Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Шевченко Елена Петровна

Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки
<
Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шевченко Елена Петровна. Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 212 c. РГБ ОД, 61:04-13/835

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 16

1.1. Духовная культура в контексте отечественной педагогической мысли 16

1.2. Философское и психолого-педагогическое понимание проблемы исследования на современном этапе 31

1.3. Эмоционально-нравственная составляющая как основной компонент духовной культуры личности 44

Выводы по 1 главе 66

Глава 2 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 68

2.1. Факторы формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности 68

2.2. Приобщение к искусству на религиозную тематику как одно из средств формирования духовной культуры будущих учителей музыки 91

Выводы по 2 главе 114

Глава 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ 116

Выводы по 3 главе 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

ЛИТЕРАТУРА 161

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Материалы констатирующего эксперимента 177

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы формирующего эксперимента 180

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Материалы заключительного этапа опытно-экспериментального исследования 212

Введение к работе

Многие негативные явления последнего времени, связанные с экономическим кризисом, имущественным расслоением общества, усилением меркантильных настроений приводят к падению нравственных устоев, усилению бездуховности, оказывая влияние, как на взрослых, так и на детей и молодежь. Ценности, которые еще вчера казались стабильными, сегодня разрушены. Это ведет к раздражительности и озлобленности людей, и даже наличие образования, к сожалению, не всегда может влиять на формирование таких качеств личности, как доброта, милосердие, забота о ближнем, умение замечать боль других и сочувствовать им.

При подготовке специалиста все большее внимание уделяется профессиональной компетентности личности, нежели ее духовному началу. Поэтому проблема духовности, духовного кризиса как никогда актуальна на сегодняшнем этапе развития общества.

В общеобразовательной школе и в вузе, как в зеркале отражаются все перекосы и перегибы, происходящие в обществе. Основной упор в учебном процессе делается на приобретение знаний, а нравственный облик учащихся и студентов, их духовная сущность чаще всего остается за пределами педагогических воздействий. В результате теряется интерес к учебе, не развиваются творческая активность, духовные потребности. А ведь именно школе и вузу принадлежит основная роль в интеграции обучения и воспитания.

Противопоставление рационально-научного и духовно-нравственного противоестественно, так как наука, интеллект так же как мораль и эстетика составляют важнейшие компоненты духовного мира человека. Личность всегда находится в творческом поиске, который без интеллектуального потенциала бессилен. Рационально-познавательное пронизывает все стороны духовного мира человека, а нравственно-эстетические качества глубоко воздействуют на рационально-познавательные.

Один из путей выхода из «нравственного застоя» мы видим в воспитании духовной культуры будущего педагога. Духовность выступает сегодня как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-этической гражданской позиции. Действительно, не только понятия совершенства и гармонии, но и такая категория, как духовная культура, определяют степень развития человека, выявляют в нем гуманистическое начало. Велика при этом роль нравственно-эстетического идеала, связывающего область духовного с другими сторонами жизни человека и общества. Поэтому формирование высокой духовной культуры становится важным практическим фактором решения этических и нравственно-эстетических задач общества в целом.

Духовная культура личности в философской литературе обычно рассматривается как синтез рациональной, эмоционально-чувственной и волевой сфер. Содержание духовности составляет проблема смысла жизни. Сравнительный анализ различных подходов, научных идей и концепций позволил определить духовную культуру как характеристику психики и поведения человека, представляющую собой целостную совокупность интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстетических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности.

В педагогических исследованиях определены следующие компоненты духовной культуры - умственный; нравственный, эстетический, художественный; экологический, правовой и политический (Г.П. Шевченко).

Рассмотрение понятия «духовная культура» на общенаучном уровне предопределяет ее место в теории развития личности, ядром содержательного аспекта которой выступает эмоционально-нравственный компонент.

По мнению ученых (Л.П. Буева, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, В.Н. Шердаков), нравственность является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека. Нравственный потенциал личности неразрывно связан с ее эмоциональной сферой (Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, П.В. Симонов, М.Г. Яро-шевский). Эмоциональное и нравственное выступают как практически духовные отношения в процессе освоения человеком общественного мира, содержатся в мотивах человеческой деятельности, в поступках человека как ценность. Таким образом, эмоционально-нравственное воспитание выступает основой развития духовной культуры, ее важнейшим компонентом.

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания встречаются в трудах представителей разных наук. Среди философов следует назвать: B.C. Соловьева, писавшего, что тот, кто стремится к совершенству в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству; И.О. Лосского, сделавшего вывод о том, что общество, в котором исчезают представления об абсолютных ценностях, становится бездуховным и безнравственным; И.В. Киреевского, центральным понятием антропологии которого является -дух и противопоставление духовного и душевного, внутреннего и внешнего; видевшего путь к обретению утраченной целостности в собирании сил души, т.е. к внутреннему средоточию; В.И. Несмелова, указывавшего, что загадочность человека открывается во внутреннем противоречии между природой его физического организма и потребностями его духовной природы; С.Н. Булгакова, отмечающего, что сокровища духовной жизни открываются в меру духовного вмещения; Н.А. Бердяева, у которого духовное бытие человека - основная тема трудов; у него же мы находим мысли о том, что духовная жизнь раскрывается поступенно и разнокачественно, а в нее входит вся познавательная, нравственная и художественная жизнь человека; А.С. Хомякова, признававшего главенство духовных начал в образовании; И.А. Ильина, писавшего о духовности как об очень глубоком понятии, смысл которого заключается в первую очередь в уверенности, что в пределах собственной души есть нечто лучшее, что не зависит от его произвола; В.И. Вернадского, считавшего, что научное мировоззрение — есть создание и выражение человеческого духа; научное мировоззрение, религиозные и философские системы не являются синонимом истины, - все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа.

Среди педагогов укажем на: К.Д. Ушинского, отмечающего, что душа существует как индивидуальность, и ее строй развивается постепенно по мере того, как она, воспринимая все внешние ощущения, перерабатывает и организует их; у него же прослеживается идея всестороннего развития и совершенствования целостной личности; Л.И. Толстого, видевшего смысл жизни в становлении самого человека и во благе для всех, а достижение свободы человека в личностно-духовной сфере жизни через самосовершенствование; В. В. Зенъковского, говорящего о духовности, как о творческой силе в человеке; считающего, что духовная жизнь заключается в стремлении к Абсолютному и является сердцевиной личности; И.И. Пирогова, в педагогических сочинениях которого есть мысль о закрытой сфере души, где и находятся корни человеческих стремлений.

Назовем таких психологов, как: М.М. Бахтин, исследовавший культурно- исторические корни процесса потери человеком его жизненной целостности; определявший цель, создаваемой им философии жизни, только как нравственную; Г.Г. Шпет, рассматривающий «дух» как одно из двух основных базовых психологических понятий; С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, по мнению которых единицей анализа личности является особая разновидность действия - нравственное действие; Г.И. Челпанов, являющийся создателем психологической культуры размышлений о душе; В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, рассматривающие понятие «духовный слой сознания»; А.И. Клибанов, понимавший историю духовной культуры как историю культуры Духа.

В современной психолого-педагогической литературе вопросы формирования эмоционально-нравственных качеств личности рассматриваются в работах Г.М. Бреслава, Ф.Е. Вилюнаса, Ю.Е. Виноградова, К.Э. Изарда, А.В. Петровского, Л.И. Рувинского, В.Э. Чудновского, Д.С. Шимановского, М.Г. Ярошевского, где подчеркивается, что содержательные аспекты эмо циональности неразрывно связаны с нравственными качествами личности; выявляются условия правильной организации различных видов деятельности с помощью положительного эмоционального отношения к её конкретному виду.

Поскольку мы рассматриваем личность будущего педагога-музыканта, то проблема формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры естественно связана с приобщением студентов к высшим ценностям мирового искусства.

Важнейшую роль искусства в процессе формирования духовной культуры подчеркивали Б.В. Асафьев, М.С. Бахтин, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и другие. В искусстве, несущем в себе специфическую информацию, обобщение закономерностей становления духовной культуры определенной исторической эпохи, они видят действенное средство духовно-нравственного развития. Это особенно важно в аспекте подготовки педагога - музыканта.

В этой связи интересны мысли выдающихся мастеров музыкального исполнительства, подчеркивающих важность воспитания общечеловеческих качеств личности в процессе музыкального обучения. Так, Г.Г. Нейгауз считал, что эффективность процессов воспитания и обучения зависит от их комплексной взаимосвязи; СЕ. Фейиберг утверждал, что исполнитель может почерпнуть из сокровищницы чувств, образов, идей только то, на что он сам способен, к чему он подготовлен богатством своих душевных сил и общим культурным развитием; Я.И. Мжьштейн выдвинул мысль о том, что без совершенствования личности ничего значительного в жизни и искусстве достичь невозможно; то, что представляет собой музыкант, зависит от всей его духовной биографии; СИ. Савшинский говорил о том, что важно не только обучение игре на инструменте, но и воспитание музыканта -художника с «горящим сердцем».

В плане исследуемой нами проблемы особое место принадлежит искусству, связанному с религиозной тематикой. Известно, что религии отводится важнейшая роль в системе нравственного воспитания личности. Так в работах Г.С. Батищева, В.И. Гараджи, А.А. Гусейнова, Т.Н. Любан, Л.А. Попова, Ю.В. Рождественского, Б.Ф. Сикорского и других подчеркивается значимость религии в духовном становлении человека. Безусловно, духовные ценности существуют не только в рамках религии, но исторически они осознавались, прежде всего, в процессе развития религиозных систем. Говоря о культурологическом значении религии, следует помнить о ее роли в сохранении культуры и искусства, развитии образования и духовного самосознания, в организации образа жизни и быта людей. Церковь дала обществу письменность, сохраняла летописи, поддерживала традиции, регулировала общественные, бытовые, личностные отношения. Большое место в религии во все времена отводилось искусству. К сожалению, неуважительное отношение к церковному искусству в течение последних десятилетий отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственном состоянии общества, в котором резко ослаблена роль институтов социализации молодежи (семьи, школы и т.п.).

Итак, проблема формирования духовной культуры личности нашла широкое отражение в философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической, религиоведческой литературе. Всеми исследователями подчеркивается возможность духовного воспитания личности; выявляется важнейшая роль эмоционально-нравственного компонента, как основного составляющего духовной культуры личности; выделяется значение искусства как одного из эффективных средств в становлении духовной культуры. В приобщении к искусству на религиозную тематику мы также видим действенный путь формирования духовной культуры будущих педагогов-музыкантов.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта преподавателей музыкально-педагогических факультетов показал, что в учебно-воспитательном процессе вуза проблема эмоционально-нравственного становления студентов - будущих учителей музыки изучена недостаточно, хотя имеется ряд работ (В.В. Богатое, З.И. Гладких, Е.П. Дышлевая, Л.П. Илларионова, Е.С. Полякова, Л.С. Романова, СЮ. Цикунов), в которых освещаются некоторые аспекты данной проблемы. Не в полной мере используются воспитательные возможности искусства, связанного с религиозной тематикой.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

• состоянием современного общества на данном этапе и необходимостью т воспитания духовно развитой личности;

• признанием важности создания целостной системы развития духовно -нравственной культуры молодежи;

• необходимостью выявления особенностей процесса формирования эмоционально-нравственных качеств личности с привлечением средств искусства на религиозную тематику.

Неразработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и щ практическая важность определили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий и методов, способствующих эффективному формированию духовной культуры будущих учителей музыки с привлечением средств искусства на религиозную тематику.

Объект исследования - процесс формирования духовной культуры, Щ опосредованный искусством, в том числе на религиозную тематику, у студентов музыкально - педагогического факультета педагогического института.

Предмет исследования — педагогические условия и средства, способствующие эффективному формированию эмоционально нравственного компонента духовной культуры личности будущего учителя музыки.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о л том, что процесс формирования духовной культуры студентов будет более эффективным, если:

• совокупность педагогических условий и методов основывается на формировании эмоционально-нравственной сферы личности;

• субъект обучения включается в творческую деятельность, ориентированную на овладение им эстетическими и нравственными знаниями;

• педагогические условия функционирования системы формирования духовной культуры, обеспечиваются в комплексе дисциплин специальной подготовки педагога-музыканта (история искусств, история музыки, инструмент, теория музыки);

• используется комплекс художественных средств различных видов искусств на религиозную тематику.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили конкретизацию следующих задач:

1. Выявить структуру духовной культуры личности и раскрыть особенности tl эмоционально-нравственного компонента, как основы ее формирования.

2. Выявить условия и средства педагогического воздействия на развитие духовных качеств личности через приобщение к искусству на религиозную тематику.

3. Определить роль и место искусства на религиозную тематику в формировании духовной культуры будущего педагога-музыканта.

if 4. Разработать диагностический и критериальный инструментарий, позво ляющий установить степень сформированности духовной культуры. 5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой методики.

Методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, представителей педагогической теории и практики, культурологов, религиоведов, посвященные проблеме формирования духовной культуры личности через л приобщение к искусству, в частности на религиозную тематику. Исследо вание базировалось на теоретических положениях психологии о взаимодействии искусства и воспитания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Теплое и др.), на выводах педагогической науки о развития нравственных качеств личности в процессе эстетической творческой деятельности (К.В. Гавриловец, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова и др.), на выводах культурологической науки об искусстве как феномене культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.Б. Борев, П.А. Кропоткин, Л.А. Рапацкая и др.) и концепции массового музыкального воспитания и образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л-F. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений была использована совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был определен метод, адекватный исследуемому вопросу:

метод теоретического анализа и синтеза использовался при изучении научных публикаций и разработке концепции исследования, обосновании его теоретических и методологических установок;

метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, рейтинг) были необходимы на этапе анализа современного состояния системы формирования духовной культуры у студентов музыкально-педагогического факультета;

метод структурно-функционального моделирования, системного анализа, математические методы использовались на этапе формирования целостной модели системы эмоционально-нравственного развития;

экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперимент), а также научные дискуссии, публичные выступления, промежуточные публикации были необходимы на этапе апробации и внедрения результатов исследования.

Организация и опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (1997 — 1999 г.г.) — диагностирующий - представлял собой подробное знакомство с проблемой формирования духовной культуры личности, ее теоретическое осмысление, выбор интересующего направления и оценку современного состояния исследуемого процесса в области преподавания предмета «Музыка».

Основными видами работы на данном этапе были: изучение источников и литературы по вопросам становления духовной культуры, ее основных компонентов; выяснение субъективного фактора и объективных условий осуществления указанного процесса в практике преподавания музыки общеобразовательных школ (разработка диагностирующих методик, позволяющих определить степень внимания к данной проблеме, проведение констатирующего эксперимента).

Второй этап (1999 - 2002 г.г.) - опытно-экспериментальный - проводился на базе Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского (ПИ СГУ). Этот этап включал в себя теоретическое и методологическое обоснование предлагаемой концепции осуществления процесса формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности будущего учителя музыки, разработку методики ее внедрения в программу вуза, экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.

В указанный период рассматривалось понятие духовной культуры, на основе системы специальных заданий разрабатывалась методика его формирования у студентов, проводилась работа по составлению спецкурса «Библейские образы в искусстве». Кроме того, для поэтапной фиксации результатов педагогического эксперимента были разработаны соответствующие диагностические методики. В рамках данного этапа в течение трех лет (1999 - 2002 г.г.) осуществлялось экспериментальное исследование эффективности спецкурса.

Третий этап (2002 -2003 г.г.) - завершающий - предусматривал обобщение полученных в результате опытно-экспериментальной работы данных, теоретическую обработку материалов и оформление диссертации.

Научная новизна заключается в том, что:

• разработана методика формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности студентов, изложенная в специальном курсе «Библейские образы в искусстве»;

• экспериментально проверен комплекс педагогических условии и средств, обеспечивающих наибольшую эффективность формирования эмоционально-нравственной сферы будущих учителей музыки (привлечение средств искусства на религиозную тематику, опора на комплексное использование различных видов искусств, стимулирование самостоятельной активности, обращение к системе практических заданий);

• предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий щ качества сформированности духовной культуры.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

• педагогически обосновано содержание и основные компоненты (умственный, нравственный, эстетический, художественный, экологический) духовной культуры личности;

• выделен эмоционально-нравственный компонент в структуре духовной Щ культуры как основной, поскольку именно категории - эмоциональное и нравственное выступают как практически-духовные отношения в процессе освоения человеком общественного мира,- содержаться в мотивах человеческой деятельности;

• показана роль искусства на религиозную тематику, обладающего многосторонними ценностно-ориентирующими возможностями, в процессах формирования данной сферы у будущих учителей музыки. Практическая ценность заключается в том, что разработанные Ф содержание и методы способствуют улучшению организации обучения,

развитию и совершенствованию эмоционально-нравственных качеств студентов, формированию их духовного мира, внутренних установок на самосовершенствование. Основные положения и выводы могут служить рекомендациями в практику работы учреждений системы общего образования.

Достоверность и аргументированность полученных результатов обеспечена реализацией комплекса взаимопроверяющих методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования; опытно-экспериментальной работой и личным опытом работы исследователя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование эмоционально-нравственной сферы личности является приоритетным как для состояния духовной культуры будущего учителя музыки, так и для учащихся, поскольку субъект постоянно включен в систему общественных отношений, деятельность, общение.

2. Среди множества факторов, влияющих на формирование эмоционально-нравственного компонента, духовной культуры личности, одним из наиболее важных является искусство, как светское, так и церковное. Произведения искусства, созданные на основе религиозных сюжетов, выражают общечеловеческие, общекультурные эстетические идеалы, по своему адресату они не предназначены только для церкви и верующих, а обращены к человеческому в человеке и с помощью художественно-образных обобщений вызывают эмоционально-нравственное, эстетическое отношение к явлениям мира.

3. Основные критерии и параметры определения уровня сформированности эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки, куда входили следующие умения: раскрыть взаимосвязь эмоционально-нравственного смысла произведения с художественно-выразительными средствами, дать оценку анализируемому произведению с позиций духовно-нравственного идеала, осмыслить духовно-нравственный потенциал произведений искусства, содержательно мотивировать свое отношение, соотнести творчество отдельной личности с историей развития культуры, наличие адекватной эмоциональной отзывчивости.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (1997-2003 г.г.); в выступлениях автора на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава пединститута (Саратов, 1998-2003 г.г.); путем публикаций научных и методических статей в сборниках научных трудов Саратовского педагогического института (1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 г.г.); в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре методики и теории музыки Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова; обсуждения на кафедре теории, истории и педагогики искусства, на кафедре музыкально-инструментальной подготовки, на кафедре теории и методики музыкального образования Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Духовная культура в контексте отечественной педагогической мысли

Проблема формирования духовной культуры личности имеет междисциплинарный характер, что выдвигает необходимость изучения данного явления как с точки зрения социальной и психологической педагогики, так и философии. Педагогика изначально опиралась на философские концепции, а философия, в свою очередь, позволяет выявить не только истоки формирования духовности, но и увидеть истинную гуманистическую сущность воспитания, учитывать возникающие. современные реалии и противоречия с целью успешного их разрешения. В связи с этим задача объединения педагогического и философского знания на нынешнем этапе развития общества представляется нам необходимым условием разрешения такой многоаспектной проблемы, как формирование духовной культуры личности.

Духовность, в ее глубокой взаимосвязи с религиозным воспитанием составляли основу традиций подлинного образования в России. Духовное начало было краеугольным камнем русского образования, обращенного, прежде всего на житейские задачи соборного народного бытия. В эпоху становления национального самосознания школа служила именно этому.

Принцип соборности означает свободное единение свободных личностей на основе их любви к Богу, друг другу, семье, народу, малой и большой Родине, ко всем абсолютным ценностям. Соборность неотделима от православия, представляющего собой, по замечанию А.С. Хомякова, истинную религию свободы.

Русская педагогика имеет своеобразные черты, которые еще недостаточно поняты и изучены. По крайней мере, до XVIII века проблемы воспитания решались в рамках православия, и важнейшей задачей воспитания было духовное устроение человека.

Для того чтобы выяснить действительное положение дел, необходимо обратиться к наследию таких историков, как В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский. Перечисленные авторы, хотя и привносили в толкование исторических фактов, мотивов деятельности исторических личностей субъективный оттенок, однако сами факты освещались с достаточной достоверностью, на основании изучения первоисточников, которыми являлись архивные документы, летописи, а главное, над ними не довлела идеология атеизма.

«Главное внимание педагогии, - писал В.О. Ключевский, обращено было ... на житейские правила, а не на научные знания. Кодекс чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное -учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское - наука о гражданском общежитии и строение домовное - наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси» (99, С. 9).

В период с X по XV век православная церковь, ее лучшие представители сыграли главную роль в духовно-нравственном воспитании русского народа. На этапе формирования Древнерусского государства, - как считает А.В. Карташов, - были заложены особенности дальнейшего развития всей средневековой системы образования на Руси (95). Церковь приняла на себя заботу о нравственности народа, его просвещении и благочестии. Учение грамоте и образование шло через чтение духовных книг и приобщение к церковным обрядам. В монастырских школах и при церкви дети постигали первые истины любви и чистоты, борьбы с дурными помыслами.

В древнерусской культуре стержнем личностного самосознания становится добро, совесть, нравственная чистота, стремление совершать духовные подвиги. Средства духовного становления, борьбы личности против ее подавления на разных этапах средневековой истории Руси были различны - от стремления к духовному самоуглублению в духе Нила Сорского до бунтарского протеста протопопа Аввакума в защиту народных традиций. В трудах Иллариона, Владимира Мономаха, Митрополита Никифора, Нила Сорского, Максима Грека, Симеона Полоцкого и других, рассматривается человек, приобщившийся к христианским ценностям.

Итак, уже в древнерусской культуре делается акцент на духовно-нравственные потребности. «Для древнерусского эпоса характерно воспевание «доброго молодца», в облике которого объединялись такие качества, как физическая и нравственная сила» (20, С.92).

Древнерусская педагогика зарождалась при взаимодействии двух культур — языческой бесписьменной и, возникшей позднее, христианской - письменной, требовавшей новой системы обучения, нацеленной на приобщение к книжности. Очевидно, что главным источником просвещения на Руси было христианство. Именно оно принесло сюда высшие нравственные принципы, четкое представление о добре и зле, о взаимоотношениях Бога и человека. Христианство же принесло нам и грамотность. С крещения Руси началось ее быстрое и широкое распространение. От первоучителей славянских святых Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку, через великого князя Владимира - крестителя сеялись в нашем Отечестве семена просвещения. Первые учителя были людьми духовного звания; книги, по которым учились грамоте, тоже были духовные: псалтырь, Евангелие, Жития Святых и др. Центрами просвещения и распространения грамотности являлись монастыри и приходские храмы.

Факторы формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности

На процесс формирования духовной культуры личности влияют не только целенаправленная работа педагогов, но и окружение, среда, различные условия жизнедеятельности, атмосфера социального бытия, межличностных отношений. Как известно, человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, эстетическое, нравственное, социальное, психическое, музыкальное и любое другое развитие происходить не может.

Личность - интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Особенности физической и нервно-психологической организации индивида -одно из условий формирования личности, но ее сущность все же определяют социальные реальности. В личности переплетаются и единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создает проекты своей будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность. В свою очередь, объективная социальная действительность во многом обусловливает направленность и содержание процесса самосозидания личности. В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени, определяющие характер взаимодействий с социальными реальностями (В.Л. Абушенко).

Формирование духовной культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей. Мир материальных предметов, отражаясь в сознании, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного лшра по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.

В реальной действительности человек испытывает на себе множество самых разнообразных влияний, направленных в различной степени на процесс формирования его духовной культуры. Причем это многообразие, интегрируясь на уровне личности, сливается в единство. Традиции, мораль, религия, взгляды на окружающий мир, идеалы, степень культурности, язык, достижения в области техники, средства массовой информации - все это по-разному действует на каждого отдельного субъекта.

Внешние факторы, также заключают в себе воспитательные, образовательные, развивающие, обучающие и др. функции. Так, психологами К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготским, Л.Н. Леонтьевым, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым доказано, что внешние факторы и условия создают предпосылки для реализации внутренних возможностей, проявления внутренних факторов и условий развития личности. Всякое внешнее воздействие должно вызывать осознанное отношение человека к жизни; внутренним условием этого выступают мировоззренческие чувства личности, обобщенное, философское осмысление жизни.

В педагогических исследованиях также подчеркивается, что социальные и духовные потребности, определяющие формирование личности, возникают и развиваются лишь в процессе жизни человека. Состояние духовной культуры - результат взаимодействия многих внешних факторов (СП. Баранов, И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина, Л.М. Фридман).

Интересны мысли педагога начала прошлого века - П.П. Блонского, который, ставя целью воспитания всесторонне развитую личность, средством достижения этой цели считал соединение умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политехническим обучением.

На современном этапе в решении проблем формирования духовной культуры личности интерес представляют работы Т.В. Лодкиной, С.А. Феруз (семейное воспитание), Ю.Т. Маркова, Д.Ж. Маркович, Т.П. Южаковой (экологическое), Л.Л. Куприяновой, А.А. Поляковой, Л.В. Шаминой (фольклорное), С.С. Бойко, А.С. Шушпанова (трудовое), В.А. Кобылянского, В.И. Лутовинова (патриотическое), А.В. Елисеевой, Л.А. Рапацкой, И.В. Резанович (художественно-эстетическое), В.В. Алеева, СП. Барковской, И.В. Кошминой (воспитание учащихся средствами религиозного искусства).

Опытно-экспериментальное исследование эффективности методики формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущих учителей музыки

Состоятельность теоретического обоснования проблемы формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущих учителей музыки через систему профессиональной подготовки, безусловно, нуждается в практическом подтверждении. С этой целью на базе музыкально-педагогического факультета Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в течение трех учебных годов (1999-2000, 2000-2001, 2001-2002) проводилось экспериментальное исследование.

Опытно-экспериментальная работа такого характера выдвинула необходимость решения основополагающей задачи:

Организация учебной деятельности студентов по специально разработанной методике обучения, направленной на формирование духовной культуры личности, учитывающей стадии развития эмоционально-нравственного сферы студента-музыканта и позволяющей определить динамику данного процесса.

Методика включала:

1. Разработку системы методических приемов эмоционально-нравственного формирования в процессе интегрированного обучения на занятиях по методике музыкального воспитания.

2. Разработку специального курса «Библейские образы в искусстве».

3. Организацию и проведение внеклассных мероприятий по тематике спецкурса.

4. Разработку уроков музыки в русле спецкурса.

5. Посещение студентами действующих в Саратове православных храмов и Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева.

Ход и результаты экспериментальной работы фиксировались с помощью контрольных срезов, которые давали возможность судить о влиянии предлагаемой методики на формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры. В качестве составляющих эксперимента были использованы такие методы психолого-педагогической диагностики как анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ уроков и внеклассных мероприятий, самооценка студентов, позволяющие выявить закономерности воздействия специально разработанной методики на формирование и развитие духовной культуры будущего учителя музыки.

Опытно-экспериментальное исследование эффективности спецкурса включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный. Сравнение результатов каждого этапа эксперимента позволило определить качественные и количественные изменения в развитии эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности будущих педагогов-музыкантов.

Основными исследовательскими задачами на констатирующем этапе эксперимента были следующие:

анализ общего состояния развития духовной культуры студентов;

определение исходного уровня сформированности эмоционально-нравственного компонента духовной культуры студентов второго курса музыкально-педагогического факультета;

составление программы эксперимента.

Исходя, из принятых в педагогике принципов и правил подготовки и проведения опросов, нами были составлены анкеты и рейтинг листы для студентов второго курса музыкально-педагогического факультета ПИ СГУ, позволяющие выявить общее состояние их эмоционально-нравственного развития. В результате была определена и систематизирована совокупность условий и факторов, обусловивших необходимость совершенствования данного процесса.

В порядке уточнения следует заметить, что на факультет поступают студенты с разной подготовкой (выпускники -музыкальных, музыкально-педагогических, педагогических училищ, городских и сельских детских музыкальных школ, творческих школ-студий). Уровень довузовской музыкальной подготовки, который, как правило, учитывается в исследованиях, связанных, прежде всего, с изучением музыкальных способностей и исполнительских возможностей будущих учителей музыки, в нашем случае принципиального значения не имеет. Такая неоднородность в исходной профессиональной подготовке не повлияла на конечный результат эксперимента, а имела значение лишь на констатирующем этапе

Духовная сфера вузовской молодежи практически не изучается и не формируется. На начальном этапе констатирующего эксперимента диссертантом был проведен опрос студентов второго курса музыкально-педагогического факультета ПИ СГУ (50 человек) по выявлению у них представлений о духовно-нравственных ценностях.

Похожие диссертации на Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки