Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Яксина Наталия Александровна

Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки
<
Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яксина Наталия Александровна. Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2005 206 c. РГБ ОД, 61:05-13/1139

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Профессиональная культура учителя музыки

1.1. Формирование профессиональной культуры учителя музыки в современной образовательной ситуации . 9

1.2. Народная педагогика в свете кризиса современного образования. 14

1.3. Освещение проблемы формирования профессиональной культуры учителя музыки в научных трудах. 18

1.4. К определению понятия «профессиональная культура учителя музыки». 23

1.5. Структура профессиональной культуры учителя музыки.

1.5.1 .Методологическая культура учителя музыки. 30

1.5.2.Профессионалъно-этическая культура учителя музыки. 34

1.5.3.Историко-педагогическая культура учителя музыки. 37

1.5.4.Коммуникативная культура учителя музыки. 40

1.5.5 .Музыкально-педагогическая культура учителя музыки. 44

Глава 2. Детский музыкальный фольклор

2.1. Детский музыкальный фольклор в трудах отечественных и зарубежных исследователей . 50

2.2. Общая характеристика детского музыкального фольклора 53

2.3. Основные жанры детского музыкального фольклора 57

2.3.1 .Колыбельная песня 59

2.3.2.Пестушки 63

2.3.3. Потешки 65

2.3.4. Прибаутки 67

2.3.5.Считалки и жеребьевки 71

2.3.6. Дразнилки 74

2.3.7. Скороговорки 76

2.3.8. Приговорки некалендарные 77

2.3.9. Приговорки календарные 79

2.3.10.Детский календарный фольклор 80

2.3.11 .Игры с напевами 84

2.4. Особое место детского музыкального фольклора в системе устного народного творчества 87

Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка влияния освоения детского музыкального фольклора на формирование профессиональной культуры учителя музыки. 100

3.1. Влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование профессиональной культуры педагога-музыканта 101

3.1.1. Формирование методологической культуры учителя музыки в связи с освоением детского музыкального фольклора. 104

3.1.2. Влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование основных качеств профессионально-этической культуры учителя музыки. 106

3.1.3. Влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование историко-педагогической культуры педагога-музыканта. 108

3.1.4. диалогическое педагогическое общение посредством детского музыкального фольклора в содержании коммуникативной культуры учителя музыки . 110

3.1.5. Воздействие освоения детского музыкального фольклора на формирование музыкально-педагогической культуры учителя музыки 111

3.2. Научно-методические рекомендации по освоению студентами детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки.

3.3. Организация опытно-практической работы. 115

3.4. Констатирующий эксперимент. 117

3.5. Педагогическое наблюдение. 121

3.6. Формирующий эксперимент. 127

3.7. Контрольный эксперимент. 135

Выводы 148-149

Список литературы 150-163

Введение к работе

Актуальность исследования. Новое время предъявляет жесткие требования к каждому человеку: высокий уровень профессионализма, самостоятельность, креативность, толерантность, ответственность. Общество выдвигает перед системой образования непростой социальный заказ: воспитание человека нового поколения. Перед педагогикой высшей школы поставлена задача подготовки специалистов, способных выполнить это требование общества. Исключительную важность приобретает развитие духовного, социокультурного, интеллектуального потенциала личности учителя, который в силах осуществлять инновационные, творческие процессы, вести многоуровневый культурный диалог. В связи с этим особую остроту приобретает проблема формирования профессиональной культуры учителя.

В современной педагогике уделяется значительное внимание проблеме формирования профессиональной культуры учителя (В.А. Сластении, В,Э. Та-марин, М.Я. Виленский, И.Ф, Исаев, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов и др.). На данный момент изучены сущностные характеристики профессиональной культуры, ее структурные компоненты, основы процесса ее формирования. Среди составляющих профессиональной культуры рассматривалась также музыкально-педагогическая культура и пути ее развития (О.А, Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Е.А. Бодина, А.Н. Гордейчук, Т.Ф. Резанова, З.П. Яропуд). Однако на сегодняшний день не получила достаточного освещения проблема формирования профессиональной культуры учителя музыки. Кроме того, отсутствуют научные труды, посвященные развитию профессиональной культуры учителя музыки в связи с освоением детского музыкального фольклора.

Детский музыкальный фольклор - одна из важнейших областей устного народного творчества, вобравшая в себя многовековой коллективный опыт становления и развития полноценной человеческой личности, достойного члена семьи и общества, способного сохранять духовное наследие предков и передавать его потомкам. Аутентичный фольклор является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений. Эти качества придают детскому музыкальному фольклору особую ценность для современного образования, переживающего «кризис детства» (В .И. Загвязинский), кризис дегуманизации и дегуманитариза-ции.

Искусствоведческий аспект изучения детского музыкального фольклора представлен в специальных исследованиях Г.С. Виноградова, Б.Б. Ефименковой, О.И. Капицы, А.Н. МартыновоЙ, М.Н. Мельникова, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой, а также нашел отражение в работах Э.Е. Алексеева и B.C. Бахтина.

Педагогический аспект обращения к детскому музыкальному фольклору освещен в трудах Н.Н. Гиляровой, Л.Л. Куприяновой, М.Ю. Новицкой, Л.В. Шаминой. Тема профессиональной подготовки учителя музыки в связи с фольк-

лором раскрывается в научных работах преподавателей педвузов С.С. Балашовой, И.И. Касьяновой, Т.И. Надеждинской. Однако в них не рассматривается вопрос о формировании профессиональной культуры учителя музыки.

Следовательно, насущная проблема педагогики - формирование профессиональной культуры учителя музыки - и важная проблема исследования детского музыкального фольклора до сих пор не изучались во взаимосвязи. Это позволяет сформулировать проблему диссертации. Она заключается в разрешении противоречия между значимостью освоения детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки и отсутствием научно-обоснованной методики его осуществления.

Таким образом, нерешенность этой проблемы и ее значимость для теории и практики музыкального образования обусловливают актуальность нашего исследования.

Делью исследования является изучение профессиональной культуры учителя музыки и детского музыкального фольклора как компонента ее формирования.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя музыки.

Предмет исследования - детский музыкальный фольклор, подлежащий освоению в процессе формирования профессиональной культуры учителя музыки.

Гипотеза исследования:

Освоение детского музыкального фольклора может быть важным компонентом формирования профессиональной культуры учителя музыки при соблюдении следующих педагогических условий:

-детский музыкальный фольклор предстает как объект междисциплинарного изучения, исследуемый в искусствоведческом, психологическом, социологическом, педагогическом аспектах;

-детский музыкальный фольклор изучается как сфера функционирования народной педагогики, как тесная взаимосвязь музыкальной и педагогической составляющих;

-детский музыкальный фольклор рассматривается как особая художественно-мировоззренческая система, отражающая специфику детского мировосприятия и закономерности его становления;

-при изучении детского музыкального фольклора необходимы: актуализация довузовского опыта студентов в этой области, формирование ценностного отношения к собственному ретро-опыту, развитие творческой активности и познавательного интереса к детскому фольклору, становление представлений о его включении в школьные уроки музыки.

Задачи диссертационного исследования:

  1. раскрыть особенности детского музыкального фольклора;

  2. выявить сущность и структуру профессиональной культуры учителя музыки;

  1. определить влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование профессиональной культуры педагога-музыканта;

  2. найти собственный подход к освоению детского музыкального фольклора;

5) осуществить опытно-экспериментальную проверку наших научно-
методических рекомендаций по освоению детского музыкального фольклора.

Методологическую основу исследования составили: положения теории фольклористики (Э.Е. Алексеев, А.А. Банин, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, НИ. Земцовский и др.), в том числе качающиеся собственно детского музыкального фольклора (Г.С. Виноградов, Б.Б. Ефименкова, О.И. Капица, А.Н. Мартынова, М.Н. Мельников, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкая и др.); теория профессиональной культуры учителя (В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин, Е.Н. Шиянов и др.)в опоре на положения теории педагогической культуры (А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин и др.) и профессиональной компетентности (Д.З. Ахметова, Л.И. Гурье); положения философии культуры (B.C. Библер, П.С. Гуревич, М, С. Каган, А.Ф. Лосев и др.); положения теории деятельности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); положения теории диалогического педагогического общения (В .А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, Т.Л. Худякова и др.); положения теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин. О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Шамина и др.), в том числе касающиеся подготовки будущих учителей музыки.

Методы исследования:

-изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования из области философии, психологии, социологии, культурологии, фольклористики, общей педагогики, теории и методики музыкального образования;

-анализ (в том числе междисциплинарныйО детского музыкального фольклора;

-анкетирование, беседа, анализ письменных работ студентов;

-трансформированная «методика с конвертами» (Г.И. Щукина);

-педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный) эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе музыкально-педагогического факультета Московского Педагогического Государственного Университета.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась теоретическим исследование специфики и закономерностей детского музыкального фольклора и профессиональной культуры учителя; применением системы методов, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам исследования, взаимно контролирующих и дополняющих друг друга; использованием стандартного набора методов прикладной статистики.

Новизна исследования заключается в том, что формирование профессиональной культуры учителя музыки и детский музыкальный фольклор ранее не рассматривались во взаимосвязи. Детский музыкальный фольклор, подлежащий-освоению в процессе формирования профессиональной культуры учителя музыки, впервые становится предметом специального научно-педагогического анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации выявлены основные характеристики детского музыкального фольклора, позволяющие рассматривать его как важный компонент формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. Конкретизирована структура профессиональной культуры учителя музыки с учетом влияния освоения детского музыкального фольклора на развитие ее основных сфер. Экспериментально изучена эффективность наших рекомендаций по сравнению с традиционными.

Практическая значимость исследования состоит в том. что научно обоснована и экспериментально подтверждена необходимость и целесообразность освоения студентами детского музыкального фольклора как компонента формирования профессиональной культуры учителя музыки; разработаны и апробированы научно-методические рекомендации по изучению детского фольклора.

Положения, выносимые на защиту:

1.Детский музыкальный фольклор представляет значительную ценность для формирования профессиональной культуры учителя музыки благодаря ряду характеристик:

-детский музыкальный фольклор является особой художественно-мировоззренческой системой;

-поэзия пестования и традиционное детское творчество - сферы функционирования народной педагогики;

-детский музыкальный фольклор способен аккумулировать в себе угасающие жанры устного народного творчества.

2.0своение детского музыкального фольклора студентами может благотворно повлиять на развитие следующих сторон профессиональной культуры: методологической, профессионально-этической, историко-педагогической, коммуникативной, музыкально-педагогической.

3. Освоение детского музыкального фольклора как составляющей профессиональной культуры учителя музыки является совокупностью трех компонентов: мотивационного, содержательного, операционального.

Критерий мотивационного компонента - личностно-ценностное отношение к детскому музыкальному фольклору. Показатели: ценностное отношение к собственному ретро-опыту, познавательный интерес к детскому музыкальному фольклору, творческая активность применительно к этой сфере, интерес к использованию детского фольклора на школьных уроках музыки.

Критерий содержательного компонента - представления о детском музыкальном фольклоре и о его введении в систему школьного музыкального образования. Показатели: знание специфики детского музыкального фольклора, его закономерностей; представление о нем как о художественно-мировоззренческой системе и как о сфере функционирования народной педагогики; видение пер-спектив его использования на школьных занятиях и прогнозирование вероятных результатов.

Критерий операционального компонента - овладение умениями исследования детского музыкального фольклора и формирование в связи с этим качеств профессиональной культуры. Показатели: овладение умениями аналитической нотации образца детского музыкального фольклора и его анализа (с элементами междисциплинарного); формирование патриотизма, установки на становление полноценной личности средствами детского фольклора, позитивного отношения к мировоззренческим идеям детского фольклора и принципам народной педагогики, ориентации на диалог на основе фольклорного опыта.

^ Апробация основных положений исследования осуществлялась на лекци-

онных и семинарско-практических занятиях со студентами музыкально-педагогического факультета Московского Педагогического Государственного Университета в 2000-2004 гг.; в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры теории и истории музыки МИГУ. Основные положения диссертации отражались в публикациях (9 публикаций) и излагались на научно-практических конференциях (Межрегиональная научно-практическая конференция «Музыкальное образование: сегодня и завтра», Москва, 2002 г.; Региональная научно-практическая конференция «О традиционных и нетрадиционных подходах к проведению занятий музыкально-эстетического цикла в ВУЗе и шко-

<$ ле», республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 2003 г.).

Структура диссертации. Работа включает в себя введение, три главы, выводы и заключение, библиографию и приложения.

&

Формирование профессиональной культуры учителя музыки в современной образовательной ситуации

Рубеж тысячелетий - эпоха кардинальных преобразований во всех сферах жизни человечества. Сегодняшняя обостренная общая политическая и экономическая обстановка требует скорейшего перехода от конфликта и конфронтации к конструктивному диалогу на всех уровнях его осуществления. Новое время выдвигает жесткие требования к каждому человеку: высокий уровень сознания и самосознания, самоопределения и самостоятельности, креативности и мобильности при исключительной ответственности за свои действия и мысли. В связи с этим проблемы образования выходят в современном мире на передний план. Ведь только при овладении необходимым объемом знаний, умений, навыков, опыта эмоционально-ценностного отношения и творческой деятельности возможно жизненно необходимое вхождение человека в круг проблем мирового сообщества, усиление обмена национальными интеллектуальными, информационными ресурсами, включение в культурный диалог. Особая ответственность ложится на плечи педагогов: не каждый педагог может способствовать становлению и развитию человека нового поколения. В связи с этим острую актуальность приобретает проблема профессиональной культуры учителя.

Между тем, современное образование переживает кризис. В первую очередь это «кризис образования человека» (Л.Буева, Т Воронина, М. Мамар-дашвили, В. Франкл и др.). Образование вчерашнего дня не акцентировало внимания на воспроизводстве глубинного человеческого начала в человеке, на его становлении и развитии в сложном, быстро меняющемся мире, на поиске гармонии Человека с Космосом, социумом, микрокосмом своей личности. На смену господствовавшему в сфере образования «знаниецентризму» (В.И. За-гвязинский) требуется антропоцентризм, нацеливающий педагогическую мысль на общественную значимость человека, на его активную, целенаправленную, свободную, ответственную, творческую деятельность. Необходимо обращение к субъективности человека, понимание его бытия как созидания и самосозидания, осознание его развития как самоопределения и саморазвития.

Философы-антропологи (Ч. Берг, М. Мамардашвили, А. Печчеи), культурологи (Н.В. Гончаренко, П.С. Гуревич, М.С. Каган), психологи (К. Роджерс, В. Франкл) провозглашают приоритет духовной сферы в развитии человеческого в человеке. Неслучайно «humanitas» в переводе с латыни означает «имеющий человеческую природу, относящийся к образованности, духовной культуре». Отметим, что человеческое начало, образование (как процесс и результат) и духовная культура оказываются неразрывно связанными. В целом эту сторону кризиса образования - «кризис образования человеческого в человеке» - можно назвать определенной дегуманизацией образования.

В проекции на профессиональное становление педагога в культуре проблема дегуманизации имеет особое преломление. Очевидно, что эта проблема крайне важна для человека, призванного способствовать воспитанию и развитию подрастающего поколения. Группой исследователей (В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин, А.В. Мудрик) были сформулированы принципы гуманизации профессиональной подготовки учителя;

1. Ориентация на развитие личности учителя. Гармония общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития учителя -залог его свободы и креативности в реализации его культурно-гуманистической функции.

2. Непрерывность общего и профессионального развития учителя. В ходе константного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности учителя преодолевается разрыв между учителем-человеком, учителем-гражданином и учителем-специалистом. Некоторое отчуждение учителя и ученика ликвидируется благодаря определенному равенству позиций учащегося и непрестанно личностно развивающегося учителя (234).

Развитие личности учителя должно проходить в гармонии с общечеловеческой культурой; в связи с этим особое значение приобретает освоение педагогом гуманитарной культуры. Понимание этого позволяет глубоко прочувствовать второй аспект кризиса образования - его дегуманитаризацию.

Второй аспект кризиса образования связан с «дефицитом культуры в образовании» (В.П. Зинченко), с его «гуманитарным голоданием» (Э.Д. Днеп-ров), «технократической перегрузкой» (Ю.В. Сенько). Это неудивительно в связи с доминирующей в современном обществе идеологии потребительства, ориентации на материальные ценности и признании приоритета «принципа пользы». Проблему дегуманитаризации образования не решить только насыщением содержания образования гуманитарными предметами. Гуманитаризация образования связана с глобальными изменениями в современном мире, в первую очередь с преодолением раскола культуры на гуманитарную и технократическую составляющие. При этом отношение человека к культуре должно базироваться не на ее освоении человеком, а на становлении человека в ней.

К настоящему моменту в сфере образования назрела необходимость перехода от просветительской парадигмы к «культуротворческои», от «человека образованного» к «человеку культуры» (42, с. 33 7). «Человек образованный» усваивает и использует достижения социума в форме застывших фрагментов. «Человек культуры» постоянно образовывается, сопрягает в своем сознании несводимые друг к другу культуры, включается в «диалог культур» (B.C. Биб-лер). Следовательно, образование является всегда реализующейся возможностью самообразования, а непрестанно становящийся в культуре человек - это «человек образующийся» (Ю.В. Сенько). «Человек образующийся» личностно переживает знания, творчески соединяет свой прошлый опыт с настоящим и ищет пути его реализации в общественно-значимой деятельности. Так возникает некая гармония знания, чувства, творчества и деятельности, что уже является важным шагом на пути к гуманитаризации образования. Схожую мысль мы находим у А.А. Касьяна: « Гуманитаризация образования ориентирована на выявление личностного смысла профессионально-специальной деятельности с помощью гуманитарных знаний. Только личностно значимые гуманитарные знания обеспечивают подлинный процесс гуманитаризации образования» (123, с.22).

Детский музыкальный фольклор в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Научный интерес к детскому музыкальному фольклору появился в России во второй половине XIX века. Первые публикации детского фольклора носили локальный характер (напр., «Байки, басенки, побасенки и скороговорки Пермской губ» Огарева, 1848 г) и зачастую не рассматривались как особая область фольклора (напр., А. Терещенко «Быт русского народа», ч. 3 и 4, 1848г).

В Европе детский музыкальный фольклор собирали и публиковали гораздо раньше. В Германии со второй половины XIX в. издавались местные и общегерманские сборники детского фольклора. В 1897 г вышел в свет колоссальный труд Франца Беме «Детские песни и сказки» (Franz Bohme Deutshes Kinderlied und Kinderspiel), являющийся систематизированным сборником германского детского фольклора и содержащий более 2000 произведений с записями мелодий. В Англии сборники детских народных песен появились еще в середине XVIII B.(«Nursery Rhymes»). Первые выдающиеся труды по этой теме принадлежат перу Лины Эскенштейн и Генри Бетта (Lma Escenstein «Comparative Studies in Nursery Rhymes», Henry Bett «Nursery Rhymes and Tales. Their Origen and History»).

В России в 60-х гг. XIX в. выдающийся педагог К.Д.Ушинский опубликовал в журнале «Учитель» несколько произведений детского фольклора и их анализ в аспекте физиологии и психологии ребенка. Ушинский отметил великую педагогическую ценность детского фольклора и даже включил некоторые произведения в свой учебник «Родное слово». В 1862 г. в журнале «Учитель» было опубликовано обращение к читателям с просьбой присылать в редакцию все памятные с детства песенки и припевки, так как «этим они оказали бы величайшую услугу воспитанию» (цит. по 122, с. 16). Читатели живо откликнулись на эту просьбу и прислали большое количество материала, который стали печатать в каждом номере.

В 1868 г. был издан первый сборник детского фольклора - «Детские песни» П.А. Бессонова. В него вошли колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни о животных, колядки, игры, сказки, загадки, которые сам П.А. Бессонов помнил с детства. Таким образом, первый отечественный сборник детского фольклора является отражением «фольклорного ретро-опыта» (С.С. Балашова) его составителя. Мы неслучайно акцентируем внимание на этом факте: для нас чрезвычайно важно обращение исследователя детского музыкального фольклора, в роли которого может выступать и учитель музыки, к собственному фольклорному ретро-опыту. Ниже мы подробно рассмотрим вопрос о непреходящей ценности собственного фольклорного ретро-опыта для современного учителя музыки как исследователя детского музыкального фольклора.

В последующие десятилетия появлялись многочисленные статьи о детском фольклоре, в особенности в периодических изданиях «Живая старина», «Этнографическое обозрение», а также в материалах Русского географического общества (РГО). Появлялись и небольшие, локального масштаба сборники детского фольклора (напр., «Детские игры и песни Нижегородской губернии» В.Ф. Кудрявцева, 1871 г.) и труды, посвященные этнографии детства (напр., «Из жизни крестьянских детей Казанской губернии» А. Можаровского, 1882 г.).

В 1890 г. увидел свет сборник Е.А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, физиологией, гигиеной). Автор не ограничился собирательством детского фольклора, но предпринял попытки его анализа в нескольких аспектах. Таким образом, Е.А. Покровский заложил фундамент для междисциплинарного исследования детского музыкального фольклора, необходимость которого исследователи окончательно осознали лишь в конце XX в. В 1898 г. был издан «Сборник народных детских песен, игр и загадок» В.П. Шейна. В том же году вышел из печати его труд «Великоросс в своих песнях, обрядах и верованиях», где Шейн собрал песни, сопровождающие главные моменты жизни русского человека - от колыбели до могилы. «Великоросс» начинался обширным отделом детских песен. Ранее, в 1870 г., П.В. ШеЙн также открыл детскими песнями свою работу «Русские народные песни». П.В. Шейн первым выделил детский фольклор в особую область и указал на разнообразие его видов, положив тем самым начало специальным исследованиям детского фольклора. Он также провел первоначальную классификацию: выделил две условные сферы (произведения, обращенные к детям и произведения, бытующие среди детей), обозначил некоторые жанры.

Влияние освоения детского музыкального фольклора на формирование профессиональной культуры педагога-музыканта

Методологическая культура учителя музыки может постоянно совершенствоваться на протяжении всего его музыкально-педагогического пути. В сложном, длительном процессе ее совершенствования большое значение имеет постижение духовных ценностей, запечатленных в философии, науках (особенно смежных с педагогикой музыкального образования), искусстве. Важную роль может играть и личностное принятие сконцентрированного в детском музыкальном фольклоре многовекового коллективного опыта становления и развития подрастающего человека. Освоение ценностей детского музыкального фольклора может быть значимо для формирования методологической культуры учителя, если рассматривать его как художественно-мировоззренческую систему.

Философия, педагогика (в том числе и педагогика музыкального образования) и детский музыкальный фольклор сегодня пересеклись в одной точке. Общей для них оказалась гуманистическая ориентация. Современная философия концентрирует внимание на Человеке, постигающем мир сквозь призму личностно-ценностного отношения. Многие современные философы утверждают, что сознание личности должно быть открыто всем высшим человеческим идеалам и ценностям, всем потокам духовно-мыслительной энергии. Схожую картину мы наблюдаем и в современной педагогике музыкального образования. В центре ее внимания находится проблема формирования уникальной личности участника образовательного процесса, проблема развития духовно-мировоззренческого сознания личности педагога и ученика. Гуманистическая ориентация и ранее играла важную роль в педагогике музыкального образования, так как сущность процесса общения с музыкой и суть самого музыкального искусства исполнена духовно-нравственного, эстетического начала. Наконец, и в детском музыкальном фольклоре гуманистическая позиция является основополагающей, так как его главная функция - «воспроизводство человеческого в человеке».

Детский музыкальный фольклор как художественно-мировоззренческая система пронизан идеями любви к ребенку, безграничной веры в него, надежды на его будущее счастье. Ребенка с первых же часов жизни символически вводят в дружественный ему мир, гармонизируют и уравновешивают взаимоотношения Макрокосма и его нового обитателя посредством детского музыкального фольклора. Система лаконичных, но предельно содержательных произведений детского музыкального фольклора закладывает фундамент оптимистичного мировоззрения маленького человека. Он получает краткие, но емкие сведения о природе, обществе, собственном внутреннем мире; первоначальные представления о надеждах, которые возлагали на него предки; о своей ценности для современников; об ответственности, которую он несет перед потомками - и все это через призму любящего, верящего, гордящегося им взгляда близких людей.

Проходя непростой путь от детства к отрочеству и юности, становящийся человек средствами детского музыкального фольклора постигает мир с радостной любознательностью, уважительным доверием, вдохновенным творческим поиском ответов на сонм вопросов. Он покорно принимает нерушимые устои мира, но всему пытается найти собственное объяснение так же непосредственно, как он варьирует мелодию и трансформирует словотворчеством поэтические тексты детского музыкального фольклора. Он восприимчив к Красоте, Добру, Истине, стремлением к которым всегда окрашено народное музыкальное творчество.

Детский музыкальный фольклор - одна из сфер проявления народной педагогики. Г,Н. Волков считает функционирование народной педагогики (в том числе посредством детского фольклора) необходимым условием соблюдения принципа гуманизма в сфере воспитания. Народная педагогика в первую очередь - это педагогика свободы и любви. Это педагогика любви взрослого к ребенку и самого ребенка ко всему миру; это педагогика свободы, -прежде всего свободы творчества, креативного поиска, познания и созидания. Исследователь находит ей место и в современном образовании: «Народная педагогика - начало всех начал в духовно-нравственном обогащении учебно-воспитательной работы в современной школе, в сохранении, укреплении и развитии древних педагогических традиций, во имя интенсификации процесса формирования личности, составляющей единое целое со своим народом» (64, с. 85). Детский музыкальный фольклор помогает воспитать ребенка патриотом, творцом, свободным человеком.

Итак, детский музыкальный фольклор способствует формированию особого мировоззрения у подрастающих поколений: оптимистичного, гуманистического, гармоничного, открытого новому знанию. В этом он пересекается с педагогикой музыкального образования, все аспекты и уровни теории и практики которой пронизывает проблема мировоззрения.

Другая общая грань детского музыкального фольклора и музыкальной педагогики - диалог.

Диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), «диалог культур» (B.C. Библер) для педагогики музыкального образования стал методологическим принципом, сущностной базой (Э.Б. Абдуллин). Идеальный музыкально-образовательный процесс представляется как многоуровневое диалогическое общение: художника-композитора, художника педагога, художника-ребенка друг с другом и с музыкой. Он наполнен духовно-ценностным содержанием, благодаря которому совершенствуются и учащиеся, и сам педагог.

Похожие диссертации на Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки