Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Николаева Светлана Васильевна

Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков
<
Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева Светлана Васильевна. Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2003 137 c. РГБ ОД, 61:03-13/1952-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ

УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ 11

1.1. Гуманистические убеждения в структуре мировоззрения личности 11

1.2. Проблема формирования гуманистических убеждений подростков: общетеоретический анализ 23

1.3. Возможности музыки в формировании гуманистических убеждений 42

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ 58

2.1. Педагогические условия реализации возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков 58

2.2. Описание хода экспериментальной работы 76

2.3. Анализ и интерпретация результатов эксперимента ... 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107

БИБЛИОГРАФИЯ 109

ПРИЛОЖЕНИЯ 121

Введение к работе

Актуальность исследования. В отечественной дидактике периода второй и третьей четверти XX века категория «мировоззрение» являлась одной из основополагающих и ее содержание было предельно идеологизированным. Изменение общественно-политического и социально-экономического уклада нашего общества привело к смене мировоззренческих ориентиров в области образования. За последние десятилетия в программных документах о школе в качестве одной из приоритетных задач заявлено формирование у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения.

Необходимость мировоззренческой направленности всего процесса обучения подчеркивается в трудах В.П.Алексеева, Л.И.Божович, З.Г.Воинковой, А.А.Колчина, И.С. Кона, В.А.Крутецкого, Н.С.Лукина, Н.А.Менчинской, Э.И.Моносзона, Н.Г.Огурцова, Р.М.Роговой, И.С. Рыбакова, А.Г.Спиркина, В.И.Шинкарук и др. Вместе с тем, отмечается, что применительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у школьников мировоззрения как стройной системы взглядов. Учащиеся этих классов еще не в состоянии иметь устойчивые мировоззренческие суждения, не говоря уже об убеждениях. В подростковом возрасте, для которого характерно наличие обобщенно-аналитического и понятийного мышления, мировоззренческие элементы приобретают большую устойчивость. Поэтому важно именно в этот период придать мировоззренческим убеждениям учащихся подлинно гуманистический характер. Гуманизм в современной трактовке определяется через проблему создания самого себя, природы и культуры; самопознания и развития качеств и способностей личности.

Под гуманистическими убеждениями (вслед за В.М. Коротовым, Д.С. Лихачевым, И.Ф. Харламовым) мы понимаем мировоззренческие убеждения личности, которые характеризуются признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей; утверждением блага человека как критерия оценки общественных отношений; верой в безграничные возможности человека, его способности к самосовершенствованию; правом на защиту достоинства, свободу и счастье.

Исследователи проблем формирования мировоззрения указывают на нерасторжимость знания о мире и эмоционально-личностного переживания содержания этого знания. Поэтому особую роль в этом процессе играют дисциплины художественно-эстетического цикла, в том числе предмет «Музыка», оказывающий наиболее сильное влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Кроме того, гуманистическая направленность урока музыки представлена ярко и выпукло в силу специфики основного художественного образа музыкального искусства — Человека во всей его целостности и полноте.

Особенности влияния искусства на формирование представлений, взглядов, убеждений и идеалов учащихся раскрываются в трудах известных педагогов и психологов: Л.В. Благонадежиной, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.П. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина. Возможности музыки в формировании мировоззренческих основ учащихся в дореволюционной России затрагивались в работах Д.Н. Зарина, А.Н. Карасева, А.А. Шеншина. В последующие годы эти вопросы нашли отражение в исследованиях Б.В. Асафьева, Н.Я. Брюсовой, Н.Н. Доломановой, М.А. Румер, В.Н. Шацкой, СТ. Шацкого, Б.Л.Яворского. Среди педагогов-музыкантов второй половины XX века, раскрывающих различные аспекты данной проблемы, следует назвать Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксину, Е.Я. Гембицкую, Н.Л. Гродзенскую, Н.А. Ветлугину, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина. Гуманистическая направленность обучения прослеживается в программах и учебниках нового поколения, авторами которых являются: Л.В. Горюнова, Т.Е. Вендрова, И.В. Кошмина, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Н.А. Терентьева, Л.В. Школяр, Т.С. Шмагина.

Все это свидетельствует о востребованности гуманистической доминанты музыкального искусства, направленной на самообразование личности учащихся, осознание ими своих возможностей и способностей, осмысление творчества как органичного момента в саморазвитии.

Однако, практика показывает, что возможности музыки по реализации гуманистических идей в обучении учащихся, особенно подросткового возраста как решающего этапа в становлении мировоззрения личности, созревании когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок для этого процесса, используются еще не в полной мере.

Сложившееся противоречие между потенциальными возможностями музыкального искусства в формировании гуманистических убеждений подростков и отсутствием их полноценной реализации в педагогическом процессе образовательных учреждений обусловило актуальность проблемы выявления и обоснования педагогических возможностей предмета «Музыка» в формировании гуманистических убеждений школьников, что позволило сформулировать тему исследования: «МУЗЫКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПОДРОСТКОВ».

Цель исследования — теоретически обосновать и практически проверить педагогические возможности музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков.

Объект исследования — процесс формирования гуманистических убеждений учащихся подросткового возраста.

Предмет исследования - педагогические возможности музыки в формировании гуманистических убеждений школьников.

Гипотеза исследования. Музыка является средством формирования гуманистических убеждений подростков при условии реализации комплекса ее педагогических возможностей: формировании субъектной позиции школьника; развитии навыков интегративно-познавательной деятельности; воспитании толерантности как качества личности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме.

2. Выявить и теоретически обосновать педагогические возможности музыки в формировании гуманистических убеждений у школьников подросткового возраста.

3. Определить условия реализации возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений подростков.

4. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем методику уроков музыки, способствующих реализации педагогических возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков.

Теоретико-методологической основой исследования явились: философско-эстетическое наследие древнегреческих мыслителей о роли музыкального искусства в формировании мировоззрения юношества (Аристотель, Пифагор, Платон), научные положения отечественных деятелей образования XIX в. о значимости целостного подхода к формированию мировоззрения личности в процессе обучения (В.Ф. Одоевский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский), философские труды по структуре мировоззрения личности (В.У. Бабушкин, Б.В. Кедров, В.М. Медведев, Э.И. Моносзон, Н.Г. Огурцов, А.А. Радугин, А.Г. Спиркин, А.Н. Чанышев), теория периодизации возрастных этапов развития личности школьника (Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, И.Я. Лернер, Ю.А. Самарин, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубинштейн, Д.И.

Фельдштейн), теоретические и практические основы интеграционных процессов в образовании (B.C. Безрукова, А.Я. Данилюк, Е.А. Солнцева, И.П. Шидлович и др.), теория и практика массового музыкального обучения и воспитания школьников ( Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский).

Методы исследования; — эмпирические: анализ творческих работ учащихся, беседы, анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, анализ учебной документации, педагогический эксперимент; - теоретические: изучение и анализ научных трудов и методических работ по исследуемой проблеме; анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также собственного многолетнего опыта работы в качестве учителя музыки общеобразовательной школы; моделирование этапов и содержания методики по формированию гуманистического мировоззрения подростков в условиях интегрированного урока музыки; качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось в период с 1994 по 2003 г.г. в школах № 75, 76, 177, 197 г. Екатеринбурга. Экспериментальной работой было охвачено около 390 учащихся младшего подросткового возраста.

Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (1995-1996) проводились изучение и анализ литературы по проблеме, на основе которых были определены теоретические положения исследования; систематизировался комплекс значимых для исследований терминов; происходил выбор темы, определение предмета, цели и задач диссертационного исследования.

На втором этапе (1997-1999) уточнялась гипотеза исследования, определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, ее структуры и основных организационных форм, продолжалась разработка условий реализации возможностей музыки как педагогического средства формирования гуманистических убеждений школьников, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2000-2003) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты педагогические возможности музыки в формировании у подростков гуманистических убеждений, заключающиеся в позиции школьника-подростка как активного субъекта гуманистических отношений, формировании навыков интегративно-познавательной деятельности, воспитании личности с установкой на толерантный тип межличностного общения и отражающие когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты структуры личности.

2. Выявлен комплекс условий реализации возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений учащихся подросткового возраста, который представлен интегративным подходом в обучении, ценностно-мотивационной установкой на гуманистические убеждения и практическим коммуникативным опытом на основе конкретных ситуаций межличностного общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании процесса формирования гуманистических убеждений подростков на уроках музыки, в определении уровней и показателей их сформированности (устойчивость гуманистических убеждений, потребность в самообразовании, самостоятельность действий в поиске учебного материала, умение интегрировать знания из различных образовательных областей, умение выслушать и понять точку зрения собеседника, умение аргументировать собственное суждение); классификации системообразующих факторов интегрированного урока музыки гуманистической направленности, детерминированных субъектно-объектными и формообразующими основаниями.

Практическая значимость исследования связана с разработкой методики учебной работы, способствующей реализации педагогических возможностей музыки в формировании гуманистических убеждений подростков. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности и в несколько адаптированном виде может использоваться во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, а также при организации учебного процесса на музыкальных занятиях в условиях ДМШ и ДТІГИ.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносится методика проведения интегрированных уроков музыки, ориентированная на формирование гуманистических убеждений подростков, включающая: объектно-детерминированные основания - интеграцию музыки и знаний из других образовательных областей (научные идеи, всеобщие категории, фундаментальные свойства, универсальные элементы, законы, понятия, термины и т.д.); субъектно-детерминированные основания — определение аспектов анализа музыкального материала (творческие биографии деятелей культуры, искусства и науки, их личностные качества, личностные ориентации самих школьников, профессионально-творческий потенциал учителя); развитие навыков интегративно-познавательной деятельности, предполагающей создание художественно-образного аналога научного знания или понятия; формирование субъектной позиции школьника как участника со-творения воспринимаемого музыкального произведения в трех позициях: композитор - исполнитель - слушатель; воспитание толерантности на основе восприятия и коллективного обсуждения многообразия и своеобразия проявлений и форм культуры.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы; в выступлениях и публикациях материалов Всероссийской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2000), межрегиональной научно-практической конференции по проблемам инновационных методов в общем и специальном музыкальном образовании (Омск, 1999), межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях» (Екатеринбург, 1999), межвузовских научно-практических конференциях (Екатеринбург; 1997, 1998, 1999); в выступлениях на открытых педагогических советах в школах № № 75, 76, 197 (2000 - 2001 г.г.); при проведении научно-практического семинара «Проблемы интеграции образования в учебном процессе школы» для учителей общеобразовательных школ Железнодорожного района г. Екатеринбурга (2001 г.).

Гуманистические убеждения в структуре мировоззрения личности

Убеждения во многом определяют процессы жизнедеятельности личности. Научные, философские, политические, правовые, нравственные, религиозные, гуманистические, эстетические убеждения детерминируют ее отношение к предметам и явлениям окружающего мира, служат двигательной силой поведения и в своей совокупности образуют мировоззрение личности.

Упоминание категории «мировоззрение» мы находим в трудах философов Древней Греции - Аристотеля, Пифагора, Платона. Их работы во многом определили развитие философской мысли в исследовании проблем мировоззрения на все последующие века.

Мировоззрение юношества в древней Греции формировалось не только через воспитание, но и через образование. Для этого существовал определенный перечень искусств и наук, в число которых входили: арифметика, геометрия, астрономия и музыка (учение о музыкальной гармонии). Пифагорейцы считали музыку одним из важнейших средств эстетического воспитания, а созданная ими концепция музыки сыграла решающую роль в судьбах всей греческой теории искусства. Они считали, что с помощью музыки можно воздействовать на душу, хорошая музыка может ее улучшить, а плохая - испортить. Такое воздействие греки называли психагогией, или управлением души. Именно на этом фоне сложилось учение об этосе музыки, или о ее психагогическом и воспитательном воздействии, ставшее постоянным элементом греческого понимания музыки, более популярным даже, чем ее математическая трактовка. Во имя этого учения пифагорейцы, а затем их многочисленные эпигоны и подражатели, делали особый упор на то, чтобы отличить хорошую музыку от плохой, и добивались, чтобы хорошая музыка стала законом (129, 73).

Действительно, когда через шесть столетий после Пифагора Секст Эмпирик приступил к критике общепринятых в его время взглядов на музыку, он изложил свою, но близкую к пифагорейской, точку зрения: «Говорят, что если мы принимаем философию, которая делает разумной человеческую жизнь и приводит в порядок страсти души, то гораздо более того мы принимаем музыку за то, что она достигает тех же результатов, что и философия, распоряжаясь нами не насильственно, но с какой-то чарующей убедительностью» (129, 87).

Платон считал воспитание фундаментом формирования мировоззрения: «Под воспитанием мы подразумеваем то, что с детства ведет к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или властвовать» (105, 107). Он полагал обязательным воспитывать людей с позитивным, оптимистическим взглядом на мир. «Я не считаю, писал он, -- что когда тело у человека в порядке, оно своими собственными добрыми качествами вызывает хорошее душевное состояние: по-моему, наоборот, хорошее душевное состояние своими качествами обуславливает наилучшее состояние тела» (106, 188). Позитивное душевное состояние строилось у Платона на идее добра как высшей цели человеческой деятельности. По его мнению, осуществление добра на земле состоит не в достижении личного счастья, а в создании совершенного общества.

Проблема формирования гуманистических убеждений подростков: общетеоретический анализ

Слово «гуманизм» произошло от латинского слова «humanus» что означает человеческий, человечный. Гуманизм проявляется в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений (125).

Идеи гуманизма получили наиболее широкое распространение и признание в эпоху Возрождения как эпоху светского вольномыслия. Гуманистические идеи противопоставлялись схоластике и духовному господству церкви.

Обращение в настоящее время к идеям гуманизма и формирование на их основе убеждений школьников определяется установками новой образовательной парадигмы. Это закреплено в официальных государственных документах. В частности, в проекте Закона РФ «Об образовании» на первом месте среди методологических принципов указано на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного развития личности.

Содержание остальных методологических принципов также пронизано духом гуманизма:

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- обеспечение самоопределения личности, создание условия для ее самореализации;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений. Внимательное изучение содержания всех перечисленных выше методологических принципов в области государственной образовательной политики показывает, что их общая гуманистическая доминанта неотделима от мировоззренческой составляющей. А именно: каждый из методологических принципов новой образовательной парадигмы ориентирован на органичность образовательного уровня школьников и их гражданской позиции; естественную интеграцию в единое культурное, образовательное пространство и систему мировоззренческих координат общества; самоопределение в образовательном пространстве и личностную самореализацию школьников. То есть весь комплекс методологических принципов отражает суть новой образовательной парадигмы как парадигмы развивающего, вариативного, гуманистического, личностно-ориентированного образования. Эта парадигма противопоставлена «устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса» (149, с.8).

Новая образовательная парадигма имеет свои истоки в исследовательской и педагогической деятельности видных российских педагогов и психологов: Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Венцеля, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. А также плеяды современных ученых, развивающих отечественную науку: В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, Е.А. Ямбург и других.

Примечательно, что в проекте образовательной программы «Школа 2100», разработанном и подготовленном коллективом Межрегиональной общественной организации под научным руководством А.А. Леонтьева, доктора филологических и психологических наук, профессора, академика РАО, ректора института языков и культур им Л.Н. Толстого, образовательный процесс с позиций новой парадигмы характеризуется как: развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный. Таким образом, уже в изначально сформулированных характеристиках новой образовательной парадигмы синонимичность развивающего, вариативного, гуманистического и личностно-ориентированного подходов указывает на их интегративную целостность и взаимообусловленность.

Педагогические условия реализации возможностей музыки как средства формирования гуманистических убеждений подростков

Обозначенные нами в предыдущем параграфе возможности музыки в формировании гуманистических убеждений учащихся подросткового возраста реализуются при наличии определенных условий. Поскольку в основе человеческой деятельности лежит развитие мотивационной сферы (Л.И. Божович, И.А. Джирдарьян, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.), а ценностные ориентации личности - это призма, определяющая ракурс постижения мира и связывающая воедино сознание и самосознание (А.И. Щербакова), то первым педагогическим условием для реализации возможностей музыки по формированию субъектной позиции, мы определяем актуализацию ценностно-мотивационной установки учащихся на реализацию гуманистических убеждений. Соблюдение этого условия способствует формированию субъектной позиции школьников-подростков.

Под установкой мы понимаем готовность субъекта к осуществлению деятельности. В соответствии с этим ценностно-мотивационная установка на реализацию гуманистических убеждений предполагает: 1) осознание значимости гуманистических принципов; 2) оценивание гуманистических принципов как личностно-значимых; 3) осознание потребности в практической реализации гуманистических убеждений; 4) готовность к удовлетворению данной потребности. Ценностно-мотивационная установка имеет четко обозначенную деятельностную направленность как в структуре мировоззрения, так и в процессе овладения младшими подростками интегрированным знанием о мире и выражению личностных взглядов на мир.

Мировоззрение, по определению И.Ф. Харламова, интегрирует все отношения личности к миру (социальные, нравственные, эстетические) (139). Поэтому мы считаем, что в деятельно-ориентированной направленности гуманистических убеждений подростков, во-первых, находит свое выражение и применение интегрированное знание о мире, и, во-вторых, само это знание интегрируется с системой их гуманистических убеждений и идеалов.

Убеждения являются ядром сознания личности и начинают формироваться уже в детском возрасте. Тем более очевидно, что к младшему подростковому возрасту они оформляются, крепнут, развиваются, расширяются и обогащаются. Степень осознанности подростками этого внутриличностного формирования и становления убеждений различна. Немногие из них понимают и осознают значимость гуманистических принципов и потребность по практической реализации гуманистических убеждений в своих поступках, устремлениях, поведении. Для большинства же степень самоосознанности этих процессов менее выражена и протекает большей частью на уровне подсознания. Поэтому задача педагогов школы заключается в использовании возможностей материала предметов учебного плана для ознакомления школьников этой возрастной категории с гуманистическими принципами общества, осознании их как личностно-значимых, формировании потребности в практическом выражении своего отношения к миру, его преобразовании в соответствии с системой собственных гуманистических взглядов на мир.

Похожие диссертации на Музыка как педагогическое средство формирования гуманистических убеждений подростков