Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Романюк Елена Альбертовна

Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки
<
Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романюк Елена Альбертовна. Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Тверь, 2004 197 c. РГБ ОД, 61:04-13/1027

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАЯ 12

1.1. Сущность, предмет и содержание понятия «хоровая культура родного края» 12

1.2. Анализ содержания и структуры понятия «хоровая культура родного края» 25

1.3. Состояние хоровой культуры Тверского края (XIX-XXI вв.) 37

1.3.1. История развития хорового пения в Тверском крае до революции и в первые послереволюционные годы 40

1.3.2. Деятельность концертных организации в период с 1935 по 1990 год 53

1.3.3. Светское хоровое образование XIX-XXI вв. (учебные заведения края) 59

1.3.4. Всесоюзное хоровое общество и исследование песенного фольклора Тверской области 65

1.3.5. Современное состояние хоровой культуры Тверского края (конец ХХ-начало XXI в.) 71

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 80

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, ЕЕ

СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ 81

2.1. Структура музыкально-эстетической культуры личности 81

2.2. Музыкально-эстетическая потребность 102

2.3. Музыкально-эстетический кругозор 123

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 139

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ И КРУГОЗОРА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ 141

3.1. Задачи и содержание констатирующего эксперимента 141

3.1.1. Состояние вокально-хоровой работы на местном материале в общеобразовательных школах и учреждениях культуры Тверской области 141

3.1.2. Состояние подготовки студентов педвузов России на вокально-хоровом краевом материале, их музыкально-эстетической потребности и кругозора по вопросу хоровой культуры родного края 146

3.2. Методика проведения формирующего эксперимента 151

3.3. Результаты процесса формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки посредством применения материала по хоровой культуре родного края 156

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ (ИСТОЧНИКОВ) 180

ПРИЛОЖЕНИЯ (второй том) 1-166

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего общества актуальной становится проблема формирования духовной культуры человека. Составной частью его духовной культуры является музыкально-эстетическая культура. Поэтому исследование закономерностей формирования музыкально-эстетической культуры личности должно концентрироваться прежде всего на таких ее компонентах, как стимулирование активно-деятельностного отношения человека к восприятию музыки, пробуждение его интереса и потребностей, расширение кругозора, развитие личностных оценочных представлений, музыкально-эстетических вкусов и идеалов, а также на нахождении новых эффективных средств развития этих компонентов. К таким средствам, к сожалению, недостаточно используемым в музыкально-педагогической практике, можно причислить материал по хоровой культуре родного края.

Актуальность в условиях регионализации образования приобретает изучение и применение в учебном процессе школ, училищ и вузов материалов по музыкальной, в частности, хоровой культуре родного края. В контексте нашего исследования под хоровой культурой родного края мы понимаем совокупность явлений хоровой культуры (народной и профессиональной) определенного края в самом широком аспекте, начиная с древнейших времен и до наших дней. Б.В.Асафьев указывал, что преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен быть теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом [44, с.55]. Он считал необходимым для педагога-музыканта постоянное пополнение знаний, в том числе и в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края. Создавая профессиограмму учителя музыки, Л.Г.Арчажникова отмечает ее зависимость от потребностей общества, гипотетичность, в силу чего она может расширяться и видоизменяться [42].

Содержание музыкального образования в последние десятилетия постоянно совершенствовалось. В уроки музыки введены новые пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная (церковная) музыка, популярная музыка, новые произведения различных форм и жанров, местный музыкальный материал. Это, в свою очередь, требует от учителя музыки высокого уровня профессиональной и музыкально-эстетической культуры.

Менее всего на сегодняшний день изучена музыкально-эстетическая потребность — устойчивое личностное образование, детерминирующее музыкально-эстетическую деятельность человека. Музыкально-эстетическая потребность является движущей силой профессионализма учителя музыки, так как заставляет его постоянно развиваться и совершенствовать свои знания, в том числе и в области хоровой культуры родного края. «В настоящее время, -пишет Л.А.Тарасова, - проводить музыкальное воспитание унифицированно, без учета национальных и региональных особенностей, невозможно» [196, с.З].

Как показывает практика, у большей части учителей музыки отсутствуют знания по музыкальной культуре своего края. Соответственно, такие учителя не могут обучать и воспитывать детей на музыкально-краеведческом материале. Это еще раз подчеркивает необходимость включения материала по музыкальной, в частности, хоровой культуре родного края в процесс подготовки будущих учителей музыки.

В вузе этот материал является на сегодняшний день малоиспользуемым средством формирования музыкально-эстетической потребности студентов. Использование музыкально-краеведческого материала соответствует принципам наглядности, доступности в обучении, связи с жизнью. Знания по музыкальной культуре края устанавливают и поддерживают связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона.

С одной стороны, в отечественной педагогике накоплен богатейший опыт музыкально-эстетического воспитания, внедрены новые технологии, а с другой - отсутствуют методики, основанные на принципах сложившихся национально региональных традиций, а именно не изучены вопросы формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки средствами хоровой культуры края. Неразработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили актуальность темы исследования.

Цель исследования - совершенствование процесса изучения хоровой культуры родного края в учебном процессе вуза как средства формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки.

Объект исследования - музыкально-эстетическая деятельность будущих учителей музыки по изучению хоровой культуры родного края.

Предмет исследования - условия и процесс формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки.

Гипотеза исследования: успешное формирование музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки возможно посредством применения в учебном процессе материалов хоровой культуры родного края. Процесс будет протекать более эффективно при условиях:

• применения комплексной методики формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки на материале хоровой культуры края;

• изучения студентами хоровых и вокальных произведений композиторов края на индивидуальных и групповых занятиях по дирижированию, сольному пению, хоровому классу;

• исследования будущими учителями музыки хоровой культуры родного края путем сбора и систематизации образцов музыкального краеведения;

• введения в учебный план теоретического курса «История хоровой культуры родного края»;

• написания студентами рефератов, курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике.

Задачи исследования:

1. Определить содержание понятия «хоровая культура родного края» и разработать ее структуру, уточнить содержание понятия «музыкально-эстетическая потребность».

2. Разработать теорию и комплексную методику формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки посредством использования материалов по хоровой культуре родного края.

3. Проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации теоретико-методических положений в ходе экспериментальной работы.

4. Экспериментально проверить гипотезу исследования. Методологическую основу исследования составили труды по педагогике, психологии, искусствознанию, краеведению, музыкальному краеведению, этнографии, музыкознанию, музыкальной фольклористике, музыкальной педагогике и психологии.

Принципиально важное значение имели труды по педагогике (К.Д.Ушинский, Ю.К.Бабанский, А.Ю.Гончарук, В.В.Краевский, Е.А.Леванова, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.), психологии (Р.С.Немов, В.И.Петрушин, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.), эстетике (А.А.Беляев, Ю.Б.Борев, Т.С.Комарова, Б.В.Сафронов, В.К.Скатерщиков, М.Ф.Овсянников и др.), музыкознанию (Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова и др.), теории и методике музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Николаева, Л.А.Рапацкая, Г.П.Стулова, Р.А.Тельчарова, Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр и др.), музыкальной этнографии (Н.Ф.Финдейзен, В.М.Щуров и др.), музыкальному краеведению (Л.А.Тарасова, Б.С.Штейнпресс, М.А.Этингер).

Источники исследования. В диссертации были использованы материалы архивных фондов Тверской области; отдела рукописей и редких книг научной библиотеки, музея и лаборатории музыкального краеведения Тверского государственного университета (ТвГУ); архива и музея Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Источниками исследования явились также центральная и местная печать; издания общеисторического характера, посвященные истории Твери; встречи, переписка с выдающимися музыкантами Тверского края и их родственниками.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение теоретических работ по искусствоведению, музыковедению, эстетике; анализ и обобщение педагогического опыта музыкально-краеведческой работы; анкетирование учителей и студентов; беседы и интервью с работниками народного образования, сотрудниками музеев, выдающимися музыкантами, связанными с Тверским краем и их родственниками; целенаправленное педагогическое наблюдение; анализ письменных работ (музыкальные викторины, контрольные работы) и устных ответов студентов; педагогический эксперимент; методы математико-статистической обработки результатов исследования.

Работа над диссертацией проводилась на экспериментальной базе: научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения ТвГУ, учебно-исследовательской лаборатории музыкального образования Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ), кафедры музыкального образования ТвГУ, общеобразовательных и детских музыкальных школ Тверской области, педагогических вузов России.

Этапы исследования

На первом этапе (1995-1999) - теоретико-поисковом — изучалось и оценивалось состояние проблемы; была проанализирована литература, материалы архивов и музеев; уточнялись теоретические основы исследования, состояние вокально-хоровой работы на местном материале в школах и учреждениях культуры Тверской области. Нами проанкетировано 29 хормейстеров детских школа искусств (ДШИ), 431 учитель музыки.

На втором этапе (1999-2000) - поисково-констатирующем — определялись принципы построения содержания курса «История хоровой культуры Тверского края», программа и технология обучения. Проводилось обширное констатирующее обследование студентов 23 педвузов России, определялся исходный уровень музыкально-эстетической потребности и кругозора у студентов ТвГУ.

На третьем этапе (2000-2002) — формирующем — в ходе педагогического эксперимента проводились и уточнялись выдвинутые теоретические положения. Апробировалась программа курса «История хоровой культуры Тверского края», способы и методы формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки.

На четвертом этапе (2002-2003) — заключительно-обобщающем — проанализированы, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и оформлена диссертация.

Научная новизна исследования Определена и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность использования материалов по хоровой культуре родного края в формировании музыкально-эстетической потребности у студентов. В результате проведенного исследования определены содержание, сущность и структура понятия «хоровая культура родного края», уточнено содержание понятия «музыкально-эстетическая потребность»; собран богатый эмпирический материал по хоровой культуре Тверского края, начиная с XVIII в. и до наших дней. На этой основе разработан курс «История хоровой культуры Тверского края» для студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование.

Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в изучение проблемы формирования музыкально-эстетической культуры будущих учителей музыки; разработаны теория и методика формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки посредством применения материала по хоровой культуре родного края.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что у будущих учителей музыки расширяются представления о музыкальной культуре родного края. Разработанная методика формирования у студентов музыкально-эстетической потребности и кругозора может быть использована в системе профессиональной подготовки будущих учителей музыки в вузах разных регионов Российской Федерации и в процессе повышения квалификации преподавателей музыки.

Составленный нами курс «История хоровой культуры Тверского края», тематика рефератов, курсовых и дипломных работ, репертуарные списки вокальных и хоровых произведений тверских композиторов для изучения в дисциплинах дирижирования, сольного пения и хорового класса внедрены в практику работы учебных заведений Тверской области.

Предложенный учебный материал может быть использован в общеобразовательных (музыкальных) школах и в педагогических (музыкальных) училищах Тверской области.

Собраны ценные материалы по хоровой культуре края для экспозиции в музее музыкального краеведения ТвГУ.

В целом, результаты исследования могут способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Достоверность исследования обеспечивается выбором методологических и теоретических позиций, анализом научных источников по данной проблеме, использованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы; проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту: 1. Хоровая культура родного края представляет собой специфическую область научных знаний, которую можно исследовать методом изучения различных музыкально-краеведческих источников, а также практической деятельности, в процессе которой обучающиеся овладевают умениями, навыками восприятия и исполнения произведений народной и профессиональной музыки края.

2. Выделение основных структурных компонентов понятия «хоровая культура родного края» позволяет студентам, педагогам и другим изучать и систематизировать отдельные факты этой культуры в единое целое.

3. На формирование музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки влияют:

- использование комплексной методики учебной работы, построенной на применении известных педагогических и специальных методов работы с музыкально-краеведческим материалом;

- сочетание репродуктивной и творчески-поисковой презентации студентам материалов по хоровой культуре края.

- применение на занятиях в вузе разнообразных форм и методов работы с использованием музыкально-краеведческих материалов.

4. Применение в работе со студентами музыкально-краеведческих материалов создает условия для формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов теоретических положений исследования, а также разработанной методики формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки осуществлялась на протяжении всего периода работы: 1/ в процессе эксперимента; 2/ через публикацию автором научно-исследовательских материалов; 3/ в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкального образования ТвГУ, в ТОИУУ; 4/ в выступлениях на научно-практических конференциях ТвГУ и Московского городского педагогического университета; 5/ путем внедрения результатов исследования в учебный процесс ТвГУ.

Сущность, предмет и содержание понятия «хоровая культура родного края

На современном этапе развития нашего общества значительно возрастает интерес к изучению местных национальных традиций, музыкальной культуры родного края. Изучение музыкальной жизни регионов страны имеет большое практическое значение. На протяжении многих лет в Советском Союзе осуществлялась социальная гегемония Центра. Исследования музыкальной жизни крупных российских городов были единичны. Музыкальная культура РСФСР рассматривалась целостно, без учета особенностей ее региональных проявлений.

Вплоть до середины XX в. историческое музыковедение вынужденно останавливало свое внимание на более подробном изучении музыкальной жизни Петербурга и Москвы, а отдельные статьи о музыкальном прошлом провинциальных городов не могли воссоздать целостной музыкально-исторической панорамы.

В условиях нового государственного устройства России изучение процессов развития музыкальной культуры России требует различных подходов, в том числе регионального, поскольку музыкальная жизнь региона и областных центров является единицей измерения культурного потенциала страны в целом.

В последнее время в отечественных музыкально-исторических исследованиях все большее внимание уделяется вопросам истории музыкальной жизни отдельных городов, краев, областей (Т.Ю.Куперт, В.А.Королевой, Е.Г.Сковиковой, И.В.Большаковой, Е.О.Казьминой, Т.А.Роменской и др.).

Наряду с появившимися в последние десятилетия исследованиями музыкальной жизни краев, областей, регионов страны, очень мало работ, характеризующих хоровую культуру этих административно-территориальных образований. Да и само понятие «хоровая культура родного края» не обосновано.

В связи с неразработанностью содержания и сущности понятия «хоровая культура родного края», целесообразно обратиться к рассмотрению понятий: «музыкальная культура общества», «история музыки», «хоровая культура», «хор», «хороведение», «история хоровой музыки», «краеведение», «музыкальное краеведение», «музыкальная культура родного края», так как представляется, что искомое понятие тесно связано с вышеперечисленными.

Музыке, как виду искусства, музыкальной культуре общества посвящены исследования Р.И.Грубера [78], А.Н.Сохора [186, 187], Б.В.Асафьева [43-48], В.Н.Холоповой [224] и других.

Б.В.Асафьев писал о дыхании, песенности русской музыки: «Сердце русской музыки — народная песенность (не песня в тесном смысле жанра или одного из видов музыкальных форм) и ритм человеческого дыхания, господствующий повсюду в русской музыке — и вокальной, и инструментальной, - над тактами и узорами формальной архитектоники периодов» [43, с.66].

Значительно его же высказывание об особенностях советской музыкальной культуры: «Одной из особенно характерных особенностей советской музыкальной культуры является процесс сближения и сглаживания, в силу искусственно создавшегося размежевания, области «музыки устной традиции», то есть фольклора, и так называемой музыки художественной, то есть музыки отдельных крупных индивидуальностей и вообще музыки и музицирования профессионалов и профессиональных организаций в городах» [46, с.22].

Б.В.Асафьев дает определение понятия «советская музыкальная культура»: «В комплексное понятие «советская музыкальная культура» входит все более в сравнении с русской классикой активизирующаяся роль ритма. Ритм из счетчика и измерителя становится органическим элементом произведения — и пульсом, и «двигателем» музыки» [45, с.46].

В.Н.Холопова рассматривает функции музыки (коммуникативная, отражения действительности, эстетическая, этическая, гедонистическая, каноническая, эвристическая, познавательно-просветительная, компенсационная, прагматическая); дает определение концептуального содержания музыки - «это позитивное, «гармонизующее» отношение к человеку в наиболее важных точках его взаимодействия с миром и с самим собой» [224, с.23]; раскрывает национальные черты русской музыки (многоголосие, «мелосность», соборность, тоска, суровость, мужественность, насыщенность), многочисленные предназначения музыки (музыка как самовыражение, музыка как взаимопонимание, музыка — людское единение, музыка — принадлежность обрядов всех времен и народов, функциональная музыка, музыка и праздник, завлечение музыкой, эстетически самоценная музыка, биологически полезная музыка, духовная направленность содержания музыки, музыка — весь человек) [224].

Сравнивая два понятия «музыка» и «музыкальная культура», Р.И.Грубер отмечает, что музыкальная культура шире музыки, так как «в нее входят многоразличные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом — вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики» [78, с.VII]. А.Н.Сохор трактует музыкальную культуру общества как единство музыки и ее социального функционирования, как сложную систему, состоящую из музыкальных ценностей, всех видов деятельности, всех субъектов такой деятельности, учреждений и социальных институтов [186, с.62] (см.прил.1, т.2, схема 1, с.2).

Структура музыкально-эстетической культуры личности

В педагогической теории и практике применяется личностный подход к анализу музыкальной культуры, который позволяет выявить процесс приобщения личности к культуре общества и присвоения ее ценностей. В этом контексте в педагогике конца XX в. утверждается следующее: «Подготовка учителя музыки нуждается в теоретическом, сущностном познании закономерностей формирования музыкально-эстетической культуры личности... Теория музыкально-эстетической культуры личности... относится к разряду комплексного междисциплинарного, многоуровневого... научного знания» [207, с. 9].

В современных общественно-политических условиях, с развитием средств массовой коммуникации, компьютеризации, видео и аудиотехники, электронных музыкальных инструментов, с появлением большого количества современных музыкальных произведений, в том числе и новых жанров (рок-оперы и др.) все большее внимание уделяется вопросам музыкальной культуры человека. Однако следует заметить, что недостаточно разработаны ее компоненты.

Развитие музыкальной культуры личности является результатом процесса освоения ею музыкальной культуры общества. Вопросами музыкальной культуры занимались Б.В.Асафьев, Б.ВЛворский, Р.И.Грубер, Л.В.Луначарский, А.Н.Сохор, В.Л.Цуккерман, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Р.А.Тельчарова, Л.А.Рапацкая, Е.А.Бодина, А.Н.Малюков, Л.А.Тарасова и другие.

А.Н.Сохор характеризует музыкальную культуру общества как единство музыки и ее социального функционирования. «Это сложная система, в которую входят: 1/ музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе, 2/ все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3/ все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4/ все учреждения и социальные институты, а также инструменты, обслуживающие эту деятельность» [186, с.62].

Музыкальная культура общества как продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания. Музыкальная деятельность, выступающая как предпосылка, процесс и результат музыкального развития, дает ключ к анализу процессов формирования музыкальной культуры человека. «Не только музыкальная деятельность, но и музыкальное сознание обретает форму музыкальной культуры личности». По мнению Р.А.Тельчаровой, - «это два определяющих компонента музыкальной культуры личности» [205, с. 16].

В музыкальной педагогике музыкальная культура личности определяется как «выражение художественной культуры человека на уровне конкретного вида искусства — музыки... Музыкальная культура личности как подсистема по отношению к художественной и эстетической культуре является важнейшим показателем уровня эстетического и художественного развития личности» [205, с. 16].

В работах, посвященных эстетической культуре, широко используется термин «художественная культура». Профессор М.Ф.Овсянников обосновал это понятие, раскрыв его как совокупность трех элементов: 1/ мир художественных предметов, созданных человеком; 2/ способность любого гражданина общества к деятельности в той или иной области художественного творчества; 3/ способность эстетически воспринимать художественные ценности [177, с.13].

Реальный процесс музыкального развития человека происходит на основе музыкального воспитания и образования. Одна лишь музыкальная образованность и уровень теоретических знаний о музыке не являются показателями сформированности музыкальной культуры личности. В этом процессе должны участвовать также нравственно-эстетическое восприятие, осмысление и переживание музыки, которые являются частью «культурного бытия» человека. Таким образом, единство образовательных и музыкально-воспитательных воздействий способствуют формированию музыкальной культуры личности, в том числе и у будущих учителей музыки.

У Э.Б.Абдуллина [34] музыкальная культура школьника характеризуется тем, в какой мере освоены им ценности музыкальной культуры общества. Музыкальная культура общества есть способ существования и функционирования музыкального сознания людей. Освоить музыкальные ценности общества и превратить их в собственное достояние способен субъект музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.

Р.А.Тельчарова выводит основные показатели в системе качеств музыкально-эстетической культуры личности: «участие в создании музыкально-прекрасного, музыкально-творческая деятельность во всем многообразии форм музыкального поведения; система музыкальных оценочных представлений, формирующаяся на основе опыта музыкального восприятия и творчества и проявляющаяся в музыкально-эстетических оценках, взглядах, убеждениях; объем, качество, системность художественно-эстетических и музыкальных знаний практического и теоретического характера как основа формирования эстетического отношения к явлениям музыкального искусства; влияние развитых форм музыкального сознания и деятельности на другие виды материальной и духовной деятельности, степень стимуляции внемузыкальных сфер жизнедеятельности человека» [205, с. 16-17].

Задачи и содержание констатирующего эксперимента

В своем исследовании мы ставили перед собой следующие задачи: 1. Выявить наличие в школах, учреждениях культуры детских вокально-хоровых коллективов, их участие в концертах, исполняемый репертуар.

2. Определить, имеется ли в школах, учреждениях культуры возможность внедрения музыкально-краеведческих материалов в учебный процесс (внеклассную работу) и ее реализация.

3. Выявить наиболее употребимые в практике школ и учреждений культуры формы и методы работы по использованию музыкально-краеведческого материала в учебном процессе (внеклассной работе).

4. Определить, используется ли местный песенный фольклор, вокальные и хоровые произведения композиторов, связанных с краем в музыкальном воспитании школьников.

При этом использовались методы экспериментального исследования: беседы с учителями музыки, администрацией школ, работниками института усовершенствования учителей, отделов культуры и Дома народного творчества, анкетирование, наблюдение.

В соответствии с поставленными задачами были составлены анкеты для учителей музыки общеобразовательных школ и руководителей учреждений культуры (см.прил.51, 52, т.2, с.94-97). Анкетирование проводилось совместно с кабинетом музыкального образования Тверского областного института усовершенствования учителей в процессе командировок и методических совещаний, а также путем рассылки анкет в соответствии с разрешением на анкетирование, полученным от начальника Департамента образования Администрации Тверской области Е.М.Муравьева (см.прил.53, 54, т.2, с.98-101). Анкетирование проводилось в 1998-1999 гг.

К первой группе мы отнесли данные об общеобразовательных школах Тверской области. Анкетирование проходило в 963 школах Торопецкого, Андреапольского, Западнодвинского, Нелидовского, Жарковского, Белого, Оленинского, Ржевского, Зубцовского, Селижаровского, Пеновского, Осташковского, Кувшиновского, Старицкого, Торжокского, Лихославльского, Рамешковского, Спировского, Фировского, Вышневолоцкого, Бологовского, Удомельского, Максатихинского, Бежецкого, Лесного, Сандовского, Весьегонского, Молоковского, Краснохолмского, Сонковского, Кесовогорского, Кашинского, Калязинского, Кимрского, Конаковского, Калининского районов. Анкетирование проходило также в общеобразовательных школах №1,2, 7, 9, 14, 17, 18, 22, 23, 25, 27, 29, 30, 33, 34, 35, 38, 42, 48, 50, 51; в гимназиях №6, 8, 44; в средней общеобразовательной епархиальной православной школе, в Суворовском военном училище, а также в начальной школе №1 и школах-интернатах №1,3 г.Твери.

Во вторую группу мы объединили данные, полученные из детских школ искусств (ДШИ) Тверской области. Анкетирование проходило в 36 школах искусств вышеперечисленных районов, а также в ДШИ №1, 2, 3, в ДШИ при музыкальном училище и училище-колледже культуры г.Твери.

Ответы на анкеты, посланные в ДШИ Западнодвинского, Жарковского, Белого, Оленинского, Селижаровского, Пеновского, Кувшиновского, Фировского, Лесного, Молоковского, Конаковского и Удомельского районов, а также в общеобразовательные школы Андреапольского, Западнодвинского, Жарковского, Белого, Оленинского, Зубцовского, Селижаровского, Пеновского, Кувшиновского, Фировского, Лесного, Молоковского, Краснохолмского, Конаковского районов мы не получили.

Анализ собранного материала показал, что в каждой школе искусств и во многих общеобразовательных школах Тверской области работают детские вокально-хоровые коллективы — это, как правило, академические хоры, вокальные и фольклорные ансамбли. Исключение составляют некоторые деревенские и сельские школы, в которых отсутствуют какие-либо детские объединения, например, в средней школе деревни Матвеевское Кесовогорского района, в средних школах деревень Большое Святцово и Будово Торжокского района, а также в Тверской епархиальной православной школе (см.прил.55, т.2, табл.1, с. 102).

Похожие диссертации на Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки