Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Аньшакова Вера Владимировна

Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе
<
Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аньшакова Вера Владимировна. Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 147 c. РГБ ОД, 61:01-13/215-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАШЮГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 18

1.1 Методологические аспекты экологической проблемы. 18

1.2 Эколого-ориентированный курс химии, как отражение современного этапа развития фундаментальной науки . 26

1.3 Этническая культура, как одна из составляющих экологического воспитания. 39

1.3.1. Комплекс социально-демографических, природных, национальных производственно- бытовых особенностей северного региона, как основа духовной и материальной культуры народа. 43

1.3.2 Состояние знаний студентов об экологических проблемах региона и о согласовании с ними этнической культуры. 61

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОМУ КУРСУ ОБШЕЙ ХИМИИ. 66

2.1. Научные основы экологического мышления. 66

2.1.1. Психолого - физиологический аспект природосообрлзного мышления и исследование его особенностей у представителей восточной культуры. 66

2.1.2. Содержательный аспект экологичного мышления. 76

2.2. Предмет эколого-ориентированного курса общей химии. 80

2.3. Обоснование отбора содержания и структуры курса. 84

2.4. Методика обучения эколого-ориентированному курсу общей химии. 92

2.5. Экспериментальное исследование эффективности эколого-ориентированного курса общей химии. 109

ВЫВОДЫ 120

БИБЛИОГРАФИЯ „ 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 133

Введение к работе

Завершающие XX столетие годы обещают быть временем глубоких и стремительных перемен, т.к. связаны с актуальной для каждого государства и каждого человека проблемой выживания. Ускоренные темпы роста потребления природных ресурсов, необратимые изменения экологических систем целых регионов - заставляет задуматься об отрицательных последствиях научно-технического прогресса, пагубности практики нерационального потребления, поставивших мир на фань катастрофы.

За всю историю человечества можно привести много примеров различных природных катастроф. Это землетрясения, засухи, наводнения, голод, эпидемии. Но все они качественно отличаются от ситуации, которая сложилась сейчас. Катастрофы, связанные с разрушением среды обитания осуществляются не природой, а самим человеком. Человечество стремится создать искусственную среду обитания, подвластную воле людей. Это все больше его (человечество) отделяет от природы, от естественных условий существования. Тогда как на ранних этапах своего развития люди сохраняли сное единство с природой, ощущали себя ее частью и всецело зависели от нее. Научно - технический прогресс породил индустриальное общество, в сознании людей утвердилась антропоцентрическая картина мира, согласно которой все в природе создано и существует для пользы человека. Но природа, несмотря на успехи науки и техники, остается неизведанной до конца и не поддается полному контролю. (50, 94, 156)

Практически все современные люди представляют научно -технический прогресс как неотъемлемую часть современного мира. Но весь экономический подъем связан с потерями. Например, за последние 40 лет человечество потеряло почти 1/5 плодородного почвенного слоя, столько же влажных тропических лесов и десятки тысяч различных

биологических видов. За этот же период содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 13%, что вызвало проблему "парникового эффекта" на планете. Защитный озоновый слой в стратосфере уменьшился в целом на 2%. Мертвые озера и погибающие леса, непредсказуемые последствия экосистем стали привычными последствиями индустриализации (157).

Исследования последних лет подтверждают ранние гипотезы о том, что жизнь в современном ее многообразии - это результат длительного, постоянно усложнявшегося взаимодействия живых организмов. Именно это взаимодействие за три с половиной миллиарда лет создало условия, которые сейчас необходимы для жизни. Используя математические модели Дж. Лавлок показал, как вследствие взаимодействия различных форм жизни было достигнуто оптимальное для нее соотношение газов в атмосфере; как организмы, поглотив содержавшиеся в атмосфере избыточные количества углекислого газа, осадив их в известняках и кораллах, стали регулировать температуру земной поверхности и нейтрализовали усиления солнечной радиации; как организмы предотвращали чрезмерное засоление вод Мирового океана. Сегодня совершенно очевидно, что в природе все взаимосвязано и исчезновение любого ее элемента может вызвать развал всей системы жизнеобеспечения (158).

Несовершенство современного мира нельзя считать неизбежностью. Необходимо преодолеть отчуждение людей от природы, восстановить стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Рассматривая пути совершенствования человека, нельзя не видеть, что оно происходит, прежде всего, через передачу необходимых качеств от одного к другому, от поколения к поколению посредством культуры и образования. Это значит, что новые требования, которые предъявляет современная цивилизация, могут быть реализованы через перемены в образовании. Это Еіашло отражение в Концепции Всеобщего

непрерывного экологического образования и воспитания в Республике Саха (Якутия). Экологическое образование является одним из средств преодоления экологического кризиса на основе повышения экологической культуры населения.

Вопросы экологического образования разрабатывают

представители разных областей знания. Психологические аспекты формирования экологического образования рассмотрены в исследованиях Н.Н.Вересова, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина и др. Внимание психологов направлено на исследование внутренних механизмов этого процесса.

В рамках социально-философского направления экологического образования проанализированы сущность экологической культуры, ее структура, место в системе общей культуры, прослежены основные пути ее развития (Д.С.Лихачев, Э.В. Гирусов, Н.Н.Моисеев, К.И.Шилин, С.Н.Глазачев и др.).

Однако, данную проблему исследуют в большей степени педагоги. Неоценимый вклад в научное осмысление проблемы экологического образования внесли А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Б.Г. Иоганзен и др. Должное внимание уделено методике формирования экологических знаний. Разработаны программы экологизированных курсов биологии, географии, физики, химии в средней школе (И.Т. Суравегина, И.С. Матрусов, Н.Н. Родзевич, А.Н. Захлебный, В.М. Назаренко, И.Н. Пономарева). Экологический материал введен в тексты современных учебников и учебных пособий по химии, разработаны задачи и задания с экологическим содержанием (В.М. Назаренко, Н.А. Фоминых, Л.А. Коробейникова). Также разработан экологизированный курс химии в вузе для нехимических специальностей университетов и методика обучения данного курса на основе системы задач, заданий и комплекта учебных карт путем поэтапного формирования умений и навыков (Е.В. Топина).

Совершенствуя экологическое образование, исследователи осуществляют подход с различных методологических позиций. Одни

6 обращают внимание на необходимость более глубокого познания

щ экологических закономерностей в условиях усиливающегося

антропогенного воздействия на природу и на основе этого на важность прогностической оценки экологических проблем. Научный интерес других направлен на более глубокое осмысление содержания понятийного аппарата экологии в связи с задачей экологизации всей науки. Третьи предлагают более пристально рассмотреть разработку ценностных аспектов экологизации. Четвертые фиксируют внимание на задаче формирования у человека понимания ценности красоты природы, ее

Щ целостности, гармонии. Однако, не следует забывать, что экологическая

проблема - это еще и проблема нравственная, и развитие духовной сферы человека является одним из важнейших условий формирования экологического сознания личности.

Несмотря на опыт, накопленный в экологическом образовании, экологическая культура (культура сердца, совести и чувств, лада и

"* единения с природой) учащихся и студентов остается на низком уровне.

Вернуться к природе в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенное с ней - это более трудная задача, чем разработка теоретических программ.

Г.Д.Гачев считает, что "на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и "окружающую среду", т.е. утилитарно -

Ы1 эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки -

как к объекту... Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект" (35).

Еще английский философ и историк Герберт Спенсер пророчески отметил, что величайшая цель образования - не знания, а действия, и переводил знания в сферу нравственности (132), что не нашло пока

отражения в создаваемых экологизированных курсах химии в высшей

школе. В экологическом образовании важно сформировать и освоить способы и навыки взаимодействия со средой. Основываться они должны

не только на знаниях конкретных наук, которые рассматривают природу как материал, т.е. как объект, но и на восприятии природы субъективно, что может дать знакомство с культурой.

Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности (83).

Он считает, что необходимо развивать научное направление, предметом которого является изучение становления и развития психических состояний, обеспечивающих сознание и ощущение себя частью природы, формирование установки на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие.

Элементы экологической культуры начинают формироваться у человека в структуре архаичного мировоззрения, они продиктованы необходимостью выживания, но по мере отчуждения человека от природы менялись и его представления о взаимоотношении с природой, сформировавшись в конечном итоге в виде концепции господства человека над природой.

Концепция покорения человеком природы пронизывала все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д. В экономических расчетах при планировании нового производства учитывается его прибыльность, рыночная конъюнктура, возможность удовлетворения спроса, иными словами, в центр внимания поставлен фактор полезности для человека; благополучие же мира природы вообще выносится за рамки анализа. В науке и образовании прослеживались те же закономерности. Химия, как одна из фундаментальных наук, не была исключением. В основании всей химической науки и химического образования до середины XX века лежала концепции господства человека над природой, познание сущности и содержания химической формы движения материи шло вне экологических представлений, без глубокого понимания отрицательных последствий химизации промышленности,

сельского хозяйства и быта. Человек ставит опыты, ищет объяснение их

Щ' результатам, но не считая при этом себя частью изучаемой природы. Такое

видение мира допускало неограниченную власть индивидуального разума. Теперь же начинают изучать природу изнутри, учитывая и наше присутствие во Вселенной, принимать во внимание наши чувства и эмоции, т.е., как уже было сказано, учитывая нравственный аспект проблемы, стремление человека к самосовершенствованию, реализации себя в творчестве. Человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой и понимает

0Л жизнь, как наивысшую ценность. Принципиальным является также

представление, что человек и природный мир друг без друга немыслимы. Такое представление является экоцентрическим. Согласно которому, Земля - единое целое, принадлежит нынешнему и будущим поколениям землян и в равной степени всем видам живой природы.

Для осуществления экоцентрического мировоззрения у будущего

поколения, недостаточно подготовить отдельных специалистов в области

окружающей среды, необходима специальная система экологического образования. Большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы: от философии и социологии до географии, химии и этики. Экоцентрическая направленность дисциплины - это не только

^ переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Основные

положения данного подхода заключены в необходимости уважать законы природы, стремиться не "победить" ее, а понять и приспособиться к ней в готовности реализовать новую модель природопользования. Человечество должно отказаться от представлений о человеке как "венце Вселенной".

Один из путей реализации экоцентрического подхода в курсе химии

^ - это создание экологоориентированного курса общей химии.

Особенностью экологоориетированного курса общей химии является целостный подход к проблеме, ибо химическое загрязнение и

исчезновение многих видов флоры и фауны, в принципе имеют единые истоки, Они кроются в мозаичное] и наших знаний, их фрагментарности.

С помощью экологоориептировапного курса фундаментальной науки, возможно, преодолеть фрагментарность знаний и отчуждение человека от природы, восстановить ощущение, что природа и человек имеют общую судьбу. Это приблизит человека к восприятию естественных ценностей, изменив образ мышления людей в структуре сложившихся потребностей. Достижение гармонии человека и природы, общества и окружающей среды может служить переходом на путь устойчивого развития общества. Смысл стратегии устойчивого развития не исходит из приоритетов сегодняшнего дня по сравнению с будущим, а уравнивает их, т.е. удовлетворение потребности нынешних поколений не за счет будущих поколений (3,10,73, 156).

Необходимо учесть, что среда и возникающие в ней отношения формируют тип мышления, уклад культуры, обычаи и т.п., объединяющие человека с обществом и природой и позволяющие считать его отдельным этносом, с присущим ему менталитетом (26, 48).

Категория "менталитет'" чаще всего трактуется как категория психологическая. Так, в публикациях, 20-30 - летней давности "менталитет" определяется как "качество ума, характеризующее индивида или класс индивидов", "образ мыслей, направление или характер размышлений". В более поздних публикациях содержание понятия "менталитет " существенно расширяется. Так, в недавно опубликованном в России "Словаре иностранных слов", "менталитет трактуется, как "склад ума, мироощущение", т.е. включаются элементы мировоззренческого характера, отражающие осознанное отношение человека или групп людей к естественным и общественным явлениям. В статье И.Г. Дубова "Феномен менталитета: психологический анализ", синтезированы наиболее существенные признаки менталитета, и автор приводит следующую характеристику данного понятия; "Менталитет как специфика

психологической жизни людей раскрынаетея через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других" (37).

Также существенное значение для понимания сущности менталитета имеют труды ученых - историков. Например, создателями Школы "Анналов", провозгласившей новый подход к пониманию роли и значения исторической науки, были Люсьен Февр и Марк Блок - крупнейшие французские историки нашего столетия. Школа "Анналов " возникла на рубеже 20-х и 30-х годов, утверждение ее научных позиций приходится на период после окончания Второй мировой войны. "Новая историческая наука", разрабатываемая в русле методологии Школы "Анналов", уже давно перестала быть явлением, характерным только для французской национальной исторической позиции. Ныне она представляет собой наиболее влиятельное направление в мировой историографии. Один из важнейших аспектов этого направления - история ментальностей. Главное и наиболее ценное в работах Л.Февра, М.Блока и других основателей Школы "Анналов" - обоснование возможностей человеческого сознания воспринимать и осваивать мир в тех пределах и ракурсах, которые даны ему культурой и эпохой, разработка вопросов о том "мыслительном инструментарии1', который в определенную эпоху находится в распоряжении человека и общества и исторически обусловлен, унаследован от предшествующего времени. Конечно же, социально -историческая генетика в ее собственно научном оформлении наука будущего. Но уже сейчас надо целенаправленно искать пути гармонизации глубинных оснований человеческого поведения, заложенных в культурных традициях и фундаментальной науки.

1!

В свое время Э. Шредингер предупреждал о существовании в мире тенденции "забывать, что все естественные науки связаны с общечеловеческой культурой и что научные открытия, даже кажущиеся в данный момент наиболее передовыми и доступными пониманию немногих избранных, все же бессмысленны вне своего культурного контекста" (148).

Качественное своеобразие исторически - конкретных этнических общностей фиксируется в культуре. Культура здесь понимается как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе общественных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к себе, к другим людям (13, 21, 38, 40, 60, 69, 86). Такие свойства культуры, как язык, традиции, особенности психического склада, хозяйственно - экономической деятельности несут в себе этническую функцию. Следует заметить, что в последнее время (с конца 70-х годов) за рубежом и в нашей стране, в исследованиях отмечается усиление роли этнического фактора в жизни общества (Сусоколов А.А., Нильсен Ф., Хэннэн М. и др.). Этнический фактор становится все более актуальным во всех сферах человеческих отношений. В конкретной географической среде традиционная культура является основным звеном в экологии человека.

В процессе адатации к данной местности путем проб и ошибок у каждой группы наряду с общечеловеческими, связанными с общими закономерностями развития, вырабатывались свои стереотипные навыки природопользования, формы мышления, поведения, и другие традиции (12, 122).

Комплексность подхода к экологической проблеме позволяет углубить понимание зависимости исторического процесса, особенностей его развития и влияния различных природных предпосылок. Поэтому необходимо выявить и исследовать связи, существующие между исторически сложившейся окружающей средой и фундаментальной наукой. Речь идет о гуманитарном содержании химии, которое связано с

развитием мышления, с формированием мировоззрения, воспитанием чувств проблемами экологии. То есть в естественно - научном плане фундаментальная наука позволит под несколько иным углом зрения рассматривать такие вопросы, как сущность жизни, условия ее возникновения, взаимодействия различных уровней и форм организации материи, вещественно - энергетический обмен между различными материальными системами. Тысячелетний опыт передачи культуры от поколения к поколению свидетельствует о том, что если знания имеют все основные признаки гуманитарного знания, т.е. являются человечески значимыми, то их понимание и последующее усвоение для подавляющего большинства облегчаются.

Принципиально важной особенностью содержания

фундаментальных наук на современном этапе является понимание единства двух культур: естественно - научной с ее акцентом на формально - логический, аналитический подход и гуманитарной с ее предпочтениями интуиции и внелогических подходов, Несмотря на специфику и различия двух культур, их сближение не только естественно, но и объективно закономерно.

Поэтому к построению экологоориентироваиного курса химии, как одного из фундаментальных курсов, необходимо подойти с учетом этнически сложившейся культуры, менталитета, т.к, такой курс раскроет прямые и опосредованные связи с человеком и обществом и будет рассмотрен в контексте общечеловеческой культуры.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью в современной концепции экологического образования делать ставку на гуманизацию естественно - научного знания, т. е. включенность человека в научную картину мира не столько в гносеологическом отношении, сколько в нравственно - этическом плане.

Объектом исследования служит процесс обучения курсу общей

*

химии студентов нехимических специальностей на современном этапе эволюционного развития фундаментальной химической науки.

Предметом исследования являются теоретические основы конструирования курса общей химии и методики его обучения для студентов нехимических специальностей высшей школы.

Цель исследования заключается в научном обосновании природосообразного подхода в структурировании и содержании курса общей химии и биоадекватной методики его преподавания.

Гипотеза исследования: Если курс общей химии рассмотреть как
отражение современного этапа эволюционной химии, воссоздающего путь
химического развития биосферы, и изучение данного курса осуществлять
по биоадекватной методике, которая основывается на

психофизиологических особенностях познания, то это приведет не только к более эффективному усвоению фундаментальной науки, но и развитию экологического мышления.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить причины несоответствия возрастающего объема экологической информации и по-прежнему низким уровнем экологического мышления студентов.

2.Проанализировать теоретические основы конструирования курса общей химии и с учетом анализа провести корректировку структуры и содержания курса на основе природосообразного подхода.

3.Изучить «экологические» традиции северного этноса, особенности менталитета для увязки традиций с фундаментальными знаниями общей химии.

4.Разработать биоадекватную методику обучения курса общей химии, основывающуюся на психофизиологических механизмах познания,

5.Провести педагогический эксперимент по обучению студентов на основе разработанного курса общей химии, оценить результаты и сделать выводы.

Методологическую основу исследования составили: на общефилософском уровне: диалектическое понимание эволюции и развития; принцип логического, исторического и эволюционного единства; закономерности развития человеческого сознания и деятельности; идеи гуманизации общества и образования.

На психолого-педагогическом уровне: психолого-педагогические концепции о творческом развитии интеллектуальных способностей человека; нейрофизиологический и психологический подход к описанию процессов сознания, закономерностей активизации познавательной деятельности человека, единства формирования, личности, сознания и деятельности; положения диалектики, раскрывающие единство теории и практики в обучении.

На частно-методическом уровне: методология науки химии; системно-структурный подход в обучении; методические основы формирования и развития логического и творческого мышления; концепция межпредметной интеграции знаний; личностно-ориентированныи подход в обучении.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования. Теоретические - анализ научной литературы по философии, экологии, химии, медицине, психологии, физиологии, географии, дидактике и методике, а также научно - популярной и художественной с целью определения экологических и этнических особенностей региона, отбора материала для экологоориентированного курса химии.

Эмпирические - наблюдение, методы психологической диагностики, преподавание, поисковый, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент с целью корректировки содержания, проверки эффективности использования созданного курса общей химии, С оциол оги чес кие - анкетирование, тестирование студентов, опросы, собеседование, изучение учебной документации, методы математической обработки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования,

Впервые курс общей химии рассматривается на основе природосообразного подхода, отражающего современный этап развития эволюционной химии.

Скорректирована структура предмета общей химии на основе природосообразного подхода, отражающего эволюционное возрастающее синусоидное развитие, а не линейное накопление логической информации.

Разработано и обосновано содержание экологоориентированного курса общей химии, которое определяет характер предъявляемой информации. Недостаточно ограничиваться уровнем логической бидисциплинарной науки, анализирующей экологические проблемы лишь в химическом аспекте, но необходимо сначала включать образно-чувственную информацию, затрагивающую эмоциональную сферу личности.

В основе методики обучения курса положен биоадекватный
синусоидный механизм восприятия информации, учитывающий
психофизиологические особенности мышления северного этноса.

Практическое значение работы заключается в том, что предлагаемые биоадекватные методы природособразного подхода в обучении курса общей химии дают возможность использовать их в практике преподавателя любого вуза. С этой целью подготовлена программа курса общей химии на основе природосообразного подхода, вошедшая в приложение к диссертационному исследованию.

Основные положения и результаты исследования апробированы в ходе учебного процесса на инженерно-техническом факультете Якутского госуниверситета им. М.К.Аммосова в течение 1996-2000 г.г., на республиканских научно - методических конференциях в Якутском государственном университете (декабрь 1996г., февраль 1997г, февраль 1999г.), на Международном симпозиуме "Химия и химическое образование АТР, 21 век" (Владивосток, октябрь, 1997г.), на Международной научной конференции "Студент и научно - технический прогресс" (Новосибирск, апрель 1999г.), на региональной научно -практической конференции "Интеграция науки и образования - основы экономики и стабильности общества в XXI веке" (Якутск, 2000г.), на методическом семинаре МПГУ (Москва, апрель 2000г.)

На защиту выносятся следующие положения:

На современном этапе развития фундаментальной химической науки структурирование курса общей химии должно отражать эволюцию химического развития биосферы.

Биоадекватная методика обучения экологоориентированному курсу общей химии должна основываться на первоначальном предъявлении образной информации в содержании курса, учитывающая правополушарныи тип мышления, а затем ее логический анализ.

*

Методологические аспекты экологической проблемы

Анализируя методологическую сущность экологической проблемы, можно заметить, что она включает все базовые компоненты культуры: человека и систему его отношений с окружающей средой, соотношение возможностей человека и его свободы, сиюминутные и непреходящие ценности.

Взаимосвязь человека и природы осознана человеком уже в глубокой древности. Более 4 тыс. лет назад в Месопотамии был создан кодекс Хаммураби о водопользовании. Миф Древней Греции об Антее повествует о непобедимости Антея до тех пор, пока он един с природой, прикасается к Земле. В русском былинном эпосе подчеркивается связь с природой, наделяются лучшими чертами, сравнениями с живой природой Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В народном эпосе, песнях и сказках природа занимала первое место (земля - матушка, лес - батюшка, водица - царица и т.д.). В якутской эпике описание страны Олонхо дается следующим образом: "Соединена с землей словно бы волосяной веревкой, поддержана с неба словно бы ниткой", т.е. человек живет циклами природы (39).

С XI века в правовом изложении Киевской Руси, а затем по указу ПетраІ предусматривались штраф и даже смертная казнь за порубку леса, и царь ввел первое законодательство об охране вод.

В древней Элладе, к законодательству, регулирующему водопользование, проявлял интерес Платон (107). В V веке до н.э. древнегреческий историк Герадот писал о жителях Персии: "В реку они не испускают мочи, не плюют, не моют в ней руки и никому другому этого делать не дозволяют, реки чтят они очень высоко.

Наиболее остро реагируют люди искусства на катастрофические последствия неразумной деятельности человека. Гениальный русский художник И. Левитан в одной из последних своих работ "Буря. Дождь". (1899г.) показал трагическое уничтожение природы надвигающимся научно-техническим прогрессом.

К чему привело увлечение идеей прогресса в наши дни можно видеть ежедневно. С одной стороны, небывалый в известной нам истории уровень развития техники. Техники выпускается очень много, она совершенствуется год от года, она окружает нас на каждом шагу. Однако, что же с другой стороны? Огромные масштабы загрязнения природы. Люди загрязнили все, что только можно: землю, воду, воздух и даже околоземное космическое пространство. Уничтожаются на наших глазах леса, реки, моря, исчезают целые виды растений и животных. Во многих районах, признанных зонами экологических бедствий, часто болеют и умирают люди, рождаются больные дети. Появилась реальная угроза существованию самой нашей планеты, если не от ядерного оружия, то от экологической катастрофы. А ведь все развитие цивилизации проходило на строго научной основе, по рекомендациям ведущих и авторитетнейших ученых, с просчитыванием всех возможных последствий, с выбором оптимальных вариантов и т.д. и т.п. Если проанализировать структуру современной промышленности, то можно заметить, что львиная доля добываемой энергии идет на производство машин, большая часть которых используется для изготовления других машин. То же самое можно сказать о полезных ископаемых. То есть в основном производство работает на производство. А человек? Он стал, по сути, рабом этих машин, он занимается тем, что нужно им для появления на свет, для поддержания их жизнедеятельности, для их модернизации и, наконец, утилизации. На заре развития техники предполагалось, что она освободит человека для духовной жизни, искусства, творчества, но сегодня мы видим совсем иное. Строя гигантские города, люди создают себе огромную массу проблем (транспорт, снабжение продовольствием, теплом, энергией и т.д.). Решение этих проблем порождает новые, в частности, резкое ухудшение окружающей среды. В результате все нарастающего темпа жизни в развитых странах четыре человека из пяти имеют отклонения психики, не говоря уже об огромном разнообразии болезней тела. Ускоренное, форсированное развитие ряда областей пауки ("определяющих процесс цивилизации"), курс на узкую специализацию людей привели к тому, что общий уровень образования существенно снизился. Плохо изучается история, вырождается философия. По сути, люди отказываются от прошлого ради скорейшего достижения прекрасного цивилизованного будущего. Общепризнанно, что лучшие из известных нам произведений были созданы в далеком прошлом.

Эколого-ориентированный курс химии, как отражение современного этапа развития фундаментальной науки

За всю историю человечества, как считает американский ученый Дж. Верк, можно выделить восемь основных этапов, которые изменили представления об окружающем мире, что находило свое отражение в системе господствующего мировоззрения в науке и культуре. Это:

Проникновение учения Аристотеля, в частности его логики, в Западную Европу в XII веке.

Открытие флорентийскими живописцами эпохи Возрождения принципов геометрии.

Открытие и распространение книгопечатания.

Открытия Коперника, Галилея и Ньютона, разрушившие общепринятые каноны и заложившие основы механистического мировоззрения.

Индустриальная революция XVII - XVIII вв. в Западной Европе. Становление медицинского знания и появление мед. статистики.

Возникновение и развитие эволюционных концепций биологии от Линнея до Дарвина.

Открытие электромагнитного поля и создание теории относительности, а также квантовой механики.

Значение каждого из этих событий оценивается как "день, когда Вселенная изменилась" (156).

В своей кии 1-е "Дені, когда Вселенная изменилась" Дж. Бсрк также пытается найти ответ па вопрос о сущности научного знания. Представляет знание как некое техническое средство, необходимое и полезное в одну историческую эпоху, но оказывается в лучшем случае музейным экспонатом -вдругую.

Если проследить исторические этапы развития химической науки, то начальным этапом развития данной науки можно считать установление общности атомизма, элементаризма. В результате этого этапа сформировано понятие химический элемент, которое стало обозначать то, из чего состоят простые и сложные вещества.

Понятие об элементах легло в основу трех стехиометрических законов химии, из которых вытекали понятия атомного веса, валентности, общей периодической зависимости свойств от атомного веса. В этот период Д.И. Менделеев, подводя итоги чтению Курса химии, сообщил: "Вся сущность теоретического учения в химии и лежит в отвлеченных понятиях об элементах... Главный интерес химии - в изучении основных качеств элементов... Химию в современном ее состоянии можно назвать учением об элементах". Это Менделеевское определение сохранило свою силу и сегодня. В определении четко видна грань с ядерной физикой -химия занимается элементами и их соединениями, а физика -превращениями элементов.

На втором этапе развития химической науки была установлена зависимость {состав"] свойства. :jh o положило начало экспериментальной химии (определение Д.И, Менделеева), Были осуществлены качественные химические превращения путем изменения элементарного состава химических соединений. А также решены причинно - следственные связи в зародившейся аналитической химии. Сырьевая база превратила химию из аналитической в синтетическую - это был новый этап в развитии химии,

Психолого - физиологический аспект природосообрлзного мышления и исследование его особенностей у представителей восточной культуры

Для того чтобы правильно формировать мышление, необходимо представлять себе его психолого - физиологические механизмы. Крупные достижения психологии в этой области связаны с открытием межполушарной асимметрии мозга, т.е. различных функций его двух полушарий. Открытие межполушарной функциональной асимметрии мозга было такой же революцией в физиологии и психологии, как деления атомного ядра в физике.

Спецификой "правополушарного" мышления многие авторы считают готовность к целостному "схватыванию" к одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира в целом со всеми составными его элементами. С "левополушарным" мышлением связывается, напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический, а не синтетический характер.

Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей.

Мозг функционирует как единое целое, объединяя оба способа организации контекста как взаимодополняющие компоненты мышления. Между тем в условиях нашей цивилизации все более доминирует однозначно понимаемый контекст. Достижения человечества закрепляются и передаются следующим поколениям прежде всего в слове. Сознание, выделяющее человека из животного мира и поднимающее его на высшую ступень интеллектуального и духовного развития, также тесно связано с речью. Отсюда едва ли не инстинктивное восприятие отношений между двумя стратегиями мышления как иерархических, при которых образное мышление занимает второстепенное и подчиненное место. Но такое восприятие ошибочно. Если организация однозначного контекста необходима для взаимопонимания между людьми, анализа и закрепления знания, то организация многозначного контекста столь же необходима для целостного постижения и проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Между тем именно такое постижение лежит в основе любого творчества. Тогда как школа и в дальнейшем технический вуз усматривают одну из главных своих задач в развитии и тренировке логического мышления, то все усилия педагогов часто оказываются направленными на стимуляцию "левополушарных" возможностей. По наблюдениям П.Тульвисте и В.Аршавского у взрослых представителей восточных культур, по тем или иным причинам не получивших школьного образования, "левополушарный" стиль мышления, способность к анализу и выявлению однозначных связей развиты значительно меньше, чем у тех, кто учился в школе. Исходные способности к этому стилю мышления существуют у всех, но без постоянной тренировки и стимуляции они не достигают большого развития. В условиях же западной цивилизации, где доминирует формально - логический анализ, дети еще до школы постоянно сталкиваются с проявлениями "левополушарного" стиля мышления, что постепенно подготавливает их к требованиям школы.

Похожие диссертации на Природосообразный подход в обучении курса общей химии в высшей школе