Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Чайковская Анна Вячеславовна

Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе
<
Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чайковская Анна Вячеславовна. Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2002 276 c. РГБ ОД, 61:03-13/1703-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурологическое образование в системе подготовки инженерных кадров России 14

1. Особенности, проблемы и противоречия процесса становления учебной дисциплины «Культурология» в системе высшего технического образования 14

2. Анализ основных тенденций культурологического образования (на материале учебных пособий по культурологии) 51

Глава 2. Цели, задачи и содержание культурологического образования и принципы обучения культурологии в техническом вузе 81

1. Цели и задачи культурологического образования в техническом вузе 81

2. Содержание культурологического образования в техническом вузе 91

3. Принципы обучения культурологии 115

Глава 3. Организационные формы, методы и приемы обучения культурологии в техническом вузе 123

1. Основные виды учебных занятий по культурологии, их функции, содержание и взаимосвязь 123

2. Методы и приемы обучения культурологии 157

Заключение 206

Список литературы 213

Приложение 234

Введение к работе

Актуальность исследования

В последнем десятилетии XX в. в российской высшей школе произошли существенные изменения, связанные с общей сменой образовательной парадигмы, с переходом от ориентации образования преимущественно на потребности общества к гуманистической ориентации, ставящей в центр образовательного процесса прежде всего саморазвитие и самоактуализацию обучающейся личности.

В практике высшего образования смена парадигмы нашла выражение в принятом курсе на гуманизацию и гуманитаризацию образования, целью которого является приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и в конечном итоге — формирование личностной зрелости студентов. Одним из наиболее заметных проявлений этого процесса стало включение в учебные программы вузов новой дисциплины — культурологии.

Педагогическая общественность России связывала с этой дисциплиной серьезные надежды. Высказывались суждения о том, что культурология в определенной мере сможет взять на себя функции «идеологии открытого общества» [119, 3], что содержащийся в ядре науки о культуре массивный пласт гуманитарной аксиологии позволит ей выступить фундаментом гуманитаризации образования [77, 39], что изучение науки о культуре будет способствовать осуществлению не только образовательных, но и важнейших воспитательных задач высшей школы и т. д.

За время, прошедшее с момента включения данной учебной дисциплины в систему высшего образования России в качестве ее обязательного компонента, сложились определенные традиции, выработались основные методы и формы ее преподавания. Определились и успешно развиваются два варианта культурологического образования: специальный, нацеленный на подготовку профессионала-культуролога, и общеобразовательный, связан-

ный с подготовкой специалиста любого профиля, в рамках которого культурология должна обеспечивать формирование у студента целостного представления о феномене культуры и его сущности [146, 235], вышло в свет несколько десятков учебников, учебных пособий, хрестоматий и словарей-справочников культурологического содержания, введен в действие Государственный Стандарт данной дисциплины[70], выявились ведущие тенденции в преподавании культурологии [217, 127].

Таким образом можно констатировать, что культурология в значительной мере состоялась как учебная дисциплина российского высшего образования, и что процесс ее институализации в этом качестве завершен.

В то же время нельзя не заметить, что процесс интеграции новой дисциплины в систему высшего технического образования осуществляется не столь успешно, и что общекультурная подготовка остается одним из наиболее слабых мест в технических вузах. В ряде публикаций [40; 77; 129; 159 и др.] уже отмечалось, что для культурологии, существующей в техническом вузе в отрыве от необходимой гуманитарной среды, наличествует реальная опасность превращения в догматическую, схоластическую дисциплину, лишенную живой связи с культурой, опасность утраты или снижения ее гуманистического и воспитательного потенциала. Об обоснованности таких прогнозов свидетельствуют и факты произвольного сокращения отдельными вузами учебных часов, выделяемых на эту дисциплину [224], и отсутствие общепринятых методических концепций, дающих научно обоснованные рекомендации по преподаванию гуманитарной дисциплины в негуманитарном вузе, и очевидный недостаток анализа имеющегося в этой сфере практического опыта.

Все эти обстоятельства позволяют предположить, что трудности интеграции культурологии в учебно-воспитательный процесс технических вузов обусловлены реально существующей спецификой технического высшего образования, и в первую очередь — свойственными ему традициями технократизма. Технократизм, определяемый В.П. Зинченко как мировоззрение,

существенной чертой которого является «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями» [87, 36], был присущ не всей истории российского технического образования, знавшей периоды гармонического соотношения специальной и общекультурной подготовки студентов, а только ее определенному этапу. Однако наследие технократического мышления присутствует в современном техническом образовании, сказываясь, в частности, в имеющемся взгляде на учащегося только как на обучаемый, программируемый компонент системы, а не как на личность, для которой «характерна не только самостоятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности» [87, 37], а также в являющемся следствием этой позиции недостатке внимания к общекультурной подготовке студентов и в недооценке воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин, в том числе культурологии.

Проблема исследования состоит в необходимости разработки и научного обоснования варианта культурологического образования, осуществляемого в условиях технических вузов, учитывающего специфику содержания образования и организации учебного процесса в системе подготовки инженерных кадров и направленного на формирование и развитие личности учащихся, на освоение ими гуманистических ценностей культуры.

Целью исследования является разработка и научное обоснование методики обучения культурологии в техническом вузе.

Объект исследования — процесс культурологического образования в российской высшей школе.

Предмет исследования — дидактические и методические принципы, формы и методы обучения культурологии, способствующие решению задач гуманизации и гуманитаризации образования в технических вузах.

Изучение данных вопросов в педагогике, теории и практике преподавания гуманитарных дисциплин, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволили выдвинуть следующую гипотезу:

культурологическое образование в системе российской высшей технической школы будет в наибольшей мере соответствовать целям гуманитаризации образования и способствовать реализации образовательного и воспитательного потенциала учебной дисциплины «Культурология» в том случае, если:

культурологическое образование будет рассматриваться как средство противодействия односторонней направленности высшего технического образования на подготовку узких специалистов в сфере производства, как средство формирования гуманистической ориентации личности студентов,

педагогический процесс культурологического образования будет строиться исходя из положений субъект-субъектной педагогической парадигмы, выражающейся в целенаправленной организации продуктивной учебной деятельности студентов в целях приобщения их к культурному наследию прошлого и самоопределения в культурной ситуации настоящего,

в центр предметного содержания учебного курса культурологии в техническом вузе будет поставлен ее историко-культурный аспект.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Проследить основные этапы развития высшей технической школы в России в аспекте общекультурного содержания образования.

  2. На основе изучения учебной, учебно-методической, научной литературы по педагогике и культурологии проанализировать и систематизировать имеющиеся в российской педагогической практике варианты понимания предмета данной учебной дисциплины, ее содержания, структуры и места в учебном процессе.

  3. Рассмотреть процесс интеграции учебной дисциплины «Культурология» в систему высшего технического образования и оценить итоги и перспективы этого процесса с точки зрения целей гуманизации и гуманитаризации высшей школы.

  4. Выявить объективные и субъективные факторы, осложняющие

интеграцию учебной дисциплины «Культурология» в систему высшего технического образования.

  1. Обосновать образовательную и воспитательную ценность историко-культурного компонента науки о культуре в контексте задач гуманитаризации технического образования.

  1. Разработать и научно обосновать методику обучения культурологии в техническом вузе.

Исследование строится на основе комплекса теоретико-методологических положений, включающих:

диалоговую концепцию культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер),

концепцию системного анализа в сфере гуманитарных знаний (М.С. Каган),

педагогическую концепцию личностно ориентированного обучения, разработанную в исследованиях Ш.А. Амонашвили, B.C. Библера, Е.В. Бон-даревской, В.И. Загвязинского, В.В. Серикова,

теоретические основы построения методик обучения гуманитарным дисциплинам и положения современной дидактики о новых технологиях обучения (А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, АС. Запесоцкий, И.Я. Лер-нер, В.Я. Ляудис, М.И. Махмутов, В. Оконь, В.А. Сластенин, М.Н. Скат-кин),

гуманистические идеи философии применительно к образованию и культуре (В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, Ю.М. Лотман, В.В. Силь-верстов, К. Ясперс),

принципы преподавания культурологических дисциплин (АП.Валиц-кая, Л.М. Мосолова, С.Н.Токарев, АЯ. Флиер, И.А. Химик, Г.К. Щедрина).

Основными методами исследования являются:

- теоретический анализ педагогической, культурологической и научно-
методической литературы,

- теоретическое моделирование и системный анализ педагогического
процесса,

- опытно-экспериментальная работа, в ходе которой изучалась эффективность предлагаемой методики обучения культурологии в условиях технического вуза.

Исходя из положения B.C. Библера об обучении как диалоге троих — Учителя, Ученика и Культуры, и о равноправности участников учебного диалога [23], в данной работе в качестве одного из методов исследования выступает также анализ суждений, позиций и мнений студентов, высказанных ими по поводу культурологического образования и его места в системе подготовки инженерных кадров.

Обзор литературы по проблеме исследования показывает, что на сегодняшний день особенно глубоко изучены философские основы гуманитарных дисциплин, сущность и специфика гуманитарного познания, его значение для практической деятельности специалиста любого профиля. Анализу значения гуманитарного знания и общекультурной подготовки студентов в контексте высшего технического образования посвящены диссертационные исследования Б.А. Зепы «Развитие культуры личности в процессе подготовки инженерных кадров» (1984), Ю.Ю. Рыбасовой «Общекультурная подготовка студентов технического вуза» (1996), монографии Н.Б. Крыловой «Формирование культуры будущего специалиста» (1990), Н.Г. Багдаса-рьян «Профессиональная инженерная культура: структура, динамика, механизмы освоения» (1998) и Ф.Г. Хайруллина «Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно-нравственного воспроизводства инженерных кадров» (1998) и многочисленные статьи. Роль культурологических дисциплин в учебном процессе высшей школы рассматривалась Т.В. Смолиной в диссертации «Культурологический компонент в системе высшего образования» (2000). Непосредственное отношение к теме настоящей работы имеет диссертация И.Л. Луцкой «Культурологическое образование в техническом вузе», выполненная в 1993 г., в которой задачи культурологического образования студентов технических вузов предлагалось решать путем замены отдельной дисциплины «Культурология» комплексом учебных

курсов «Основы человековедения», посвященных отдельным аспектам культуры.

Большая часть научных исследований по данной теме была осуществлена в связи с потребностью обосновать необходимость усиления внимания к общекультурной подготовке студентов технических вузов и утвердить гуманитарные дисциплины в техническом образовании в качестве его обязательного компонента. Итоги начатого в 1990-х гг. процесса гуманитаризации технических вузов, роль культурологических дисциплин в этом процессе и конкретный эмпирический опыт их преподавания во втузах до настоящего времени явно недостаточно отрефлексированы в монографических и диссертационных исследованиях. Данная работа должна в определенной мере восполнить этот недостаток.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (1995-1997 гг.) было проведено изучение философских, педагогических, культурологических работ по проблеме исследования, научно-методических публикаций по вопросам гуманизации и гуманитаризации высшего (прежде всего технического) образования, осуществлено изучение и произведен анализ более 20 учебных пособий по культурологии с целью выявления ведущих тенденций в практике обучения культурологии, определения их соотвествия требованиям Государственного образовательного стандарта и сравнения их эффективности в условиях технического вуза. Была сформулирована гипотеза, осуществлен констатирующий эксперимент в 12 группах студентов 4-го курса Севмашвтуза (г. Северодвинск), обучающихся по техническим специальностям. Цель эксперимента — выявление отношения студентов к вводимой впервые учебной дисциплине «Культурология», сравнительный анализ эффективности различных форм и методов обучения культурологии.

На втором этапе (1998-1999 гг.) были сформулированы основные положения методики обучения культурологии в техническом вузе, проанализированы различные формы организации учебного процесса, приемы и мето-

ды обучения культурологии с точки зрения их эффективности в учебном процессе технического вуза, разработан методический комплекс, включающий курс лекций, методические указания для семинарских занятий, слайдотеку (в количестве 4 тысяч слайдов), видеотеку, комплект проверочных тестовых заданий и т.д., подготовлено и издано редакционно-издательским отделом Севмашвтуза методическое пособие «Культурология: Конспект лекций».

На третьем этапе (2000-2002 гг.) осуществлен обучающий эксперимент в 24 группах 1-2 и 4-го курсов Севмашвтуза с целью проверки эффективности разработанной методики обучения культурологии в техническом вузе, проведен анализ, обобщение и систематизация полученных данных, сформулированы теоретические выводы.

На зашиту выносятся следующие положения:

  1. Культурологическое образование в техническом вузе, сосредоточенное в рамках одной учебной дисциплины, позволяет повысить уровень общекультурной подготовки студентов, приобщить студентов к мировому культурному наследию, способствует формированию гуманистического мировоззрения, дает возможность успешно решать задачи гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования.

  2. Преимущественное внимание к историко-культурному компоненту культурологического знания находится в соответствии с интересами и запросами студентов технического вуза, уровнем их довузовской подготовки и целями культурологического образования в системе подготовки инженерных кадров.

  3. Использование продуктивных методов обучения, направленных на изучение студентами конкретных текстов культуры, способствует приобретению студентами опыта личного общения с явлениями культуры и искусства, развитию умения анализировать и интерпретировать культурные тексты, а также совершенствованию навыков устной и письменной речи.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые

подвергнуты анализу объективные противоречия процесса гуманизации и гуманитаризации российского высшего технического образования и их влияние на становление культурологии в качестве учебной дисциплины технического вуза, выявлены ведущие тенденции обучения культурологии, впервые предпринята попытка конкретизации целей и задач культурологического образования в системе подготовки инженерных кадров России, разработана новая методика обучения культурологии в техническом вузе, основанная на приоритете историко-культурного компонента культурологического знания и осуществляемая путем включения студентов в продуктивную учебную деятельность культурологического характера.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данная методика дает возможность осуществлять обучение культурологии с учетом особенностей содержания образования и организации учебного процесса в техническом вузе, задач профессионализации студентов, их интересов и потребностей.

Достоверность исследования обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения отечественных культурологов, педагогов, методистов, на теорию и методику обучения гуманитарным дисциплинам, на данные анкетирования, констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом в Севмашвтузе (филиале СПбГМТУ, г. Северодвинск), на беседы со студентами и преподавателями, а также на большое количество письменных высказываний студентов Сев-машвтуза. Исследование специфических условий обучения культурологии в конкретном учебном заведении должно способствовать уточнению понимания целей культурологического образования в системе подготовки специалистов технического профиля. Разработанный на основе исследования и внедренный в практику Севмашвтуза методический комплекс, состоящий из курса лекций, программы практических занятий, видеотеки, слайдотеки, тестов и т. д., может выступать в качестве опорного пункта для дальнейшего развития культурологического образования в техническом вузе. Присутству-

ющее в диссертационном исследовании большое количество письменных высказываний студентов как по поводу отдельных явлений культуры, так и по вопросу восприятия ими курса культурологии, должно способствовать более полному учету мнений самих учащихся как субъектов образовательного процесса при определении стратегии дальнейшего развития культурологического образования в техническом вузе.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась путем выступлений автора на заседаниях кафедры психологии и педагогики Сев-машвтуза, на научно-практических конференциях («Проблемы гуманитаризации образования в условиях технического вуза» (Северодвинск, 1995), «Россия на пороге XXI века: закономерности и проблемы развития» (Архангельск, 1998), «Проблемы культуры, языка, воспитания» (Архангельск, 2000), «Проблемы науки и практики: региональный подход» (Архангельск, 2001).

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Основные положения диссертации нашли отражения в следующих публикациях:

  1. Культурология в интеллектуальном пространстве постмодернизма./ В сб.: Россия на пороге XXI века: закономерности и проблемы развития: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, Архангельск, 29 мая 1998 г. — Архангельск: Изд-во Международного Института Управления, 1999. - С. 105-106;

  2. Культурологическая проблематика и искусствоведческое знание (образовательный аспект)./ В сб.: Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран: Сборник материалов международной научной конференции 17-19 ноября 1998 г. — Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. - С. 205-207;

  3. Культурология: гуманитарная наука в процессе становления./ В сб.: Проблемы культуры, языка, воспитания: Сборник трудов преподавателей и

аспирантов. Выпуск 4. — Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - С. 193-198;

  1. История мировой культуры как основа учебного курса культурологии./ В сб.: Проблемы науки и практики: региональный подход. — Архангельск: Изд-во ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. - С. 177-179;

  2. Контрфактическое моделирование в учебном курсе культурологии./ В сб.: Мир и человек в философии и искусстве: Материалы VIII областной студенческой конференции и III Педагогических чтений. — Архангельск: Изд-во Архангельской Государственной Медицинской Академии, 2001. — С. 215-224;

  3. Наука о культуре в системе образования. /В сб.: Социологические аспекты общественно-экономической проблематики в условиях современной России: Сборник аспирантских и студенческих научных докладов. — Северодвинск: Севмашвтуз, 2001. — С. 24-26;

  1. Трагедия Софокла «Царь Эдип» в учебном курсе культурологии./ В сб.: Россия на пороге XXI века: стратегические интересы и актуальные проблемы России на европейском Севере: Материалы международной научно-практической конференции. Архангельск, 18-20 мая 2000 г. — Архангельск: Изд-во Международного Института Управления. — 2001. — С. 562-568.

  2. Обзор учебников по культурологии. /В сб.: Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Педагогика. Психология. Политология. Культурология. Литературоведение: Сборник статей. Вып. 2. — Северодвинск: Севмашвтуз, Северодв. отд-ние Ломоносовского Фонда, 2002. — С. 66-77.

Особенности, проблемы и противоречия процесса становления учебной дисциплины «Культурология» в системе высшего технического образования

Десятилетний опыт функционирования культурологии в качестве учебной дисциплины российских вузов подтвердил правильность и своевременность введения культурологического компонента в систему высшего образования. Культурология оформилась в качестве дисциплины, освещающей важнейшие вопросы феномена общечеловеческой культуры в его историческом развитии, позволяющей студенту понимать мир человеческой культуры не как простое скопление разрозненных фактов, но осмысливать эти факты как сложное системное единство. При этом большинством специалистов культурология понималась не только как дополнительная учебная дисциплина, способствующая расширению эрудиции и кругозора учащихся, но прежде всего — как необходимый и важнейший компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования.

Образование может рассматриваться 1) как система образовательных учреждений в обществе и 2) как процесс культурного развития личности [78, 326]. В рамках данной работы мы будем следовать определению понятия «образование», данному В.А. Сластениным, понимающим под образованием единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны [199, 78]. Понятие «высшее образование» определяется в современной российской педагогике как процесс и результат «усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки, техники» [191, т. 1, 115].

Идеи гуманизации и гуманитаризации высшего образования неразрывно связаны с концепцией личностно ориентированной педагогики, основные положения которой, как известно, состоят в следующем: 1) личность есть первая и важнейшая (специальная) цель образования, 2) планируемый итог образования для учащегося — умение быть личностью, то есть овладеть опытом выполнения специфических личностных функций: избирательности, рефлексии, смыслоопределения, волевой саморегуляции, социальной ответственности, креативности, автономности, 3) осуществление этих задач предполагает создание ситуации развития личности — «совокупности педагогических усилий, актуализирующий «механизмы» личностной самоорганизации учащегося (посредством вхождения в пространство значимых для него проблем)» [144, 14].

Что касается определения понятий «гуманизация» и «гуманитаризация», то специалистами предлагаются им различные варианты. Многие педагоги видят в гуманитаризации средство гуманизации [204], другие — способ приобщения учащихся к культурному наследию [212], третьи вкладывают в нее такое содержание, в соответствии с которым гуманитаризация означает овладение методами, методологией, присущими гуманитарным наукам с их приматом неповторимого [64; 246]. В.Н. Фокина определяет гуманизацию как «процесс выявления в содержании образования антропологических, культурно-исторических, личностных оснований знания» [224,48]. Н.В. Бор-довская и А.А. Реан понимают ее как «ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на становление и развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на уважении прав каждого человека» [32, 75]. Сущность гуманизации инженерного образования, по мнению И.Л. Луцкой, состоит прежде всего в создании «определенных условий, необходимых для самодетерминации человека, среды, где формируются уважительные субъект-субъектные отношения в процессе общения Учителя и Ученика, где научные достижения и технические открытия осознаются только в контексте культуры» [139, 5].

Гуманитаризацию высшего образования Ю.Н. Будрин и В.П. Ярошевич понимают как исходную ступень его гуманизации, процесс его «очеловечивания средствами культуры» [34, 8]. НА. Лейбовская, рассматривая гуманитаризацию с точки зрения функционирования образовательного процесса, приходит к выводу, что «гуманизация в основном отражает содержательную сторону обучения, а гуманитаризация относится к его процессуальной стороне» [131, 25], а А.Н. Рыблова определяет гуманитаризацию как «осознание и практическую реализацию приоритета личностного начала в оценке состояния и определения путей развития общества» [190, 21].

Во всех перечисленных определениях личностное начало гуманизации и гуманитаризации не только выходит на первый план, но становится, по сути, единственным их критерием. Полагая, что подлинная гуманизация образования, и гуманитаризация как ее проявление, должна быть нацелена на достижение гармонического единства между личностным и общественным началом, в рамках данной работы мы будем придерживаться того определения гуманитаризации, которое было дано отечественным философом В.П. Зинченко: гуманитаризация образования — это «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых» [87, 46].

Для темы данного исследования особый интерес представляет процесс гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в России и оценка его отечественными специалистами.

Цели и задачи культурологического образования в техническом вузе

В 1-й главе была описана в общих чертах история развития инженерного дела в России с точки зрения понимания роли инженерного корпуса в общественной жизни страны и соответствующих задач высшего технического образования, проанализированы взгляды отечественных педагогов на цели гуманитаризации технического образования и место культурологического компонента в этом процессе, а также выявлены, на основе изучения изданных в 1990-х гг. учебных пособий, наиболее перспективные варианты подхода к обучению культурологии.

На основе полученных данных и в соответствии с задачами исследования необходимо перейти от фиксации существующей ситуации к разработке теоретических основ одного из возможных вариантов модели культурологического образования, учитывающей имеющиеся традиции и специфические особенности содержания образования и организации учебного процесса в технических вузах.

Определяя сущность понятия «культурологическое образование», исследователи отмечают, что его следует рассматривать в качестве одной из важнейших составляющих процесса культурного развития личности. «Процесс культурологического образования, — пишут Л.М. Мосолова и С.Н. Токарев, — это постоянное восхождение к культуре с целью максимального развития личности и ее вхождения на уровне личности в контекст социальной жизни» [158, 323]. Таким образом, в процессе культурологического образования встречаются, взаимодействуют и дополняют друг друга интересы личности и общества: индивидуальное культурное развитие человека осуществляется через приобретение им новых знаний о культуре, через все более глубокое и всестороннее осознание ее сущности, ее проблем и противоречий, через все более полное вхождение в культуру и осуществление осмысленной активной деятельности в культуре. Общество же посредством культурологического образования новых поколений решает задачи их воспитания и социализации, имеющие рещающее значение для сохранения и развития культурного достояния нации. При этом, поскольку задачи воспитания состоят прежде всего в «приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращения природного человека в культурного» [57, 36], то конечные цели воспитания обнаруживают свое полное соответствие и идентичность ценностям культуры; таким образом, собственно образовательные, педагогические функции культурологического образования смыкаются с его общекультурными, гуманистическими функциями.

Рассматриваемое в широком смысле культурологическое образование не ограничено ни общеобразовательным курсом обучения культурологии, ни курсом подготовки специалиста-культуролога. Личность осуществляет культурологическое образование (самообразование) в ходе изучения истории своего народа и человечества в целом, в ходе раздумий о целях и смысле собственного существования, в процессе не прекращающегося в течении всей жизни общения с другими людьми и другими культурами, во встречах с произведениями искусства, то есть во всех тех ситуациях, в которых, используя выражение B.C. Библера, происходит «перематывание культуры из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида» [24, 54]. Весь комплекс гуманитарных наук, изучение которых осуществляется индивидом при обучении в вузе, участвует в процессе культурологического образования личности; вносят в него свой вклад (подчас противоречивый, не позволяющий дать ему однозначно позитивную оценку) и средства массовой информации (пресса, телевидение, сеть Интернет) — именно поэтому в современной педагогике складывается понятие «социо-культурное медиаоб-разование» [30, 88-94]; не безразлично для культурологического образования индивида его религиозное или атеистическое окружение, семейные и национальные традиции и многие другие факторы. В этом смысле можно говорить о складывающейся в настоящее время сложной многоуровневой системе культурологического образования, сердцевиной которой является собственно научное, планомерно и методично осуществляемое обществом культурологическое образование личности в рамках обучения ее основам науки о культуре — культурологии, а на периферии располагаются разнообразные, сложно взаимодействующие элементы — от просветительских программ телевидения до экспозиций музеев и журнальных статей. (В качестве примера педагогического опыта осуществления культурологического образования вне государственных образовательных структур может быть названа народная изостудия г. Северодвинска, руководимая выпускником РГПУ им. А.И. Герцена И. Филипповым. Педагогическая концепция изостудии заключается в приобщении детей, начиная с младшего школьного возраста, к наследию мировой культуры через использование сюжетов мифов народов мира в качестве основы для детского изобразительного творчества. Десятилетняя деятельность изостудии позволила сотням северодвинских детей получить начальное представление о наследии мировой культуры в его наиболее ярких и доступных детям формах; тот факт, что приобщение к культурному наследию осуществлялось в ходе творческой деятельности учащихся, позволяет оценивать деятельность изостудии как оригинальный и плодотворный пример педагогически действенного культурологического образования в его пропедевтической форме.)

Основные виды учебных занятий по культурологии, их функции, содержание и взаимосвязь

В предыдущей главе было обоснованно преимущественное внимание, уделяемое в курсе культурологии в техническом вузе историко-культурному компоненту содержания этой дисциплины. Далее необходимо перейти от содержательной стороны дидактики, описывающей «чему учить», к ее процессуальной стороне, посвященной вопросу о том, «как учить», то есть рассмотреть и проанализировать особенности организации процесса обучения культурологии в техническом вузе и выявить методы обучения, применение которых в данной педагогической ситуации должно способствовать наиболее полному осуществлению задач культурологического образования.

Определив цель культурологического образования и содержание учебного курса культурологии в техническом вузе, следует уточнить место данной дисциплины в общем процессе вузовского образования. По мнению ряда педагогов, культурологию, как и другие гуманитарные дисциплины, целесообразнее преподавать на младших курсах, поскольку она «дает студенту ощущение включенности в мировую и отечественную культуру, вырабатывает потребность овладения философской, правовой, политической культурой, создает основу для преемственности в преподавании гуманитарных дисциплин» [248, 78]. Также, в качестве пропедевтической дисциплины, нацеленной на передачу учащимся «содержания культуры как целостного феномена» [232, 131], и потому открывающей, а не завершающей цикл гуманитарных дисциплин в техническом вузе, предлагает рассматривать культурологию Ф.Г. Хайруллин.

Эту позицию следует считать в достаточной мере убедительной. Действительно, культурология как дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм, обладает необходимым потенциалом, способным задать учащемуся уже на 1-м курсе обучения должные ориентиры в освоении бытия культуры и в изучении дисциплин гуманитарного цикла. Не следует забывать, однако, что «первокурсник — уже студент по статусу, но фактически еще школьник по реальной готовности к вузовской учебе», как отмечают СМ. Годник и B.C. Листенгартен [58, 17], специально исследовавшие психологические особенности студентов первого курса. По данным опроса, проведенного ими в ВГУ (г. Воронеж), большинство первокурсников не умеют эффективно воспринимать учебный материал, излагаемый на лекции (записывают не более 18-20% лекционной информации), 28,8% не умеют выступать перед аудиторией, 18,6% не умеют и боятся участвовать в дискуссии. По наблюдениям О.М. Марковой, описавшей особенности менталитета студентов технических вузов на примере студенчества СПб ГЭТИ «ЛЭТИ», первокурсников конца 1990-х - начала 2000-х гг. отличает явный инфантилизм, отсутствие определенного мнения по многим важным для культурологического образования вопросам или неспособность его высказать [145]. Первокурсникам свойственно отношение к учебе в вузе как к продолжению учебы в школе, пассивное принятие любых дисциплин, часто — отсутствие четко выраженного представления о целях учебы и, как следствие, о перспективах изучения такой дисциплины, как культурология. Отсутствие навыков работы с научной литературой гуманитарного профиля негативно влияет на уровень студенческих выступлений с докладами, испытываемый многими страх перед аудиторией снижает эффективность дискуссий, неумение оперировать философскими категориями мешает продуктивному освоению культурологического дискурса и т.д.

В этой ситуации культурология как учебная дисциплина должна взять на себя задачу способствовать приобретению студентами навыков учебной деятельности в системе высшего образования, преодоления ими неизбежных на этом этапе познавательных затруднений. Пропедевтическая функция курса культурологии касается прежде всего умения работать с литературой.

В большинстве случаев учебник выполняет роль систематизатора учебного материала; основным же источником культурологической информации для студентов, безусловно, является специальная литература. Студент, приступающий к изучению культурологии на первом курсе, должен не только научиться ориентироваться в огромном количестве литературы, касающейся проблем культуры, но и привыкнуть к наличию разнообразных мнений и несовпадающих авторских позиций. По разнообразию возможных трактовок учебного материала культурология, по-видимому, лидирует среди гуманитарных и тем более естественно-научных дисциплин, преподаваемых в вузах (о чем свидетельствует, в частности, анализ учебных пособий по культурологии). Студенту достаточно обратить внимание на различие характеристик культуры, например, арабо-мусульманского мира в учебных пособиях Е.В. Попова [37] и Т.Ф. Кузнецовой [168]; сравнить рассуждения о вреде компьютеризации для культуры в учебнике А.Б. Есина [81] с материалом публикации А. Гениса «Книга книг», посвященной культурной роли Интернета [54], или сопоставить оценку, данную художникам-«Митькам» в учебнике Н.Г. Багда-сарьян [121] с суждением любого художественного журнала, чтобы обнаружить принципиальное несовпадение мнений и, как следствие, осознать необходимость выработки собственной позиции.

В связи с этим тезису о предпочтительности преподавания культурологии на младших курсах технических вузов следует противопоставить противоположный.

Похожие диссертации на Методика обучения культурологии в техническом ВУЗе