Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Карачарова Татьяна Ильинична

Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста
<
Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карачарова Татьяна Ильинична. Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Елец, 2006 156 с. РГБ ОД, 61:07-13/1025

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование представлений о сущности умения играть с листа 11

1.1. Эволюция взглядов на обучение чтению нот с листа в истории музыкальной педагогики 11

1.2. Анализ современных теоретических и методических концепций процесса чтения ноте листа 24

Глава 2. Методологические и теоретические предпосылки обучения чтению ноте листа 36

2.1. Чтение нот с листа как целостный процесс. Его структурные элементы и психофизиологические особенности 36

2.2. Особенности начального этапа обучения чтению нот с листа студентов, владеющих навыками игры на фортепиано 64

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию умения играть с листа 87

3.1. Изучение уровня сформированности технологической стороны умения играть с листа 87

3.2. Проведение формирующего этапа эксперимента 101

3.3. Итоги эксперимента 116

Выводы по итогам эксперимента 125

Заключение 128

Библиографический список литературы 132

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из факторов, во многом определяющим успешность профессиональной карьеры музыканта, является умение играть с листа, необходимое в различных видах исполнительской (сольной, концертмейстерской и ансамблевой) и педагогической деятельности. Поэтому вопросы обучения чтению нот с листа привлекают внимание педагогов и методистов уже многие годы, начиная с методических руководств и трактатов XVI-XVIII столетий (Горчин, Ф.Э. Бах, Ф. Куперен и др.) до теоретических и методических работ нашего времени как отечественных музыкантов (Р. Верхолаз, Т. Беркман, И. Серебровский, А. Алексеев, М. Лерман, В. Островская, М. Фейгин, Л. Баренбойм, Б. Милич, Г. Цыпин, Л. Цибизова, Л. Горелашвили, К. Цатурян, П. Бережанский и др.), так и зарубежных (И. Гат, Л. Веспреми, Е. Бэннет, X. Кэпп, Л. Хэйвл, В. Кайльман, С. Лоуренс, Л. Моури, К. Херман и др.).

Несмотря на несомненные успехи в этой области, проблема обучения чтению нот с листа до настоящего времени не является полностью решенной. В реальной жизни отмечаются «факты поразительного контраста при сопоставлении выступлений студентов-пианистов в сольных программах и... в чтении с листа» [173, с. 71], признается, что «читка с листа - «ахиллесова пята» подавляющего числа учеников» [151, с. 39], «именно отсутствие этого навыка является слабым звеном в подготовке учащихся, начиная с ДМШ и заканчивая ВУЗом» [158, с. 69].

Одной из существенных причин, объясняющих сложившуюся ситуацию, является, на наш взгляд, отсутствие методики, оптимальным образом развивающей способность к чтению нот с листа, которая опиралась бы при этом на адекватную научную базу и была бы экспериментально подтверждена практическими результатами.

Обозначенное противоречие между значимостью навыков игры с листа на фортепиано и отсутствием эффективной методики обучения этому умению составляет проблему исследования.

Мало изучены методологические основы и методические подходы в обучении игре с листа разных категорий обучающихся. Поэтому конкретизация приемов обучения с учетом специализаций, а также возрастных и образовательных особенностей музыкантов становится сложной задачей.

В наше время наиболее полно разработана методика начального обучения детей в системе ДМШ (в младших классах). Здесь приемы чтения нот с листа самым тесным образом связаны с освоением нотной грамоты и соответствующих навыков игры на фортепиано (Ф. Брянская, С. Ляховицкая, Л. Баренбойм, Б. Милич, В. Михелис, П. Бережанский, В. Голованов и др.).

При этом вне зоны внимания методистов и теоретиков остается
многочисленная группа музыкантов, в профессиональной деятельности которых
* умение играть с листа приобретает особую актуальность. К ней относятся

студенты музыкальных факультетов вузов культуры и искусств. Учебно-методическое пособие Р. И. Хорунжей, направленное на этот контингент студентов, а так же ранее изданное пособие Р. А. Верхолаз, адресованное студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, рассматривают отдельные практические аспекты обучения игре с листа и не решают проблему в целом.

Как правило, у данной категории студентов технологические компоненты умения играть с листа резко отстают от развития музыкального мышления и общетехнических навыков игры на фортепиано. Процессы восприятия нотного текста и создания различного уровня представлений оторваны в реальном времени от игровых действий, что сводит чтение с листа на уровень разбора произведения. В этом ракурсе результативным может оказаться обучение игре с листа на основе целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста и его активизации. Однако подобный подход не исследован ни в теоретическом, ни в практическом аспектах.

Вышесказанным определяется тема настоящего исследования и его
> актуальность.

Цель исследования - разработать эффективную методику начального (технологического) этапа обучения чтению нот с листа студентов, владеющих навыками игры на фортепиано.

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние вопроса в историческом и теоретическом аспектах.

  2. Определить и обосновать методологическую базу обучения игре нотного текста с листа.

3. Установить специфические элементы формирования и развития умения читать
с листа применительно к начальному этапу обучения студентов, владеющих
навыками игры на фортепиано.

* 4. Конкретизировать и систематизировать методические приемы и упражнения,

активизирующие процесс восприятия и озвучивания нотного текста с листа. 5. Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование в целях выявления результативности выдвинутых теоретических и методических положений обучения чтению нот с листа студентов, владеющих навыками игры на фортепиано.

Объект исследования - процесс обучения игре с листа на фортепиано.

Предмет исследования - обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста.

Гипотеза исследования - процесс формирования умения играть нотный текст с листа будет успешен, если:

обучение будет опираться на адекватную теоретическую концепцию, основанную на психофизиологических закономерностях функционирования моторики музыканта;

будут активно использоваться методические установки, построенные на включении и активизации всех компонентов, составляющих целостное умение, в деятельность по чтению с листа;

> - будут выявлены и приведены к общему уровню отстающие в своем

развитии навыки;

- будет преодолена интерференция навыков разучивания произведения и
чтения с листа.

В качестве методологической базы выступают:

- психолого-педагогические концепции: поэтапного формирования
умственных и практических действий (П. Я. Гальперин; Н. Ф. Талызина и др.);
теория развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин,
И. С. Якиманская, Г. М. Цыпин и др.);

- работы физиологов и психологов: теория функциональных систем
(П. К. Анохин); теория координационных уровней построения движений и
теория развития ловкости движений (Н. А. Бернштейн); теория кольцевого
управления движениями (Л.В.Чхаидзе); теория уровневой иерархической

) структуры установки как механизма стабилизации деятельности

(А. Г. Асмолова);

- основополагающий принцип воспитания музыканта: единство
художественного и технического развития при ведущем художественном;

- концепция психофизического единства творческо-исполнительского
аппарата музыканта (О. Ф. Шульпяков);

- теоретические положения научно-исследовательских работ по чтению нот
с листа: о комплексном подходе к обучению игре с листа (Ф. Д. Брянская); об
особенностях визуального восприятия нотного текста и оперативной памяти
(Л. И. Горелашвили); о художественном способе действия с новым музыкальным
материалом при чтении его с листа (К. А. Цатурян); о многоканальное
управления моторикой пианиста в процессе игры с листа (В. П. Сраджев);

- теория спортивной тренировки (В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев,
О. Н. Московченко и др.).

Методы исследования: обобщение передового музыкально-
педагогического опыта; педагогическое наблюдение; педагогический
эксперимент; метод экспертной оценки; метод системного анализа; метод
> восхождения от абстрактного к конкретному; дедуктивный метод;

теоретическое моделирование; статистическая обработка данных.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Активизация целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста служит универсальным способом работы, пригодным для развития и координации всех компонентов умения и для эффективного обучения чтению нот с листа в целом.

  2. Преодоление интерференции навыков разучивания нотного текста и навыков игры с листа является обязательным условием успешного формирования и развития умения читать с листа у музыкантов с наработанными навыками игры на фортепиано.

  1. Локальное развитие отстающих звеньев умения играть с листа является эффективным средством создания гармоничного его комплекса при

> условии, что локальное воздействие будет ориентировано на те функции,
которые выполняет тот или иной навык в целостном процессе чтения нот с
листа.

Новизна исследования:

обоснована целостность восприятия и озвучивания нотного текста как основной метод развития умения играть с листа;

выявлены закономерные причины отставания умения играть с листа от

общего музыкального и технического развития студента в классе общего

курса фортепиано; і

- разработана диагностическая карта технологической стороны умения

играть с листа;

дана дефиниция ловкости моторно-двигательного аппарата музыканта-инструменталиста;

конкретизирован научный и методический фундамент для создания комплексной методики обучения игре с листа.

Научная достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической базой; обоснованностью методов, адекватных

> предмету, цели и задачам исследования; проведенным практическим
экспериментом, включающим в себя анализ результатов контрольной и

экспериментальной групп, полученных с помощью специально разработанной методики диагностирования технологической стороны чтения нот с листа; высоким профессиональным уровнем членов экспертной комиссии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования существенно дополняют и развивают имеющиеся теоретические и методические основы чтения нот с листа, связанные с технологическими проблемами начального этапа обучения студентов, имеющих сформированные навыки игры на фортепиано. Исходные теоретические положения могут быть использованы в дальнейших исследованиях, как часть целостной концепции обучения игре с листа.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на его основе разработана система методических приемов, позволяющих повысить эффективность начального этапа обучения чтению нот с листа, обеспечить оптимальное освоение базовых технологических навыков, на основе которых процесс совершенствования этого умения будет проходить динамично и результативно. Предназначенные для оптимизации процесса чтения с листа общего курса фортепиано, исследуемые методы работы с новым музыкальным материалом можно адаптировать к обучению игре с листа на любом другом музыкальном инструменте. Практические приемы обучения игре с листа могут быть применимы в ДМШ, в средних специальных учебных заведениях (музыкальных, культурно-просветительных и педагогических), на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов для начавших обучение игре с листа на основе наработанных навыков игры на фортепиано. Основные теоретические и методические положения исследования могут использоваться в курсе лекций по методике обучения игре на фортепиано в средних и высших музыкальных учебных заведениях, на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет музыкального творчества Белгородского государственного института культуры.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре теории, методики музыкального воспитания и исполнительства Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина; на кафедре фортепиано и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Белгородского государственного института культуры, 2001-2006; на Открытых уроках, проводимых автором в рамках Областного методического семинара для учителей ДМШ и школ искусств Белгородской области и Межрегиональной научно-практической конференции (Белгород, 2002, 2005); на VIII Региональной научно-практической конференции Центрального региона РФ (Курск, 2006); на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях в городах Курск (2001), Санкт-Петербург

(2003-2006); Кострома (2004, 2006), Тула (2006). Основные аспекты
исследования нашли отражение в 14 публикациях, в том числе - двух статьях в
изданиях, реферируемых ВАК РФ. Ход исследования, его содержание и выводы
наиболее полно отражены автором в монографии «Вопросы теории и методики
обучения чтению нот с листа» (Белгород, 2006). Методика, разработанная в ходе
исследования, стала основой для авторской экспериментальной программы по
курсу «Чтение нот с листа» для студентов факультета музыкального творчества
Белгородского государственного института культуры и искусств.

Общий объем публикаций по теме исследования составил 13,35 п. л.

Этапы исследовательской работы. Первый этап исследовательской работы, поисково-теоретический, длился с 1998 по 2002 год. За этот период была проанализирована учебно-методическая и искусствоведческая литература, диссертационные исследования, пособия по чтению нот с листа, а также издания по общей и музыкальной педагогике, по теории спортивной тренировки, психологии и физиологии, прямо или косвенно имеющие отношение к теме исследования. В итоге были конкретизированы цель и задачи исследования, создана методологическая база для проведения

> педагогического эксперимента.

Второй этап исследования (2002-2005 гг.) заключался в подготовке и проведении педагогического эксперимента, в котором приняли участие студенты факультета музыкального творчества Белгородского государственного института культуры, обучающиеся игре с листа в рамках общего курса фортепиано.

Третий, заключительный этап (2005-2006 гг.), состоял в обобщении и дифференцировании результатов исследования, анализе, обработке итогов эксперимента, выработке выводов и практических рекомендаций по итогам исследования.

В ходе настоящего исследования всестороннему анализу подвергался также многолетний опыт игры с листа, приобретенный автором в исполнительской (концертмейстерской) и педагогической деятельности.

Эволюция взглядов на обучение чтению нот с листа в истории музыкальной педагогики

Проблема эффективного обучения чтению нот с листа волнует уже не одно поколение музыкантов. Подходы к ее решению тесно связаны с представлениями о сущности этого умения. Они отражают путь становления музыкальной инструментальной педагогики от эмпирического познания до попыток теоретического осмысления этого умения как явления, дают нам » возможность проследить поэтапное нарастание интереса к вопросам воспитания умения играть с листа.

Известный нам материал достаточно велик и разнороден по объему и качеству информации, по теоретической и практической значимости. Он представляет собой как отдельные замечания декларативного или практического характера, так и попытки более систематизированного изложения проблемы, а также специальные учебные пособия с нотными приложениями и диссертационные исследования. Большая часть публикаций носит эмпирический характер. В них, как правило, отражен практический исполнительский и педагогический опыт музыкантов. Значительно меньше работ научно-исследовательских, призванных теоретически осмыслить процесс чтения с листа.

При рассмотрении столь значительного массива трудов, прежде всего мы стремились выявить в них положения, отвечающие задачам нашего исследования. Поэтому в качестве ориентиров опирались на следующие признаки:

- носит работа теоретический или практический характер;

- исследуются в ней отдельные аспекты процесса чтения нот с листа или комплексно;

- на какой уровень развития умения она ориентирована;

- является ли теоретическое обоснование процесса игры с листа (отдельные его положения) или разработанная методика пригодной для обучения музыкантов, владеющих навыками игры на фортепиано, но не умеющих читать с листа.

Теоретическое осмысление процесса чтения нот с листа и практические способы обучения претерпевали значительные изменения с течением времени, отражая предъявляемые требования к данному виду деятельности.

В связи с этим будет вполне логичным рассматривать публикации по историческому принципу - от более ранних работ к современным. При анализе музыкально-исторического наследия XVI-XVIII веков обращает на себя внимание редкость упоминаний о чтении нот с листа. В основном в трактатах рассматриваются вопросы обучения искусству импровизации, аппликатуры, исполнения украшений, приводятся рассуждения о могуществе музыкального искусства, о внешнем виде исполнителя и т.п. Лишь изредка данная проблема упоминается с позиций ее практической значимости, просматривается в названиях методических трудов. Например, руководство польского музыканта Горчина, изданное в 1647 г., называлось «Музыкальная табулатура, или музыкальное руководство, по которому каждый, кто только будет знать а, в, с, сможет очень быстро научиться петь и играть по нотам на всяких инструментах, то есть на скрипке, клавикорде и др.» [4, с. 20]. М. Друскин отмечает, что общими для трактатов XVIII века являлись три сферы интересов, к которым их авторы часто возвращаются, это - правильная постановка пальцев, хорошие украшения и хорошее исполнение [52, с. 59]. Обучение игре с листа как отдельная методическая проблема еще не обозначилась. Возможно, это было связано со следующими факторами.

Деятельность музыкантов данного периода носила синкретичный характер, еще не было разделения на композиторов, исполнителей и педагогов. Так, Ф. Э. Бах упоминает чтение с листа среди необходимых умений музыканта-клавириста, который должен уметь «сочинять фантазии всевозможных видов, а также экспромтом обрабатывать заданную ему тему... одинаково легко играть во всех тональностях, моментально и безошибочно транспонировать, читать с листа любое произведение, ... владеть знанием генерал-баса» [17, с. 41]. Об этом же свидетельствует Ванда Ландовска, известный исследователь и исполнитель старинной музыки:

«Требования, предъявляемые к солистам, были многочисленными. Клавесинист должен был уметь импровизировать в разных жанрах, разработать данную тему по самым строгим правилам гармонии, транспонировать из одной тональности в другую с листа и в совершенстве исполнять цифрованный бас» [73, с. 108].

В этом комплексе профессиональных умений гораздо более востребованной, чем исполнение с листа, была «импровизация, являвшаяся основой исполнительского искусства... Импровизатор ставился бесконечно выше исполнителя, который в состоянии играть только заученные ноты» (курсив наш - Т. К.) [4, с. 7-8]. Подтверждением этому звучит высказывание музыканта той эпохи: «Проповедник, заучивающий все слово в слово или вынужденный читать, и исполнитель, который всегда принужден все выучивать наизусть или ставить ноты перед носом, кажутся мне, по большей части, жалкими созданиями» [цит. там же, с. 8]. Понятно, что в подобном контексте развития музыканта чтение нотных текстов с листа представляло собой одно из несложных, «простых» умений, владение которым было само собой разумеющимся.

Чтение нот с листа как целостный процесс. Его структурные элементы и психофизиологические особенности

Чтение нот с листа - постоянная «органическая составная часть общего музыкально-исполнительского потенциала» [173, с. 56] музыканта-инструменталиста. Вместе с тем, как верно заметила Л. Горелашвили, «понятие «чтение с листа» не является однозначным. Сюда входят: чтение нотного текста без опоры на реальное звучание (т.е. мысленно), пение с листа и игра с листа» [46, с. 3].

В нашем исследовании под «чтением нот с листа» мы понимаем процесс игры нотных текстов с листа на фортепиано. Добавим, что этим перечислением список значений, вкладываемых в это понятие, не исчерпывается.

На настоящий момент существует множество формулировок игры с листа. По определению, данному в музыкальном энциклопедическом словаре, «чтение с листа (итал. a prima vista) - исполнение по нотам незнакомого музыкального произведения. Для чтения с листа, помимо общей музыкальной культуры и исполнительской подготовки, необходима специальная тренировка, включающая освоение приемов ускоренного восприятия музыки при ее исполнении» [97, с. 627]. Здесь выявлена специфическая особенность обучения данному умению - необходимость ускоренного восприятия музыкального текста. Однако полного представления о чтении нот с листа эта дефиниция не дает, т.к. в ней нет цели «исполнения по нотам», не отражена и одна из главных особенностей процесса - непрерывность игры. Кроме того, можно читать с листа знакомое, слышанное ранее произведение, но впервые играемое по нотам. Необходимость иметь для читающих с листа «общую музыкальную культуру и исполнительский опыт», отмеченные в определении, ставят под сомнение возможность чтения нот начинающими музыкантами, т.к. они еще не обладают перечисленными качествами.

Различные трактовки этого понятия приводятся в работах отечественных музыкантов. Так, М. Фейгин чтением нот с листа называет «охват в общих чертах содержания музыки, исполнение ее в целом, хотя бы и приближенное» [155, с. 32]. На наш взгляд, это весьма неопределенная формулировка, такими же словами можно охарактеризовать эскизное исполнение произведений.

Р. Верхолаз определяет этот вид деятельности как «умение бегло играть совершенно новое, незнакомое произведение» [36, с. 85] - опять же остается неясной цель игры, как и ссылка на «новое» произведение. Еще большие возражения вызывает дефиниция И. Толкачевой, которая под чтением нот с листа понимает «умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановок какое-либо произведение» [150, с. 266]. Заметим, что можно «точно и без остановок» сыграть и предварительно выученный нотный текст. Кроме того, общую цель игры с листа нельзя ограничивать интонационной и ритмической точностью.

Смысловая цель чтения нотных текстов подчеркивается в определении Л. Горелашвили: «Умение игры с листа предполагает художественное исполнение по нотам незнакомого произведения, постижение при первом же прочтении его характера, структуры, эмоционально-образного строя» [46, с. 3]. Лаконично и убедительно звучит формулировка В. Сраджева: «Под чтением с листа понимается вид музыкально-исполнительской деятельности, нацеленный на воплощение художественного содержания произведения без предварительного его разучивания» [140, с. 169]. И здесь, как в определении Л. Горелашвили, нет указаний на безостановочность процесса чтения нот с листа. Художественное исполнение, конечно, предполагает целостность игрового процесса. Но, тем не менее, с методических позиций в определении чтения нот с листа должно быть не косвенное, а прямое указание на непрерывность (безостановочность, сквозное проигрывание).

Наиболее полные формулировки даны Ф. Брянской и К. Цатуряном. Ф. Брянская подразумевает «под игрой с листа - исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным» [27, с. 7]. «Чтение с листа - это сквозное проигрывание-исполнение неизвестного или малоизвестного произведения с целью сформировать в условиях приблизительного воспроизведения нотной записи первоначальный художественный образ на основе раскрытия эмоционально-смыслового содержания музыки» [161, с. 23], - пишет К. Цатурян. Здесь все продумано и логично, если бы не указания на неизвестность музыки, читаемой с листа. Произведение может быть неоднократно прослушанным в исполнении других музыкантов или в записи, поэтому назвать его незнакомым или неизвестным нельзя, но прослушанное не есть проигранное. Знать музыкальное произведение на слух или впервые сыграть его же по нотам - это разные вещи.

На наш взгляд, в дефиниции чтения с листа должны отражаться цель умения - воплощение художественного содержания произведения, специфические особенности процесса - игра без предварительного разучивания и непрерывность исполнения, а также указание на не игранный ранее музыкальный материал. Поэтому чтение нот с листа - это разновидность музыкальной исполнительской деятельности, особенностью которой является непрерывность процесса игры, а целью - раскрытие при первом же озвучивании в общих чертах художественного содержания не игранного ранее произведения.

В осмыслении чтения нот с листа есть еще один аспект, определяющий его психофизиологическую сущность. Он отражен в понятии «умение» и непосредственно связан с «навыком». В психологии эти понятия четко разделяют. В понимании навыка у психологов и педагогов-методистов обнаруживается единство мнений, выражающееся в указании на его автоматизированный характер. В фортепианной методике находим определение С. Савшинского, который под навыком разумел «вырабатываемую в многократном опыте способность организма реагировать на требования ситуации соответствующим действием так, что реакция протекает незаметно для сознания и неощутимо для воли, которые направлены непосредственно на цель действия» [127, с. 47].

Расхождения во взглядах проявляются в вопросах взаимодействия умения и навыков. Причем в работах середины прошлого века задачи обучения чаще всего сводились к формированию навыков, под которыми понималось «закрепленное умение выполнять то или иное действие» [74, с. 164]. Эта точка зрения основывалась на трактовке учеными-психологами «умения» как незавершенного навыка. В 70-х годах Е. Милерян выдвинул гипотезу, согласно которой умение является «чрезвычайно сложным структурным сочетанием чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, формирующихся и проявляющихся в сознательном, успешном осуществлении ею системы перцептивных, мыслительных, мнемонических, волевых, сенсомоторных и других действий, обеспечивающих достижение цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» [91, с. 51]. В таком ракурсе умение образуется «в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем» [103, с. 137]. В современных учебных пособиях по психологии и общей педагогике эти положения используются как общепризнанные, не требующие доказательств.

В музыкальной педагогике, напротив, до настоящего времени присутствует смешение понятий «умения» и «навыки», применяемых как взаимозаменяемые, что свидетельствует о непонимании их сущности. Но еще в 80-е годы прошлого века теоретические аспекты взаимодействия умений и навыков в музыкальном исполнительском искусстве проанализировал эстонский музыкант О. Сильд. Основываясь на общей теории функциональных систем, разработанной советским физиологом П. Анохиным, ученый исследовал комплекс профессиональных навыков и умений скрипача. Примечательной и ценной для развития теории исполнительства и методики музыкального обучения является классификация умения, определяемого О. Сильдом как «функциональный синтез профессиональных навыков и знаний, формируемый посредством интерпретаторского мышления и направленный на решение определенного круга осмысленных задач» [132, с. 10].

Таким образом, в теории музыкальной педагогики и исполнительства проясняется взаимосвязь навыка и умения. Навык есть частично или полностью автоматизированная часть умения, а умение - «не набор всевозможных навыков, а их интегративное образование, теснейшая взаимосвязь различных компонентов, работающих на получение полезного результата» [140, с. 207] (курсив наш - Т. К.). К числу таких интегративных умений относится чтение нот с листа.

Изучение уровня сформированности технологической стороны умения играть с листа

Первый этап, констатирующий, ставил своей целью определить исходный уровень развития технологической стороны умения играть с листа у студентов разных музыкальных специальностей, владеющих навыками игры на фортепиано. Эта цель реализовалась путем диагностирования, в ходе которого необходимо было установить исходный уровень развития общетехнических и базовых навыков игры с листа, уровень сложности репертуара, читаемого с листа, индивидуальные особенности процесса чтения.

Выбор участников эксперимента данной категории студентов основывался на следующих принципах:

- равный базовый уровень специального музыкального образования (музыкальное училище или колледж культуры и искусств);

- одинаковое количество учебных часов, отведенное на изучение общего курса «фортепиано»;

- сходный уровень развития умения играть с листа;

- направленность специализаций на работу в творческом коллективе (оркестре, хоре);

- сравнительно близкий возраст испытуемых (19-21 год).

Подчеркнем, что в обеих группах, и в экспериментальной, и в контрольной, не было студентов, изучавших в средних учебных заведениях «фортепиано» как специальный инструмент.

До начала диагностирования по экзаменационным программам, зафиксированным в индивидуальных планах, был установлен примерный технический уровень развития навыков игры на фортепиано у каждого испытуемого. На основании этого все участники эксперимента были распределены по двум условным подгруппам.

В качестве нотного материала использовались фортепианные сочинения из хрестоматийных нотных сборников для учащихся ДМШ. К выбору произведений предъявлялись общие требования:

1) равный уровень технической сложности музыкальных текстов для каждой подгруппы испытуемых;

2) объем произведения (или его фрагмента) - в пределах одной страницы нотного текста;

3) исключались нотные тексты с повышенным техническим уровнем сложности исполнения (с наличием больших скачков, сложной аккордовой фактуры, требующие очень быстрого темпа исполнения, с многоголосным полифоническим изложением, и т.п.), а также современная атональная музыка, с элементами алеаторики и т.д.

Каждому из испытуемых предлагалось проиграть с листа не менее двух произведений. Условным ориентиром для выбора первого музыкального текста было устоявшееся в методике положение: техническая сложность сочинений, рекомендуемых для игры с листа, должна быть на год-два ниже уровня программного репертуара учащегося. Второе произведение выбиралось на основании результатов прочтения первого - если оно было прочитано успешно, следующее предлагалось из хрестоматийного сборника классом выше; в случае неудачного проигрывания с листа (полностью прерывался игровой процесс) - второе предлагалось из репертуара младших классов. Если ощущался технический потенциал играющего, читалось с листа третье произведение из репертуара последующего класса. Необходимый на подготовку период времени для всех испытуемых устанавливался одинаковый. Все проигрывания фиксировались в видеозаписи.

В целях определения степени развитости навыков, отражающих технологическую сторону чтения нот с листа, была разработана диагностическая карта, заполнявшаяся на каждого испытуемого:

Навыки и умения, подвергнувшиеся диагностированию, были определенным образом структурированы.

Были выделены основные условия игры с листа: непрерывность процесса, отражающаяся в количестве остановок и количестве исправлений, и приближенность темпа исполнения к указанному в тексте произведения,1 а также общетехнические навыки: соответствие метроритму произведения и пространственная точность игры с листа. К общетехническим они причисляются в силу того, что метроритмическое чувство и пространственная точность игры воспитываются с самого начала обучения музыканта-пианиста и зависят скорее от общего технического развития, чем от умения читать с листа. В процессе чтения с листа контролируется автоматизированная часть этих компонентов, позволяющая скорейшим образом реагировать на метроритмическую и пространственную структуру текста.2

В процессе тестирования мы сосредоточили свое внимание на следующих базовых компонентах умения: навыки позиционной игры; игры, не глядя на руки; навыки модификации фактуры нотного текста. Их значение на начальном этапе обучения игре с листа подчеркнуто нами ранее (см. второй параграф предыдущей главы).

Похожие диссертации на Обучение игре с листа на основе активизации целостного процесса восприятия и озвучивания нотного текста