Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект Демченко, Елена Николаевна

Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект
<
Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демченко, Елена Николаевна. Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Демченко Елена Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/727

Введение к работе

Актуальность исследования. Определение перспектив эволюции музыкально-педагогического знания предполагает осмысление исторического опыта постановки и решения проблем музыкального образования. Особое значение для педагогической науки приобретает анализ и систематизация исторического опыта музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях России. О результативности музыкально-образовательной деятельности данных школ свидетельствует тот факт, что их воспитанники в большинстве своем отличались высоким уровнем развития музыкальной культуры, проявляющейся в широте музыкального кругозора и владении различными видами музыкально-исполнительской деятельности, в умении слушать и понимать музыкальное искусство. Разносторонняя деятельность этих образовательных учреждений по приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству оказала существенное влияние на становление и развитие теории и методики общего и профессионального музыкального образования в России.

Актуальность исследования музыкально-педагогического наследия элитарных учебно-воспитательных заведений России в настоящее время обусловлена рядом предпосылок. В их числе:

  1. Социально-исторические предпосылки, связанные с изменениями в социальной, политической, экономической и культурной жизни страны. В ситуации усиления общественного практицизма, проявляющегося в приоритете материальных ценностей над духовными, в условиях коммерциализации искусства, приведших к деформации эстетических вкусов молодежи, актуализируются задачи формирования у подрастающего поколения ценностных ориентиров, опирающихся на духовные потребности. Исторический опыт приобщения молодежи к истинным ценностям музыкальной культуры, накопленный в элитарных учебно-воспитательных заведениях России, может быть полезен для преодоления негативных явлений в современной российской действительности.

  2. Теоретико-практические предпосылки, связанные с потребностью в дальнейшем обогащении теории и методики музыкального образования на основе учета и критического осмысления исторического опыта отечественного музыкального образования и необходимости сохранения преемственности с его позитивными традициями в изменившихся социокультурных условиях.

  3. Гносеологические предпосылки, связанные с необходимостью обогащения знаний о профессиональной музыкально-педагогической деятельности как деятельности, нацеленной на передачу духовного наследия поколений. Анализ историко-педагогического опыта в элитарных учебно-воспитательных заведениях России в контексте данной проблемы может быть полезен будущим педагогам-музыкантам в формировании их мировоззрения и определении профессиональной позиции.

Актуальность темы исследования обусловлена поисками путей обогащения современной теории и методики музыкального образования на основе учета по-

зитивного музыкально-педагогического опыта, накопленного в элитарных образовательных учреждениях Петербурга первой половины XIX века. Анализ этого опыта необходим и в связи с начавшимся в настоящее время в России процессом воссоздания подобных учебно-воспитательных заведений.

Степень изученности проблемы. Основные подходы к исследованию проблемы образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях России, включая вопросы преподавания в них музыки, были заложены в 70-80-х гг. XIX столетия в трудах по истории русской музыки (В. О. Михневич, П. Д. Перепе-лицын и др.), историко-педагогических трудах отечественных ученых-педагогов (М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, В. Я. Стоюнин и др.). В 90-е годы XIX столетия к этой проблеме обращался в своих исследованиях историк В. О. Ключевский, а также деятельница в области женского образования Е. О. Лихачева. Краткие сведения о музыкальном образовании в отдельных женских институтах и кадетских корпусах содержатся в ряде исторических очерков, посвященных юбилейным датам этих учебно-воспитательных заведений. Характеристика музыкального образования в одном из ведущих элитарных образовательных учреждений Санкт-Петербурга - Смольном институте представлена в изданном в начале XX века трехтомном труде Н. П. Черепнина.

Вместе с тем следует отметить, что в большинстве вышеперечисленных работ вопросы музыкального образования затронуты кратко, в их освещении преобладает описательный характер без аналитического осмысления.

Новый этап, связанный с упоминанием различных аспектов музыкального образования в элитарных образовательных учреждениях России, начался в 40-50-е годы XX века. Вопросы музыкального обучения и воспитания в этот период времени затрагиваются в историко-педагогических исследованиях, посвященных анализу организации и содержания учебно-воспитательной деятельности кадетских корпусов (Т. П. Жесткова, Н. И. Алпатов) и женских институтов (К. И. Львов). Наряду с этими работами, фрагментарно освещающими вопросы музыкального обучения и воспитания, существенный вклад в исследование проблемы музыкального образования в элитарных образовательных учреждениях России внесли фундаментальные труды О. А. Апраксиной и Д. Л. Локшина, посвященные истории отечественного музыкального образования. В работах этих авторов получили научное осмысление вопросы музыкально-образовательной практики закрытых учебных заведений России, состояние школьного хорового обучения. Д. Л. Локшиным в научный оборот введены архивные материалы, свидетельствующие о высоком уровне постановки хорового обучения в ряде столичных и губернских кадетских корпусов.

В 70-80-е годы XX столетия в трудах отечественных педагогов-музыкантов получили исследование различные аспекты рассматриваемой проблемы:

вопросы теории и практики обучения игре на фортепиано в общеобразовательных учебных заведениях закрытого типа (Г. М. Цыпин, Е. П. Ма-куренкова, И. А. Анисимова и др.);

своеобразие педагогической деятельности крупных педагогов-музыкантов - А. Л. Гензельта, Т. О. Лешетицкого, В. И. Сафонова и др. в

элитарных образовательных учреждениях (А. Д. Алексеев, А. А. Николаев); вопросы музыкально-инструментальной подготовки в Сухопутном шля-хетном кадетском корпусе (Н. А. Лисова).

На рубеже XX-XXI веков проблема музыкального образования в элитарных образовательных учреждениях России получает новый ракурс рассмотрения. В исследованиях этого периода выявляются:

функции музыки и средства приобщения к ней в отдельных кадетских корпусах (Г. Н. Козлова, А. А. Михайлов, В. В. Семичев);

роль музыкального обучения в эстетическом развитии воспитанниц закрытых женских учебно-воспитательных заведений в России (С. Н. На-шхоева);

значение женских институтов в развитии массового и профессионального музыкального образования в России (Е. Я. Александрова);

особенности преподавания музыки и её значение в жизнедеятельности воспитанников российских институтов и кадетских корпусов (С. И. Дорошенко, Н. А. Терентьева).

Значительный вклад в исследование проблемы музыкального образования в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX - начала XX веков внесли фундаментальные труды В. И. Адищева. На основе изучения методологических, историографических, источниковедческих аспектов исследуемой проблемы автор анализирует музыкальное образование в закрытых учебно-воспитательных заведениях России в единстве трех составляющих этого процесса - развития теоретической мысли, концептуальных оснований и образовательной практики.

Знакомство с состоянием научной разработанности проблемы музыкального образования в закрытых учебно-воспитательных заведениях России свидетельствует об огромном интересе ученых к данной проблеме. В то же время следует отметить, что основная часть трудов, посвященных её исследованию, затрагивает в основном период второй половины XIX - начала XX веков. Это объясняется рядом причин. Именно со второй половины XIX века начинается интенсивное развитие отечественной педагогики, в том числе - и педагогики музыкального образования. В этот период активно функционируют многие общественные и государственные образовательные учреждения, происходят существенные позитивные изменения в музыкальной исполнительской практике и профессиональном музыкальном образовании. Все это, безусловно, оказывало положительное влияние на развитие музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях России, исследование которого привлекает внимание ученых именно с точки зрения тех качественных изменений, которые происходили в содержании и организации учебно-воспитательного процесса данных учреждений в этот исторический период.

Однако тот этап, который предшествовал позитивным качественным изменениям в области музыкального образования элитарных учебно-воспитательных заведений и подготовил почву для их осуществления, а именно

- первая половина XIX века, остается в исследованиях недостаточно изученным. Музыкальное обучение и воспитание в образовательном процессе отечественных учебно-воспитательных заведений этого периода получило в научной литературе фрагментарное освещение. Наряду с этим открытой остается проблема становления теории и методики музыкального образования в столичных элитарных учебно-воспитательных заведениях первой половины XIX века. Вместе с тем обращение к исследованию этой проблемы в элитарных учебно-воспитательных заведениях Санкт-Петербурга актуально в силу того, что по образцу данных школ функционировали аналогичные учебно-воспитательные заведения и в других городах России. И именно в столице прежде всего происходило количественное накопление того педагогического потенциала в области музыкального образования, который в последующие исторические периоды получил свое дальнейшее развитие в виде качественных изменений как в системе общего, так и профессионального отечественного музыкального образования. Осознание прогностической значимости музыкально-педагогического наследия столичных российских элитарных учебно-воспитательных заведений с учетом современных реалий его переосмысления и обогащения может стать основой повышения качества музыкального образования в настоящее время.

Таким образом, анализ историко-педагогических исследований музыкального образования выявляет существующее противоречие между необходимостью осмысления музыкально-педагогического опыта элитарных учебно-воспитательных заведений России и недостаточной информационной обеспеченностью процесса его первоначального накопления в отечественной педагогике музыкального образования. Стремление найти пути разрешения обнаруженного противоречия определило проблему данного исследования, заключающуюся в выявлении возможностей обогащения современной теории и методики музыкального образования на основе анализа истории становления и развития музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга. В теоретическом плане - это проблема выявления позитивных аспектов данного опыта. В практическом плане - определение значимости опыта музыкального образования элитарных учебно-воспитательных заведений Петербурга для решения актуальных проблем общего и профессионального музыкального образования в современных условиях.

Все изложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века: теоретико-методический аспект».

Цель исследования - проанализировать теоретико-методические основы процесса музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века; выявить значение опыта музыкального образования в данных учебно-воспитательных заведениях для дальнейшего развития теории и практики отечественного музыкального образования.

Объект исследования - процесс музыкального образования в России первой половины XIX века.

Предмет исследования - теоретико-методические основы музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать философский, философско-эстетический и педагогический контекст проблемы музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века.

  2. Охарактеризовать элитарные учебно-воспитательные заведения Петербурга в исследуемый исторический период как ведущие образовательные центры России.

  3. Определить теоретико-методические основы музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века и раскрыть их педагогический потенциал.

  4. Обосновать актуальность музыкально-педагогического наследия элитарных учебно-воспитательных заведений Петербурга первой половины XIX века для отечественного общего музыкального образования на современном этапе его развития.

Методологической основой исследования явились:

концептуальные идеи отечественных философов о целостной личности и целостном образовании (В. В. Розанов, В. С. Соловьев, А. С. Хомяков и др.);

эстетические воззрения отечественных мыслителей первой половины XIX века о роли и функциях искусства (в том числе и музыки) в воспитании подрастающего поколения (В. Г. Белинский, М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский и др.);

современные исследования проблем методологии и теории историко-педагогического познания в области музыкального образования (Н. И. Киящен-ко, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, В. Г. Ражников, Н. А. Терентьева и др.);

труды по теории и методике преподавания музыкальных дисциплин, раскрывающие специфику музыкального образования в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Г. А. Праслова, О. П. Радынова, Г. М. Цыпин);

концепции музыкального образования и преподавания искусства, выявляющие сущность художественной деятельности как процесса общения с духовными ценностями (Б. В. Асафьев, Г. Г. Нейгауз, Д. Б. Кабалевский, Е. В. На-зайкинский, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов и др.).

Методы исследования: 1) теоретические (изучение архивных источников и литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в элитарных учебных заведениях Петербурга первой половины XIX века); 2) методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент); 3) методы статистической обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования:

в спектр научно-педагогических исследований введены новые архивные материалы;

в работе дан целостный теоретико-методический анализ процесса музыкального образования в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века, выявлены и интерпретированы его основные тенденции;

обоснована актуальность идей и педагогический действий, регламентирующих образовательный процесс в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга в исследуемый исторический период, для современной теории и практики музыкального образования {ориентация в организации и проведении занятий музыкой на потребности, интересы и желания воспитанников, формирование на этой основе ценностного отношения к искусству; направленность общего музыкального образования на формирование просвещенного любителя музыки; обогащение общего и музыкального кругозора учащихся как основа гармоничного развития их сущностных сил; создание условий в образовательной среде учебно-воспитательных заведений для творческой самореализации их воспитанников и др.);

охарактеризован опыт программно-методического, педагогического и материального обеспечения музыкально-образовательного процесса в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга, способствующий эффективности его осуществления.

Теоретическая значимость исследования:

уточнено понятие «элитарные учебно-воспитательные заведения» и раскрыта его сущность применительно к российским педагогическим реалиям первой половины XIX века;

на основе анализа музыкально-образовательной деятельности элитарных учебно-воспитательных заведений Петербурга первой половины XIX века охарактеризованы приоритетные ориентиры, определяющие основной вектор развития отечественного музыкального образования в данный исторический период;

расширены представления о формировании теоретико-методических основ отечественного музыкального образования в области вокального и инструментального исполнительства;

конкретизировано содержание традиций музыкального образования, сформировавшихся в первой половине XIX века в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга, оказавших влияние на дальнейшее развитие отечественного музыкального образования;

созданы предпосылки для решения современных задач музыкального образования на основе осмысления исторического опыта его организации в первой половине XIX века.

Практическая значимость исследования заключается в использовании его результатов в практической деятельности образовательных учреждений: в процессе разработки лекционных курсов и факультативных программ по истории

музыкального образования в вузах, на курсах повышения квалификации учителей музыки общеобразовательных школ.

Материалы исследования, в том числе разработанная автором учебная программа «Технологии развития навыков аккомпанемента и чтения нот с листа», могут найти применение в ходе индивидуальных музыкальных занятий по развитию у учащихся навыков любительского музицирования.

Научно-теоретические результаты исследования, углубляя концептуальные представления о постановке и решении современных проблем теории и методики музыкального образования на основе позитивного исторического опыта, создают предпосылки для разработки стратегии дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачам; использованием широкого круга архивных источников и научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положений; применением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачами логике исследования; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования; апробацией и внедрением в практику полученных результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Первая половина XIX века для российской культуры была временем формирования традиций, которые в дальнейшем способствовали быстрому и качественному развитию отечественного музыкального образования. Первостепенную роль в этом процессе играла культура русского дворянства, элитное образование которого предусматривало в качестве своего неотъемлемого компонента любительское музицирование. Опыт воспитания просвещенных любителей музыки, сложившийся в элитарных учебно-воспитательных заведениях, базировался на идеях гуманизации музыкального образования и отвечал тенденциям его прогрессивного развития. Необходимость изучения этого опыта обусловлена его актуальностью для современного музыкального образования.

  1. Содержание и формы организации музыкально-образовательного процесса в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века складывались в результате ассимиляции российских национальных и общеевропейских традиций. В результате этого взаимодействия создавался своеобразный художественный сплав, служивший ориентиром для формирования теоретико-методических основ отечественного музыкального образования.

  2. В области теории и методики музыкального образования сложилась целостная концепция, основанная на следующих положениях: 1) представление о музыкальном искусстве как о неотъемлемом компоненте целостного образования человека; 2) природосообразный подход в музыкальном обучении, воспитании и развитии учащихся; 3) создание развивающей образовательной среды учебно-воспитательных заведений; 4) обогащение субъектных функций их воспитанников в процессе общения с музыкой; 5) внедрение вариативных форм

любительского музицирования и активизация творческого потенциала его участников.

4. Опытно-экспериментальная проверка исторической модели формирования просвещенного любителя музыки, сложившейся в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга в первой половине XIX века, позволяет определить тенденции переосмысления и обогащения современной практики музыкального образования, дать ориентиры педагогу-музыканту при осмыслении им своей миссии в меняющихся условиях социокультурной действительности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих направлениях:

обсуждение на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена;

через публикации диссертанта;

в системе практических занятий со студентами факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена;

на межвузовских и международных научно-практических конференциях;

в процессе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях Санкт-Петербурга.

Структура диссертации

Диссертация (143 с.) состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Музыкальное образование в элитарных учебно-воспитательных заведениях Петербурга первой половины XIX века : теоретико-методический аспект