Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Хмунина Татьяна Алексеевна

Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки
<
Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хмунина Татьяна Алексеевна. Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 192 c. РГБ ОД, 61:04-13/1196

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Я.И.Милынтейн - педагог

1. Жизненный и творческий путь Я.И.Милыптейна 13

2. Я.И.Милыптейн и традиции русской фортепианной школы 32

3. Творческая индивидуальность Я.И.Милыптейна 47

Глава II. Педагогика Я.И.Милыптейна и современная практика преподавания фортепиано

1. Современные проблемы преподавания музыки 87

2. Работа над исполнительской интерпретацией музыкального произведения 102

3. Формирование чувства стиля ПО

4. Пути и методы развития исполнительского мастерства учащихся фортепианных классов

5. Методическая модель формирования индивидуальной исполнительской интерпретации музыкального произведения в процессе работы с учащимися фортепианных классов 135

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование возможностей и перспектив претворения педагогических принципов Я.И. Мильштейна в практике фортепианной подготовки учащихся 139

Заключение 174

Библиография 176

Приложения 186

Введение к работе

Музыкальное искусство как часть духовной культуры общества неразрывно связано с происходящими в нем процессами. Нынешнее время, отмеченное глубокими и сложными изменениями во всех областях жизни, высвечивает новые проблемы и в сфере музыкального исполнительства, и в педагогике. С одной стороны, происходит активный поиск нового, переосмысление устоявшихся традиций. С другой стороны, можно наблюдать и «обратный ход времени», когда утрачивается часть художественных достижений, высочайшее качество которых накоплено предыдущей эпохой и ценность которых неподвластна времени. Поэтому важно, чтобы «коэффициент передачи» передового музыкально-педагогического и исполнительского опыта был достаточно высок.

Сегодня, когда общество испытывает огромную потребность в гуманизации человеческой культуры, роль музыканта (педагога и исполнителя) «как одного из самых чувствительных барометров музыкального искусства» (В.Ю.Григорьев) особенно велика. В то же время в широкой педагогической практике существует определенный разрыв между достижениями наиболее ярких представителей музыкально-педагогической культуры и результатами деятельности рядовых учителей, среди которых далеко не все могут обеспечить необходимое развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Особенно ясно этот разрыв ощущается в практике массового музыкально-исполнительского образования (ДХС, ДШИ, ДМШ, музыкальные классы общеобразовательных школ).

Анализ современной ситуации в области исполнительского обучения и обзор соответствующих научных работ показывают, что «музыкальная педагогика в течение многих лет базировалась на достижениях отдельных выдающихся мастеров, не опираясь на обобщение их опыта» (Е.И. Львова). Одной из причин подобного положения является то, что в научных исследованиях не в полной мере выявлены, обобщены и сформулированы принципы работы, не

конкретизированы методы, которыми пользовались выдающиеся педагоги-
исполнители. В определенной мере этот пробел восполняют фундаментальное
исследование Т.Г.Мариупольской «Проблема национальных традиций в
преподавании музыки» и ряд работ, анализирующих педагогические принципы
Н.Г.Рубинштейна (Л.Г.Сухова), В.И.Сафонова (А.Г.Масловский), А.Н.Есиповой
(С.Н.Байдалинов). Большой интерес представляет и изучение достижений
выдающихся представителей
Московской пианистической школы:

А.Б.Гольденвейзера, К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга. В отечественном музыкознании существует достаточное количество работ, посвященных различным сторонам деятельности этих музыкантов. Однако целостных научных исследований немного. Это диссертации Д.Д.Благого о А.Б.Гольденвейзере, Б.Л.Кременштейн о Г.Г.Нейгаузе и обобщающая работа Е.И.Львовой о педагогических принципах представителей Московской фортепианной школы (30-50-ые гг.). В меньшей мере исследователи обращались к работе их учеников, коллег и последователей - Л.Оборина, Я.Зака, Я.Флиера и других.

Особое сожаление вызывает тот факт, что совсем не изучено педагогическое и музыкально-теоретическое наследие Я.И.Милыптейна, который также относится к плеяде педагогов, развивающих традиции Московской пианистической школы. Его деятельность многогранна: им написаны несколько значительных монографий, десятки статей, очерков, рецензий; осуществлено множество нотных редакций, составлен и отредактирован ряд книг и сборников, посвященных выдающимся исполнителям и проблемам исполнительского искусства. Более 40 лет Яков Исаакович преподавал в Московской консерватории, где воспитал около ста пианистов, успешно работающих в различных городах нашей страны и за рубежом.

Будучи талантливым воспитанником школы К.Игумнова, Я.Милыптейн в то же время представлял собой достаточно крупную и своеобразную творческую величину. Все это дает возможность выявить и отразить индивидуальные особенности педагогической манеры Я.Милыптейна и в то же время присущие

5 ему закономерности стиля преподавания, связанные с традициями К.Игумнова,

Г.Нейгауза и особенностями исполнительского творчества современных и

близких ему по духу пианистов: В.Софроницкого, С.Рихтера и др.

Принципиально важно и то, что педагогические идеи Я.И.Мильштейна созвучны требованиям сегодняшнего дня, поэтому изучение его педагогических воззрений и научно-теоретических трудов позволяет сосредоточить внимание не только в области собственно-пианистической подготовки специалиста, но и на проблемах, имеющих отношение к воспитанию мыслящей личности и становлению творческой индивидуальности музыканта-исполнителя.

Более того, представляется, что педагогические принципы и методические

«

установки, широко применявшиеся Милыптейном в процессе вузовской подготовки исполнителей, не менее ценны в подростковом возрасте - возрасте, в котором, как отмечают исследователи (Л.Л.Надирова и др.), активизируется самосознание, появляется потребность самоопределения, а эмоции еще ограничены рамками внутреннего мира учащихся. В этих условиях музыкальное исполнительство, а конкретнее — работа над музыкальным произведением-и создает благоприятные возможности для их актуализации. Естественно, это требует некоторой коррекции методических приемов и способов педагогического воздействия.

Главные направления исследования сконцентрированы вокруг ярко выраженного в педагогической и исследовательской деятельности Я.Мильштейна обращения к проблемам формирования у учащегося научного подхода к освоению музыки и стимулирования эмоционального самовыражения и творческого отношения к трактовке музыкального произведения как наиболее действенным способам развития его личности. Решение этих проблем особенно перспективно в условиях создания благоприятной среды общения: совместного творчества, взаимного доверия и интереса к внутреннему миру другого человека, что является самой характерной чертой педагогического стиля Якова Исааковича.

Обозначенные проблемы конкретизируются в процессе работы над исполнительской интерпретацией - путем постижения стиля композитора и

передачи его посредством индивидуально-исполнительского интонирования. Фундаментом этого процесса становится проникновение в образный мир произведения через профессиональную работу с текстом, в чем существенную

.* помощь оказывают редакторские и музыкально-критические работы Я.Милыптейна. Образцом являются сформулированные в его монографиях подходы к педагогическим и исполнительским принципам работы над «Хорошо темперированным клавиром» И.С.Баха, произведениями Ф.Шопена и Ф.Листа, а также зафиксированная в его научных исследованиях и в воспоминаниях его учеников методика занятий со студентами фортепианного факультета Московской консерватории, которая дает возможность проникнуть в творческую лабораторию профессионально-пианистической, технической подготовки специалиста.

Для исследователя ценно и то, что сравнительно небольшая «историческая дистанция» дает возможность изучить педагогические принципы Я.Милыптейна в процессе наблюдения за практической работой его учеников - педагогов МПГУ (Т.Мариупольской, И.Орышака, А.Каузовой), МПС им. П.И.Чайковского (В.Сканави, В.Сахарова, В.Благодатова, В. Гинзбурга, Л.Шиловской) и других учебных заведений.

(# Таким образом, актуальность диссертационного исследования

обусловлена:

- необходимостью более полного и всестороннего освоения педагогического
опыта выдающихся отечественных музыкантов, представляющих всемирно
известную Московскую пианистическую школу;

- задачами выявления в этом опыте идей, созвучных современным
образовательным проблемам;

- важностью освоения и распространения этого опыта в сегодняшней
v* музыкально-педагогической практике, которая не всегда полностью отвечает

современным задачам;

- широким спектром возможностей, которые предоставляет для этого изучение
музыкально-педагогической и научной деятельности Я.Милыптейна.

7 Цель исследования состоит в определении основных направлений и

содержательной стороны процесса обучения в фортепианном классе в свете педагогических установок и принципов преподавания Я.Милыптейна, а также в выявлении оптимальных методов формирования профессионального мастерства, раскрытия индивидуальности и творческих качеств личности музыкантов-исполнителей — школьников и студентов педвузов.

Объект исследования - педагогическая и научная деятельность доктора искусствоведения, профессора Я.И.Мильштейна.

Предмет исследования - основные педагогические принципы и методологические подходы к работе с учащимися музыкально-исполнительских классов, конкретные приемы и способы формирования их исполнительского мастерства и развития индивидуально-творческих качеств личности в свете педагогических воззрений Я.И.Мильштейна.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

  1. Изучение деятельности Я.Милыптейна может существенно обогатить современную теорию обучения музыкальному исполнительству.

  2. Закономерности обучения, раскрытые в теоретических исследованиях и практической деятельности Я.Милыптейна применительно к задачам вузовской подготовки пианистов-исполнителей, могут быть с соответствующей коррекцией использованы и на более ранних этапах музыкального образования, и в области подготовки самих педагогов-музыкантов.

3. Учебный процесс, построенный в соответствии с принципами преподавания
Я.И.Мильштейна, будет способствовать формированию у учащихся
интеллектуального подхода к изучению музыкального произведения, развитию у
них интонационно-мелодического чутья и эмоциональной «открытости», что
скажется на таких качествах, как потребность в самовыражении, творческое
отношение к музыке и ее исполнению. Центром этого процесса может стать
работа над индивидуальной исполнительской интерпретацией музыкального
произведения.

8 4. Знакомство студентов педвузов с разными аспектами педагогической, научной

и редакторской деятельности Я.И.Милыптейна, постижение многогранности

творческого облика этого выдающегося музыканта может сформировать в их

личности такие важные качества, как «педагогическая универсальность»,

педагогическая интуиция, потребность в личностно-творческом общении с

учениками.

Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. Собрать, проанализировать и обобщить все материалы, связанные с
педагогической, редакторской, музыковедческой, музыкально-критической
деятельностью Я.Милыптейна, и в первую очередь с его научными разработками
в области теории и истории исполнительства.

  1. Выявить взаимосвязь педагогических идей Я.Мильштейна с традициями русской фортепианной школы и, с другой стороны, с современными музыкально-педагогическими проблемами.

  2. Изучить те аспекты деятельности Я.Мильштейна, которые связаны с формированием профессиональных качеств и творческой индивидуальности учащихся исполнительского класса, и адаптировать педагогические принципы, формы и методы работы Я.Милыптейна применительно к условиям более ранней фортепианной подготовки учащихся.

  3. Проанализировать существующую практику учебной работы в ДШИ и на музыкальном факультете педагогического вуза и выявить в процессе опытного обучения положительные факторы, которые могут способствовать более эффективной музыкально-исполнительской подготовке учащихся-пианистов и профессионально-педагогической подготовке студентов.

Методологическую основу исследования составили:

- принципы историзма и системности в подходе к явлениям
художественной культуры;

- положения по проблеме развития личности в психолого-педагогических
трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, СЛ.Рубинштейна, Г.С.Тарасова,

Б.М.Теплова, ЛЛ.Бочкарева, АЛ.Готсдинера, В.В.Медушевского, В.Г.

Ражникова, И.С.Якиманской, Е.Л.Яковлевой и др.;

- общедидактические постулаты, утвердившиеся в современной
российской педагогике, детерминированные ими подходы к содержанию, формам
и методам учебно-воспитательной работы (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский,
И.Я.Лернер, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.);

- теоретические положения и методические установки, выработанные
видными педагогами - пианистами и музыковедами (Б.В.Асафьев, А.Д.Алексеев,
Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, Л.В.Николаев,
Е.Я.Либерман, А.Г и Н.Г. Рубинштейны, В.И.Сафонов, С.И.Савшинский,
С.Е.Фейнберг, А.И.Щапов и др.);

- разработки проблемы развития творческих и исполнительских способностей педагога-музыканта в контексте развивающего обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, А.Г.Каузова, А.В.Малинковская, Т.Г.Мариупольская, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др.).

Методы исследования:

  1. Изучение теоретических материалов, связанных с педагогическими воззрениями и научной деятельностью Я.Мильштейна (монографий, музыкально-теоретических работ, статей, рецензий).

  2. Анализ материалов по педагогике и психологии, имеющих отношение к основной проблематике исследования.

  3. Изучение специальной музыковедческой и фортепианно-методической литературы, связанной с задачами формирования профессионального мастерства и творческой индивидуальности пианиста-исполнителя.

  4. Обобщение передового педагогического опыта; сопоставительный анализ педагогических установок Я.Мильштейна и некоторых приемов и способов учебной деятельности, утвердившихся в сегодняшней практике

преподавания фортепиано на разных ступенях исполнительской

подготовки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение, анкетирование, моделирование педагогического процесса и специальный обучающий эксперимент.

Научная новизна исследования: впервые педагогическое наследие Я.Милыптейна становится предметом анализа с позиций современных образовательных проблем; выявляется прямое соответствие педагогических установок и принципов преподавания Я.Милыптейна передовым тенденциям современной педагогики; высвечиваются факторы, способствующие более эффективному формированию профессиональных и творческих качеств музыканта-исполнителя (учащегося и будущего педагога).

Практическая значимость заключается в том, что в исследовании освещены с позиций передового педагогического опыта некоторые недостаточно изученные на сегодняшний день аспекты работы в фортепианно-исполнительском классе музыкально-педагогического факультета; в связи с этим предложены конкретные пути и методы работы, нацеленные на формирование профессионально-личностных 'и индивидуально-творческих качеств будущего учителя-музыканта; введен в современный педагогический обиход ряд конкретных приемов работы с учащимися музыкально-исполнительских классов дополнительного образования. Выводы диссертационного исследования могут быть успешно использованы в условиях индивидуальной формы занятий на разных ступенях фортепианно-исполнительского обучения, а также в рамках лекционных курсов по методике подготовки будущих учителей: «История и теория пианизма», «Методика фортепианного обучения», «Теория и методика развития музыкальных и общих способностей учащихся исполнительских классов».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Педагогическое наследие Я.И.Мильштейна может и должно стать органической частью современной теории и практики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.

  2. В соответствии с педагогическими установками Я.И.Мильштейна эффективно решаются следующие проблемы: а) воспитания мыслящей личности и индивидуально-творческих качеств учащихся; б) развития их способностей исполнительской интерпретации как результата тщательной работы с текстом произведения, выявления интонационно-мелодической основы музыки и поисков индивидуально-эмоционального отклика на художественный замысел автора, а также формирования соответствующих ему профессионально-исполнительских умений и навыков; в) формирования чувства стиля изучаемого музыкального произведения и нахождения собственного исполнительского стиля; г) оптимизации межличностных отношений между учителем и учеником.

  3. Педагогические принципы и конкретные методы работы, широко разработанные и проверенные в педагогике Я.И.Мильштейна, могут быть с успехом адаптированы применительно к практике фортепианного обучения школьников.

Более того, они становятся особенно ценными в подготовке студентов педвузов, так как:

- отвечают реалиям сегодняшнего дня и в то же время сохраняют лучшие
традиции отечественной фортепианной педагогики;

позволяют прогнозировать максимальный воспитательный и образовательный эффект в будущей профессиональной подготовке студентов;

высокий развивающий потенциал их заключается прежде всего в формировании личности самого учителя - его «педагогической универсальности», музыкально-педагогической интуиции и' профессиональной компетентности.

Научная достоверность настоящей работы обеспечивалась системным методом исследования проблем, поставленных в центр диссертации; опорой автора на фундаментальные современные концепции в области педагогики,

психологии и музыкознания; сочетанием эмпирических и абстрактно-теоретических, логических методов познания; выявлением и анализом органических взаимосвязей между музыкально- теоретическими воззрениями и практическим опытом подготовки пианистов-исполнителей, характерных для педагогики Я.И.Милыптейна.

Апробация исследования проводилась в повторном опытном обучении (в условиях проведения его другим преподавателем) на базе музыкальных классов ООШ №26. г. Москвы и в педпрактике студентов музыкального факультета Mill У в ряде общеобразовательных и музыкальных школ. Основные положения исследования отражены в публикациях и излагались в лекциях по методике музыкального воспитания и фортепианного обучения для специализирующихся студентов МПГУ, на заседаниях кафедры музыкальных инструментов Ml 11У и Мордовского ГПИ им. Евсевьева, а также на научно-практических конференциях преподавателей музыкально-педагогических вузов России (Саранск - 2001г., Москва - 2002г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Жизненный и творческий путь Я.И.Милыптейна

Яков Исаакович Милыптейн родился 4 февраля 1911 года в городе Воронеже. От своего отца, музыкального мастера и настройщика, он унаследовал прекрасные природные способности: музыкальный слух, память, дар импровизировать. Главное же, он унаследовал беззаветную и искреннюю любовь к музыкальному искусству.

Фортепианные занятия начались у Яши Милыптейна в возрасте 6-7 лет -вначале дома, а затем в Воронежском музыкальном училище, в классе М. Д .Берлин-Печниковой.

В 1924 году в жизни мальчика происходит знаменательное событие, предопределившее всю его дальнейшую судьбу: он встречается с Константином Николаевичем Игумновым. Прославленный московский профессор, приехавший в Воронеж погостить у своей сестры Елизаветы Николаевны Леоновой, дает согласие послушать мальчика. Познакомившись с Яшей и оценив его дарование, Константин Николаевич настоятельно рекомендует ему продолжить музыкальное образование в Москве. Следуя этому совету, Я.Милыптейн переезжает в Москву и в 1925 году успешно выдерживает вступительные экзамены в Московскую консерваторию.

В то время Якову было всего 14 лет. Когда речь зашла о том, у кого учиться, К.Н.Игумнов сказал: «Поучись немного у Козловского. Ты еще совсем маленький, а я детьми не занимаюсь. Так будет лучше. Сергей Алексеевич - мой ученик, человек опытный, покладистый. Тебе у него будет хорошо. Я же присмотрю за тобой, если будет нужно, а через годика два-три, когда подрастешь, возьму к себе» (132, с.69). Так Я.Милыптейн становится учеником класса Сергея Алексеевича Козловского.

В эти же годы у С.А.Козловского учился другой знаменитый впоследствии пианист Яков Флиер. Между Я.Милыптейном и Я.Флиером сразу установились дружеские отношения. На занятия они ходили вместе в один и тот же день и час и всегда слушали друг друга (Флиер обычно занимался у Козловского первым, Милыптейн - вторым). Такая форма занятий была чрезвычайно полезной для обоих талантливых учеников. Наблюдая за ходом урока, они многому учились и у своего педагога, впитывая его рекомендации, и друг у друга. Сам С.А.Козловский видел положительную сторону в их совместной учебе и отмечал, что присутствие в его классе такого талантливого ученика, как Яша Милыптейн, оказывало особенно благотворное влияние на младшего тезку: «Яша Мильштейн был несколько старше Флиера и более подвинут в учебе. Он все время шел несколько впереди. И вот между обоими Яшами создалось некое соревнование. Яша-маленький все время старался догнать Яшу-большого, и это служило прекрасным стимулом в его учебной работе».(132, с.56)

В репертуаре учеников С.А.Козловского были и классики, и романтики. Были гаммы, технические упражнения, этюды (преобладали Черни, Крамер, Мошковский, Шлецер). Из педагогических замечаний Козловского Милынтейну особенно запомнилось «на цыпочках», означавшее живое осязание клавиши кончиками пальцев, а также еще несколько его излюбленных выражений: «природа сильнее выучки», «что ищешь, то и найдешь», «держись в своих оглоблях», «у орла сила в когтях, у пианиста в пальцах», «пианист живет умом, а играет умением», «взялся играть, так доигрывай» и другие. «Ну, мы, кажется, с тобой неплохо доигрывали», - шутил по этому поводу Флиер. (132,с.71)

Козловский не был педагогом диктаторского, авторитарного склада (только так, и не иначе!). Он предоставлял ученикам известную свободу выбора, не подавляя их желаний. Атмосфера занятий в классе была очень доброжелательной. Поэтому годы учения у Козловского Мильштейн вспоминает с теплотой: «Надо сказать, что в классе Сергея Алексеевича Козловского нам было хорошо. Сергей Алексеевич и в самом деле оказался чутким, простым и добрым человеком, терпеливым в работе и терпеливым к недостаткам учеников. Нас он особенно любил (мы были самыми юными в классе), отличал и возлагал определенные надежды» (132,с.70-71). И, как стало очевидно, в будущем они оправдались.

Современные проблемы преподавания музыки

Педагогическая наука на протяжении всего своего существования настойчиво стремилась к развитию и практическому воплощению идеи гуманистического подхода в обучении и воспитании. За последние десятилетия в противовес сложившимся в педагогике авторитарным традициям идея гуманистического подхода в обучении и воспитании перерастает в проблему гуманизации образования в целом. В педагогике сегодняшнего дня все явственней звучит мысль о более активном развитии личности учащегося, выявлении его индивидуальности, раскрытии творческих возможностей.

Личностно-ориентированная образовательная парадигма выражается прежде всего в обращении к человеку как самоценности, в признании свободы на реализацию его сущностных сил, заложенных в нем индивидуальных ценностных смыслов, присущей ему личностной субъективности. Она утверждает творческие, живые, взаимодействующие отношения учителя и воспитанника, подводит к смене репродуктивного стиля обучения на творческое освоение знаний.

В области общей педагогики развитие идей гуманизации образовательного % процесса в 1980-ые годы связано с возникновением движения учителей-новаторов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.И.Ильин, В.А.Караковский, В.Ш.Шаталов, М.П.Щетинин и др.). Выработанная ими концепция педагогики сотрудничества четко формулирует основные принципы гуманной педагогики, ставшие незаменимым руководством для развития идеи гуманизации образования: познание и усвоение ребенком истинно человеческого и себя как человека; совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами; недопустимость , использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления; предоставление ребенку в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности.

Идеи гуманистического подхода к обучению имели место на протяжении всего периода существования музыкально-педагогической науки (Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.Г.Шацкая, О.А.Апраксина и др.). Об активизации поиска гуманистической парадигмы музыкального образования ч свидетельствуют материалы последних школьных и вузовских стандартов, программ, научные публикации и исследования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, С.В.Попова, Н.А.Терентьева, В.В.Алеев, И.В.Кошмина, Л.Л.Куприянова). В свете гуманизации образования изучаются и проблемы фортепианной подготовки учащихся (А.И. Исенко, Ю.Г.Писаренко и др.).

Интересные исследования, так или иначе связанные с гуманизацией преподавания «Музыки» в школе, проводятся в направлении профессиональной подготовки будущего учителя (Б.М.Целковников, В.Б.Арюткйн, Г.А.Колышева, З.Ш.Магомедова, В.Я.Новоблаговещенский, А.И.Щербакова).

В области фортепианного обучения проблема гуманно-личностного подхода всегда находилась в центре внимания ведущих педагогов прошлого -А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, В.И.Сафонова, А.Б.Гольденвейзера, К.Н.Игумнова, Г.Г. Нейгауза, Л.А.Баренбойма и др. Идеи гуманного отношения к учащимся, заботы об их духовном развитии, о приобщении их к творчеству по существу стали традицией в отечественной музыкальной педагогике. Важно почерпнуть, осознать эти идеи, и соотнести их с требованиями сегодняшнего дня.

Проблема традиций российской музыкальной педагогики глубоко разработана в фундаментальном труде Т.Г.Мариупольской В исследовании доказывается, что в своем основании они сохраняют и на сегодняшний день свою жизнеспособность и актуальность. Сущностными категориями, «сердцевиной» этих традиций являются, как и прежде, высокая духовность, приверженность гуманистическим ценностям; тесное единение с национальными морально-этическими и эстетическими идеалами; отношение к музыке как к специфическому отражению сложных и многообразных явлений психической жизнедеятельности человека.

Сегодня, как и в предыдущие годы, отличительными свойствами российских музыкально-педагогических традиций, по мнению исследователя, являются:

а) Приоритет художественно-содержательного начала в работе над музыкальным материалом; проникновение в специфическую «семантику» музыкальной речи. Направленность на «внутреннее» (художественный образ), а не внешнее в ходе изучения музыкальных произведений. Понимание музыкального произведения, изучаемого в классе, как сложно организованной звуковой структуры, моделирующей внутренние состояния человека во всем богатстве их психологического спектра.

б) Признание доминирующей роли авторского замысла, композиторской идеи при изучении музыкальных произведений; установка на стилистическую точность и художественную достоверность музыкального исполнения, на адекватную передачу композиторских намерений. Неприятие субъективистского произвола учащегося в ходе интерпретации музыки - при одновременном признании за ним права на свое понимание и «видение» звукового образа (в рамках авторской концепции), на индивидуально-характерную, самобытную трактовку музыки.

Опытно-экспериментальное исследование возможностей и перспектив претворения педагогических принципов Я.И. Мильштейна в практике фортепианной подготовки учащихся

Цель опытно-экспериментального исследования - проверка основных теоретических и методических положений диссертации, связанных с педагогическим наследием Я.И.Милыптейна.

Опытно-экспериментальная работа по теме исследования велась на двух уровнях. На первом уровне осуществлялось наблюдение за работой студентов, обучавшихся на музыкальном факультете МИГУ у преподавателей - бывших учеников Я.И.Милыптейна, а также - в одном из классов - опытное обучение, в котором проверялись отдельные положения модели, разработанные автором исследования. На втором уровне проводилось экспериментальное обучение учащихся фортепианных классов ДШИ г. Солнечногорска, в ходе которого применялась откорректированная модель работы.

Выдвинутой цели соответствовали задачи экспериментальной работы:

1) определение условий и структуры каждой стадии эксперимента;

2) разработка параметров и критериев оценки уровня сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся и их исполнительского мастерства;

3) проверка результативности выдвинутых методических положений. Всего в опытно-экспериментальной работе было задействовано 27 человек (15 студентов музыкально-педагогического факультета и 12 учащихся ДМШ).

В ходе ее использовались следующие методы исследования: систематическое, целенаправленное наблюдение в процессе индивидуальных занятий за деятельностью учащихся и за развитием исследуемых качеств;

2)педагогические беседы и анкетирование;

3 Моделирование педагогического процесса (на первом уровне) и формирующий эксперимент (на втором уровне);

4)проверка результатов учебной работы испытуемых;

5)анализ и обобщение данных опытно-экспериментального исследования, подведение его итогов.

Педагогическое наблюдение проводилось автором на протяжении всего исследования в период с 1999 по 2002 гг. и фиксировалось в виде педагогического дневника. Материалом наблюдения послужили занятия преподавателей (бывших учеников Я.И.Милыитейна) и собственная практическая работа со студентами в классе фортепиано на музыкальном факультете Mill У, а также процесс экспериментального обучения школьников в ДІІІИ.

В ходе наблюдения педагогом-экспериментатором анализировались результаты использования ряда педагогических приемов, вытекающих из научных воззрений и практики преподавания Я.И.Мильштейна и касающихся: а) раскрытия индивидуально-личностных качеств учащихся; б) стимулирования их творческой инициативы; в) формирования их профессионально-исполнительского мастерства; г) воспитания способностей индивидуального исполнительского интонирования в процессе эмоционального погружения в музыку, выявления ее стилистических черт, сопереживания ее содержанию и передачи его посредством соответствующих пианистических средств выразительности.

В центре внимания педагога-исследователя на протяжении всей опытно-экспериментальной работы находился процесс создания учащимся индивидуальной исполнительской интерпретации изучаемого музыкального произведения, а именно:

1. Принцип стадийности в работе: а) создание индивидуальной интерпретаторской гипотезы; б) техническое освоение и исполнительская работа над различными гранями художественного образа произведения в сопоставлении с индивидуальным интерпретаторским замыслом; в) создание и реализация целостной исполнительской интерпретации музыкального произведения.

2. Индивидуально-личностная ориентировка педагога в его работе с учащимися класса.

3. Основные формы и методы работы на уроке, соответствующие поставленным задачам.

4. Способы педагогического воздействия и межличностные отношения ученика и учителя

5. Интерпретаторские и личностно-творческие результаты.

Приведем пример наблюдений за процессом создания индивидуальной исполнительской интерпретации изучаемого музыкального произведения в фортепианном классе на музыкальном факультете Mill У.

Светлана X., студентка 5 курса класса А.Г. Каузовой, - Р.Шуман. Фантазия C-Dur, op. 17, ч.І.

Наблюдения за работой над произведением велись в течение 2-х семестров (2000-2001 гг.), что позволило создать целостное представление о ходе занятий и в то же время определить в нем наиболее важные, ключевые моменты.

На первом этапе происходило знакомство студентки с одним из прекрасных, но труднейших в фортепианной литературе сочинений. Предпринимались попытки в представлении охватить целое, создать предварительный исполнительский план, определить направленность работы.

Похожие диссертации на Педагогические принципы Я. И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки