Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Жерготова Вера Егоровна

Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой
<
Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жерготова Вера Егоровна. Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Якутск, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-13/2721

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения лирики в школе

1.1. Особенности изучения лирики в школе (история вопроса) 12

1.2. Этнопсихологические особенности восприятия якутскими учащимися инонациональной литературы 23

1.3. Анализ учебно-методической литературы (в аспекте исследования)... 30 Выводы по 1 главе 38

Глава 2. Литературоведческие основы изучения лирики русских поэтов 20 - 30 - х годов XX века

2.1. Философско-этические проблемы русской поэзии начала XX века 39

2.2. Русская поэзия 20 - 30 — х гг. в оценке критиков прошлого и современности 48

2.2.1. «Муза плача и печали» (Лирика А.Ахматовой) 48

2.2.2. «Лирика предельно обнаженного сердца» М. Цветаевой 58

2.2.3. «Поэзия вызова» О. Мандельштама 67

2.3. Русско-якутские литературные связи (в аспекте исследования) 76

Выводы по 2 главе 87

Глава 3. Методика изучения русской поэзии 20 - 30 - х гг. XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой (материалы эксперимента)

3.1. Методическое освещение изучения русской поэзии 20 - 30 - х гг. XX века в школе 88

3.2. «Век мой - враг мой, век мой-ад» (урок - введение) 92

3.3. «Анна всея Руси» (урок - литературный портрет) 99

3.4. «Я-голос ваш» (урок - анализ по поэме А.Ахматовой «Реквием»).... 105

3.5. «Мне имя- Марина» (урок- экскурсия) 109

3.6. «Скрещение судеб: образ поэта в лирике М.Цветаевой и И.Арбиты». 115

3.7. «Я в сердце века...». О.Мандельштам, (урок - исследование) 118

3.8. «Время! Я тебя миную» (литературно-музыкальная композиция) 123

3.9. Обобщение опытно-экспериментальной работы 129

Выводы по 3 главе 133

Заключение 135

Библиография 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня российская школа вступила в новый этап своего развития, характеризующийся усилением демократических процессов, возрастанием роли гуманизации и гуманитаризации образования. Среди многих учебных дисциплин в школе литература продолжает оставаться тем предметом, который в наибольшей степени воздействует на умы и души молодого поколения. В условиях обновления структуры и содержания литературного образования его приоритетными целями становятся «воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; развитие образного мышления, творческих способностей, художественного вкуса учащихся, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма» [156].

Согласно Стандарту среднего (полного) общего образования, в учебные программы включены произведения по литературе, ранее не изучавшиеся в школе. Это богатое наследие литературы «Серебряного века», «русского зарубежья», «возвращенной литературы», представляющее собой целый пласт духовной культуры России начала XX века и отражающее разные периоды развития русской литературы прошлого столетия.

В связи с этим возникла необходимость в методическом осмыслении данной проблемы. Особое место в школьной программе по литературе в 11 классе занимает поэзия 20-30-х годов начала XX века. Изучение поэзии этого периода является важным этапом и необходимым звеном в системе литературного образования современных школьников. Лирика как особый род словесного искусства, отражающий внутренний мир человека, становится одним из способов воспитания нравственных качеств личности. В поэтическом контексте прошлого столетия неповторимым своеобразием, широтой поэтического таланта, высокой жизнеутверждающей идеей особо выделяется творчество А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама.

Поэтам удалось запечатлеть в стихах не только свою смятенную бунтующую душу, но и состояние своего современника, ввергнутого в яростные социальные конфликты XX века, чреватого мировыми войнами и революциями, потребовавшими от человека предельного напряжения физических и душевных сил. Будучи представителями поэзии "Серебряного века", они в силу своего таланта и гения перешагнули рамки литературных течений, в которых начинали свой творческий путь. Поэты огромного таланта и широкой культуры, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам не только овладели всеми достижениями русского классического стиха, но, будучи новаторами и бунтарями по натуре, сделали поэтические открытия, оказавшие огромное влияние на развитие поэзии последующих десятилетий.

Исследователи (В.В.Виноградов, МЛ.Гаспаров, Л.Я.Гинзбург, В.М.Жирмунский, Л.Г.Кихней, О.А.Клинг, Л.АІСолобаева, Ю.М.Лотман, В.В.Мусатов, А.И.Павловский, А.Г.Соколов, В.Н.Топоров, Ю.Н.Тынянов, К.И.Чуковский, Б.М.Эйхенбаум, Е.Эткинд и др.) характеризуют творчество поэтов 20-30-х годов как выдающееся явление XX века, отличающееся особой ассоциативностью, экспрессивностью образов, своеобразием философских обобщений, глубиной психологизма, неповторимыми художественными средствами изображения. Поэзия этого периода литературы ценна тем, что в ней ярко выражены черты переломной исторической эпохи, передана политическая обстановка, отражены дух времени и правдивая история народа.

Нравственно-философские искания А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, их внимание к духовному миру личности в наибольшей степени отвечают потребностям старшеклассников в осмыслении глубинных процессов, происходящих в мире и человеке, влияют на формирование их общекультурного уровня. Изучение поэзии 20-30-х гг. прошлого столетия в 11 классе открывает молодому поколению новые взгляды на жизнь, дает возможность глубже понять законы развития общества, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, способствует личностному самоопределению.

Проблема изучения поэзии вышеназванного периода является актуальной. В то же время данная проблема определяется сложившимися противоречиями между растущими требованиями к содержанию и качеству литературного образования старшеклассников и реальными возможностями учебной программы, между потребностью учителей в научно-обоснованном подходе к изучению русской литературы и его недостаточной разработанностью в школе.

В методических рекомендациях, посвященных изучению поэзии 20-30-х годов (Н.А.Бодрова, Е.В.Карсалова, Л.Г.Максидонова, М.А.Нянковский, Г.А.Обернихина, Л.Н.Пастухова., В.В.Рогозинский и др.), отмечается трудность восприятия учениками этого жанра, что объясняется своеобразием художественного мира поэтов, но в то же время подчеркивается, что лирика вызывает у современных школьников живой интерес, рождает потребность обращения к стихам, создает условия для активизации мыслительной и творческой деятельности и, таким образом, воспитывает вдумчивого и отзывчивого читателя.

Если проблема изучения поэзии 20-30-х гг. XX века в русской школе
получила определенное освещение, то в национальной школе она
фактически не разработана. Между тем, как показывают исследования
А.Д.Жижиной, Д.А.Клумбите, З.С.Смелковой, Л.В.Тодорова,

М.В.Черкезовой и др., нерусские учащиеся, воспитанные на традициях родной культуры (в том числе литературы), труднее воспринимают художественную систему русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Л.В.Тодоров отмечает отличительные признаки изучения русской поэзии в национальной школе: "особенности лингвистической подготовки учащихся; социально-этнографическое своеобразие жизни, их окружения; национально-психологическая типология восприятия; национально-художественная специфика родной литературы, устного народного творчества, системы стихосложения". К специфическим проблемам изучения и восприятия поэзии автор относит не только

целостный анализ поэтического языка и русского стихосложения, но и его соотношение со стиховыми традициями родной для учеников поэзии. В связи с этим методисты подчеркивают необходимость учета особенностей восприятия нерусскими учащимися произведений русской литературы в процессе их преподавания в национальной школе.

Изучение русской литературы в якутской школе связано с
особенностями восприятия, осмысления учащимися-якутами

инонациональной литературы, пониманием взаиморазвивающей связи культур и позитивной роли межлитературных контактов. Различные аспекты данной проблемы: этнофилософские (Е.М.Махаров, А.Г.Новиков, Т.П.Родионов); этнопсихологические (У .А.Винокурова, А.ГШконешникова); этнопедагогические (Л.И.Аманбаева, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, А.В.Мордовская, Н.Д.Неустроев, И.СПортнягин); методики преподавания литературы в якутской школе (И.СБарабанова, С.С.Бурцева, Л.Я.Егорова, С.К.Колодезников, Т.А.Кугаевская, С.М.Петрова, Е.М.Поликарпова) нашли отражение в трудах местных исследователей. Сегодня все большую актуальность приобретает проблема взаимосвязи, взаимообогащения литератур, так как культура каждого народа помогает преодолеть духовную разобщенность людей и сохранить преемственность в их историческом развитии. Истории русско-якутских литературных связей посвящены работы З.К.Башариной, А.А.Бурцева, П.И.Егорова, Н.В.Емельянова, Н.П.Канаева, М.Г.Михайловой, П.В.Сивцевой и др. Изложенные выше размышления приводят к необходимости поиска эффективных путей, форм, приемов в практическом разрешении проблемы изучения русской поэзии 20-30-х гг. XX века в национальной (якутской) школе.

Объект исследования - процесс изучения русской литературы в 11 классе якутской школы.

Предмет исследования - методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы на уроках русской литературы и внеклассного чтения во взаимосвязи с родной литературой, способствующая

наиболее полному и глубокому восприятию учащимися произведений поэтов, пониманию своеобразия их художественного мира, расширению читательского кругозора и нравственно-эстетического воспитания выпускников.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе с использованием материалов якутской литературы. Задачи исследования:

провести анализ литературоведческой и методической литературы, посвященной творчеству русских поэтов 20-30-х г.г. XX века;

изучить современное состояние преподавания русской поэзии 20-30-х г.г. прошлого столетия в 11 классе якутской школы;

выявить особенности восприятия учащимися-якутами инонациональной литературы;

теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы с использованием материалов родной литературы. Гипотеза исследования. Изучение произведений русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы, способствующее развитию читательских интересов и повышению общекультурного уровня, будет успешным, если:

учитываются особенности восприятия русской поэзии якутскими учащимися;

выявлены идейно-художественные и ассоциативные взаимосвязи русской поэзии 20-30-х годов начала XX века с родной (якутской) литературой;

разработана и внедрена методика изучения творчества русских поэтов 20-30-х годов XX века с использованием активных методов и приемов работы, учитывающих жанровые особенности лирики.

Методологической основой исследования являются работы в области
отечественной философии и литературоведения (М.П.Алексеев, М.М.Бахтин,
Н.А.Бердяев, В.В.Виноградов, М.Л.Гаспаров, В.М.Жирмунский,
Ю.М.Лотман, Г.Н.Поспелов, Б.В.Томашевский, В.Е.Холшевников,
М.Б,Храпченко, Б.М.Эйхенбаум, Е.Эткинд и др.); труды по психологии
(Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Г.Жабицкая, А.Н.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон; У.А.Винокурова, Е.М.Махаров,
А.Г.Новиков, А.П.Оконешникова и др.), педагогике (В.Ф.Афанасьев,
Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин и
др.); по теории и методике обучения литературе в русской (Г.И.Беленький,
О.Ю.Богданова, ПН.Ионин, Е.В.Карсалова, Е.НЖолокольцев,

Т.Ф.Курдюмова, В.Г.Маранцман, З.Я.Рез, М.А.Рыбникова и др.) и национальной (С.К.Бирюкова, Д.А.Клумбите, С.К.Колодезников, И.Х.Майорова, К.М.Нартов, Г.А.Обернихина, Е.М.Поликарпова, С.М.Петрова, З.С.Смелкова, Л.В.Тодоров, М.В.Черкезова, Л.А.Шейман и др.) школе.

Методы исследования:

- теоретический (изучение философской, психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы);

социологический (наблюдения за современным состоянием преподавания русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы, изучение педагогического опыта учителей-практиков, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, анализ действующих программ и учебно-методической литературы);

экспериментальный (проведение констатирующего среза и обучающего эксперимента в Черкехской средней школе - лаборатории Таттинского улуса и Октемском лицее Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия);

статистический (обобщение экспериментальных данных).

Экспериментальная база исследования: Черкехская средняя школа-лаборатория Таттинского улуса, Октемский лицей Хангаласского улуса PC (Я).

Этапы исследования: На первом этапе (1999-2000гг.) изучалась литература по проблеме диссертации; формулировались цели, задачи, гипотеза исследования, определялась научная, теоретическая и практическая значимость, проводился констатирующий эксперимент и обобщались его результаты. На втором этапе (2000-2001гг.) были разработаны методические рекомендации и проведен обучающий эксперимент с целью выявить эффективность предложенной методики, степень активизации познавательных способностей одиннадцатиклассников на уроках литературы по изучению русской поэзии 20-30-х годов XX века; анализировались предварительные результаты обучающего эксперимента, корректировалось содержание эксперимента. На третьем этапе (2001-2004 гг.) проверялась эффективность разработанной нами методики изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века во взаимосвязи с родной литературой; обобщались итоги опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

впервые в теории и практике преподавания русской литературы в якутской школе обоснована необходимость системного изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе;

теоретически разработана и научно обоснована методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы, внедряющая в учебный процесс новые активные методы и формы работы, способствующие расширению читательского кругозора и нравственно-эстетическому воспитанию выпускников;

реализована идея использования материалов родной литературы, способствующая наиболее полному и глубокому восприятию учащимися лирики русских поэтов, пониманию старшеклассниками ее художественного мира;

предложены критерии отбора учебного материала для уроков и внеклассного чтения по изучению русской поэзии 20-30-х гг. XX века в 11 классе якутской школы;

экспериментально проверена эффективность методики изучения произведений русских поэтов 20-30-х годов XX века, учитывающей жанровое своеобразие и особенности восприятия поэзии учащимися -якутами.

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальной проверке и внедрении в практику разработанной методики изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы, способствующей развитию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся. Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в якутской школе учителями-словесниками, методистами, студентами - филологами при подготовке к урокам, составлении различных видов заданий для классной и внеклассной работы, при чтении лекций по методике преподавания литературы в педагогических учебных заведениях, в системе подготовки и переподготовки учителей, при проведении уроков, спецкурсов и семинаров по названной теме.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечиваются опорой на современные исследования и достижения философии, литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе; результатами опытно-экспериментальной проверки теоретических положений диссертации; внедрением в практику результатов эксперимента и их положительной оценкой учителями школ, методистами; использованием данных материалов в публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение русской поэзии 20-30-х гг. XX века в 11 классе якутской школы определяется возрастными и психологическими особенностями

восприятия учащимися-якутами инонациональной литературы, их интересами, потребностями, ценностными ориентирами, а также художественной природой изучаемых произведений.

  1. Сопоставление произведений русских и якутских поэтов развивает интерес старшеклассников к лирике, способствует повышению их общекультурного уровня, формированию вдумчивого читателя, более глубокому пониманию художественной природы поэзии.

  2. Эффективность методики изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы обусловлена поиском наиболее продуктивных путей, средств, приемов, усиливающих творческую деятельность учащихся, углубляющих их аналитическую и ассоциативную деятельность (сравнительно-сопоставительный анализ, перевод, эвристическая беседа, работа над поэтическим словом, словарная работа, средства наглядной выразительности).

Апробация материалов исследования осуществлялась на республиканских научно-практических конференциях: «Лаврентьевские чтения» (Якутск, 2000 г.), «Алексеевские чтения» (Якутск, 2000 г., 2003 г., 2004 г.), на курсах повышения квалификации учителей (Якутск, 2000 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.); на республиканском семинаре для учителей -исследователей по теме "Актуальные проблемы современного литературного образования в якутской школе" (Якутск, 2000 - 2003 гг.).

Структура диссертации: в соответствии с поставленными целью и задачами диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Особенности изучения лирики в школе (история вопроса)

Изучение лирического произведения - одна из центральных проблем в отечественной методике преподавания литературы. Методистами накоплен огромный опыт организации процесса постижения школьниками поэзии. История вопроса рассматривается во всех специальных исследованиях, вышедших в 50-е - 60-е гг. XX века и посвященных тем или иным сторонам изучения поэзии в школе. В них проанализированы принципы подхода к изучению художественных произведений, впервые сложившиеся в XIX веке в работах В.ИЗодовозова, В.П.Острогорского, Я.Стоюнина показано место лирики в программах отечественной школы и ее освещение в учебных и методических пособиях. Исследователи решали вопросы, связанные с изучением поэтического произведения в единстве формы и содержания, с активизацией самостоятельности учащихся, с развитием творческого и воссоздающего воображения в процессе изучения лирики.

Исторический вклад в изучение поэтического языка внесли В.М.Жирмунский, А.А.Потебня, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, Б.М. Эйхенбаум [52; 126; 160; 164; 180]. В своих трудах они разрабатывали систему изучения языка поэтического произведения, призванную организовать целостное восприятие лирического текста, осмыслить содержательность формы произведения, постичь приемы поэтики, с помощью которых произведение воздействует на читателя именно данным образом.

К наиболее значительным трудам в этой области относятся работы о языке поэзии и поэтике стиха В.В.Виноградова, Ю.Н.Тынянова, посвященные языку и стилю поэтов XIX и XX веков [30; 166], теоретико-литературные исследования Б.В.Томашевского [164], монографии отечественных ученых о творчестве русских поэтов, современные исследования системы русского стихосложения, труды якутских стиховедов (М.Н.Дьячковская [44], П.В.Максимова [91], Н.Н.Тобуроков [161]).

Специфические черты лирической поэзии раскрываются в книгах и статьях В.В.Кожинова, М.А.Палкина, Г.Н.Поспелова [63; 117; 124]. Органическое сочетание теоретического и историко-литературного истолкования поэзии дается в книге ЛЯ.Гинзбург "О лирике" [38].

Современная наука о литературе располагает разнообразными видами анализа (А.С.Бушмин, М.Л.Гаспаров, Ю.М.Лотман и др.). Результаты и методика этих исследований составляют научную базу, используемую современной методикой преподавания литературы в школе [26; 37; 83].

Проблемы развития навыков самостоятельного анализа лирики нашли отражение в исследованиях Р.Ф.Брандесова и Н.Д.Молдавской. Ученые видят важную цель литературного образования в воспитании читателя, чуткого к художественному слову.

Вопрос о специфике школьного анализа лирического произведения поднимался в работах Н.И.Кудряшева, В.Г.Маранцмана, М.А.Рыбниковой и др. [75; 93; 148], в которых определялись принципы, разграничивающие школьный и литературоведческий анализ. В.Г.Маранцман пишет, что "литературоведческий анализ определяет во многом содержание школьного разбора, становясь для учеников основой научного мировоззрения" [39]. Из всего многообразия аспектов литературоведческого анализа автор выбирает как центральное, основное для себя соотношение литературного произведения и читательского восприятия.

По мнению автора, субъект изображения является одновременно и объектом художественного произведения, т. к. материалом лирического стихотворения оказывается духовная жизнь автора. Действительность не представлена в лирике объективно и самостоятельно, как в эпосе, а как бы растворена в реакции поэта на мир. Совмещение в одном лице создателя лирического текста и его художественного материала требует от читателя особой активности ассоциаций. Читатель лирики поставлен перед необходимостью создавать объективные картины, которые мотивировали лирические реакции поэта, для чего нужны собственные жизненные впечатления. Однако этот процесс сотворчества возникает только тогда, когда характер и содержание чувств поэта близки читателю. Отсюда можно сделать методические выводы: во-первых, стихотворения для школьного анализа должны отбираться с учетом и возрастных, и индивидуальных особенностей восприятия; во-вторых, при чтении и изучении лирики учителю надо предостеречь учащихся от случайных читательских ассоциаций, которые должны быть проконтролированы и уточнены анализом.

Г.Н.Ионин определяет возможные точки соприкосновения школьного и научного осмысления литературы, позволяющие школьному анализу быть на уровне достижений литературоведческой науки и, в свою очередь, представлять интерес для литературоведения [56]. В.Е.Холшевников утверждает, что основой аналитического лирики является композиция [173]. Он выделяет основные типы композиции лирических стихотворений. МЛ.Гаспаров предлагает комплексный или целостный анализ в единстве формы и содержания [30]. Эта точка зрения нашла отражение в выдвинутой Л.В.Тодоровым методике целостного анализа, в котором в центре внимания находится художественный образ [162].

Философско-этические проблемы русской поэзии начала XX века

"Серебряный век" русской поэзии (шире - отечественной культуры) -одна из наиболее сложных и интересных эпох в истории России. Появившийся на стыке XIX - XX веков, во времена бурных социально-политических перемен, он стал предметом широкого исследования в литературоведении, философии, эстетике.

В настоящее время опубликовано немало работ, посвященных феномену "Серебряного века" (В.Агеносов, ИАнненский, А.Белый, НБердяев, В.Библера, Н.Богомолов, МХаспаров, ЛХинзбург, Г.Долгополов, В.Крейд, Ю.Кричевская, А.Леденев, Д.Мережковский, К.Мочульский, Л.Рапацкая, С.Соловьев, НСтруве, Е. Эткинд и др.).

Говоря о феномене «Серебряного века», нужно иметь в виду, что в это понятие литературоведы вкладывают разные значения. Во-первых, словосочетанием «Серебряный век» определяются достижения поэтического творчества рубежа веков. Во-вторых, понятие «Серебряный век» используется как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры конца XIX - начала XX в. Мы в своем исследовании будем использовать это понятие в его первом, более узком, значении, учитывая при этом особенности русского культурного ренессанса, в целом, в контексте которого развивался поэтический «Серебряный век».

Три революции в начале XX века в России всколыхнули мир и потрясли до основания страну. Но, помимо этих политических революций, совершалась революция духовная, способная преобразовать все аспекты жизни, от научного знания до экономической системы, от религиозной деятельности до коллективного поведения, от художественного восприятия до социальных институтов, создававшая предпосылки для нового человеческого сознания и нового отношения ко всему предшествующему развитию человечества.

Культурная революция рубежа веков определялась сочетанием двух важнейших тенденций: с одной стороны, осознанием кризисности, катастрофичности эпохи, исчерпанности того "вектора жизни", которым до сих пор шла Россия, с другой, - предчувствием небывалых свершений, ощущением возрождения, обновления, расцвета. Об особенном "лике" того времени писал Н.Бердяев в "Опыте философской автобиографии" "Самопознание"; "...тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. ...Были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни" [16].

"Чувство заката и гибели" было вызвано прежде всего теми острейшими социальными конфликтами, которые потрясли Россию в начале XX века. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического разлада человека с самим собой. История с ее небьшалыми социально-историческими и духовными катаклизмами стала центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы начала XX века, бьша проникнута идеей неприятия окружающего мира, наполнена предсказанием "невиданных мятежей" и "неслыханных пожаров". Человек, потерявший цельность в ситуации глобального кризиса духа, сознания, культуры, общественного устройства, - таков лирический герой произведений многих поэтов того времени.

Особенно важным в русской философии первой четверти прошлого века было обращение к гносеологической и этической проблематике: многие мыслители акцентировали свое внимание на духовном мире личности, истолковывали жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение.

Особенностью эпохи стало эстетическое многообразие и резкое размежевание литературных сил, параллельное существование и борьба литературных направлений, течений, школ, объединений. Глобальное эстетическое противостояние в литературе определяется борьбой реализма и модернистских течений. При этом и реализму, и модернизму свойственны эстетическое многообразие, пестрота, мозаичность, в этом "хоре" не теряются «отдельные голоса» - эстетический полифонизм только подчеркивает красоту и неповторимость каждой творческой индивидуальности.

Таким образом, переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирными процессами общекультурной и внутрилитературной жизни, быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично в этом историко-культурном контексте развивалась русская поэзия, вновь - после пушкинской эпохи - вышедшая на авансцену культурной жизни страны. Выделение лирики из всего потока литературы «Серебряного века» объясняется тем, что в это время поэзия начинает теснить с "привилегированного" места прозу, она сама теперь претендует на роль выразительницы чувств, чаяний и умонастроений молодого поколения. Позднее именно поэзия этой поры и получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века" русской поэзии.

Методическое освещение изучения русской поэзии 20 - 30 - х гг. XX века в школе

Лирика как особый род словесного искусства, отражающий внутренний мир человека, становится одним из способов воспитания нравственных качеств личности. По школьной программе учащиеся 11 класса изучили произведения литературы рубежа веков I половины XX века (поэзия "Серебряного века"; А.Блока, В.Маяковского, С. Есенина; "возвращенная" литература: литература "русского зарубежья"). Они знают наиболее существенные особенности литературных направлений: классицизма, романтизма, реализма, символизма, акмеизма, футуризма; жизнь и творчество писателей, историческое и общечеловеческое значение художественных произведений ; роды и жанры литературы. При всем своеобразии поэзия А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама - явление культуры своего времени. Это дает основание рассматривать их творчество в широком историко-литературном контексте рубежа веков и в ощутимых связях с поэтическими течениями первой трети XX века века.

Практическое освещение изучения лирики рассматриваемого периода напшо отражение в разделе «Методическое освещение изучения русской поэзии 20 - 30 - х гг. XX века».

Методические рекомендации последнего десятилетия отличаются более свободным выбором нетрадиционных форм организации знакомства старшеклассников с "серебряным веком" и масштабными связями поэзии с другими видами человеческой деятельности (историей, философией, политикой, искусством).

К столетию со дня рождения поэта МЦветаевой была опубликована литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве поэта «Если душа родилась крылатой...» Л.НЛастуховой. [47] Сценарий состоит из двух частей: первая — о развитии поэта, семейных узах и творческих связях М.Цветаевой и А.Пушкина (МЗолошина, А.Блока, А.Ахматовой, Б.Пастернака); вторая - о «творческой теме», которую можно выразить ее же словами: «Вся моя жизнь - роман с собственной душой». На уроке факторами эмоционального воздействия являются использование музыки (включение в ход урока музыкальных фрагментов) и методов концерта.

Исключение составляет статья А.Павловского «Марина Цветаева». Автор предлагает обширные материалы к уроку. Интересным является обращение автора к первым сборникам М.Цветаевой и к ее неизданным «юношеским стихам», написанным под прямым воздействием самых разнообразных и противоречивых отроческих и юношеских впечатлений. Формирование личности Цветаевой-поэта было стремительным и ранним. А.А. Павловский делает акцент на том, что духовные, интеллектуальные, этические основы личности поэта были заложены уже в детстве, поэтому так смело и самостоятельно, так искренне и пылко проявились в ее первых поэтических опытах, овеянных порывистым дыханием «Серебряного века». Содержательный урок представил В.В. Рогозинский под названием «Сейсмограф мысли и сердца», который включает отрывки из очерков и прозы М.Цветаевой, которые усиливают эмоциональный эффект содержания вводимой информации.

В материалах к уроку Т.А.Чупровой «Читаем Цветаеву» содержится обзорный анализ стихотворений М.Цветаевой в тесной связи с фактами биографии поэта. Главной целью урока является раскрытие образа лирического героя стихотворений Цветаевой. Для обсуждения предлагаются вопросы, затрагивающие не только содержательную сторону стихотворений, но и глубокий художественный подтекст. Какую мысль высказывает лирический герой? Как воспринимает жизненные невзгоды лирический герой? Что обозначает для лирического героя Москва? Вопросы проблемного характера способствуют развитию навыков самостоятельного анализа стихотворений, правильной интерпретации понятия лирического героя.

В статье А,Д.Жижиной рассматривается «секрет стихотворения» М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной», которая относится к і шедеврам любовной лирики поэта. Особую ценность представляет тщательный анализ и новое оригинальное прочтение стихотворения, которое ! адресуется учителю, способному научить школьников понимать отличный от \ повседневного язык поэзии. Тщательно подобранные стихотворения « » и воспоминания современников поэта способствуют проникновению в особый поэтический мир Цветаевой.

Материалы урока И.А.Гуловой раскрывают особенности изображения образа времени в стихотворении «Минута» и демонстрируют обширные возможности поэтического языка Цветаевой. Стихотворение является итогом тщательной работы поэта над звуковым воплощением определенного слова. 1 На первый взгляд, стихотворение представляет собой некий «филологический эксперимент», но при внимательном прочтении выдвигаются заключенные в нем глубокие мысли и чувства. В статье подробно рассматривается художественное создание «образа» минуты, которая создается многочисленными и разнообразными средствами языка.

Предлагается урок на тему «М.Цветаева - Б.Пастернак. Эпистолярный роман» Л.Г.Антоновой, который содержит объемный, богатый, эпистолярный материал и письма Цветаевой к Пастернаку с авторскими комментариями. Урок наравне с комментариями учителя, привлечением обширного литературоведческого материала и чтением стихотворения раскрывает разные этапы взаимотворчества поэта.

Похожие диссертации на Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой