Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика применения средств музыкальной культуры в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку Давыдова, Екатерина Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдова, Екатерина Александровна. Методика применения средств музыкальной культуры в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Давыдова Екатерина Александровна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/916

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственно эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку 21

1.1. Сущность и содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкальной культуры» на занятиях по иностранному языку 21

1.2. Возможности использования музыкальной наглядности как составляющей музыкальной культуры страны изучаемого языка в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку 49

1.3. Модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку 73

Выводы по Главе 1 108

Глава 2. Методика применения средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку 111

2.1. Алгоритм применения средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку 111

2.2. Методические условия, обеспечивающие реализацию нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку 131

2.3. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку 151

Выводы по Главе 2 178

Заключение 182

Библиографический список 192

Введение к работе

Актуальность исследования. Концепция «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных целей начального общего образования определяет формирование у школьников социально ориентированного взгляда на мир, воспитание гражданина с ценностными ориентациями, способного достойно представлять свою страну в условиях разнообразного проявления национальных культур. Достижение указанной цели возможно путем реализации культуросообразной парадигмы, направленной на овладение системой ценностей, которые определяют приоритетные нравственные, духовные, этические и эстетические основы личности, способствуют становлению и развитию личности будущего гражданина с четко выраженной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является нравственно-эстетическое воспитание младших школьников, которое осуществляется в процессе обучения различным предметам; среди них иностранный язык занимает одно из приоритетных мест. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся нацелено на формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обладающего целостной системой нравственно-эстетических ценностей, представлений, личностных качеств, способного принимать судьбу Отечества как свою личную, осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны, уважать её духовные и культурные традиции. Указанная цель может успешно достигаться на занятиях в начальной школе по дисциплине «иностранный язык», так как содержание этой дисциплины направлено на воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного и активного гражданина России (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

Обучение иностранному языку младших школьников закладывает прочные основы для развития у детей интереса к языковому и культурному многообразию мира, отражающему богатство духовно-нравственных и духовно-эстетических ценностей. Овладение указанной системой ценностей в процессе обучения иностранному языку младших школьников эффективно осуществляется на основе использования средств музыкальной культуры. Между тем, нравственно-эстетический потенциал дисциплины «иностранный язык» средствами музыкальной культуры в начальной школе не реализуется в должной мере из-за отсутствия необходимого учебно-методического обеспечения и специально подготовленных кадров, владеющих методикой обучения и воспитания в рамках дисциплины «иностранный язык», направленной на реализацию целей нравственно-эстетического воспитания младших школьников путем использования средств музыкальной культуры. Процесс обучения иностранному языку младших школьников на основе применения средств музыкальной культуры не создает полноценных возможностей для реализации нравственно-эстетического воспитания в силу того, что не раскрыты возможности применения средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания данной категории учащихся, который применительно к дисциплине «иностранный язык» не стал еще предметом специального исследования, хотя и существуют отдельные разработки в этой области, сложился эмпирический опыт, который пока не обобщен и не систематизирован. Это порождает противоречие между социальными ожиданиями и объективной потребностью образовательной практики в реализации задач нравственно-эстетического воспитания средствами музыкальной культуры в процессе обучения иностранному языку в начальной школе и недостаточной разработанностью этого вопроса в современной теории и методике обучения иностранному языку.

Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что уже существует определенная научная база для рассмотрения проблемы реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку на основе использования средств музыкальной культуры. Всестороннему анализу указанной проблемы и решению задач диссертационного исследования способствовали:

- работы, посвященные разработке содержания иноязычного образования (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, П.Б. Гурвич, А.А. Миролюбов, Г.В. Рогова, Е.М. Верещагина, В.Г. Костомаров, В.В. Сафонова, Г.Д. Томахин);

- труды, отражающие специфику методики обучения и воспитания иностранным языкам на начальной ступени (Н.А. Бонк, В.В. Бужинский, Н.А. Горлова, В.Н. Катрашова, Н.М. Королева, В.П. Кузовлев, Н.А. Тарасюк, В.Н. Щацких);

- публикации, касающиеся закономерностей реализации взаимодействия обучающихся в процессе иноязычного общения (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова, К. Роджерс, И.И. Халеева, А.В. Щепилова);

- исследования, освещающие нравственные основы воспитания в целом (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и в иноязычном образовании в частности (И.Л. Бим, В.П. Кузовлев, С.Г. Тер-Минасова, Е.И. Пассов);

- работы, раскрывающие специфику использования различных средств музыкальной культуры в образовательном процессе в целом и на начальной ступени в частности (М.М. Бухман, Н.Н. Гаврюшенко, Р.И. Грубер, О.В. Гусева, Л.А. Закс, О.А. Титова, М.Т. Усова, Р.Н. Шафеев);

- труды по теории глобального образования (А.П. Лиферов, L.F. Anderson, R. Hanvey, J. Tucker).

Однако, несмотря на существующий корпус исследований, связанных с проблемой реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных аспектов, а именно:

- не определены сущность и содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкальной культуры» на занятиях по иностранному языку и не разработана совокупность положений, составляющих методологическую основу исследования процесса реализации данного феномена в теории и методике обучения и воспитания иностранным языкам;

- не разработана модель реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, технология, средства, критерии эффективности, условия реализации);

- не выявлена система средств реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку на основе использования музыкальной культуры;

- не разработан алгоритм и не выявлены условия реализации нравственно-эстетического воспитания средствами музыкальной культуры в процессе изучения иностранного языка.

С учетом этого была выбрана темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические и технологические аспекты методики применения средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку младших школьников средствами музыкальной культуры.

Предмет исследования – методика применения средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решаются следующие задачи:

- на основе системного анализа философской, культурологической, филологической, музыкальной, психологической и педагогической литературы выявить сущность и содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкальной культуры» и обосновать совокупность положений, составляющих методологическую основу процесса формирования данного феномена;

- разработать методическую модель реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, технологию, средства, критерии эффективности, условия реализации);

- разработать учебно-методическое обеспечение процесса реализации методической модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку;

- определить условия, необходимые для реализации методической модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку.

Гипотеза исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры в обучении иностранному языку будет значительно интенсифицирован, если:

- будет разработана совокупность положений, составляющих методологическую основу исследования проблемы реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку;

- будет обоснована и разработана модель реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, технология, средства, критерии эффективности, условия реализации);

- будет разработана система средств реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку на основе использования музыкальной культуры;

- будут выявлены и опытно-экспериментальным образом апробированы алгоритм и условия реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры в процессе изучения иностранного языка.

Методологическую основу исследования составляют положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к культурному музыкальному наследию в процессе реализации иноязычного образования, основные положения философских и педагогических наук о ребенке как субъекте деятельности, о закономерностях иноязычного общения, о коммуникативных процессах в современном мире и их функциях в сфере образования, о необходимости реализации задач нравственно-эстетического воспитания в процессе иноязычного образования; психолого-педагогические положения о нравственном и эстетическом воспитании как процессах субъектного и творческого воспроизводства нравственности и эстетики во всех видах социальной деятельности, включая музыкальную; идея гуманистической и личностно ориентированной педагогики.

В качестве специальной технологии исследования были избраны коммуникативный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, W.M. Rivers), аксиологический (М.С. Каган, О.В. Коновалова и др.), проблемно-деятельностный (Ю.А. Ефимова, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин), социокультурный (В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Е.Н. Соловова и др.), гуманистический (Е.В. Бондаревская, В.А. Петровский, В.В. Сериков), культурологический (В.С. Библер и др.), компетентностный (Н.И. Алмазова, А.М. Акопова, И.А. Зимняя, И.И. Халеева, Д.И. Фельдштейн) подходы к исследованию проблемы применения средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку.

Теоретическим фундаментом исследования выступают работы, посвященные:

- рассмотрению нравственных основ воспитания в целом (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и в иноязычном образовании в частности (И.Л. Бим, В.П. Кузовлев, С.Г. Тер-Минасова, Е.И. Пассов);

- проблемам содержания иноязычного образования (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, А.А. Миролюбов, И.И. Халеева, А.В. Щепилова)

- вопросам начального иноязычного образования (О.В. Афанасьева, М.З. Биболетова, И.Л. Бим, И.Н. Верещагина, М.Л. Макклоски, З.Н. Никитенко, В.Н. Щацких, и др.);

- теории личности, деятельности и общения, которые, в частности, развивают идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн), положения о субъекте деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), индивидуальности и её развитии (В.П. Кузовлев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик);

- изучению культурологических концепций образования (В.С. Библер, В.П. Зинченко и др.);

- эстетической культуре (Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Д.С. Лихачев, А.В. Лепринцев и др.);

- музыкальной культуре как важнейшей составляющей образовательного процесса (М.М. Бухман, Н.Н. Гаврюшенко, Р.И. Грубер, О.В. Гусева, М.Т. Усова, Р.Н. Шафеев).

Методы исследования: теоретический анализ научной, научно-практической и методической литературы в различных сферах гуманитарных знаний; наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта; проведение бесед с обучающимися, педагогами, родителями; изучение и сравнительный анализ детских творческих работ; педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа» Курского района, Курской области, МОУ «Гимназия №4» г. Курска, МОУ «Гимназия №25» г. Курска, детский образовательный центр «Эрудит» г. Курска.

Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап (2010–2011 гг.) – знакомство с теоретической литературой по изучаемой проблеме; разработка общей концепции исследования, определение проблемного поля, основной идеи и направленности научной работы, установление ориентиров разработки ее теоретической и методологической базы.

II этап (2011–2012 гг.) – расширение рамок исследования, углубленный сравнительно-сопоставительный анализ проблемы; обоснование методики реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку; разработка учебно-методического обеспечения, направленного на формирование системы нравственно-эстетических ценностей у младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку.

III этап (2012–2013 гг.) – апробация разработанного методического обеспечения; обобщение, систематизация, описание полученных результатов опытно-экспериментальной работы; оформление теоретических и практических результатов исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна заключаются в следующем: в конкретизации сущности и содержания понятия «нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкальной культуры» на занятиях по иностранному языку и в рассмотрении особенностей реализации нравственно-эстетического воспитания данной категории обучающихся в процессе изучения иностранного языка на основе использования средств музыкальной культуры; в разработке методической модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, технология, условия); в разработке учебно-методического обеспечения реализации модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку; в разработке алгоритма и в определении методических условий повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении возможностей музыкальной культуры в процессе реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку; в конкретизации цели, задач и содержания нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку; в уточнении ведущих принципов реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе иноязычного образования младших школьников на основе использования средств музыкальной культуры; в разработке критериев и показателей эффективности осуществления нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены рекомендации по организации процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку в учреждениях начального общего образования, а также по подготовке кадров для данной сферы; разработано учебно-методическое обеспечение процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку (цикл занятий в рамках изучения дисциплины «иностранный язык» на примере музыкальных и литературно-театральных гостиных, авторская программа «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на занятиях по английскому языку средствами музыкальной культуры»).

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке, апробации и внедрении модели реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами музыкальной культуры.

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров работы, соответствием методов исследования его задачам и логике, внедрением результатов исследования в практическую деятельность, репрезентативностью объема выборок, методами количественной и качественной обработки полученных данных (в эксперименте приняли участие 220 обучающихся); статистической достоверностью опытно-экспериментальной работы.

Обоснованность представленных в диссертации результатов исследования подтверждается их успешной воспроизводимостью и использованием в педагогической практике в школах города Курска и Курской области, а также корректностью использования апробированного статистического аппарата; материалы исследования обсуждались на международных научных конференциях, изложены в публикациях в рецензируемых научных изданиях, включенных в перечень ВАК, что также подтверждает обоснованность результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в авторских публикациях (статьях, докладах) и выступлениях автора на методических семинарах кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» в 2010–2013 гг., а также на методических семинарах кафедры теории и практики межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» в 2012–2013 гг.

Основные положения и результаты исследования отражены в трех статьях, опубликованных в научных изданиях перечня ВАК РФ, представлены на международной научно-практической конференции «Инновационная наука и современное общество» (21–22 августа 2013 г.), на региональных научно-практических конференциях Курского государственного университета: «Актуальные проблемы современного иноязычного образования» в 2011, 2012 и 2013 гг.

Разработанное учебно-методическое пособие и практические рекомендации апробированы и внедрены в учебный процесс муниципальных бюджетных образовательных учреждений г. Курска («Гимназия №4», «Гимназия №25») и Курской области (МБОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа»).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальная культура как часть духовной культуры человечества, включающая в себя музыкальное наследие различных эпох и культур, является неотъемлемой частью образовательного процесса на занятиях по иностранному языку с младшими школьниками и направлена на реализацию всех его аспектов: воспитательного, развивающего, учебного, познавательного.

Музыкальная культура на занятиях по иностранному языку включает в себя сложную систему средств, которые используются в различных видах деятельности на иностранном языке по освоению системы ценностей, представленных в родной, иностранной и мировой культурах.

Важнейшими факторами, определяющими эффективность музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку, являются единство и взаимодействие её элементов (деятельностного элемента и ценностного элемента) и неразрывная связь музыкальной культуры с общим контекстом национальной и мировой культуры.

Музыкальная культура на занятиях по иностранному языку с младшими школьниками направлена на реализацию задач нравственно-эстетического воспитания личности младшего школьника средствами музыкальной наглядности, а именно на формирование системы духовных, нравственных, эстетических ценностей, представлений и личностных качеств обучающихся, готовых и способных принимать судьбу Отечества как свою личную, осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны, уважать её духовные и культурные традиции.

Применительно к процессу обучения иностранному языку младших школьников нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкальной культуры – это воспитание, направленное на развитие высокой духовности, на становление юных граждан, обладающих такими нравственно-эстетическими ценностями, как Добро, Истина, Красота, Толерантность, и личностными качествами, необходимыми для формирования нравственной позиции, проявляющейся в созидательной деятельности в интересах своей страны.

2. Методическая модель реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, подходы, принципы, содержание, технологию, критерии, условия реализации.

Целью методической модели реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку является воспитание гражданина, чувствующего и ценящего доброе и прекрасное (в музыкальном образе, в поступке, в отношениях с другими людьми); охрана и укрепление его духовного, физического и психологического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку являются аксиологический, коммуникативный, социокультурный, проблемно-деятельностный, компетентностный и гуманистический подходы.

Приоритетными принципами реализации методической модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку являются следующие: принцип ценностной ориентации; принцип эстетической направленности; принцип индивидуализации; принцип интегративности; принцип сохранения исторической памяти народа; принцип наглядности; принцип целостности развивающейся личности; принцип двуплановости и др.

Алгоритм технологии, положенной в основу реализации модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку предусматривает последовательное выполнение следующих этапов: 1) мотивационно-стимулирующего, предполагающего создание необходимой нравственно-эстетической среды на основе использования средств музыкальной культуры страны изучаемого языка; 2) информационного, направленного на снятие трудностей восприятия музыкального произведения в процессе его использования на уроках иностранного языка с целью нравственно-эстетического воспитания младших школьников; 3) аналитического, связанного с анализом нравственно-эстетических проблем, отраженных в музыкальном произведении; 4) этапа актуализации, предусматривающего вовлечение обучающихся в совместную деятельность по овладению нравственно-эстетическими ценностями, нашедшими отражение в музыкальном произведении, а также организацию общения на родном и иностранном языках с целью воздействия учителя на нравственно-эстетическую сферу личности младшего школьника; 5) продуктивного, предполагающего интериоризацию младшими школьниками нравственно-эстетических ценностей, представленных в музыкальном произведении, и соотнесение усвоенных нравственно-эстетических ценностей с собственным опытом обучающихся, в результате чего происходит обогащение ценностно-смысловой сферы личности младших школьников и, как следствие, – развитие личностных качеств обучающихся; 6) творческого, наиболее полно реализующего интегративные связи различных видов деятельности (музыкальной, художественной, танцевальной, театральной, предметной, литературно-творческой) и предусматривающего создание самими обучающимися творческого продукта (например, иллюстрации к музыкальному произведению), дополненного коммуникативным продуктом (высказыванием, сообщением, выражением собственного мнения и т.д.); 7) аналитико-оценочного, представляющего собой анализ и оценку обучающимися созданного творческого продукта на основе работы с музыкальным произведением доступными их пониманию средствами и способами.

3. Учебно-методическое обеспечение использования средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку включает в себя систему заданий, направленных на решение основных задач данного вида воспитания. Наиболее типичными видами заданий являются следующие: рецептивные (задания на осознание и дифференциацию нравственно-эстетических ценностей на основе музыкальных произведений в родной, иностранной и мировой культурах и др.); продуктивно-творческие (задания на составление ассоциограмм, отражающих ценностные ориентации в различных национальных культурах; задания с элементами ролевого общения и драматизации; задания на основе проектировочной деятельности, отражающей способность обучающихся представлять нравственно-эстетические ценности родной культуры представителям других национальных культур; аналитические задания, предусматривающие построение аналитических высказываний, характеризующих нравственно-эстетические аспекты деятельности и др.).

Реализация предлагаемого учебно-методического обеспечения осуществляется на основе следующих теоретических положений: 1) для ребенка важно, что несут в себе музыкальные произведения, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать) являются приоритетными; при этом обучение должно затрагивать интересы младшего школьника и отвечать его потребностям в общении и познании; 2) в процессе реализации нравственно-эстетического воспитания необходимо использовать возможности интеграции коммуникативной деятельности на иностранном языке с музыкальной, изобразительной, ритмической, театральной, предметной, литературно-творческой; 3) игра является одним из основных методических приемов, позволяющих создавать проблемные нравственно-эстетические ситуации на основе содержания текстов музыкальных произведений на иностранном языке, в которых обучающийся выражает свою личностную нравственную позицию; 4) обучающиеся овладевают мировым музыкальным наследием в процессе взаимодействия – общения с учителем и друг с другом, героями музыкального иностранного произведения; при этом важно, чтобы обучающийся осознавал цель и конечный результат каждого речевого поступка, испытывал потребность в усвоении принятых в обществе моделей нравственно-эстетического поведения.

4. Основными условиями повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку являются следующие: 1) ориентация процесса иноязычного образования на решение задач нравственно-эстетического воспитания (формирование нравственно-эстетических представлений, ценностей, качеств личности) средствами музыкальной культуры; 2) проекция функций музыкального искусства на процесс иноязычного образования младших школьников, построенного путем использования средств музыкальной культуры; 3) реализация поэтапной системы заданий, построенной на применении алгоритма нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры в ходе обучения иностранному языку; 4) обеспечение субъектно-субъектного взаимодействия в условиях благоприятной психологической атмосферы при решении нравственно-эстетических проблем в процессе работы с музыкальным произведением; 5) активизация психических возможностей личности обучающихся в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры при обучении иностранному языку в ходе вовлечения обучающихся в музыкально-художественную творческую деятельность.

Структура диссертации. Содержание работы изложено на 212 страницах. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования, определены цель, объект и предмет, изложены гипотеза и задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов, представлена структура работы.

В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку» проводится многоаспектный анализ проблемы реализации нравственно-эстетического воспитания как важнейшей составляющей иноязычного начального образования; представлены нравственные и эстетические категории, составляющие основу нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку; проанализированы возможности использования музыкальной культуры в процессе реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников в ходе их иноязычного образования; представлена модель реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, технология, критерии эффективности, условия).

Во второй главе «Методика применения средств музыкальной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку» представлен алгоритм реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку; описаны условия, необходимые для осуществления данного процесса, а также ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности применения модели реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку; изложены результаты проведенного исследования и даны рекомендации по совершенствованию существующей системы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие решение поставленных задач, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Библиографический список включает наименования 138 источников на русском языке и 12 на иностранных (немецком и английском) языках.

В приложении представлены учебно-методические материалы, направленные на реализацию процесса нравственно-эстетического воспитания обучающихся младшего школьного возраста на основе использования музыкальных произведений в ходе иноязычного образования, а также материалы, отражающие содержание опытно-экспериментальной работы.

Возможности использования музыкальной наглядности как составляющей музыкальной культуры страны изучаемого языка в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку

Мораль основана на общественном мнении людей. Она предполагает ориентацию человека в своем поведении на внешние нормы, установленные в обществе на основании его общих представлений о добре и зле, о справедливости. В этом смысле мораль включена в систему этического воспитания личности, которое призвано обеспечить продолжение традиций, одновременно способствуя идентификации личности с её социальным окружением, а также принятию личностью моральных норм, усвоению системы правил и образцов поведения, осознанию необходимости запретов, самоограничений. Этическое воспитание предполагает воспитание такой личности, которая соответствует социокультурным ожидания, то есть ведет себя «как должно», «как принято вести себя в данной обстановке». В результате, личность сознательно и без какого-либо принуждения выбирает в качестве регулятивов своего поведения общепринятые нормы и способы взаимодействия с окружением [Зябкина 2012: 19].

Большую роль в реализации моральных норм и принципов играют ценности. Ценности в структуре понятия морали также определяют поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности. Д.А. Леонтьев определял ценности в соответствии с тремя основными формами их существования. Во-первых, ценности представляют собой общественные идеалы. В этом смысле «ценности укоренены в первую очередь в объективном укладе общественного бытия данного конкретного социума и отражают практический опыт его жизнедеятельности». Во-вторых, ценности являются «зафиксированными в культуре предметными воплощениями», где акцент делается на реализацию культуры в обществе, т.е. её деятельный характер. Наконец, ценности имеют определенное значение для каждой личности в отдельности, поэтому целесообразно говорить о личностных ценностях, которые «представляют внутренний мир личности, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного» [Леонтьев 1996: 21-24]. Ценности в структуре моральных норм и принципов связаны с понятием духовности личности, где духовность направлена на обеспечение ценностного взаимодействия человека с окружающим миром. Впервые на ценностную основу отношения человека к миру обратили внимание М. Шелер и Н. Гартман, которые выделили «материальную» этику ценностей, противостоящую идеям И. Канта о «формальной» этике. В связи с этим воспитание обратилось к проблемам добра и зла, формированию жизненной позиции человека и её реализации в соответствующей деятельности. Такой подход к воспитанию способствовал осознанию человека как субъекта деятельности, который не только испытывает на себе воздействие общества, его моральных норм и ценностей, влияние культуры, обычаев, традиций, но и сам утверждает собственные ценности посредством деятельности как целесообразного изменения окружающего мира [Розанов 1901].

Нравственность неотделима от морали, так как она способствует осознанию личностью необходимости выполнения моральных норм и принципов, к исполнению которых человек чувствует внутреннюю потребность. В отличие от морали нравственность является достоянием самой личности, которая усвоила и приняла моральные нормы, принципы и ценности. В этом отношении этические учения направлены на понимание внутренних механизмов, побудительных сил, которые обеспечивают правильное с точки зрения морали поведение личности и являются нравственными характеристиками человека [Библер 1990].

Мораль, духовность и нравственность формируют этическую позицию человека и соответствуют основным направлениям воспитания личности. Учитывая специфику данного исследования, необходимо рассмотреть содержательную основу нравственного воспитания.

Анализ специальной литературы по проблеме нравственного воспитания в педагогике свидетельствует о существовании нескольких направлений, рассматривающих сущностные характеристики нравственного воспитания. В некоторых из них нравственное воспитание понимается как педагогическое управление нравственными отношениями обучающихся (О.С. Богданова, С.В. Черенкова). Другие исследователи делают акцент в нравственном воспитании на формировании и развитии морального сознания и поведения личности школьника (В.И. Петрова, В.Е. Гурин). Существует множество различных точек зрения, которые рассматривают процесс нравственного воспитания как: - формирование нравственных убеждений (Е.В. Бондаревская, А.В. Иващенко, С.В. Мягченков, В. Лобачёв [2010]); - средство совершенствование межличностных отношений обучающихся (Н.И. Болдырев, Л.Ю. Гордин, В.И. Ким, Ю.П. Сокольников, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, Н.И. Щуркова [1998]); - развитие эмоционально-рациональных отношений к окружающей действительности (А.В. Зосимовский, Л.И. Рувинский, М.Г. Тайчинов, Г.Н. Филонов); - формирование личности на основе совершенствования содержания форм и методов нравственного воспитания (В.А. Ким, В.М. Коротов, И.В. Харламов); - процесс управления становлением личности школьника и ученического коллектива (М.А. Вейт, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик).

Многие из них рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс формирования нравственных убеждений, чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности.

Такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский связывали нравственное воспитание личности с необходимостью осуществления правильного нравственного выбора, где нравственное воспитание призвано воспитывать в человеке чуткое отношение ко всему святому, стремление к совершенству.

Модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку

В связи с тем, что данное исследование посвящено методическим аспектам нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку, необходимо системное рассмотрение процесса нравственно-эстетического воспитания, которое представляется возможным на основе приема моделирования, широко используемого в современной педагогической практике и позволяющего наиболее полно отразить структуру, свойства, основные составляющие, а также особенности функционирования процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе применения музыкальной культуры в обучении иностранному языку.

Модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры в иноязычном образовании рассматривается как мера изменений, происходящих в сфере нравственно-эстетических представлений и личностных качеств обучающихся на основании педагогического и методического воздействия, осуществляемого с учетом основных структурных компонентов указанной модели. Итак, для успешного построения модели нравственно-эстетического воспитания средствами музыкальной культуры в иноязычном образовании необходимо сформулировать цель, определить задачи, обосновать педагогические и методические принципы, являющиеся основой эффективной реализации процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников, определить адекватные средства, приемы, методы, которые могут способствовать достижению положительного результата данного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами, диагностировать изначальный уровень нравственно-эстетической воспитанности младших школьников с учетом установленных показателей и критериев, а также проанализировать основные условия реализации модели, способствующие достижению необходимого положительного результата. Таким образом, модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной кульуры в обучении иностранному языку может состоять из четырех основных блоков: целевого, теоретического, технологического, оценочно-результативного. Обозначенные блоки не только отражают направление и организацию процесса нравственно-эстетического воспитания средствами музыкальной культуры, но и позволяют эффективно включить данный процесс в систему иноязычного образования младших школьников.

Каждый из блоков указанной модели состоит из следующих структурных компонентов: - целевой блок: определенные и сформулированные цель и задачи моделируемого процесса; - теоретический блок: подходы, принципы, содержание процесса нравственно-эстетического воспитания; - технологический блок: методы, приемы, средства, а также алгоритм эффективной реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры; - оценочно-результативный блок: критерии и показатели оценивания, а также результат указанного процесса.

Все структурные компоненты, а также блоки модели представляют собой целостное единство, основанное на их взаимосвязи. Построение данной модели предусматривает тесную взаимосвязь воспитательного аспекта с развивающим, учебным и познавательным аспектами иноязычного образования. В соответствии со спецификой данного исследования, а также поставленными в нем задачами целесообразно рассмотреть более подробно структурные компоненты обозначенной модели.

Нравственно-эстетическое воспитание личности является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений модернизации всей системы российского образования. Проблема нравственно-эстетического воспитания в образовательных учреждениях всегда являлась одной из самых актуальных проблем нашего общества, во многом это связано со спецификой данного направления в историческом контексте. Перемены в обществе и системе образования неизбежно приводят к изменениям моральных, нравственных ориентиров и, как следствие, к изменениям в направлении нравственно-эстетического воспитания личности обучающихся. Глобализационные процессы, потеря нравственных ориентиров, плюрализм в искусстве и обществе, а также усиление процессов индивидуализации и дифференциации привели к разрушению старой системы нравственно-эстетического воспитания и необходимости построения новой воспитательной парадигмы в образовании. Особенно актуально данное положение применительно к реализации нравственно-эстетического воспитания на начальной ступени.

Особую роль в формировании новой системы нравственно-эстетического воспитания личности в системе школьного образования играют предметы гуманитарной направленности, в том числе, иностранный язык. Расширение межкультурных и межнациональных контактов привело к усилению роли иностранного языка в современном обществе. При этом одной из главных задач иноязычного образовании сегодня является формирование и развитие высоконравственной личности, отличающейся сформированным эстетическим вкусом, толерантным отношением к участникам коммуникации, а также способной организовать коммуникацию с учетом культурных особенностей собеседников. Неоценимую помощь в решении поставленных задач может оказать использование музыкальных произведений в обучении иностранному языку с целью нравственно-эстетического воспитания личности обучающихся.

Методические условия, обеспечивающие реализацию нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку

Для эффективного использования средств музыкальной культуры в иноязычном образовании с целью нравственно-эстетического воспитания личности обучающихся представляется целесообразным рассмотреть специфичные особенности организации процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку в соответствии с основными этапами указанного процесса. При этом необходимо учитывать, что предмет данного исследования предусматривает реализацию нравственно-эстетического воспитания именно в иноязычном образовании младших школьников, что, в свою очередь, указывает на необходимость организации процесса нравственно-эстетического воспитания с учетом целей и задач обучения иностранному языку. Поэтому важно, чтобы нравственно-эстетическое воспитание было неразрывно связано со всеми аспектами иноязычного образования младших школьников (учебным, познавательным, развивающим и воспитательным).

Таким образом, успешная организация процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе применения средств музыкальной культуры в обучении иностранному языку предусматривает разработку алгоритма, отражающего основные этапы соответствующей технологии: мотивационный, информационный, аналитический, этап актуализации, продуктивный, творческий, аналитико-оценочный.

Мотивационно-стимулирующий этап направлен на создание необходимой нравственно-стимулирующей среды в сфере иноязычного образования младших школьников на основе знакомства с музыкальным произведением.

Данный этап направлен на формирование и дальнейшее развитие системы ценностей, личностных качеств, нравственно-эстетических представлений у обучающихся начальной школы в соответствии с задачами нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку на основе проблемных нравственно-эстетических ситуаций. При этом необходимо подготовить обучающихся к первичному знакомству с музыкальным произведением, сделать сознательным процесс вхождения в систему нравственно-эстетических ценностей различных культур на основе изучения музыкального наследия различных стран. Учителю иностранного языка важно помнить, что любые новообразования в структуре личности могут происходить только на основании имеющегося у личности жизненного опыта, поэтому на данном этапе важно сделать акцент на реальное существование в обществе проблемных нравственно-эстетических ситуаций, а также их роль и общечеловеческое значение. Правильная организация обозначенного этапа будет способствовать формированию у младших школьников положительной мотивационной сферы, а также интереса к процессу нравственно-эстетического воспитания средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку.

Огромным потенциалом на данной стадии обладает такой прием как прием создания эмоций. У младшего школьника, в силу отсутствия богатого жизненного опыта, еще не существует сформированной системы нравственно-эстетических ценностей, поэтому отсутствуют и представления о том, как происходит формирование важных нравственно-эстетических ценностей, в каких ситуациях необходимо осуществлять нравственно-эстетический выбор, какие личностные качества необходимы человеку, чтобы сделать правильный выбор. На данном этапе еще не происходит знакомства с музыкальным произведением, учитель лишь делает акцент на проблемных нравственно-эстетических ситуациях, которые могут быть отражены в произведениях подобного характера.

Эффективным на данном этапе может быть специальная организация заданий, которая будет способствовать пониманию основных нравственно-эстетических проблем, а также их значимости в обществе. Обратимся к наиболее эффективным видам заданий, которые могут использоваться на данном этапе.

Особое место уделяется проблемным заданиям, которые основываются на определенной нравственно-эстетической ситуации. Такие ситуации могут создаваться учителем в самом начале занятия. Они значительно активизируют мыслительные процессы обучающихся, а также стимулируют речевые высказывания на иностранном языке. Кроме того, условные и проблемные ситуации подталкивают детей к установлению контакта друг с другом и с учителем. Условные ситуации, иногда даже фантастические, вносят в традиционное занятие элемент неожиданности, что вызывает у обучающихся положительные эмоции и помогает им преодолеть традиционно существующий барьер между учителем и обучающимся, между стремлением принять участие в совместной деятельности и страхом перед возможностью совершения ошибки, а также робостью перед одноклассниками. Даже самые неуверенные в себе обучающиеся проявляют живой интерес к таким ситуациям. Условные и проблемные ситуации могут создаваться как с помощью специальных опор, так и без них. В случае использования зрительных или предметных опор, в процесс нравственно-эстетического воспитания средствами музыкальной культуры включается предметно-образная наглядность, что значительно повышает эффективность самого процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Однако необходимо учитывать ряд важнейших факторов, выделенных

Е.Н. Солововой, для успешного создания условных ситуаций в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста: - учителю необходимо детально продумать условную ситуацию, что также значит - представить её себе в соответствии с уровнем развития обучающихся в конкретном классе; - рассмотреть все возможности созданной ситуации в соответствии с конкретным местом и временем её использования; - определить возможных речевых партнеров и роль остальных обучающихся в смоделированной ситуации; - определить цель их взаимодействия (общения); подтолкнуть обучающихся к пониманию целей и задач организованной ситуации [Дроздова 2010: 71-72]. Организовать условную или проблемную ситуацию можно, например, с помощью кукол-марионеток, тематических картинок, речевых конструкций и т.д. Ниже приведены некоторые примеры таких ситуаций. Ситуация 1. Перед началом работы над песней „Hampelmann" («Хампелман (Петрушка)»), которая часто используется на уроках немецкого языка во втором классе, учитель показывает детям куклу. - Das 1st Hampelmann. Er will mit uns ein schones Lied singen. Wer weiB ihn? («Это Петрушка. Он хочет спеть с нами одну прекрасную песню. Кто знает его хорошо?»)

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной культуры на занятиях по иностранному языку

В целях определения мотивационно-ценностного критерия использовалась методика определения преобладающих «Ценностных ориентации» М. Рокича [http://azps.ru/tests/tests_rokich.html]. Данная методика была адаптирована к уровню возрастных особенностей младших школьников.

Представляется целесообразным рассмотреть более подробно указанную методику. Важным для понимания механизмов определения ценностных ориентации младших школьников является смысл, который вкладывал М. Рокич в толкование понятия «ценность». Ценнность, в соответствии с утверждением М.Рокича, а также многих других исследователей (Д.А. Леонтьева, С. Шварца, В.П. Тугаринова, С.Л. Рубинштейна [2007]), можно рассматривать как степень значимости того или иного явления для личности. Кроме того, ценностями являются положительные смыслы, которые вкладывает человеческое общество в те или иные явления.

Данный смысл является основой толкования ценностей в методике М. Рокича, которая на сегодняшний день является одной из самых известных и широко применяемых методик изучения ценностных ориентации личности. Методика основана на методе прямого ранжирования ценностных ориентации обучающимися. При этом ценностные ориентации разделены на две группы: терминальные (или ценности-цели) и инструментальные (или ценности средства). Расположить эти ценности надо в порядке снижения их важности для личности.

В целях адаптации методики к уровню развития обучающихся младших классов, некоторые ценности были заменены на более приемлемые для данного возраста обучающихся, другие - были расширены за счет комментариев в форме вопросов и пояснений.

Методика М. Рокича помогла определить общую систему ценностей обучающихся, среди которых нравственно-эстетическими ценностями являлись: красоты природы и искусства, активная деятельная жизнь, собственное духовное развитие и самосовершенствование, свобода, счастье других, исполнительность, твердая воля, аккуратность, воспитанность, независимость, ответственность, честность, терпимость, трудолюбие, чуткость.

Все ценности были представлены обучающимся на отдельных карточках, анкетирование проводилось в присутствии учителя иностранного языка. Результаты анкетирования показали, что лишь немногие из нравственно-эстетических ценностей оказались значимыми для обучающихся. Большинство обучающихся отдавали предпочтения другим ценностным ориентациям (любовь родных и близких, общественное призвание, развлечения, смелость в отстаивании своих взглядов и т.д.).

В процессе опытно-экспериментальной работы особое внимание уделялось определению такого показателя, как изменение нравственно-эстетического отношения обучающихся к окружающей действительности. С этой целью была разработана специальная методика. Обучающимся предлагалось прослушать музыкальное произведение ("Old Horace") и охарактеризовать главного героя песни Old Cat и нарисовать красочную иллюстрацию по её содержанию, постараться описать главного героя на русском и английском языках (дать характеристику его черт характера). Обучающимся также предлагалось ответить на вопрос: «Можно ли брать в дом непослушных питомцев?» В ходе выполнения задания фиксировались языковые средства, которые использовались обучающимися при описании своих рисунков, а также цветовая гамма, представленная в созданных детьми изображениях главного героя Old Cat. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что большинство детей успешно передали в своих рисунках эмоционально-эстетическую составляющую песни. Однако при описании главного героя на русском и на английском языках большинство детей испытывали трудности в подборе языковых средств. 80% обучающихся выразили нежелание взять на воспитание непослушного питомца.

Детям также предлагалось прослушать фрагмент музыкального произведения «Nothing is forever», в котором затрагивается проблема охраны окружающей среды. От обучающихся требовалось определить эмоции, которые отражены в песне, и на основе прослушанной песни сделать собственные иллюстрации по теме «Моя планета», описать их на русском и на английском языках. В ходе выполнения задания фиксировались языковые средства, которые использовались обучающимися при описании своих рисунков, а также цветовая гамма, представленная в созданных детьми изображениях природы. Обучающимся также предлагалось ответить на вопрос: «Могу ли я изменить окружающий мир и сохранить природу». Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что большинство обучающихся передали в рисунках эмоционально-эстетическую составляющую прослушанных музыкальных произведений. Однако при описании рисунков испытывали трудности в подборе языковых средств как на русском, так и на английском языках. Более 70% обучающихся выразили свою непричастность к проблемам охраны окружающей среды.

Похожие диссертации на Методика применения средств музыкальной культуры в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку