Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация музыкальной деятельности младших школьников на основе полимодальных методов обучения Матюшина, Людмила Евгеньевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матюшина, Людмила Евгеньевна. Организация музыкальной деятельности младших школьников на основе полимодальных методов обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Матюшина Людмила Евгеньевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2012.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1160

Введение к работе

Актуальность исследования. В музыкальной педагогике сложились определенные закономерности организации музыкальной деятельности учащихся, ее структура и компоненты. Между тем профессиональная педагогическая деятельность требует от учителя постоянного поиска эффективных подходов, принципов и методов обучения.

Как показывает практика, учителя музыки, признавая урок в качестве основной формы обучения, работают над совершенствованием преимущественно отдельных компонентов музыкальной деятельности. К тому же, обычно выбор той или иной деятельности на уроке музыки определяется личными предпочтениями педагога, обусловливается его мастерством в профессиональной сфере. Всё это снижает эффективность обучения, разрушая структуру, целостность содержания и перспективу развития самого урока музыки, значительно ухудшает качество понимания и уровень усвоения учебного материала учащимися.

Реализация принципа целостности урока музыки это - прежде всего,
эффективная организация учебной деятельности, согласование процессов
обучения, воспитания и развития, определение методов обучения, объединение
знаний, умений и навыков в единую систему универсальных учебных действий,
расширяющих представления об окружающем мире. В связи с
психофизиологическими особенностями восприятия окружающей

действительности и учебной информации младшими школьниками возникает необходимость применения специфических методов обучения, а именно -полимодальных методов обучения, которые позволяют сделать освоение компонентов музыкальной деятельности системным, сформировать целостное восприятие учебной информации и осуществить достаточный контроль и оценку учителем музыки организации музыкальной деятельности младших школьников. Полимодальные методы обучения, являясь универсальными способами взаимодействия учителя с учащимися, обеспечивают передачу учебной информации целостно, с одновременным комплексным участием нескольких каналов восприятия (аудиовизуального, визуально-

кинестетического, аудиально-кинестетического, аудиовизуально-

кинестетического).

В отечественной науке проблеме организации музыкальной деятельности посвящено достаточно много исследований. Проблемы организации деятельности в своих работах описывали Ю.К. Бабанский, В.К. Дьяченко, И.К. Журавлев, Б.Т. Лихачев, М.И. Махмутов, А.М.Новиков, Д.А. Новиков, С. А. Смирнов, И.Ф. Харламов, И.М. Чередов, Л.Ю.Чернова и др. Структура музыкальной деятельности, её виды и компоненты, а также её системные особенности в достаточной степени исследованы такими ведущими педагогами и музыкантами, как: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Л. Бочкарёв, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.И. Катинене, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, М.Л. Полавандишвили, Л.В. Школяр и др. Значительный вклад в изучение особенностей аудиального, визуального, кинестетического восприятия учебной информации внесли как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, И. Д. Артамонов, Т.Н. Бандурка, М. Гриндер, А.Н.Леонтьев, А. Лоуэн, В.Н. Носуленко, В.Ф. Паламарчук, О.Райнер, А. Римингтон, С.Л Рубинштейн и др. Проблему полимодального восприятия в различных контекстах музыкознания, музыкальной педагогики и психологии затрагивали Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский.

Однако на сегодняшний день влияние возможностей полимодальных методов обучения на организацию музыкальной деятельности и качество обучения школьников раскрыто далеко не полностью. В большинстве исследовательских работ взаимосвязь компонентов музыкальной деятельности с полимодальными методами обучения затрагивается весьма условно, что не позволяет оценить их богатый педагогический потенциал и, как следствие, реализовать его на уроках музыки в полной мере. В связи с этим возникает ряд противоречий между:

особенностями усвоения учебной информации младшими школьниками и характером используемых педагогических методов;

- целостной природой музыки и обособленностью видов музыкальной
деятельности на уроке;

- педагогическим потенциалом полимодальных методов обучения,
влияющих на организацию музыкальной деятельности младших школьников, и
недостаточностью акцентирования этого ресурса в педагогическом процессе.

Данные противоречия и необходимость поиска путей их разрешения обусловили актуальность исследования и определили его проблему, которая заключается в выявлении условий и механизмов наиболее эффективной организации музыкальной деятельности младших школьников на основе полимодальных методов обучения.

Указанная проблема определила тему исследования: «Организация музыкальной деятельности младших школьников на основе полимодальных методов обучения».

Объект исследования - музыкальная деятельность младших школьников.

Предмет исследования - организация музыкальной деятельности младших школьников на основе полимодальных методов обучения в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования - разработать, научно обосновать и апробировать модель организации музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки.

Гипотеза исследования: организация музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки в общеобразовательной школе будет эффективной, если:

- она будет пониматься как контролируемый, упорядоченный процесс приобщения детей к музыкальному искусству, обладающий определенными принципами (полимодальности, системности, перспективности, креативности, целостности), структурой и целостностью содержания;

ее основой станет реализация педагогического потенциала полимодальных методов обучения, что обеспечит взаимосвязь базовых

компонентов музыкальной деятельности учащихся и их полное включение в творческий процесс;

будет разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий адекватно интерпретировать динамику развития деятельностнои активности учащихся, а также оценивать целостность восприятия учебной информации и комплексность освоения школьниками компонентов музыкальной деятельности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

определить методологические подходы к организации музыкальной деятельности младших школьников на основе полимодальных методов обучения на уроке музыки;

выявить и обосновать педагогический потенциал полимодальных методов обучения;

раскрыть сущность и содержание процесса организации музыкальной деятельности школьников;

- экспериментально проверить эффективность модели организации
музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки.

Теоретико-методологической основой исследования стали взгляды педагогов, психологов и философов на:

принципы построения учебного процесса: единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); природосообразности (Платон, Аристотель, Я.А.Коменский, А В. Дистерверг, А.В.Мудрик), полимодальности восприятия (Б.Г. Ананьев, И. Д. Артамонов, Т.Н. Бандурка, А. Лоуэн, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук и др.); соответствия полихудожественной природы искусства полихудожественной природе ребенка;

возможности системного подхода (И.В. Блауберг, Б.Г. Юдин, Э.Г. Юдин и др.), полимодального подхода (Б.Г. Ананьев, М.А. Ахметов, Т.Н. Бандурка, М. Гриндер, Л. Лойд, В.Ф. Паламарчук и др.) и индивидуально-творческого подхода (В.И. Андреев, А.А. Андреев, А. Матейко, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.),;

- психофизиологические особенности усвоения учебной информации
младшими школьниками (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б.
Эльконин и др.);

классификации педагогических методов обучения (Ю.К. Бабанский, Е. П. Бруновт, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, М.М. Левин, И.Я. Лернер, В.Ф. Паламарчук, В.И. Паламарчук, Б. Е. Райков, Г.И. Саранцев и др.);

особенности структуры музыкальной деятельности (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Л. В. Школяр и др.).

В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и моделирование; анализ планирования, контроля и оценки уроков музыки учителями музыки; методы диагностики (наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, беседы); педагогический эксперимент по внедрению модели организации музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки в практику деятельности общеобразовательных учреждений; анализ и обобщение личного педагогического опыта автора в качестве учителя музыки в общеобразовательной школе ГОУ СОШ №381 г. Москвы; статистическая обработка результатов эксперимента.

Научная новизна исследования:

  1. Полимодальные методы обучения выделены как основа организации музыкальной деятельности и способ взаимодействия учителя с учащимися, обеспечивающего передачу учебной информации целостно, с одновременным комплексным участием нескольких каналов восприятия (аудиовизуального, визуально-кинестетического, аудиально-кинестетического, аудиовизу ально-кинестетического);

  2. Раскрыт педагогический потенциал полимодальных методов обучения как системообразующего элемента структуры музыкальной деятельности, направленного на создание общих связей и целостных представлений между её видами и компонентами;

  1. Выявлены принципы организации музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки.

  2. Разработана и научно обоснована модель организации музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки и её реализации в контексте системного, полимодального и индивидуально-творческого подходов;

Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности и структуры организации музыкальной деятельности младших школьников; в выявлении и реализации педагогического потенциала полимодальных методов обучения, оптимизирующих организацию музыкальной деятельности учащихся на школьном уроке и повышающих эффективность их обучения; в обосновании понятий, на которые опирается исследование: организация музыкальной деятельности, полимодальные методы обучения, планирование, контроль и оценка организации музыкальной деятельности; в разработке механизмов управления процессом организации музыкальной деятельности и диагностического инструментария оценки эффективности музыкальной деятельности младших школьников.

Результаты исследования расширяют теоретические представления о потенциальных возможностях организации музыкальной деятельности младших школьников, дают основания для разработки образовательных технологий нового поколения.

Практическая значимость заключается в разработке и внедрении в педагогическую практику модели организации музыкальной деятельности младших школьников; в создании учебно-методического обеспечения для организации музыкальной деятельности школьников на уроках музыки, где основой является применение полимодальных методов обучения. Обеспечение включает методы диагностики школьников по выявлению качества усвоения учебного материала; методические рекомендаций для учителей музыки по планированию, контролю и оценке организации музыкальной деятельности, а также электронный ресурс.

Материалы исследования могут быть применены в системе общего и дополнительного образования, в системе среднего специального и высшего

музыкального образования, а также в системе переподготовки и повышения квалификации учителей музыки. Возможно использование результатов исследования при разработке учебных курсов для подготовки практикующих специалистов-педагогов, создания программ и методик.

Достоверность исследования обусловлена его методологической базой; системностью рассмотрения проблемы и сопоставлением данных, полученных различными методами; комплексным применением методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследования; достаточным опытом работы автора в качестве учителя музыки общеобразовательной школы, ассистента кафедры пения и хорового дирижирования и специалиста по трудоустройству выпускников музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО МГПУ; внедрением разработанной модели организации музыкальной деятельности в преподавание музыки общеобразовательных школ г. Москвы и г. Брянска.

Этапы исследования.

На первом этапе (2004-2005 гг.) анализировалось содержание психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучалось состояние организации музыкальной деятельности в образовательных учреждениях, проводилось накопление фактов и их анализ.

На втором этапе (2005-2009 гг.) были определены задачи по организации музыкальной деятельности младших школьников, определены полимодальные методы обучения. Разработана модель организации музыкальной деятельности младших школьников на уроке музыки, выявлены педагогические условия, способствующие формированию компонентов музыкальной деятельности, разработано и внедрено учебно-методическое обеспечение (диагностика, специальные задания, рекомендации, электронный ресурс). Осуществлена апробация гипотезы исследования и проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2009-2012 гг.) осуществлялось обобщение результатов проведенного исследования; статистическая обработка полученных данных; уточнение теоретических положений и выводов, целостное оформление работы.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе двух общеобразовательных учреждений: ГБОУ СОШ № 381 г. Москвы, Вельяминовская СОШ Карачевского района Брянской области. Указанная работа осуществлялась в течение шести лет (2004 -2010 гг.) и была направлена на изучение организации музыкальной деятельности учащихся 1-4 классов (35 учащихся составили экспериментальную группу, 38- контрольную). Также в исследовании приняли участие 39 преподавателей (включая выпускников ГОУ ВПО МГПУ музыкально-педагогического факультета).

Апробация результатов исследования нашла отражение в публикациях автора в научных сборниках, материалах международных конференций, в журналах «Научные проблемы гуманитарных исследований» № 5 2010, «Среднее профессиональное образование» 10л2010, «Известия Уральского Государственного Университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры» №5 2010. Основные положения и выводы диссертации отражены в выступлениях: на методических объединениях, мастер-классах и семинарах преподавателей Восточного округа г. Москвы; в процессе обсуждения на кафедре пения и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО МГПУ. Практические разработки исследования систематически используются в педагогической деятельности диссертанта в качестве специалиста по трудоустройству выпускников музыкально-педагогического факультета ГБОУ ВПО МГПУ, а также в деятельности коллег по Восточному административному округу г. Москвы и Карачевского района г. Брянска.

Положения, выносимые на защиту:

Применение полимодальных методов обучения
аудиовизуального, визуально-кинестетического, аудиально-кинестетического,
аудиовизуально-кинестетического, - способствует системному освоению
учащимися компонентов музыкальной деятельности и целостности восприятия
учебной информации.

Педагогический потенциал полимодальных методов обучения как
основа и системообразующий элемент структуры музыкальной деятельности в

равной степени учитывает индивидуальные особенности всех учащихся и способствует полному включению в творческий процесс.

Модель организации музыкальной деятельности младших
школьников является многофункциональной и многокомпонентной системой,
содержащей четыре взаимодополняющих блока, обеспечивающих
продуктивность обучения младших школьников на уроке музыки:

- целевой, включающий цель и задачи обучения;

- теоретико-методологический, определяющий методологические
подходы к организации учебно-воспитательного процесса и принципы его
построения;

- организационно-содержательный, реализующий такие функции как
планирование, диагностика, контроль и анализ процесса организации
музыкальной деятельности младших школьников;

- результативно-оценочный, выполняющий диагностическую и
оценочную функции соответственно следующим параметрам: деятельностная
активность, целостность восприятия учебной информации, сформированность
компонентов музыкальной деятельности.

Механизм управления процессом организации музыкальной деятельности учителем музыки включает основные методы и функции управления, их оценку с ориентацией на перспективу развития музыкальной деятельности младших школьников, что повышает эффективность её организации на уроке.

Структурированная система показателей и критериев позволяет не только измерить индивидуальный, групповой и общий уровень музыкальной деятельности учащихся, но и адекватно оценить эффективность их обучения на уроке музыки.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (301 наименование), приложения и электронного ресурса. Объем текста составляет 191 страница.

Похожие диссертации на Организация музыкальной деятельности младших школьников на основе полимодальных методов обучения