Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Бурцева Светлана Семеновна

Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой
<
Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурцева Светлана Семеновна. Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Якутск, 2000 227 c. РГБ ОД, 61:01-13/738-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗАН НОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ БЛ.ПАСТЕРНАКА И ПОЭЗИИ А.И.СОФРОНОВА (АЛАМПА) В 11 КЛАССЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ 8

1.1. Специфика изучения русской лирики в национальной (якутской) школе 8

1.2. Проблемы сравнительного анализа литератур 24

1.3. Своеобразие лирики Б. Пастернака 36

1.4. Роль поэзии А.И. Софронова (Алампа) в развитии якутской национальной литературы XX века 61

ГЛАВА П. МЕТОДИКА ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ БЛ. ПАСТЕРНАКА и А.И. СОФРОНОВА (АЛАМПА) В 11 КЛАССЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ 77

2.1. Особенности изучения лирики Б.Л. Пастернака в 11 классе якутской школы 77

2.2. Взаимосвязанное изучение лирики Б.Пастернака и А.Софронова (Алампа) в 11 классе якутской школы. .. 126

2.3. Обобщение данных опытно-экспериментального обучения 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 157

ПРИЛОЖЕНИЕ 168

БИБЛИОГРАФИЯ 212

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня российская школа вступила в новый этап своего развития, характеризующийся усилением демократических процессов, возрастанием роли гуманизации и гуманитаризации образования. Реалии дня ставят перед учителями-словесниками и методистами сложные задачи повышения эффективности литературного образования, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, повышения их культуры, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров.

В поисках новых путей изучения литературы в школе важное место занимает лирика как особый род словесного искусства, отражающий внутренний мир человека. Теоретическое осмысление особенностей лирических произведений нашло отражение в литературоведческих трудах (см. работы А.Белого, В.Я.Брюсова, А.Н.Веселовского, Л.Я.Гинзбург, Н.С.Гумилева, В.М.Жирмунского, Г.Н.Поспелова, Б.В.Томашевского, Б.М.Эйхенбаума и др.). В методическом аспекте проблема рассматривается в работах Горбу-шиной Л.А., Карсаловой Е.В., Смелковой З.С. Мадер Р.Д., Молдавской Н.Д., Рез З.Я., Тодорова Л.В., Черкезовой М.В. и др.

В период обновления содержания литературного образования, когда в учебные программы включены произведения, ранее не изучавшиеся в школьном курсе, возникла необходимость в методическом осмыслении новых художественных произведений, в частности богатого наследия "серебряного века", "возвращенной литературы", "литературы русского зарубежья", представляющего собой целый пласт духовной культуры России. Обращение к художественным текстам, к жизни и деятельности этих писателей способствует воспитанию нравственной и эстетической культуры учащихся, соответствует условиям духовного возрождения страны.

Одним из ярких и талантливых поэтов "серебряного века" был Б.Л. Пастернак- классик XX века. В литературоведческом аспекте поэзии Б.Л. Пастернака посвящено немало трудов отечественных (Альфонсов В.Н., Баев-ский B.C., Банников Н.В., Гаспаров М.Л., Лотман Ю.М ., Мандельштам А.И., Пастернак Е.Б., Фоменко И.В. и др.) и зарубежных исследователей. Сложность писательской судьбы Б.Пастернака, многолетний "запрет" на его творчество стали причиной того, что многие работы о нем в 30-70-е годы издавались за границей (см., например, работы Александровой В., Бушмана И.Н., Гаева А.Б., Лосского Н., Оболенского Л.Д., Поплюйко-Анатольевой Н.А., Струве Г.П., Флейшмана Л., Франка B.C. и др.).

Существуют и методические работы, посвященные творчеству Б.Л.Пастернака. Методисты и учителя-словесники отмечают сложность изучения лирики Б.Пастернака в школе. Сложность эта определяется в первую очередь особенностями стиля и языка его лирики, сложной ассоциативностью художественных образов, густой метафоричностью. Пастернака называют "элитарным поэтом", сложным и непривычным, для восприятия которого нужно напрягать зрение и слух, мысли и чувства. (А.Н. Архангельский, Н.В. Банников и др.).

Если проблема изучения лирики Пастернака в русской школе получила определенное освещение (Г.Н. Гиржева, С.А. Зинин, О.Г. Парамонов, В.В. Рогозинский, Н.М. Шанский и др.), то в национальной (якутской) школе она почти не разработана. Между тем изучение лирики поэта в якутской школе связано с этнопсихологическими особенностями восприятия, осмысления, понимания учащимися-якутами русской литературы и культуры. Эта специфика нашла отражение в трудах якутских исследователей (Винокуровой У.А., Данилова Д.А., Новикова А.Г. Оконешниковой А.П., Петровой СМ., Попова Б.Н.).

Изучение состояния преподавания лирики Б.Пастернака в якутской школе привело нас к выводу, что необходимы особые подходы к изучению лирики поэта в якутской школе, которые бы способствовали постижению специфики его поэтического творчества, воспитанию нравственных и эстетических качеств учащихся. Потребность в решении указанных задач и недостаточное их освещение в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс изучения лирики Б.Пастернака в И классе якутской школы.

Предметом исследования является система работы по изучению лирических произведений Б.Пастернака с использованием материала родной (якутской) литературы в 11 классе якутской школы.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза - более глубокое понимание своеобразия лирики Б.Пастернака при изучении в 11 классе якутской школы будет возможно при условии:

а) учета возрастных, психологических, национально обусловленных
особенностей восприятия ее якутскими школьниками;

б) постепенного, последовательного освоения его сложного художест
венного мира;

в) особого внимания к эстетической функции слова, сложной метафо
ричности его лирики, своеобразию ее ассоциативных связей;

г) выявления взаимосвязи лирики Б. Пастернака с произведениями его
современника якутского поэта А. Софронова(Алампа);

д) использования различных видов урочной и внеклассной деятельно
сти, межпредметных связей (музыка, живопись и др.).

Цель исследования - научно обосновать, опытно- экспериментальным путем проверить разработанную нами методику изучения лирики

Б.Пастернака на уроках и внеклассных занятиях в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

- провести анализ литературоведческой и методической литературы с
целью расширения и углубления знания о творчестве Б.Пастернака, в целом,
и поиска наиболее эффективных подходов к изучению лирики поэта, в част
ности;

- выявить особенности восприятия школьниками-якутами лирики
Б.Пастернака;

отобрать стихотворения Б.Пастернака для классного и внеклассного изучения, учитывая специфику восприятия его лирики школьниками-якутами, их возрастные особенности и интересы, общие задачи литературного развития школьников;

разработать методику изучения лирики Б.Пастернака, предложить различные формы деятельности учащихся, обеспечивающие эффективность усвоения ими своеобразия лирики Б.Пастернака, повышение их речевой культуры;

продолжить формирование нравственных ориентиров старшеклассников на основе изучения личности и творчества Б. Пастернака;

экспериментально проверить предложенную методику.

В решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- метод теоретического исследования (изучение литературоведческой,
педагогической, методической, психологической, философской литературы;
анализ действующих программ и учебников по литературе для выяснения
места в них лирики Б.Л.Пастернака и предлагаемых подходов к ее изуче
нию);

метод наблюдения (наблюдение за современным состоянием изучения лирики Б.Пастернака в якутских школах; беседы с учителями-практиками и методистами о состоянии преподавания данной темы; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы; беседы с абитуриентами и студентами, выявление их впечатлений об изученных лирических произведениях Б.Пастернака );

опытно-экспериментальная проверка предложенной методики, которая проводилась в Мюрюнской средней школе N 1 (Бурцева С.С.), Мюрюн-ской юношеской гимназии (Бурцева С.С., Местникова А.И.), Соттинской средней школе (Бурцева С.С., Семенова Н.Г.), Курбусахской средней школы (Протопопова У.П.), средней школе N 2 г.Якутска (Готовцева П.И.), Якутском республиканском колледже (Корякина А.Н.) Республики Саха (Якутия) и дала положительные результаты.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

теоретически обоснована и экспериментально проверена методика изучения лирики Б.Пастернака в 11 классе якутской школы с учетом возрастных, психологических, национально обусловленных особенностей учащихся-якутов;

разработаны и апробированы на практике опорные схемы-конспекты при изучении лирики Б.Пастернака в якутской школе, наглядные средства обучения;

раскрыты возможности взаимосвязанного изучения русской и родной (якутской) литератур на примере изучения лирики Б.Пастернака и А.Софронова (Алампа), способствующие наиболее полному и глубокому восприятию учащимися произведений поэтов, пониманию старшеклассниками своеобразия их художественного мира; расширению читательского кругозора и нравственно-эстетического воспитания выпускников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика изучения лирики Б.Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой способствует более глубокому и эмоциональному постижению его поэзии учащимися-якутами; определены списки предлагаемых для изучения произведений поэта на уроках и внеклассных занятиях. Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в якутской школе учителями-практиками, методистами при подготовке к урокам, при составлении различных видов заданий для индивидуальной и внеклассной работы, повышающих интерес к поэзии и развивающих творческие способности учащихся. Они могут быть учтены при разработке программ, учебников, учебно-методических пособий по преподаванию литературы, в институте повышения квалификации учителей при чтении лекций по методике преподавания литературы, на практических и семинарских занятиях в педагогических учебных заведениях.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений диссертации, применением различных методов исследования, обеспечением этапности опытно-экспериментальной работы и анализом результатов констатирующего и обучающего экспериментов.

Апробация материалов исследования осуществлялась на республиканских научно-методических конференциях (Алексеевские чтения 1995 г., 1996 г., Черосовские чтения, 1999 г.), на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе филологического факультета Якутского госуниверситета, 1996 г., 1997 г., 2000 г.), на межрегиональной Пушкинской научно-методической конференции (1999 г.), на авторском семинаре проф. Петровой СМ. «Актуальные проблемы современно-

го литературного образования в якутской школе» для учителей-словесников (1997 г., 1998г., 1999 г., 2000 г.).

Положения выносимые на защиту:

изучение лирики Б.Пастернака в 11 классе средней общеобразовательной якутской школы целесообразно строить с учетом национальных особенностей учащихся, используя методику взаимосвязанного изучения русской и родной (якутской) литератур;

глубокий, тщательный анализ отдельных стихотворений Пастернака с опорой на принципы межпредметных связей и дифференцированного обучения, а также на теорию сравнительно-сопоставительного изучения художественных произведений позволит преодолеть поверхностное усвоение его лирики, создаст условия для постепенного, последовательного освоения самобытного поэтического мира поэта, усилит интерес старшеклассников к художественному тексту, сформирует нравственные ориентиры учащихся, усовершенствует их эстетический вкус, позволит понять уникальность каждого произведения поэта;

обращение при изучении лирики Пастернака к творчеству якутского поэта А.Софронова (Алампа) открывает широкие возможности для совершенствования процесса изучения лирики Б.Пастернака, повышает эффективность усвоения учебного материала, способствует воспитанию вдумчивого читателя, ценителя поэзии, прививает умение сопоставлять произведения разных национальных литератур, находить в них общие черты, определять национальное своеобразие.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии.

Специфика изучения русской лирики в национальной (якутской) школе

Сегодня, когда российская школа вступила в период демократизации и гуманизации, когда общество остро испытывает потребность в знаниях о человеке, обществе, его культуре, искусстве, истории, когда важнейшей задачей народного образования является формирование новых нравственных ориентиров и обеспечение интеллектуальной энергией нового этапа развития нашей государственной системы, все более повышается интерес к литературе, актуализация ее влиятельной силы в становлении личности, в формировании эстетического и нравственного отношения человека к миру. Некоторые исследователи отмечают, что «так понимаемый предмет литературы мог бы играть роль введения в философию культуры» (210, с. 135). Предмет литературы освободился от социологизации и идеологизации, меняется содержание уроков литературы, ей возвращается та роль, которую «она играла в России последних двух веков — роль философско-художественного осмысления происходящих в обществе социальных процессов и духовных поисков» (210, с. 140). В преподавании литературы все более уделяется внимание трудам литературоведов, исследовавших культурное и духовное значение искусства слова ( М. Бахтин, Ю. Лотман, А. Непомнящий, Ст. Рассадин и др.). Таким образом, с приобретением литературой возрастающей роли в культуроформирующем, гуманитарном циклах системы образования еще более актуальной становится методика преподавания литературы, обращение к ее истории, традициям, проблемам, опытам педагогов-словесников.

Современная школа должна работать, с одной стороны, над формированием личности ( целостной, гармонически развитой, нравственной ), способной к широкому общению и творчеству ( свободного универсального человека ), а с другой — над подготовкой будущих специалистов, профессионалов разных отраслей общественного производства ( человека, нацеленного на одно определенное дело ). Кажущееся противоречивым положение говорит о том, что современный выпускник должен быть высоконравственной, универсальной личностью, подготовленным к овладению выбранной им профессией. Это право предоставляется ему Законом «Об образовании», актуальным и объективным документом, направленным на интересы человека и государства. Динамичные перемены в жизни нашего общества, повлекшие за собой ряд реформ переустройств, привели к демократическим взаимоотношениям, переориентации духовных ценностей, возрождению национальных культур. Реформированию подвергается и система образования, цели и задачи которой из года в год расширяются и осложняются, она адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Сегодня, когда во всем мире интенсивно повышается престиж образования, все более обогащается его содержание и увеличивается объем, закономерен переход нашей школы к двенадцатилетнему циклу.

В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, радикальных перемен в области просвещения особую остроту приобретает проблема филологического образования в школе. Сегодня школьному учителю-словеснику необходимо видеть как филологическое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру, к самому себе. Он должен понимать филологию как совокупность, содружество гуманитарных дисциплин, «изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных памятников» (215, с.544). Сотворчество и единение целей и подходов учебных предметов ( родной и русской литературы, родного и русского языка, истории, философии, национальной культуры, мировой художественной культуры и т.д. ) должны способствовать воспитанию личности школьника, формированию его духовной культуры, национального и общероссийского самосознания, что соответствует современным принципам переориентации отечественной общеобразовательной школы от «познавательной» на «культуросообразную» (215, с.28), формирующую духовный мир человека. Обучение литературе должно опираться на знаниях, умениях и навыках учащихся, полученных на уроках других гуманитарных дисциплин. При этом очень важно учитывать роль родного языка и литературы для дальнейшего развития ученика, так как носитель языка, способный ощущать свой язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность, может уважать и любить другой язык, другую национальную культуру, овладевать знаниями и духовными ценностями. Для российской национальной школы характерно, что основной контингент учащихся состоит из билингвов. И потому базисное филологическое образование представлено двумя блоками: литературное образование (родная литература, русская литература в национальной школе, зарубежная литература, литература народов России) и языковое образование ( родной язык, иностранный язык, русский язык РФ)» (38, с.42-46).

Данное видение составляющих частей филологического образования подразумевает тесную взаимосвязь родной и русской литератур, языка и литературы, ведутся активные поиски создания единого курса словесности (концепция Н.М. Шанского, например) (213). Еще в начале XIX века А. Никольский предпринимал попытку создания «совокупности грамматики, риторики и поэтики». В обучении, построенном на произведениях российских писателей, учащиеся обращали внимание на красоту слова, на содержание текста, «образуя вкус свой в словесности, могли приобрести вместе и нравственные добрые качества» (213).

Художественный текст всегда был основной филологического и гуманитарного образования. На базе текста изучается язык, формируются филологические умения и навыки (лингвистический и литературоведческий анализ текста; анализ структуры, изобразительно-выразительных средств; образной системы художественного произведения и т.д.), общеучебные интеллектуальные умения (выделять в тексте главное, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.). Через литературное произведение учащиеся приобщаются к художественной культуре эпохи, к фактам, явлениям культуры народа. В процессе изучения языка и литературы формируется национальная картина мира.

Культуроведческий аспект изучения литературного произведения рассматривается в трудах М.В. Черкезовой ( 208, 209). Само литературное произведение — это богатейший источник культуроведческой информации по самым разным аспектам национальной духовной и материальной культуры. Изучение практически каждого литературного произведения позволяет познакомить учащихся с огромным культуроведческим материалом: с фактами культуры в прошлом и настоящем, с историей, религиозными представлениями, философией, морального родного и других народов (209, с.11).

Изучая страницы литературных произведений, из которых учащиеся узнают о жизни, быте, языке разных народов, наблюдают культурные и художественно-образные схождения, они приобщаются к фактам и событиям, истории отечественной и мировой культуры. При этом важно воспитывать у учащихся глобалистские принципы: — I принцип — любая точка зрения на события в мире, любой «образ мира» чем-то порождено (генезис) и является данностью (мнение), и она должна быть принята, имеет право на существование;

— II принцип — состояние дел на планете имеет непосредственное отношение к моей жизни; знание того, что происходит в жизни поможет мне ориентироваться в собственных делах;

— III принцип — культура моего народа не лучше и не хуже других, в ней есть и нет то, что может быть в другой культуре другого народа; мое духовное обогащение зависит от моего умения дополнять в диалоге с другими культурами свою культуру;

— IV принцип — мир является системой систем, события происходят в комплексе мировых проблем;

— V принцип — мыслить глобально недостаточно, необходимо учиться применять полученные знания в ежедневной практической работе; мышление на национальном уровне недостаточно, необходимо «видеть» проблемы мирового сообщества; любое дело ( мое тоже) имеет мировое значение.

Вписываясь в современную философию глобального образования, необходимо осмыслить вытекающие из глобалистских принципов обучения следующие направления педагогической деятельности, приводимые Лысенко В. (114): — эстетическое воспитание — воспитание культуры восприятия че ловеком мира. Человек — субъект, преобразующий себя и действительность. Участники педагогического процесса должны быть проектировщиками, мо дельерами, дизайнерами, конструкторами и т.д., то есть должны уметь отра жать практическую, реальную жизнь в искусстве, что требует овладения за конами, техникой, материалами различных видов искусства. Человек и его жизнь должны быть постоянно сопряжены с творчеством ( в живописи, вая 13 ний, музыке, литературе, дизайне ). Человек должен быть творцом. В про цессе художественного развития приобретается умение видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Такой человек (творец) умеет це нить то, что рождено жизнью (не разрушитель), отрицает насилие, противо стоит тому, что грозит жизни (творению); / — естественно-научное образование учит культуре общения с природой, пониманию природы другого человека, событий, деятельности. Необходимо изучение исторического развития естественных наук. Посредством его воспитывать человека, способного вырабатывать свое мировоззрение, которое обеспечило бы ему уверенную нравственную позицию в жизни. Приобретение знания должно быть сопряжено с переживанием (ролевые игры, спектакли, сочинения); только пережитое, проведенное через себя знание становится истинным. Для учащихся, обнаруживших особый интерес и способности к той или иной научной дисциплине, организуется углубленное изучение этой дисциплины;

Особенности изучения лирики Б.Л. Пастернака в 11 классе якутской школы

Для изучения в школе поэтический мир Пастернака в силу своего своеобразия, самобытности и насыщенности богатством ассоциаций представляет некоторые трудности. Обычные в нашем понимании предметы и явления в его стихах переосмысливаются и проходят перед нами во всей динамичности сменяющихся картин. В постижении этих ассоциаций, переосмыслений, динамичности юного читателя ждут определенные трудности, не преодолев которые он не сможет приблизиться к пониманию поэта.

В первую очередь, это трудности, связанные со словарем, особенно в ранней лирике Пастернака. Лексика его отличается тем, что он использует «редкие» слова и выражения, которые не употреблялись поэтами предшествующих поколений. Эти слова, не бывшие в книжном обороте, придавали стихам свежесть звучания, нешаблонность, непривычность. Кроме того, поэт всегда стремился к точности словесного употребления. Поэтому в лексике его лирики часто встречаются неологизмы и архаизмы, редкие географические названия, имена философов, поэтов, художников, музыкантов, ученых, литературных персонажей. Не разобравшись в их значении, трудно проникнуть в смысл строки, строфы и целого стихотворения. Только отталкиваясь от знания его языка, можно заставить в своем сознании сработать образы, возникающие из слов. Точное значение слова дает возможность открыть скрытую обратную связь. Во-вторых, еще более сложным процессом в постижении текстов Б. Пастернака может быть работа по синтаксису стихов. Поэт нарушает привычный порядок слов в предложении, и нужны навыки и умения видеть этот своеобразный синтаксис. Необычная расстановка слов в строфе затрудняет восприятие его значения. Например:

В посаде, куда ни одна нога Не ступала, лишь ворожеи да вьюги Ступала нога, в бесноватой округе, Где и то, как убитые спят снега...

(«Метель»)

В этом стихотворении идет речь о путнике, заблудившемся в некоем посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Заблудиться в пространстве для поэта то же, что и заблудиться во времени. И потому обычные слова и словосочетания в этом стихотворении занимают необычные места, они тоже «блуждают» в нем, и тем самым создают необычное, странное впечатление неясности, заблуждения.

Таким образом, надо внимательно вчитываться в текст, разбираться в порядке слов в строфе и в его синтаксисе.

Третья ступень трудности проникновения в мир Пастернака - ассоциативные ряды его образов. Они еще более непривычны и сложны для восприятия. В этом плане М. Горький рассуждал: «Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов...». Хотя Пастернак в ответ писал: «Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану». Поэт делится с читателем своими мыслями, чувствами, увлекая его за собой. Лабиринты образов и мыслей наполняют раннюю лирику Пастернака. Они выражают сложность человеческой психики, ее многоплановость, хаотичность, стихийность восприятия мира. Но и они могут помешать его пониманию. И читателю опять нужно быть предельно внимательным, обладать эрудицией, тонкой чувствительностью, чтобы «дойти до самой сути». Иногда образы носят субъективный характер, это может быть образ, связанный только с каким-то периодом времени, истории, общества, для расшифровки которого нужно обратиться к литературно-историческому комментарию.

Например, в стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающих стай девятки разлетаются с дерев». Далее через шесть строк читаем:

Зверской боли крепнут схватки, Крепнет ветер, озверев, И летят грачей девятки, Черные девятки треф.

Здесь читатель может ограничиваться сравнением грачей - птиц с картами (треф). Но пристальный читатель может проследить такую связь: грачи - девятки треф - самолеты. Стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные самолеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей.

Как видно, предметы и явления, входящие в состав образа, отдалены друг от друга, но вместе с тем и сближены. Это сближение отдаленного делает образ необычным, новым и заставляет читателя открывать за поэтом иные связи в мире.

Следующая сложность — метафора Пастернака, чаще всего зрительный образ. Метафоры неожиданные, иногда поражающие своей смелостью и непривычностью. Они придают стихам исключительную выразительность.

Другая особенность, создающая преграду к пониманию стиха - это пропуск соединительных звеньев - эллипсис. Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия, взволнованность. Может быть видом умолчания, таинственности, недоговоренности.

Еще одна трудность поэтики Бориса Пастернака - органичная внутренняя связанность различных элементов стиха. Часто метафора навеяна не только сходством отдельных элементов сопоставляемого, но и звуковой организацией стиха. Свободные ассонансы, обычно не использующие опорную согласную, вызывают у художника и у читателей ощущение полной свободы метафоры. Сходство здесь не только в явлениях, их обозначающих. Очень важно ощущение первичности, достигаемое некоторым смещением первичных образов и использованием непривычных в поэтическом словаре слов. Диапазон словесного инвентаря Пастернака огромен: от самых высоких образцов до интеллигентного просторечья былых лет, и даже, до вульгаризмов («Зори сигают через заборы» и т.п.).

Важное место в поэзии Пастернака занимают отклики на литературные образы прошлого. Особенно много «литературных эхо» у него обращено к А.С.Пушкину и МЮ.Лермонтову.

И еще одна особенность поэзии Б. Пастернака, которую также надо хорошо знать при изучении, это использование переносного значения слова. Прямое и переносное значение в образе у него как бы меняются местами.

Огромная роль в восприятии его стихов отведена читательскому воображению, как бы дорисовывающему поэтическую картину. И тогда процесс чтения стихов становится сродни процессу творчества. За всем стоит главный принцип, сформулированный автором как «образ мира, в слове явленный».

Таким образом, читая Пастернака нужно быть не только знатоком языка и речи, но и эрудитом, тонким человеком, философом.

Наследие Б. Пастернака хранит немало тайн, для постижения которых стоит потрудиться юным читателям, чтобы в полной мере насладиться этой сокровищницей русской и мировой культуры 20 века. Оно завоевало любовь и признание взыскательных и строгих ценителей поэзии, стало поводом для раздумий над вечными вопросами человеческого бытия. Несомненно то, что оно окажет большое влияние на духовное становление и развитие личности учащихся.

Описанные особенности лирики Б.Пастернака одинаково затрудняют его изучение как в русской, так и в национальной школе. Но для нерусских учащихся поэзия Б. Пастернака еще более «труднодоступна и непонятна». Несомненно, учитель должен подготовить восприятие якутских детей к столь сложной теме как изучение творчества Б. Пастернака, помочь преодолению ими языкового барьера, создать реальные условия для более полного и глубокого понимания своеобразия лирики поэта. При этом учитывать национально-психологические, эстетические, культурные, этнографические, социальные и индивидуальные особенности характера старшеклассников.

Взаимосвязанное изучение лирики Б.Пастернака и А.Софронова (Алампа) в 11 классе якутской школы

Основываясь на принципах постепенности и поэтапности, систематического повторения изученного понятия и взаимосвязанного изучения теоретико-литературных понятий на уроках русской и родной литературы, мы разработали следующую взаимосвязанную методику изучения лирики Б. Пастернака и поэзии А. Софронова (Алампа):

— взаимосвязанное изучение лирики Б. Пастернака и А. Софронова (Алампа) при выявлении их тематической близости;

— взаимосвязанное изучение творчества русского и якутского поэтов по принципу общности и национального своеобразия;

— взаимосвязанное изучение лирики, биографии каждого поэта на основе выявления нравственного потенциала и раскрытия своеобразия их поэзии.

О том, что при взаимодействии двух культур «они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются», писал М.М. Бахтин. Сложные проблемы соприкосновения двух различных национальных миров в их литературах разрабатываются в методических трудах М.В. Черкезовой. Руководствуясь основополагающими работами предыдущих исследователей, отмечаем некоторые точки соприкосновения в хронологических параметрах биографий Б. Пастернака и А. Софронова (Алампа).

Сегодня в сфере образования с воплощением в жизнь таких основных принципов как демократизация, гуманизация, гуманитаризация современных реформ все более актуальной становится проблема взаимосвязанного изучения литератур в национальной школе.

В методической науке все более актуальной становится проблема взаимосвязанного изучения литератур в национальной школе. Учитель -словесник должен быть профессионалом широкого плана, владеющим несколькими языками (русским и родным языком обязательно), обогащенный культурой своего и русского народа, способным анализировать художественные тексты не только с точки зрения лингвистики, но и литературной компаративистики, умеющего «видеть» и «слышать» произведение, рассматривать его в контексте единого мирового литературного процесса. Учитель современной школы, переориентированной на воспитание личности, несомненно, должен быть и проповедником высокой нравственности, так как неоспорима особая роль литературы как вида искусства в развитии духовности общества. А общество наше многонациональное, многоликое, асимметричное и разнообразное. Но в этом многообразии его культур и картин мира состоит его неисчерпаемая сила,всеобновляющееся богатство. Сегодня культура носит симфонический, многоголосый, многогранный характер. И остается актуальным, современным и необходимым явлением, как и во все времена, «диалог культур», подразумевающий переосмысление, взаимопроникновение, экстраполяцию, интерпретацию, реминисценцию и другие формы контакта. Стоит вспомнить рериховское определение культуры как внутренней многовековой непреходящей основы человеческого бытия, «почитания света». И современный учитель - словесник должен быть проводником этого «почитания света», своеобразным связующим звеном между двумя народами (русским и якутским), содействующим их «диалогу культур», устремлять своих учеников к новым познаниям, исканиям, связывать их творческие души с поисками великих творцов искусства, литературы. По отношению к диалогу старшеклассников - молодых людей, вступающих в XXI век, и поэзии Б. Пастернака, пережившего коллизии перехода с XIX - в XX век, есть и связь психологического, социального плана. Ученик одиннадцатого класса - выпускник, открывающий свой путь в жизнь, человек, стоящий на пороге нового тысячелетия, испытывая очередное рубежное, переломное состояние, в поисках родственного созвучия настроения оглядывается на предшественников. Все поколения, жившие на рубежах веков, переживали коллизии, тревоги и надежды, предчувствие хаоса и желание стабильности, стремились к выживанию, вечному поиску истины и счастья. В этом смысле определенное сходство связывает всех людей рубежов веков, в мировоззрении которых боролись оптимизм и пессимизм, протест и смирение, активность и пассивность. И старшеклассников должны интересовать люди - творцы рубежа XIX - XX веков, их духовная культура, творчество, философские взгляды, помогая и влияя на их духовное выживание и возрождение. И будет во всех отношениях интереснее и ближе к реалиям жизни, если преподносить изучение творчества Б. Пастернака, величайшего представителя русской культуры 1 половины XX века, в сопоставлении с поэзией А. Софронова -Алампа, одного из самых ярких явлений якутской культуры того же периода. Ребятам будет интересно и полезно улавливать в ходе изучения их лирики близкие умонастроения и экспрессии, как связывать людей эпоха, атмосфера, дух времени, как с точки зрения литературной компаративистики возможны некоторые сопоставления, выявления типологических схождений и контактов. Опираясь на лингвистические и литературоведческие исследования творческих путей Б. Пастернака и А. Софронова - Алампа, людей одной эпохи, разъединенных расстоянием и судьбами, можно отметить некоторые аналогии. Каждый из них в своей национальной литературе оставил заметный след, влияние их на духовный, культурный уровень последующих поколений, несомненно, велико и значительно. Важно правильно использовать их в воспитании молодежи нашего времени. И как творцы - художники, и как личности они способствуют своим примером людей нравственному развитию учащихся, а взаимосвязанное изучение их творчества повышает эффективность и обучения, и воспитания.

Б. Пастернак пришел в литературу из музыки и философии, потому что он великолепный импровизатор и глубокий мыслитель в поэзии, истинный лирик по природе своего таланта, поэт русской интеллегенции, отнесенный к элитарному искусству. А. Софронов - Алампа - поэт якутской интеллигенции, которого тоже упрекали в «ограниченности», «камерности», он не был «певцом революции», «агитатором на площади», что перекликается с нравственным и эстетическим выбором Пастернака. С именем Алампа связано становление якутской социально-психологической литературы, интимной лирики. Он - личность, бессомненно, талантливая, которая сочетала в своем творчестве не только разные жанры (поэзии, драмы, прозы), но и журналистику и театральное искусство, как и многие талантливые творцы, склонный к импровизации, к философскому созерцанию. Он овладел «высотами человеческой культуры» через упорное самовоспитание, настойчивое самообразование, пробился из «самых низов» социальной иерархии своего общества к истинной национальной элите, к интеллигенции, к духовной аристократии», каким был Борис Пастернак по рождению и воспитанию.

Необходимо отметить, что прямых контактов с творчеством Б. Пастернака у А. Софронова не выявлено. Но возможны типологические схождения, аналогии, обусловленные предпосылками общественно-исторического, литературного, психологического характера. Их выявление и использование во взаимосвязанном изучении литератур в школе представляется результативным и эффективным способом повышения качества обучения, воспитания учащихся.

Если А. Софронов долго и настойчиво пробивался к культурному и образованному кругу своего времени, Б. Пастернак родился и вырос в мире музыки и живописи - искусства, был окружен светом русской интеллигенции и творческой элиты. Шесть лет, отданные музыке, идеи и поиски Скрябина, слух, «в абсолютности» которого сомневался только сам Пастернак, наложили своеобразный отпечаток на его лирику: это и ранняя проницательность, и экспрессивность, многозвучность и музыкальная тональность, ритмичность, восторженность и искренность, импровизаторская напевность и освещенная эмоциями своеобразная поэтическая интонация. Унаследованное от отца «зрение живописца» придало характерные черты его лирике: пластичность, динамичность зрительных образов, изобилие деталей, непосредственность, красочность, мгновенность картины, ее импрессионистическую живописность, особую метафоричность и ассоциативность. Он умел передавать естественные в своей неожиданности сближения зрительных образов с музыкальными впечатлениями, многозвучье жизни сливается с многокрасочностью ее картин. Последовавшие за музыкой увлечение будущего поэта философией привело его к идее целого и взаимозаменяемости в искусстве, к принципу «взаимозаменяемости образов», «движущегося языка» в пределах целой мысли произведения, к чувству целостности бытия и однородности жизни. В отражении своих чувств и ощущений Пастернак чистый лирик, а в поэтических выражениях своих созерцаний он - лирик мысли, произведения его философские, глубокомысленные. Исследователи не раз отмечали связь Пастернака с русской религиозной философской мыслью, в частности, с философией B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. Страдание - «очищение бытия», духовное возвышение человека, его спасение. Для поэта надо:

Чтоб тайная струя страданья Согрела холод бытия.

Похожие диссертации на Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой