Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Денисенко Виктор Иванович

Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов
<
Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Денисенко Виктор Иванович. Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов : ил РГБ ОД 61:85-13/813

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ,СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ 12

1. Из истории организации художественного образования рабочей молодежи 12

2. Анализ состояния подготовительного обучения рисунку и живописи в настоящее время 31

3, Трудности обучения и основные ошибки в рисунках и живописи, допускаемые учащимися

начальной стадии 46

Глава 2. СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РИСУНКА И ЖИВОПИСИ НА ОТДЕЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА 73

1. Методологические и пспхолого-педагогические основы обучения изобразительной деятельности взрослого человека 73

2. Основополагающие принципы, содержание и методы обучения изобразительной грамоте на подготовительном отделении 90

3. Активизация самостоятельной домашней работы резерв повышения качества усвоения основ изобразительной деятельности учащихся подготовительных отделений ХГФ 121

4. Экспериментальное апробирование разработанной системы обучения рисунку и живописи.Особенности , основные этапы и результаты серии созидательных экспериментов, проведенных автором исследования 131

ЗАІСШОЧЕНИЕ 152

Введение к работе

В пашем обществе v обществе развитого социализма, создаются всё более благоприятные условпя для всестороннего гармонійного развнтпя советских людей, ото соответствует Програсте КПСС, решениям ХХУІ съезда и последующих пленумов ЩС КПСС. Всё более возрастающая роль в совершенствовании художественного образования и формировании эстетической культуры народа отводится общеобразовательной школе и художественно-педагогическим учебным заведениям страны.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, одобренная на апрельском (1984гв) Пленуме ЦК КПСС предполагает качественно новый подход ко всей системе художественного образования Р в том числе и в части подготовки молодых художественно--педагогпческпх кадров.

Постоянная забота партии и правительства о предоставлении возможности эстетического развития и воспитания работающей молодежи г проявляется в расширении различие: форм обучения основам изобразительного искусства. Новым подтверждением этой заботы явилось создание в начале 70-х годов при большинстве художественно-графических факультетов пединститутов„ а также в Кубанском и Удмурдскои университетах подготовительных отделений (рабфаков) f цель которых - дальнейшее повышение уровня специальной и общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи,, и создание им условий для поступления в высшие учебные заведения /9f с. 252/.

Организация подготовительных отделений при художественно--грашпческих факультетах (п/о Ш>) преследует решение большой

соцпальноїї задачи, заключающейся в подготовке будущих художнп-ков-педагогов пз представителей рабочего классаг колхозников, демобилизованных пз рядов Советской Армии. Как показывает практика г прп хорошо организованной учебно-воспитательном процессе8 вьшускникп п/о» зачисленные в состав студентов ВУЗа, становятся цементирующей силой в студопческпх коллективах* Подавляющее большинство быЕзнх "рабфаковцев" назначается старостамиt избирается комсомольскими и профсоюзными организаторами. Ето обусловлено тем, что по сравнению со студентами, пришедшими в ВУЗ со школьной скамьи t они имеют определенный жизненный опыт, работали в производственных коллективах, и что немаловажно, прошли подготовительный курс, т.е. получили систематизированную специальную и общеобразовательную подготовку.

Проблема подготовительного художественного образования взрослых впервые стала во всей своей сложности после Великой Октябрьской социалистической революции и наиболее наглядно проявилась в деятельности рабочих факультетов художественных учебных заведений Москвы и Ленинграда. В решение этой проблемы, как одного пз важных разделов художественного образования внесли неоценпмш'ї вклад выдающиеся художники-педагоги Н.Н.Волков, Л.А. Дейнека5 Б.В.ЇЇогансон, Д.Н.Кардовский, П.Я.Павлпнов, К.Ф.Юон, В.НоЯковлев. В их теоретических трудах, учебных пособию; и статьях не только последовательно отстаивался реалистический натурный метод преподавания основ изобразительного искусства, но и были разработаны пршщппиальные положения, ставшие фундаментом советской художественной школы.

Вопросам развития теории и методики художественного образования в средней школе, педагогических учебных заведениях уделяется постоянное внимание ведущими учеными-методистами и теоретп-

каш изобразительного искусства В. С .Кузиным, Н.Н.Ростовцевым, Е.В.Шороховым, Г.В.Бедой. Значительный вклад в развитие методики преподавания изобразительного искусства внесли такие художники-педагоги как А.С.Пучков, А.М.Серов, Г.Б.Сшрнов, А.В.Трп-селев, К.И.Фпногэнов п другие.

Настойчивые поиски, направленные на дальнейшее совершенствование методики обучения рисунку и глвописи на художественно--графпческпх факультетах педвузов ведут А.Т.Антонов, Ю.Г.Беджа-нов, А.Л.Васильев, Л.Г.Медведев, А.С.Рындпн, А.Е.Терентьев, А.П.Яшухин. Отдельные стороны начального обучеїшя основаїл изобразительной деятельности студентов младших курсов Ш> нашли свое отражение в диссертационных работах Э.Н.Беды /39/, В.П.Зпн-ченко /85/, Ю.И.Найда /134/, Л.И.Рындлной /170/.

За более чем десятилетний период существования подготовительных отделений, накоплен определенный опыт педагогической работы. По большинству общеобразовательных предметов, изучаемых учащимися на подготовительных отделениях, опубликовано достаточное количество учебно-методических пособий, защищены первые диссертационные исследования /Г.Е.Крылова, Т.Лутфуллаева, П.Махмудов/. Что же касается организации обучения рисунку и глвописи на подготовительных отделениях ХГу педвузов, то до настоящего времени нет научно-методического обоснования как содержания процесса обучения, так и методов, направляемых на реализацию этого содержания.

Проблема научно-методического обоснования подготовительного обучения основам изобразительной грамоты приобретает особое значение в свете проводящейся Реформы общеобразовательной и профессиональной школы, направленной на коренное совершенствование отбора в художественно-педагогические учебные заведения.

Значительную роль в этом должны сыграть подготовительные отделения ХГу педвузов.

Таким образом, назревшее противоречие между имеющейся сетью подготовительных отделений и курсов при ГХ педвузов и от -сутствием научно-обоснованной системы обучения рисунку и жнво-ппси на них, обусловило актуальность данного исследования.

Проблема подготовительного пропедевтического обучения рисунку и живописи для поступающих на .художественно-графический факультет педвуза, определила цель исследования: научно-методическое обоснование и экспериментальное апробирование в ходе серии созидательных экспериментов системы обучения основам изобразительной грамоты учащихся п/о ХГу и выделение методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебно-воспита -тельного процесса.

Объектом исследования является процесс подготовительного обучения основам изобразительной деятельности на п/о ХГФ педвуза, а предметом исследования - содержание и методы обучения, позволяющие обспечить достаточно высокий уровень подготовки по рисунку и живописи выпускников п/о ТХШ.

Сравнительный анализ постановки обучения спецдисциплинам на ряде п/о ХШ> пединститутов страны, самостоятельный научный

поиск наиболее эффективной системы обучения основам изобразительной деятельности в 1977-80 гг., дали нам большой теорети -

ческпй и фактический материал для последующей экспершлентальнои работы, проведенной в 1980-84 гг.

На большинстве подготовительных отделений и курсов ХГФ организация учебной работы по рисушсу и живописи предусматривает

своей конечной целью успешную сдачу выпускных экзаменов по спец-дисциплинам. Поскольку подобная ориентация не способствует дальнейшей адаптации выпускников п/о к вузовской системе обучения, мы признали необходимым в качестве конечной цели избрать подготовку учащихся п/о к успешному усвоению программы опедппсшипшн юакультета.

Подобное целеположенпе и накопленный в результате педагогической деятельности исследовательский материал позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования:

качество специальной подготовки учащихся подготовительных отделений художественно-графических юакультетов педвузов зависит от содержания и методов обучения, основанных на общедидактических методах. Специально разработанное содержание с учетом специфики учебного процесса на п/о ХШ> предполагает оптимальное соответствие краткосрочных и длительных учебных упражнений, введение лекций-бесед по отдельны?.! разделам теории изобразительной грамоты, активизацию планируемой домашней работы учащихся с несложными композиционныг.тп заданиями»

В соответствии с поставленной целью исследования и рабочей гипотезой, были определены следующие задачи:

I.Изучить историю создания пропедевтического обучения основам изобразительной деятельности рабочей молодежи, обратив особое внимание на деятельность рабфаков при ВХУШМСе-ЕХУТЕИНе и Академии Художеств (I92I-I940), а также проанлизировать различные формы обучения основам рисунка и живописи рабочей молодежи в настоящее время.

2.Выделить типичные ошибки в рисунке и живописи, допускаемые учащимися в начальной стадии обучения, определить основополагающие принципы организации учебно-воспитательного процесса по данным дисциплинам и определить содержание программы (споте-

му заданий и упражнений), а таїше последовательность примене-ния методов обучения, для реализации этой програілш.

З.їїровестп на п/о ШТ Кубанского государственного университета серию созидательных экспериментов с целью изучения эффективности разработанной системы обучения и разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование подготовки учащихся к успешному усвоению программ рисунка, жи-воплей и композиции ХГФ педвуза.

Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

I.Аналитический метод, включающий в себя:

а/ изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, вооружающих исследователей передовшл диалектико-матерпалистичеекпм методом научного поиска;

б/ изучение документов партии и правительства по вопросам народного образования и художественного воспитания молодежи;

в/ изучение и анализ пепхолого-педагогпческой литературы, посвященной вопросам организации обучения взрослого человека, восприятия формы, цвета предметов;

г/ изучение и анализ литературы по проблемам истории, теории и методики обучения основам изобразительной грамоты.

2.Метод обобщения данных: по проблеме, направленный на:

а/ изучение, анализ и обобщение опыта организации погото-вительного обучения рисунку и дпвоппси рабочей молодежи в нашей стране, а также архивных материалов по этой проблеме;

б/ изучение и анализ учебных рисунков, этюдов, компози -ционных заданий, выполненных учащимися подготовительных отделений ХГФ педвузов;

в/ поиск оптимального содержания и выделение необходимых методов обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХЮ.

3„Системно-структурный метод, позволяющий связать ВОЄДИ-но псновные элементы обучения основам рисунка п спвоппсп на п/о ХГу (цельс задачи, содержание, методы и т.д.) л показать пх структурное взаимодействие.

4.Эксперпматальний метод, выразившийся в серии созпда-тельных экспериментов по апробированию системы обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХГС>.

Научная новизна исследования:

1„Впервые подвергнуты анализу содержание и методы обучения основам изобразительной грамоты на рабочих факультетах ІШтеЖа-ЕХУТЕИНа, Ленинградского института пролетарского изобразительного искусства и Академии Художеств» ставших прообразами современных подготовительных отделений ХГФ педвузов.

2.Дано научно-методическое обоснование системы подготовительного обучения основам изобразительной грамоты, способствовавшее разработке и апробировании (1980-1983 гг.) программы обучеппя основам рисунка и глвоппсп на п/о ХТГ Кубанского государственного университетаг с обоснованием последова -тельностп применения современных общедпдактпческпх методов при обучении изобразительной грамоте.

3. Доказана целесообразность введения обзорных лекций-бесед по теории изобразительной грамоты и учебно-творческих заданий (кошозпцпп) в системе планируемой домашней работы на п/о 2Ш>.

4.Разработаны научно-обоснованные методические рекомендации по организации подготовительного обучения,, как структурного подразделения высшего учебного заведения.

Проведенное исследование связано с основной темой кафедры живописи (ЖТГ Кубанского государственного университета

"Вопросы теории-и методики преподавания художественно-графических дпсцпплпн" (государственный регистрационный J776059I25).

Практическая значпг.юсть результатов исследования определяется:

а/ выделением особенностей и трудностей процесса подготовительного обучения основан рисунка и живописи, учет которых способствует Ейшектпвностп учебно-воспптатолыюй работы;

б/ ютасспфпкацпей основных ошибок, допускаемых начпнаю-щпг.ш худошшкаш в процессе обучения основан изобразительной деятельности, с указанием причин их появления и путей устранения;

в/ созданием научно-обоснованной системы подготовительного обучения рисунку и живописи, соответствуящей по содержанию и методам цели подготовки к дальнейшему успешному обучению спецдисциплинам на факультете.

Данная система и программа может быть использована на подготовительных курсах лГу педвузов, педагогические и художественных училищ, в вечерних классах общего художественного образования рабочей молодежи при ДХШ, а также студиях по подготовке в вузы п средние специальные учебные заведения.

ШШ^ШІЗ^ябо, Результаты выполненного исследования докладывались на заседанию: педагогического совета п/о, кафедр живописи и графики 'ЖТГ Кубанского госунпверептета, кафедры рисунка МШИ им. В.й.Ленина.

В 1983 и 1984 гг. основные положения исследования были изложены на краевых семинарах преподавателей ДХШ, студий изобразительного искусства, а также учителей рисования средних школ, организованных краевым управлением культуры и институтом усовершенствования учителей.

Внедрение, результатов псследованпя.

I. В практику работы п/о п курсов ХТГ Кубанского гос -университета п ряда п/о п курсов педвузов страны, посредством применения разосланной на все факультеты программы обучения и методических реіюмендацпй, разработанных автором исследования.

2« В практику работы вечорнпх классов общего художественного образования при нескольких ДШ Краснодарского края и изостудии , занимающихся подготовкой работающей молодежи к поступлению в художественно-педагогические учебные заведения.

На зашиту выносятся следующие положения:

ІЛрадицпонно сложившаяся организация обучения основам изобразительной грамоты на п/о ЛМ> не имеет разработанного научно-методического обсновзнпя как в части содержания, так и методов обучения, применяемых для её реализации.

2.Традиционная организация процесса обучения на большинстве п/о ХШ> нацелена только на подготовку к поступлению в ВУЗ и не способствует дальнейшему успешному усвоению спецдпсцпп-лпп факультетае

Р.Разработанная нами система обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХЕ», включающая в себя:

а/ ведущие принципы организации подготовительного обучения основам изобразительной деятельности взрослого человека;

б/ оптимальный выбор содержания начальной стадии обучения, основу которых составляют краткосрочные упражнения;

в/ структуру использования методов обучения, предполагающих постепенное, поэлементное введение учебно-творческих задач - ставит в качестве основной цели подготовку учащихся к успешному усвоению программ спепдисцпплпн факультета.

Основным критерием єпхйектпвности разработанной спсте-

ж обученпя является успеваемость по спеццпсцпплннам выпускников п/о ХГй? на факультете. Экспериментальная работа п отсточен-ный контроль (cm.cJ33-I35 нашей работы) показывают, что выдвинутая гипотеза получает объективное подтверждение и дает нам право сделать вывод о достаточно высокой зйфектпвностн разработанной системы обученпя на п/о ХГ<1> и возможности пршения её в других формах начального художественного образования (подкурен Ш5Г вечерние классы для работающей молодегл при ДХШа студии).

Из истории организации художественного образования рабочей молодежи

К.Маркс и У.Энгельс указывали в"Манифесте комт.тунпстпческой партии": "На место старого буржуазного общества с его классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие кацдого является условием свободного развития всех" /2, с. 447/.

Классиками марксизма-ленинизма со всей очевидностью было доказано, что в капиталистическом обществе "существование господствующего класса с каждым днем становится все большим препятствием развитию науки, искусства, а в особенности культурных форм общения" /3, с. 216/.Кшгаталпзм не может представить рабочему классу возможность элементарного художественного образования ввиду установки на элитарность такого образования. К.Маркс справедливо считал, что сокращение рабочего дня является основным условием свободного развития индивида /I, с. 337/. Однако за это сокращение рабочего дня и за многие другие свобода рабочему классу еще предстояла длительная и беспощадная борьба с буржуазией.

Большинство существовавших домарксовых эстетических учений было несостоятельными, утопическими, поскольку в них недооценивалась роль экономического базиса в идеологической надстройке. Подвергая их справедливой критике, К.Маркс и .Энгельс отмечали, что действительный расцвет эстетической культуры и обеспечение необходимых условий для развития художественного образования простого народа, принесет лишь социалистическое преобразование общества.

Виднейшие прогрессивные мыслители и художники от Возрождения и до наших дней выступали за осуществление художественного образования работающей молодели. Д.Дидро, великий французский энциклопедист ХУІІІ века говорил» что страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах /166, с. 12/. Однако, практическое решение этой проблемы, как указывалось выше, могло стать действительностью лишь с уничтожением частной собственности и созданием необходимых условий для всестороннего развития всего народа. Подтверждением несостоятельности предпринимавшихся отдельных попыток решить задачи общего художественного образования всех начинающих, независимо от пх возраста и материального состояния, служит опыт деятельности парижской бесплатной школы для учеников и ремесленников братьев Александра и Фердинанда Дюшои /1835 г./.

Применяя в целом прогрессивный для того времени геометраль-ный метод рисования, братья Дюшои ставили своей задачей дать учащимся элементарные навыки рисования и способствовать расширению подобной формы обучения по всей стране. В условиях буржуазного общества этот опыт не мог получить массового распространения. Однако некоторые ценные методические указания, оставленные в опубликованном труде художников-педагогов Дюшои /1842 г./, были использованы в работе большинства художественных заведений Западной Европы.

Передовыми людьми дореволюционной России еще в тот период, когда почти все трудящиеся были неграмотны и обездоленны, также высказывались идеи, перекликающиеся с мыслями великих просветителей передовых европейских государств о необходимости художественного образования широких масс. Зтп утопические проекты общего художественного образования безусловно не могли найти своего практического воплощения в действительности, однако прогрессивная деятельность передовой русской интеллигенции привела к заметным сдвигам в этом вапном деле.

Определенную полохштельную работу в деле художественного образования выходцев из простого народа проводила Академия Художеств /166/. Зто проявлялось не только в поддержке высокоталантливых учеников, таких как Т.Г.Шевченко, И.Н.Крамской,АЕ.Саврасов и др., но и совершенствовании методики общего художественного образования в школах России, открытии /1872 г./ бесплатных воскресных классов рисования для народа, в основном для желающих в дальнейшем вести преподавательскую работу.

Методологические и пспхолого-педагогические основы обучения изобразительной деятельности взрослого человека

Обучение основам изобразительной деятельности в известной степени представляет познавательный процесс, в котором чувственное отражение в форме ощущений, восприятий и представлений находится в тесной взаимосвязи с рациональным познанием.

Определению составных элементов структуры процесса обучения как сложной взаимосвязанной системы, следует предпослать краткую характеристику методологической базы данного процесса, которой является марксистско-ленинская диалектика, советская психологическая и педагогическая науки.

Марксистско-ленинская философия постоянно развивается на основе обобщения всемирно-исторического опыта, новых научных открытий в природе и обществе, подтверждая тем самым свой творческий характер. Основные законы и категории марксистско-ленинской философии не подменяя собой частные науки, вооружают исследователей передовым мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления. В этом проявляется её методологическая сущность, носящая универсальный характер, но конкретизируемый применительно к различньш областям теоретической и практической деятельности человека.

При этом философский уровень методологии заключен не в виде каких-либо жестких норм и готовых рецептов для различных наук, а в качестве общей системы основополагающих принципов. Этой общей системой является марксистско-ленинская диалектика. Анализ советской и зарубешгой философской мысли позволил известному советскому ученому А.П.Шептулину сделать следующий вывод: "Изучая всеобщие формы бытия, всеобщие законы развития объективной действительности и познания, диалектика выполняет методологическую функцию: на основе её законов и категорий формируются соответствующие требования, призванные ориентировать людей в их познавательной и предметно-преобразующей деятельности" /199, с. 3/.

Целостное системное изложение принципов диалектического метода познания таких, как принцип отражения, активности, историзма, детерминизма, восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза и других, предпринятое в цитируемой работе, показывает исследователю, независимо от предмета его исследования, пути системного познания объективной реальности.

Для советских и зарубежных исследователей, стоящих на позициях материалистических, ленинская теория отражения является той теоретической основой, которая и определяет единственно правильный научный подход к изучению проблемы теории и практики изобразительной деятельности. Попытка нынешних ревизионистов М.Марковича, Г.Петровича, Д.Грлича, А.Лефзвра, Е.Фишера и др. "подправить" ленинскую теорию отражения, представляя её как метафизическую, пассивную, устаревшую, навязать марксистско-ленинской философии и искусствоведческой науке теорию "реализма без берегов" /Р.Гароди/, подверглась аргументированной критике ведущими советскими философами У.В.Константиновым, П.В.Копниным, А.П.Шеп-тулиным, А.Г.Спиркиным, а таїсже в совместные монографических работах советских и болгарских ученых /115/. Со всей убедительностью доказано, что отражение является базой, необходимой предпосыпкой и решающим условием изобразительной деятельности, в том числе и творческой.

Процессы отражения в структуре изобразительной деятельности могут быть условно разделены на два различных по уровню, но вместе с тем и взаимно-обусловленных вида - стереотипное отражение и творческое. На это указывает в частности А.А.Оганов /143/, А.Шумилин, Ю.А.Харин, И.А.Петрушин в совместной работе /115, с. 590/ и другие философы.

Основополагающие принципы, содержание и методы обучения изобразительной грамоте на подготовительном отделении

Непосредственному изложении процесса обучения основам изобразительной деятельности на п/о ХГ 1 , следует предпослать краткую характеристику структуры этого процесса, как специфической формы познавательной деятельности.

По образному определенна одного из ведущих ученых-дпдактов высшей школы С.И.Архангельского, обучение монет быть представлено в виде пирамиды: "Основание её принадлежит дошкольному воспитанию и обучению, весь объем занимает начальная и средняя школа. Высшей школе в этой пирамиде принадлежит вершина..." /30, с. 8/. В этой иерархии п/о занимает промежуточное положение: между средней общеобразовательной и высшей школой.

Однако учебный! процесс на п/о ХГФ имеет свои существенные отличия как от школьного, так и от вузовского понимания. Обучение основшл изобразительной грамоты на п/о носит также, как п по другим учебным предметам, пропедевтический! характер, однако в отличие от них, изучение основ рисунка и живописи является для учащихся п/о не повторением уже когда-то изученного, а совершенно новой учебной дисциплины. Это налагает свой отпечаток как на содержание, так и на методы обучения, однако главное, что объединяет любой учебный процесс, остается. Центральної! его особенностью является взаимосвязанная деятельность педагога /преподавание/ и учащегося /учение/, которая опосрздывается через систему средств, методов и организационных форм обучения /89, с. 45/.

Сущность деятельности художника-педагога заключается не только в сообщении теоретических знаний и формировании практических умений и навыков, но и руководстве процессом усвоения знаний и способов изобразительной деятельности, обеспечении соответствия применяемых методов обучения содержанию учебного материала, проведении необходимой воспитательной работы. В свою очередь деятельность учащегося п/о ХГа? складывается из овладения и усвоения теории и практики изобразительной грамоты посредством применения различных методов учения, как на уровне репродуктивной, так и учебно-творческой изобразительной деятельности, формируя при этом в себе необходимые качества личности.

Процессу обучения рисунку и шівописи /предметам, составляющим основу изобразительной грамоты/ присущи основные этапы учебного познания: I/ он начинается с определения педагогом учебно--познавательной цели как на весь период обучения, так и на кап-до е задание или упражнение, и доведение её до сознания каждого учащегося; 2/следугощий этап предполагает организацию восприятия натуры с целью осмысленного её изображения; 3/ на третьем этапе, деятельность преподавателя направлена на закрепление учащимися воспринятой информации в виде теоретических положений, практических навыков и умений изобразительной деятельности, создания у учащихся осмысленных устойчивых образов представления объекта изображения; 4/этапом, венчающим процесс обучения изобразительной деятельности, является проверка результатов в виде контрольных самостоягельных практических заданий.

Как организатор учебной деятельности, педагог использует разнообразные средства обучения. Применительно к нашему предмету мы подразделяем их на: а/словесные; б/ наглядные и в/ технические. Эти средства в процессе усвоения учебного материала используют не только педагог, но и учащиеся.

Учение на п/о ХПЕ» можно определить как целенаправленный процесс усвоения учащимися теории изобразительной грамоты и применение её при овладении умениями и навыками изобразительной деятельности в объеме, необходимом для дальнейшей учебы на ХГФ. Поскольку этот объем, или говоря другими словами, содержание учебного материала зависит от целей обучения, то первоначально определим цель курса основ изобразительной деятельности на п/о ХП5, которая заключается в обеспечении подготовки выпускников отделения к успешному усвоению спецдисциплин факультета. Эта цель требует от педагога решения следующих задач:

І/добиваться усвоения учащимися основных полонений теории изобразительной грамоты, исходя из объема требований к поступающему на ХГФ,,

2/обеспечить овладение практическими умениями и навыками изобразительной деятельности, которые позволят успешно осваивать программу спецдисциплин факультета;

З/осуществяять постепенное введение в учебный процесс элементов творческой деятельности;

4/способствовать формированию коммунистического мировоззрения и активной жизненной позиции у будущих студентов.

Похожие диссертации на Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов