Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Гусева Наталья Васильевна

Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы
<
Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусева Наталья Васильевна. Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Новокузнецк, 2005 296 с. РГБ ОД, 61:05-13/1856

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы создания и использования коллективного творческого портрета как жанра профессиональной речи учителя-словесника 13

§1. Коллективный творческий портрет как жанровая модель педагогической речи: методический и лингвистический анализ понятия 13

1.1 Традиции освоения биографического материала и организации его изучения в школе на уроках словесности 14

1.2 Особенности функционирования коллективного творческого портрета в контексте профессиональной коммуникации педагога-словесника 16

1.3 Содержание понятия «коллективный творческий портрет» в лингвистической и методической литературе 19

§2. Текстовые категории коллективного творческого портрета 27

§3. Характеристика жанровых признаков коллективного творческого портрета как профессионального речевого высказывания 68

Выводы 108

Глава 2. Обучение студентов-филологов созданию и использованию коллективного творческого портрета в педагогической деятельности 113

§1. Готовность студентов педагогического вуза к созданию и произнесению коллективного творческого портрета в реальной учебно-речевой ситуации 114

1.1 Исходные положения и организация констатирующего эксперимента 114

1.2 Организация, ход и анализ результатов констатирующего эксперимента 115

§2. Исходные положения, этапы и организация обучающего (формирующего) эксперимента 128

§3. Ход опытного обучения студентов приемам подготовки и использования коллективного творческого портрета в педагогической деятельности 139

§4. Анализ результатов опытного обучения студентов созданию и использованию коллективного творческого портрета в педагогической деятельности 181

4.1 Характеристика критериев коллективных творческих портретов, созданных студентами в лабораторных условиях (на вузовских занятиях) 182

4.2 Характеристика коллективных творческих портретов, использованных студентами на втором и третьем этапах обучения. 184

4.3 Характеристика коллективных творческих портретов, использованных студентами на втором и третьем этапах обучения. 195

Выводы 205

Заключение 207

Библиографический список 210

Приложение 224 

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная риторическая подготовка учителя позволяет обогатить процесс преподавания предметов гуманитарного цикла и повысить качество обучения и развития учащихся. «Рутина традиционного образования может быть преодолена с помощью преобразования учебной ситуации (потенциально риторической) в реально риторическую: достаточно уйти от пересказа учебных текстов к созданию авторских адресных выступлений...» [122, с. 132].

Неоднократно учеными отмечалось, что умение учителя и ученика создавать авторские высказывания, учитывая особенности конкретных ситуаций школьного и внешкольного общения, адресата, способность воплотить свой замысел в соответствующем жанре и речевой форме лежат в основе демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования. В связи с этим обучение педагогическим жанрам становиться частью профессиональной подготовки учителя.

Проблема педагогических речевых жанров активно и эффективно разрабатывается в методических исследованиях последних лет (Л.Г. Антоновой, Т.И. Вос-триковой, О.В. Гордеевой, И.В. Журавлевой, А.В. Ильиной, Л.Д. Киселевой, Н.В. Кузнецовой, Т.А. Ладыженской, Т.И. Налимовой, О.С. Серегиной, Э.В. Хлебниковой и др.), однако богатый и разнообразный жанровый репертуар учительской речи все ещё остается недостаточно изученным.

В качестве предмета диссертационного исследования выбран один из профессионально ориентированных жанров речи учителя-словесника - коллективный творческий портрет писателей.

Этот выбор обусловлен рядом факторов.

Во-первых, государственный образовательный стандарт, школьные программы по литературе требуют включения в учебный процесс обзорных тем, при изучении которых часто появляется необходимость объединения большого количества имен на определенной основе. Анализ опыта работы учителей показывает, что дело преподавания обзорных тем в школе стоит не всегда на должной высоте. Часто изучение протекает схематично. «Ведь не секрет, что ребята зачастую не воспринимают Фадеева и Бабеля, Шолохова и Горького, Пастернака и Булгакова как писателей-современников, которые яростно спорили между собой, любили и нена видели друг друга» [155, с. 103]. Малое количество времени, отведенное на их изучение, позволяет словеснику задержаться лишь на творчестве писателей, сами же творцы остаются в тени. Использование коллективного творческого портрета помогает решить эту проблему.

Во-вторых, информация о творческих союзах всегда занимала значительное место не только в речевой практике учителей-словесников, но и в других сферах коммуникативной деятельности. Например, в научно-популярной и специальной литературе печатаются коллективные портреты известных ученых, писателей, философов; в художественной публицистике - актёров, музыкантов, художников, полководцев, спортсменов; творческие портреты коллективов востребованы в аудиовизуальных средствах массовой информации - радио и ТВ.

В-третьих, хотя названная разновидность педагогического высказывания широко представлена в периодических изданиях методического и научно-популярного характера, эта информация, к сожалению, не всегда является качественной: как правило, предлагаются краткие биографические сведения об отдельных писателях, из которых учитель часто не может собрать единый текст. Об этом свидетельствуют и беседы с учителями-словесниками, и наблюдения за учебным процессом. При создании и использовании коллективного творческого портрета учителя испытывают определенные трудности: в сочетании мемуарно-биографических аспектов с историко-литературным планом повествования, в определении возможных вариантов расположения и соединения материалов о каждом участнике портрета, в выделении основания (конструктивной идеи) для объединения информации о творцах, в привлечении средств наглядности и т. д.

В-пятых, использование коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-речевой практике развивает психические механизмы будущего учителя и его учеников. Анализируя, сравнивая, группируя и обобщая, учитель тем самым дает мощный толчок развитию не только собственного, но и детского мышления.

Более того, анализ лингвистической, методической, педагогической литературы показывает, что коллективный творческий портрет не исследован ни на одном из языковых уровней,- не выделен как самостоятельный жанр в ряду профессионально ориентированных высказываний (экскурсионная речь, творческий портрет личности, проблемная лекция и др.), не определены его жанровые признаки, не изучена типология.

Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования коллективного творческого портрета как профессионально значимого жанра речи учителя-словесника.

Исходя из сказанного, объектом исследования выбирается учебный процесс (методическая система подготовки студентов факультета русского языка и литературы к созданию и практическому применению коллективного творческого портрета), а предметом - монологическое высказывание учителя о союзе творцов на уроке (коллективный творческий портрет как речевой жанр и структурно-смысловая часть урока).

Гипотеза исследования: эффективность коммуникативно-творческой деятельности педагога-словесника возрастет, если в систему коммуникативной подготовки студентов филологических факультетов педагогических вузов включить сведения о коллективном творческом портрете как профессионально значимом жанре речи учителя, типичных учебно-речевых ситуациях его использования в системе уроков литературы, и с учетом этих сведений организовать специальное обучение умениям готовить и использовать в воспитательно-образовательном процессе данный жанр.

Цель исследования состоит в том, чтобы, на основе теоретических сведений о жанровых признаках коллективного творческого портрета и психолого-педагогических условий его успешного функционирования разработать модель обучения студентов приемам создания и использования жанра коллективного творческого портрета и проверить ее эффективность в реальных условиях профессиональной деятельности учителя-словесника.

Для достижения цели потребовалось решить ряд задач:

• установить степень разработанности различных аспектов исследуемой темы в научной литературе;

• определить основное содержание понятий, принципиально важных для достижения цели исследования;

• изучить речевую практику учителей русского языка, литературы, риторики и выявить частотность и специфику использования коллективного творческого порт рета, его место в системе профессионально значимых жанров педагогической речи;

• на основе анализа текстов-образцов из научно-методической литературы и высказываний учителей-словесников, созданных в реальных условиях урока, определить жанровые признаки данного монологического высказывания педагога и его типологию;

• выявить степень готовности студентов-филологов к созданию жанра коллективного творческого портрета (уровень сформированности опорных и специальных коммуникативных умений);

• создать дидактическую базу для формирующего эксперимента (отобрать образцы коллективного творческого портрета и другие средства обучения, определить приемы и методы формирования теоретических и практических знаний, типы учебных заданий);

• выделить объективные критерии анализа и оценки данного вида педагогического высказывания и проверить эффективность предложенной методической модели.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ лингвистических, литературоведческих, психолингвистических, психолого-педагогических и методических источников по проблемам обучения предметам гуманитарного цикла;

• наблюдение за учебным процессом в средней общеобразовательной и высшей школах, коммуникативно-педагогической деятельностью педагогов;

• индивидуальные беседы с учителями русского языка и литературы и преподавателями гуманитарных дисциплин СУЗов;

• педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий);

• статистическая обработка результатов диссертационного исследования. Исследование осуществлялось с 2000 по 2004 гг. и состояло из трех этапов:

• на первом этапе изучалась научная литература по теме исследования, разрабатывались теоретические основы экспериментального обучения, отбирались критерии и дидактические материалы для проведения констатирующего эксперимента;

• на втором этапе выявлялся уровень коммуникативной подготовки студентов-филологов, проводился поисковый эксперимент, создавалась программа опытного обучения;

• на третьем этапе был организован и осуществлен итоговый вариант формирующего эксперимента, проанализированы его итоги.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• выделены и охарактеризованы с учетом современного состояния базовых наук (лингвистики, психологии, теории и методики обучения русскому языку и литературе) жанровые признаки коллективного творческого портрета как профессионального высказывания учителя русского языка и литературы, определены его структурно-смысловые компоненты и языковые особенности;

• создана классификация коллективного творческого портрета, которая отражает целесообразность подхода к нему как к речевому жанру;

• выявлены разновидности коллективного творческого портрета в зависимости от количественного состава представленных писателей (двойной, групповой, коллективный, социально-массовый), а также от особенностей объединяющей идеи (дружеский, антагонистический, хронологический, биографический, топонимический, тематический и др.); определены способы расположения и соединения его материалов;

• получены данные об исходном уровне знаний и умений студентов, педагогов о коллективном творческом портрете как профессиональном жанре речи, учебно-речевых ситуациях его использования, характерных трудностях, возникающих в процессе подготовки и произнесения данного типа педагогического высказывания;

• теоретически и экспериментально обоснована необходимость обучения студентов-филологов коллективному творческому портрету как профессиональному жанру речи учителя русского языка и литературы;

• разработаны приёмы подготовки письменного текста коллективного творческого портрета и приемы его адаптирования для устной презентации в учебной аудитории;

• разработана и апробирована в условиях профессиональной деятельности учителей-словесников, педагогической предметной практики студентов-филологов 3-5 курсов модель обучения приемам создания и использования коллективного творческого портрета в учебной ситуации.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

• создана научно обоснованная и экспериментально проверенная программа обучения студентов-филологов созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной деятельности учителя-словесника, разработано содержание вузовских занятий в рамках учебных программных курсов культуры речи и риторики, теории и методики обучения русскому языку и литературе;

• отобран и подготовлен дидактический материал (тексты из учебно-методической литературы, видеофрагменты научно-популярных телефильмов и реальных уроков литературы, схемы, таблицы), который может быть использован в практике преподавания речеведческих и художественно-эстетических вузовских курсов, при создании новых учебных пособий, методических рекомендаций;

• предложена система заданий аналитического, репродуктивного, творческого характера, способствующих развитию у будущих педагогов умений создавать и использовать педагогическое высказывание о союзе творческих личностей.

Личный вклад автора в исследовании состоит в определении понятия и классификационных характеристик коллективного творческого портрета как профессионально значимого жанра речи учителя-словесника; в подготовке дидактической базы, разработке и проведении опытно-экспериментальной работы, проверке сё результативности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается данными поискового эксперимента (2000-2004 гг.), констатирующего среза (2001-2002 гг.), которым было охвачено 50 учителей русского языка и литературы школ города Новокузнецка, 30 преподавателей гуманитарных дисциплин СУ Зов Кемеровской области, 100 студентов факультета русского языка и литературы, а также 60 студентов Новокузнецкого педагогического училища №1; результатами формирующего эксперимента, в котором приняли участие 175 студентов Кузбасской государственной педагогической академии (2002-2004 гг.) на третьем, четвертом и пятом годах обучения на факультете русского языка и литературы; наблюдениями за коммуникативной деятельностью учителей и преподавателей-словесников, позволившими зафиксировать (в том числе с помощью видеокамеры и диктофона) и оценить ход экспериментальной работы.

Для реализации задач исследования было проанализировано более 500 об разцов коллективных творческих портретов (письменных и устных), посещено и проанализировано 48 занятий учителей школ № 2, 26, гимназий №№ 17, 44, 62, 73 города Новокузнецка Кемеровской области. Мы изучили около 350 устных высказываний и развернутых конспектов педагогических монологов о творческих союзах, созданных студентами в ходе вузовских занятий и экспериментальных уроков. Были сделаны аудио- и видеозаписи фрагментов уроков 17 учителей и 165 студентов-практикантов с использованием коллективного творческого портрета (всего 19 часов 35 минут звучания). Записи обрабатывались, переводились в стенограммы и анализировались с учетом задач исследования.

Апробация исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и аспирантских объединениях (2000-2004 гг.) Кузбасской государственной педагогической академии, на курсах повышения квалификации учителей русского языка, литературы и риторики Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Института повышения квалификации г. Новокузнецка (2003 г.), на региональной научно-практической конференции «Совершенствование подготовки будущих специалистов в условиях модернизации российского образования» в г. Кемерово (22 апреля 2004 г.), на Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Актуальные проблемы адаптации учащейся молодежи в современном мире» в г. Брянске (26-27 октября 2004 г.).

Результаты исследования нашли отражение в шести печатных работах, объемом 1,8 печатных листа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Современная вузовская подготовка учителя-словесника требует включения в учебные курсы сведений о приёмах создания и использования информационного монологического высказывания о творческих союзах личностей, известных в истории литературы и искусства. Коллективный творческий портрет является коммуникативно-методическим феноменом и профессионально значимым жанром педагогической речи, для которого характерно наличие специфических признаков. Он имеет комплекс коммуникативных интенций, направленных на реализацию потребности учителя заинтересовать ученическую аудиторию неповторимой индиви дуальностью и творческим обликом каждого участника коллектива и группы в целом, побудить к внимательному изучению их произведений; предполагает коммуникативное лидерство учителя-адресанта и учет возрастных особенностей, объема и уровня знаний адресата-учащихся. Он содержит факты биографического, литературоведческого характера, а также метавысказывания, придающие ему учебно-научную структурность; имеет разные способы расположения и соединения информации о творцах. Выбор объединяющей идеи («стержня содержания») во многом определяет не только тематико-смысловое содержание коллективного творческого портрета, но и его структурно-композиционные особенности. Они включают трихоматичное членение содержание текста (вступление, основная часть, заключение, обрамленные педагогическим зачином и концовкой); объединение на основе текстовой связи различных жанровых моделей («ядерных»: портретной характеристики, фрагмента критической статьи, рецензии, краткой биографической справки, биографического рассказа о случае из жизни; факультативных: отзыва, дневниковых записей, автобиографического рассказа, мемуаров, писем, архивных документов и др.); реализацию в жанровых «рамках» других высказываний, например: экскурсионной речи, биографического рассказа, путевых заметок, портретного очерка и т. д. Коллективный творческий портрет относится к «смешанным» функционально-смысловым и функционально-стилистическим типам речи, в нем органически сливаются черты разных стилей: публицистического, научного, разговорного, художественного, а также описательных, повествовательных, аргументативных типов текста. Этот жанр используется преимущественно в форме подготовленной письменной озвученной речи; может быть монокодовым, но часто является поликодовым (креолизованным в широком смысле термина) текстом, т.к. сопровождается иконическими материалами (репродукциями, фотографиями, видеоматериалами).

2.Обучение студентов способам создания педагогического информационного высказывания о союзе творческих личностей (писателей, художников, музыкантов) целесообразнее проводить поэтапно, в виде:

- системы занятий, направленной на овладение теоретическими понятиями и коммуникативно-жанровыми умениями;

- индивидуальных консультаций;

- реальной учебно-речевой практики.

3.Эффективности обучения способствует специально разработанная система заданий и дидактических средств, в которые входят не только письменные тексты-образцы учебно-методического характера, но и аудио- и видеозаписи реальной речи педагогов, позволяющие проанализировать специфические признаки изучаемого жанра, вербальные и невербальные средства выразительности устной речи, приемы активизации внимания при публичном выступлении. Включение активных творческих заданий (например, ролевая игра в лабораторных условиях, в процессе которой выступления участников записываются на видеокамеру и затем коллективно анализируются по специальным критериям) во многом определяют успех этой работы.

4.Уровень сформированности умений будущих учителей создавать и использовать коллективный творческий портрет в учебной ситуации выявляется в реальных условиях профессиональной деятельности. К общим (для всех полученных образцов) критериям качества созданных коллективных творческих портретов относятся: наличие комплекса коммуникативных интенций; внутреннее «наполнение» жанра; формальная организация и другие показатели соответствия монолога жанру коллективного творческого портрета. Для устных высказываний должны использоваться такие показатели, как: наличие специальных педагогических установок (вводных, итоговых) на слушание (восприятие); наличие и характер поликодовой информации; наличие комментирующего слова к средствам наглядности; «свобода» владения материалом (отсутствие зависимости от написанного текста); использование средств выразительности устной речи и приемов активизации внимания (пауз, темпа, логического ударения и др.). Для текстов, полученных в условиях реального урока (на втором и третьем этапах обучения) необходимо вводить дополнительные критерии: соответствие высказывания адресату; соблюдение временных рамок монологического высказывания учителя (с учетом возрастных особенностей, уровня и объема знаний учащихся и др.); степень самостоятельности при создании коллективного творческого портрета.

Структура и основное содержание исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются его цель, задачи, методы и гипотеза, рассматривается научная новизна исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе («Теоретические основы создания коллективного творческого портрета как жанра профессиональной речи учителя-словесника») определяется степень разработанности различных аспектов темы в лингвистике, педагогике, теории и методике обучения русскому языку и литературе, психологии; рассматривается жанровое своеобразие и особенности функционирования коллективного творческого портрета в контексте профессиональной коммуникации педагога-словесника; выявляются психолого-педагогические основы работы над коллективным творческим портретом на этапах создания и коммуникативной реализации в учебной среде.

Выводы теоретической части исследования составили научную базу разработанной программы опытного обучения.

Во второй главе («Обучение студентов-филологов созданию и использованию коллективного творческого портрета в педагогической деятельности») представлены основные положения организации констатирующего эксперимента, дан анализ полученных результатов; рассмотрены исходные положения, программа, этапы и организация формирующего эксперимента, содержится анализ его результатов по выдвинутым критериям.

В заключении подводится итог проведенного исследования, представлены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В приложение к диссертации включены материалы констатирующего эксперимента и опытного обучения (анкеты; стенограммы высказываний, видеозаписей; образцы текстов, таблиц, схем; полные варианты коллективных творческих портретов, созданных студентами в ходе формирующего эксперимента).

Похожие диссертации на Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы