Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Шарова Елена Гертовна

Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики)
<
Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шарова Елена Гертовна. Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 146 c. РГБ ОД, 61:01-13/920-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Культурологические предпосылки рождения музыкального просветительства

1.1. Культура XVIII века как феномен взаимодействия национального и общеевропейского 13

1.2. Философско-эстетические основы музыкального просветительства 22

Выводы по 1 главе 44

ГЛАВА 2. Истоки и развитие светского музыкального образования в России XVIII - начала ХIХ веков

2.1, Специфика и основные направления развития светского музыкального образования в России XVIII - начала XIX веков 46

2.2, Роль западно-европейских музыкантов в становлении методики музыкального образования в России 87

Выводы по 2 главе 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

БИБЛИОГРАФИЯ 131

Введение к работе

Актуальность исследования, XVIII век, век Просвещения, стал поворотной эпохой в истории русской культуры. Он явился отправным берегом Нового видения мира, нового мышления и новой психологии.

Человек, вписанный в культурное пространство «века играющего»[76], поставленный в иные условия бытия, вынужден был с лихорадочной поспешностью учиться новым формам постижения действительности. Светская культура, связанная внутренне с духовными ценностями предшествующей ей типом русской культуры, выраженной, прежде всего, искусством «мистического реализма» [120], была культурой иной ценностной ориентации, опирающейся во многом на хлынувший в «прорубленное» Петром окно поток западно-европейского сознания.

По сей день для нас представляет интерес взаимодействие исконно русских и привнесенных западно-европейских тенденций, оказавших влияние на все проявления отечественной культуры, в том числе и на музыкальное образование. Именно в XVIII столетии в России были заложены основы светского мировоззрения, светской культуры и образования.

На фоне достижений отечественного музыкознания стал совершенно очевиден недостаток изучения исторического культурного наследия, истоков и развития его составляющих.

Необходимость обращения к философско-эстетическим и педагогическим концепциям прошлого вызвана потребностью осмысления нашего духовного наследия, анализа сложной социокультурной ситуации, обусловленной «сменой» эпох, которая во многом перекликается с современностью.

XVIII век постоянно привлекал к себе внимание историков, культурологов, музыковедов. История русского XVIII века во взаимосвязи с западно-европейским культурным опытом отражена в трудах

-4-Б.И.Краснобаева, КХМЛотмана, Е.В.и Н.В.Мирецких, И.П.Шакировой и др.

Философским изысканиям интересующей нас эпохи посвящены работы

В.М.Ничика, В.И.Рабиновича, Н.Ф.Уткиной, П.С.Шкуринова и др.

Большой опыт исследования различных видов искусств века
Просвещения принадлежат гуманитарным наукам. Особое место в изучении
многосторонних проявлений новой культуры отведено музыкальному
искусству. Отечественное музыкознание сделало очень много для
исследования русской музыкальной культуры. В трудах Н.Ф.Финдейзена,
О.Е.Левашевой, А.И.Кандинского, В.И.Моркова, А.С.Розанова,

М. Г.Ры царевой, И.МВетлицыной, ЛАРапацкой и др. были выделены основные этапы периодизации музыкальной культуры, исследованы светские жанры, творчество и биографии русских композиторов XVIII века. Первой фундаментальной работой, показывающей взаимосвязь эстетики эпохи Просвещения и музыкальной культуры, явился капитальный труд Т.Н.Ливановой [62].

Однако вопрос музыкального образования и просвещения в педагогическом плане остался практически неразработанным.

Не занималась специальным изучением музыкального образования и дореволюционная наука. Отдельные сведения по истории музыкального образования интересующей нас эпохи содержатся в трудах В.И.Моркова [79], В.О.Михневича [77], П,Д.Перепелицына [110], В.В.Стасова [139,140], В.Е.Чешихина[159].

Возможно, такой поверхностный взгляд был во многом определен стасовской концепцией, основанной на мнении, что до М.И.Глинки не существовало национальной композю:орской школы, а все проявления музыкальной культуры были так или иначе связаны с деятельностью западноевропейских музыкантов в России [140, с.716]. Возможно, именно такая позиция в отношении истории развития музыкального искусства, отодвинула на долгие годы изучение проблемы музыкального образования XVIIT века. Систематическое исследование истории русской музыки и отдельных

моментов в истории музыкального образования XVIII века было начато

капитальным трудом Н.Финдейзена [157].

Опираясь на источниковедческий метод изучения русской культуры XVIII века, автор приводит сведения о первых иностранных и русских музыкантах-педагогах, композиторах и исполнителях, учебных заведениях, где осуществлялось преподавание музыки. Причем, музыкальное образование и воспитание рассматривается им вписанным в русскую культуру XVIII века.

Научные наработки Н.Ф.Финдейзена получили свое дальнейшее развитие в трудах Б.В.Асафьева. Взяв за основу исследования музыкальной культуры XVIII века метод историзма, автор изложил концепцию музыкального просветительства и образования, дав при этом высокую оценку русскому XVIII веку [8].

Как уже отмечалось ранее» большой вклад в изучение музыкальной культуры XVIII века принадлежит Т.Н.Ливановой, создавшей масштабные картины основных закономерностей развития музыкального искусства в контексте просвещенческой эпохи [62-64].

Существенный вклад в историю изучения музыкального искусства и образования внесла книга Ю.В.Келдыша «Русская музыка XVIII века»[55]. Здесь мы находим специальный раздел, посвященный системе дворянского образования в России и некоторым учебным заведениям (Смольному монастырю, Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу и др,). Это одна из первых работ, где рассматривается практическая реализация музыкального образования в России XVIII века.

В 50-е - 60-е гг. большой вклад в развитие исследовательской мысли о различных видах инструментального творчества внесли монографии А, Д.Алексеева [3], В.КМузалевского [82], В.А.Натансона [88,89], Л.НРаабена [117], Л.И.Ройзмана [122], ИМ.Ямпольского [169]. В них рассматриваются вопросы становления различных видов инструментального творчества: исполнительства, композиторских поисков, педагогики XVIII века. Все это свидетельствует о формировании в России

-6-высокохудожественной музыкальной инструментальной культуры. Так,

В.А.Натансон анализирует рукописные сборники 70-90-х гг. XVIII века, исследует процесс становления музыкального образования в различных учебных заведениях, пусть кратко, но все же упоминает о научно-методической литературе, являющейся самым достоверным памятником музыкально-педагогической культуры интересующей нас эпохи.

Несомненный интерес представляют биографические монографии Б.В.Доброхотова [39,40], Г.Ф.Фесечко[155], МГ.Рыцаревой[128,129], Л.А.Федоровской [154], А.А,Николаева [91], в которых представлены творческие портреты М.Березовского, Д.Бортнянского, Ст.Давыдова, И.Хандошкина, Е.Фомина, Дж.Фильда.

Заслуживает внимание и современное издание «Истории русской музыки», первые три тома которого посвящены проблемам становления и развития отечественной музыкальной культуры, затрагивая, в том числе, вопросы периодизации русской музыки XVUI века и вопросы музыкального образования [51].

В русле традиционного взгляда на освещение вопросов особенностей музыкальной культуры XVIII века остается и работа Э.Ф.Новиковой, посвященная истокам и развитию русской фортепианной музыки [97].

Совершенно иное понимание музыкального образования, исторически связанного с предшествующими эпохами, находим мы в работах последних лет, где ,в сжато-лаконичной, но по научному емко выраженной форме представлена философски-осмысленная картина музыкальной реальности. Прежде всего, это исследования Е.В.Николаевой [93], Т.П.Самсоновой [132], Н.А.Терентьевой [150].

Являясь частью общего образования, образование музыкальное неразрывно связано с педагогическими воззрениями, оформившимися в эпоху Просвещения.

В работах дореволюционных авторов: Д.А.Толстого [151], М.М.Щербатова [168], П.ПЛекарского [109], С.В.Рождественского [121],

-7-М.Ф.Владимирского-Буданова [24], МЛДемкова [31,33] мы находим

освещение основных педагогических направлений, сложившихся в России

XVIII века. Историю народного просвещения проанализировал

С.В.Рождественский, сделав заключение о существовании в XVIII веке

системы общего образования.

Такие системы успешно изучались и в современное время. Это работы ученых: Г.Е.Жураковского [42], М.В.Сычова-Михайлова [144], Г.Б.Корнетова [60] и др., - в них представлена история развития русской педагогики в контексте идей Просвещения, но не рассмотрены вопросы педагогики музыкальной.

Таким образом, несмотря на большой интерес, проявленный к русской музыке XVIII века, светское музыкальное образование как единая целостная система, опирающаяся на музыкально-эстетические и музыкально-педагогические изыскания эпохи, ранее не рассматривалось.

Вместе с тем, очевидно, что музыкальная педагогика в ее современном виде истоком своего развития имеет музыкальную культуру XVIII века, когда впервые оформилась концепция целостного образования, неотъемлемой частью которого явилось образование художественное, в том числе и музыкальное. Именно в XVIII веке сформировались важнейшие принципы музыкальной педагогики, являющиеся основой построения современной музыкально-педагогической системы, заложен фундамент музыкально-теоретических и музыкально-методических знаний.

Вышесказанное свидетельствует об акту^ьности проведенного в настоящей работе исследования, посвященного проблеме становления и развития музыкального образования эпохи Просвещения, по выявлению и систематизации его определяющих направлений, этапов и методического основания.

Цель исследования - изучение путей развития светского музыкального образования в России XVIII века, выявление его специфических особенностей в культурологическом контексте.

-8-Объект исследования - светское музыкальное образование как

целостная система в русской культуре XVIII века.

Предмет исследования - генезис, эволюция, основные направления и методики в светском музыкальном образовании России эпохи Просвещения.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что совершенствование современного российского музыкального образования, внутреннее обновление и содержательное наполнение его структур возможно не только благодаря концепциям, устремленным в будущее, но и на основе анализа, творческой переработки накопленного культурного опыта России.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Определить специфику светского музыкального образования и его
основные направления с культурологических позиций.

2. Выявить методическое основание светского музыкального
образования в России эпохи Просвещения.

3. Показать значение западно-европейских музыкантов в становлении
и развитии российского светского музыкального образования.

4. Исследовать философско-эстетические основы музыкального
просветительства, проанализировать взаимосвязь музыкально-
просветительских тенденций и светского музыкального образования в России
эпохи Просвещения.

Методологическую основу диссертации составили: положения и концепции русских просветителей XVIII века о развитии философии, эстетики, общей и музыкальной педагогики эпохи Просвещения (НИ.Бецкой, Н.И.Новиков, ИХПосошков, ФЛрокопович, А.Н.Радищев, Ф.ССалтыков, В.Н.Татищев и др.), а также исследования и выводы современных отечественных авторов (ИЗ.Кондаков, В.М.Ничик, Н-Ф.Уткина, П.С.Шкуринов и др.). В основу анализа сущностного начала русской ментальности, «русской идеи» легли труды Н.АБердяева, В.В.Зеньковского.

-9-Основопологающим в исследовании становления и развития музыкальной

педагогики и образования явился принцип историзма (Б,В.Асафьев, Ю.В.Келдыш, О.Е.Левашева и др.). Принципиальное значение для исследования светского музыкального образования как части художественной культуры XVIII века, представляющей синтез отечественных и западноевропейских традиций, имела теория Л.А.Рапацкой о «феномене русской европейское». Изучая методическое основание светского музыкального образования эпохи Просвещения в трудах Ф.Э.Баха, Г.С.Лелейна Д.Г.Тюрка, В.Манфредини, мы опирались на разработки отечественных авторов (Э.Б.Абдуллин, А.Д.Алексеев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Ю.В.Келдыш, В.А.Натансон, Г.М.Цыгшн и др).

В диссертации применялись следующие методы исследования:

изучение архивных источников: мемуаров, воспоминаний современников, дающих научно-достоверное представление о специфике развития культуры века Просвещения;

историко-теоретический анализ исследуемых музыкальных методик и нотного материала, позволяющих представить реальную картину методического и содержательного основания светского музыкального образования XVIII века.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что проблемы светского музыкального образования в русской культуре эпохи Просвещения рассматриваются с культурологических позиций в тесном взаимодействии западно-европейских и отечественных тенденций.

В диссертации охарактеризованы становление и эволюция светского музыкального образования в русской культуре XVIII века, выделены три основные его направления: общеобразовательное, профессионально-исполнительское, профессионально-педагогическое, а также определена соответствующая им периодизация.

-10-Йсследованы методики Ф.Э.Баха, Д.Г.Тюрка, Г.СЛелейна,

В.Манфредини, оказавшие непосредственное влияние на развитие

отечественной научно-методической мысли и явившиеся основой для

формирования базовых принципов фортепианной педагогики последующих

эпох (доступности, наглядности, последовательности усвоения материала от

простого к сложному, преемственности, начала обучения музыке с детского

возрастай др.).

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты существенно обогащают курсы по методике музыкального воспитания, истории фортепианного исполнительства, могут значительно дополнить курс истории музыки. Материалы диссертации расширяют круг знаний и пополняют совокупность педагогических приемов и способов работы с учащимися в процессе освоения специальных музыкальных и теоретических дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

1, Сформировавшаяся во второй половине XVIII столетия в России
концепция целостного художественного образования, неотъемлемой частью
которого стало музыкальное обучение и воспитание, явилась результатом
синтеза национального и западно-европейского культурного опыта.

2. Специфические черты светского музыкального образования, такие
как: вокальная основа, отсутствие преемственности в развитии
профессиональной инструментальной педагогической школы и другие —
обусловлены характерными особенностями русской культуры XVH1 века и
музыкальной культуры, в частности. Сообразно трем выделенным в работе
основным направлениям в становлении и развитии музыкального
образования, можно предложить следующую условную периодизацию:
общеобразовательный период (коней XVII - первая треть XVIIIb.);
профессионально-исполнительский период (с 30-х гг. XVIII - до 2-й половины
XVIIIb.); профессионально-педагогический период (со 2-й половины XVIIIb. -
до 30-х гг. XIX в.).

-11 -3. Методики преподавания музыкального искусства в русской

культуре XVIII века складывались в процессе взаимодействия национальных и общеевропейских традиций. Такой синтез во многом противоположных тенденций способствовал не только освоению музыкально-педагогического опыта, накопленного в европейском искусстве, но и становлению и развитию новых национальных музыкально-педагогических основ светского музыкального образования. Проявление «русской европейское» в музыкальном образовании эпохи Просвещения обусловлено влиянием и деятельностью в России выдающихся западно-европейских музыкантов. Это влияние распространялось на отечественную музыкальную культуру и светское музыкальное образование по следующим направлениям:

музыкально-т^осветшудьскому (деятельность музыкальных издательств по распространению музыкальных знаний, открытых выходцами из западно-европейских стран);

- музыкально-педагогическому (практическая деятельность педагогов-иностранцев по воспитанию русских музыкантов как в учебных музыкальных заведениях, так и в условиях домашнего образования);

M^bWMkW-T^9E^4^KQM^ и музыкально-мегодическ^му (появление в России трудов по истории, эстетике и теории музыки как современных просветителей, так и авторов предыдущих эпох, а также методических наработок и учебных пособий, предназначенных для овладения разными областями музыки);

содержательному (появление нотно-музыкального материала западно-европейских композиторов),

4. Педагогические идеи и методические принципы русской музыкальной педагогики эпохи Просвещения носят вневременной характер и являются ценным основанием для совершенствования музыкального обучения и воспитания в современной музыкально-педагогической практике.

Апробация результатов диссертационного исследования проводилась на межвузовских конференциях и совещаниях, ежегодных научных

-12-конференциях, проводимых в МГОПУ, в процессе обсуждения материалов

диссертации на методологических семинарах, заседаниях кафедры

музыкальных инструментов. Материалы исследования нашли отражение в

публикациях автора (статьях и тезисах), используются на практических

занятиях со студентами музыкально-педагогического факультета МГОПУ и

учащимися ДМШ им. М.П.Мусоргского г.Москвы.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Первая глава - «Культурологические предпосылки рождения музыкального просветительства». В ней исследуются ключевые моменты внутренней близости и различия внешних форм проявления двух различных культур, истоки общей ментальной связи Россия-Запад. Дан анализ философско-эстетических работ исследуемой эпохи, отражающей общее движение просвещенческой мысли в сторону построения педагогической концепции целостного образования, основанного на сочетании исконно русского положения о «воспитании доброго сердца» и привнесенного извне -о «просвещении разума».

Вторая глава - «Истоки и развитие светского музыкального образования в России XVIII - начала XIX веков». В ней показана специфика светского музыкального образования в России исследуемой эпохи, дан обзор становления и эволюции отечественного музыкального образования в учебных заведениях различного типа. Выявлены три направления развития и соответствующая им периодизация отечественного музыкального образования, указаны специфические особенности каждого периода.

Особым предметом исследования стали методики представителей западноевропейской музыкальной культуры, а также практическая их деятельность в России.

В заключении формулируются общие выводы исследования, конкретизируются его основные положения, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Культура XVIII века как феномен взаимодействия национального и общеевропейского

Уникальность и неоднозначная противоречивость XVIII века как в европейском, так и в русском проявлениях не вызывает сомнения. «Век Разума и Просвещения», «век играющий» [76] соединил в себе все антиномии мироощущения и миропонимания русского человека. Только молодой русский этнос, наделенный «загадочной русской душой», мог в считанные десятилетия напитаться столетиями складывавшимися европейскими традициями, освоить, трансформировать их и выдать миру феномен, так емко определенный отечественной культурологией, как «феномен русской европейскости» [120, с. 168-193].

Открытость миру, доступность западно-европейских ценностей, так во многом диссонирующих и не совместимых с накопленным опытом познания, несли в себе момент искушения и испытания крепости духа русского человека. Целомудрие, вера и внутренняя красота, лишенная мудрствования -вот основополагающие ориентиры поиска Истины. Семивековая культура духовного восхождения к Богу, призванная воспитывать человека «канонического типа», пуповиной веры связанного с трансцендентным началом, сменяется качественно иным типом культуры, основанным на убеждении в беспредельных возможностях человеческого разума, человеческой личности, человеческого «я». Но так ли несовместимы отправные точки двух, на первый взгляд, взаимоисключающих культур? Бог сотворил человека «по образу и подобию» своему. Что значит это таинственное «образ и подобие»? Только ли внешние моменты? Традиционное понятие образа на Руси связано, прежде всего, с иконой. Но в священном писании мы находим мысль о недопустимости изображения Бога и «сотворения кумира» в виде предметно ощутимого проявления. Бог свидетельствовал о себе в рождении и воскрешении Спасителя - Иисуса Христа. А знаменитый и так любимый на Руси сюжет троицы запечатлевает нам триединую ипостась: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух. Бог-сын -реальный богочеловек, Бог-отец и Бог-святой дух зрительно не ощущаемы. Присутствие троицы является нам лишь по милости божией в благодати на чисто духовном уровне. Материальное же изображение Бога - грех, следовательно, изображение троицы - это воплощение Бога не в привычном для восприятия человека обличий, а попытка яви того нематериального «образа и подобия», которое связано, прежде всего, с внутренним смыслом божием. Следовательно, человек слеплен «по образу и подобию божию» на внутреннем, духовном уровне и, именно, поэтому бог подарил ему возможность быть свободным. Быть свободным в проявлении своей воли - вот в чем человек «подобен» Богу.

Весь смысл европейского и русского Просвещения можно выразить в одном определении - это «богоподобие» человека. И именно отсюда берут начала идеи о внесословном равенстве («свободе, равенстве и братстве»), о беспредельных возможностях человеческого разума и о воспитании человека -творца.

Таким образом, говоря об отличии культуры Нового времени, пришедшей к нам с Запада, от культуры традиционно русской, сложившейся в недрах православного миропонимания, мы имеем смелость заявить о внутренних предпосылках сближения двух совершенно различных пластов. Сутью культуры «православной ориентации» [93], выраженной искусством «мистического реализма» [120], было стремление внести присутствие божие в повседневную жизнь и вести эту жизнь согласно православному чину, радея о спасении небесном. Культура Просвещения давала возможность реализовать все лучшее, что дано Богом человеку в реальной, земной жизни, устроив «справедливый рай» на земле, учитывая те неотчуждаемые права, которые не может отнять один индивид у другого.

А для устройства «земного рая», поскольку он материален, необходимо «просвещение разума», изучение наук, ремесел, организация просвещенного отдыха, включающего наслаждение не только природой и естественностью бытия, но и искусством: музыкой, живописью, театром.

Таким образом, «русская идея» о соборном единстве и равенстве людей перед Богом, о спасении и жизни вечной, о мессианстве в этом контексте самого русского православного народа, являющегося «душой мира», пластично перешла в новые реалии, придавая им своеобразное и неповторимое звучание.

Поэтому взаимодействие национального и общеевропейского интересно для нас с художественной, психологической и, прежде всего, с Фжософскои сторон. Только исследуя целостность этих трех проявлений, возможно выявить специфическое национальное и привнесенное европейское в Русской культуре XVIII века.

Необходимо отметить, что философичность мышления и, следовательно, творчества определяла весь ход развития русской культуры православной традиции, находя свое разрешение в религиозном миросозерцании. «Философское воспитание духа» русского человека происходило в постоянном борении двух противоположных начал, легших «в основу формации русской души»: природной, языческой дионисийской стихии и аскетически-монашеского православия» [13,с.44]. Мятежный русский дух постоянно находился в антиномном состоянии: состоянии поиска свободы, и поиска ограничения своего «дионисийства». Именно этим объясняется мессианское значение Москвы - третьего Рима и одновременный раскол внутри самой православной церкви; отождествление власти царя с властью божией и возникновение казацкой вольницы.

Философско-эстетические основы музыкального просветительства

Становление светской отечественной культуры XVIII века проходило под непосредственным воздействием эстетики и философии Просвещения, которые определяли внутренние импульсы и внешние формы всех ее проявлений.

Говоря о философско-эстетических основах просветительства, в том числе и музыкального, необходимо иметь в виду, что Просвещение, как явление всемирно-исторического масштаба, при всей общности ключевых концепций и воззрений имело свою специфику в различных странах, обусловленную как социально-экономическими реалиями, так и национальными традициями. А, поскольку, Россия вплоть до середины XVII столетия развивалась как духовно - замкнутая целостность, то Просвещение, как течение, как направление движения мысли, пришедшее к нам с Запада, коренным образом изменило объективную и субъективную картину происходящих процессов в родном отечестве.

Коснулось это, в первую очередь, педагогики и воспитания. Становление светского отечественного образования происходило под прямым влиянием новых философско-эстетических воззрений. Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро - вот далеко неполный список имен западно-европейских философов, чьи взгляды самым непосредственным образом повлияли на становление и развитие отечественной педагогики и образования Нового времени.

Эстетике Просвещения обязано и светское музыкальное образование, как явление взращенное философскими взглядами лучших его представителей,

В развитии философско-эстетической мысли, составляющей основы музыкального просветительства исследуемой эпохи, можно выделить определенные периоды.

Возвращаясь мыслью в XVII век, очевидно, что этические нормы бытия русского человека в допетровскую пору были выражены в целом пласте художественного творчества, одной из главнейших составляющих которого было певческое хоровое искусство. Богослужебное пение являлось на протяжении семи веков высшей христианской философией слова, проводником христианских постулатов и добродетелей. Музыкальное образование и его эстетика определялись, главным образом, целью православного воспитания - формированием человека «канонического типа». Этим же определялись содержание, формы и методы обучения богослужебному пению. В этом процессе наблюдалась своя динамика развития, которая остается за пределами данного исследования. Однако этот период важен для нас с точки зрения отправного берега нового видения мира и нового описания всех его проявлений.

В канун петровских реформ выразителями новых ориентиров духовной жизни становятся сочинения Симеона Полоцкого (1629-1680) и Кариона Истомина (...-1717). Сторонник светского воспитания Симеон Полоцкий был автором проекта Славяно-греко-латинской академии, открывшейся в г.Москве в 1685 году. Карион Истомин известен нам как создатель «Букваря» -практического пособия, основанного на одном из ключевых принципов, взятом на вооружение педагогикой эпохи Просвещения - принципе наглядности. Рисунки с изображением органов и барабанов давали понятие о существовании музыкальных инструментов, а саму «мусикию» Карион Истомин определял как «пение сладкое», сопровождая это понятие изображением играющих музыкантов [71,с.6].

Специфика и основные направления развития светского музыкального образования в России XVIII - начала XIX веков

Говоря об истоках и развитии светского музыкального образования в России XVIII века, необходимо иметь в виду, что оно, как и вся культура в целом, испытывало на себе влияние характерных реформаторских тенденций, связанных со становлением нового светского государства.

Прежде, чем приступать к анализу интересующего нас вопроса, необходимо обратить внимание на ключевые этапы развития данной проблемы в историческом аспекте.

Так сложилось, что история нашего отечества лишена поступательного развития. Часто меняющаяся картина мира во многом отрицает предыдущую и это можно проследить с ранних времен до интересующего нас момента.

Языческая Русь с ее традициями и обрядами была фактически «смята» новым описанием мира жизни в Истине, становлением новой и, поначалу, во многом чуждой для большинства славян христианской культурой.

Православная культура Руси, прошедшая семивековой путь развития, насыщенная и синкретичная по своему внутреннему содержанию, воплощенная в богатейших традициях храмового искусства, уступила место Новой культуре, опять-таки на первом этапе своего «прививания» на отечественной почве, абсолютно диссонирующей миросозерцанию русского человека.

И так происходит с нашей культурой постоянно. Так было и в 1917, и в 1985, и... Что это? Сплошная цепь «отрицаний» накопленного опыта? Попытка разорвать сложившиеся стереотипы, прекратить поступательное движение, выйти за пределы замкнутого сознания?

Наше исследование не претендует на философское осмысление в историческом плане, однако назовем обозначенную смену типов культур «системой отрицаний».

Применительно к нашей проблеме важно понять: в какой степени такая «система отрицаний» влияет на динамику изменений интересующего нас музыкального образования. И именно это влияние поможет нам определить ряд специфических черт музыкального образования России эпохи Просвещения.

Общее состояние внутреннего мироощущения как языческого, православного, так и приобщенного к светской жизни славянина - это состояние радости и света.

Вспомним, как радостны и красивы были языческие празднования и обряды, сопровождающиеся хороводами, песнями, играми. Музыкальное действо языческих славян уже тогда было синкретично: пение, игра на различных инструментах, пляски - составляли единое целое. Символичность и аллегоричность были свойственны и дохристианскому искусству. А о «песнелюбцах» славянах упоминали многие летописцы. И как плакали наши далекие пращуры, когда насильственно низвергнутые языческие идолы плыли по рекам такие беспомощные и поруганные в своей никчемности!

Время с конца X до середины XVII столетия - этап семивекового восхождения к Истине, поиска ее в трансцендентном начале, отсутствие мудрствования, жизнь, наполненная светом и радостью божественными. Небывалый расцвет храмовой культуры, синтез искусств: музыки, живописи, архитектуры при главенствующем значении Слова. Аллегория и символ становятся смысловыми знаками эпохи. Искусство, развивающееся профессионально при храме, достигает поистине великих духовных высот.

И - Новое время, отрицающее все предыдущее, в центр внимания ставящее не трансцендентное, а личностное начало, человеческий разум и его неограниченные возможности.

Как же такое постоянное «отрицание» сказывается на музыкальном образовании, являющимся как частью общего образования, так и частью всего социокультурного процесса определенной эпохи?

Музыкальное образование языческих славян, основанное целиком на фольклорной традиции передачи музыкального опыта, пронизанное песенностью и «привязкой» к языческим празднествам, сменяется целенаправленными установками музыкального образования «православной ориентации» (Е.В.Николаева), смысл которого состоял «в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения, что можно было достичь двумя способами: путем познания (умопостижения) и путем дел (образом жизни)...». Но «рассудочное познание рассматривалось как внешнее и противопоставлялось истинному «внутреннему», обращенному к Богу и связанному со «светлым» состоянием души. Истинная душевная мудрость (просветление) могла быть постигнута только сердцем, Дед огика. понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной» - «мудрости разума»

Похожие диссертации на Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения (Основные направления и методики)