Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Пигарева Ирина Васильевна

Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского
<
Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пигарева Ирина Васильевна. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 194 с. РГБ ОД, 61:07-13/184

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

1.1. Профессионально-педагогическая направленность творческой деятельности Д.Б. Кабалевского 11

1.2. Исторические предпосылки возникновения концепции массового музыкального образования школьников Д.Б. Кабалевского 34

1.3. Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современной научно-педагогической школе 59

1.4. Эволюция системы последипломной подготовки учителя музыки в России (последняя четверть XX - начало XXI вв.) 79

Выводы по первой главе 94

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СВЕТЕ ИДЕЙ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО

2.1. Профессионально-значимые компоненты компетентности учителя музыки в контексте творческой деятельности Д.Б. Кабалевского 97

2.2. Описание опытно-экспериментальной работы 121

Выводы по второй главе 147

Заключение 148

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной образовательной системе России все более утверждается роль искусства в духовно-нравственном развитии личности. Совершенствование содержания образования как одного из главных источников культурного потенциала общества привлекает постоянное внимание педагогических работников всех уровней.

Состояние музыкального образования и воспитания, так же как и подготовка педагогических кадров в настоящее время нуждаются в разработке проблем повышения профессиональной компетентности учителя на основе осмысления персонального опыта выдающихся музыкантов-педагогов.

Интерес к теоретическим исследованиям, обобщающим такой опыт заметно растет. Современные ученые обращались к изучению педагогической деятельности СВ. Смоленского (Т.Н. Батуринская), Б.В. Асафьева (Т.Е. Вен-дрова), Б.Л. Яворского (С.Н. Морозова), В.Н. Шацкой (Т.Л. Якубовская), О.А. Апраксиной (О.А. Воробьева), Н.Г. Рубинштейна (Л.Г. Сухова), А.Б. Гольденвейзера (Д.Д. Благой), Г.Г. Нейгауза (Б.Л. Кременштейн) и др. Музыкально-педагогическое наследие, эстетические взгляды и творческая индивидуальность каждого из этих мастеров в настоящее время определяют прогрессивные направления в теории и практике музыкального образования.

В ряду известных отечественных музыкантов-педагогов XX столетия по праву стоит имя композитора, просветителя, ученого Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987), посвятившего большую часть своей жизни делу музыкального образования и воспитания детей и юношества.

Композиторское творчество Д.Б. Кабалевского, его педагогическую и общественную деятельность освещали: Г.К. Абрамовский, Л.А. Баренбойм, В.И. Викторов, Р.В. Глезер, Е.А. Грошева, Л.В. Данилевич, Д.Г. Дараган, СИ. Корев, Л.В. Михеева, П.П. Назаревский, Б.М. Неменский, З.Г. Палюх, Г.А. Пожидаев, Н.И. Рогожина, Н.А. Сладкова, Л.С. Третьякова и др.

Д.Б. Кабалевский окончил Московскую консерваторию по двум специальностям - как композитор и пианист. Он был учеником и последователем

Б.В. Асафьева, А.Б. Гольденвейзера, Г.Л. Катуара, Н.Я. Мясковского и являлся свидетелем и участником прогрессивных процессов, происходивших в области профессионального музыкального образования и массового воспитания. Известные ученые и практики прошлого столетия - О.А. Апраксина, Н.Я. Брюсова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Л. Локшин, М.А. Румер, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий и др. - создавали систему музыкального воспитания детей и подготовки учителей музыки.

Опираясь в педагогической и просветительской работе на опыт и идеи своих предшественников и современников, Д.Б. Кабалевский в начале 70-х гг. предложил принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального воспитания. В ней он впервые выдвинул в качестве цели школьного предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры, провозгласил принципы преподавания музыки как живого образного искусства.

Внедрение в 70-80-х гг. прошлого столетия в практику работы общеобразовательных школ новой программы «Музыка», разработанной на основе концепции Д.Б. Кабалевского, способствовало музыкальному, общему развитию детей, значительному профессиональному росту педагогов-музыкантов. Однако до настоящего времени эта концепция не была предметом специального рассмотрения в контексте повышения квалификации учителей музыки.

Главные направления настоящего исследования сконцентрированы вокруг определения путей повышения профессиональной компетентности учителя музыки в опоре на наиболее значимые компоненты деятельности Д.Б. Кабалевского. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного и всестороннего осмысления наследия Д.Б. Кабалевского; выявления идей, созвучных современным проблемам последипломного образования педагога-музыканта.

В процессе исследования содержания подготовки учителя музыки в системе повышения квалификации были выявлены следующие противоречия:

между концептуальной целостностью идей и педагогических взглядов Д.Б. Кабалевского, направленных на формирование музыкальной культуры ученика и учителя, и отсутствием системного подхода к их воплощению в современной последипломной подготовке учителя музыки;

между широким распространением концепции Д.Б. Кабалевского и созданной на ее основе программы по предмету «Музыка» в практике работы образовательных учреждений России и недостаточной теоретической и методической глубиной их осмысления;

между необходимостью развития творческой активности педагогов-музыкантов и содержанием и формами их последипломной подготовки.

На основании выявленных противоречий была определена проблема диссертационного исследования, заключавшаяся в необходимости активного использования музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского в процессе повышения профессиональной компетентности учителя музыки.

Цель исследования - теоретически обосновать значение музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского и определить пути реализации его идей в процессе повышения квалификации учителей музыки.

Объект исследования - содержание последипломной подготовки учителей музыки.

Предмет исследования - повышение профессиональной компетентности учителя музыки на основе изучения наследия Д.Б. Кабалевского.

Гипотеза исследования. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки на современном этапе будет более эффективным, если:

неотъемлемой частью содержания повышения квалификации будет творческая интерпретация наследия Д.Б. Кабалевского;

основные профессионально-значимые компоненты деятельности учителя музыки будут ориентированы на музыкально-педагогические идеи Д.Б. Кабалевского;

в содержание последипломной подготовки учителя музыки будут внедряться технологии, адекватные концепции Д.Б. Кабалевского.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть профессионально-педагогическую направленность творческой деятельности Д.Б. Кабалевского.

  2. Проанализировать исторические предпосылки возникновения концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д.Б. Кабалевским, проследить развитие его идей в современной музыкально-педагогической науке и практике.

  3. Выявить профессионально-значимые компоненты компетентности учителя музыки, сообразные творческой деятельности Д.Б. Кабалевского.

  4. Провести опытно-экспериментальную работу по повышению профессиональной компетентности учителя музыки в контексте изучения музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского.

Методологические и теоретические основы исследования:

историко-логический подход к определению роли и места музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского в развитии музыкальной педагогики (О.А. Апраксина, Н.А. Терентьева, Л.В. Школяр и др.);

педагогические теории музыкально-эстетического воспитания школьников (Н.Я. Брюсова, Л.В. Горюнова, Н.Л. Гродзенская, В.Н. Шацкая и др.);

психолого-педагогические идеи эстетического и музыкального воспитания (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.);

музыковедческие основы музыкального образования и воспитания (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, В.В. Медушевский, Б. Л.Яворский и др.);

концепции и положения о вузовской подготовке и повышении квалификации учителей музыки (Э.Б.Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г.П. Стулова, Б.М. Целковников, Т.В. Челышева, А.И. Щербакова и др.).

Методы исследования: историко-теоретический и научно-методический анализ композиторского, литературно-публицистического, педагогического наследия Д.Б. Кабалевского; изучение философской, музыковедческой, музыкально-педагогической и психологической литературы; пе-

7 дагогическое наблюдение; анализ программ, пособий по повышению квалификации, учебных занятий, творческих работ; анкетирование, проведение экспериментальной работы; обработка результатов исследования. Научная новизна исследовании заключается в том, что в нем:

актуализируется влияние идей и творческого опыта Д.Б. Кабалевского на совершенствование научно-методической подготовки учителя музыки и повышение его профессиональной компетентности;

воссоздается и анализируется важный исторический этап развития отечественного музыкального образования, что способствует осмыслению ряда методолого-теоретических проблем педагогической теории и практики;

дается представление о формировании научной школы Д.Б. Кабалевского и деятельности ее представителей;

предлагаются технологии последипломной подготовки учителя музыки, адекватные концепции Д.Б. Кабалевского (рефлексия собственной деятельности; интерпретация и анализ музыкальных произведений; совершенствование лекторского мастерства и др.).

Теоретическая значимость исследования.

Обосновано значение концепции музыкального образования и воспитания школьников, созданной Д.Б. Кабалевским, и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя музыки.

Выделены и сформулированы основополагающие принципы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского: универсальность, интегра-тивность, вариативность, диалогичность.

Определены профессионально-значимые компоненты деятельности учителя музыки, сообразные музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - лекторско-пропагандистские (просветительские), исполнитель-ско-интерпретаторские, исследовательско-методические.

Практическая значимость работы состоит в ее направленности на сохранение и дальнейшее распространение творческого наследия Д.Б, Кабалевского в современной педагогике искусства, в том числе в повышении квали-

8 фикации учителя музыки. Подготовленные автором данного исследования публикации, могут быть использованы в учреждениях основного и дополнительного образования, средних и высших учебных заведениях, а также в просветительской работе с детьми и взрослыми.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с систематизацией и обобщением наследия Д.Б. Кабалевского и использованием его основных постулатов при выявлении профессионально-значимых компонентов деятельности учителя музыки; опорой на широкий круг научных источников, аккумулирующих основные достижения в области истории, дидактики, музыкальной педагогики, музыковедения, музыкальной психологии; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; репрезентативностью объема выборки испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работы.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1978 по 2005 гг.

На подготовительном этапе (1978 - 1998 гг.) диссертантом осуществлялась работа по апробации и внедрению программы «Музыка», созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, на базе средней школы № 22 г. Москвы, кабинета музыки Центрального института усовершенствования учителей Министерства просвещения РСФСР, Программно-методического управления МП РСФСР, журналов «Музыка в школе» и «Искусство в школе».

На первом этапе (1998 - 2001 гг.) - поисково-теоретическом - изучалось музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского; анализировалась литература по проблемам повышения квалификации, определялся научный аппарат исследования; обобщался опыт проведения курсовой подготовки учителей музыки. Проводилось анкетирование работников образования.

На втором этапе (2001 - 2004 гг.) - опытно-экспериментальном -апробировался авторский спецкурс «Научно-методическое наследие Д.Б. Кабалевского в деятельности педагога-музыканта на современном этапе музыкального образования»; осуществлялся формирующий эксперимент; выявля-

9 лась эффективность содержания, технологий и форм повышения компетентности учителей музыки в свете идей Д.Б. Кабалевского.

На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) - обобщающем - проводились анализ и систематизация результатов исследования, литературное оформление текста диссертации, осуществлялись подготовка и издание методических пособий для учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в Центре музыкально-педагогического образования им. Дмитрия Кабалевского НИИРО (г. Москва); на кафедре музыкальных инструментов Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова; в лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования.

Материалы исследования включены в программу авторского спецкурса, апробированного на курсах ПК учителей музыки Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Московской и Калужской областей, представлялись на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в Москве, Московской области (2001, 2002, 2004, 2006 гг.), Смоленске (2001 и 2004 гг.), Чебоксарах (2003 г.), Калуге (2006 г.). Подготовленные диссертантом материалы опубликованы в сборниках научно-методических материалов, в общественно-педагогических и научно-методических журналах, представлены в методических пособиях для учителей музыки (книги, нотные сборники, документальные фильмы, компакт-диск).

Опытно-экспериментальная база исследования. Работа проводилась на базе образовательных учреждений Москвы и Московской области (средние школы №№ 1202, 1245, Центр образования № 1601 им. Д.Б. Кабалевского, Детская музыкальная школа № 20 им. Д.Б. Кабалевского, Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского, пос. Ватутинки); на курсах повышения квалификации в НИИ развития образования, в Южном и Северо-Восточном округах г. Москвы, в Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; в Орджоникидзев-

10 ском районе г. Екатеринбурга; Санкт-Петербургской Академии последипломного образования, Калужском областном институте повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского, композиторская, просветительская, педагогическая деятельность рассматриваются как позитивный исторический опыт. Его изучение и творческая интерпретация должны быть направлены на обогащение теории и практики музыкального образования и воспитания, совершенствование содержания и технологий повышения квалификации учителя музыки.

  2. Исследования представителей научной школы Д.Б. Кабалевского, идеи его музыкально-педагогической концепции - нравственная направленность, связь музыки с жизнью, проблема интереса, увлеченности искусством, совместное творчество учителя и ученика и др. - должны активно использоваться в содержании последипломной подготовки педагогов-музыкантов.

  3. Формирование в процессе повышения квалификации лекторско-пропагандистских (просветительских), исполнительско-интерпретаторских, исследовательско-методических компонентов деятельности учителя музыки, сообразных музыкально-педагогическому наследию Д.Б. Кабалевского, оказывает существенное влияние на повышение профессиональной компетентности учителя, способствует его успешной адаптации в новых социокультурных условиях жизнедеятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Профессионально-педагогическая направленность творческой деятельности Д.Б. Кабалевского

Дмитрий Борисович Кабалевский (1904 - 1987) - известный композитор, общественный деятель, ученый, педагог-исследователь, создатель уникальной концепции музыкального воспитания школьников.

Глубокие, разносторонние знания, большой практический опыт музыканта и педагога привели Д.Б. Кабалевского к выдающимся результатам в композиторском и педагогическом творчестве в области общего музыкального воспитания и образования детей и юношества. Он был продолжателем многолетних традиций российской музыкальной педагогики, впитавшей в себя передовые достижения мировой культуры, прогрессивные идеи лучших представителей отечественной и зарубежной педагогической мысли.

Труд Д.Б. Кабалевского в области музыкального искусства и эстетического воспитания подрастающего поколения был высоко оценен государством - Герой Социалистического Труда; Народный артист СССР; лауреат Государственных премий; кавалер многих орденов и медалей, среди которых медали Н.К. Крупской и К.Д. Ушинского1, - вот далеко не полный перечень его высоких титулов.

Жизненный и творческий путь Д.Б. Кабалевского свидетельствует о том, что на всем его протяжении Дмитрий Борисович неустанно постигал профессию, совершенствовался как музыкант-художник, просветитель, педагог. Он шел к вершинам мастерства, постоянно накапливая новые знания, задумывая и осуществляя новые идеи. В центре его многоаспектной деятельности были музыка и дети.

1 Медалями H.K. Крупской и К.Д. Ушинского отмечаются заслуги в области педагогической деятельности и педагогических наук.

2 Приложение 1 - Хронология жизни и деятельности Д.Б. Кабалевского. Рассматривая особенности творчества Д.Б. Кабалевского мы опирались на работы известных отечественных музыковедов, писателей, публицистов, исследователей [44,46,48, 49, 50, 51, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 69, 72, 101,180].

Большое влияние на наше исследование оказали научные труды ученых-педагогов, в которых авторы касались отдельных сторон педагогической деятельности Кабалевского (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Т.Е. Вендро-ва, Л.В. Горюнова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, Н.А. Терентьева, Т.В. Челышева, В.А. Школяр, Л.В. Школяр).

Прежде чем обратиться к творческому наследию Д.Б. Кабалевского, осветим кратко влияние среды, в которой проходило воспитание музыканта, становление его личности.

Раннее детство Дмитрия Кабалевского прошло в Петербурге. Атмосфера высокой духовности и постоянного творческого труда, царившая в родительском доме в большой степени способствовала профессиональному развитию будущего композитора. С 1918 г. жизнь семьи Кабалевских была связана с Москвой. Здесь начались систематические музыкальные занятия Дмитрия Кабалевского сначала в музыкальной школе, затем в Музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина по классу фортепиано у В.А. Селиванова. Композицию ему преподавал Г. Л. Катуар,

В 1925 г. Д.Б. Кабалевский поступил в Московскую консерваторию. Развитию его широких профессиональных интересов способствовали не только занятия у выдающихся музыкантов, но и творческая дружба с молодыми композиторами В. Фере и В. Власовым; пианистом Л. Обориным; участниками консерваторского квартета - будущего знаменитого квартета имени Бетховена - В. Борисовским, Д. Цыгановым, братьями В. и С. Ширински-ми. Консерваторию Кабалевский с отличием окончил в 1929 г. по классу композиции у Н.Я. Мясковского (1881 - 1950) и в 1930 г. по классу фортепиано у А.Б. Гольденвейзера (1875 -1961).

Универсальный характер музыкального дарования Д.Б. Кабалевского ярко проявился в его многожанровом композиторском творчестве. За шестьдесят лет композиторской деятельности Д.Б. Кабалевский создал более 70-ти опусов музыкальных произведений. Среди них - 5 опер, оперетта; 13 симфонических произведений; 7 инструментальных концертов; множество ансамблей и других инструментальных сочинений; 6 ораторий и кантат; фортепианная музыка для детей и юношества; циклы романсов; песни, главные из которых - детские; музыка к кинофильмам, театральным и радиопостановкам. Произведения, созданные композитором, отличает многоплановая тематическая палитра, оригинальность мелодий; им присущи светлое и оптимистическое настроение, современность звучания, красочность музыкального языка и лаконичность формы.

Профессионально-значимые компоненты компетентности учителя музыки в контексте творческой деятельности Д.Б. Кабалевского

Программа «Музыка» для 1-4 классов начальной школы , разработанная Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (руководитель проекта), Т.С Шмагиной, и созданный на ее основе учебно-методический комплект - учебники, рабочие тетради, хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, методическое пособие, издание которых осуществляет издательство «Просвещение» с 1998 года, обобщили многолетний опыт авторов по осмыслению основных идей музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского [208].

Отличительной особенностью данной программы является выстроенное в ней, говоря словами академика Д.С. Лихачева, «широкое культурное пространство». Оно воплощается в тщательно подобранном зрительном и литературном рядах учебников и рабочих тетрадей. Образно-ассоциативные связи музыки с другими видами искусства выстраиваются, прежде всего, с целью активизации слухового опыта детей, накопления ими музыкальных впечатлений, формирования чувства стиля, осознания музыкального языка произведений.

Методические принципы программы — увлеченности, опоры на отечественную музыкальную культуру (вхождение в мир музыки «от родного порога»), «тождества и контраста», интонационности, триединство деятельности «композитора — исполнителя — слушателя», концентричности — направлены на поиск технологий, которые стимулируют развитие активного, осознанного восприятия музыки, творческого мышления, формирования музыкального и художественного вкуса детей, совершенствования качеств личности каждого ребенка. Программа ориентирует учителя на создание системы таких действий, которые помогали бы детям выявлять интонационно-образную и жанрово-стилевые особенности природы музыки. В 2004 г. издательство «Просвещение» выпустило программу «Музыка» для 5-9 классов школ (авторы — Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), которая также как и программа для начальной школы оснащается учебно-методическими комплектами. В данной программе очевидна опора на концепцию Д.Б. Кабалевского. Темы программы ориентированы на освоение художественной картины мира, на воссоздание в сознании школьников образа Человека, воплощенного в музыкальных образах. Программа нацеливает на изучение взаимосвязи искусств при доминирующем значении музыки; усвоение школьниками различных стилей в композиторском и исполнительском творчестве; осмысление жанрового многообразия музыки в процессе ее эволюции; понимание роли классического наследия в современном музыкальном искусстве (классика и современность); осознание проблемы традиций и новаторства в музыкальном искусстве [209].

В программе «Музыка» для 1 4 классов начальной школы , разработанной авторским коллективом: Ю.Б. Алиев (руководитель проекта), Л.К. Белобородова, Е,В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский - ставятся задачи воспитать у детей «любовь к художественной музыке и потребность общения с ней»; формировать их музыкальные интересы, вкусы, развивать музыкально-творческие способности учащихся, исполнительские умения и навыки. В разноплановых темах программы предложено распределение музыкального материала по видам музыкальной деятельности; слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку, вокальные импровизации. В данной программе по каждому году обучения даны примерные требования к уровню музыкального развития учащихся, четко определена система знаний, умений и практических навыков по видам деятельности [210. С.131-181].

Программа «Музыкальное искусство» для \-А классов начальной школы , разработанная авторским коллективом В.О. Усачева, Л.В. Школяр (руководитель проекта), В.А. Школяр, также базируется на целевых установках концепции Д.Б. Кабалевского и принципах теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Программа обеспечивается учебно-методическим комплек 74 том, в который входят учебник, блокнот для учащихся, хрестоматия музыкального материала и методическое пособие для учителя. Выпуск данного комплекта с 2000 года осуществляет издательство «Вентана-Граф».

Среди приоритетных идей авторского коллектива следует отметить то, что содержание музыкального образования рассматривается сквозь призму его проблематизации. Актуальным для данной программы становится рассмотрение философских вопросов смысла жизни с эстетических и нравственных позиций.

Методологическое основание концепции учебного курса «Музыкальное искусство» — «преподавание искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества». Главным методическим принципом программы является принцип моделирования художественно-творческого процесса. Авторы считают, что «это и метод, и принцип, и содержание, и форма работы с детьми, потому, что оно есть то всеобъемлющее, что раскрывает природу искусства и природу художественного творчества в целом... это всеобщий путь познания музыкального искусства» [210. С.219-248].

Описание опытно-экспериментальной работы

Однако следует отметить, что в УТП «третьего поколения» происходит уменьшение количества часов на курсовую подготовку по предмету «Музыка» (до 72-х учебных часов), что объясняется сокращением финансирования программ последипломного образования. Крайне редким в практике курсовой подготовки стали курсы с объемом от 108 до 144 часов. Подмена полноценных курсов ПК «набором» модульных курсов (объемом от 18 до 36 часов) разрушает целостность содержания курсовой подготовки, что является, на наш взгляд негативным явлением в системе ПК.

Необходимо констатировать, что диссертационных исследований, посвященных проблемам повышения квалификации учителей музыки крайне мало. Научные исследования в области повышения квалификации выявили ряд проблем, которые требовали реализации. Среди них: поиск соотношения инвариантного и вариативного блоков содержания курсов повышения квалификации (Г.П. Сергеева), индивидуализация обучения на курсах повышения квалификации (Л.С. Страхова), формирование профессиональной самооценки учителя (Л.П. Дуганова), психологический аспект самореализации, профессионально-личностного роста учителя музыки (В.Г. Горяев), поиск современных технологий повышения квалификации (А.В. Копылова); место повышения квалификации учителя музыки в системе непрерывного художественного образования (Т.В. Челышева) и др.

В диссертационном исследовании Э.Н. Туркиной «Взаимосвязь теоретической и практической подготовки педагога как условие повышения эффективности процесса обучения на курсах в ИУУ» (1980) доказана необходимость познавательной деятельности слушателей курсов, ее поэтапной организации, раскрываются условия дифференцированного подхода к комплектованию групп обучающихся, повышения мотивации как средства активизации учебного процесса [253].

В кандидатской диссертации Л.П. Дугановой «Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации» (1992 г.) разработана проблема формирования положительной мотивации обучающихся на курсах повышения квалификации. Практическая ценность данного исследования заключается в том, что исследователем разработаны логико-дидактические модели учебного процесса и деятельности методиста музыкального образования, а также созданы многовариантные учебно-тематические планы, система деловых игр и др. [138].

В исследовании Л.С. Страховой «Индивидуализация обучения на курсах повышения квалификации как фактор развития потребности учителя в профессионально-личностном росте» (1993 г.) основной акцент поставлен на выявление неповторимой индивидуальности педагога-музыканта. Автор доказывает необходимость поэтапного развития профессиональной рефлексивной позиции педагога, осознания им роли посредника в коммуникации школьника с искусством. В диссертации предложена система тренинговых форм работы со слушателями [240].

Как уже было сказано выше в диссертационном исследовании Г.П. Сергеевой «Содержание и организация повышения квалификации учителей музыки в системе непрерывного образования» (1995 г.) предлагается модель повышения квалификации учителей музыки, которая строится на совокупно 93 сти теоретических основ музыкознания, музыкальной психологии, теории и методики преподавании музыки, общехудожественной подготовки, передового педагогического опыта, региональных особенностей развития культуры и искусства. Данная модель включает инвариантную и вариативную части содержания, что позволяет сделать курсовую и межкурсовую подготовку педагогов-музыкантов мобильной, ориентированной на личностные потребности слушателей [232].

В диссертационном исследовании В.Г. Горяева «Особенности самореализации, профессионально-личностного роста учителя музыки в системе повышения квалификации» (1998 г.) выделен психологический аспект проблемы, разработаны условия интенсификации индивидуализированных подходов к обучению слушателей курсов. Созданная автором система поэтапного обучения педагогов-музыкантов направлена на самореализацию, профессионально-личностный рост учителя музыки, развитие таких качеств как рефлексия, эмпатия, актуализация мотивации личности и др. [132].

В диссертационном исследовании А.В. Копыловой «Современная технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя» (2002 г.) рассматриваются педагогические технологии, которые характеризуются мировоззренческим, философским уровнем развития системного мышления. Выявление квалификационного уровня педагогов образовательной области «Искусство» позволило А.В. Копыловой разработать систему повышения квалификации, в основе которой - формирование научного сознания учителя, характеризующегося диалек-тичностью. В исследовании предложены различные формы курсовой и вне-курсовой подготовки слушателей [158].

Похожие диссертации на Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д. Б. Кабалевского