Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Мифтахова Миннегуль Абдрахмановна

Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века
<
Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мифтахова Миннегуль Абдрахмановна. Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века : 10.01.02, 13.00.02 Мифтахова, Миннегуль Абдрахмановна Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века (Проблема лирического героя. Методика изучения в татарской средней школе) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02, 13.00.02 Казань, 2004 245 с. РГБ ОД, 61:04-10/1695

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Лирический герой Хасана Туфана как образ поэта и как художественный тип с его индивидуальностью.

1.1. Лирический герой Хасана Туфана как форма выражения самосознания поэта 24

1.2. Лирический герой Туфана в системе средств художественной выразительности 76

Выводы по главе 100

Глава II. Методическая система познания в школе лирического героя поэзии Хасана Туфана.

2.1. Краткий обзор истории, постановки и состояния изучения поэзии Хасана Туфана в школе 103

2.2. Мир поэта и его лирический герой на уроках по Хасану Туфану в I—VIII классах 128

2.3. Изучение жизненного пути и поэзии Хасана Туфана на историко-литературной основе 170

Выводы по главе 207

Заключение 214

Введение к работе

Хасан Туфан - один из тех татарских поэтов, чье творчество ознаменовало собой целый этап татарской поэзии. Вступив в поэзию в двадцатых годах уже сложившимся поэтом, он вместе с Хади Такташем,. Ад елем Кутуем, Кави Наджми и Мусой Джалилем закладывал фундамент новой татарской поэзии. С тех пор, пройдя через годы признания и славы, гонений и умалчивания, сталинского террора и реабилитации, возвращения в мир родной поэзии, «донес до нашего времени - начала восьмидесятых годов - весь жар души и всю силу чувств первоначальных».1

Еще в первые годы своего творчества Хасан Туфан отличался тонким и своеобразным видением мира, явлений жизни, искренностью выраженных чувств, теплым, доверчивым и горделивым отношением к Человеку. С годами перо поэта все более совершенствовалось. Пристальнее, разнообразнее становилось его внимание к Человеку, глубже - к его внутреннему миру: чувствам, мыслям, устремлениям, горестям, печалям, надеждам... Тем многогранней становится в творчестве поэта сама его личность с ее разнообразными отношениями к различным сторонам реальной действительности. В силу этого творчество Хасана Туфана и его личность интересовали многих писателей, поэтов, литературоведов, критиков. О нем писали, высказывались о месте, роли самого Туфана в его собственной поэзии и в татарской поэзии в целом. Самым активным наблюдателем за творчеством Туфана в 20-30 годах был Галимджан Нигмати, посвятивший ему ряд статей,3 а также в той или иной мере отводивший место и в других

1 Мустафин Р.А. Любовь к жизни и приверженность к правде: Хасан Туфан // Древняя и вечно молодая. -
Казань: Таткнигоиздат, 1991. - С. 135.

2 Бэширов Г.Б. Барган саен юллар кунеллерек // Хвсен Туфан: Шагыйрьнец иждт юлы турында. - Казан:
Тат.кит.нэшр., 1976. -Б.З.

3 Нигъмэти Г.Э. Эдэбият мейданында. - М.: СССР халыкларыныц Узвк нэшр., 1925. - Б. 75-79.; Нэни
разбойниклык // Кызыл Татарстан. - 1927. - 25 июнь; Туфан шигырьлэрендэ производство мотивлары //
Безнец юл. - 1928. - № 9. - Б. 33-38; Туфан шигырьлэре // Революция елларында едэбиятыбыз. - М.: СССР
халыкларыныц Узэк нэшр., 1929. - Б. 58-79.

4 работах1, дает высокую оценку образной ткани произведений поэта. Однако следует отметить, Галимджана Нигмати, как и других критиков тех лет , больше интересует социалистическая пафосность, приверженность идеалам партии, чем философская глубина и эмоционально-художественное совершенство. Старания же представителей вульгарно-социологических отношений к литературе3 немало способствовали формированию отрицательного отношения к личности и творчеству Туфана, к включению его в список «врагов народа».

Возвращение Туфана в 1956 году было встречено общественностью с радостью. На татарском и русском языках публикуются произведения Туфана на страницах периодической печати, выходят в свет сборники его стихов и поэм, соответственно друг за другом появляются статьи. Рецензии С.Т.Хакима, А.Ф.Баянова, М.А.Карима, С.Никитина, Л.Мартынова, Р.Д.Морана, М.С.Шабаева, Х.У.Усманова, Р.М.Миннуллина.4

С 60-70 годов поэзия Хасана Туфана оказывается в центре внимания как критиков литературоведов, так и поэтов и писателей5. М.В.Гайнутдинов начинает исследование жизненного и творческого пути Хасана Туфана и публикует целый ряд статей6, а в 1972 году защищает кандидатскую

Нигъмбти Г.Э. Ун ел эчендэ татар матур эдэбияты (1930) // Эдэбият Ьэм тормыш: Эдэбият фэне мэсьэлэлэре, тэнкыйть. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1931. - Б. 47-48; Эдэбиятта формализм-буржуаз карашы // Яналиф. - 1930. - №4. - Б. 65.

2 Такташ h.X. Узем Ьэм башкалар турында // Безнец юл. - 1927. - № 6,7; Нэжми K.X. Мэсьэлэне кую
турында // Кызыл Татарстан. - 1927. - 16 февр.; Сэгъди Г.Г. Пролетариат диктатурасы дэверендэ татар
эдэбияты: Татар эдэбияты тарихынын икенче булеге урынында. - Казан. Тат.кит.нэшр., 1930. - Б. 170-174.

3 Каратай С. Туфан шигырьлэре // Кызыл Татарстан. - 1930. - 7 февр.; Хисмэтуллин Х.Г. Туфан
шигырьлэре: Анализ юлында бер тэжрибэ // Яналиф. - 1931. - № 2. - Б. 50-57; Галиев Г.Б. Туфан ижаты
турында // Совет эдэбияты. - 1936. - № 4. - Б. 33-36.

4 Например: Шабаев М.С. влкэн шагыйрь белэн очрашу // Татарстан яшьлэре. - 1957. - 27 март; Баянов
Э.Ф. Уйчан лирика // Совет Татарстаны. - 1958. - 26 сент.; Хэким С. Т. Где живет красота, там рождается
песня // Октябрь. - 1958. - №8;. Хэсэн Туфан. Жьірлар, шигырьлэр. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1958. - 215 б.
Госман Х.Г. Бер чорнын ике жырчысы // Совет эдэбияты. - 1962. - №7. - Б. 4-5.

5 Дементьев Б. А. Двойная радуга: ХЛуфан и С.Хаким // Октябрь. - 1965. - № 1. - С. 99; Мостафин Р.Э. Алга
барышлый: Хэсэн Туфаннын ижат портреты // Казан утлары. - 1965. - № 8. - Б.21-24; Ровесник века //
Литературные портреты. - Казань: Таткнигоиздат, 1966. - С. 35-54; Поэт страстной мысли // Дружба
народов. - 1967. - № 3. - С.64; Ухсай Я.Г. Разговор с белой березой: О творчестве Хасана Туфана //
Сельский родник. - М.: Худ.литература, 1970. - С. 5-6.

6 Гайнетдинов М.В. Хэсэн Туфан поэмалары // Совет мэктэбе. - 1969. - № 5. - Б.42; Тормышка мэхэббэт
лирикасы // Совет мэктэбе. - 1970. - № 2; Яна геройны эзлэу // Татар эдэбияты мэсьэлдлэре. - Казан: КДУ
нэшрияты, 1972.-201 б.

5 диссертацию на тему «Творчество Хасана Туфана». Все в целом систематизируется в его книге «В Бурю».1 .

Так в 1970-х годах интерес к творчеству Хасана Туфана выходит на новый уровень - оценки творчества поэта с научных позиций. Необходимо отметить вклад видных исследователей татарской литературы советского периода и последнего десятилетия, которые дали исследованиям творчества поэта новый импульс и возвели его в ряд классиков национальной литературы. Так усилиями Т.Н.Галиуллина составляется и в 1976 году в Казани издается сборник «Хасан Туфан» о творческом пути Хасана Туфана со статьями Г.Б.Баширова, Р.А.Мустафина, Н.Х..Лаисова, Ф.И.Урманчеева и, разумеется, составителя с анализом произведений Туфана. Кроме того, сборник оснащен библиографией произведений Туфана и списком литературы о нем. Примечателен ряд трудов Т.Н.Галиуллина,2 в которых немалое место отводится рассмотрению произведений Туфана с точки зрения их новизны, гуманизма, актуальности поднятых в них проблем и т.д.

Р.А.Мустафин в 60-х годах выступал с газетными и журнальными статьями о Туфане. А в 70-х, 80-х годах анализу творчества поэта отводится важное место и в трудах литературоведческого характера.3 В них своеобразие поэтического таланта поэта прослеживается во взаимосвязи с этапами его судьбы и жизненного опыта.

Глубокому и всестороннему анализу подвергается поэтика произведений

Гайнетдинов М.В. Давылларда, жиллэрдэ: Хэсэн Туфанныц тормыш пэм ижат сэхифэлэре. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1989. - 266 б.

2 Галиуллиин Т.Н. Яца урлэр яулаганда. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1972. - Б. 110-138; Дыхание времени:
Вопросы становления и развития социалистического реализма в татарской советской поэзии до 1941 года. -
Казань: Изд-во КГУ, 1979. - С. 27-298; Дэвамлылык: Эдвби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Тат.кит.нэшр.,
1987. - Б. 16-60; Акыл Ьэм жан берлеге // Шэхесне гасырлар тудыра: Эдвби тэнкыйть, хикэялэр. - Казан:
Тат.кит.нэшр; 2003. - Б. 17-27.

3 Мостафин Р.Э. Алга барышлый // Жаваплылык тойгысы: Эдеби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан:
Тат.кит.нэшр., 1979. - Б. 27-48; Любовь к жизни и приверженность к правде // Древняя и вечно молодая:
Литературные портреты татарских поэтов. - Казань: Таткнигоиздат, 1991. - С.135-163; Жемчужина
истинной поэзии // Хасан Туфан. Лирика. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1984. - 352 с.

Хасана Туфана в книгах Н.Г.Юзиева,1 как с точки зрения их оригинальности, актуальности, талантливости средств художественной выразительности, так и искренности, философской глубинности, а также своеобразной отточенности стихосложения. Ученый добивается убедительности обращениями к литературоведческим материалам Туфана и его черновым записям.

Следует подчеркнуть, что ряд авторов отмечают сложность, глубинность поэтического «Я» Туфана: Так известный литературный критик, ученый, писатель Т.Н.Галиуллин в труде «Дыхание времени», анализируя поэму "Ант" («Клятва»), пишет: «Лирический герой Х.Туфана - человек передовых взглядов, темпераментный, преданный духу, идеалу времени. Его философские размышления о гуманизме и человечности, личное отношение к событиям эпохи, борьба за победу социалистического строя составляет композиционный хребет поэмы».2

Проблема лирического героя в той или иной мере затрагивается в книгах Р.А.Мустафина3, Н.Г.Юзиева 4. В специально посвященном жизни и творчеству Хасана Туфана труде М.В.Гайнутдинова «В бурю» ("Давылларда, жиллэрдэ". Казань, 1989) наблюдается попытка представить лирического героя Х.Туфана в развитии. Правда, рассматривается это лишь на примере нескольких стихотворений: "Барабыз" («Идем»), "Кендэлек дэфтереннэн" («Из дневника»), "Урал эскизлары" («Уральские эскизы»), "Сонгы сарай янында" («У последнего дворца»), "Агыла да болыт агыла" («Плывут облака»). Лирический герой Туфана рассматривается ученым в тесной связи с личностью поэта, его личным творческим опытом и необыкновенной

' Юзиев Н.Г. Хэзерге татар поэтикасы: Поэзия теориясенэ кереш. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1973. - Б. - 34-229; Шагыйрь офыклары // Шигърият деньясы: Татар совет шагыйрьлвре турында вдвби твнкыйть мвкалэлвре. - Казан: Тат.кит.нэшр. 1981. - Б. 74-106; Я сам материя, мой друг, но та, что говорит, поет, тоскует // Мир поэта: О творчестве Х.Х.Такташа, М.М.Джалиля, Х.Ф.Туфана, С.Т.Хакима. - Казань: Таткнигоиздат, 1987. - С. 125-163; Татар шигыре / Твнкыйть мвкалвлэре. - Казан: Тат.кит.нвшр., 1991. - Б. 14-171.

2 Галиуллин Т.Н. Дыхание времени: Вопросы становления и развития социалистического реализма в
татарской советской поэзии. - Казань: Изд-во КГУ, 1979. - С. 292.

3 Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая / Литературные портреты татарских поэтов. - Казань:
Таткнигоиздат, 1991.- С.161.

* Юзиев Н.Г. Мир поэта: О творчестве ХТакташа, М.Джалиля, Х.Туфана, С.Хакима. - Казань: Таткнигоиздат, 1987.-С. 132-147.

7 судьбой. В ряде случаев анализируются художественные средства, способствующие конкретному восприятию чувств, мыслей, порывов, мотивов, поступков туфановского лирического героя.

Следует подчеркнуть, что в вышеназванных трудах рассматриваются

0 главным образом произведения 20-30-х, частично — 40-50-х годов и то в

общем ракурсе, а не в плане исследования лирического героя Туфана. Это и понятно. Проблема лирического героя поэзии Туфана не является предметом их специального исследования. Поэтому естественно использование авторами выражений «Туфан выражает...», «чувства и мысли Туфана...», «поэту близки переживания...», «поэта интересуют глубинные переживания человека...» и.т.д.

В целом, проблема лирического героя была всегда актуальна для татарского литературоведения, изучение которого помогает глубже подойти к установлению особенностей поэтической природы туфановского лирического героя в целом, в частности почти незатронутого исследователями периода его творчества - 60-80-х годов XX века.

Следует отметить, что понятие «лирический герой» как «Я» поэта, как центральная личность лирического произведения (лирическое «Я» поэта) с его общественно значимыми ценностными ориентациями на страницах теоретических трудов на татарском языке появляется постепенно, но не всегда последовательно. Вначале термин «лирический герой», пусть в его неполных по значению вариантах «субъект» или «личность» стихотворного произведения, в трудах литературоведческого направления не употреблялся. Пример тому - изданное еще в 1911 году в г.Уфе учебное пособие

9 Габдрахмана Сагди (1889-1956) «Сборник кратких литературных правил»

("Мохтэсар кавагыйде эдэбия"), в котором ни об особенностях лирики, ни о

% специфике выражения чувствований поэта не говорится. Зато имеются

b пояснения к слову «чувства», не указывая на их носителя. Чувства, по

мнению автора, распределяются на три вида: тонкие (нечкэ), обуреваемые

8 (дулатучы) и высокие (гали)1. Затем сказанное доказывается на примере стихотворений Г.Тукая и делается заключение: стихотворения этого народного поэта пропитаны мыслями, побуждающими к высоким идеалам, а из области чувств поэт поднимает прекрасные вопросы2. В своем учебном пособии. «Учитель литературы» («Эдэбият мегаллиме». Уфа, 1913) Г.Сагди идет дальше: понятие «обуреваемые чувства», он заменяет более конкретным, как бы понятным для простого читателя словом «кайнар тойгылар», которое в прямом переводе звучит как «горячие чувства». Для конкретизации понятий привлекаются на этот раз стихи большего числа поэтов (Г.Тукая, С.Рамиева, Дердменда); воплощение реальных мыслей, чувств и наличие художественного вымысла рассматриваются автором как единый творческий процесс. Что особенно важно, в книге проводится мысль, что чувства призваны утверждать прекрасное и что в этом огромная роль принадлежит поэту.3 Нетрудно уловить: создателем и носителем прекрасных чувств, стремлений, мыслей, по Сагди, является сам поэт. Приводимые произведения М.Гафури, Н.Думави, З.Башири, С.Сунчаляя, М.Акмуллы, З.Ярмаки анализируются и с точки зрения стихосложения, т.е. поэтического таланта творца.

Уже более определенно высказывается известный татарский писатель, литературовед Галимджан Ибрагимов (1887-1938) в своей книге «Эдебият дэреслере» - «Уроки литературы», изданной в Казани в 1916 году. В последующие годы писатель пересматривает ее, дополняет, поправляет и выпускает под названием «Каноны литературы». Лирике и ее разновидностям отводится в ней специальный раздел. Понятие «лирический герой» не упомянуто, но поэту отводится главенствующая роль: «Лирика объясняет внутренние желания, надежды, мечты, чувствования поэта»4. Г.Ибрагимов выделяет два вида выражения в лирике личности поэта:

1 Сэгьди Г. Г. Мехтэсар кавагыйде эдэбия. - Уфа, 1911. - Б. 26.

2 Там же. -С. 31.

1 Сэгьди Г. Г. Эдэбият мегаллиме. - 2 - басма. - Уфа: Шэрык, 1913.-Б. 11-15. 4 Ибраішмов Г. Г. Эдэбият кануннары. - 10 - басма. - Казан: "Сабах", 1919. - Б. 83.

9 1. Поэт от своего имени передает непосредственно свои личные чувства. Таковыми ученый считает стихотворения Г.Тукая «взелгэн вмид» -«Разбитая надежда», С.Рамиева «Деньяга» - «Миру», Дердменда «Бузлэрем маналмадым» - «Не сумел я окропить савана».

2.. Поэт изображает природу или человека, но все это целиком и полностью бывает пропитано чувствами, переживаниями самого поэта, пусть посредством иного образа, под другим именем. В качестве примера приводится стихотворение С. Рамиева «Пророк»1.

Как видим, пока «лирический герой» в тени, но он уже замечен («посредством иного образа, под другим именем»), и явно отмечены «я» поэта, определяющая роль его личности в стихотворном произведении.

В такой же роли выразителя своего внутреннего мира, собственных переживаний, устремлений, порывов представлен поэт и в книге Габдрахмана Сагди «Эдэбият теориясе» («Теория литературы». Казань, 1941). Даже понятие о лирике дается в ней с точки зрения наличия в произведении переживаний поэта. «Если, - читаем мы, - на основе чувств, мыслей, взятых из реальной жизни, воспроизведены собственные переживания писателя, то это произведение называется лирически м».2

Как видим, в течение десятков лет в книгах по теории татарской литературы наблюдалась тенденция отождествлять «я» в лирике с самим поэтом, увязывать его стихотворения с тем или иным фактом его жизни. Это могло приводить к умалению роли художественной индивидуальности, своеобразия личности поэта, недопониманию общечеловеческой значимости переживаний, заключенных, как в конкретном произведении, так и в творениях в целом.

Значительное углубление в духовный мир поэта через его произведения проделано известным татарским литературоведом И.З.Нуруллиным в его книге «Эдэбият теориясе» («Теория литературы». Казань, 1977). Так в

1 Ибрапимов Г. Г. Эдэбият кануннары. - 10 - басма. - Казан: "Сабах", 1919. - Б. 83.

2 Свгъди Г.Г. Эдэбият теориясе. - Казан: Татгосиздат, 1941. - Б.78.

Лирический герой Хасана Туфана как форма выражения самосознания поэта

Так рядом с лирическим героем — центральной фигурой лирического стихотворения Туфана становится и лирический персонаж. В "Ана кузе -балада..." («Взгляд матери - на ребенке») - это мать, которая выступает как сподвижник, единомышленник лирического героя в его отношениях к природе, знаниям, во взглядах и размышлениях относительно небесных тел, космоса в целом. Светлый облик ребенка прибавляет стихотворению интонации родительской нежности. А незримый образ матери притягателен для поэта как образец скорби и надежды многострадальной женщины, призванной отвечать за судьбы молодого поколения.

Поэзии Туфана присущи, главным образом, оптимистичность, некоторая торжественность, облеченные в тонкий лиризм. В то же время чуткое сердце поэта ранят негативные последствия того, что вытворяет человек с Природой. О своих мыслях, переживаниях он заявляет миру посредством своего лирического героя. Примечательно в этом отношении стихотворение "Яр буенда икэу йерилэр" («Двое бродят по берегу», 1962. «Гг», 189). В эпиграфе, сложенном в размере и на мотив народных песен, сообщается о том, кто эти «двое»: они из Урсалы, очень скучают по родному городу, реках Ик и Зай, на берегах которых они росли и живут. В первой строфе приведен их диалог: оба едины в одном - нет ничего лучше родного города, родных мест. Даже ночи там светлее, огни ярче. А здесь - сплошная темень, вот бы Альметьевский факел сюда! Но девушке Гульсине становится тоскливо и горестно: ведь гусятина отдает керосином, рыба пропахла мазутом. Обоим героям - парню и девушке — становится не по себе... Будто что-то потеряно в этой бездонной мгле и тревожной ночи... Пейзажные контрасты, параллели в передаче горестных переживаний и унылого пейзажа подчинены поэтом философскому осмыслению результатов неразумного вмешательства в мир Природы, в мир Вселенной.

Таким образом, эстетика Хасана Туфана достаточно полно воплотилась в его стихотворениях, в центре которых лирический герой, представляющий собой людей ищущих, мечтающих, любознательных, размышляющий о своих и людских отношениях с окружающим миром: природой, со Вселенной с ее предметами и явлениями. Лирический герой Туфана -личность душевно тонкая и богатая, гуманная, интеллектуально одаренная -качества, которые видел и хотел увидеть поэт в своих современниках.

В творчестве каждого талантливого поэта наиболее контурно выделяется какая-нибудь сторона человеческого характера. У Хасана Туфана наиболее полно и сильнее проявляется стремление жить: жить на излюбленных местах, называемых «родной край», «Родина»; жить достойно и стойко, умея видеть и ценить прекрасное, отвергая безобразное, мешающее улучшению и обновлению жизни; жить, являя собой истинного, верного сына родного народа, проявляя заботу о сохранении и умножении национальных традиций. Поэт наделяет своего лирического героя всеми этими качествами, обогащая его душевными переживаниями, тревожащими или радующими его самого. В стихотворениях Хасана Туфана лирический герой и своими чувствами, и мыслями, и образным мышлением, а также посредством различных поэтических средств показан как сын народа, близко к сердцу принимающий его проблемы, глубоко переживающий за все, что произошло, происходит и произойдет в судьбе татарского народа.

Краткий обзор истории, постановки и состояния изучения поэзии Хасана Туфана в школе

По-настоящему воспринять лирическое произведение - это значит, проникнуться умонастроениями поэта, ощутить настроение, дух, которые хотел показать автор, еще раз пережить их как нечто свое, собственное, личное, задушевное. В таких случаях между автором и читателем, по точному определению Л.Я. Гинзбург, «устанавливается молниеносный безошибочный контакт»1. Чувства поэта становятся одновременно и чувствами читателя. Автор и его лирический герой с общезначимой ценностью вместе с читателем образуют некое единое, неразделенное «мы». Уместно привести здесь мнение известного татарского литературоведа и писателя Т.Н. Галиуллина: «Поэтический род творчества не может существовать изолированно, как отдельный остров посреди океана, -утверждает ученый, - он может развиваться только в связи с другими «материками» - читателями. И наличие читателя, способного понять, почувствовать сердцем мысль, горе и радость, любовь и ненависть, философские размышления и переживания поэта, является одним из определяющих условий обновления поэзии»2. Однако лирическое произведение может вызвать ответное чувство, сопереживание только у подготовленного читателя, способного ярко и многопланово представить духовно-биографический опыт, круг умонастроений, личную судьбу поэта. Именно это открывает путь к познанию художественного своеобразия его лирического героя и соответственно - нравственно-эстетическому обогащению читателя. Подготовка такого читателя наиболее интенсивно проходит в годы его учебы в школе. «Юность - самое лучшее время для лирической поэзии, - писал В.Г. Белинский. - Лирическая поэзия требует богатства ощущений, а когда же грудь человека богата ощущениями, как не в лета юности?». 1 В свою очередь - постижение поэзии формирует красоту и богатство самих «ощущений» школьников.

Сказанное выше имеет непосредственное отношение к изучению в татарской школе жизненного и творческого пути Хасана Туфана - одного из тех, чье творчество ознаменовало целый этап татарской поэзии. О воздействующей силе и воспитательном значении его произведений убедительно и в то же время своеобразно высказался Роберт Миннуллин: «Читайте его стихотворения. Смотрите: каково его отношение к наставникам, к коллегам по перу, к друзьям по творчеству»... «Белое, что осталось после Туфана... Оставшаяся после Туфана светлая поэзия и нас зовет к светлому, чистому. Давайте же читать Туфана в трудную пору, давайте же читать Туфана в праздничные дни. Тогда нуждающаяся в грусти, в ласке, в любви, в тепле наша душа проникнется чудесной туфановской грустью. Давайте читать Туфана!»2 Между тем, «... лирика Х.Туфана привлекает к себе вдумчивого читателя, только у вдумчивого читателя она вызывает сопереживания, серьезные раздумья о бытии, о человеке».3 Подготовка же «вдумчивого читателя» предполагает целенаправленное изучение в школе жизни и творчества Хасана Туфана, акцентируя внимание на его лирическом герое, носителе общественно значимых чувств, мыслей, переживаний поэта.

Изучение поэзии Хасана Туфана имеет давнюю историю, тесно связанную с перипетиями в общественной жизни нашей страны. Туфан вступил в татарскую поэзию с середины 20-х годов уже сложившимся, ярким и своеобразным поэтом. Его первые стихотворения, в особенности поэмы с яркими, живыми характерами уральских рабочих-сезонников, звали вперед к строительству нового социалистического общества в стране, отражали горячий дух того времени.

Некоторые образцы из этой поэзии Хасана Туфана, особенно глубоко проникнутые духом времени, вошли в школьные программы и хрестоматии. Так в хрестоматию под названием «Разлив»1 включены разделы «Оратор», «Ристан Хабул» (ристан - в значении «арестант», «бывший когда-то в тюрьме»), «Тревога» из поэмы «Начало начал». Раздел «Ристан Хабул» состоит еще из двух частей: «Ристан Хабул», «Слова дяди Хабула». Эти разделы из поэмы «Начало начал» привлекли внимание авторов, видимо, потому, что в них наиболее выпукло и ярко было показано постепенное развитие классового самосознания и социальной активности действующих в общей сюжетной канве лиц. В этом убеждает и то, что тексты включены в раздел «Борьба».2

Мир поэта и его лирический герой на уроках по Хасану Туфану в I—VIII классах

В начальных классах в процессе обучения чтению и выработки навыков осознанного беглого (про себя) или выразительного чтения, как показало изучение программ, учебников и опыта учителей, дети знакомятся наряду с фольклорными, прозаическими произведениями и с образцами лирической поэзии. На примере стихотворений Г.Тукая, М.Гафури, Х.Такташа, М.Джалиля, Б.Рахмата, А.Бикчантаевой, Р.Миннуллина, Р.Файзуллина, Ф.Яруллина, Г.Зайнашевой и др. у детей формируется убеждение в том, что существует немало художественных произведений, состоящих из равномерных строк; стоит изменить их или принятое месторасположение -так тотчас же чувства, мысли теряют свою значительность, меняются темп, интонация, выразительность чтения, что даже знаки препинания в них начинают играть большую роль. Работая с ними, учитель постепенно вводит детей в мир авторских мыслей и чувств, памятуя о том, что «важно не торопиться совершить переход от единичного к обобщающему значению поэтического образа».1 В этом плане, «в начальных классах целесообразно обратиться к способу беседы»1, которая лучше всего помогает и в подготовке учеников к восприятию текста, и к интуитивному осознанию ими наиболее значимых и в то же осознаваемых его художественных особенностей. Опыт показывает, что целям подготовки могут служить разные предпосылки: учет сложившейся литературной подготовленности учеников, их опыт чтения (про себя, беглое, быстрое, выразительное), интуитивное восприятие, понимание поверхностного содержания, а также смысла стихотворного произведения и произведений смежных искусств (музыкальное, изобразительное), использование и других видов наглядности. Так, например, в учебник П класса2 включено стихотворение Хасана Туфана "Син ейрэттец мине" («Ты научил меня»). Как известно, по своему эмоционально-смысловому настрою это произведение созвучно с тукаевским стихотворением "Туган тел" («Родной язык»), которое знакомо ученикам еще с детского сада. Также известна им его мелодия, сложенная в народе. В начале урока по изучению стихотворения Х.Туфана "Син ейрэттец мине" («Ты научил меня») во всех наших экспериментальных классах была исполнена песня "Туган тел" («Родной язык») с большим удовольствием. Далее класс участвовал в обсуждении следующей темы: почему дети и взрослые в любое время готовы исполнять эту песню - чем она трогает? Было предложено внимательно вслушаться в свой голос, еще раз прочитать это стихотворение и подумать о том: что сближает мелодию песни и мелодику стиха. Чем объяснить тот факт, что и без мелодии стихотворение Тукая звучит достаточно музыкально и вызывает множество эмоций?

Подобные вопросы для второклассников доступны и понятны. Они позволяют им свободно высказываться о любимой песне, о давно знакомом и заученном наизусть стихотворении, о том, как Габдулла Тукай связывает родной язык с такими близкими, родными людьми, как папа, мама, бабушка, вспомнить песни и сказки, которые еще недавно рассказывали им родители. Особую ценность представляет ненавязчивая, естественная активизация в речи, в высказываниях учителя и учащихся таких слов, как «радость», «печаль», «звучание стихотворных строк», «поэт», «интонация», «вслушивание», «вслушивание в звучание», которые постепенно приучают детей уже в практическом плане интуитивно улавливать поэтическую особенность прочитанного стихотворения. Следующий вопрос служит отправной точкой непосредственно к изучению туфановского "Син ейрэттец мине" («Ты научил меня»):

- Какую мысль свою хотел выразить Габдулла Тукай в следующих стихотворных строках?:

Двнъяда куп нэрсэ белдем Син туган тел аркылы.

Далее учитель поясняет классу, что воспевание богатства родного языка, его роли в жизни людей характерно не только для творчества Тукая, но и для других татарских поэтов, в частности для Хасана Туфана - поэта более позднего времени; что Туфан всю жизнь считал Тукая своей путеводной звездой. Рядом с портретом Тукая прикрепляется к доске портрет Туфана. Так ненавязчиво доводится до детей идея преемственности поэтических поколений.

Похожие диссертации на Поэзия Хасана Туфана 60-80 гг. XX века