Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Аникеенко Анастасия Владимировна

Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры
<
Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аникеенко Анастасия Владимировна. Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Аникеенко Анастасия Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»].- Москва, 2014.- 187 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры ...

1.1. Сущность и содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание» применительно к процессу обучения иноязычному общению младших школьников на основе применения средств художественной культуры .

1.2. Возможности использования средств художественной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку

1.3. Модель нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры

Выводы по главе i .

Глава II. Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры

2.1. Учебно-методическое обеспечение нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры .

2.2. Условия реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры .

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры

Выводы по главе II

Заключение

Библиографический список .

Возможности использования средств художественной культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку

Важнейшей составляющей современного иноязычного образования младших школьников, является нравственно-эстетическое воспитание средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку. Указанный вид воспитания основывается на эмоционально-чувственном познании, в процессе формирования нравственно-эстетической картины современного поликультурного мира. Цель нравственно-эстетического воспитания – развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах своей Родины.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач.

1. Выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно, обладающих общественной значимостью – это основа содержания.

2. Воспитание «меры» любви в зависимости от объекта. B.C. Соловьев выделил самые основные «меры любви»: благоговение (глубочайшее почтение), понимание, сострадание, жалость, стыд и воздержание. [В.С. Соловьев, 1990].

3. Воздействие педагога на нравственно-эстетическую сферу личности, являющейся системообразующей его внутренний мира. Через содержание образования, позицию педагога, гуманизма его личности, можно дойти до сердца каждого воспитанника и затронуть его эмоционально-мотивационную сферу.

4. Интериоризация гуманистических ценностей содержания образования, которые должны войти в душу ребенка и стать его внутренним «я».

Цель определяется общей потребностью россиян, в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в нравственно-эстетическом оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Анализ научной педагогической литературы, позволил выделить современные тенденции, которые сегодня ярко проявляются в российской действительности:

Обратимся к рассмотрению наиболее значимых аспектов нравственно-эстетического воспитания. 1. Воспитание у ребенка уважения. В отечественной педагогике рассматриваются как воспитание чувства истиной любви и глубочайшего почтения, уважения к старшим, родителям. Это чувство - близкое к страху обидеть, огорчить близких, вызвать их недовольство. Ребенок должен учиться побеждать свою волю и привыкать к воздержанности, неудобствам, самоотверженности. 2. Чувство стыда является естественным, прирожденным чувством каждого человека. Воспитание призвано его развивать и укреплять, чтобы не дать ему исчезнуть. В воспитании чувства стыдливости, велика роль семьи, поэтому образовательное учреждение должно вести работу с родителями. Понятие стыда охватывает всю область отношений человека к самому себе – как воспитывать самоограничение? И для этого необходимо: соблюдение режима дня, закаливание, приобщение к труду, посильные обязанности дома и в школе, приучение к аккуратности и порядку, умеренность в пище.

3. Воспитание уважительного отношения к другому человеку – это воспитание чувства понимания и сострадания. Для этого необходимо усвоить два правила: «никого не обижай!» и «всем, насколько можешь, помогай». Первое правило: «не обижай» или «не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе».

Основное правило - «всем, насколько можешь, помогай» означает воспитание добродетели, умение делать добро и не ждать благодарности. Благодарность должна исходить от того, кому вы сделали добро, но если ее нет, это уже его нравственный выбор, его нравственная проблема. Чувство понимания и сострадания может выражаться в милосердии, великодушии, терпении, кротости, незлобливости, мужестве, трудолюбии, простодушии, прямоте, братской любви и др.

4. Воспитание правдивости. Для этого необходимо быть примером детям, показывать в делах и словах любовь к истине, не обманывать детей, не делать детям ложных сообщений и не давать ложных обещаний.

5. Воспитание чувств через классическое искусство, которое есть в содержании образования. Важное место в воспитании чувств имеет слово. В отечественной педагогике отношение к слову всегда было, как святыня, которая насыщает ум истиной, украшая его и предохраняя от заблуждений.

6. Воспитание воли способствует формированию стержня в характере и заключается в ее укреплении. А.С. Макаренко предлагал упражнения на формирование волевого усилия в виде «гимнастики поведения».

7. Воспитание совести - самого значительного проявления духовности в человеке. Совесть – это одно из выражения самосознания, голос внутреннего «Я», помогающий человеку различить добро и зло, чувствовать и осознавать ответственность за себя.

Под «нравственно-эстетическим воспитанием», понимается процесс содействия нравственно-эстетическому становлению человека, формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Модель нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры

Процесс реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры, должен быть построен на интеграции дисциплин Иностранный язык, Изобразительное искусство, Музыка, Литература. Представляется актуальной точка зрения историка М.В. Нечкиной, которая считает, что: «Литература, музыка, живопись, скульптура, театр создают неизмеримое, совершенно изумительное расширение личного жизненного опыта. Если представить себе, что эта функция выпала из исторического процесса, опыт одного человека ссыхается и сужается до границ его переулка. Если человек сохранит в голове даже решительно все почерпнутое из учебников…, у него все равно не будет гигантского личного опыта – знакомства с сотнями и тысячами образов своих современников и людей предшествующих поколений. Из его души исчезнут сотни моральных проблем и высохнет море глубоких человеческих чувств. Решительно уменьшится то, что он может дать своей эпохе». » [Цит. по кн. Д. Б. Кабалевского, 1984].

Реализация учебно-методического обеспечения процесса нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры, предусматривает включение учащихся, в интеграцию различных видов деятельности: коммуникативная деятельность на иностранном языке интегрируется с музыкальной, изобразительной, театральной, литературно-творческой, предметной. Средства художественной культуры, являются основой для организации общения на иностранном языке, с целью решения проблемных нравственно-эстетических ситуаций, которые требуют от учащихся выражения своей нравственной позиции. Через общение на иностранном языке, происходит овладение моделями нравственно-эстетического поведения в поликультурном пространстве.

Процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку, имеет приоритетное значение для младших школьников, поскольку именно в этот период ребенок формируется, как личность, и у него происходит закладка базовых представлений о нормах нравственности, духовности, об эстетике общения, о родных национальных ценностях и ценностях мировой культуры в современном поликультурном образовательном пространстве.

Реализация нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры в процессе иноязычного образования, предусматривает выполнение ряда требований к образовательному процессу. Остановимся на наиболее значимых из них. Во-первых, урок иностранного языка должен быть организован не как традиционный урок, а как занятие с детьми в игровой форме, направленное на овладение иностранным языком, как средством познания художественной культуры, представленным в культурном наследии различных стран. Во-вторых, ведущим в образовательном процессе должны выступать воспитательный и развивающий аспекты. Учебный и познавательный аспекты должны быть подчинены воспитательным целям и воспитывать в ребенке правильное нравственно-эстетическое отношение к истине, добру и красоте. Реализация задач нравственно-эстетического воспитания требует такой организации урока иностранного языка, при которой учащиеся постоянно находятся на высоком эмоциональном подъеме. Только создание эмоциональной образовательной среды на начальной ступени, обеспечит эффективное усвоение знаний о языке и культуре, а также овладение моделями нравственного и эстетического поведения в современном поликультурном мире.

Рассмотрим особенности интеграции дисциплины Иностранный язык с различными предметами в процессе реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры.

Широкими воспитательными возможностями реализации нравственно-эстетического воспитания обладает интеграция дисциплин Английский язык и Изобразительное искусство. Интеграция дисциплин Иностранный язык и Изобразительное искусство, позволяет воспитать в ребенке правильное эстетическое восприятие действительности и научить видеть красоту окружающего мира. Интеграция дисциплин позволяет добиться более полного усваивания языкового материала и более эффективно реализовывать развивающие задачи иноязычного образования. В процессе выполнения изобразительной деятельности, которая сопровождается коммуникативной деятельностью на иностранном языке происходит развитие воображения, фантазии, мышления, восприятия внимания ребенка. Использование возможностей изобразительной деятельности обеспечивает более эффективное восприятие и усвоение информации. Полученные школьниками знания, становятся более понятными и гармонично вписываются в многоаспектное миропонимание ребенка. Следует учитывать, что интегрирование предметов не является самоцелью, а способствует всестороннему образованию младшего школьника, в котором нравственно-эстетическое воспитание способствует формирование Человека с большой буквы – “Homo-Morales”, способного совершенствовать окружающий его мир.

Дети младшего школьного возраста любят рисовать, так как в произведениях изобразительного искусства, происходит их самовыражение через отражение своего собственного видения и понимания многообразного окружающего мира. Учитель может помочь им в этом, уделяя большее внимание воспитанию мировоззрения и нравственности, умению чувствовать красоту и переносить свое восприятие прекрасного в различные формы деятельности, такие как: изобразительная деятельность, музыкальная, театральная, танцевальная и др.

Условия реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры

беседа о содержании средств художественной культуры, направлена на выяснение степени понимания художественного произведения и форм его представления. Учитель ведет диалог с учащимися, в котором обсуждаются следующие вопросы («Кто изображен на данном холсте? Вы когда-либо встречали подобные произведения в родной культуре? Какие эмоции хотел передать художник в данном произведении? Хотели бы вы иметь такое произведение у себя дома? Понравилось ли вам данное произведение? Почему?); - разыгрывание содержания сюжета, представленного в средстве художественной культуры по ролям, уделяя внимание не только использованию лингвистических, но и паралингвистических средств. В качестве режиссера-постановщика сюжета выступает учитель. Степень речевого участия учителя в данном процессе зависит от уровня лингвистической и социокультурной подготовки учащихся. На данном этапе работы над средствами художественной культуры, реализуются еще одно важнейшее условие, обеспечивающее эффективность нравственно-эстетического воспитания - развитие способности к целостному восприятию средств художественной культуры и обеспечение эмоциональной отзывчивости на средства художественной культуры, в процессе осуществления общения на иностранном языке; драматизация сюжета художественного произведения, с включением элементов самостоятельной творческой интерпретации учащихся. Младшие школьники самостоятельно придумывают сюжеты, связанные с празднованием зимних национальных игр, придумывая текст роли национального героя, которого они озвучивают. Например, Петрушка рассказывает детям о развлечениях на Масленицу и просит их дополнить его рассказ, демонстрируя сюжеты произведения русских народных промыслов, изображающих езду на тройках, хороводы, лазание по шесту. В процессе рассказа, могут звучать русские народные песни, потешки, исполняющиеся на Масленицу. Также, можно предложить детям прослушать музыкальный отрывок из балета Стравинского «Петрушка». Эффективным приемом здесь выступает прием “превращения”, т.е. принятия на себя роли изображаемого народного героя. Во всех случаях выразительные движения сопровождаются речью, что свидетельствует об осознанности моделирования и передачи внутреннего характера изображаемого народного героя; - рассказывание текста в оригинальном авторском варианте. Например, детям демонстрируется сюжет мультфильма Walt Disney «Снежная королева» на основе сюжета Ганса Христиана Андерсена. Учащиеся самостоятельно озвучивают разговор Снежной королевы с Каем, в котором она приглашает мальчика посетить ее красивую ледяную страну. Перед озвучиванием текста сказки, учитель задает детям следующие вопросы: «What does the the snow Queen look like? What is she like? Is it kind of her to take Kai far away from his native place? Is it clever of Kai to leave his native place? Do you always believe people who tell you kind words?»; - самостоятельное рассказывание сюжетов, отраженных в средствах художественной культуры, с использованием пальчикового театра. Вариантом реализации данного этапа может быть самостоятельное рассказывание детей эпизодов на основе сюжетов, изображенных в средствах художественной культуры с использованием пальчикового театра. Например, Герда просит Кая вернуться домой, рассказывая ему о красоте родных мест и людей, живущих на Родине. В основе многих игр-драматизаций, представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы персонажей спектакля несут определенную идейно-нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание героям. При этом у детей развивается представление об этико-эстетическом единстве средств художественной культуры представителей отечественного и зарубежного искусства, об идеальных характерах, созданных классиками, о тех нравственных и эстетических началах, которые формировали и совершенствовали в себе герои, представленные в средствах родной и зарубежной художественной культуры. Кроме того, у младших школьников формируется представление об искусстве как о преобразующей мир силе, способной изменить человека в сторону принятия ценностей Добра и Красоты. Передача функции искусства эффективно реализуется на основе фольклорных произведений: песенки, потешки, сказки. Отечественные и зарубежные народные сказки с изумительным богатством их красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы являются стимулом для построения иноязычного общения, развития эмоций, речи, мышления, воображения, фантазии, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Например, произведение В. Васнецова «Аленушка» может выступать прекрасной основой для построения иноязычного общения по теме «Семья, семейные отношения». Учитель обсуждает с детьми эмоциональное состояние героини: Why is she so sad and lonely? Where is her brother? What is her brother like? Is he serious? Is he obedient? What is the result? Are you always obedient in your family? Why is it important to obey your parents? Is it dangerous to leave your home alone? Заключительным этапом работы над средствами художественной культуры, является вовлечение учащихся в предметную деятельность, связанную с созданием своих собственных художественных продуктов. Художественный продукт, созданный ребенком, должен отражать в себе основные аспекты изученной нравственно-эстетической проблемы и представлять индивидуальное видение ребенком данной проблемы.

Приведем пример организации работы над средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку по теме «зимние русские национальные традиции». В качестве содержательной основы построения иноязычного общения, используется картина Б. Кустодиева «Масленица» В процессе изучения данного произведения, осуществляется интеграция изобразительных средств художественной культуры с музыкальными средствами художественной культуры. В этой связи учащимся предлагается послушать отрывок из музыкального произведения П.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Затем, дети отвечают на вопросы, связанные с художественными и музыкальными аспектами данных произведений. Следующим этапом, является разыгрывание диалога между гостями из англоговорящих зарубежных стран и российскими школьниками, которые обмениваются информацией об особенностях зимних национальных традиций. Учащиеся из России рассказывают о традициях празднования Масленицы в России. Школьники предлагают рецепт русских национальных блинов на английском языке, а зарубежные гости из Америки делятся рецептом национальных “pancakes with maple syrop”. Сначала, высказывания детей строятся на основе лексико-грамматических таблиц, предложенных учителем, затем, учитель постепенно убирает все вспомогательные опоры.

На заключительном этапе детям предлагается создать свои собственные художественные средства по теме «зимние русские национальные традиции», и высказаться по их содержанию на иностранном языке;

Организацию общения в указанных сферах, необходимо проводить на основе сказочных сюжетов, отраженных в средствах художественной культуры. Обоснуем выбор сказки, в качестве содержательной основы организации общения в младшем школьном возрасте. Традиционный подход к проблемам воспитания предполагает начинать ознакомление с использования речевого материала, называющего предметы, окружающие детей непосредственно на занятиях. Можно ли говорить в этом случае об истинном общении, если в нем нет событийности, нет предметов обсуждения. Такое «говорение» является бессодержательным. Это - псевдообщение. Поэтому сегодня необходимо по иному взглянуть на проблему выбора содержательной основы обучения и воспитания на занятиях по иностранному языку [Н.А. Тарасюк, 1999].

Так сказка, в силу своих специфических особенностей, должна выступать, в качестве содержательной основы воспитания на начальной ступени. Присутствие вымысла, фантастичности в сказке делает ее более ценной с методической точки зрения по сравнению с другими жанрами. Сказка, наполненная зачаровывающими описаниями чудес, необычными событиями, происшествиями, встречами с волшебниками и волшебными предметами, обладающими чудодейственной силой, невольно приковывает к себе внимание детей. Истоки привязанности детей к сказкам, основываются на том, что сказки удовлетворяют определенные потребности возраста: стремление к перевоплощению, интерес ко всему необычному, таинственному, которое воспринимается в этом возрасте как обыденное. Ребенок младшего школьного возраста, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствует ему и переживает то, что описано в сказке. Сказка – это прежде всего, поэтический вымысел. Однако этот основной принцип художественного метода сказки, отнюдь не отрицает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание сказки, характер ее сюжета, образов, деталей повествования, ее язык. Вымысел в сказке строится, как правило, на совершенно определенной, основанной на действительности, почве. Каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, рисует реалистичные картины народной жизни. За приключениями сказочных героев, встают человеческие судьбы, сказочные конфликты передают сложные бытовые и социальные отношения. Неназойливо автор сказки говорит с маленьким слушателем о трудном выборе честного пути, о горечи одиночества и радости дружбы, о фантомах страха, разъединяющих людей разных стран, и об искренности и доверии как основе мира и счастья на земле. В сказке дети сталкиваются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, измена и коварство. Форма их изображения особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, но высота проявлений, нравственный смысл остаются «взрослыми», подлинными.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры

Методическая модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры, включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, алгоритм, условия, критерии и показатели эффективности, результат. Предлагаемая модель реализовывалась на основе интеграции дисциплины Иностранный язык, с такими дисциплинами как Изобразительное искусство, Музыка, Литература.

Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры являются: компетентностный, системно-целостный, аксиологический, культурологический интегративный, коммуникативный.

Приоритетными принципами реализации предлагаемой методической модели являются: принцип ценностной направленности, принцип целостности развивающейся личности, принцип эстетической направленности, принцип интегративности, принцип коммуникативности, принцип соизучения языка и культуры на базе полилога культур.

Принцип ценностной направленности, предполагает ориентацию на нравственные ценности (толерантность, честность, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе, чувство прекрасного), т.е. те, которые отражают ценностные представления о моральных нормах, принципах, идеалах, понятиях. Принцип целостности развивающейся личности подразумевает формирование целостной личности обучающихся, ее целостного мировоззрения и миропонимания, а также целостного развития в процессе реализации нравственно-эстетического воспитания. Принцип эстетической направленности предполагает формирование эстетических ориентаций и эстетического вкуса у младших школьников в процессе иноязычного образования средствами художественной культуры. Принцип интегративности, помогает ребенку понимать добро, красоту, истину, как неотъемлемые составляющие целостного глобального мира через общение на иностранном языке. Принцип коммуникативности предполагает, что через общение на иностранном языке, школьники решают нравственно-эстетические проблемы, с целью овладения ценностими родной, иностранной и мировой культуры, поставленные им учителем в процессе.

Принцип соизучения языка и культуры на базе полилога культур, предполагает реализацию нравственно-эстетического воспитания на основе овладения произведений мировой художественной культуры, отражающей в себе духовно-нравственное наследие народов различных стран. Принцип сохранения исторической памяти народа. Средства художественной культуры всегда несут в себе отпечаток времени, в которое они были созданы, содержат информацию о традициях, обычаях и особенностях культуры народа, создавшего их. Принципа сознательности, который предусматривает создание таких условий обучения, при которых происходит сознательное присвоение моделей нравственно-эстетического воспитания иноязычного образования, осуществляющегося при помощи средств художественной культуры. Предлагаемая модель включает в себя обязательную систему средств формирования нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку. Данная система средств содержит в себе систему коммуникативных заданий нравственно-эстетической направленности, а также систему опор, демонстрирующих средства художественной культуры в мировом наследии различных стран.

Предлагаемая система заданий основана на интеграции коммуникативной деятельности на иностранном языке с музыкальной, изобразительной, театральной, литературно-творческой, предметной. Средства художественной культуры, являются основой для организации общения на иностранном языке с целью решения проблемных нравственно-эстетических ситуаций, которые требуют от учащихся выражения своей нравственной позиции. Через общение на иностранном языке, происходит овладение моделями нравственно-эстетического воспитания.

Разработанная модель также включает в себя систему методических приемов, ведущими из которых являются следующие: драматизации, ролевого общения, объяснения, пробуждения, создания ярких ассоциаций, создания воспоминаний, создания эмоций для обеспечения позитивно-эмоционального фона и др.

Основными критериями и показателями эффективности модели реализации нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку: ценностный критерий ( развитие ценностных ориентаций; мотивация к изучению иностранного языка); аналитический критерий (умение анализировать проблемные нравственно-эстетические ситуации; умение анализировать и соотносить поступки героев в произведениях художественной культуры со своими поступками); операционно-деятельностный критерий (умение использовать лингвистические средства в ходе обсуждения нравственно-эстетических ситуаций, представленных в произведениях художественной культуры; умение использовать социокультурные знания в ходе обсуждения нравственно-эстетических ситуаций).

Похожие диссертации на Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры