Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования : на материале занятий музыкой Смирнов, Александр Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов, Александр Владимирович. Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования : на материале занятий музыкой : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Смирнов Александр Владимирович; [Место защиты: Краснодарский государственный университет культуры и искусств].- Краснодар, 2012.- 448 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-13/110

Введение к работе

Актуальность исследования. Отечественная образовательная система на современном этапе своего развития, преодолевая недостатки старой школы, главный из которых – «обезличенность», активно реформируется в связи с идеями демократизации и гуманизации образования, повышения его качества, сохранения и умножения культурных ценностей, воспитания нового свободного человека с нравственно-гуманистическим мировоззрением. Это нашло отражение в важных государственных документах – «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг.», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция модернизации российского образования за период до 2010 г.», «Концепция художественного образования в Российской Федерации – 2001 г.» и др.

Истощение культурного слоя и утрата ценностных основ заставляют общество обращаться в сферу, где должны формироваться созидательные силы – именно современная школа призвана быть «гарантом от духовного одичания современников» [В.А. Караковский], приобретая статус главного социального института не только национальной, но и общечеловеческой культуры. В связи с этим актуальной проблемой современного музыкального образования становится необходимость оптимального развития профессионально-личностного потенциала учащегося, без чего немыслимо становление подлинного деятеля музыкально-исполнительского искусства, создателя художественно-значимой интерпретации авторского произведения. Теоретической основой для решения данной проблемы выступают: «Я – концепция» личности [Р. Бёрнс, И.С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерс] и положение о тезаурусе исполнителя [Я.И. Мильштейн]. В нашей трактовке понятие «углубление профессионально-личностного потенциала учащегося» включает в себя расширение сознания учащегося, обогащение его тезауруса, развитие самостоятельности мышления, и, как итог, – обретение компетентности и независимости в профессиональных действиях, устойчивости в ценностных ориентирах, творческой свободы и способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Приоритетной целевой установкой модернизации содержания фундаментального художественного образования применительно к новым условиям становится разработка инновационных принципов и технологий системы непрерывного многоуровневого образования, «создание комплексной системы развития человеческого личностного ресурса средствами профессионального непрерывного образования» [А.Е. Александров, В.И. Лисов, А.С. Потапов]. Методологические аспекты непрерывного образования разрабатываются в контексте: концептуальных идей философии [Б.С. Гершунский, В.А. Разумный, Я.С. Турбовской и др.] и отечественной педагогики [В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.М. Полонский и др.]; теоретических и дидактических основ педагогического процесса [Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.И. Логвинов и др.]; основных направлений зарубежных исследований в образовании [Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова, А.К. Савина и др.]; теории воспитания [Л.В. Алиева, Н.Н. Никитина, Н.Л. Селиванова и др.]; психологии личности [А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.].

Но до сих пор остаётся недостаточно изученной область современного непрерывного художественного образования, что ставит нас перед фактом отсутствия теоретического обоснования стратегии и тактики обучения юного музыканта в данной образовательной среде. Между тем, в системе непрерывного художественного образования созданы необходимые условия для проведения широкомасштабной опытно-экспериментальной работы в поиске новых форм взаимодействия разных по возрасту и способностям учащихся с преподавателем и друг с другом. Открывается новый ракурс содержания музыкально-педагогического образования как сферы субъект-объектных и межсубъектных отношений. Особая задача педагога как организатора учебно-воспитательного процесса – создание, с опорой на педагогический потенциал искусства, психологически благоприятной среды, где организована творческая жизнь каждого обучающегося, активно поддерживается мотивация к обучению, а результаты затраченных усилий проявляются в совместной музыкально-исполнительской деятельности – творческой самореализации учащихся. Решение вышеобозначенных задач связано с необходимостью изучения свойств музыки с её способностью создавать «полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами» [Л.И. Уколова], оказывающими мощное формирующее и воспитательное воздействие на человека. Данной теме посвящены исследования известных музыкантов и учёных – Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, З. Кодая, К. Орфа и др. Мы подходим к решению проблем потенциала педагогически организованной музыкальной среды путём создания детско-юношеского учебно-творческого коллектива на основе занятий с музыкально-исполнительским классом в системе непрерывного довузовского художественного образования (школа-колледж).

Коллектив состоит из учащихся сектора дополнительного художественного образования общеобразовательной школы (1–9 классы) и студентов музыкального колледжа, и в контексте нашего исследования предстаёт как новая социально-педагогическая общность, основанная на принципах творческого взаимодействия между «ценностным объектом познания – музыкой и постигающим её коллективным субъектом (преподавателем и учащимися)» [А.И. Щербакова]. Организация детско-юношеского коллектива потребовала разработки концепции профессиональной деятельности педагога-музыканта, инициирующей процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования. Непрерывное художественное образование, основополагающим принципом которого является преемственность звеньев его системы, выступает как актуальный способ образовательной деятельности с целевой ориентацией на целостное развитие личности, «поступательное обогащение её творческого потенциала» [Е.Ю. Трацевская] и интеллекта, самореализацию в профессиональной сфере. Авторская концепция базируется на фундаментальных исследованиях в области музыкальной педагогики, в которых ставятся проблемы необходимости обновления подходов к содержанию образования и разработки технологий профессиональной деятельности педагога-музыканта [Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, А.П. Стогорский, Г.М. Цыпин и др.]. Концепция имеет ряд принципиальных отличий от применяемых во всех звеньях системы музыкального образования России (от школы до ВУЗа) с использованием единственной индивидуальной формы обучения в музыкально-исполнительском классе. В поисках наиболее совершенных механизмов, стимулирующих процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося, не отказываясь от применения вышеобозначенной формы, мы обращаемся также к групповым и коллективно-массовым формам, как особо действенным и оптимальным для решения важных педагогических задач профессионального обучения и воспитания юного музыканта.

В музыкальном классе в разных формах педагогического общения педагога и учащихся, при котором отвергается возможность бездумного перенимания образцов исполнения музыкальных произведений, в процессе сольного и коллективного музицирования ведётся глубокое совместное изучение исполнительских проблем, поставленных руководителем-педагогом, и творческий поиск путей их решения. Для этой цели используются методические материалы по другим музыкально-исполнительским специальностям и видам искусства (вокальное драматическое, изобразительное и т.д.), а также универсальные методы, синтезированные в опыте корифеев как общей, так и музыкальной педагогики. Педагог, внимательно наблюдая за взаимодействием учащихся, исследует особенности их развития и, отказавшись от педагогических догм, гибко следует движению этого развития. Вырабатывая необходимые методы своей деятельности, он вводит их ненавязчиво, органично, так, чтобы учащиеся, во-первых, чувствовали полную свободу в выборе средств обучения, и, во-вторых, по праву осознавали своё соавторство, сопричастность творчеству педагога, испытывали потребность в совместной творческой деятельности.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что сегодня наметились противоречия между:

потребностями общества в оптимальной реализации задач музыкально-профессионального образования детей, направленного на принятие подрастающим поколением сформированных обществом общечеловеческих ценностей, – и отсутствием теоретического обоснования стратегии и тактики обучения юного музыканта с целеполаганием углубления его профессионально-личностного потенциала в условиях развивающегося непрерывного образования;

высокой теоретической разработанностью проблем современной музыкальной педагогики, определяющих особенности начального дополнительного и среднего профессионального музыкального образования, – и недостаточной разработанностью проблем воспитания и образования учащихся музыкально-исполнительских классов с учётом особенностей непрерывного образования;

разработанностью технологий музыкально-профессионального образования, направленных на решение задач обеспечения достаточного уровня профессионального и личностного развития учащихся, – и неразработанностью инструментария, позволяющего структурировать данные технологии в контексте решения учебно-творческих задач в условиях музыкально-исполнительского класса, состоящего из обучающихся различных возрастных категорий в системе непрерывного образования.

Актуальность исследования, обусловленная совокупностью противоречий, позволила сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске теоретико-методологических оснований, способов построения и условий реализации концепции профессиональной деятельности педагога-музыканта, инициирующей процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования.

Объект исследования – процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте профессионального обучения музыке в системе непрерывного довузовского художественного образования.

Предмет исследования – педагогические условия, необходимые для формирования и развития потенциала личности учащегося в процессе профессионального обучения музыке в контексте непрерывного образования.

Гипотеза исследования основана на следующем предположении:

Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования будет развиваться динамично, если:

основой содержания музыкального образования в рамках допрофессиональной подготовки школьников и профессионального обучения студентов станет масштабная и многомерная учебно-творческая деятельность детско-юношеского учебно-творческого коллектива на базе музыкально-исполнительского класса, с учётом этапов обучения и направления профессионального самоопределения учащихся;

деятельность детско-юношеского коллектива как оптимальной социально-педагогической целостности, обеспечивающей творческое взаимодействие педагога и учащихся, будет направлена на усиление мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию, будет базироваться на теоретико-методологических основаниях фундаментального содержания профессионального художественного образования, с целеполаганием его модернизации применительно к условиям развивающегося непрерывного образования;

содержание образовательного процесса будет расширено введением материалов, связанных с разными видами искусства, и методов универсального характера, основные компоненты которых сформированы в опыте известных деятелей общей и музыкальной педагогики и направлены на обогащение тезауруса учащегося, реализацию технологии личностно-ориентированного образования и воспитания активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности;

будут созданы педагогические условия для овладения наиболее эффективными способами и методами применения механизмов влияния на процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося;

профессиональная деятельность педагога-музыканта будет интерпретироваться как совместное учебно-педагогическое творчество коллективного субъекта (педагога и учащихся), направленное на освоение музыки как ценностного объекта;

психолого-педагогическая основа концепции профессиональной деятельности педагога-музыканта будет строиться на исследовании и анализе многогранного диалектичного процесса личностного и профессионального развития учащихся;

содержание учебно-воспитательного процесса будет базироваться на разработанной технологии, основу которой составляют личностно-ориентированные и ценностно-обусловленные подходы к каждому обучающемуся в отдельности и коллективу в целом, с применением в музыкально-исполнительском классе разнообразных форм обучения, включая индивидуальную, мелкогрупповую и коллективную;

внедрение авторской педагогической концепции в систему непрерывного образования будет осуществляться с помощью разработанной многофункциональной разноуровневой авторской программы деятельности учебно-творческого коллектива, учитывающей различие музыкальных способностей и профессиональной исполнительской подготовки учащихся;

допрофессиональное музыкальное и среднее профессиональное образование будут находиться в состоянии активного взаимодействия, которое может быть реализовано через нормативное и учебно-творческое сотрудничество в рамках профессиональной подготовки учащихся-музыкантов в условиях непрерывного образования.

Цель исследования: проанализировать процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования на материале занятий музыкой; дать научное обоснование, разработать и экспериментально проверить концепцию профессиональной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного образования, инициирующей этот процесс.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность, содержание и особенности дифференциации обучения как педагогической основы для профессионального совершенствования юного музыканта в условиях непрерывного образования. Создать теоретико-методологическое обоснование концепции профессиональной деятельности педагога-музыканта, инициирующей процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося на основе анализа становления и развития его ценностной парадигмы с позиции традиционных и современных подходов к проблемам музыкально-профессионального обучения.

  2. Создать психолого-педагогическое обоснование концепции профессиональной деятельности педагога-музыканта, опытно-экспериментальным путём выявив рациональные педагогические способы углубления профессионально-личностного потенциала учащихся, оптимальную возрастную дифференциацию, этапы допрофессионального и профессионального обучения музыке. Определить педагогические условия учебно-творческой деятельности детско-юношеского коллектива на основе занятий с музыкально-исполнительским классом в системе непрерывного образования.

  3. Теоретически обосновать вариант музыкального образования (сущность, структура, содержание и функции) в контексте непрерывного образования; выявить уровни профессионального самоопределения учащихся.

  4. Разработать и апробировать содержание, формы и методы профессиональной деятельности педагога-музыканта. Создать оптимальную технологию обучения с использованием: материалов, связанных с другими видами искусства; универсальных методов, синтезированных в опыте корифеев общей и музыкальной педагогики; разнообразных форм обучения в музыкально-исполнительском классе, включая мелкогрупповую и коллективную. Разработать многофункциональную разноуровневую авторскую программу деятельности учебно-творческого коллектива в системе непрерывного образования.

  5. Экспериментально апробировать основные положения концепции профессиональной деятельности педагога-музыканта, обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сформулировать научно обоснованные практические рекомендации по организации детско-юношеского учебно-творческого коллектива как основы профессиональной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования.

Методологической основой исследования являются: философские работы, освещающие проблемы педагогики искусства и художественного творчества, выявляющие феномен ценности [Аристотель, М.С. Каган, Б. Кроче, Платон, Г.К. Пондопуло и др.]; историко-педагогические исследования, анализирующие пути развития музыкального образования [О.А. Апраксина, Е.А. Бодина, С.Л. Гинзбург, В.Г. Кузнецов и др.]; работы, освещающие вопросы развития современной школы [Б.С. Гершунский, А.М. Цырульников, В.А. Караковский и др.]; отечественные исследования по проблемам непрерывного образования [Т.Ю. Ломакина, А.М. Новиков, Г.М. Романцев и др.]; исследования зарубежных образовательных систем [А.К. Савина, О.И. Салимова, И.А. Тагунова и др.]; фундаментальные проблемы воспитания и развития личности [Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.]; теоретические положения педагогики музыкального образования о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности музыкального воспитания и музыкального образования [Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая и др.]; труды по теории музыкального образования [Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.]; проблемы развития творческой индивидуальности, сотворчества педагога и учащегося в музыкальном образовании [Е.А. Бодина, В.Г. Ражников и др.]; проблемы личностного и профессионального становления музыканта-исполнителя и педагога [Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Е.В. Николаева и др.]; работы, раскрывающие сущность музыкального искусства и деятельности [Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Я.И. Мильштейн и др.]; фундаментальные научно-методические проблемы музыкально-исполнительского творчества [Х. Беккер, А.А. Борисяк, Л.С. Гинзбург, В.П. Гутор, К.Ю. Давыдов, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Пятигорский, А.П. Стогорский и др.].

Методы исследования. В процессе исследовательской работы были использованы комплексы методов трёх уровней:

теоретического – изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, стандартов, программ музыкального образования, контент-анализ биографических источников, моделирование, структурно-функциональный анализ, интерпретация;

эмпирического – пролонгированное наблюдение за воспитанием ребёнка в семейных условиях, педагогический эксперимент (констатирующий, преобразующий, естественный, лабораторный), анкетирование, беседа, тестирование, интервьюирование, опрос, праксиметрические методы, обобщение собственного педагогического опыта, метод экспертных оценок;

статистического – количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Этапы исследования

Первый этап (1971–1994 гг.) – теоретико-поисковый, в процессе которого происходили сбор информации, определение проблемы исследования и изучение её в научной литературе. Разрабатывались варианты инструментария для определения особенностей стратегии и тактики обучения музыке в сфере дополнительного образования. Формулировалась рабочая гипотеза, совершенствовалась технология профессиональной деятельности педагога-музыканта, направленной на оптимизацию процесса обучения и процесса углубления профессионально-личностного потенциала учащегося.

На втором этапе (1994–2007 гг.) опытно-экспериментальном – были обобщены результаты исследовательской работы по изучению условий и особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта на основе музыкально-исполнительского класса сначала в контексте дополнительного, а затем (с 2003 г.) – непрерывного довузовского художественного образования. Отрабатывался понятийный аппарат исследования, была уточнена и сформулирована авторская концепция профессиональной деятельности педагога-музыканта, инициирующей процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося. Разработаны и апробированы многофункциональная разноуровневая авторская программа деятельности учебно-творческого коллектива в системе непрерывного образования, методика диагностики и основные критерии, определяющие уровень профессионального и личностного развития учащихся.

Третий этап (2007–2012 гг.) теоретико-обобщающий – включал анализ исследования опытно-экспериментальной деятельности детско-юношеского учебно-творческого коллектива на основе музыкально-исполнительского класса в системе непрерывного образования. Осуществлялись систематизация и интерпретация результатов теоретического исследования и экспериментальной работы, отрабатывался методологический инструментарий исследования, систематизировались методы внедрения коллектива в систему непрерывного образования. Производилась заключительная оценка данных экспериментальной работы, были сформулированы выводы и завершено литературное оформление текста диссертации.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования стали ГОУ «Учебно-воспитательный комплекс № 1841 “Галина Вишневская”» и ГБОУ СПО «Колледж музыкально-театрального искусства № 61». Концептуальные позиции работы, теоретико-методологические основы исследования обсуждались на кафедре истории и теории музыки ГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет» и кафедре эстетического воспитания ФБГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова».

Научная новизна исследования:

  1. В соответствии с социокультурными реалиями сегодняшнего дня и обозримой перспективой разработаны имеющие методологическое значение личностно-ориентированный и ценностно-обусловленный подходы к профессиональному обучению музыке, которые легли в основу опытно-экспериментальной педагогической деятельности, направленной на создание педагогических условий для профессионально-личностного становления учащегося.

  2. Выявлены и аргументированы педагогические условия деятельности детско-юношеского учебно-творческого коллектива на основе занятий с музыкально-исполнительским классом как системообразующей основы образовательного процесса, обеспечивающей формы его преемственности на всех уровнях и ступенях непрерывного образования. Педагогические условия сформировались на базе комплекса новаций в профессиональной деятельности педагога-музыканта:

инновационный подход к репертуарной политике, основанный на принципах разноуровневого репертуарного планирования, систематичности и последовательности в подходе к изучению технических пьес педагогического репертуара, экспресс-обучения музыканта-исполнителя;

использование авторских методов сублимации характерологических свойств учащегося в процессе музыкально-исполнительского творчества и коррекции эмоционального состояния ученика во время непрерывного исполнительского процесса;

использование в учебно-воспитательном процессе инновационных форм обучения: видоизменённая традиционная форма индивидуального урока, модернизированная и значительно дополненная форма – занятие с подгруппой, формы коллективно-публичного обучения – мастер-класс и концерт музыкально-исполнительского класса, представленные в новой авторской трактовке, новая форма обучения, объединяющая и обобщающая все вышеназванные формы, – творческий семинар музыкально-исполнительского класса;

многофункциональная разноуровневая авторская программа деятельности учебно-творческого коллектива в системе непрерывного образования, обеспечивающая многоаспектное педагогическое взаимодействие и предполагающая разделение контингента учащихся на две группы («А» и «Б») в задачах и содержании обучения, а также в репертуарном планировании в соответствии с их успеваемостью;

включение в программу основ методики обучения игре на инструменте для всех учащихся (школьников и студентов), элементов педагогической деятельности (для старших школьников и студентов), а также камерного музицирования (для старших школьников);

развитие у учащихся мотивации к научно-исследовательской деятельности в области истории музыкально-исполнительского искусства, накопление ими практического опыта по самостоятельному редактированию и созданию собственных исполнительских интерпретаций произведений педагогического репертуара.

  1. Установлено, что в русле стратегии с задействованием потенциала детско-юношеского коллектива реализуется специфическая модель профессионального музыкально-образовательного направления, с одной стороны, соответствующая целевым установкам специального музыкального образования, с другой — обладающая рядом объективных свойств, основанных на взаимозависимом значении профессионального и личностного развития учащегося.

  2. Разработана концепция профессиональной деятельности педагога-музыканта, инициирующей процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования. Концепция предусматривает расширение содержания обучения путём введения в учебный процесс материалов из разных видов искусства, а также отказ от общепринятого узконаправленного индивидуального обучения в музыкально-исполнительском классе и широкомасштабное применение групповых и коллективных форм как наиболее перспективных для решения современных образовательных задач профессионального и личностно-развивающего характера (в сочетании с индивидуальной формой обучения).

  3. Разработана и внедрена в практику профессионального музыкального образования система субъектно-объектных и межсубъектных отношений в учебно-творческом коллективе, базирующихся на идее единого целеполагания учащихся, педагога и родителей в деле освоения ценностного объекта – музыки, взаимообогащении личностного потенциала участников музыкально-образовательного процесса. Система предпол

  1. Сформулирована и разработана авторская трактовка детско-юношеского учебно-творческого коллектива на основе занятий с музыкально-исполнительским классом в контексте непрерывного образования как универсального компонента и оптимальной формы многофункциональной

научно-теоретической и экспериментально-практической профессиональной деятельности педагога-музыканта в любом направлении педагогического поиска, проверки инновационных идей, их практической апробации и доказательства.

Теоретическая значимость исследования:

  1. Предложена новая парадигма профессионального музыкального образования, построенная на взаимообучении членов детско-юношеского коллектива и способствующая углублению профессионально-личностного потенциала обучающегося и экспресс-обучению юных музыкантов.

  2. Сформированы множественные и многомерные субъект-субъектные отношения в детско-юношеском учебно-творческом коллективе, доказана их эффективность.

  3. Теоретически обоснована и разработана система раннего формирования и развития профессиональной компетентности учащихся младших классов как будущих музыкантов-исполнителей и педагогов.

  4. Разработанная теоретическая концепция профессиональной деятельности педагога-музыканта, инициирующей процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования, обеспечивает:

экологию учебно-воспитательного процесса за счёт регуляции внутренних педагогических резервов ученического коллектива;

экологию профессиональной деятельности, педагогически осмысленной с позиции лонгитюдного саморазвития и взаимообучения каждого участника класса, включая не только учащихся, но и педагогов, концертмейстера, родителей;

экологию сознания будущих музыкантов, продуктивность их личностного и профессионального саморазвития.

  1. На основе занятий с музыкально-исполнительским классом в контексте непрерывного образования обоснована эффективность организации детско-юношеского учебно-творческого коллектива как ценностного субъекта педагогической деятельности, который определён как объединение учащихся разных возрастных категорий, обусловленное единой целью и общими задачами профессионального образования. Сформулированы педагогические условия создания коллектива.

  2. Разработана технология внедрения детско-юношеского коллектива в профессиональную деятельность педагога-музыканта в системе непрерывного образования на основе расширения содержания учебного процесса путём введения материалов из разных видов искусства, а также применения современных принципов, инновационных форм и эффективных методов обучения универсального характера, сформированных в опыте известных деятелей разных направлений общей и музыкально-педагогической науки.

Практическая значимость исследования:

  1. Созданы научно-методические и учебно-методические разработки, которые могут быть использованы в практике образовательного процесса дополнительного художественно-эстетического, среднего профессионального и высшего образования, а также самообразования.

  2. Создана экспериментальная многофункциональная разноуровневая авторская программа деятельности учебно-творческого коллектива в системе непрерывного образования. Программа является первым опытом в данной области и рассчитана на внедрение в систему непрерывного довузовского художественного образования с учётом всех многообразных её составляющих.

  3. Разработаны и научно обоснованы методические рекомендации по реализации форм организации учебно-творческого процесса в системе непрерывного образования.

  4. Разработано научно-методическое обеспечение деятельности музыкально-исполнительского класса на основе авторской программы и методики работы с детско-юношеским коллективом, состоящим из учащихся разных возрастных категорий в масштабах непрерывного образования. Материалы исследования также могут быть использованы в процессе вузовской подготовки педагогов-музыкантов и в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

  5. Определены особенности функционирования учебно-творческого коллектива, обусловленные задачами реализации избранной музыкально-образовательной стратегии: объединение функций субъектов коллектива в контексте решения задач музыкального образования, «наращивание» воспитательной функции, обогащение потенциала личности учащегося потенциалом функций искусства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:

рассмотрением и теоретическим обоснованием широкого спектра фундаментальных трудов и научных концепций по исследованной проблеме;

адекватностью концептуальных положений и выводов диссертации, основанных на положениях современной педагогической науки, и их подтверждением в опытно-экспериментальной работе;

проверкой выдвинутых теоретических положений и разработанной концепции профессиональной деятельности педагога-музыканта в системе непрерывного образования на протяжении девяти лет.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования проводились: в процессе семинарской работы методического кабинета Главного управления культуры г. Москвы и Московской области, Московского института открытого образования; на научно-практических межвузовских и Международных конференциях Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», Международной академии наук Сан-Марино, Международной академии информатизации в консультативном статусе ООН; на мастер-классах, проводимых в рамках конкурсов юных исполнителей – «Юные таланты Московии», «Шедевры II-го тысячелетия», «Новые имена Подмосковья», а также Международных фестивалей: «Дети и музыка» и «Еврооркестр» в Москве, «Eurounionorchestries» в Польше, «Internationell Musikfestival» в Швеции, «Русское искусство» в Монако, Франции и Италии, «Музыка без границ» в Финляндии и Германии; концертов и мастер-классов на Мальте. Результаты исследования отражены в научных и методических работах автора, а также в профессиональных достижениях солистов музыкально-исполнительского класса, концертного ансамбля солистов-виолончелистов «VIVAT CELLO!», камерного оркестра ГОУ «Учебно-воспитательный комплекс № 1841 “Галина Вишневская”» и камерно-симфонического оркестра «INTRADA» ГБОУ СПО «Колледж музыкально-театрального искусства № 61».

На защиту выносится концепция профессиональной деятельности педагога-музыканта, инициирующей процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося, в контексте непрерывного образования. Основные положения концепции:

  1. Детско-юношеский учебно-творческий коллектив на основе музыкально-исполнительского класса в системе непрерывного образования является универсальным компонентом профессиональной деятельности педагога-музыканта независимо от его профиля, так как представляет собой оптимальную форму научно-теоретической и экспериментально-практической деятельности в любой области педагогического поиска, проверки инновационных идей, их практической апробации и доказательства. Музыкально-исполнительский класс динамичное образование, предполагающее варьирование содержания, принципов, методов и форм учебно-воспитательной деятельности.

  2. Система непрерывного образования в силу личностно-ориентированного систематического характера и вариативности профессионально-образовательных моделей является оптимальной с точки зрения организации учебно-творческой деятельности детско-юношеского коллектива и масштабной реализации его педагогического потенциала. Более того, непрерывное образование предполагает не только обучение в одном или нескольких учебных заведениях от поступления до выпуска, но и даёт ориентацию на последующее систематическое самообразование, моделирующее данную систему в её индивидуально-личностном варианте.

  3. При сохранении традиционной классно-урочной системы музыкально-исполнительский класс – объединение учащихся разных возрастных категорий, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе профессионального обучения музыке в системе непрерывного образования, предполагает перекрестную работу с ним преподавателя, самостоятельную учебно-воспитательную и творческую деятельность внутри класса.

  4. Обязательным условием эффективности работы музыкально-исполнительского класса является многоаспектное педагогическое взаимодействие педагога и учащихся, учащихся внутри коллектива, педагога и родителей. Педагогические условия непрерывного образования позволяют объединить все звенья педагогического процесса в единую взаимосвязанную систему и обеспечить её эффективное функционирование.

  5. Деятельность детско-юношеского коллектива учащихся в масштабе непрерывного образования будет только тогда успешна, когда объединение этого коллектива происходит на основе общечеловеческих ценностей, художественно-объединяющих идей, совместного творчества. С этой точки зрения художественно-творческая деятельность представляет собой оптимальное поле совместной деятельности, где искусство выступает ценностным объектом освоения, личностных устремлений, жизненного и профессионального целеполагания.

  6. Углубление профессионально-личностного потенциала каждого субъекта детско-юношеского коллектива достигается с помощью введения в учебный процесс материалов, связанных с другими видами искусства, а также использования традиционных и инновационных форм обучения (индивидуальной, мелкогрупповой, и коллективной) в их целесообразном сочетании, и, кроме того, применения эффективных методов универсального характера, сформированных в опыте корифеев общей и музыкальной педагогики, включая ведущих педагогов-музыкантов других специальностей.

  7. Профессиональная деятельность педагога-музыканта в масштабах непрерывного образования будет эффективной при следующих условиях:

инновационном, проблемно-поисковом и динамичном характере профессиональной деятельности;

опоре на детско-юношеский коллектив, состоящий из учащихся разных возрастных категорий, создании для него как поля совместной жизнедеятельности на основе исполнительского творчества, так и педагогических условий, необходимых для поддержания мотивации к постоянному росту профессионально-личностного потенциала каждого субъекта коллектива;

организации широкомасштабной и многомерной творческой деятельности музыкального класса в контексте непрерывного образования;

обеспечении динамичного образования, при котором выпускник учебного заведения будет способен к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности и самообразованию.

  1. Система непрерывного образования заключается не только в линейной последовательности необходимых образовательных звеньев, но и во взаимосвязанной деятельности всех участников образовательного процесса, включая педагога, концертмейстера, учащихся, коллег-преподавателей, родителей. Реализация этих многомерных взаимосвязей обеспечивает в итоге востребованный сегодня уровень профессионального образования, его эффективность и перспективный характер.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографии, содержащей использованные в процессе работы научные источники, 23 таблиц и приложений, отражающих ход опытно-экспериментальной работы.

Похожие диссертации на Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования : на материале занятий музыкой