Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы Губанова, Елена Николаевна

Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы
<
Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Губанова, Елена Николаевна. Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Губанова Елена Николаевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 445 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-13/79

Содержание к диссертации

Введение

Глава; 1. Методологические подходы освоения национально регионального компонента декоративно-прикладного искусства в начальном образовании 23

1.1. Освоение национально-регионального компонента как новое направление в образовательном пространстве 23

1.2. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных представлений школьников и как составляющая национально-регионального компонента 48

1.3. Сущность процесса освоения учащимися 1-4 классов регионального компонента декоративно-прикладного искусства 72

Глава 2. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края, его роль и значение в системе образования России 96

2.1. Освоение декоративно-прикладного искусства в школе: история и современность 96

2.2. Национально-региональные особенности декоративно-прикладного и других видов народного искусства Воронежского края 118

2.3. Организация работы по освоению учащимися воронежского декоративно-прикладного искусства в учебной и внеурочной деятельности 150

Глава 3. Организационно-педагогическое и методическое обеспечение регионального компонента декоративно прикладного искусства (на материале Воронежского края) 183

3.1. Содержание занятий народным декоративно-прикладным искусством в начальной школе 183

3.2. Методика освоения учащимися I-IV классов регионального компонента декоративно-прикладного искусства 207

3.3. Преемственность в освоении регионального компонента декоративно-прикладного искусства и других составляющих этнокультурной среды 233

3.4. Опытно-экспериментальная работа по освоению национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства в начальном образовании 255

Заключение , 275

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В период сложных процессов социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, возвращения к этническим корням, поиска этнокультурного наследия народа на фоне более глубокого постижения общечеловеческой культуры активизируются поиски путей, позволяющих усилить в школьном образовании изучение традиционной народной культуры.

Особенно важным для нашего исследования является то, что идея о национально-региональной специфике образования недостаточно, реализовывалась программами различных образовательных учреждений на протяжении длительного времени. В 2004 г. был принят Федеральный закон об образовании, направленный на развитие национальных культур, региональных культурных традиций, в котором сказано, что в «Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты» [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. - М. 2004, с. 7].

В редакционной статье журнала «Начальная школа» мысль о национально-региональном компоненте переформулирована в «национально-воспитательный идеал»[Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. №9. С. 6].

Региональный компонент является составной частью школьного и вузовского образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.

Обновление содержания образования в соответствии с новыми потребностями регионов России ставит задачу разработки национально-регионального направления в образовательном пространстве, гибкой системы обучения с учетом специфики региональных условий. Это в свою очередь вызывает необходимость обоснования региональной системы обучения и воспитания школьников на базе тех учебных предметов, основой которых является предметно-практическая деятельность с ее ориентацией на творческое духовно-нравственное развитие учащихся.

Приоритетное значение в этом принадлежит искусству, технологии и таким предметам школьной программы, как литературное чтение, окружающий мир, музыка. Образовательные и воспитательные возможности данных областей позволяют организовать интеграцию отмеченных выше компонентов. Однако, эти возможности в отечественной системе образования используются не в полной мере, что вступает в явное противоречие с потребностями и задачами современного социума.

Важнейший фактор, определяющий актуальность исследования обозначен в ст. 44, п. 3 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» [Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М. 2002, с. 21]. Таким образом, Конституция определяет формирование государственной политики и создание соответствующих механизмов и технологий, в том числе в сфере образования. Именно поэтому в обсуждении «Законодательного обеспечения развития народно-художественных промыслов» (4 декабря 2006 года. Организатор - Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям) указывается, что народные художественные промыслы как вид народного искусства, обращенный к историческим корням, представляют собой важную составляющую национального культурного наследия, сохранение которого является долгом и обязанностью государства, приоритетным направлением государственной культурной политики.

Более масштабно эта задача отражена и в Парламентских слушаниях, которые проводились при участии Ассоциации «Народные художественные промыслы России» 30 октября 2008 года.

В Докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, «с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам» [Образование: сокрытое сокровище: Доклад международной конференции по образованию для ХХI века, представленный ЮНЕСКО. 1997, с. 52]. В названном документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям других национальностей.

Методологической базой исследования послужили работы отечественных ученых, педагогов и общественных деятелей М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и др.

Существует ряд фундаментальных работ, исследующих различные проблемы национально-регионального подхода в образовании. Мы, в частности, опирались на труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, М.М. Пришвина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Д.С. Лихачева и др.

Раскрытию содержания этнокультурного воспитания, его зависимости от внешних факторов среды посвящены исследования Г.Н. Волкова, А.Н. Джуринского, В.Ф. Канева, А.Б. Панькина, Н.М. Теребихина и др.

Разработка национально-регионального подхода к образованию и воспитанию в современной школе представлена в работах К.Ж. Амиргазина, Л.Ф. Греханкиной, Р.Б. Дякиевой, Т.М. Камболова, А.В. Камкина, Н.А. Коханик, М.Н. Кузьмина, Т.Ю. Купач, А.М. Ланина, В.Б. Новичкова, Н.А. Прямковой, В.П. Строкова, М. Н. Шабановой и др.

Авторы названных исследований указывают на особую значимость в современном культурно-образовательном пространстве национально-регионального компонента. Однако их работы не содержат определения обсуждаемого понятия, что и потребовало разработки его.

Наше исследование опирается также на многоаспектный анализ народного декоративно-прикладного искусства (далее НДПИ), отраженный в трудах Н.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.С. Воронова, Н.М. Калашниковой, М.А. Некрасовой, В.Н. Полуниной, Т.М. Разиной, Б.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова, А.К. Чекалова и др., в которых НДПИ осмысливается в культурном, эстетическом, этнографическом, историко-краеведческом, нравственном аспектах.

В последние десятилетия отдельные аспекты изучения Воронежского края рассматриваются в работах А.Н. Акиньшина, В.Д. Березуцкого, Н.В. Валукинского, В.П. Загоровского, П.М. Золотарева, Л.В. Кригер, В.И. Пановой, М.Я. Пащенко, А.В. Перепелицина, С.П. Толкачёвой, В.Ф. Филатовой и др. Однако, до настоящего времени отсутствуют исследования, раскрывающие педагогические основы освоения национально-регионального компонента ДПИ, в том числе и традиционной культуры Воронежского края.

Решение многих важных сторон исследуемой проблемы мы находим также в трудах, посвященных изобразительной деятельности детей, развитию декоративно-прикладного творчества, пространственных представлений, чувств, интересов, художественного обобщения А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, И.Э. Кашековой, Е.И. Коротеевой, Г.В. Лабунской, С.П. Ломова, А.А. Мелик-Пашаева, Н.Н. Фоминой, Е.В. Шорохова.

В определении теоретических основ освоеия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в образовании значимы выводы и результаты научных исследований, изложенных в работах В.В. Корешкова, С.П. Ломова, С.Н. Новикова, К.А. Скворцова, М.В. Соколова, А.В. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.

Интересные пути практического решения проблемы освоения народного искусства на уроках технологии в начальной школе предлагает в программе «Художественно-конструкторская деятельность» Н.М. Конышева. Автор на основе научных подходов к изучению народной культуры, обосновал педагогическую значимость освоения знаковой системы народного искусства для вхождения ребенка в культурологическое пространство и разработал содержание и методику работы с детьми 7-11 лет по освоению основ народного декоративно-прикладного искусства на уроках технологии. Однако в рамках ее программы, рассчитанной на использование в разных регионах, не обозначены все проблемы изучения национально-региональных особенностей искусств конкретных областей. Кроме того, уроки технологии - это лишь один из образовательных областей системы школьного образования в которой составляющими являются уроки изобразительного искусства, музыки, а также дополнительного образования.

Вместе с тем региональные особенности декоративно-прикладного искусства, его место в этнокультурной среде Центрально-Черноземного региона и методология его освоения в начальной школе не рассматривались до настоящего времени, что потребовало провести специальные исследования.

Причинами является:

- недостаточная популяризация опыта организации традиционно-прикладной творческой деятельности от одного поколения к другому;

- слабая специальная подготовка преподавателей в этой области;

- не разработаны программы, содержание, методика освоения регионального декоративно-прикладного искусства;

- отсутствие целенаправленных исследований в изучении традиционной культуры родного народа.

Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость превращения образования в действенное средство и развития культуры народов, обеспечения их взаимовосприятия и понимания и, что не менее важно - возрождение региональных видов прикладного искусства (вышивка, бисеронизание, вязание, ковроделие, лозоплетение, резьба по дереву, художественная обработка металла и др.).

В ходе исследования выявлены противоречия между:

- идеей глобализации, способствующей стиранию национальных черт и необходимостью сохранения традиционных культур, восстановления связи времен в сознании человека и национального самосознания народа;

- богатейшими культурно-историческими традициями регионов страны и недостаточностью их использования в духовно-нравственном и трудовом воспитании учащихся;

- присутствием в программах национально-регионального компонента и его неразработанностью.

В связи с выявленными противоречиями можно утверждать о проблеме научного рассмотрения, обоснования и разработки концепции национально-регионального компонента преподавания декоративно-прикладного искусства в начальной школе.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая неразработанность с учетом существующих реалий и современных социокультурных явлений определили выбор темы исследования: «Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы».

Цель исследования: определить содержание методологических, теоретических и методических основ освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы.

Объект исследования: образовательный процесс, связанный с реализацией национально-регионального компонента в школе.

Предмет исследования: процесс освоения регионального декоративно-прикладного искусства в начальной школе.

Гипотеза исследования: национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в начальной школе будет осваиваться эффективно при наличии следующих условий:

- раскрытие потенциала декоративно-прикладного искусства конкретного региона как средства художественного образования, патриотического воспитания и эстетического развития;

- рассмотрение модели этнокультурной среды школьниками для освоения национально-регионального компонента;

- разработка педагогической системы обучения национально-региональному компоненту декоративно-прикладного искусства, включающей взаимосвязанные элементы: цель, задачи, принципы, содержание, место освоения, организационно-педагогическое обеспечение;

- осуществление интегративного педагогического подхода к освоению национально-регионального компонента;

- подготовка рекомендаций органам местного самоуправления и образования, направленных на возрождение старинных региональных промыслов.

Задачи исследования:

1. Исследовать этнографическое развитие региональной культуры Центрально-Черноземного края в аспекте декоративно-прикладного искусства.

2. Сформулировать определение национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства и этнокультурной среды.

3. Обосновать педагогическую значимость национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства в воспитании духовно-нравственного и патриотического сознания учащихся.

4. Описать структурные элементы этнокультурной среды и их взаимосвязь.

5.Выполнить картографирование видов декоративно-прикладного искусства Воронежской области.

6. Определить этнокультурную специфику региона с помощью метода картографирования ДПИ и описать его ареалы.

7. Разработать и проверить с целью корректировки педагогическую модель освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства в начальном образовании, в том числе:

- определить содержание и методику изучения в I-IV классах общеобразовательной школы воронежского декоративно-прикладного искусства (на уроках изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе):

- разработать систему учебных заданий, обеспечивающих реализацию национально-регионального компонента в начальной школе;

- разработать для учителей методическое обеспечение по изучению младшими школьниками регионального декоративно-прикладного искусства в школах основного образования.

Методологической основой исследования являются:

- положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и цельности явлений реального мира, научные разработки по проблемам социально-психологического, исторического и нравственно-эстетического смысла декоративно-прикладного искусства, законов его взаимодействия с природной средой и места в ней человека (Г. Гегель, М.С. Каган, И. Кант, А.Ф. Лосев, А.Б. Салтыков и др.);

- философско-психологические положения о диалектической природе познания мира, о предметно-практической деятельности как одном из способов познания, о социальной, деятельностной и творческой сущности личности, о движущих силах педагогического процесса и факторах, определяющих его развитие, о соотношении социального и индивидуального (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.М. Климова, В.А. Разумный, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др.);

- положения о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка (А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, М.Н. Скаткин, Е.Н. Шиянов и др.);

- концепция национальной специфики формирования и развития культуры (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, Д.С. Лихачев);

- современные концепции развивающего обучения, личностного подхода в образовании, концепции и теоретические труды по педагогике искусства (Ш.А. Амонашвили, А.В. Бакушинский, Л.В. Занков, В.С. Кузин, З.Н. Новлянская, Н.Н. Ростовцев, В.А. Сухомлинский, и др.);

- концепция художественного образования и эстетического воспитания в общеобразовательной школе на материале народного искусства (Т.Я. Шпикалова);

- концепция дизайнерского образования учащихся I-V классов, соответствующая современным социально-педагогическим требованиям (Н.М. Конышева);

- концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников, разработанные различными авторскими коллективами ( под руководством Н.М. Сокольниковой, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского).

Методы исследования определялись его целью, гипотезой, задачами и этапами работы. В работе использован комплекс и система методов исследования, включающая в себя:

изучение и анализ философской, культурологической, социологической, исторической, специальной, методической литературы, планов и программ для школ, кружков, студий, мастерских и видеоматериалов необходимой для проведения исследования по заявленной теме;

обобщение передового педагогического опыта работы учителей школ Центрального Черноземья с учетом национально-регионального компонента содержания образования;

- беседы, интервьюирование, анкетирование учителей;

- наблюдения за процессом освоения ДПИ в образовательных учреждениях;

- синтез и анализ продуктов творческой деятельности учащихся начальных классов и бывших учеников;

знакомство с мастерами народных художественных промыслов Воронежского края, изучение и обобщение методических подходов к изучению ДПИ, сформированных в условиях народной педагогики;

технологический (поиск, изучение, практическая работа) и педагогический (поисковый, формирующий, контрольный) эксперименты.

Обработка данных проводилась путем качественного и количественного анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- исследованы региональные этнографические материалы Воронежского края, связанные с ДПИ, и обоснована их педагогическая значимость в контексте изучения национально-регионального компонента в системе общеобразовательной подготовки в Российской Федерации;

- проанализирован географический аспект различных видов народного декоративно-прикладного искусства и создана карта с отражением структуры ДПИ региона;

- разработана обучающая модель национально-регионального компонента для начальной школы;

- выявлены и репрезентированы такие принципы освоения национально-регионального компонента: природосообразность, единство глобального, национального и регионального; историзм; гуманизация; комплексность и интегративность; преемственно-творческая декоративно-прикладная деятельность в начальной школе;

- обосновано понятие этнокультурной среды как базовой единицы и функционального основополагающего фактора освоения национально-регионального компонента в системе образования;

- этнокультурная среда рассмотрена как функциональный основополагающий фактор освоения национально-регионального компонента ДПИ;

- разработана новая модель освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства в начальных классах, включающая: принципы, цель, задачи, содержание, место освоения, деятельность учащихся и результат.

В исследовании обоснованы следующие понятия: национально-региональный компонент, этнокультурная среда региона, модель освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства, принципы освоения национально-регионального компонента, содержание регионального компонента ДПИ, образовательное пространство края.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в разработке методологических основ освоения школьниками национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства, выступающего важнейшим условием нравственно-эстетического и патриотического воспитания в системе школьного образования и создании модели освоения национально-регионального компонента ДПИ;

- в теоретическом обосновании декоративно-прикладного искусства Воронежского края как специфической для региона формы художественного отражения действительности и как средства эффективного обучения, воспитания и развития школьников;

- в дидактическом обосновании модели краевой этнокультурной среды, понимаемой нами как самой крупной единицы освоения национально-регионального компонента, и составляющих ее элементов - фольклора и обрядности, декоративно-прикладного искусства, народной и современной архитектуры, народной музыки и хореографии, обусловленной окружающей природной средой края;

- в теоретическом обосновании модели освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства.

Разработаны теоретические основы интегративного курса «Технология, изобразительное искусство»: в аспекте национально-регионального компонента.

Практическая значимость исследования реализуется через:

- научно-обоснованные содержательно-методические подходы к изучению регионально-национального компоненте в практике общеобразовательных учреждений, в том числе:

- учебно-методический комплекс «Технология, изобразительное искусство» в аспекте национально-регионального компонента, в котором реализована идея обучения и воспитания учащихся на основе включения в образовательное пространство краевой этнокультурной среды: «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе»; «Мастера художественных ремесел Воронежской области»; «Народные промыслы Воронежского края (глиняная игрушка)»; «История вещей (Материалы к беседам на уроках технологии в начальных классах средней школы»; «Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале Центрального Черноземья)» Монография; «Национально-региональный компонент в начальном образовании (на материале декоративно-прикладного искусства Воронежского края)» Монография;

- программы нового поколения по системному обучению и воспитанию для дошкольных учреждений, общеобразовательной и высшей школе средствами регионального декоративно-прикладного искусства («Народное искусство Воронежского края и его изучение с детьми дошкольного возраста», «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе», «Воронежская глиняная игрушка», «Краеведение»), в которых декоративно-прикладное искусство выступает как компонент учебных предметов «Технология», «Изобразительное искусство», «Краеведение», «Музыка», а также широко представлено во внеклассной работе;

- комплект специальных дидактических материалов, обеспечивающих визуализацию педагогического процесса: тематические презентации, слайды, видеофильмы («Тихая моя Родина», «Живая нить традиций», «Обряды Воронежского края», «Адрес детства – Воронежский край», «Рукотворная игрушка», «Воронежская матрешка») для сопровождения спецкурсов, цикла лекций. Данные дидактические материалы транслируются в настоящее время по ВГТРК и награждены дипломами Управления культуры и образования администрации Воронежской области;

- сотрудничество с Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, выражающееся в предоставлении региональных экспонатов, отражающих культуру и быт Воронежского края.

Теоретические и методические выводы, практические разработки, результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования учебных планов, программ и учебных пособий для дошкольных учреждений, общеобразовательной и высшей школе, а также использованы в сфере повышения квалификации воспитателей учителей и применяется в любом субъекте (регионе) Российской Федерации (с соответствующими корректировками).

Достоверность исследования обеспечена общим методологическим подходом (целостным, системным, деятельностным, личностным) к процессу всестороннего обучения и воспитания; соответствием научного аппарата объекту и предмету исследования; репрезентативностью результатов обследования школьников, учителей и педагогов дополнительного образования в разных районах Воронежской области и за ее пределами; экспериментальным обучением региональному ДПИ; результатами анализа педагогической работы в образовательном пространстве. Достоверность исследования обеспечена также и тем, что эксперимент проводился лично соискателем в процессе длительной педагогической работы в качестве преподавателя технологии и изобразительного искусства школы-гимназии г. Борисоглебска и в качестве преподавателя, доцента Борисоглебского государственного педагогического института Воронежской области.

Этапы исследования

Исследование проводилось в течение 25 лет.

На первом этапе (1985-1999 гг.) изучалась методологическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая и методическая литература по проблеме предстоящего исследования, литература по эстетике, собирался и обобщался передовой опыт учителей по освоению народного декоративно-прикладного искусства. Исследовательская деятельность сочеталась с работой учителя технологии и изобразительного искусства в начальных классах школы-гимназии №1 города Борисоглебска Воронежской области, преподавателя и руководителя педагогической практикой Борисоглебского государственного педагогического института. Исследование представлено в виде обобщения передового педагогического опыта в Управлении образования г. Воронежа и Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования, в выступлениях на научно-практических конференциях. Итоги данного этапа исследования представлены в кандидатской диссертации, в публикациях.

Второй этап (1999-2003 гг.) был посвящен изучению состояния сложившейся в школах Воронежской области (городских и сельских) практики изучения регионального декоративно-прикладного искусства. Был собран и проанализирован материал, отражающий деятельность более 400 школ по освоению традиционного декоративно-прикладного искусства. Это помогло выявить как положительные стороны, так и недостатки в организации работы по данному направлению и наметить пути и способы их преодоления. Были собраны и проанализированы художественно-творческие работы учащихся, выполненные в ходе предварительного эксперимента; разработана и реализована методика экспериментального обучения региональному декоративно-прикладному искусству. В опытно-экспериментальной работе был сделан акцент на совершенствование системы освоения регионального ДПИ в начальных классах г. Воронежа и Воронежской области, а также на построении вариативной модели в целом и отдельных ее компонентов в частности.

На третьем этапе (2003-2007 гг.) была продолжена экспериментальная работа в школах и проведен эксперимент по уточненной методике. Эксперимент носил массовый характер. Всего в эксперименте участвовало 30 районов, 977 школ Воронежской области.

Исследование проводилось в рамках темы научного проекта, включенного в научно-исследовательскую федеральную программу развития образования Министерства образования РФ. Оформлялись теоретические положения исследования, создавался окончательный вариант системы освоения регионального компонента декоративно-прикладного искусства. Результатом работы данного этапа стало авторское участие в журналах «Начальная школа», «Юный художник», «Школа и производство», «Народное творчество».

Создание программ, учебно-методических пособий «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе», «Народные промыслы Воронежского края (глиняная игрушка), рекомендованных Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования к внедрению в практику общеобразовательной школы.

На четвертом этапе (2007-2010 гг.) – уточнялись теоретические основы освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства и осуществлялось внедрение его в практику общеобразовательных школ Воронежа и Воронежской области посредством обучения учителей методике ее реализации. Результаты данного этапа исследования отразились в монографиях «Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале Центрального Черноземья)», «Национально-региональный компонент в начальном образовании (на материале декоративно-прикладного искусства Воронежского края)», в УМК «Технология, изобразительное искусство» в аспекте национально-регионального компонента. Формулирование окончательных выводов и оформление диссертации.

Апробация результатов исследования.

Основное содержание и материалы были представлены:

- при проведении курсов повышения квалификации учителей школ
г. Воронежа и Воронежской области (с 1997 по 2009 гг.);

- на межвузовских научно-практических конференциях в г. Курске (1994), г. Пензе (1998), г. Воронеже (2008);

- на областных научно-практических семинарах учителей в г. Воронеже (1997-2007 гг.);

- на заседаниях научно-методического объединения Областного центра народного творчества Управления культуры администрации Воронежской области в г. Воронеже (2004-2009 гг.);

- на Всероссийских научно-практических конференциях в г. Сочи (2004), в г. Белгороде (2006);

- на Международных конференциях в г. Санкт-Петербурге (2006), г. Иваново (2008), в г. Москве (2008);

- при проведении курсов повышения квалификации учителей республики Марий-Эл, Курганской обл., Ивановской обл., Пермского края (2006-2008гг.);

- на совещании по организации деятельности Дома народных промыслов как центра этнографии и фольклора Воронежского края в г. Воронеже (2007);

- при проведении мастер-класса на фестивале «Русь песенная – Русь мастеровая» в с. Воробьёвка Воронежской области (2006);

- на международном фестивале детского творчества «Адрес детства – Воронежский край» (2007);

- на ежегодных Межрегиональных фестивалях народной игрушки и фольклора «Игрушка-говорушка» (2004-2008 гг.);

- на региональном объединении Союза художников России "Межвузовское творческое пространство" в г. Воронеже (2007-2009);

- в публикации серии статей в региональных журналах «Кольцовский сквер», «Воронеж», «Истоки», «Текстиль и мода» и в средствах массовой информации – газетах «АиФ Черноземье», «Воронежский курьер», «Коммуна», «Борисоглебский вестник», «Прихоперье», «Вести», «Савальские зори» (более 30 публикаций);

- в создании и демонстрации видеофильмов для регионального телевидения: «Тихая моя Родина», «Живая нить традиций», «Обряды Воронежского края», «Воронежская матрешка», «Рукотворная игрушка».

Опытно-экспериментальная база исследования включала в себя начальные классы 977 школ Воронежской области. В течение всех лет исследования постоянно изучался опыт освоения региональной культуры младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства в школах Центрально-Черноземного края: Белгородской, Тамбовской, Липецкой, Курской, Орловской областях.

Всего за период исследования (1997-2009 гг.) в работе приняли участие 4000 младших школьников, около 150 учителей изобразительного искусства и технологии, 40 учителей начальных классов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства в современных условиях приобретает особый смысл в связи с необходимостью воспитания духовно-нравственного и патриотического сознания подрастающего поколения и основана на принципах: природосообразность, взаимосвязь глобального, национального и регионального; гуманизация; историзм; комплексность и интегративность; преемственно-творческая декоративно-прикладная деятельность. Подъем национальных культурных традиций и усиление их воспитательного влияния в современных условиях наиболее целесообразно осуществлять через приобщение детей к культурным традициям своего региона, включая их в этнокультурную среду.

2. Необходимое воспитательное воздействие региональной этнокультурной среды может быть обеспечено лишь при условии ее функционирования как целостной системы. Этнокультурная среда, с одной стороны, –пространство, в пределах которого функционируют образовательные учреждения различных ступеней. И в этом отношении этнокультурная среда конституируется выделенными в работе ареалами ДПИ и видов ремесел, формирующими этнокультурную специфику региона (см. стр.28). С другой стороны, этнокультурная среда в контексте нашего исследования становится объектом школьного изучения, фактором обеспечивающим связь содержания федерального и регионального компонентов образования.

3. Система нравственно-патриотического воспитания и художественно-эстетического обучения учащихся на базе регионального декоративно-прикладного искусства включает в себя не только его изучение, но и активную деятельность самих обучающихся в возрождении и создании этнокультурной среды. Разработанная система позволяет охватить в сущности все образовательные учреждения региона, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшей школой, включая работу с родителями учащихся и населением, сотрудничество с учреждениями и деятелями культуры в регионе, реализуя при этом принцип преемственности. Подобная деятельность осуществляется в рамках специально разработанного УМК «Технология, изобразительное искусство: в аспекте национально-регионального компонента».

4. Модель освоения национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства включает следующие структурные элементы: цели, принципы, задачи, содержание и объем воспитательно-образовательной работы с учетом своеобразия местных условий, форм организации и методы учебно-воспитательной работы, их вариативность и возможность обновления в соответствии с накопленным опытом и новыми стандартами образования. Все структурные элементы модели взаимосвязаны и передают целостный процесс изучения теоретических понятий и их определений.

5. Интеграция декоративно-прикладного искусства и этнографии, литературы и фольклора, народной музыки и хореографии, обрядов и традиций (а не отдельное воздействие каждого из них) обладает большими потенциальными возможностями для формирования системы ценностей у учащихся и потребности вхождения в этнокультуру, а целенаправленная научно-обоснованная реализация этих возможностей в практике школьного обучения выступает как педагогическая необходимость, потому что опирается на отечественные традиции и преемственна по отношению к воспроизводству идеалов прошлых времен.

6. Этнокультурная среда региона как воспитательно-образовательная единица функционирует как составная часть единого образовательно-культурного пространства страны и переносится на другие субъекты Российской Федерации с учетом их специфики.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и 38 приложений. Список литературы содержит 375 наименований. В приложении дана сеть школ по Воронежской области, представлено региональное искусство Воронежского края, дан иллюстративный ряд учебно-творческих материалов дошкольных учреждений, общеобразовательной и высшей школы по освоению национально-регионального компонента ДПИ, даны программы, анкеты, таблицы, отражающие результаты педагогических экспериментов и подтверждающие достоверность проводимых результатов исследований.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных представлений школьников и как составляющая национально-регионального компонента

Для Российской Федерации проблема освоения национально-регионального компонента имеет чрезвычайно важное значение, ибо она касается будущего российского многонационального общества. Народы России переживают в настоящее время сложную социокультурную ситуацию. Для общества, вступившего в рыночные отношения, система ценностей, вероятно, будет иной. Определенно можно говорить о том, что в восстановлении этнической духовности, традиционных социально-нравственных ценностей средствами образования нуждаются не только народы, но и в целом многонациональное российское государство. В становлении единого образовательного пространства России в качестве основы выступают учреждения культуры и образования.

Существует ряд фундаментальных работ по проблеме национально-регионального подхода в образовании. Названная проблема является теоретически многоаспектной, и большинство ее аспектов так или иначе рассматривались в науке. Мы, в частности, опирались на труды Н.А. Бердяева [21], Ф.И. Буслаева [34], И.А. Ильина.[111], Д.С. Лихачева [167], М.В. Ломоносова [171], М.М. Пришвина [241], В.В. Розанова [266], B.C. Соловьева [302], Л.Н. Толстого [317] и др.

Россия веками складывалась как полиэтническое и многоязычное государство, в котором нормой сосуществования народов стало взаимодействие культур, духовное сотрудничество.

В начале XX века христианский философ И.А. Ильин писал о том, что каждый народ имеет свой инстинкт, данный ему от природы. У каждого на 24 рода инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие.-Так, каждый народ по-своему вступает в брак, рожает, болеет и умирает; по-своему женится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет и отчаивается; по-своему улыбается, смеется и радуется, по-своему строит дом и храмы; по-своему молится и геройствует [273, с. 429].

Излагая свою концепцию, B.C. Соловьев подчеркивал, что «любой народ имеет право на независимое существование и свободное развитие своих национальных особенностей» [273, с. 468]. В сходном ключе размышляли философы Н.А. Бердяев [21] и В.В. Розанов [267]. Развивая эту мысль, они приходят к выводу, что идея сделать всех людей одинаковыми во всех отношениях и подчинить их единой всеведущей и всеорганизующеи власти есть. идея бредовая, больная.

Признавая важное значение национальной идеи, лучшие русские люди пытаются сохранить её. В связи с этим в 1993 году был проведён Собор в Свято-Даниловом монастыре, посвященный памяти Сергия Радонежского, на котором шёл серьёзный разговор о проблемах нации. В этом же году в г. Ельце Липецкой области на базе педагогического института прошла региональная конференция «Наука. Культура. Образование», где говорилось о русском национальном компоненте образования.

В 1994 году в Даниловом монастыре была организована научная конференция «В защиту русского языка», в Нижнем Новгороде — Международный. славянский конгресс, а в г. Курске — научная конференция на тему: «К.Д. Ушинский и русская школа», в которой участвовали учёные 23 регионов страны. По результатам конференции вышла книга «К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге». Ушинский сделал для русской на- -родной школы то же, что Д.И. Менделеев для химии, А.В. Суворов для армии, А.С. Пушкин для литературы - таков итог работы конференции. В этом же году московский Департамент образования принял программу развития национального образования в г. Москве. А Министерство юстиции зарегистрировало фонд «Русская школа» как неправительственную общественную организацию. Инициаторами её создания были настоящие патриоты - академики и профессора г. Санкт-Петербурга.

В 1995 году в Костроме прошёл круглый стол «Российская национала ная школа: истоки, реалии, перспективы».

В 1996 году проводились региональные научные конференции в Забайкалье, Магадане, Хабаровске, Курске, Ростове-на-Дону, посвященные возрождению России. Уже в этот период в ряде городов и областей были приняты учебные планы с русским региональным компонентом. Наибольшего успеха добились вологжане. Они создали программу «Истоки», которая охватывает все классы школы. Основная её задача - патриотическое воспитание русских детей. Автор программы - профессор Александр Васильевич Камкин [120]. В этом же 1996 году в Государственной Думе состоялись парламентские слушания и обсуждение доктрины «Образование и национальная безопасность России».

Активная позиция русской, общественности подготовила почву для создания в 2001 году государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на.2001-2005 годы». Почти сто лет тому назад философ Н.А. Бердяев говорил о важности патриотического воспитания: «Из отдельных проявлений национального патриотизма рождается государственный патриотизм» [21, с. 35].

В марте 2001 года в Санкт-Петербурге была проведена конференция «Русская современная школа». На конференции было отмечено следующее: - русский язык является государственным языком; - русский народ является государственно-образующей нацией; - русская культура дала миру великих государственньгх деятелей; гениев науки и искусств, повлиявших на историю жизни мировых цивилизаций; - русский народ имеет славную историю, коллективную народную мудг рость.

Сущность процесса освоения учащимися 1-4 классов регионального компонента декоративно-прикладного искусства

Приступая к рассмотрению процесса освоения учащимися- регионального компонента декоративно-прикладного искусства, автор исследования изучил теоретические разработки ученых, опыт работы учителей относительно нравственно-эстетического воспитания и художественного образования, являющиеся основой процесса освоения учащимися регионального компонента декоративно-прикладного искусства.

При осмыслении сущности указанного процесса, мы опирались на труды философов (Ф. Гегель [64], М.С. Каган [117], И.Кант [122], А.Ф. Лосев [172], В.А. Разумный [255], Л.П. Печко [229], Н.И. Силаев [293]), психологов (А. Г. Ананьев [9], Л.С. Выготский [58], Е.И. Игнатьев [106], B.C. Кузин [149], А.А. Мелик-Пашаев [185], Д.Б. Эльконин [356], П.М. Якобсон [369]). Неоценимый вклад в процесс освоения школьниками и студентами декоративно-прикладного искусства вносят ученые - педагоги: B.C. Бадаев [14] В.В. Корешков [141], СП. Ломов [169], М.В. Соколов [300], Н.М. Сокольникова [301], А.С. Хворостов [335], Т.Я. Шпикалова [352] и др.

Педагогическая ценность познания декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материального мира, способствуют формированию нравственно-эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно-выразительные средства других видов изобразительного искусства. Высокая степень воздействия ДЛИ вызвана также тем, что ученики сами участвуют в создании посильных их возрасту произведений декоративно-прикладного искусства, поскольку они привлекают школьников своей красочностью, выразительностью, вызывают у них положительные эмоции своими простыми и такими понятными образами. Так, П.М. Якобсон отмечал: «Для развития художественного восприятия надо начинать знакомство с такими произведениями искусства, которые посильны, доступны и таят в себе большую привлекательность и непосредственную чувственную прелесть» [369, с. 80].

О значении необходимости более активно использовать возможности живой творческой деятельности в образовании и школе жизни пишет известный профессор Н.М. Конышева: «Если практические фазы приобретения опыта и знаний об окружающем мире будут проигнорированы, дальнейшее развитие ребенка становится просто невозможным, поскольку у него не будет для этого соответствующей базы» [139, с. 17]. В общении с произведениями декоративно-прикладного искусства у школьников идет активный процесс формирования художественного восприятия, правильная оценка нравственно-эстетического в произведениях народного искусства.

Понимание и правильная его оценка и есть выражение к нему своего отношения. Освоение народного декоративно-прикладного искусства необы 74 чайно действенно, так как изделия прикладного искусства тесно связаны, с. бытом человека, с повседневной действительностью. Его основные средства-выразительности (простота и лаконичность сюжета, открытость цвета, плоскостность, сочетание ритма и симметрии, силуэтность изображения) изначально присущи детскому изображению, что делает этот вид изобразительной деятельности одним из основных в системе развития художественно-эстетических умений и навыков ребенка. Особенностями декоративно-прикладного искусства являются как его историческое укоренение в нашей повседневной жизни, так и создание новой материальной среды, которая оказывает влияние на формирование нравственно-эстетических качеств ребенка и на развитие у него определенных творческих способностей в процессе работы.

Поэтому очень важно в начальных классах научить учащихся грамотному и обоснованному применению в декоративно-прикладном искусстве выразительных средств изображения, приведению их в единую систему, а также способствовать дальнейшему обогащению детского художественного потенциала новыми знаниями, умениями и навыками по созданию изделий.

Уроки декоративного рисования как нельзя лучше подходят для освоения декоративно-прикладного искусства. При проведении уроков декоративного рисования следует воспитывать у детей правильное понимание и применение в изображении приема стилизации, отмечая, что реалистическое изображение, как бы хорошо оно ни было выполнено, не всегда возможно использовать для украшения вещи. Наиболее эффективно начинать обучениет младших школьников приемам стилизации с выполнения простых заданий по кистевой росписи: проведение серпиков и дуг; изображение кругов и овалов,-. напоминающих форму ягод; применение приемов примакивания кисти для; получения изображения цветов и листьев; развитие умения проводить завитки, осоку и т.п.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На примере орнамента хорошо видно, как формы растений, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы. Упражнениям по стилизации растений должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новое.

По рисункам можно проследить последовательность стилизации растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение формы в ее границах, добавление деталей, насыщение формы орнаментом, превращение формы в плоскостную, упрощение или усложнение конструкции, разворот цветка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и др.

В декоративном искусстве в процессе обобщения формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета. Примером является стилизация цветка розы (см. фото «Стилизация роз»). Знакомство учащихся со стилизацией цветка «роза» позволяет понять им основные законы народного декоративно-прикладного искусства и в дальнейшем самостоятельно применять их при изображении отдельных предметов или украшений. Следует отметить, что познание законов народного декоративного искусства является важнейшим стимулом для развития выразительности детского рисунка. Благодаря произведениям, выполненным народными умельцами, у учащихся развивается чувство гармонии форм и украшения предмета, появляется выразительность линий, составляющих основу элементов узора, возрастает грамотность по сочетанию цвета, приобретают четкую организацию этапы ведения работы.

Содержание уроков декоративного рисования составляют задания по выполнению изображений на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира, формирующие у детей умения выполнять эскизы украшений предметов быта и окружающей обстановки. Учащиеся продолжают знакомиться с традициями регионального декоративно-прикладного

Национально-региональные особенности декоративно-прикладного и других видов народного искусства Воронежского края

Постепенно с 40-х годов в программе по изобразительному искусству увеличивается число часов на декоративно-оформительские работы, и вся деятельность по эстетическому воспитанию школьников начинает обретать иные формы и масштабы.

Лишь в середине 50-х годов с мощным.развитием всех видов декоративно-прикладного и монументального искусства, существенными достижениями в теории и практике народного искусства и продукции предприятий художественной промышленности в практике- отдельных учителей начинают встречаться занятия с учащимися различными видами художественной обработки материалов.

Таким образом, в программах 20—50-х годов, как мы видим, преобладал уклон в сторону техницизма. Предавались забвению специфические культур ные запросы личности. Игнорировался мировой опыт образования. Ученик и учитель были поставлены в полную зависимость от той системы, которая господствовала в обществе с конца 20-х годов. Все это свидетельствует о том, что осмысленное и целенаправленное изучение различных видов декоративно-прикладного искусства на таких уроках не могло иметь место.

Более глубокая работа в этом направлении была возможна в системе внешкольных занятий (там, где для этого были подготовлены педагогические кадры). Примером могут быть различные секции и кружки, организованные в 40-х и начале 50-х годов (изготовления мягких игрушек, кукольного театра в технике папье-маше и другие), которые сыграли важную роль в формировании творческого потенциала детей средствами декоративно-прикладного искусства.

50-60-е годы ознаменованы новым всплеском научно-исследовательской работы, связанной как с проблемами политехнизации, так-и с проблемами нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладной деятельности. В этот период вышла серия книг М.Я. Ильина «Рассказы о вещах», «Откуда приходят вещи», «Рассказы о том, что тебя окружает» [110]. В 1954 году вышла фундаментальная работа Ю.П. Липса «Происхождение вещей» [165]. В этой работе раскрываются истоки культуры человечества, диалектика развития, а также содержательная связь повседневных обычаев и предметов домашнего обихода. Работы М.И. Ильина, помимо описания» технологических процессов в изготовлении любой вещи, имеют уже новый взгляд на понимание предметного мира как системы определенных представлений народа о прикладном искусстве.

«Трудовые процессы», «трудоведение» сменилось в 1954 году уроками «ручного труда». В программах по ручному труду в 50-60-е годы вопросы историко-социологических знаний о прикладном искусстве решались поверхностно. Декоративно-прикладная деятельность остается на уровне «краткой беседы учителя о материале, из которого делается вещь, об устройстве инструментов, последовательности выполнения задания» [245, с. 8]. Узкое и одностороннее понимание декоративно-прикладного искусства по-прежнему господствует в школьной практике, несмотря на то, что знания по материальной культуре, то есть вопросы изучения народного искусства, продвигаются.

В этот период появляется новое понятие «детская художественная самостоятельность в области изобразительного искусства», в которое «...вкладывается, прежде всего, понятие о добровольности, непосредствен 102 ной заинтересованности этой деятельностью самого ребенка. При этом руководство работой в этом понятии отнюдь не исключается» [155, с. 109-110].

Необходимость оказания помощи школьникам в их самостоятельной творческой деятельности привела к основанию в 1936 г. ежемесячного журнала «Юный художник», который издавался до 1943 г. включительно. В редколлегию журнала входили А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская, художники Кукрыниксы и др.

Журнал сыграл очень большую роль в развитии детского творчества в области живописи, рисунка, скульптуры. Но материалы по народному декоративно-прикладному искусству в нем освещались недостаточно. Возможно, отсутствие квалифицированной методической помощи в области декоративно-прикладного искусства послужило поводом к тому, что учащиеся в широких масштабах увлекались выжиганием тоновых рисунков и выпиливанием из фанеры таких изделий, как настольные лампы, шкатулки, полочки и т.п. Этому во многом способствовало изготовление серии альбомов с рисунками - образцами по выпиливанию и выжиганию, которые началирегулярно издаваться с 1938 года. Несмотря на низкое качество образцов, долго еще в послевоенные годы подобные пособия выходили из печати, пока журнал «Декоративное искусство СССР» своим выступлением в 1962 году не приостановил этот поток.

Постепенно в 40-х годах в программе по изобразительному искусству увеличивается число часов на декоративно-оформительские работы. И вся деятельность по эстетическому воспитанию начинает обретать иные формы и масштабы. С учреждением Академии педагогических наук РСФСР (1943 г.) эстетическое воспитание в России становится предметом планомерной научной и исследовательской работы, а созданный научно-исследовательский институт художественного воспитания уделяет большое внимание обобщению педагогической практики во всех областях эстетического воспитания и широкому развертыванию экспериментальной работы [345, с. 19].

Однако, несмотря на систематическую исследовательскую работу по эстетическому воспитанию, проводимую НИИ художественного воспитания, декоративно-прикладное искусство как одно из возможных воспитательных средств не попало в поле зрения исследователей.

В середине 50-х годов, в связи с мощным развитием всех видов ДЛИ и монументального искусства, существенными достижениями в теории и практике народного искусства и продукции предприятий художественной промышленности, в практике отдельных учителей начинают встречаться занятия с учащимися различными видами художественной обработки материалов. В 1956 году впервые в стране в 331-й средней школе г. Ленинграда учителем труда А.С. Меликсетяном был организован кружок деревянной мозаики.

1957 год отмечен значительным событием в культурной жизни нашей-страны — выходом в свет первого номера журнала «Декоративное искусство», приуроченного к 40-летию революции. Этот юбилейный номер был посвящен народному декоративно-прикладному искусству многонационального государства.

Журнал сыграл большую роль в пропаганде народного декоративно-прикладного искусства, в приобщении взрослого населения нашей страны и школьников к богатствам «самого близкого искусства» [335]. Многие мате -риалы посвящались детскому творчеству в области ДНИ; они давали возможность определить уровень развития декоративно-прикладного искусства: в стране, ориентировали школьных учителей и руководителей кружков и студий на образцы народного искусства, способные оказать влияние на художественно- эстетическое воспитание школьников.

В начале 1960-х годов выходит ряд пособий для учителей, среди кото--рых выделяется издание группы авторов: Г.В. Лабунской [155], А.В. Ефимова «Работа с детьми над игрушкой» [99], A.M. Гукасова [319], посвященное занятиям по изготовлению игрушки из ткани, папье-маше, дерева и других материалов (шишки, желуди, орехи, соломка и т.п.).

Преемственность в освоении регионального компонента декоративно-прикладного искусства и других составляющих этнокультурной среды

Русский народ вынес и сохранил довольно много древних знаков-символов, знаков-оберегов. Значительная часть из них поселилась на воронежской земле и не только живёт на ней, но и получила свое дальнейшее развитие. Самым устойчивым и повсеместно распространённым оказался знак пресветлого, лучезарного солнца — геометрический ромб, который у древних славян и во многих местах России считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца. В процессе эволюции ромба на воронежской земле возникали множественные его варианты. В результате варьирования его многими поколениями он заметно изменился и получил местное название - репей [235]. Термин «репей» произошел из-за условного сходства этого элемента орнамента с репьём лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ. Он помимо древнейшего обозначения бога Ярилы стал символизировать жилище молодой семьи, а точнее, первый венец деревянного сруба вновь строящегося дома. Источник воды - деревянный «иструб», то есть сруб колодца, также стал носить символ Ярилы, изображался теперь ромбом-репьём. Репей одновремен 132 но долгое время служил символом плодородия, огня и жизни. Ромбы - репьи и репьевые знаки были распространены у всех славянских народов и даже иногда встречались и осваивались соседними с ними народами неславянского происхождения. В ряде мест эти символы бытуют и теперь, но в Воронежской области они сохранились и используются больше. Символ солнца изображался не только ромбом-репьем, но и кругом, сохранившимся и бытующим в нашем регионе и сегодня [86, с. 48].

В Воронежской области изображение Ярилы геометрическим кругом встречается очень часто. Медные и бронзовые блестки, каменные, перламутровые и другие пуговки, бусины, жемчужины, «котелки», круги из бисера, нашейные «лопухи» из цветных лент, круговые монисты из бисера, мелкие круглые лопушки на детских шапочках и многие другие элементы декора символизируют солнце.

Самым распространенным элементом воронежского узора можно считать крест. Техника вышивания крестом не только сохранилась с древних времён, но и успешно применяется сегодня. Сдвоенный крест, который теперь вышивальщицы называют «болгарским», обозначал семью, а точнее, жену и мужа.

Геометрический треугольник означал целинную землю, а у воронежцев позднее - оборонительные сооружения из кольев-столбов с заострёнными пиками концами. Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, означает поле, которое хлебопашец засеял семенами. Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звёздочкой. Восьмиконечная звезда символизировала большую семью. Строилась она в виде креста из двух удлиненных широких прямоугольных плашек. Со всех концов плашек делалась треугольная выемка. Таким образом, получалась правильная восьмиконечная звезда. Эта деталь в малороссийском художественном ткачестве называлась «ружа» или «рожа», то есть роза. В Воронежской области восьмиконечная звезда называется так и сейчас. У мастериц ткачества называется «кругом» или тоже «рожей», но в значении цветка мальвы, которую часто можно встретить в палисадниках. В селах Битюге, Матренке, Самовце, Ячейке Эртильского района и в других местах женщины ткали домашние ковры, используя в композициях семи и восьмиконечные звезды, а также ромбы с выпускаемыми по сторонам крючками и палочками.

Деталь геометрического орнамента в форме колеса с шестью спицами у древних славян, по мнению академика Б.А. Рыбакова, являлась громовым знаком. Такой же знак воронежские вышивальщицы вставляют в свои узоры и сегодня. Спираль, часто встречающаяся у нас в резьбе и вышивках, - это солнечный знак, но символизирует она змею, олицетворяющую мудрость.

В экспозиции Вологодского областного музея краеведения есть древнерусские подвески XI-XII веков с изображением знака «клещи», который в воронежских селах Пузеве, Клеповке, Гвазде Бутурлиновского района вышивался по домотканому сукну вплоть до 1930 года. На украшениях с шумящими подвесками Х-ХП веков из того же музея мы видим "снопики", которые встречаются на покромках в сохранившейся крестьянской одежде Репьевско-го, Острогожского, Нижнедевицкого и других районов. Серебряные с чернью котлы ХП-ХШ века из Тереховского клада, хранящиеся в государственном историческом музее, украшены бисерным орнаментом, мотив которого можно встретить почти на всей территории области.

Распространенный межрепейный:знак, под местным» названием: «столбу шка» естьh результат дальнейшего развития креста. Он символизировал человека; стоящего рядом с солнцем. Столбушка на воронежской земле приоб рела еще.одно значение — мужчины. Мужчина в семье — хозяин, глава - счит тался опорой всей;семьи.

Круг с небольшим крестом-посередине символизировал неразрывный], замкнутый; нерушимый союз бога Ярилы с человеком, а двойной круг, более:: малый и большой, обозначал, что добро не всегда стопроцентно остается добром, внем содержится и частица зла — малый круг посередине большого;

Люди верили в то, что добра на земле все же больше,.чем зла, и эта вера отражалась и закреплялась в сознании человека,большим кругом — солярным знаком: Знаки, бытующие в воронежских узорах: в форме точки, символизировали зерно, в виде римской цифры пять — растения; Спираль, о которой говорилось выше, — это древнейшие, символы, которые: употреблялись еще BiV тысячелетии до нашей эры в эпоху неолита..Перечислить все:знаки; которые: вошли в основу композиционного построениям и содержания? воронежских орнаментальных форм, из-за большого их количества не представляется возможным. Многие детали узоров, такие, как,.например, веревка, обметка, плетка; строчка -плетенек, лапки, арефиткй, гребешки; вилюжки, знак, луны — серпик, сигушка; отшивка, изображающая условный І знак женщины с-воздетымнруками.к богу солнца, и, многие-многие другиеэлементыузоров-х разными названиями родились уже на; воронежской земле и, конечно; нуждаются в тщательном их исследовании [85, с. 12-13].

Вышивка,на фартуке, который часто называют завеской; должна быть, созвучна; вышивке на рубахе. Головной убор — сороку — носили только?«молодайки» - так называли молодых замужних женщин. Ои состоял из; поза— тыльни; рогатой кички, поверх которой-надевали твердую шапочку — сороку, напоминающую хвост птицы,, отчего и весь головной убор назывался сорокой. Нагрудные украшения — бусы и грибатка из бисерного шнура с круглыми махрами, символизирующими ход солнца по небосводу.

Похожие диссертации на Национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы