Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Якименко Руслан Витальевич

Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы
<
Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Якименко Руслан Витальевич. Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 165 c. РГБ ОД, 61:98-13/1089-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" В ШКОЛЕ 10

1.1. Поэзия "серебряного века" как отражение эстетической, духовно-нравственной и культурной жизни России рубежа ХГХ - XX веков. Специфические черты поэзии "серебряного века" 10

1.2. Особенности восприятия лирики русского культурного ренессанса одиннадцатиклассниками 40

1.3. Система уроков и внеклассных занятий по изучению поэзии "серебряного века" в школе

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭЗИИ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" В 11 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (обучающий эксперимент) 74

2.1. Специфика вводных занятий 74

2.2. Виды уроков и внеклассной работы в процессе изучения поэзии "серебряного века" 96

2.3. Результаты обучающего эксперимента 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151

БИБЛИОГРАФИЯ 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возвращение в духовный мир и круг читательских интересов современных выпускников школ целого пласта русской культуры начала XX века трудно переоценить.

Поэзия "серебряного века" - важнейшая составная часть этого "русского культурного ренессанса" (Н.А. Бердяев), впитавшего в себя традиции практически всех предыдущих эпох и указавшего пути развитию искусства нашего столетия. По словам B.C. Библера, в начале XX века "формируется новая всеобщая ориентация разума на идею взаимопонимания, общения через эпохи".

Лирика "серебряного века" - одно из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности старшеклассника, так как именно в этом возрасте у учащихся с необычайной силой пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы. Одиннадцатиклассникам, в силу особенностей самоорганизации их эмоциональной сферы, близко пристальное внимание поэтов "серебряного века" к внутреннему миру человека, к состоянию его души. В новом, неожиданном для них свете предстают в этой поэзии природа человека, его место в обществе, сам мир, философские и нравственные основы бытия.

Все в ней как бы рассчитано на расширение художественной впечатлительности читателя, обострение всех сторон его эмоционального мира. В лирике рубежа XIX -XX веков возрастает творческая роль читателя, "искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания" (М.Л. Гаспаров).

"Серебряный век" русской поэзии занимает особое место в программах по литературе 11 класса. Поэтическое наследие В. Соловьева, Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, И. Северянина и других становится предметом чтения и изучения на уроках литературы. Их произведения обладают высокой художественной ценностью и способствуют развитию устойчивого интереса старшеклассников к поэзии вообще.

Философские, искусствоведческие, литературоведческие труды Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, B.C. Библера, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, Л.К. Долгополова, К.В. Мочульского, Л.А. Рапацкой и многих других помогают современному учителю более глубоко и обстоятельно изучать со школьниками творчество поэтов рубежа веков.

Пристальное внимание к изучению поэзии начала XX века находит отражение в методических работах (О.Ю. Богданова, С.К. Бирюкова, С.А. Зинин, Е.В. Карсалова, Г.А Обернихина, З.Я. Рез, Л.В. Тодоров и другие) и диссертациях (Р.Л. Мухаметшина, И.В. Сосновская). Однако в имеющихся работах недостаточно освещена и теоретически обоснована целостная методическая система изучения поэзии "серебряного века" в культурологическом аспекте, виды разнообразной, постепенно усложняющейся деятельности учащихся, вызывающие интерес к поэзии, а также сочетание классной и внеурочной работы, их взаимосвязь на всех этапах изучения этого раздела программы.

Потребность в создании теоретически обоснованной системы целостного изучения поэзии "серебряного века" в 11 классе и недостаточное освещение этого вопроса в методической литературе обусловили выбор темы и актуальность нашего исследования.

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику целостного изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы и во внеурочной работе в 11 классе средней школы.

Объект исследования - изучение лирики "серебряного века" в выпускном классе.

Предмет исследования - использование культурологического аспекта в изучении поэзии "серебряного века" в 11 классе, поиски путей и средств эмоционально-эстетического воздействия поэтического слова на учащихся.

Изучение данных вопросов в литературоведении, теории и практике методики преподавания литературы, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволили выдвинуть следующую гипотезу.

Изучение поэзии "серебряного века" обогатит представление выпускников об историко-литературном процессе, развитии искусства в данный период, повысит уровень восприятия поэтических текстов, культуру чтения, будет способствовать нравственно-

эстетическому воспитанию учащихся, если:

учитываются возрастные и интеллектуальные возможности одиннадцатиклассников, уровень восприятия ими лирических произведений;

реализован культурологический аспект в изучении поэзии "серебряного века", предполагающий рассмотрение "синтеза искусств", историко-культурного контекста, "диалога культур";

анализ поэтического текста ориентирован на специфические черты поэтики лирики рубежа XIX - XX веков;

работа на уроках и внеклассных занятиях включается в единый процесс обучения и воспитания на всех этапах изучения литературного раздела;

методика работы, предлагаемая учащимся, формы занятий помогут стимулировать исследовательскую деятельность старшеклассников, вызвать интерес к ней.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. провести анализ психолого-дидактической и методической литературы с целью изучения опыта анализа лирических произведений на уроках литературы в старших классах;

  2. опираясь на труды искусствоведов, литературоведов, раскрыть содержание понятия "культурологический аспект" в применении к изучению поэзии "серебряного века" в 11 классе;

  3. разработать и научно обосновать систему изучения поэзии "серебряного века" с использованием культурологического аспекта;

  4. определить влияние поэзии на современных старшеклассников и реальный уровень эстетического восприятия ими поэтических текстов с целью выявления объективных и субъективных факторов, снижающих эффективность изучения поэзии "серебряного века" в 11 классе;

  5. проследить динамику усвоения теоретике-литературных знаний учащимися в процессе проводимой работы;

  6. экспериментально проверить эффективность предложенной системы работы по изучению поэзии "серебряного века" в 11 классе.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической, философской, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования;

изучение и анализ школьных программ; учебников для одиннадцатиклассников; анкетирование и беседы с учителями, библиотекарями, учениками, обработка результатов анкетирования учащихся школ г. Южно-Сахалинска (проанализировано 286 анкет), анализ письменных работ учеников (проанализировано 274 работы);

педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение);

- качественно-количественный анализ данных.
Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1995 - 1996 гг.) - изучение философских, педагогических, психологических, литературоведческих работ; наблюдение за деятельностью учащихся на уроках по изучению поэзии "серебряного века", констатирующий эксперимент в 11 классах средних школ №№ 30, 31, 32 г. Южно-Сахалинска (цель эксперимента - выявление отношения к поэзии "серебряного века" старшеклассников, уровень ее восприятия ими), разработка гипотезы исследования.

Второй этап (1996 - 1997 гг.) - проведение обучающего эксперимента диссертантом и учителями в школах №№ 30, 31, 32, Восточном лицее города Южно-Сахалинска (учителя - Павлюк Л.Г., Трусова А.А., Соловьева Т.М., Занина Л.А.). Цель эксперимента - проверка эффективности разработанной методики изучения поэзии "серебряного века".

Третий этап (1997 - 1998 гг.) - анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

теоретически обоснована и экспериментально проверена методика целостного изучения поэзии "серебряного века" с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей выпускников школ;

раскрыты возможности использования культурологического аспекта при изучении поэзии "серебряного века" в 11 классе, помогающего обогатить представле-

ниє учащихся об историко-литературном процессе, повысить их общий культурный уровень, сделать более глубоким восприятие ими поэзии рубежа XIX - XX веков;

выявлены специфические черты поэзии "серебряного века" (в области поэтики, взаимодействия с другими видами искусства), которые служат философскими и эстетическими ориентирами ее изучения в школе;

доказана целесообразность теснейшей взаимосвязи классных и внеурочных занятий на всех этапах изучения поэзии "серебряного века", что позволяет комплексно решать задачи литературного образования и нравственно-эстетического воспитания старшеклассников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению поэзии "серебряного века" в выпускном классе, разработаны уроки и внеклассные занятия в теснейшей взаимосвязи. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в средней школе, в лекционных курсах педвузов, на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе, данные констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями литературы г. Южно-Сахалинска. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов и творческих работ выпускников средних школ.

Апробация материалов исследования осуществлялась во время выступления автора перед учителями г. Южно-Сахалинска и Сахалинской области в Сахалинском областном ИИУ 1986 - 1997 гг., на городском и областном конкурсе "Учитель года Сахалина - 97", на научно-методических семинарах кафедры литературы ЮСГПИ в 1996 -1998 гг., аспирантском объединении МПГУ (1998 г.), на заседании кафедры методики преподавания литературы МПГУ(1998 г.).

Методические рекомендации внедрены в практику школ №№ 30,31, 32 и Восточного лицея г. Южно-Сахалинска и получили положительную оценку со стороны учителей. Материалы исследования внедрены в курс лекций, практических занятий, спецкурс

по методике преподавания литературы ЮСГПИ. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Осуществление целостного изучения поэзии "серебряного века" в культурологическом аспекте повышает научный уровень преподавания литературы в школе, подводит учащихся к пониманию закономерностей историко-культурного процесса, пробуждает интерес старшеклассников к поэзии и искусству рубежа XIX - XX веков.

  2. Целенаправленное сочетание классной и внеурочной работы с использованием полученных знаний по истории и теории литературы способствует развитию самостоятельности старшеклассников, вызывает у них интерес к исследовательской деятельности, к чтению литературоведческих трудов, к участию во всех формах предложенной им работы.

  3. Развитие умений одиннадцатиклассников анализировать лирические произведения "серебряного века" с учетом особенностей поэтики, сложившейся на рубеже XIX - XX веков, позволяет углубить восприятие художественного текста.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность выбранной темы, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируются гипотеза, новизна и практическая значимость работы, указываются этапы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации "Теоретические основы изучения поэзии "серебряного века" в школе" содержит анализ философских, литературоведческих и искусствоведческих работ, имеющих непосредственное отношение к предмету исследования; вьщелены специфические черты лирики рубежа ХЕХ-ХХ вв; выявлены особенности восприятия поэзии "серебряного века" одиннадцатиклассниками; представлены результаты констатирующего эксперимента; излагается система уроков и внеклассных занятий по изучению поэзии "серебряного века" в 11 классе средней школы.

Вторая глава "Опытно - экспериментальная проверка системы изучения поэзии "серебряного века" в 11 классе средней школы" раскрывает методику целостного изучения поэзии "серебряного века" в выпускном классе; рассматривает особенно-

сти вводных занятии, виды уроков й внеклассной работы; результаты обучающего и контрольного экспериментов; представлены методические рекомендации к занятиям по изучению "серебряного века" на основе разработанной нами концепции.

В заключении даны основные выводы по диссертации, намечаются перспективы дальнейшего исследования избранной нами проблемы.

Поэзия "серебряного века" как отражение эстетической, духовно-нравственной и культурной жизни России рубежа ХГХ - XX веков. Специфические черты поэзии "серебряного века"

"Серебряный век" русской поэзии (шире - отечественной культуры) - одна из наиболее сложных и интересных эпох в истории России. Появившийся на стыке XIX -XX веков, во времена бурных социально-политических перемен, он стал предметом широкого исследования в литературоведении, философии, эстетике. В настоящее время опубликовано много работ, созданных на протяжении нашего столетия, посвященных феномену "серебряного века", исследований творчества его представителей. Это труды И. Анненского, А. Белого, Н. Бердяева, А. Блока, Д. Мережковского, К. Мочульского, С. Соловьева, В.Агеносова, В. Библера, Н. Богомолова, М. Гаспарова, Л. Гинзбург, Г. Долгополова, В. Крейда, Ю. Кричевской, А. Леденева, Ж. Нива, Л. Рапацкой, И. Сер-мана, В. Страда, Е. Эткинда и многих других.

Осмысление поэзии рубежа XIX - XX веков философией, критикой, литературоведением, искусствоведением является основой методического исследования, фундаментом школьного изучения в 11 классе.

Чем же привлекает нас искусство "серебряного века"? Скорее всего, ответ на этот вопрос нужно искать в том духовном, эстетическом и нравственном наполнении, которое несет старшекласснику знакомство с развитием отечественной мысли на рубеже ХГХ - XX веков.

Ведь сейчас на первое место школа, как и общество в целом, выдвигает не идейно-политическое воспитание, а нравственное, эстетическое. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках. Она, духовная жизнь, формирует личность, являясь тем высшим невидимым духовным центром, вокруг которого и в котором вся суть, весь смысл существования. А поэзия "серебряного века", бесспорно, является важным компонентом формирования духовности, эстетической чуткости. Творчество лириков впитало в себя лучшие традиции мировой культуры. Их произведения проливают свет на годы бурного расцвета эстетической и философской мысли дореволюционного прошлого России, окунают читателя в истоки сегодняшнего миропонимания, в библейскую, греческую и римскую культуры, воссоздают "синтез искусств" рубежа веков, заставляют внимательнее всматриваться в человеческое бытие и размышлять о назначении человека, его мира.

Осознание эпохи конца XIX - начала XX века старшеклассниками как времени "русского культурного ренессанса", "синтеза искусств", времени, когда почти одновременно начали творить представители различных поэтических школ, где каждый художник выбирал свой неповторимый поэтический голос, времени, положившему начало таким потокам развития искусства XX века как "русское зарубежье", "возвращенная литература", "искусство постмодернизма" важно. Важно для духовного развития подрастающего поколения и то, что новые лирики ("барды", "эстрадники", гихие") ориентировались на поэзию рубежа веков.

М.Л. Гаспаров пишет, что поэтика "серебряного века" - это, прежде всего, поэтика русского модернизма (символизма, акмеизма и футуризма), откликнувшегося на основные события и новые веяния в жизни и культуре перестройкой системы тематики, мобилизацией самых разнообразных обновленных поэтических средств с тем, чтобы они могли сложиться в новое интегральное единство формы, способное вобрать в себя и выразить качество новых жизненных явлений.

Модернизм был мировоззренческой основой начала XX столетия, закономерным этапом развития литературы, поэзии, изобразительного искусства, музыки, театра. Связь между различными видами художественного творчества реализуется активным сотрудничеством друг с другом на основе ломки разделивших их условных границ, рождает их синтез.

В исследовании мы опираемся на определение, данное искусствоведом М.В. Алпатовым: "... Под синтезом следует разуметь сложное соотношение, основанное на противоречии, которое в конечном счете складывается в новое единство" (3, 214).

Особенности восприятия лирики русского культурного ренессанса одиннадцатиклассниками

Несмотря на благоприятные тенденции в развитии образования и восприятия художественной литературы (по данным социологов, наша страна - самая "читающая" в мире, а уроки литературы, по данным исследований, проводимых студентами и сотрудниками кафедр литературы и педагогики ЮСГПИ, - самые любимые), в целом интерес к поэзии невысок, а самостоятельное обращение к поэзии "серебряного века" у выпускников школ настолько низок, что мы вправе говорить о серьезном отставании уровня литературного развития учащихся. В результате констатирующего эксперимента мы установили, что выпускники школ слабо разбираются именно в поэзии "серебряного века".

В программах по литературе отводится достаточное место обзору поэзии "серебряного века". Во всех вариантах программ предлагаются "имена" и аспекты изучения их творчества. Как правило, лирика "серебряного века" изучается наряду с прозой рубежа веков, и поэтому на поэзию затрачивается не более 6-10 часов. Например, отличник народного образования Л.Г. Павлюк (шк. № 31 г. Южно-Сахалинска) отмечает, что за несколько учебных часов ребят нужно познакомить с целой эпохой, оказавшей влияние на развитие литературы всего XX века, но достаточного времени для этого нет, так как программа выпускного класса перегружена и существует опасность "неизучения" других ее разделов. Из бесед с руководителем методического объединения учителей литературы школы № 32 г. Южно-Сахалинска Е.М. Азаровой. "На знакомство с модернисткими течениями рубежа веков в поэзии нет возможности уделить достаточное время на уроках. Приходится использовать различные формы внеклассной работы, поэтические пятиминутки и т.д. Но, мне кажется, современные школьники и не интересуются поэзией".

Анализируя анкеты учеников, беседуя с учителями, просматривая читательские формуляры одиннадцатиклассников, мы обратили внимание на тот факт, что в круг чтения попадают произведения лишь избранных поэтов "серебряного века", о которых говорится на уроках. Это, как правило, А. Блок, В. Маяковский, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, С. Есенин. Ни в одном формуляре нам не встретились имена 3. Гиппиус, Д. Мережковского, В. Соловьева, Н. Минского. К. Бальмонта, В. Брюсова. Ф. Сологуба, С. Городецкого, М. Кузмина. В. Нарбута, В. Хлебникова и многих других, без чьих имен невозможно представить особенностей "серебряного века", его многоголосие и неповторимость. Работники школьных библиотек заметили, что "спрос" на поэтические сборники и антологии проявляется обычно во II четверти учебного года, то есть в то время, когда ученики "проходят" "серебряный век" по программам. Практически ребят не интересует творчество тех поэтов, которых им предлагают библиотекари для расширения литературного кругозора о "русском ренессансе", остаются невостребованными и те немногие книги мемуаров о поэтах, жизнеописания художников и музыкантов, философские исследования, без которых нельзя в полную меру почувствовать себя знакомым с "серебряным веком".

Все эти факты позволяют предположить, что с эпохой "серебряного века" школьники знакомятся поверхностно, что в круг самостоятельного чтения поэзия "серебряного века" не включается или включается очень редко. Это настораживает.

Исследование читательских формуляров современных школьников выявляет, что, к сожалению, большинство одиннадцатиклассников остается равнодушным к поэтическому слову. На первый вопрос (Что вы предпочитаете из литературы рубежа веков: прозу или поэзию?) анкеты были получены такие ответы:

Такое нынешнее поколение. Мы такими уродились: предпочитаем практическое и прозаическое" (Евгений М.). "Конечно - проза, жаль тратить время на "слезы" поэзии" (Вячеслав Н.). "Проза! У Бунина и Куприна все на поверхности, а у Маяковского и ему подобных т-арабарщина" беспросветная" (Павел П.). "Я с "любовью" определилась - это Тургенев и Достоевский, ну еще Чехов, а поэзию почитаю, когда будет лет 30 - 40" (Марина И.). "Прозу я, конечно, больше люблю, но и поэзию можно почитать" (Георгий Б.). Один из учеников, отвечая на первый вопрос анкеты, писал: "Мне интересно читать прозу рубежа веков, потому что там обычно описываются интриги ( Транатовый браслет" Куприна) и интересно анализировать авторскую мысль ("Господин из Сан-Франциско" Бунина)". Юноша дважды подчеркнул мотив обращения к чтению художественного произведения - интерес. Анализ ответов на данный вопрос убеждает, что у школьников нет устойчивого интереса к поэзии, даже у тех, кто имеет опенку "5" по литературе и собирается связать свою жизнь с профессией филолога или педагога, а ведь для такого выбора преобладает фактор интереса.

Такие категоричные ответы, как видно из таблицы № 1, типичны. Это говорит о том, что большинство старшеклассников, заканчивая школу, остается равнодушными к поэтическому слову. Как утверждает Ст. Рассадин, проза во многом могущественнее лирической поэзии вследствие своей большей объективизированности, она "грузоподъемнее", разнообразнее по средствам и потому более притягательна для широкого читателя. Поэтому, думается, нельзя утверждать, что ученики не интересуются поэзией в результате эстетической глухоты.

В интервью со словесниками типичным является ответ Н.Д. Першиной (школа № 32 г. Южно-Сахалинска): "Приобщение учеников к поэзии - важный этап перехода к взрослому, всеобщему чтению. Я заметила, что, полюбив поэзию, подросток становится духовно взрослее. Но, к сожалению, это приобщение происходит редко. И к старшим классам ученик зачастую утрачивает интерес к поэзии, свойственный младшим школьникам".

Специфика вводных занятий

Обучающий эксперимент проводился в школах №№ 30, 31, 32 и Восточном лицее г. Южно-Сахалинска. Задачей его была проверка эффективности предложенной методической системы изучения поэзии "серебряного века". В ходе его проверялась гипотеза исследования, выявлялся уровень усвоения учащимися материала уроков и внеклассных занятий, степень самостоятельности и активности учеников в процессе постижения вопросов интересующей нас литературной эпохи.

Предложенная система побуждает старшеклассника к самостоятельному действию, исследованию, учитывает направленность личности, ее опыт, биологические и психологические процессы, характер. Содержание уроков и внеклассных занятий подобраны с учетом основных знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть ученик школы. Такой подход к преподаванию позволил учесть возрастные возможности учащихся, уровень их психологического развития, принципы систематичности и взаимосвязи элементов обучения.

Одной из задач нашего исследования является изучение поэзии "серебряного века" во взаимодействии различных видов искусства рубежа ХГХ - XX веков. Обилие материала, новых имен, теоретических (литературоведческих и искусствоведческих) понятий, изучающихся на вводных уроках, затрудняют усвоение знаний учащихся. Для эффективной работы на вводных занятиях при "погружении" учащихся в новый материал мы использовали мысль о постепенности формирования понятий у учеников в процессе изучения литературы, разработанную К.Д. Ушинским, В.П. Шереметьевским, ВВ. Голубковым, Н.И. Прокофьевым и другими. "Всякое теоретическое положение, всякий вывод и обобщения, - пишет В.П. Шереметьевский, - на первый раз ложится, так сказать, на поверхность сознания учащихся, и лишь при дальнейшем, неоднократном применении теории и практики при подкреплении одного теоретического положения через ассоциацию с другими, за ними следующими, постепенно и незаметно первоначальное поверхностное представление проникает в глубь сознания и является, наконец, тот умственный осадок, который можно уже считать за ясное понятие, за точное, основательное знание" (216, 29).

Мы считаем, что именно обращение к данной методике, основанной на постепенном формировании знаний, в данном случае важнейших теоретико-литературных понятий в связи с изучением поэзии "серебряного века" (модернизм, символизм, акмеизм, футуризм и др.) позволяет с наименьшими затратами учебного времени и наилучшими показателями в усвоении материала учениками достичь заданного результата.

При помощи этапов постепенного формирования знаний при изучении вводных тем возможно за относительно короткий срок в условиях класса стимулировать активную работу мысли учащихся, развивать их творческое воображение, способность к обобщению, готовить учеников к применению усваиваемых знаний на практике. Каждый этап, мы их вьщелили пять, осваивается лишь настолько, чтобы стать основанием для перехода к следующему, более сложному. Рассмотрим эти этапы.

Первый этап - подготовка к ВОСПРИЯТИЮ нового

На этом этапе важно создать атмосферу ожидания, вызвать интерес одиннадцатиклассников к изучаемой теме. Этому способствует в рамках внеклассной работы беседа - совместное вхождение в тему, на которой обсуждаются варианты изучения раздела на уроках и во внеурочной работе, долгосрочные задания, другие виды работы, формы обобщения и контроля. В процессе беседы со старшеклассниками решается вопрос о возможных путях изучения раздела, обсуждаются варианты, предложенные ими и учителем, касающиеся выбора форм, имен поэтов, произведений для изучения (с некоторыми ученики знакомились в 9 и 10 классах на уроках внеклассного чтения и летом при прочтении литературы к 11 классу), темы сообщений, рефератов, сочинений Здесь же ребята делятся на три группы для подготовки "Встреч в салоне" и две команды для участия в литературном бое, обсуждается график индивидуальных и групповых консультаций, на которых выясняются вопросы по подготовке заданий. Как показывает практика, такое общение является плодотворным. Ученики выбирают тот путь, который предлагает им учитель (чаще всего корректировке подвергаются имена поэтов, предлагаемые группам для "Встреч в салоне" и в процессе работы - темы рефератов). После такой беседы деятельность одиннадцатиклассников отличается повышенным вниманием, заинтересованностью, желанием включиться в работу класса, группы, команды на первых же шагах изучения темы. Это объясняется тем, что ученики осознают свою полезность в различных коллективах (класс - группа - команда), где успех зависит от участия каждого и возможности самовыражения.

Такая форма работы реализует на практике мудрое дидактическое правило М.А. Рыбниковой: "Учащиеся должны понимать, что учитель ими руководит, что он ведет их, что работает весь класс и каждый ученик в частности. Это все иллюстрации второго нашего дидактического правила: ученик должен ясно понимать поставленную задачу, предъявленное ему учителем требование, участие учителя в разрешении поставленной задачи, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе"(194, 355). Мы же рассматриваем это и как процесс демократизации общения между учениками и учителем, что немаловажно в современных условиях для достижения цели воспитания.

Похожие диссертации на Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы