Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Гениуш, Алла Борисовна

Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода
<
Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гениуш, Алла Борисовна. Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Москва, 1986

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ТЕОРЕТМЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЙСПОЛЬЗОЕіАШЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА В НАЧАЛЬНОМ ФОРМИРОВАНИИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА 13

І.1.. Понятие фонетического метода 12

1.2 О работе голосового аппарата в свете использовании фонетического метода 22

Г.З. Содержание фонетического метода. Особенности певческого обучения первокурсников музыкально-педагогического факультета * 41

ГЛАЗА П ЭКСПЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ"

П.І. Организация: и ход эксперимента 58

Констатирующий эксперимент 59

11.2. Поисковый эксперимент. .76

П.З. Лабораторный эксперимент и методы исследования - 95

П.4. Методика и результаты проверочного формирующего эксперимента , 125

ВЫВОДЫ .146

БИБЛИОГРАФИЯ 148

ПРИМЕНИВ * 163

Введение к работе

ВВВДЕВИЕ

На ЮТ съезде КПСС в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС М.С«Горбачева выдвинута задача перестройки высшего и среднего специального образования. В решениях партии ж правительства указывается на необходимость "обогащать духовный мир человека, формировать глубокое понимание характера оовремвншх задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность» высокую культуру, ответственное отношение к делу на любом участке?2

Миссию формирования музыкальной культуры подрастающего поколения выполняет учитель музыки.

Реорма общеобразовательной школы ввдвигает в качестве одной из самых важных задач совершенствование эстетической подготовки подрастающего поколения и разработку соответствующих научно обоснованных "концепций обучения и воспитания... Будущим учителям,воспитателям нужно дать самые современные знания ж хорошую практи-ческую подготовку.

Джя успешной педагогической работы в школе, для свободного ориентирования в различных сферах музыкального и педагогического искусства учителю музыки необходим высокий уровень культуры ж разносторонняя грамотность.

Главные качества, которыми должен обладать квалифицированный учитель музыки, достаточно полно сформулировали Б.В.Асафьев и В.Н.Щадкая, О.АДпраксина и Д.Б»Кабалевски1. Все они подчеркивают, что школа нуждается в педагоге-музыканте широкого профиля. Разносторонняя музыкальная подготовка является спецификой профессии учителя музыки и состоит в том, что он должен владеть различными видами музыкальной деятельности.

Процесс подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете изучается все более широко и углубленно Голык Г.Г., Живов В.Л., Исаева Л.А., Скрипкина Э-А., Эстрина Т А., Яконюк ВЛ. И многие друтеу. Однако изучению певческой и особенно речевой подготовки будущих учителей музыки уделяется внимания недостаточно.

Каждый учитель должен научиться владеть голосом и работать в оптимальном для себя режиме. Голосовой аппарат долшн быть не только выносливым, но и обеспечивать вокальной речи все основные положительные характеристики: естественность голосоведения, чистоту звуковысотного интонирования, нужную регистровую перестройку, владение различной динамикой, тембральними красками. Указанные характеристики - показатель профессиональных возможностей, умений учителя, которые вырабатываются в процессе специальной и длительной подготовки ( Менабени А.Г., Николаенко II.М., Никольская К.Ф.).

Изучение практики ведения уроков музыки в школе показало, что уровень владения голосом у учителей далеко не одинаков. Это можно объяснить тем, что значительная часть абитуриентов, поступающих на музыкально-педагогический факультет, не имеет необходимой должной певческой развитости. Для начинающих обучение, по нашим предварительным данным, характерны низкая позиция звучания, тембровая пестрота гласных /фонетическая их разнокачеетвенноеть) - как следствие преобладания речевой координации, и это затрудняет их обучение в вузе и дальнейшую практическую работу с детьми в школе.

Таким образом, становится вполне очевидной необходимость повышения эффективности певческого обучения студентов» Одним из: резервов решения этой проблемы в условиях музыкально-педагогического факультета является использование фонетического метода и систематизация его приемов.

Под фонетическим методом понимается применение гласных, со - З: гласных и слогов с целью совершенствования певческого голоса обучающегося. При использовании фонетического метода появляется возможность целенаправленно манипулировать различными ротоглоточ-ными укладами» епообствуя тем самым улучшению основного механизма голооообразования. Важно при этом исходить из индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся Практика работы в вокальных и хоровых классах факультета показывает» что названный метод имеет довольно широкое применение как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Однако его использование не всегда рационально, поскольку недостаточно обосновано теоретически. Необходимо в известной мере пересмотреть устоявшиеся представления! о фонетическом материале в связи с далеко не одинаковыми в различных учебных заведениях возможностями его применения.

Кроме того, все имеющиеся рекомендации ориентированы в основном на профессиональные голоса. Возможности же использования метода на музыкально-педагогическом факультете нуждаются: еще в обстоятельном изучении, поскольку устоявшиеся представления о фонетическом методе, как средстве подготовки вокалистов здесь могут быть приемлемы частично, учитывая особенности в работе с контингентом.

Известно, что начальный период обучения в вузе является особенно ответственным в связи с тем, что в это время закладываются основы освоения предмета в рамках высшей школы. Это положение имеет прямое отношение к нашей проблеме, тем более, что певческое развитие контингента факультета крайне неровно Теоретической предпосылкой использования фонетического метода в начальном формировании певческого голоса явились для автора труды выдающихся советских вокальных педагогов, рассматривающих специфику этого метода.

Современный учитель музыки в школе должен быть квалифицирован - 4 ным специалистом вокально-хорового обучении. Он не только говорит на уроке, но Е поет. Он обязан уметь искусно управлять своим голосом, иначе неизбежно возникнут перегрузки голосового аппарата, вызывающие его заболевания (Работнов Л.Д., Леввдов И. И., Тринос ВЛ.) . На утомляемость голосового аппарата влияют многие факторы» в первую очередь тип и состояние нервной системы, организация: работы всех звукообразующих органов, переходы от речи к пению и наоборот. При переходе от разговорной: речи к пению и обратно режим работы голосового аппарата меняется, происходит сложная перестройка в его механизмах. Основное различие между речью и пением обусловлено, в соответствии с законами орфоэпии, больше! длительностью гласных в пении.

Взаимосвязь разговорно речи и пения образует основу формирования сценической речи2, представляющей собой как бы промежуточное звено, сглаживающее переход от речи к пению. Работа учителя музыки должна базироваться на выразительной речи, приближающейся к сценической» И здесь важно все: громкость голоса, звуковнсота и интонация, темп и ритм речи, паузы, а также жесты, мимика, манера держаться и прочее. Его речевой голос должен быть приятным и приветливым, произношение четким и ясным, певчески голос - эвуковысотным и ритмически верным, с богатой тембровой окраске!.

Значительная часть голосов первокурсников находится в постму-тационном периоде возрастного развития Орлова Н.Д., Алмазов Е.И.,

Нередко голосовая нагрузка учителя музыки составляет восемнадцать и более часов в неделю: уроки музыки и внеклассная работа, руководство школьным хором, проведение утренников, тематических пионерских сборов, вечеров старшеклассников и тому подобное.

2Рассказ о деятельности композитора, чтение художественного отрывка, пояснение текста музыкального произведения, словесное раскрытие его художественного образа, педагогическое общение с классом требуют определение}! культуры речи, большой гибкости, динамичности голоса, эмоциональности и артистичности.

- 5 Овчинникова Т.Н., Менабени А.Г.). Методиста рекомендуют учитывать их пеихо-физиологическое состояние - ни от девушек, ни от юношей в этот период нельзж требовать звучания свойственного сформировавшемуся певческому голосу взрослого человека. Работа голосового ашшрата в удобной тесситуре» соответствующей возрасту и ивдивидуаль ним возможностям поющих, - обязательное условие нормального певческого развития.

С первых дней обучения в вузе перед студентами, как правило, выдвигается множество требований к качеству звучания: голоса - мягкость, напевность» единообразное произнесение гласных, звуковысотная точность. Поэтому на начальном этапе обучения важно правильно определить цели» методику и содержание работы» что позволит осуществить поставленные задачи.

Выявив природные и потенциальные певческие возможности студентов, зная физиологические особенности певческого режима, определив степень влияния артжкуляторюго аппарата посредством фонетического метода на звукообразование, можно целенаправленно воздействовать на работу их голосового аппарата.

Наблюдения за работой выпускников факультета, за ходом педагогической практики в общеобразовательной школе показывают, что заметные успехи в вокальном развитии у студентов появляются лишь к концу обучения в институте. Процесс становления их вокальных навыков протекает довольно медленно. Такое явление объясняется видимо тем» что даже при ясном понимании конечного результата вокально-хоровой работы преподаватели дисциплин» непосредственно связанных с пением, недостаточно целенаправленно формируют певческие навыки на ранних этапах, обучения.

Особенности процесса обучения пению на музыкально-педагохичес-ком факультете проявляются в том, что постановка голоса ограничивается редкими специальными занятиями І час в неделю - уроки сольного пения и 4-6 часов - пение в учебном хоре, перед которым стоят иные задачи . Мы полагаем, что работа в классе сольного пения обязательно должна включать и такие моменты, которые приносили бы действенную помощь студенту и в его занятиях в хоре.

Щл обучении пению, как и любому предмету художественного цикла, очень важен индивидуальный подход, который может осуществляться не только в классе постановки голоса, но и в работе хорового класса. Вокальная работа в этих условиях может быть успешно! лишь в результате пристального изучения хормейстером уровня индивидуального певческого развития студентов. ТбікоІ подход к работе о хором очень важен и в настоящее время признан ведущим. Голос может быть сформирован и в процессе хоровых. занят, при этом он должен сохранять свою индивидуальность и не подвергаться нивелировке.

Разучивание и исполнение произведений на индивидуальных и групповых занятиях превращается при таком подходе в целенаправленный педагогический комплекс по формированию у студента профессиональных навыков исполнения с голоса образца обладающего звуко-высотой, метроритмом, богатым тембром, разнообразной динамикой, вибрато. Певческое развитие осуществляется во взаимосвязи о формированием навыков, создающих качественное звучание: выработка фонационного дыхания, округлого и высокого по позиции звука, точного по высоте тона, единообразия произнесения гласных - без чего не может быть и речи об эстетически полноценном пении. 

Специфика вокального развития студентов на музыкально-педагогическом факультете требует того, чтобы работа проходила одновременно на разных предметах, связанных с пением постановка голоса, хоровой: класс, индивидуальное дирижирование, сольфеджио • Практика однако показывает, что на сольфеджио исключен метод показа педаго - га голосом, на дирижировании эта возможность ограничена спецификой урока, на групповых, занятиях пеняем нельзя в полной мере осуществить индивидуальный контроль, а распеванжя, проводимые в начале урока, преследуют одну цель — "разогревание" голосового аппарата. Мы считаем» что обучение пению должно проводиться на всех учебных дисциплинах музыкального цикла при комплексном, координированном подходе к процессу обучения, й на всех этих видах певческой деятельности может быть применен фонетический метод. Следует заметить, что характер и возможности его использования в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете нуждаются еще в обстоятельном изучении.

Успешное осуществление такого подхода к обучению предполагает формирование у преподавателей всех певческих дисциплин умения выбирать оптимальное содержание, наиболее рациональные формы и методы обучения, учитывать их особенности» которые сливаются в единый педагогический комплекс» анализировать результаты процесса обучения:» Такой комплексный подход поможет установить поэтапность целенаправленного овладения фонетическими приемами» разработать дидактические задания и упражнения для формирования певческих навыков»

Характер организации учебного времени на факультете обязывает к нахождению резервов певческого обучения внутри самого учебного плана Так, фонетический метод может быть применен во всех видах певческой деятельности, на различных учебных дисциплинах» связанных с пением. Мы проанализировали уроки сольфеджио, индивидуальное дирижирование » в которые пение входит в качестве обязательного элемента. Обнаружилось» что здесь работа по вокальному развитию студентов практически не ведется, качество звучания голоса чаще всего не принимается: во внимание и не контролируется.

Изучение литературы и анализ собственной практики привели нас к твердой убежденности в прюмуществах использования фонетического метода, обеспечивающего наиболее рациональный и творческий подход к вокально-хоровому обучению студентов и способствующего повышению их интереса как к сольному, так и к хоровому пению.

Исходя из всего сказанного можно считать, что актуальность изодранной для исследования проблемы вполне очевидна стал процесс вокально-технического развития студентов при использовании фонетического метода Цель иослетто Аиуя - выявление условий совершенствования вокальной методики на начальном етапе подготовки учителя при посредстве фонетического метода на индивидуальных и групповых занятиях проанализировать литературу по применению фонетического метода в вокальной практике музыкально-педагоЕического факультета;

- выявить влияние сочетаний гласных» согласных на деятельность дыхательного аппарата и голосовых складок;

- выработать методические рекомендации для исправления недостатков звучания голоса, для формирования певческих навыков будущего учителя музыки применительно к контингенту музывально-педагогического факультета,, лабораторно и практически проверить их действие»

РтаТАЖ1 целенаправленное использование систематизированного фонетического материала с учетом типовых недостатков звукообразования в оптимальном для контингента музыкально-педагогического факультета голосовом режиме С звуковыеота, тембро-динамнка, атака звука) повысит эффективность певческой подготовки! будущих учителей музыки Методологической основой исследования явились труды классиков ковмарксизма-ленинизма о воспитании и образовании; постановления

- 9 ЦК КШСГ и Советского Правительства, органов народного образования; работы известных советских психологов физиологов» акустиков, педагогов-специалистов по различным аспектам избранной проблемы. Методами настоящего исследования являются:

- анализ; литературы;

- педагогические наблюдения! за процессом обучения пению на индивидуальных и групповых занятиях прямо-непосредственные и косвенно-опосредованные индивидуальные обследования обучающихся;

- беседы с учителями музыки, с преподавателям вузов и со студентами;

- опытно-экспериментальная работа естественный: и формирующий эксперименты , лабораторный эксперимент с использованием ларингоскопии, стробоскопии электроглоттографии, спектроанализа, а также качественно! и количественной обработки: полученных данных Исследование осуществлялось в течение 1976-1985 годов и условно подразделялось на несколько периодов:

1 І97?-І98І — изучение литературы, практики: применения фонетического метода поиск методов исследования. Опытная работа по постановке голоса, а также классах - хоровом и индивидуального дирижирования;

2 I98I-I982 - лабораторный эксперимент применение специальных методов исследования;

3 1982-1984 — анализ данных лабораторного эксперимента разработка методики обучения;

4 1984-1985 — проведение проверочного педагогического эксперимента, анализ его результатов, проверка эффективности разработанной методики, внедрение ее в практику.

Доследования, обусловлена тем, что проблема содержания и использования фонетического метода применительно к спе ID пифическому контингенту музыкально-педагогического факультета впервые явилась темой специального исследования. Выявлены и классифицированы недостатки в звучании голоса студентов, вскрыты причины, определяющие основные трудности обучения пению первокурсников, адаптированы методы объективного исследований физиологии певческого звукообразования для изучения этих процессов у студентов-первокурсников на индивидуальных и групповых занятая : пением; развита мысль о том, что индивидуальные качества певческого голоса можно сформировать у всех студентов независимо от степени: их вокальной одаренности; показана возможность формирования выносливости голосового аппарата; определена последовательность применения фонетического мате» риала по типам недостатков в звучании голоса» характерных для голосообразования у студентов с различным уровнем певческого развития. Практическая значимость иоолеттования заключается в разработке содержания ж методики обучения пению студентов-первокурсников» в нахождении конкретных методических приемов и рекомендаций по применению фонетического метода при формировании певческих голосов» Разработанная методика применения фонетического метода может быть использована при изучении различных дисциплин, связанных с пением. Разработав ж систематизирован соответствующий дидактически! материал задания ж упражнения . Результаты исследования могут быть рекомендованы для совершенствования певческой подготовки будущего учителя; музыки в условиях высшей школы, музыкальных и музыкально-педагогических училищ»

Г. Теоретически обоснованное использование фонетического метода является аффективным средством совершенствования певческой подготовки на музыкально-педагогических факультетах, имеющих свою специфику в различных регионах страны с учетом особенностей языка •

2.; При пении фонетических сочетаний, в зависимости от учебных задач, могут быть систематизированы различные артикуляторные уклады, определенным образом воздействующие на работу голосовых складок и дыханий, что выявлено в ходе лабораторного эксперимента; учтены особенности артикуляции, обусловливающие непроизвольные изменение одних звуков под воздействием других. Кроме того, необходим учет типов недостатков, имеющихся в певческом развитии студентов, и их индивидуальных к возрастных возможностей 3. Единая научно-методическая основа ведения вокальной работы предполагает дифференцированное применение фонетического метода на каждом конкретном этапе вокально-технического развития студента в зависимости от характера использования материала на дисциплинах, включающих пение в качестве голосовой настройки •

АіїОТ ЦїїУА основных положений исследования осуществлялась в процессе педагогической опытно-экспериментальной работы автора; о результатах докладывалось на заседаниях кафедр пения и методики музыкального воспитания музыкально-педагогического факультета Саратовского и Московского заочного пединститутов; автор выступал о докладами и сообщениями на ежегодных научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава СГІМ им. Федина (ш?6 -1986), на методическом совещании преподавателей кафедр музыкальных дисциплин педвузов Поволжья (Саратов - І98і), на УІ-Й Всесоюзной конференции (Москва - 1982), на Всееоявной конференции педагогов факультетов ( Казань - 1984), а также принимал участие в публикациях восьми научно-методических статей в сборниках Саратовского и Московского педвуяов.

Результаты исследования внедрены и внедряются в практику обучения пению будущих учителей музыки музыкально-педагогического факультета Саратовского пединститута в классах по постановке голоса, а также - хоровом, индивидуального дирижирования, сольфеджио; используются в лекционном курсе "Методика музыкального воспитания , на занятиях дирижероко-хорового отделения музыкальных училищ г.г. Саратова, Маркса, Балашова, Вольска и Сызрани:, Сформированные певческие навыки у учителя музыки проверялись в ходе уроков музыки ряда школ г. Саратова ж области»

Диссертация состоят из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложения  

Понятие фонетического метода

С развитием искусства владения голосом складывалась и методика управления! им В вокальной практике широко используются: как об-щепедагоіические методы1» так и методы развития голоса2.

Метод — это совокупность приемов и способов, модель и путь обнаружения такого состава и "такой последовательности педагогических, действий, которые максимально учитывают конкретные условия и нацелены на получение наилучших результатов о наименьшими затратами"» Метод обучения — это важнейший компонент учебного процесса, "способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленно! на решение задач образования, воспитания и развития"4. Без соответствующего метода деятельности невозможно реализшать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала» Методы обучения - исключительно сложное явление» МОЛЕНО выделить три грушщ:

I - методы организации и осуществления учебно-познавательявй деятельности методы словесной передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного восприятия информации, методы передачи учебной информации посредством практических,, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия ;

2 - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности привитие интереса к учению, чувства долга и ответа ственности в учении ;

3 - методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности устные, письменные и лабораторные

Итак, в учебном процессе методы реализуются в опоре на использование слуховых, зрительных, кинестезических компонентов усвоения студентами информации, служа средством познания изучаемого явления и формой движения содержания обучения { Бабанский KUC, Данилов М»А., Скаткин М.Н», Щукина & )

Эта трактовка методов обучения дала возможность посмотреть на изучаемый нами метод с общепедагогических позиций, а разнообразие классификаций помогло глубже сориентироваться в данном вопросе. Анализ: литературы показываетг что различные методы воздействия на голосовой аппарат не всегда достаточно органично увязаны с целями их использования в специфически сложных условиях обучения на музыкально-педагогическом факультете, вследствие чего не могут рациональ-но применяться в учебном процессе.

Традиционное использование фонетических приемов в вокальной работе с первокурсниками малоэффективно, так как оно предполагает в качестве исходного состояния обучаемого наличие певческого голоса, в известной степени "поставленного" от природы» мнения вокалистов сходятся на том, что только чистый от природы тембр годен для обработки; глухие же и тусклые голоса — бесперспективны речь идет о подготовке профессиональных певцов » Однако основной контингент поступающих на факэршътет имеет весьма скромные вокальные данные и певческую подготовку»

Опираясь на общую педагогику и используя существующие трактовки вокальной педагогики»следует подходить к применению фонетического метода комплексно» Эта комплексность обусловливается тем, что голосовой аппарат состоит хаз ряда взаимосвязанных и взаимодействующих органов и систем. Пение - сложноіюординированннй акт Поэтому каждый метод должен быть согласован со всей системой употребляемых, методических средств. Это предполагает прежде всего возможность выработать у обучаемого правильное певческое звукообразование.

Перед вузом стоит задача - привить будущим учителям музыки основные качества академической манеры пения.

В научно-методической литературе навыкам верного звукообразования уделяется большое внимание, но проблема, комплексного развития певческих и речевых навыков раскрывается недостаточно. Обучение пению с помощью целенаправленного использования фонетического метода даст положительный результат тогда когда будет основываться на изученности у студентов данного возраста (Т2 18 лет) особенностей их физиологического развития. Фонетический метод обучениж пению органично) связан с принципами вокальной педагоэжки, удобен своим комплексным воздействием на голосовой аппарат студента. Отдельными его приемами, определенной системой упражнений можно устранить те или иные недостатки звукообразования тусклое, сиплое» форсированное и формировать лучшие голосовые качества. Причем можно подобрать фонетический материал таким образом, чтобы тренировать голосовой аппарат, целенаправленно отрабатывая приемами: точные движения различных его органов (языка, губ, мягкого неба), зная их особенности,

Устраняя недостатки, имеющиеся в звукообразовании студента, педагог обычно эмпирически подбирает фонетический материал, способный воздействовать на голос в нужном направлении. В процессе обучения тщательно подбирается и музыкальный материал, отбираются также методы показа, способы объяснении.

Фонетический метод управления звукообразованием студента предполагает в основном два пути:: прямої, то есть открытое воздействие на голосовой аппарат о помощью прямых указаний - как и что нужно делать, и косвенный, заключающийся в использовании приемов, непроизвольно наводящих обучаемого на такие артикуляторные движения» которые приводят к нужному звучанию, то есть в воздействии на голосовой аппарат посредством гласных и слогов непременно в соотнесении с тембро-динамичеокими, временными и звуковысотными характеристиками звучания голоса .

Фонетический метод используетсяг довольно широко, В любой ЕШК ле пения обязательно имеются упражнении на отдельные гласные и слоговые сочетания. Педагоги не обходятся без них при формировании голоса, причем подходят к его применению как с физиолого-акус-тической стороны, так ж с позиций вокальной педагогики. Метод обучения основывается на использовании данных фонетики, изучающей звуки речи. Особенность фонетического метода в пении заключается в ясном и четком произнесении "звуковых единиц" ( Бондаренко & В.) у в условиях певческого режима. Этот метод удобен при обучении пению тем, что дает возможность использовать такие сочетания звуков речи, которые способствуют выявлению певческих качеств голоса каждого студента, причем в атом случав осуществляется контроль преимущественно визуальный и осязательный. Аспелунд ДЛ подчеркивает, что при обучении пению необходимо не только использовать для певческого звукообразования артикулирования положительный момент речевого начала с учетом фонетической специфики вербального языка, но ж знать "певческий потенциал речи". Приемы воздействия на звукообразование в целом и на отдельные звенья голосового аппарата студента не всегда позволяют добиваться желаемых результатов в полной ме - 17 ре Но хорошо организованный певческий звук» полученный на одном гласном, служит верно! базой длят формирования: других гласных, 1е-видов й й отмечает что фонетический метод позволяет педагогу сознательно вырабатывать специфические для пения установки ротоглоточ-ной полости пользоваться артикуляторным аппаратом для четкого образования гласных и согласных звуков Р.Юссон на различных экспериментах показал, что "ротогдоточный резонатор оказывает во время фонации значительное воздействие на колебания голосовых связок" . Пюичем студент может рационально использовать те артикуляции, которыми он свободно владеет .

Организация: и ход эксперимента

Данное исследование включает в себя констатирующий, поисковый, лабораторный и обучающий эксперименты Цель констатирующего эксперимента - изучение опыта использования фонетического метода на практике и выявление типичных недостатков в звучании голоса первокурсников.

Цель поискового. Формирующего эксперимента - разработка методической аиетемы» позволяющей эффективно исправлять выявленные недостатки в звучании голоса.

Цель лабораторного эксперимента - изучение влияния певческих гласных и согласных на акустические и физиоло:гические параметры вокальной речи.

Цель обучающего эксперимента - проверка эффективности разработанной нами методики обучения.

Исследовательская работа осуществлялась в двух направлениях -лабораторном и педагогическом. В ходе лабораторного исследования изучались особенности влияния гласных русского языка и слогов на работу голосовых складок и дыхательной системы в целом /в связи с качеством певческого звукообразования/. Педагогический эксперимент представлен, в свою очередь, двумя этапами:

а/ констатация типичной картины певческого развития учителей музыки, выпускников музыкально-педагогического факультета и сопоставление полученных данных с соответствующими! параметрами первокурсников. На этой, основе исследуется практика, применения фонетического метода на начальной стадии обучения пению студентов-первокурсников;

б/ разработка и экспериментальная проверка методики начального обучения пению в условиях музыкально-педагогического факультета.

Тема разрабатывалась в русле исследовании, проводимых лабораторией преподавания музыки и танца в школе НИИ ХВ АПН СССР, Саратовским педагогическим институтом имени К.А Федина и лабораторией физиологии пения ІШ имени Гнесиных.

В экспериментальной работе обобщен передовой опыт педагогов вузов и использованы осуществленные нами педагогические наблюдения на уроках музыки в школе; проведен поисковый ж обучающий эксперименты в классах постановки голоса, хоровом, индивидуального дирижирования и сольфеджио; результаты получены посредством анкетного опроса и интервьюирования учителей музыки и студентов факультета, в лабораторных исследованиях - при применении электроглотто-графии, пнеймографии, спектроанализа. Итоговые данные обрабатывались в процессе качественного и количественного анализов.

При изучении певческого развития студентов частично использовалась методика, разработанная в лаборатории преподавания музыки и танца в школе НИИ ХВ СССР Н.Д 0рловой и старшим научным сотрудником Т.Н.Овчинниковой. В методику определения уровня певческого развития студентов введены дополнительные параметры, обусловленные темой и задачами настоящего исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение семи лет - с 1978 по 1985 гг. В лабораторном эксперименте принимали участие 10 человек, в педагогическом -

Констатирующий эксперимент помог изучить педагогический опыт, определить возможности применения материала фонетического метода на практике, позволил выявить типичные недостатки в звучании голоса первокурсников. Качество звучания и состояния всего голосового аппарата определялось по их субъективным самооценкам и в результате осмотра испытуемых врачом-фониатром. Мы проводили наблюдения за работой учителей музыки, за ходом педагогической практики студентов в школе. Особое внимание было направлено на овладение оптимальным режимом работы голосового аппарата.

Проведено несколько серий педагогических наблюдений над вокальной и речевой деятельностью учителей музыки общеобразовательных школ - выпускников музыкально-педагогических факультетов /Саратова, Саратовской и Московской областей/ и студентов. Рассмотрим каждую серию отдельно.

Первая серия эксперимента представляет собой прямое интервьюирование по специальной программе:

1. Каково состояние Вашего голосового аппарата в период опроса как часто прибегали Вы к услугам врача-оторіноларинголога в предшествующий период /?

2. Вынослив ли Ваш голосовой аппарат /выносливость природная, приобретенная/?

3. Владеете ли Вы голосовым аппаратом при пении и при речи в равной степени?

Разрабатывая содержание программы, мы исходили из того, что одной из особенностей профессиональной деятельности учителя музыки является владение голосовым аппаратом при пении и речи, его выносливость при длительной нагрузке в процессе перехода от речи к пению, от пения к речи. Собственное мнение учителя о его голосовом аппарате необходимо выявить для того, чтобы знать, насколько его субъективные ответы совпадают с данными наших наблюдений, а также с объективными наблюдениями. Важно определить степень владения учителем своим голосом, что позволяет найти условия, благоприятствующие как решению производственных задач, так и сохранению голоса.

Анализ полученных данных первой серии наблюдений показал следующее:

1. У 45% учителей музыки голосовой аппарат в момент опроса был в хорошем состоянии. Случаи хрипоты, сипа и отсутствия звонкости отмечены у 55$, что, по мнению опрашиваемых, было результатом усталости голосового аппарата, его повышенной утомляемости/47 / и несмыкания голосовых складок /8%/;

Лабораторный эксперимент и методы исследования

Цель лабораторного эксперимента - изучение влияния отдельных долгопротяжных гласных и слогов на акустические и физиологические параметры вокальной речи.

В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:

1. Выявить соотношение различных речевых артикуляторных укладов и динамики звучания отдельных гласных и слогов с режимом работы голосовых складок, фонационным дыханием и качеством звучания певческого голоса.

2. Вычислить коэффициент звонкости / Кзв / гласных и слогов на различной частоте, выявить зависимость изменений К__ и скважности1; графически получить огибающую средних значений

Для решения поставленных задач использовались следующие физиологические и акустические методы исследования:

- электроглоттография;

- электропнеймография;

- спектроанализ и определение К Эти методы дают возможность получить объективные данные о работе голосового аппарата и являются проверкой наших педагогических наблюдений. Направление лабораторного эксперимента заключалось в целенаправленном воздействии речевыми фонемами и слогами на голо-сообразующую систему.

Общая гипотеза: воздействие различными речевыми фонемами и слогами на голосовой аппарат по разному влияет на его деятельность.

Для удобства проведения эксперимента задания по программе да 96 вались небольшими сериями. Испытуемым предлагалось петь звуки в разных регистрах, с различной динамикой от меццо-пиано до форте, с различной степенью раскрытия рта на одном и том же гласном или слоге, с использованием разных атак звука.

При изучении влияния фонетического метода на динамику вокально-технического развития студентов в процессе обучения был осуществлен комплексный подход, заключающийся в фиксации звучания голоса на магнитную ленту, которую затем подвергали аудиторскому и инструментальному анализу.

Программа исследования включала:

а/ последовательную фонацию гласных А-О-Э-И-У-Ы-Е-Я-Ю-Ё пение в привычной для данного испытуемого манере исполнения звуков /низких - сим, средних - ляр высоких - МЙ2? мужские голоса пели на октаву ниже/;

б/ пение слогов в привычной для данного испытуемого манере исполнения на указанной высоте, в динамике меццо-пиано и форте, с малой и с большой степенью раскрытия рта /использовались сочетания указанных гласных с согласными М,3,Т,Х,Н,В,Ф и слоги ЛН-ЛЕ-ЛЭ-Ж-ЛЮ-ЛЫ-1/;

Каждый гласный или слог звучал 6 9 с. Это время является достаточным для осуществления акустического, электроглоттографичес-кого и пнеймографического анализов.

Электроглоттограф позволяет исследовать режим работы голосовых складок, не нарушая свободы фонации Возможность получения количественных показателей обусловило наше обращение к данному методу.

Электропнеймография, использованная нами для изучения дыхания испытуемых дополняет и уточняет данные, полученные с помощью указанного выше метода исследования.

При помощи спектроанализатора были ползгчены спектры долгопро-тяжных звуков. Анализируя эти спектры, мы определяли общую интенсивность звука і интенсивность высоко! певческой форманты /В1/ \ Используя эти характеристики по формуле В.П.Морозова, мы вычисляли коэффициент звонкости. Записанное на магнитную ленту звучание голоса испытуемых подвергалось аудиторскому и акустическому анализу на СЗЧ с тем, чтобы можно было скоррелировать звучание с изменением физиологических параметров, то есть с деятельностью голосовых складок. Часть записи одновременно фиксировалась электроглоттографом с запоминающим устройством /наблюдалось колебание голосовых складок/ и пнеймографом /наблюдалась работа дыхательной системы/.

1. Подготовительная работа, расшифровка и трактовка полученных объективных экспериментальных данных осуцествлялаоь по методикам, принятым к разработанным в ММПИ им. Гнесиных.

2. Комплексное использование методик дало нам возможность судить о коррелятивных взаимоотношениях мевду артикуляторными укладами, работой гортани и дыхательной системы поющего и звучанием певческого голоса.

В трех сериях эксперимента, проведенных о необученными пению студентами3, нам-представлялось важным рассмотреть фонетический материал /гласные, слоги/, часто используемый при индивидуальном обучении пению и в условиях хорового класса. По характеру работы голо - 98 оового аппарата мы выявили целесообразность применения определенных гласных и слогов для устранения типичных недостатков в звучании голоса.

Похожие диссертации на Певческое обучение учителя музыки на основе использования фонетического метода