Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Сибиркина Елена Николаевна

Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования
<
Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сибиркина Елена Николаевна. Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Сыктывкар, 2004 279 c. РГБ ОД, 61:04-13/2807

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования

1. Специфика и развитие народного искусства коми 13

2. Возрастные особенности дошкольников и их возможности в освоении народного искусства коми и развитии художественно-конструктивной деятельности 40

3. Методические подходы к ознакомлению детей с народным искусством.... 74

Выводы по первой главе 100

Глава II Опытно-экспериментальное обоснование методической системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования

1. Диагностика подготовленности дошкольников к освоению элементов народного искусства коми 103

2. Особенности подготовленности дошкольников к освоению элементов народного искусства коми 115

3. Содержание, формы, методы, средства изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования 133

4. Динамика уровня освоения дошкольниками элементов народного искусства коми 159

Выводы по второй главе 168

Заключение 170

Библиография 173

Приложения 196

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях общей гуманизации образования и личностно-ориентированной педагогики особая роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения отводится народному искусству. В нем заложены подлинные общечеловеческие, национальные и художественные ценности, без ориентации на которые духовное и художественно-творческое развитие личности будет неполноценным.

Теоретический анализ научных трудов по проблеме изучения с детьми основ народного искусства показал, что народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности. Исследователи отмечают огромное значение этнической культуры и народного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании детей.

Проблемам художественного развития и эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства посвящены труды многих исследователей. Следует отметить труды З.А. Богатеевой, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, Н.М. Сокольниковой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.Б. Халезовой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В вопросе своеобразия и особенностей развития изобразительной деятельности дошкольников мы опирались на исследования психологов: Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Г.В. Лабунской, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, СБ. Рождественская, А.Б. Салтыков, Т.Я. Семенова и другие.

Народное искусство коми уникально и самобытно. Оно донесло до наших дней яркие своеобразные элементы древней «языческой» культуры. Культура

народов Коми края представляла и представляет значительный интерес для археологов, историков, этнографов, искусствоведов. Материалы исследований нашли отражение в работах таких этнографов и искусствоведов как В.Н. Белицер, Л.С. Грибова, Л.Н. Жеребцов, Г.Н. Климова, Н.Д. Конаков, К.С. Королев, Д.А. Несанелис, Э.А Савельева, В.Э. Шарапов и других.

Научный материал по традиционной духовной и материальной культуре Коми, который собрали и обобщили ученые, в связи со значимостью может быть использован в образовательном процессе детских садов и школ. В Республике Коми имеется положительный опыт внедрения материала по этническому искусству в учебно-воспитательный процесс высших и средних учебных заведений, школы и дошкольных образовательных учреждений. Примером тому служат исследования С.А. Бочарова, Л.Д. Вавиловой, В.Ф Канева, Н.Г. Оверина, В.Ф. Поберезкой.

Преследуя цель приобщить дошкольников к этническому искусству, необходимо знакомить их, прежде всего с тем, что их непосредственно окружает, что доступно их восприятию и отражению в художественной деятельности. Такую особенность имеет жилище. Кроме того, традиционные объекты деревянного зодчества на территории Республики Коми в малом количестве сохранились в городах. Происходит их постепенное исчезновение в связи с ростом иной, более современной и приемлемой для городов архитектуры, следовательно, подрастающее поколение в скором будущем не будет знать особенности жилищ своих предков.

Исследования традиционного жилища народов России показывают, что жилище - это один из наиболее существенных элементов культуры, оно служит удовлетворению самых необходимых потребностей человека, несет в себе символическое содержание, занимает важнейшее место в системе культуры любой этнической общности (А.К. Байбурин, И.Н. Гешуев, Л.С. Грибова, Л.Н Жеребцов, Н.Д. Конаков и др.). У каждого народа жилище имеет свои национальные черты, с которыми важно знакомить детей.

Освоение дошкольниками элементов народного искусства происходит наиболее успешно в деятельности. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов народного искусства в содержание занятий по изобразительному искусству и художественному конструированию.

Нами изучены психолого-педагогические труды по вопросу формирования художественно-конструктивной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста А.Н. Давидчук, Н.М. Конышевой, О.В. Корчиновой, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой, О.А. Сафоновой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой.

Особую значимость для нашего исследования в аспекте изучения с детьми народного искусства (на материале традиционных жилищ и изделий декоративно-прикладного искусства) представляют диссертационные исследования М.М. Байрамбекова, Л.И. Балабушевич Л.Д. Вавиловой, В.Ф. Канева, В.В. Корешкова, В.Т. Поберезкой, И.Н. Полынской, О.П. Савельевой.

В общеобразовательных программах для дошкольных учреждений предусмотрено изучение с детьми народного искусства, архитектуры своего города и использование полученных знаний в конструктивной и изобразительной деятельности. А также, в соответствии с законом Республики Коми «Об образовании», система образования должна обеспечить связь с национальными и региональными культурными традициями, а для этого необходимо введение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений национально-регионального компонента.

Несмотря на значительное число научных исследований, ряд программ и положительный опыт работы в области приобщения дошкольников к народному искусству коми, в этом процессе перед образовательными учреждениями стоит проблема поиска путей его дальнейшего совершенствования.

Существует необходимость более глубокого ознакомления детей с традиционными жилищами и декоративно-прикладным искусством коми, как

важной частью материальной и духовной культуры коми народа. Это особенно актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, с необходимостью развития у детей способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство коми, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.

Вместе с тем, не проводилось отдельного педагогического исследования, а так же не разработана и не апробирована целостная научно-обоснованная методическая система по вопросу изучения с детьми дошкольного возраста народного искусства коми на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования, что и обусловило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему, направленную на изучение народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

Объект исследования - педагогический процесс, направленный на освоение детьми 6-7 лет народного искусства коми на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

Предмет исследования — методическая система, направленная на изучение народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

Гипотеза исследования:

Изучение народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования будет эффективным если:

1. Теоретически обоснована и разработана методическая система, включающая цель и задачи, содержание, формы, методы, методические приемы обучения, дидактические средства обучения.

  1. Изучение народного искусства коми осуществляется как поэтапный системно-организованный процесс, содер/наищй совокупность художественно-творческих заданий, доступных освоению детьми 6-7 лет и обеспечивающий включение дошкольников в разнообразную художественно-конструктивную деятельность.

  2. Создана этническая предметно-развивающая среда (этнографические мини-музеи и уголки коми культуры), воссоздающая традиционный быт коми народа, активно используемая в процессе проведения занятий с детьми.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую, этнографическую литературу по проблеме изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

  2. Обобщить имеющийся в Республике Коми опыт работы по приобщению дошкольников и младших школьников к народному искусству коми.

  3. Выявить особенности подготовленности детей к освоению народного искусства коми на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

  4. Отобрать доступное освоению детьми 6-7 лет содержание материала народного искусства коми (на примере объектов традиционного зодчества и декоративно-прикладного искусства).

  5. Разработать и экспериментально обосновать эффективность содержания, форм, методов, приемов, дидактических средств обучения, направленных на изучение народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

Методологические основы исследования составили: положения искусствознания и этнографии о роли культуры как своеобразной связи поколений в социальном наследовании, принцип

понимания искусства как средства этнического самосознания в контексте общечеловеческих ценностей;

психолого-педагогические исследования о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта, учение о роли деятельности в развитии личности;

исследования по теории и методике художественного образования и эстетического воспитания детей средствами изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства, о способности личности в познании народных традиций и отображении в собственной художественно-конструктивной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

теоретический анализ и обобщение научных трудов по этнологии, этнографии, психологии, педагогике, искусствоведению, теории и методике обучения изобразительному искусству и художественному конструированию, анализ программ и методических пособий для дошкольных учреждений и начальных классов;

обощение педагогического опыта, выявление особенностей организации и содержания работы педагогов экспериментальных детских садов по приобщению дошкольников к этническим традициям коми;

наблюдение за детьми в процессе их художественно-конструктивной деятельности;

беседа с дошкольниками и педагогами дошкольных учреждений;

анализ детских работ, выполненных ими в процессе учебно-творческой деятельности на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования;

педагогический эксперимент;

качественная и количественная обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях № 4, 57, 86, 93, 104 г. Сыктывкара, № 89 г. Эжвы, № 8 с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми. Эксперимент охватил дошкольников 6-7 лет экспериментальных и контрольных групп.

1этап (1999 - 2001гг.) был связан с определением проблемы исследования. Анализировалась этнографическая, искусствоведческая, психолого-педагогическая, методическая литература по проблеме изучения с детьми народного искусства коми, проводилось обобщение опыта работы детских садов региона, что позволило выявить состояние проблемы, а также определить основные направления исследовательской работы.

  1. этап (2001 — 2003 гг.) - основное внимание было уделено отбору, разработке и обоснованию содержания материала занятий, форм, методов, серии наглядных пособий и дидактических игр, проведению опытно-экспериментальной работы в дошкольных учреждениях республики.

  2. этап (2003 - 2004гг.) - велось обобщение данных экспериментального исследования, формулировались выводы и рекомендации. Литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Обоснована необходимость и возможности изучения с детьми 6-7 лет народного искусства коми на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

  2. Отобрано доступное освоению детьми 6-7 лет содержание материала по народному искусству коми, объединяющее в себе объекты традиционного северного зодчества и декоративно-прикладного искусства.

  3. Научно обоснована и экспериментально проверена эффективная методическая система изучения с дошкольниками народного искусства коми, включающая цель и задачи, содержание, формы, методы, методические приемы обучения, дидактические средства обучения.

4. Доказана эффективность организации и использования в педпроцессе дошкольных учреждений специально оборудованной этнической предметно-развивающей среды (этнографические мини-музеи и уголки коми культуры).

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система, включающая цель и задачи, содержание, формы, методы, методические приемы обучения, дидактические средства обучения, направленная на изучение народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

Данная методическая система может быть использована педагогами дошкольных и школьных образовательных учреждений в дополнительной работе с детьми (кружки, художественные студии), отдельные темы могут быть включены в основные занятия по художественному конструированию, изобразительному искусству, ручному труду, как реализация национально-регионального компонента.

Предложенные практические рекомендации по организации и оформлению этнической предметно-развивающей среды (этнографические мини-музеи и уголки коми культуры) помогут педагогам создать в детских садах и школах подобную развивающую среду и активно использовать ее возможности в процессе развития и воспитания детей.

Результаты исследования могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по художественно-конструктивной деятельности дошкольников, в разработке новых учебных пособий и программ, а также могут быть внедрены в учебную практику при подготовке педагогов дошкольных и школьных учреждений в педагогических колледжах и ВУЗах.

Достоверность исследования обеспечивается использованием
взаимосвязанных методов исследования, опорой на теоретические положения
психолого-педагогической, методической, искусствоведческой,

этнографической литературы по проблеме исследования, экспериментальной

проверкой положений исследования в условиях дошкольных образовательных учреждений, объективным анализом полученных исходных и итоговых результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Методическая система, направленная на изучение народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования, включающая цель и задачи, содержание, формы, методы, методические приемы обучения, дидактические средства обучения.

  2. Теоретически обоснованное и экспериментально проверенное содержание занятий по изучению народного искусства коми, доступное освоению детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования.

  3. Программа занятий «Изобразительное искусство и художественное конструирование для детей 6-7 лет в детских садах Республики Коми».

  4. Организация и использование в педагогическом процессе дошкольных учреждений оборудованной этнической предметно-развивающей среды (этнографические мини-музеи и уголки коми культуры).

Апробация исследования осуществлялась:

  1. Основное содержание и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики дошкольного образования, секции методики дошкольного образования, на аспирантских семинарах и научных конференциях студентов, аспирантов и преподавателей Коми государственного педагогического института (2001, 2002, 2003, 2004 гг.).

  2. Выступления на межрегиональных научно-практических конференциях: «Технологическое образование в школе и вузе» Коми пединститута (2002г.), «Национально-культурные и гуманистические традиции в развитии образования Республики Коми» Республиканский институт развития образования (2003 г.), выступление на Коми республиканской молодежной научной конференции (2004г.).

  1. Разработанный материал используется в основном учебном курсе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» (лекционные, практические и лабораторные занятия) и в специальных курсах «Виды изобразительного искусства в детском саду», «Развитие художественно-конструктивного творчества дошкольников (на материале народного искусства коми)» как национально-региональный компонент в подготовке будущих педагогов дошкольных учреждений по специальности «Дошкольная педагогика и психология» Коми пединститута. По теме исследования ведется руководство курсовыми и дипломными работами студентов.

  2. Публикации в научных сборниках и научно-методических журналах.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава посвящена раскрытию теоретических основ исследования. Во второй главе представлено опытно-экспериментальное обоснование методической системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования. Текст диссертации изложен на 195 страницах, объем приложений - 84 страницы, общий объем работы 279 страниц.

Диссертация включает 261 наименование использованной литературы, 1 схему, 10 таблиц, 22 диаграммы, 18 рисунков-образцов, 8 детских рисунков, 39 фотографий.

Специфика и развитие народного искусства коми

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Благодаря своей необычной емкости народное искусство представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры человека.

Народное декоративное искусство — часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Народное искусство позволяет воспитывать в детях определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира [36, С. 12].

Народное искусство как система образного мышления отражает мир и активно влияет на процессы воспитания патриотизма, гуманизма. В этом заключается важнейшая роль народного искусства в формировании мировоззрения человека в современном обществе, в формировании его общественного сознания [189, С. 197].

М.А. Некрасова отмечает, что народное искусство - «это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей, постоянно питающих профессионально-художественную культуру» [148, С.8].

В широком значении народное искусство — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [214, С. 183].

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, СБ. Рождественская, А.Б. Салтыков, Т.Я. Семенова и другие [10, 18, 41, 148, 149, 189, 190, 205, 206, 207]. В их трудах главными закономерностями развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Народное искусство рассматривается искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, ансамблевость решения, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, связь с окружающей жизнью, общечеловечность духовных ценностей. Т.Я. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира [36, С. 10]. Все эти особенности искусства определяются целостным восприятием мира [214, С.188].

И.Я. Богуславская пишет: «Большое обобщение и типизация, свойственные искусствам, основанным на непосредственном наивном восприятии действительности, роднит народное творчество с детским и отчасти явлениями первобытного искусства. Как архаика, они проявляются во все времена у многих народов как определенная ступень «детства человечества», как явление, порожденное конкретными социальными, психологическими, биологическими факторами» [18, С. 11].

В конце прошлого века любители-художники, коллекционеры и историки начали интересоваться памятниками крестьянского искусства. В 19 веке появилось много работ о крестьянских производствах и ремеслах, которые мало затрагивали вопросы собственно искусства. М.А. Некрасова указывает, что долгое время крестьянское искусство рассматривалось неправильно - всего лишь как ступень на пути развития к более высокому уровню — искусству индивидуальных художников [148, С. 8-9].

В 1924 году вышла книга B.C. Воронова «Крестьянское искусство», где автор впервые дал описание всех основных видов народного искусства: резьбы и росписи по дереву, керамики, металла, вышивки, кружева и ткачества, набойки и игрушки. В.М. Василенко, анализируя труды Воронова, пишет, что исследователь впервые четко наметил главные художественные направления в крестьянском искусстве, выявил их стилистические отличия, дал их четкую классификацию по материалам и технике обработки, сочетав это с яркими художественными характеристиками.

B.C. Воронов - один из первых исследователей народного изобразительного творчества - признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна [41, С. 10].

Возрастные особенности дошкольников и их возможности в освоении народного искусства коми и развитии художественно-конструктивной деятельности

Педагоги прошлого и современности отмечали, что ребенок-дошкольник обладает высокой эмоциональностью, отзывчивостью, мыслительной активностью в познании окружающего мира — качествами, необходимыми для общения на уровне искусства.

Доказано, что через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным ценностям мировой культуры, тем развитее будет его эстетическое сознание, что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических потребностей.

Дошкольники по своим возрастным проявлениям удивительно динамичны. Особенно ярко это проявляется в изобразительной и конструктивной деятельности, в ходе которых могут использоваться самые различные художественные и конструктивные материалы. Занятия изобразительной деятельностью и конструированием рассматриваются как одно из важнейших средств развития личности ребенка, способствующее формированию эстетического понимания окружающего мира, развитию творческого, образного мышления, художественно-образного видения.

Одно из важнейших положений детской психологии — это решающая роль деятельности в обучении и психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов). Именно в обучении, основанном на деятельностном подходе, формируется творческая личность, в том числе и дошкольника. Последнее определяется, прежде всего, содержанием, средствами и способами деятельности, которые ребенок осваивает в процессе этой деятельности.

По мере обогащения разных видов деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии, как детского мышления и воображения, так и конструктивной, и изобразительной деятельности [172, С.20].

Исследования установили, что развитие психических свойств и способностей зависит, прежде всего, от требований, предъявляемых самой деятельностью: в каждом виде деятельности складываются и развиваются те свойства и способности, которые необходимы для ее успешного выполнения. Усвоение каждого вида деятельности включает овладение такими внешними, материальными действиями, которые служат источником формирования внутренних, психических форм действия.

Благодаря тому, что дети дошкольного возраста активно заняты продуктивными видами деятельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация) как на занятиях, так и в свободное время, у них развивается способность заранее представлять себе, что должно быть сделано, развивается способность к планированию деятельности [142, С.147; 144, С.133; 213, С.171].

Все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер. Например, в конструировании, если ребенок создает домик из строительного материала, отдельные детали этого материала и их сочетания замещают части реального дома - его стены, потолок, крышу, а отношение этих деталей соответствует отношению таких частей, т.е. моделирует его.

Л.А. Венгер, B.C. Мухина подчеркивают, что дети не только создают предметные и графические построения, которые по внешнему виду сходны с определенными типами моделей, применяемых в деятельности взрослых людей, но и используют такие построения именно как модели, действуют с ними в соответствии с их смыслом. При этом дошкольники обнаруживают высокий уровень понимания не только собственных модельных построений, но и построений, создаваемых другими людьми [33, С.246-247].

Кратко рассмотрим возрастные особенности старших дошкольников, на которые будем опираться в экспериментальной части нашего исследования.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это служит основой для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания художественных произведений.

Меняется образная память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений. Формируется преднамеренное воображение. Все это способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе наглядно-образного мышления формируются наглядно-образные его формы, благодаря чему дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными в художественном произведении, понимают язык искусства, т.е. художественный образ и выразительные средства, используемые художником.

Развитие образного мышления создает предпосылки для формирования логического мышления. Дети этого возраста способны сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительные выводы. Поэтому дети легко выделяют функциональные связи предметов (назначение, использование). При целенаправленном руководстве взрослого ребенок раскрывает пространственные и временные отношения.

Диагностика подготовленности дошкольников к освоению элементов народного искусства коми

Критерием эффективности методической системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования является положительная динамика в развитии представлений и художественно-конструктивных умений детей в освоении элементов народного искусства коми. Поэтому важным этапом нашего исследования является выявление особенностей подготовленности детей 6-7 лет к освоению материала по народному искусству Коми.

Цель констатирующего эксперимента - выявить особенности подготовленности детей 6-7 лет к освоению материала по народному искусству Коми (на материале объектов традиционного северного зодчества).

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить особенности представлений детей о народном искусстве Коми.

2. Выявить особенности практической подготовленности детей 6-7 лет к изображению традиционных северных домов:

а) в рисунке;

б) в художественном конструировании.

3. Проанализировать особенности организации и содержание работы педагогов экспериментальных и контрольных детских садов по приобщению дошкольников к этническим традициям коми.

На основе изучения психолого-педагогической литературы, анализа современных методических рекомендаций, диссертационных исследований, готовых продуктов детского художественного творчества и наблюдений за изобразительной деятельностью и конструированием детей нами разработаны показатели оценки подготовленности детей 6-7 лет к освоению материала по народному искусству Коми (на материале объектов традиционного северного зодчества). Разработка показателей велась в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей 6-7 лет.

При разработке показателей практической подготовленности детей в изобразительной и конструктивной деятельности нами использовались исследования Т.С. Комаровой (критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью), B.C. Кузина, Л.С. Парамоновой, а также диссертационные исследования М.М. Байрамбекова, О.П. Савельевой.

С целью выявления особенностей сформированности представлений о прикладном искусстве народа коми, с детьми проводилась индивидуальная беседа по семи вопросам. Изучение имеющихся представлений детей о Республике Коми, народном искусстве коми нам необходимо для планирования содержания первого этапа формирующей работы, а именно общих сведений о республике, народах, проживающих на данной территории, их традиционных занятиях, жилищах и прикладном искусстве.

Во время беседы фиксировалась правильность и полнота ответов детей. Дошкольникам задавались вопросы:

1. Как называется республика, где ты живешь? (ответ: Республика Коми).

2. Какой народ с древних времен жил в нашем крае? (ответ: с древних времен территорию республики заселял коми народ).

3. Из какого материала строили коми свои дома - избы? (ответ: избы раньше строили из дерева).

4. Что клали между бревнами, когда строили дом, чтобы в нем сохранялось тепло? (ответ: для сохранения тепла в доме при строительстве между бревнами клали мох).

5. Как обогревался дом? (ответ: дом обогревался печью).

6. Какую посуду можно было раньше увидеть в доме? (ответ: чугунок, туес, деревянные ложки, ковши, чашки, берестяные корзинки, солонку в виде утицы и др.).

7. Что такое чум, опиши его? (ответ: чум - это временное переносное жилище северных народов, занимающихся оленеводством. Чум имеет форму конуса и изготавливается из жердей и оленьих шкур. Летом чум покрывают берестяными покрышками).

Для определения особенностей практической подготовленности детей 6-7 лет к изображению традиционных северных домов дошкольникам предлагалось нарисовать рубленый дом, в котором живет персонаж коми сказок Пера - Богатырь. Знакомство с коми народной сказкой «Пера -Богатырь» проводилось заранее, до занятия рисованием.

Предлагая выполнить рисунок коми избы, мы преследовали цель -выявить представления детей о традиционном материале, из которого рубили избы, о конструктивных особенностях соединения бревен и пропорциях дома, о декоративном оформлении дома, умения передавать в рисунке свои представления. Мы не рассматривали разнообразие цветовой гаммы рисунка с точки зрения многообразия используемых цветов, а также не включили в критерии оценивания такой показатель, как характер линий (мазков), т.к. в большей степени мы оценивали работы детей с точки зрения передачи в рисунке особенностей традиционного деревянного дома коми.

Похожие диссертации на Научно-методическое обоснование системы изучения народного искусства коми с детьми 6-7 лет на занятиях изобразительного искусства и художественного конструирования