Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Шарапова Нина Николаевна

Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы
<
Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарапова Нина Николаевна. Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 159 c. РГБ ОД, 61:99-13/295-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА "ДЖАНГАР" В КАЛМЫЦКОЙ ШКОЛЕ 9

1. Современное литературоведение о калмыцком эпосе 9

2. Методисты прошлого и настоящего об изучении эпических фольклорных произведений 31

3. Анализ программ и учебников по калмыцкой литературе (в аспекте темы исследования) 40

4. Состояние изучения калмыцкого героического эпоса "Дкангар" в школах Республики Калмыкия 57

5. Нравственно-эстетические традиции калмыцкого эпоса, как средство гуманистического воспитания учащихся на уроках калмыцкой литературы 69

Глава 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КАЛМЫЦКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЗПОСА "ДЖАНГАР" 86

1. Основные пути, методы и приемы гуманистического воспитания учащихся в процессе системного изучения калмыцкого эпоса на уроках литературы 86

2. Гуманистическое развитие учащихся в процессе изучения калмыцкого героического эпоса "Джангар" 115

3. Внеклассная работа, типы и виды уроков факультативных занятий, их роль в гуманистическом воспитании школьников 122

4. Результаты эксперимента 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

ПРИМЕЧАНИЯ 142

Список использованной литературы 145

СЛОВАРЬ 154

Введение к работе

В современных условиях широкой демократизации нашего общества активизируется интерес народа к своей истории, культуре, возрастает значимость родного фольклора, как духовного наследия, имеющего огромную идейно-эстетическую и нравственную ценность,

В своей многовековой истории калмыцкий народ создал уникальный фольклор, отличающийся глубоким содержанием, высокой художественностью и большим жанровым разнообразием, представляющий богатый познавательный материал для изучения традиции, истории, быта народа, его идеалов, националь ного характера и языковых особенностей.

Уникальный памятник духовной культуры калмыков героический эпос "Джангар" является вершиной и частью их богатого устного на родного творчества. "Народ любит и бережно хранит чистое и мудрое искусство своих эпических песен, сказок и легенд. Но самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его создании священным, является грандиозная героическая эпопея "Джангар"1.

Однако проблема изучения эпоса чч Джангар" в современной калмыцкой школе не стала еще предметом специального исследования.

Здесь можно говорить лишь о некоторых публикациях литературоведческого характера /С.К.Каляев, А.Ш.Кичиков, Б.Б.Оконов, Н.Ц.Биткеев и др./

Вследствие отсутствия специальных методических исследований по изучению фольклора учителя не уделяют должного внимания организации активного эмоционального восприятия учащимися произведений устного народного творчества, не придают зн^*ения -4-анализу их содержания, не исполь зуют активные методы и приемы в процессе изучения устного народного творчества. В результате богатейшая идейно-нравственная и гуманистическая ценность родного фольклора не становится достоянием учащихся, знания их поверхностны, низок уровень умений и навыков.

Актуальность темы исследования. Данная диссертация появилась в тот период истории, когда заканчивается XX век, такие даты обязывают ученых подводить определенный итог прошлому и строить планы на будущее. Одной из важнейших задач нового тысячелетия является воспитание нового человека, формирование личности будущего, которая будет жить в 3-ем тысячелетии.

Распад огромной державы на ряд суверенных территорий не мог не повлиять на мировоззрение человека, опасность, что в школу проникнут идеи национализма, шовинизма заставила нас взяться за тему гуманистического воспитания личности на примере изучения великого памятника калмыцкого народа "Джангар".

Нельзя допустить чтобы народы России не имели своего взгляда на жизнь, а руководствовались стандартами и идеалами, навязываемыми извне. Много столетий народ России имел свою систему воспитания подрастающего поколения. Национальная система вос-питания любого народа России должна быть направлена на формирование целостной личности и ее националь ного самосознания, нравственно-эстетического отношения человека к действительности .

Родной язык, многогранное народное творчество: фольклор, мифология, искусство — все это является действенным средством воспитания будущего гражданина третьего тысячелетия, в формировании у подрастающего поколения качеств патриота и гражданина.

Принципом построения учебно-воспитательного процесса современной школы должно быть диалектическое единство трех начал: национального, межнационального и общемирового, которое позволяет учащемуся почувствовать свою принадлежность к родно- -5-му народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Формирование гуманистических отношений предполагает, что основным условием становления общечеловеческих ценностей, руководством к действию будет рассмотрение национальных особенностей с позиции нравственных категорий гуманизма, красоты, истины.

В настоящее время особенно важно осознание человеком, обществом приоритетных общечеловеческих ценностей.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что актуальность нашего исследования определяется социальной значимостью и практической необходимостью создания научно обоснованной методической системы изучения эпоса "Джангар" на уроках калмыцкой литературы.

Объектом исследования избран процесс изучения калмыцкого народного эпоса "Джангар" на уроках родной литературы.

Предмет исследования - методика изучения героического эпоса "Джангар" в 5-11 классах школ Калмыкии.

Рабочая гипотеза.

Систематическое и целенаправленное гуманистическое воспитание учащихся в процессе изучения калмыцкого народного эпоса "Джангар" способствует: - приобщению учащихся к духовным ценностям калмыцкого на рода; - более осмысленному пониманию нравственно-эстетической ценности народного творчества; формирование гуманистических отношений через рассмотрение национальных особенностей с позиции нравственных категорий гуманизма, красоты, истины; воспитание любви и уважения к общечеловеческим ценностям, к прошлому своего народа, народов России.

Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить такую систему гуманистического воспитания при изучении калмыцкого народного эпоса "Джангар", которая бы способствовала формированию духовной личности современного гражданина Калмыкии.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие основные задачи:

Определить место и роль выдающегося памятника калмыцкого народного творчества в системе литературного образования и воспитания в калмыцкой школе.

Создать методическую систему изучения Джангариады в аспекте гуманистического воспитания учащихся.

3. Разработать методические, литературоведческие предпо сылки для создания различных видов учебных пособий по изучению Джангариады в аспекте гуманистического воспитания.

4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать оптимальные методы и приемы формирования гуманистических идеа лов в ходе изучения калмыцкого народного эпоса "Джангар".

К осуществлению поставленных задач привлекались следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ литературы по теме исследования) ; социально-педагогический: (анализ действующих программ и учебных пособий по калмыцкой литературе, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, качественно-количественный анализ устных и письменных ответов учащихся, целенаправленное наблюдение за учебным процессом) ; экспериментальный: (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Методологической основой исследования являются труды ПО Б философии, литературоведению, дидактике, педагогике, психологии, методике преподавания русской и национальной литератур, а также документы по вопросам народного образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в истории калмыцкой школы выявлены возможности гуманисти- ческого воспитания учащихся при изучении народного эпоса "Джангар"; создана методическая система изучения эпоса в аспекте формирования гуманистических идеалов школьников;

Рассмотрены пути формирования гуманистического мировоззрения учащихся 5-11 классов в общей системе литературного образования и воспитания.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении программ, учебно-методических пособий и хрестоматий по изучению калмыцкого на родного эпоса для национальной калмыцкой школы.

Апробация работы проведена в ряде школ республики:

Ханатинской, Ики-Бухусовской средних школах, в средних школах N 17, N 19 г.Элисты.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания калмыцкого языка и литературы Калмыцкого государственного университета, на заседаниях лаборатории гуманитарного образования Института национальных проблем образования, на районных и городских метод объединениях учителей калмыцкого языка и литературы школ Республики Калмыкия.

На Защиту выносятся следующие положения.

1. Героический эпос калмыцкого народа является одним из ведущих компонентов в общей системе литературного образования и воспитания калмыцких учащихся.

Изучение калмыцкого эпоса во взаимосвязи с уроками русской литературы, истории, изобразительного искусства, музыки является важным условием формирования нравственно-эстетических, гуманистических представлений учащихся.

Культурологический подход к изучению народного калмыцкого эпоса приобщает школьников не только к родной культуре, но и общероссийской, развивает умение и навыки восприятия художественного богатства Джангариады.

4. Воспитание гуманистических идеалов в процессе изучения калмыцкого народного памятника "Джангар" возможно при условии координации различных видов деятельности работы на уроках, фа культативных занятиях, уроках внеклассного чтения и различных видов внеклассной работы.

Современное литературоведение о калмыцком эпосе

Калмыцкая Джангариада - столь крупное и значительное явление в истории поэтического творчества монгольских народов, что она безусловно заслуживает самого подробного, самого тщательного и самого всестороннего исследования.

Героический эпос "Джангар" восходит к древней центрально-азиатской эпической общности, является достоянием культуры разных монгольских народов, прежде всего ойратской группы: калмыков, западномонгольских и синьцзянских ойратов.

Сказания о Джангаре, в виде богатырских сказок, есть у халха-монголов и бурят, а также среди тюркоязычных народов — горных алтайцев и тувинцев.

Эпос назван по имени главного героя произведения славного Джангар-нойона.

Калмыцкие джангарчи-сказатели в данном случае использовали традиционный прием былинников монгольских народов.

Впрочем, не только былинники, но и сказочники свои произведения называли по имени главного героя (или главных героев).

Этимология слова джангар интересовала некоторых наших исследователей . Б.Я.Владимирцов, например, считал, что само имя Джангар есть заимствованное Джехан-гир (завоеватель мира)"г. Однако прямую связь между именами Джангар и Джехан-гир Б.Я.Владимирцову установить не удалось.

Контакт у монгольских народов с иранцами в прошлом имел место, но повлиять на народное устное поэтическое творчество, и появление Джангара", в частности, он никак не мог. "Если со и появление Джамара",—в—частности,—он никак не мог.—"Если со гласиться, что Джангариада сложилась в XV в. нашей эры, прямой монголо-иранской связи в области поэтического творчества и быть не могло, ибо в это время былые связи прекратились, не говоря уже о том, что эти связи были лишь у незначительной части монголов, живших в Иране. Если же Джангариада складывалась вместе с другими произведениями былинного эпоса монгольских народов, т.е. с VII-VIII по ХІІ-ХІІІ в.в. нашей эры, контактов с иранцами тогда еще не было"2.

Калмыцкий ученый, доктор филологических наук, профессор А.Ш.Кичиков считает, что имя "Джангар" (Щан гар)3 лингвистически сопоставимо с орхонским "Йонгус" ("одинокий"), казахским "Жангыз" ("одинокий"), шорским ,,хІагьіс" ("сирота", "одинокий") , якутским "Эр-Соготох" (муж одинокий"), тунгусо-маньчжурским "Омусня" ("муж одинокий"). Он связывает значение имени с древнейшими представлениями об эпическом герое как о первопорядке и первом человеке, характерном для эпоса тюрко-монгольских народов Сибири (Мелетинский 1964), эвенков, эвенов и других тунгусо-маньчжурских народов.

Исследователи монгольского эпоса отмечали, что, несмотря на генетическую общность, эпические традиции бурят, монголов, ойратов и калмыков достаточно сильно отличаются в типологическом отношении.

Бурятские эпопеи оказались удивительно первобытными, архаическими" , "наполненными "шаманскими духами", картинами первобытной жизни зверолова"4, они построены "почти исключительно на мифологическом фонде", причем их основные сюжетные циклы, связаны с поездкой за далекой невестой, героическим сватовством, борьбой с чудовищами"5.

"Ойратские эпопеи посвящены описаниям богатырских подвигов, славе, богатству и могуществу... витязей, картинам боевой и мирной жизни", но построены они на поэтической истории целой богатырской семьи, отца и сына... Описывая рождение, молодость первые подвиги своего героя", эпопея переходит к повествованию о женитьбе героя на чудесной красавице, которую он добывает себе только после долгой борьбы, после ряда испытаний и разнообразных приключений"6.

"В халхасском эпосе еще сильнее ощутим слой военно-феодальной тематики, в ряде случаев враг имеет человеческий облик, а не облик демонического существа иного мира; то же можно сказать и об эпосе Внутренней Монголии"7, т.е. слой военной тематики выделяется на фоне традиционной темы богатырского сватовства.

Ойратский эпос, менее архаичный по сравнению с бурятским, определяется как промежуточная фаза между бурятским и монгольским.

К калмыцкому эпосу примыкают те сюжеты "синьцзян-ойратского Джангара", которым присущи "воинские" коллизии, тогда как остальные повествования построены на разработке традиционных тем архаического эпоса — героического сватовства и борьбы с чудовищами.

В целом синьцзян-ойратским версиям присуши мифологические элементы, черты эпической героики, и новеллизации - как сказочно фантастической, так и бытовой.

"Вместе с тем Джангариада во всех своих национальных версиях обнаруживает определенные сюжетно-тематические и стилистические схождения с Гэсэриадои в условиях ее параллельного устного и книжного бытования в Центральной Азии в настоящее время, а в Калмыкии - в прошлом"8.

В Калмыцких версиях "Джангара" как героического эпоса уже в классической формации" отражаются в историческом развитии жизнь г своеобразный быт кочевого народа, организованного кочевого государства, его отношения с разными сопредель ными государствами и народами - "с китайцами, с киргизами, с кавказскими горцами", влияние на него "буддийской, тибетско-индийской культуры"9.

Методисты прошлого и настоящего об изучении эпических фольклорных произведений

Различные проблемы фольклористики издавна привлекают внимание ученых. Прогрессивные писатели и педагоги второй половины прошлого века В.Г. Белинский, Н.А. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К. Д - Ушинский, В - Я. Стоюнин и другие неоднократно указывали на необходимость использования произведений устного народного творчества, содержащие мудрые мысли наших предков, помогающие в правильной жизненной ориентации человека, что позволяет оценивать народную поэзию как активное, продуктивное средство воспитания молодежи, раскрывающее высокие идеалы того или иного народа, возбуждая в нем патриотические чувства, национальную гордость, трудолюбие, ненависть к угнетателям и многие другие привлекательные качества.

Отраженный в многожанровом народном творчестве педагогический гений простого народа приводил в восторг К.Д.Ушинского, и в своих педагогических трудах он неоднократно обращал внимание на неоценимую роль произведений фольклора для детского чтеиият подчеркивая, что произведения народной поэзии по своему содержанию близки детскому миру и отвечают их духовным запросам. Из этих произведений дети узнают жизнь предшествующих поколений, их воз зрения на окружающий мир, эстетику народных традиций, что способствует воспитанию у детей чувства гражданственности, формированию их жизненной позиции. А поэтому, по справедливому замечанию этого выдающегося педагога, " на каждое такое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или иную сторону народной жизни"22.

Как своеобразный кодекс нравственного воспитания детей рассматривает произведения народной поэзии Л.Н.Толстой, по мнению которого, в них широко отражается жизнь народа, черты его характера, фольклорные сюжеты знакомят учащихся "с самим духом родного языка", с народным взглядом на жизнь, на человека .

На особое значение изучения произведений фольклора Называли и известные педагоги-методисты прошлого века В.Я.Стоюнин и М.В.Остроградский, первый из которых в своей книге "О преподавании русской литературы" поместил специальную статью об изучении народной поэзии, лейтмотивом которой является идея национального воспитания на материале произведений народного творчества, что противоречило официальной методике.

В.Я.Стоюнин придавал исключительное значение народной поэзии, считая невозможным без этого "образовать русского человека для какой бы то ни было общественной и государственной деятельности"23 и в особенности в воспитании истинных патриотов, где, по мнению Стоюнина В.Я., произведения народной поэзии и в особенности, народные былины занимают весьма важное место.

С этими объективными оценками народной поэзии и ее роли в нравственном воспитании молодежи нельзя не согласиться. Вместе с тем следует подчеркнуть, что исследователь неоправданно уходит от чрезвычайно важной, на наш взгляд, стороны народной поэзии - свободолюбивых идей изучаемых былин и песен, что затемняет героическую природу эпоса.

Как средство нравственно-этического развития учащихся рассматривал фольклор и в особенности былины М.В. Остроградский.

В своих работах, посвященных анализу отдельных жанров фольклора, В.Г. Белинский, не раз акцентировал внимание на непреходящем значении фольклора, подчеркивая, что "Поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь со всеми ее характеристическими оттенками и родовыми приметами. Так как поэзия есть не что иное, как мышление в образах, то поэзия народа есть еще и его сознание"25.

Содержание второй половины данного тезиса подвело сторонников мировоззренческих взглядов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова на глубокое исследование проблем народной поэзии, которым они посвятили ряд работ, раскрывающих их фольклористические взгляды.

В рецензии на книгу Н.Берга, в частности Н.Г.Чернышевский отмечает, что "народная поэзия до сих пор остается единственною поэзией массы народнонаселения, поэтому она интересна и мила для всякого, кто любит свой народ. А не любить своего родного невозможно. Другое достоинство ее - чисто ученое: в народной поэзии сохраняются предания старины. Поэтому важность ее неизмеримо велика и посвящать свою жизнь собиранию народных песен - прекрасный подвиг"25.

Подобные же мысли не раз встречаем и в работах Н.А.Добролюбова, писавшего: "Если есть еще в мире поэзия, то ее нужно искать среди народа"26.

Однако эти и другие прогрессивные идеи выдающихся русских мыслителей прошлого не получили, да и объективно не могли получить широкого распространения, так как реакционные ученые и педагоги преуспевали в своем стремлении использовать фольклор в духе реакционных идей царского самодержавия.

Ситуация коренным образом меняется в послеоктябрь ский период : к научно-педагогическому наследию В, Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н. А. Чернышевского, В. Я. Стоюнина, М. В. Остроградского и других все активнее обращаются представители новой плеяды ученых-педагогов, методистов-исследователей, изучающих различные аспекты методики преподавания фольклора в школе. Следует отметить возросший интерес в указанный период к школьной методике преподавания литературы в ряду важнейших вопросов которой видное место занимали проблемы изучения фольклора в средней школе.

Вместе с тем в комплексных учебных программах по русской литературе 1917-1931 годов произведения народной поэзии не получили достаточного отражения. Изучение произведений народной поэзии начиналось лишь с 7-го класса, в средних же классах произведения фольклора почти не изучались.

Основные пути, методы и приемы гуманистического воспитания учащихся в процессе системного изучения калмыцкого эпоса на уроках литературы

Проблема гуманизма в искусстве - это его ведущая эстетическая идея, то есть идея, которая находит свое глубокое художественное претворение в творческом методе, в художественном образе, в стиле и всех других компонентах произведения.

Она, проникая в них, делает каждый подлинно содержательной категорией, которые отнюдь не нейтральны к отображаемому объекту.

Гуманизм охватывает все области общественной жизни - историю, культуру, искусство, образование.

Идея свободного и прекрасного человека и человеческого счастья красной нитью проходит через мировое искусство, развитие которого связано с постоянным обогащением и обновлением эстетического идеала и обогащением человеческого характера.

Происходящие в стране и в мире перемены затронули прежде всего духовно-этическую, социальную сферу общества.

В условиях обновления общества по пути демократизации и социального прогресса развивающаяся культура на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей, новые формы экономических механизмов, естественно должны привести к совершенствованию и социально-нравственных отношений, повышению эстетической духовной культуры народа.

Связь между подъемом культурного уровня и оздоровлением нравственного климата очевидна. Поэтому совершенствование обучения и воспитания человека со здоровыми потребностями созидательной деятельности, высокой духовной эстетической культурой

- одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений...1.

В эстетическом плане проблема гуманизма реализуется в совокупности творческих принципов изображения человека, его внутреннего мира, его переживаний, его идеалов. В основе художественного образа всегда лежит та или иная концепция человека . Без уяснения ее идейного и эстетического смысла невозможно понимание самого искусства, его творческого метода и художественных особенностей.

В этом смысле "Джангар" не только в широком плане изображает быт, образ жизни, традиции и обычаи калмыков, но и отличается высокой идейностью и педагогической целеустремленностью, в эпосе отразились морально-этические идеи народа: трудолюбие, патриотизм, гуманные отношения между героями, честность, благородство, отвага. В нем воспевается красота природы, националь ной одежды, воинских доспехов, гармония взаимоотношений между людьми.

Задача учителя, умело используя все формы и методы учебно-воспитательной работы, стремиться к тому, чтобы до каждого ученика донести все богатство идей эпоса, созданного народом, отражающего многовековой опыт и мировоззрение народа, воплощающего лучшие национальные качества народного характера. Если в 3-6-х классах мы предлагаем изучение эпоса в кратком пересказе, с заучиванием наизусть отрывков песен, где говорится о мудрости и храбрости богатыря, то в 7-9 классах учитель должен использовать культуроведческие подходы в преподавании эпоса, а это: взаимоотношения мужчины и женщины, назначения женщины в обществе как хранительницы огача, (ее терпение и мудрость в воспитании детей, красоту, обаяние и скромность); назначение мужчины (воплощение власти, в семье главный кормилец и добытчик, ловкий, выносливый, бесстрашный}; отношение человека к природе, традиции и обычаи и т.д.

В 10-11 -х классах нужно использовать при изучении эпоса на учно-теоретические аспекты: 1} сведения об ученых и их работах по эпосу, о переводчиках и их переводах; 2) различные версии, их типологию, жанровый и тематический диапозон, связь сюжетов и образов, принципы изображения героических характеров.

Анализ характерологических черт богатырей, содержащийся в предыдущих параграфах, позволяет выстроить их в определенную сие тему и на ее основе осуществлять в процессе обучения целенаправленное гуманистическое воспитание учащихся калмыцкой школы не только на уроках литературы, но и на факультативных занятиях и уроках внеклассного чтения. А потому разработка такой системы требует от учителя прежде всего четкого определения содержания и задач гуманистического воспитания учащихся с их возрастными особенностями: на начальном, девятилетнем и одиннадцатилетнем этапах обучения. На первом этапе изучения эпоса (в 3-6-х классах) надо донести до сознания учащихся, что страна Бумба особенная страна...

Из коней обретались там

Аранзалы одни говорят.

Из людей обретались там

Великаны одни, говорят

Сорокоханная эта страна,

Обетованная эта страна

После двадцати пяти лет

Не прибавлялись там года

Смерть не вступала туда

Люди не знали в этой стране

Лютых морозов, чтоб холодать,

Летнего зноя, чтоб увядать...2.

Защита страны Бумбы - основная идея Джангариады. Все песни изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами страны.

Следует отметить при этом, что все эти войны характеризуются как войны оборонительные, как войны, ведущиеся за честь и свободу страны от посягательств чужеземных поработителей. Так, в пятой песне "О поединке Хонгора с Мангна-ханом", описываются подвиги богатыря Хонгора, который один вступает в борьбу против вероломного Догшон Мангна-хана, вознамерившегося покорить и уничтожить Бумбайскую страну, чтобы только угодить своему наследнику с детства ненавидевшему Бумбу и мечтавшему об ее уничтожении.

В шестой песне "О подвигах богатыря Савра Тяжелорукого" братья - богатыри Савар и Хонгор бьются за честь и достояние Джангара с богатырями чужеземного хана Эамбала, угнавшими весь несметный драгоценный табун Джангара.

В одиннадцатой песне "О поражении свирепого хана шулмусов Шара Гюргю" изображается освободительная война за восстановление Бумбайского государства и за освобождение из неволи его народа, покоренного иноземным ханом Шара Гюргю.

Последняя, двенадцатая песнь "О походе против лютого хана Хара Киняса" также посвящается справедливой войне против хана Хара Киняса, напавшего на старшего богатыря - опору и надежду Бумбайской страны.

Важно чтобы учащиеся на первом этапе изучения эпоса усвоили, что "В Джангариаде, как в зеркале, отражаются надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за свое национальное существование"3.

От анализа конкретных и интересных событий, от сюжетной канвы и попутных раздумий о судьбах героев к посильным общим выводам - таков путь, который представляется самым целесообразным на начальном этапе изучения учащимися "Джангара".

-90 Если на начальном этапе система изучения школьниками эпоса

в значительной степени элементарна, то начиная с 6-го класса она заметно усложняется. В средних классах они учатся развивать нравственные и гуманистические чувства и суждения. Поэтому здесь учителю важно педагогические цели разумно сочетать с интересами и целями учащихся, а при необходимости создавать у них эмоционально-эстетическое отношение к намечаемому для обсуждения образа эпоса или проблеме.

Первые детские книжки, народные сказки, изучаемые в начальной школе, да и в 5-м классе, предваряющие изучение калмыцкого эпоса, призваны показать детям, что те поступки людей, которые принято называть хорошими, можно с полным правом квалифицировать как "красивые". И, наоборот, плохие, дурные дела и привычки - "безобразными". Таким образом, возникает конфликт между добрыми (прекрасными) и злыми (безобразными) силами, который и составляет основу изучаемых сказок, а также получаемый свое дальнейшее развитие и углубление уже при изучении калмыцкого эпоса "Джангар".

Не случайно добрый человек в сказках силен, как правило, в окружении преданных ему помощников из мира зверей и птиц, которые становятся таковыми, когда он оберегает и спасает их.

Однако уже с 7-го класса, историко-литературный курс, изучаемый здесь, дает возможность остановиться на историческом изменении отношения человека к природе, обогатить представления учащихся о прекрасном в ней и его отражении в эпосе.

Так, при более глубоком знакомстве с эпосом, уже во вступительной части, после рассказа о времени, отраженном в эпосе, учитель останавливается на характеристике сознания людей: человек не противопоставляется природе, а ощущает свое единение с нею; она не молчаливая, а говорящая, действенная, и человек может вступать в общение с нею.

При необходимости богатыри Джангара вызывают живительный дождь, который залечивает раны и оживляет бойцов, ханская дочь

Герензал превращается в лебедя и вкладывает живительные зерна в уста Хонгора и его коня, тем самым спасает их от верной гибели. И здесь важно раскрыть ученикам необычайное величие единства человека с природой.

В процессе воссоздания того далекого времени, когда создавался эпос, у учителя появляются огромные возможности гуманистического воспитания школьников на колоритных образах богатырей эпоса, путем раскрытия перед учащимися соотношения между гуманистическим и прекрасным в этих образах. В песне "О поединке великого нойона Джангара с ясновидцем Алтан Цеджи" учащиеся знакомятся с Хонгором, когда он "телом своим храня Бог-до" , не дает изрубить раненного джангара на кусочки и бросить на съединение курам и псам, а просит его излечить.

Хонгор Алый Лев - любимый герой калмыцкого эпоса. Он щедро наделен целым рядом идеальных черт: безгранично храбр и отважен, честен и прямодушен.

Не меньшую роль в гуманистическом воспитании учащихся могут сыграть и другие образы других богатырей. Один из главных сподвижников Джангара - глава правого полукруга богатырь Алтан Цеджи не только воин, но и мудрец, он хранил в памяти дела минувших лет, предсказывал будущее, разрешал мирские и святые дела. Богатырь Мингиян - красавец вселенной, славился музыкальностью, прекрасным голосом, бесстрашием и отвагой.

Похожие диссертации на Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы