продолжают жить в современной китайской музыкальной культуре, постепенно завоевывая мировую известность и популярность.

Китайской культуре свойственны традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, «оживотворение» природы). Соединение их с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность в малейших проявлениях видеть целое. Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности [138, с. 133].

Родина древнейшей цивилизации мира - Китай - оказала огромное влияние на культуру соседних стран, прежде всего дальневосточного ареала. По свидетельству исследователей, Китай за две тысячи лет до начала европейской цивилизации уже обладал высокоразвитой культурой, наукой, литературой и искусством. Именно в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе, было изобретено книгопечатанье с досок. Именно китайцы дали миру бумагу, порох, компас и др. И именно китайская философия музыки, прежде всего конфуцианство, являлась философской основой развития музыки всех стран Дальнего Востока.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. Первая полная история Древнего Китая - «Исторические записки» («Ши цзи») - была составлена в 104—91 гг. до н.э. Сыма Цянем, «отцом» китайской историографии. Это первая из 24 официальных династических историй, которые завершаются «Историей династии Мин» (1368-1644 гг.).

В дальнейшем было написано бесчисленное множество трудов по истории Китая. Вместе с тем в современном китаеведении по-прежнему остается актуальным процесс создания научной периодизации Китая, в которой бы учитывались универсальные закономерности и особенности местного исторического процесса. Исследователями принято разделять историю развития Китая на три крупных периода: Древний Китай (2 тыс. до н.э. - III в. н.э.), Китай средних веков (III—XVIII вв.), Китай Нового времени (XIX-XX вв.). Однако, принимая во внимание огромную историческую дистанцию периода средневековья в Китае, мы предлагаем следующую периодизацию истории музыки Китая: 1) История Древнего Китая - период становления китайской народной музыки (2 тыс. до н.э. — III в.н.э.).

2) История раннего средневековья в Китае — период проникновения иноземной музыки и расцвета китайской музыки (III в. — начало XII вв.).

3) История позднего средневековья в Китае - период зрелости китайской музыки (начало XII в. - 1911 г.).

4) История нового времени (с 1911 г. до наших дней).

Рассмотрим основные тенденции развития китайской народной музыки в каждом из указанных периодов.

Охарактеризуем каждый из этих периодов.

Достоверно сказать, какова была культура протогосударства Шан (или Инь), сложившегося к XVIII веку до нашей эры и государства Чжоу, сложившегося к XII веку до нашей эры, не представляется возможным. Однако китайское письмо, система иероглифов, сложившаяся в середине 2-го тыс. до н.э., говорят о высокой степени развития культуры Древнего Китая. По археологическим и историческим памятникам можно предположить, что уже в те далекие времена,музыка играла важную роль в жизни общества. Это были, прежде всего, песенно-плясовые обряды ритуального характера; которые сопровождались игрой на ударных инструментах, в том числе изготовленных из бронзы и камней (типа колоколов). Такие инструменты будут составлять неотъемлемую часть оркестра Китая на всем протяжении егоистории.

Чжоуская эпоха (XII - III вв. до н.э.) охватывает огромный период в истории Китая-и характеризуется, с одной стороны, цепью беспрерывных войн для установления централизованного государства, с другой - мощным подъемом китайской культуры, расцветом философии, литературы и искусства.

Достаточно сказать, что именно в VI — IV веках до нашей эры возникают философские школы Лао-цзы, основателя даосизма и Кун-цзы (ок. 551 - 479 до н.э.). С именем Кун-цзы (или Конфуция) связано становление и развитие ведущего направления в истории философской мысли Китая - конфуцианства. Конфуцианство представляет собой этико-политическое учение, выражавшее интересы наследственной аристократии. Согласно конфуцианскому учению, шесть книг признаны классическими: эго «Ши-цзин» («Книга песен»), «Щу цзин» («Книга исторических преданий»), «И-ли» («Обрядник»), «И-Цзин» («Книга перемен»), «Юэ-цзин» (или «Ио-цзин», т.е. «Книга о музыке»), «Чунь цю» (Летопись «Весна и осень»). Однако наиболее достоверным источником для изучения взглядов Конфуция считается книга «Лунь-юн» («Беседы и суждения»).

По утверждению многих ученых, «Книга песен» («Ши-цзин»,. было бы точнее назвать этот сборник как «Книга стихов» или «Правила поэтики»), содержащая памятники песенно-поэтического творчества древних китайцев, положила начало истории китайской музыки. Это предание подтверждает и видный древнекитайский историк Сым Цянь (около 145 - 86 г.г. до н.э.). Содержание трехсот пяти песен «Ши-цзина» многогранно и охватывает все стороны народной жизни. В них присутствуют характерные для устного творчества народа сопоставления образов природы и глубоких человеческих переживаний, но особенно популярна в народных текстах «Книги песен» тема труда. Запись мелодий древнейших песен «Ши-цзина» отсутствует, однако строение стихов, тоническая повторяемость ударных слогов, строфическая форма говорят о распевности чтения стихов «Шицзина».

Конфуций придавал огромное значение воспитательной роли музыки. Философ говорил: «Начинают образование с поэзии, упрочивают его изучением церемоний и завершают музыкой» [36, Т.1, с.57]. Согласно конфуцианскому канону «всякий музыкальный звук рождается в сердце человека, а музыка имеет много общего с законами (вещей) и правилами поведения». Природу жизни музыки конфуцианство видит в закономерностях эмоционально-чувственной сферы человека: «Чувства зарождаются внутри человека и воплощаются в виде звуков; когда же эти звуки приобретают законченность, их называют музыкальными тонами». Социальное предназначение музыки в учении прочно увязывалось с системой общественного устройства: «кто знает голоса, но не знает музыкальных звуков, — это дикие звери и птицы; кто знает музыкальные звуки, но не знает музыки, — это простой народ; и только совершенный человек в состоянии понимать (настоящую) музыку». Воспитательная роль музыки мыслилась в упорядочении, укрощении чувств человека: «тот же, кто понимает музыку, близок к правильному соблюдению ритуала. Если человек преуспел в обрядах и в музыке, тогда говорят, что он обладает добродетелью» [36, Т.2, с.116-117]. Конфуций не только составил сборник из лучших музыкальных произведений того времени, но и сам распевал их, сопровождая свое пение игрой на цине старинном китайском струнном инструменте.

К этому периоду относится и трактат «Гуаньцзы» (в буквальном переводе «дитя трубок» или «дитя дудок») Гуань Чжуна (VII в. до н.э.), где содержатся самые ранние письменные упоминания о понятии «люй», занимавшем исключительное.место в музыкально-теоретической системе Древнего Китая. В первоначальном смысле иероглиф «люй» означает меру, норму, закон. В области музыки «люй» или «люй-люй» - это система двенадцатиступенного хроматического звукоряда, образуемого 12-ю бамбуковыми трубками разной величины, каждая из которых в полтора раза больше предыдущей. Эта система, ставшая основой китайской музыкальной теории, на протяжении всей истории постоянно комментировалась и переосмысливалась теоретиками и практиками китайской музыки. «В результате развития системы «люй» китайцы в XVI в. пришли к темперации, предвосхитив аналогичное открытие в Европе, сделанное несколькими десятилетиями позже» [17, с.257].

Педагогические условия и методы освоения китайской народной музыки студентами-музыкантами российских вузов

Рассмотрев особенности исторического развития музыкального искусства Китая в контексте общекультурных традиций, а также влияние на данный процесс народной музыки, мы пришли к выводу, что важнейшими педагогическими условиями освоения музыкального искусства Китая студентами-музыкантами в педагогических вузах России являются:

- формирование у студентов системы музыкально-исторических знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной традиций в самой музыкальной культуре Китая, и опирающихся на исторически сложившееся взаимодействие музыкальных культур России и Китая;

- знакомство в практической части спецкурса с особенностями китайского традиционного национального музицирования, позволяющего студентам соприкоснуться с культурой музыкального исполнительства Китая;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая как отражению особенностей музыкальных культур народов Востока, что способствует становлению у студентов коммуникативных компетенций, навыков межкультурного взаимопонимания и взаимодействия;

- развитие у студентов-музыкантов творческого потенциала, активизирующего их профессиональную деятельность и стимулирующего участие в совершенствовании образовательного процесса, преобразовании социально-культурной составляющей образовательной среды школы.

Рассмотрим выделенные педагогические условия более подробно. Проблема формирования у студентов музыкально-исторических знаний исследована в музыкальной педагогике с разных позиций. Так, например, Н.М. Провозиной обосновывается специфика освоения музыки будущими учителями в контексте теоретико-исторических представлений о ней. В рамках культурологического подхода к освоению музыкально-исторических знаний, разработанного Л.А. Рапацкой, предлагается структурирование обобщающих разделов курса истории музыки на основе теории развития художественной культуры [109; ПО]. Данный подход позволяет анализировать музыку в общехудожественном контексте, то есть изучать явления музыкальной истории в свете национальных культурных традиций («погружение в культуру», по терминологии B.C. Библера). Положения Л.А. Рапацкой являются чрезвычайно важными для нашего исследования, так как позволяют рассматривать народное музыкальное творчество в контексте прошлого и современности.

Л.А. Рапацкой выделены несколько уровней понимания студентами закономерностей развития художественной культуры. Из них наиболее обобщенным является метатеоретический уровень, который предполагает объединение материала вокруг теоретического понятия «художественная картина мира». Автор пишет: «Художественная картина мира - это интегративное целостное представление о художественной культуре определенной исторической эпохи, основанное на выявлении ее духовно-содержательного смысла» [109, с. 187].

Художественная картина мира - категория, реализующая философско-культурологический ракурс видения культуры той или иной исторической эпохи. Она отражает исторически сложившиеся взаимосвязи музыки с наукой, религией, этикой, эстетикой и др. Данное понятие позволяет выделять общие «духовно-содержательные» основания исторического развития музыкальных культур разных национальных традиций и таким образом выводить музыкально-исторические знания на уровень ценностно-смысловых обобщений.

Опираясь на категорию «художественная картина мира», в данном исследовании предпринимается попытка, во-первых, выявления своеобразия «музыкальной картины мира» народа Китая, во-вторых, поиска путей взаимодействия музыкальных культурных традиций Востока и Запада, Китая и России. Посредством специальных методов и приемов студентам-музыкантам предлагается определить специфические особенности развития мелодии народных китайских песен, их ритмическое оформление, ладовую и композиционную организацию, своеобразие содержания текстов китайских народных песен в сравнении с творчеством других народов.

Формирование музыкально-исторических знаний у студентов-музыкантов происходит на основе синтеза теоретических понятий, музыкально-образных представлений и культурологических обобщений. Если теоретические понятия, как базисные единицы научного знания, позволяют формировать у студентов системные общие представления о процессах исторической эволюции музыкального искусства, то музыкально-образные представления являются продуктом восприятия, они возникают как особый субъективный образ в результате творческого «прочтения» человеком текста художественного (в том числе музыкального) произведения (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Г. Костюк, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.).

Известно, что образ-представление отличается субъективной новизной и творческой природой. Музыкально-образные представления о китайской народной музыке обобщают не только восприятие звучавших народных песен, но и пережитые эмоции, чувства, связанные с внутренними ощущениями человека, остающимися в памяти после общения с музыкальными явлениями китайской музыкальной культуры. Являясь своеобразной эстетической «моделью» воспринятой музыки, музыкально-образные представления синтезируют работу памяти и воображения. Таким образом, субъективно пережитое содержание музыкального образа позволяет осмыслить и интерпретировать его в связи с историей развития китайской национальной музыкальной культуры.

Важнейшим элементом формирования музыкально-образных представлений является непосредственное исполнение студентами-музыкантами образцов народной китайской музыки. Этому способствует второе педагогическое условие, направленное на освоение студентами специфических приемов китайского традиционного национального музицирования. Практическая работа в данном направлении не должна ограничиваться только рамками спецкурса. Индивидуальная работа с каждым студентом должна проводиться систематически также в специальных классах индивидуального обучения- исполнению народной музыки. Сначала студенты приобретают основные певческие,навыки, осваивают народно-исполнительские приемы, элементы хореографической пластики и игры. Закреплению певческой установки и развитию правильных навыков пения способствуют упражнения на укрепление дыхания, использование мягкой атаки звука. Вырабатываются ровное и плавное звуковедение, четкая артикуляция и чистота интонирования, осмысленное произнесение слов координируется с выразительностью музыкального текста. С учетом индивидуальных особенностей студента вокальные упражнения постепенно усложняются: от попевок — к фразам более широкого диапазона и дыхания, от средних темпов - к быстрым и медленным, от «удобной» фонетики - к неудобной и потому более «трудной».

Содержание спецкурса «Китайская народная музыка» в контексте подготовки педагогов-музыкантов

Профессиональная подготовка учителя музыки в настоящее время осуществляется многими вузами России на основе базового учебного плана, который реализует содержание современного стандарта высшего музыкального педагогического образования, и представляет собой сложную систему взаимосвязанных дисциплин общей педагогической и специальной музыкальной подготовки. Включение в базовую подготовку учителя музыки спецкурса «Китайская народная музыка» органично дополняет курс «Народное музыкальное творчество», расширяя представления студентов о традициях музицирования народов стран Дальнего Востока. С другой стороны, данный спецкурс призван углубить знания студентов об общих закономерностях развития музыкальных традиций разных народов, их взаимодействии и взаимообмене, способствуя более широкому охвату явлений мировой музыкальной культуры в многообразии всех видов музыки.

Охарактеризуем педагогический потенциал музыкального фольклора с точки зрения задач профессионального музыкального образования.

Музыкальный фольклор любого народа обладает «бесписьменной традиционностью» (И.И. Земцовский), т.е. это музыка, «сочиняемая вне мысли о записи, исполняемая наизусть и хранимая в памяти, не требуя зрительных ассоциаций или знаков» [9, с.81]. В социальном своем предназначении музыкальный фольклор выполняет ряд специфических функций, среди которых наиболее важными с точки зрения профессионального музыкального педагогического образования являются познавательная, коммуникативная и воспитательная функции.

Познавательная функция музыкального фольклора реализуется в процессе постижения сущности народных музыкальных традиций, проникновения в специфику их социального функционирования, освоения исторически сложившихся жанров и форм бытования. Музыкальный фольклор как художественная «модель мира» этноса (И.И. Земцовский) раскрывает студентам культуру выражения чувств народом, помогает им в освоении специфических закономерностей народного музыкального мышления.

Коммуникативная функция музыкального фольклора проявляется, в самом широком смысле, в общении с миром народной музыкальной культуры и через него - с людьми других государств, прошлых эпох. Это общение позволяет современной молодежи не только познакомиться с многообразием культурно-исторических традиций людей разных стран, но и учится понимать, бережно относиться к непонятной порой культуре и искусству других народов, уважать людей с отличным от своего мировосприятием. Именно коммуникативная функция музыкального фольклора несет в себе предпосылки к формированию у молодежи исходных гуманистических позиций.

Воспитательная функция народных песен заключается в выражении в звуках своих чувств и переживаний, представлений о мире и месте человека в нем. Погружаясь в процесс непосредственного, «живого» коллективного пения, человек испытывает сильное эмоционально-чувственное воздействие, он одновременно и сопереживает происходящему действу, и участвует в нем - становится сотворцом и соавтором его результата. В итоге такого воздействия у человека формируется представление об эстетическом идеале народа, как мере воплощения красоты и гармонии в искусстве и жизни.

Все вышесказанное позволяет сформулировать цель спецкурса «Китайская народная музыка»: формирование у студентов поликультурной мировоззренческой позиции на основе: - знаний о своеобразии культур народов Востока и Запада, истории их развития, контактов, традиций взаимодействия;

- приобретения опыта музицирования в разных фольклорных традициях и, прежде всего традициях народов Китая, как ярчайшего представителя стран Востока, обладающего одной из наиболее древних самобытных национальных музыкальных культур.

Спецкурс «Китайская народная музыка» направлен на формирование целостных представлений о культуре и традициях китайского народа, генезисе и развитии народной музыки, её влиянии на становление профессионального искусства Китая, исторически сложившихся межкультурных связях стран Востока и Запада и месте России в данном процессе. Место спецкурса «Китайская народная музыка» в учебном процессе определяется его тесной взаимосвязанностью, с одной стороны, с традиционным курсом русского народного музыкального творчества, с другой -с историей развития мирового музыкального искусства (зарубежного, российского).

Исходя из сформулированной выше цели рассмотрим основные направления формирования содержания спецкурса «Китайская народная музыка». Содержание образования трактуется в современной педагогической науке как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте» [57, C.29]. Применительно к проблеме данного исследования можно утверждать, что содержание спецкурса «Китайская народная музыка» должно целостно отражать исторически сложившийся опыт жизнедеятельности китайского народа, запечатленный в его традиционной музыкальной культуре.

Опыт этот включает как опыт осмысления действительности -звукового «выражения ощущений и чувствований, испытываемых и переживаемых» народом, так и опыт музицирования - «живого интонирования», творчество «импровизационное, не фиксирующее себя в нотной записи, но все-таки накопляющее схемы и формулы, на традиционной основе которых рождаются новые варианты» [9, с.82]. Обе составляющие народного музыкального творчества развивались, «становились» в неразрывном единстве на протяжении огромного периода истории народа. И в этот период традиции народного музицирования развивались, изменялись, взаимодействовали с инокультурными явлениями.

Похожие диссертации на Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов