Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Константинова Наталья Владимировна

Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края)
<
Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Константинова Наталья Владимировна. Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 1999 135 c. РГБ ОД, 61:99-13/1355-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально экономические предпосылки возникновения воскресных школ на современном этапе 10

1.1 Историко-педагогический аспект возникновения и функционирования воскресных школ 10

1.2 .Воскресные школы в современных социокультурных условиях 27

1.3 Музыка как интердисциплинарное ядро воспитательного процесса в воскресной школе 42

ГЛАВА 2. Организационно-методические основы, содержание и особенности музыкально-воспитательного процесса в воскресной школе 60

2.1. Психолого-педагогические основы организации музыкально-познавательной деятельности в воскресной школе 60

2.2. Педагогическое обеспечение учебного процесса 70

2.3. Организация, структура и результаты экспериментального исследования 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114

БИБЛИОГРАФИЯ 118

ПРИЛОЖЕНИЯ 131

Введение к работе

Основным направлением образовательной политики Алтая является ориентация на концепцию развития культуры личности, способной реализовать свой творческий и духовный потенциал. В данном контексте особый интерес представляют воскресные школы как альтернативные учебные заведения, осуществляющие культурно-образовательные услуги различным слоям населения, учитывая особенности менталитета и традиций самых разных национальностей и сословий, заселяющих регион. Сегодня в Алтайском регионе функционируют различные типы воскресных школ (образовательные, этнические, религиозные).

Возрождение данной формы педагогической практики обусловлено субъективными и объективными причинами. К субъективным причинам относится, во-первых, противоречие между потребностью общества в новом уровне образования, направленного на формирование целостной эстетически и художественно развитой личности и сложной социально-экономической ситуацией региона. Резкое сокращение бесплатных государственных объектов культурно-воспитательного назначения снизило возможность развития культурно-образовательного уровня в широкой малообеспеченной прослойке населения. Во-вторых, учитывая историю заселения края, его развития и современного положения, следует признать, что Алтай - регион полинациональный. Воскресная школа, осуществляя определенные культурно-образовательные услуги, является мощным фактором развития национальной культуры. В силу объективных исторических причин именно воскресная школа располагает культурно-образовательными возможностями, включающими информационную систему элементарных знаний, ценности духовной культуры, которые в конкретных исторических условиях становятся фактором воспитания личности.

В историко-педагогической литературе воскресная школа трактуется как наиболее ранняя форма внешкольного образования, создающая

возможности для развития жизненных сил простого народа (Е.А.Вахтеров, АДВольфсон, Е.Эфруси, И.Красноперов, Е.Звягинцев). Прогрессивная педагогическая мысль России отводила ей важную роль в нравственном и духовном становлении личности (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский). Воскресные школы конца XIX начала XX века имели этическое и социальное значение в развитии жизненных сил молодого поколения Алтайского края (В.К.Штильке, В.Н.Гришаев, Н.Я.Савельев).

Кардинальной педагогической задачей современных воскресных школ становится формирование культуры личности, ибо культура - это не сумма знаний и навыков, а производное от личностного духовного потенциала. Деятельность современных воскресных школ направлена на овладение информационной системой, вбирающей в себя знание традиций, обычаев, религии, языка своего народа, на формирование этических норм поведения людей в обществе, на овладение культурой человеческого общения, на развитие духовной культуры.

Музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам других уровней художественной культуры общества, его духовной культуре в целом. Декларируя движение человечества к общечеловеческим ценностям, необходимо осваивать и музыкальную культуру, которая в свою очередь неотделима от понятия культуры вообще. Основное содержание музыкальной культуры составляют музыкальные образы и другие явления музыкального общественного сознания (интересы, идеалы, взгляды и т.д.).

Практические потребности музыкальной культуры требуют ориентации на максимальную эффективность социального функционирования искусства, выражающуюся в тесном контакте музыки и народа. Очевидна и потребность общества в освоении музыкальной культуры (о чем свидетельствует социологический опрос населения [92, с. 20]), в силу чего возникает необходимость в организации оптимальных форм музыкально

образовательной практики в наиболее приемлемых и доступных широкой прослойке населения типах учебных заведений. Поэтому в рамках современной воскресной школы, наиболее демократичной по характеру организации учебного процесса, развитие музыкальной культуры как важного составляющего культуры вообще может быть первоочередной задачей.

Значение музыки во всестороннем развитии личности на всех этапах ее становления трудно переоценить. «Музыка, благодаря своей замечательной способности «опредмечивать» человеческие эмоции, дает ни с чем не сравнимые возможности для развития и становления личности как целостного образования» (Л.С.Выготский). Музыке присуще бесценное с точки зрения массового эстетического воспитания качество - демократизм (А.Н.Сохор, В.Н.Холопова, М.С.Каган). Музыка создает возможности для познавательной, коммуникативной деятельности человека (В.В.Медушевский, Е.И.Россинская, С.Б.Цыганова). Характерным в музыкально-педагогической литературе является признание воспитательной роли музыки (Б.В.Асафьев, А.Н.Сохор, В.Н.Шацкая и др.), а также рассмотрение ее как средства творческого развития личности (Л.Г.Арчажникова, Н.А.Терентьева, Н.П.Тагильцева).

Педагогические возможности музыки позволяют сделать предположение о том, что она может служить организационной основой воспитательного процесса в рамках воскресной школы, а также способствовать реализации ее культурно-образовательного потенциала. Воскресная школа может осуществить неоценимую помощь в музыкальном воспитании молодого поколения, если воспитательный процесс будет построен на интеграции дисциплин эстетического цикла на основе музыкального искусства. Данная перспектива может способствовать музыкально-эстетическому, творческому развитию наименее обеспеченных слоев населения.

Однако в современных педагогических исследованиях воскресная школа как объект изучения не рассматривалась, тем более не исследова

лись ее культурно-образовательные возможности в музыкальном воспитании детей. В педагогике музыкального образования вопросы музыкального развития и воспитания детей в рамках воскресной школы до настоящего времени освещения не получили. Практическое наблюдение и анализ за деятельностью современных воскресных школ свидетельствуют об отсутствии четких концептуальных подходов, случайности приоритетов; расплывчатости образовательных программ, эклектичности в наборе учебных предметов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки теоретических и методологических основ музыкального воспитания и обучения в воскресной школе, что и определило выбор темы исследования: «Культурно-образовательные возможности воскресной школы в музыкальном воспитании детей» (на примере Алтайского края).

Цель исследования - выявить и экспериментально проверить культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в условиях воскресной школы.

Предмет исследования - культурно-образовательные возможности, обеспечивающие эффективность музыкального воспитания.

Гипотеза - культурно-образовательные возможности воскресных школ как совокупность ресурсов информационной системы, ценностей духовной и художественной культур обеспечивают эффективность музыкального воспитания, если рассматриваются с позиций формирования музыкальной культуры личности и на основе музыки как интердисциплинарного ядра в организации учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с целью и гипотезой определены конкретные задачи исследования:

1. Изучить педагогический опыт воскресных школ прошлого века с целью выявления и обоснования культурно-образовательных возможностей.

2. Определить культурно-образовательные возможности современных воскресных школ в музыкальном воспитании.

3. Обосновать педагогическое обеспечение учебного процесса в воскресной школе на основе музыки как интердисциплинарного ядра.

4. Разработать и экспериментально проверить систему приемов, обеспечивающих творческую направленность процесса музыкального воспитания в воскресной школе.

Методологической основой и общетеоретической базой исследования являются: психолого-педагогическая теория деятельности (ПЯ.Гальперин, Н.В.Кузьмина, З.А.Решетова, А.Н. Леонтьев, Л.С.Выготский и др.), теория интеграции (В.Н.Максимова, А.А.Пинский, М.Н.Скаткин, В.Н.Федорова, И.Д.Зверев), теория музыкального обучения и воспитания (Б.В.Асафьев, Н.П.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, исторической, методической литературы: отбор, систематизация и изучение местных архивных материалов и опубликованных работ; историко-теоретический анализ практического опыта работы воскресных школ конца XIX начала XX столетия в России, Сибири, на Алтае; опросные методы (тесты, анкеты), анализ программ, учебных планов и пособий; педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическое значение работы состоит в следующем:

1. Деятельность современных воскресных школ и их роль в музыкальном воспитании детей впервые стала предметом специального изучения.

2. Выявлены культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании детей в современных социокультурных условиях, включающие в себя: развитие познавательного интереса к высокохудожественным музыкальным произведениям, музыкальных и творческих способностей, коммуникативных умений и навыков через музыкально-исполнительскую деятельность, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другую.

3. Предложена и апробирована инновационная программа учебно-воспитательного процесса в воскресной школе, в котором музыка функционирует как интердисциплинарное ядро.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурно-образовательные возможности воскресных школ есть совокупность ресурсов, выражающихся в виде информационной системы, ценностей духовной и художественной культур, которые становятся фактором музыкального развития и воспитания личности. Они включают в себя:

а) развитие познавательного интереса к высокохудожественным музыкальным произведениям;

б) развитие музыкальных и творческих способностей;

в) развитие коммуникативных навыков и умений через музыкально- исполнительскую деятельность;

г) формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу (воспитание взаимоуважения к культуре другого народа).

2. Построение учебно-воспитательного процесса в воскресной школе на основе музыки как интердисциплинарного ядра позволяет эффективно реализовать культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать разработанную нами методику музыкального воспитания детей в условиях воскресной школы.

База исследования, эксперимент осуществлялся в течение 4-х лет. В нем приняли участие более 160 человек из разных воскресных школ города Барнаула.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе [1992-1993] определялась проблема, цель, предмет, объект, методологические основы, изучалась литература по теме исследования.

На втором этапе [1994-1995] разрабатывались вопросы методики решения педагогических ситуаций, условия эффективной организации музыкальных занятий в воскресной школе.

На третьем этапе [1996-1998] осуществлялось внедрение теоретических разработок в практическую деятельность, систематизировались полученные сведения, осуществлялся практический эксперимент, уточнялись выводы, проводилось оформление результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и изложение материала на заседаниях кафедр возрастной педагогики и педагогических технологий Алтайского педагогического университета; теории, истории музыки и фортепиано Алтайского государственного института культуры и искусства, на конференциях и семинарах: региональной научно-практической конференции " Проблемы многоуровневой подготовки кадров музыкальных специалийций."(Барнаул, 1995г.); региональной научно-практческой конференции " Образование - будущее России." (Екатеринбург, 1995г.); международной на-учно-пракіической конференции " Проблемы устойчивого развития общества и эволюция жизненных сил населения Сибири на рубеже веков". (Барнаул, 1998г.); областной научночтракгической конференции" Педагогический процесс в вузах культуры и искусства в условиях становления рыночных отношений "(Барнаул, 1998г.); через опублинованные работы.

Историко-педагогический аспект возникновения и функционирования воскресных школ

Рассмотрение историко-педагогического аспекта функционирования воскресных школ позволит выявить ее культурно-образовательные возможности в воспитании и развитии наименее обеспеченной прослойки населения, раскрыть взаимосвязь и преемственность педагогических идей, заложенных в их основу, будет способствовать определению культурно-образовательных возможностей воскресных школ в процессе музыкального воспитания.

Исследования деятельности воскресных школ полно представлены работами педагогов-практиков, общественных деятелей конца XIX нача ла XX столетия (А.К.Дорошкевич, Н.А.Егоров, А.Д.Вольфсон, В.П.Вахтеров, Е.Звягинцев, И.Клюжев, И.Красноперов, С.И.Миропольский, Н.В.Чехов, Е.Эфруси, И.А.Ефрон, Ф.А.Брокгауз).

Анализ данных работ позволяет выделить особенности, специфичные только для данного типа учебных заведений, а именно: ориентация воскресных школ на народные массы, бесплатное обучение, краткость учебного периода, связанного с организацией работы в выходные дни, свободное посещение занятий, прием в течение года, постоянное обновление состава учащихся, отсутствие возрастных ограничений, отсутствие сроков посещения занятий, элементарность знаний, не претендующих на область специальных. Основной задачей воскресных школ являлась пропаганда определенных взглядов, идей, культивируемых в конкретную эпоху.

Логико-исторический анализ культурно-образовательных возможностей воскресных школ целесообразно осуществлять в следующей последовательности: Западная Европа, Россия, Сибирь, Алтай. Это обусловлено необходимостью более полно раскрыть становление подобного типа учебных заведений и педагогических идей, положенных в их основу, показать влияние периода становления воскресных школ Запада на Россию, Сибирь, Алтай.

Наиболее полное и последовательное описание процесса становления воскресных школ на Западе, а также указание на их разновидности приводится в Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Однако изучение работ данных исследователей не дает целостного представления о причинах появления и функционирования данной формы педагогической практики, тем более не исследуются культурно-образовательные возможности воскресных школ. Поэтому нами предлагается историко-педагогический анализ, включающий в себя характеристику развития общества, способствующую пониманию педагогических идей, культивируемых в конкретную эпоху.

Впервые в истории развития общества обращение к человеку как индивиду, осмысление его ценности характерно для эпохи Возрождения. Именно в это время появляются первые воскресные школы, осуществляющие пропаганду религиозных вероучений в среде простого народа [30, с. 250].

Интересным является упоминание о музыке, как важном средстве в религиозного воспитания. «В Милане (XVI) становление воскресных школ происходило в рамках церкви. Обучение проходило в свободное от обязательных работ время, поэтому за школами для народа прочно закрепилось название воскресные. Помимо чтения закона Божия, преподавали чтение, письмо, арифметику. Особое внимание отводилось пению молитв». [30, с. 250].

Для обоснования причин появления воскресной школы в эпоху Возрождения необходимо уточнить содержание понятия «культуры», которое к тому времени стало ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эту эпоху доминантой философских воззрений стала уникальность каждого индивида. Влияние церкви постепенно утратило свой приоритет в общественной жизни. Появление широкой сети воскресных школ по Европе, очевидно, связано с одной стороны, желанием церкви удержать свое главенство над умами простого народа, а с другой - идеями, господствующими в обществе того времени.

Воскресная школа в эпоху Возрождения была единственным источником просвещения, удовлетворяя нужды церкви в распространении религиозных вероучений в среде малообеспеченной прослойки населения. Ее культурно-образовательные возможности заключались в религиозном воспитании, освоении норм поведения, культивируемым в различных вероисповеданиях (христианстве, мусульманстве, иудаизме), овладении элементарными знаниями в области письма, чтения. С экономическим развитием стран Европы усиливается потребность общества в образованных людях. Церковь теряет свою монополию на школу и образование.

С началом новой эпохи Просвещения происходит расцвет деятельности воскресных школ. Нами выделено несколько тенденций в характере функционирования воскресных школ Западной Европы. Многообразие типов воскресных школ, существующих параллельно, связано в эпоху Просвещения с идеей доминирования разума, уверенностью в его безграничных возможностях в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Цель культуры, соответствующая высшему назначению «разума сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы» [66, с. 18]. Рассмотрим поочередно каждую из тенденций.

Воскресные школы в современных социокультурных условиях

Анализ современных социокультурных условий позволит выявить объективные и субъективные причины возникновения воскресных школ, раскрыть цель функционирования и характер деятельности данных учебных заведений, определить культурно-образовательные возможности в музыкальном воспитании.

В условиях перехода общества на рыночные отношения, возникла необходимость в формировании нового типа человека, ориентирующегося в современной индустрии, разбирающегося в вопросах культуры, ведь культура является действенным фактором освоения нового международного типа духовного производства.

К объективным причинам появления воскресных школ в данных условиях относится, на наш взгляд, несоответствие между потребностью общества в новом уровне образования и развитием школы, ее культурным и техническим окружением. В данном контексте актуальность стали приобретать такие формы учебных заведений, в рамках которых осуществляется процесс воспитания и развития людей мыслящих, творческих, способных управлять техникой и самим собой в новом, быстро меняющемся мире.

Современная воскресная школа возникла в условиях противоречия между двумя тенденциями сегодняшнего этапа развития социокультурной сферы. Это, с одной стороны, разобщение социальных отношений, негативные проявления общественной жизни (распространение бездуховноста, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, растерянность, утратой идеалов, пессимизм); с другой, возрастание роли психологического, личностного фактора. Эта тенденция способствует росту сознательных творческих инициатив во всех сферах деятельности и общения; выражается в стремлении профессионалов к совершенствованию на протяжении всей жизни; в повышении роли массовых движений, озабоченных будущим человека, общества, природы; в значительном расширении каналов и сфер общения между людьми, и, прежде всего духовного межличностного общения и обмена мировоззренческими и этическими ценностями, вопреки прагматическим установкам и результатам, во все более раннем и массовом приобщении детей к творчеству.

В условиях ориентации государства на развитие частной инициативы во всех сферах жизнедеятельности населения, появляются альтернативные учебные заведения, направленные на формирование нового типа личности, способной к эвристической деятельности, обладающей значительным личностным и творческим потенциалом. Это обусловлено с одной стороны необходимостью поиска источников самостоятельного заработка педагогов-практиков в условиях нестабильности финансирования работников бюджетной сферы, с другой появлением социальных групп, способных материально оправдать собственные запросы в образовании. Данные обстоятельства явились причиной возникновения частных воскресных школ.

В Алтайском крае частные воскресные школы общеобразовательного характера являются самой распространенной формой организации педагогической практики. Только в Барнауле, согласно статистике, в настоящее время насчитывается 10 частных воскресных школ [92, с. 21]. Однако доступ в подобные общеобразовательные учебные заведения ограничен, часто недоступен широкой прослойке малообеспеченного населения. Поэтому существуют и другие типы воскресных школ, организованные на базе государственных общеобразовательных учреждений, а также религиозные и этнические. Все разновидности воскресных школ отличаются друг от друга целями и задачами, а также способом функционирования.

Среди субъективных причин, побудивших появление религиозных воскресных школ на Алтае, необходимо отметить возобновление интереса широкого круга общественности к христианским истинам.

Возникновение этнических воскресных школ обусловлено спецификой заселения края. На Алтае сложился культурный очаг, сочетающий в себе особенности менталитета и традиций самых разных национальностей и сословий. Кроме русских здесь проживают немцы, литовцы, поляки, украинцы и другие народы. В последние десятилетия в крае происходит процесс организации польских, немецких, литовских, русских сообществ и культурных центров, а на их базе и воскресных школ, что является показателем интереса не только группы энтузиастов, но и общества в целом к традициям, культуре, истории других народов.

Причиной возникновения государственных общеобразовательных воскресных школ явилась сложная экономическая ситуация региона. Начиная с 1990 года в связи с отсутствием финансирования, происходит резкое сокращение объектов воспитательного назначения (детские сады, Дома культуры, на базе которых существовали различные студии, кружки). Данное обстоятельство отрицательно сказалось на процессе воспитания подрастающего поколения. Противоречие между возрастающей потребностью в раннем развитии и обучении ребенка, и отсутствием форм педагогической практики, направленных на ее реализацию, способствовало появлению государственных воскресных школ, организованных на базе общеобразовательных и направленных на развитие детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические основы организации музыкально-познавательной деятельности в воскресной школе

Опираясь на предложенные нами содержательные и структурные компоненты музыкально-воспитательного процесса, необходимо выявить психолого-педагогические основы организации музыкально-познавательной деятельности в воскресной школе, способствующие реализации ее культурно-образовательных возможностей. При определении психолого-педагогических основ мы исходили из данных анализа структуры музыкально-познавательной деятельности, возрастных особенностей учащихся, особенностей данного типа школ как формы педагогической практики.

В музыкально-педагогической литературе общепризнанным является выделение в структуре музыкально - познавательной деятельности как относительно устойчивой, временной социально-психологической общности людей, возникающей на основе общего интереса, следующих компонентов: слушание музыки, исполнение, творчество, музыкально-образовательную деятельность. В рамках воскресной школы структура сохраняется. Все виды деятельности базируются на процессе музыкального восприятия. Как показывают психологические наблюдения, динамика развития музыкального восприятия существенно зависит от различных возрастных факторов и развития отдельных свойств личности (Г.С.Тарасов, С.СЛяховицкая и др.). Поэтому выявление возрастных психологических особенностей необходимо для обоснования ориентиров в педагогическом руководстве музыкально-познавательной деятельностью.

Учитель в данном контексте является посредником творческого взаимодействия учащихся с музыкальным искусством. Следовательно, целесообразным становится определение доминант в развитии музыкального восприятия каждой возрастной группы учащихся.

Практическое наблюдение за деятельностью воскресных школ позволяет констатировать, что в музыкально-познавательной деятельности принимают участие представители дошкольного, младшего и старшего детства.

Обобщая исследования психологов и педагогов относительно периода дошкольного детства, следует отметить, что в данном возрасте происходит процесс становления и развития основных психических функций: речи, мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, восприятия. Поэтому характерным является быстрая утомляемость, отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, преобладание непроизвольного внимания (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков и др.). Ребенок сензитивен к воздействию слова, красок, музыки. Он может выразить эмоциональное отношение к воспринимаемому (Д.М.Гришин). Происходит процесс формирования нравственных первоначальных представлений, самооценки (А.С.Белкин).

К педагогическим факторам относится доминирующее положение в дошкольном детстве игровой деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец и др.).

В музыкальном развитии дошкольников психологи отмечают конкретно-образное восприятие музыкальной ткани. Предпочтение отдается пению, игре и движению под музыку, так как данные виды музыкальной деятельности "способствуют удовлетворению потребностей дошкольников в игре, в эмоциональном самовыражении, активизируют различные стороны психики ребенка" (Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова, А.И.Катинене и др.). В процессе восприятия музыки преобладают эмоции, которые внешне выражаются непосредственно в движениях рук, нот, головы (Г.С.Тарасов). Слуховое внимание младших школьников становится все активнее, приобретаются навыки произвольного вслушивания. В силу возрастных особенностей младших школьников, им присуще открытое стремление к творчеству, отсутствие лицемерия, повышенное желание отстоять себя, непоколебимая вера в честь и достоинство человека. В младшем школьном возрасте еще сохраняются элементы мифологического мышления, вследствие чего ребенок склонен отождествлять сказочно-фантастические образы, ситуации и реальный окружающий мир. В этих же возрастных группах оптимизация фантазии через искусство слова, сопровождаемого рисунками, музыкальными произведениями, танцами органична для мироощущения детей в целом, характерно преобладание этических, а не эстетических оценок. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками - формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности (А.С.Белкин).

Подростковый возраст определяется как возраст общения. Причем ведущей деятельностью детей является личное общение сверстников. Центральным психологическим новообразованием данного возраста выступает у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя с взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми (Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова). В отношении к прошлому опыту видна поляризация, порой завышение оценок. Это связано с усвоением социальных позиций; оценок членов классного коллектива. В отношении к опыту взрослой жизни преобладает "завышенное" отношение - не все принимается в этом опыте.

Похожие диссертации на Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании (На примере Алтайского края)