Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Дергачева Лариса Михайловна

Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике
<
Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дергачева Лариса Михайловна. Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 173 с. РГБ ОД, 61:06-13/2098

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

1.1. Сущность и особенности познавательной активности учащихся 13

1.2. Анализ психолого-педагогических исследований теории игры 28

1.3. Дидактическая игра как эффективное средство развития познавательной активности учащихся 39

1.4. Особенности использования дидактических игр в процессе обучения информатике 48

Выводы к первой главе 62

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Дидактические игры, развивающие познавательную активность учащихся на уроках информатики 66

2.2. Особенности подготовки систем заданий для различных видов дидактических игр по информатике 77

2.3. Методические рекомендации по организации и проведению дидактической игры на уроках информатики 101

2.4. Экспериментальная проверка эффективности использования дидактических игр для развития познавательной активности учащихся на уроках информатики 111

Выводы ко второй главе 129

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

ЛИТЕРАТУРА 136

Введение к работе

Информатика как учебный предмет является достаточно специфичной дисциплиной. В первую очередь, это связано с тем, что, с одной стороны, информатика - это фундаментальная дисциплина, способствующая формированию мировоззрения и стиля мышления учащихся, и, с другой стороны, это дисциплина, обеспечивающая приобретение школьниками комплекса умений и навыков, связанных с оперированием программным обеспечением и компьютерной техникой. Одним из основных средств обучения информатике является компьютер, что также не может не сказаться на подходах к построению методических систем обучения и принципах выстраивания отношений между учеником и учителем. В этих условиях актуальной является задача развить у учащегося интерес к самостоятельному получению знаний, привитию ему навыков использования уже имеющихся знаний в нестандартных ситуациях. Тем более, что это полностью соответствует тенденциям, наметившимся за последнее время в педагогике ряда стран, в том числе и России, ставящих перед своей школой задачу формирования инициативной образованной личности, обладающей знаниями, достаточно глубокими для возможности плодотворного дальнейшего обучения.

За время становления и развития информатики как учебного предмета было проведено большое количество исследований, направленных на разработку методики ее преподавания в средней школе. В их числе научные работы С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А. В. Горячева, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, В. А. Каймина, А. А. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, Г. В. Лебедева, А. С. Лесневского, Н. В. Макаровой, Ю. А. Первина, И. Г. Семакина, Н. Д. Угриновича, Ю. А. Шафрина и др [14, 32, 35, 46, 57, 78, 79, 81, 88, 95,103,111,115,123].

Анализ этих исследований свидетельствует о том, что в области методики преподавания информатики до сих пор существует ряд нерешенных проблем. В частности, учащиеся, в силу объективных причин, воспринимают курс информатики, либо отдельные его разделы с видимыми затруднениями.

Очень часто в школах учебная деятельность при изучении информатики сводится лишь к «зубрежке» и получению «механических» навыков, в том числе и навыков работы на компьютере. Очевидно, что в данном случае возможно достижение определенных результатов. Но при этом не происходит полноценного использования творческого потенциала ученика, не формируется инициативная личность, не развивается интерес школьника к углубленному изучению предмета, самостоятельному получению знаний, то есть всего того, что в педагогической литературе принято называть «познавательной активностью». В связи с этим, можно предположить, что формирование познавательной активности школьников положительно отразится на эффективности обучения информатике.

Проблеме формирования и развития познавательной активности у обучаемых посвящены исследования многих педагогов и психологов, а именно Д. Н. Богоявленского, Л. И. Божовича, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, В. А. Крутецкого, Т. А. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Н. А. Менчинской, Л. М. Фридмана, Т. И. Шамовой, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др [18, 24, 28, 29, 31, 38, 56,74,75, 77, 86, 97,119,122,130].

Опыт преподавания других школьных дисциплин, не столь молодых, как информатика, свидетельствует о том, что одним из действенных подходов к активизации познавательной деятельности учащихся, наряду с использованием других методов и средств, является включение в учебный процесс дидактических игр. Существует несколько подходов к определению понятия дидактическая игра. В настоящем исследовании под дидактической игрой понимается деятельность, организуемая в процессе обучения, целью которой является развитие познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, основанных на имитационном или символическом моделировании изучаемых объектов, явлений или процессов. В результате проведения игры у ее участников формируются конкретные знания, соответствующие умения и навыки по творческому использованию знаний. В

6 силу того, что дидактическая игра обладает способностью пробуждения интереса не только к приобретению определенных знаний, но и к их самостоятельному получению, порождая у учащихся потребность в самообразовании и самосовершенствовании, дидактическую игру можно рассматривать в качестве средства развития познавательной активности школьников.

Многие отечественные педагоги и психологи, такие как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев,

A. С. Макаренко, Д. В. Меджерицкая, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейн,

B. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин, и др.,
занимались исследованием специфики игровой деятельности [28, 29, 86, 87,
93, 94, 98,106,109, ПО, 113,116,117,125, 126,130].

Однако, несмотря на то, что данной проблеме посвящены многие разработки и исследования педагогов и психологов, а также существует несколько научных работ, посвященных деловым играм, можно выделить ряд нерешенных проблем, а именно: не исследовано влияние дидактических игр по информатике на развитие познавательной активности школьников; практически не существует методических рекомендаций по организации и проведению дидактических игр на уроках информатики; не выработаны принципы создания дидактических игр по информатике, способствующих развитию познавательной активности; не сформированы дидактические игры, положительно влияющие на развитие познавательной активности школьников; а также ряд других проблем.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития познавательной активности, положительно влияющей на эффективность обучения информатике, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием научно-обоснованных подходов к формированию и использованию дидактических игр по информатике как средства развития познавательной активности школьников.

Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности темы, избранной для исследования, «Развитие познаватель-

ной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике».

Проблема исследования заключается в необходимости развития познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике, определения принципов создания и использования дидактических игр по информатике.

Цель исследования - обосновать возможность и необходимость использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении информатики на основе разработки комплекта дидактических игр по содержательной линии "Алгоритмизация и программирование".

Объект исследования - развитие познавательной активности учащихся при обучении информатике.

Предмет исследования - дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности школьников на занятиях по информатике.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза: применение дидактических игр на уроках информатики приводит к активизации учебной деятельности школьников, и, как следствие, к повышению эффективности обучения информатике, в том случае, если такие игры служат средством приобретения знаний, умений и навыков по информатике, отражают основное содержание обучения, а также способствуют развитию мыслительной деятельности и содержат элемент соревнования между участниками.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих основных задач:

  1. Исследовать особенности и приемы активизации познавательной деятельности учащихся при использовании дидактических игр на уроках информатики, выявить степень влияния дидактических игр на развитие познавательной активности школьников при обучении информатике;

  2. Осуществить классификацию дидактических игр и обосновать критерии, выбранные для классификации;

  1. Определить принципы отбора и формирования дидактических игр по информатике, разработать методические рекомендации по составлению и проведению дидактических игр на уроках информатики в школе;

  2. Разработать комплекс тематических дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики, использование которых способствовало бы развитию познавательной активности школьников;

  3. Экспериментально проверить эффективность использования дидактических игр на уроках информатики и подтвердить гипотезу исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Обоснованы возможность и необходимость использования дидактических игр в процессе обучения школьников информатике с целью активизации их познавательной деятельности;

  2. Определена оптимальная классификация дидактических игр в зависимости от дидактической цели обучения;

  3. Выявлены принципы отбора и формирования дидактических игр по информатике, определено назначение и содержание учебного комплекта дидактических игр по информатике (на примере разработки комплекта дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование»);

  4. Выявлены педагогические условия применения дидактических игр на уроках информатики с целью развития познавательной активности школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано положительное влияние применения дидактических игр на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении информатики, определена наиболее эффективная классификация дидактических игр, адекватная целям обучения, выявлены принципы отбора и формирования дидактических игр по информатике.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации и проведению дидактических игр на уроках информатики, создании тематического комплекса дидактических игр для применения на уроках информатики в рамках обучения содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

Методологической основой исследования являются современные научно-методические и психолого-педагогические основы обучения, универсальный в научном познании системно-структурный подход. В ходе исследования был применен специализированный метод, позволивший выявить особенности и своеобразие работы школьников при проведении дидактических игр на уроках информатики.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых, изу
чавших психологические и возрастные особенности подростков
(Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.); теоретические раз
работки в области методики обучения информатике в школе
(С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, С.А. Жданова, Т.Б. Захаровой,
А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко и др.); мате
риалы исследований в области информатизации образования и внедрения
информационных технологий в процесс обучения информатике

(Л. Альбертсона, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, А.А. Кузнецова, Д.Ш. Матроса, Е.В. Огородникова, И.В. Роберт и др.); работы по дидактике средств обучения (В. Вильяма, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др.) [29,38,130,14,21,78,82,108].

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ предмета исследования, изучение проблемы исследования посредством освоения передового педагогического опыта, теоретическое обобщение результатов исследования, а также их интерпретация с точки зрения новых фактов и действительных условий, наблюдение, беседа, интервьюирование, изучение коллективов школьников и отдельных учащихся, экспериментирование, статистические методы обработки результатов экспе-

римента, изучение творческих работ, анализ результатов деятельности учащихся.

Экспериментальной базой исследования являлись средняя общеобразовательная школа №1189 им. И.В. Курчатова города Москвы и Московский городской педагогический университет. Разработки, полученные в ходе исследования, применялись студентами МШУ во время прохождения педагогической практики в средних учебных заведениях города Москвы.

Ход исследования, проведенного в 2002-2006 г.г., условно можно разделить на три основных этапа.

На первом этапе (2002-2003 г.г.) проводился теоретический анализ научной литературы, содержащей необходимую информацию по рассматриваемой теме, была определена проблема исследования, выявлены и обоснованы цель, задачи, а так же рабочая гипотеза исследования. Параллельно с этим в процессе работы с учащимися 5-11 классов школы № 1189 им. И.В. Курчатова, происходило накопление необходимого материала, производился его теоретический анализ.

На втором этапе (2003-2005 г.г.) была осуществлена классификация дидактических игр по информатике, определены принципы отбора и формирования дидактических игр, сформированы рекомендации по их использованию в обучении школьников. В процессе опытной экспериментальной работы составлялась система дидактических игр по информатике, разрабатывалась методика их проведения с учетом дидактической цели урока и уровня подготовки учащихся по предмету, производилась апробация дидактических игр и выявление возможностей игр для активизации учебной деятельности школьников на уроках информатики.

На третьем этапе (2005-2006 г.г.) осуществлялись обработка, систематизация и анализ результатов исследования, были сформулированы и уточнены экспериментальные выводы исследования, оформлялась диссертационная работа.

11 Положения, выносимые на защиту:

  1. Использование дидактических игр при изучении информатики способствует развитию познавательной активности учащихся, в первую очередь, за счет изменения мотивации к получению знаний.

  2. Использование дидактических игр при обучении информатике будет эффективным и приведет к повышению познавательной активности школьников только в том случае, если при создании игр будут учтены, а в процессе игры достигнуты как учебные, так и игровые цели деятельности учащихся.

  3. Дидактические игры, проводимые на уроках информатики, должны быть разными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения.

  4. Разработанные в ходе исследования комплекс дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики и рекомендации по их использованию способствуют повышению эффективности обучения и развитию познавательной активности школьников.

Апробация и внедрение. Основные результаты исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Информационные технологии в образовании (ИТО)» (Москва, МОН РФ, МИФИ, 2004, 2005), Международной научной конференции «Применение новых информационных технологий в образовании» (Троицк, Фонд «Байтик», 2004, 2005), Фестивале Педагогических Идей (Москва, 2003-2004, 2004-2005), Международной научно-практической конференции «Московский городской педагогический университет в московском и российском образовательном пространстве» (Москва, МГЛУ, 2005).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс школ г. Москвы (№1189 им И. В. Курчатова, №900, № 1948, №289, №1320, №206), а также в обучение дисциплине «Методика преподавания информатики» для студентов МГПУ.

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 15 печатных работах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и особенности познавательной активности учащихся

При изучении школьного курса информатики у учащихся, наряду с получением научных знаний, развиваются умственные процессы и способно- ста. Таким образом, школьник не только воспринимает учебный материал, но и у него формируется определенное отношение к самой познавательной деятельности. Одна из важных задач учителя - содействие в активной позиции учащегося в данном направлении.

В силу своей многогранности, познавательная активность привлекает внимание к её исследованию не только педагогов, но и представителей других областей научных знаний.

В ходе рассмотрения термина «познавательная активность» с философской точки зрения, мы непременно обращаем внимание на некоторую тавтологию. Характерно определение, даваемое этому понятию философами А. Н. Леонтьевым, Э. Г. Юдиным и др. [86, 131]. Дело в том, что термин «познание» трактуется философами как «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» [87].

Таким образом, расшифровывая понятие «познавательная активность», мы приходим к заключению, что это «активность активного отношения». Безусловно, такое словосочетание вызывает у читающего внутренний протест.

При более детальном рассмотрении вышеупомянутого понятия, мы видим, что ничего противоречащего в этой формулировке нет, так как рассматривается не абстрактное словосочетание, но говорится о специально организованной с педагогической точки зрения познавательной деятельности. При менительно к педагогике, в общефилософское понятие следует внести не менее двух оговорок.

«Целесообразное изменение и преобразование» мира учащимися ожидается не сразу, а лишь по истечении определенного времени, необходимого для получения определенной суммы знаний [124]. Это - первое отличие педагогического понимания «деятельности» от философского. Вторым отличием является то, что процесс освоения ребенком окружающего мира, опыта, накопленного предшествующими поколениями, протекает в условиях совместной деятельности учителя и ученика.

Говоря о познавательной активности, необходимо уточнить: что есть «активность» вообще. На основании исследования трудов ряда выдающихся педагогов и психологов, таких как Крутецкий В. А., Редковец И. А. и др. [75], можно принять следующие характеристики понятия активность:

- способность ставить перед собой и решать определенные задачи в зависимости от конкретных направлений деятельности;

- общественно-ориентированные отношения личности со средой и обществом;

- качество человека с точки зрения его позиции и значения в обществе.

Таким образом, как и все явления, познавательная активность ребенка является многогранным процессом. С одной стороны, ее следует рассматривать как форму самореализации и самоорганизации, с другой же стороны -это результат совместных усилий обучающего и обучаемого в познании опыта, накопленного человечеством. В связи с вышеизложенным, напрашивается вывод о том, что, используя термин «познавательная активность», следует иметь четкое представление о том, применительно к какой области знаний он используется. Учитывая все сказанное ранее, очевидно, что в дальнейшем, для данной работы представляет интерес лишь педагогическое понимание понятия «познавательная активность»[113]. Проведение некоторого обзора того, как трактовалось понятие «познавательная активность» корифеями отечественной педагогической мысли второй половины XX века, позволяет увидеть, что это понятие все более конкретизировалось и углублялось [22,56, 86 104,127].

Так, для начала второй половины XX века характерно рассмотрение определения «познавательная активность» как характеристика позиции учащегося в процессе получения знаний. Сходно отношение к познавательной активности у Харламова Ф. И. и Марковой А. К [120, 96]. Так, например, у Марковой А. К. термин «познавательная активность» трактуется как «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...» ].

Дидактические игры, развивающие познавательную активность учащихся на уроках информатики

В первой главе было показано, что применение на уроках информатики дидактических игр приводит к развитию познавательной активности школьников. Однако, нерешенными остались некоторые вопросы, такие как: выявление принципов отбора и формирования дидактических игр, конструирование дидактических игр по информатике и разработка заданий для них, создание методических рекомендаций по подготовке и проведению дидактических игр, а также определение условий, при которых дидактические игры будут положительно влиять на активизацию познавательной деятельности школьников. Остановимся более подробно на первом вопросе, с которого и начинается разработка дидактических игр, с отбора принципов конструирования дидактических игр по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики.

При подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Говоря об использовании дидактических игр на уроках информатики, следует перечислить принципы отбора дидактических игр, которые сформированы на основе анализа различных источников и учитывают специфику рассматриваемого предмета, что нашло отражение в предыдущей главе. Возможно, что учет именно этих принципов позволит создать дидактические игры, положительно влияющие на формирование познавательной активности школьников при обучении информатике.

Игра, способствующая активизации учебной деятельности школьников, и, следовательно, использование которой в учебном процессе целесообразно, должна обеспечивать:

1. Активность каждого участника игры;

2. Доступность дидактической игры для каждого игрока;

3. Проблемность;

4. Занимательность и эмоциональность;

5. Индивидуальность и коллективность игры;

6. Состязательность и соревнование;

7. Результативность игры для каждого ее участника.

Кратко рассмотрим каждый из вышеперечисленных принципов.

Одним из основных принципов любой дидактической игры является степень активности каэ/сдого из её участников. Она должна начинать проявляться уже при подготовке к игре, интенсифицироваться и доходить до апогея в ходе игры и сохранить столь же высокий уровень в процессе обсуждения результатов.

Доступность игры для каждого игрока подразумевает полную ясность и правильное понимание правил игры каждым ее участником и наличие посильных заданий для всех учащихся на любом ее этапе.

Проблемность дидактической игры выражается в том, что в любой игре создаются условия для возникновения определенного ряда проблемных ситуаций и условия для их решения. При этом, каждый учащийся, стремясь достичь определенной цели в условиях противодействия соперника, неосознанно планирует действия для разрешения разного рода проблемных ситуаций, возникающих в ходе состязания.

Занимательность и эмоциональность дидактической игры имеют цель усилить познавательную активность учащихся на всех этапах игры, включая ее подготовку и последующий анализ. Кроме того, данный принцип способствует усилению познавательной активности каждого участника игры.

Индивидуальность дидактической игры подразумевает тот факт, что для каждого игрока должна найтись соответствующая роль в игре, позволяющая максимально реализовать его индивидуальные особенности, качества, дающая возможность его самовыражения.

Принцип индивидуальности позволяет каждому игроку работать на перспективу его дальнейшего развития, в то время как на данный момент, учащийся получает возможность в определенной деятельности найти выражение превалирующих в нем качеств. Коллективность же дидактической игры позволяет осуществить, не подавляя индивидуальность каждого участника, взаимосвязанную в парах, группах, командах деятельность по разрешению поставленных проблемных ситуаций.

Принцип коллективности способствует развитию таких важных качеств личности как умение действовать и мыслить сообща. Коллективная работа учащихся, обладающих индивидуальными, зачастую противоположными характерами, темпераментом, мировоззрением, помогает развитию товарищеских взаимоотношений в коллективе учащихся.

Состязательность и соревнование нередко являются основной движущей силой в дидактической игре, способствующей мобилизации большого количества интеллектуальных возможностей играющих. Данный принцип имеет в своей основе результативность деятельности и формирует основные побуждения участников игры.

Особенности подготовки систем заданий для различных видов дидактических игр по информатике

Как уже было изложено в параграфе 2 главы І, в зависимости от игровой цели, можно выделить следующие типы дидактических игр: игры-соревнования, сюжетные игры, ролевые игры, деловые игры.

Рассмотрим различные типы игр в контексте их использования на уроках информатики.

Игры-соревнования.

Одним из видов дидактических игр, способствующих развитию познавательной активности на уроках информатики, являются игры-соревнования.

Игры, принадлежащие к данному виду, могут отличаться и по форме, и по содержанию. Организация и проведение игр-соревнований возможна на уроках информатики любого типа, но наиболее эффективны они при закреплении необходимых умений и навыков, а также при проверке оных. Следует отметить, что подбор заданий для игр данного вида должен быть ограничен задачами, решаемыми посредством выполнения небольшого количества действий и не требующего от учащегося значительных временных затрат.

Приведем варианты некоторых игр-соревнований, разработанных в ходе настоящего исследования, которые возможно использовать на уроках информатики при изучении содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».

Интеллектуальные эстафеты.

Вариант 1.

Эстафета представляет собой разновидность достаточно известной игры «испорченный телефон». Учитель разбивает класс на несколько команд, при этом количество участников в каждой команде должно быть кратно 3. Чем длиннее получаются «цепочки», тем интереснее процесс и результаты игры.

Следует отметить, что в данной игре учащиеся решают как прямые, так и обратные задачи. Эстафета заключается в том, что условие задачи, полученное от учителя каждой из команд, должно вернуться к нему без принципиальных искажений, хотя и в измененном виде. Первый ученик, получив условие задачи от учителя, составляет по нему блок-схему, которую передает однокласснику, сидящему сзади. При этом условие задачи, остается у первого учащегося. Второй ученик по полученной блок-схеме составляет программу и передает ее следующему, оставляя блок-схему у себя. Наиболее творческая роль отведена третьему участнику эстафеты - ему предстоит по заданной программе решить обратную задачу, то есть составить условие задачи, решение которой может описывать полученная программа. Далее все повторяется в таком же порядке. Последний участник команды, составив свой вариант задачи, отдает его учителю.

Каждый успешно завершенный этап приносит команде 2 балла (в том случае, если один из учащихся допустил ошибку, а одноклассники, выполняющие задание после него успешно справились с работой, она оценивается в два балла).

Общее время выполнения задания определяется как сумма времени для выполнения всех операций и времени, затрачиваемого на передачу информации между участниками. Каждая минута, затраченная сверх нормативного времени, приносит команде один штрафной балл, а за каждую минуту опережения графика - команда получает один дополнительный балл.

Победителем является команда, набравшая большее количество баллов.

Выполнение данной работы возможно традиционным способом, то есть на листах бумаги, передаваемых следующему участнику игры. Однако, учитывая специфику рассматриваемого предмета, при соответствующей оснащенности компьютерных классов, целесообразно проводить данную игру, используя компьютеры, объединенные в локальную сеть. Данный вариант дидактической игры позволяет, в том числе, и применить учащимся свои знания и умения в области прикладного программного обеспечения.

Организовывая деятельность учащихся предложенным образом при изучении темы «Одномерные массивы», возможно использование следующих заданий.

Определить:

1. Сколько элементов массива превосходят по модулю заданное число А;

2. Есть ли в данном массиве два соседних положительных элемента? Найти номера первой пары;

3. Номер первого отрицательного элемента, делящегося на 5 с остатком 2;

4. Пару соседних элементов с суммой, равной заданному числу;

5. Есть ли две пары соседних элементов с одинаковыми знаками;

6. Номер последней пары соседних элементов с разными знаками.

Похожие диссертации на Развитие познавательной активности школьников на основе организации учебно-игровой деятельности при обучении информатике