Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Попова Светлана Викторовна

Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях
<
Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Светлана Викторовна. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 133 c. РГБ ОД, 61:98-13/306-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВЛНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ПОДРОСТКОВ 10-58

I. 1. Психолого — педагогические аспекты формирования кругозора как компонента структуры личности 10 — 31

I. 2. Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их влияние на формирование музыкального кругозора 32 — 58

ГЛАВА II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ 59-101

1. Методика формирования музыкального кругозора на уроке и во внеурочных формах работы 59 — 80

2. Результаты и анализ опытно — экспериментальной работы по формированию музыкального кругозора подростков 81 — 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102-104

БИБЛИОГРАФИЯ 105-118

ПРИЛОЖЕНИЕ 119-133

Введение к работе

Современная школа как компонент современного социума стоит на пороге нового этапа развития. Этот этап предполагает новую парадигму образования, в центре которой - формирование человека высокой культуры, способного ответственно относиться к природе, людям, к себе самому, к собственной деятельности.

Решение такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в том числе широкого кругозора.

Развитие кругозора - важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.

Необходимость формирования кругозора акцентируется в Проекте основных направлений реформы общеобразовательной школы, в целом ряде методических и научно-исследовательских работ. Так, И.В. Бестужев-Лада в монографии "Мир нашего завтра" среди актуальных задач школы выделяет следующую: "Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, поскольку представления о жизни передавались из поколения в поколение почти без изменения, раз и навсегда, а теперь очень актуально"(24). Действительно, своевременность и необходимость подготовки школьников с разносторонним кругозором - веление современной эпохи.

Однако формирование кругозора подростков как личностного качества - серьезная научная проблема и, надо признать, проблема далеко не разработанная. В научной психолого-педагогической литературе еще не сложилось четкое определение данного феномена в целом и его компонентов, не установлены оценочные критерии, не ясен "механизм" его воздействия на личностные качества. Тем не менее термин "кругозор" довольно широко используется учеными. Наибольшее распространение в психологической литературе термин получил в работах М.К. Акимовой (5), Б.Г. Ананьева (9), А.А. Бодалева (26), В.В. Давыдова (47), 1/i.C. Кона (66), А. К. Марковой (83) и др.

В педагогической литературе - в работах И.В. Бестужева-Лада (24), В.Б. Вондаревского (27), Г.А. Бордовского (28), Н.Б. Крыловой (72), И.Я. Лернера (79), А.Е. Марона (84), М.Н. Скаткина (113), Г.И. Щукиной (153) и др.

Фигурирует понятие кругозора и в музыкально - педагогической, методической литературе, в частности у таких авторов, какЭ.Б. Аб-дуллин (2), Ю.Б. Алиев (8), Л.Г. Арчажникова (14), О.А. Апраксина (13), Т. Вендрова (33), А.С. Валенков (31), Д.Б. Кабалевкий (60), М.С. Красильникова (68), В. В. Медушевский (87), Л. В. Школяр (150) и др.

Но в работах данных ученых обращение к проблеме кругозора носит эпизодический характер, а системный анализ проблемы формирования музыкального кругозора отсутствует. Только в диссертационном исследовании Г.И. Егоровой (51) имеется относительно развернутый анализ этой проблемы, но применительно к реализации гуманитарной концепции химического образования.

- Б Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом развития музыкального кругозора подростков обусловили выбор темы настоящего исследования "Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях". Последнее своей целью имеет создание теоретической и методической модели формирования музыкального кругозора подростков во взаимосвязи урочной и внеурочной форм работы и разработку соответствующей методики.

Объектом исследования является структура музыкального кругозора подростков и его роль в общем музыкальном образовании.

Предмет исследования - процесс формирования музыкального кругозора подростков на уроках музыки и во внеурочное время.

Задачи исследования.

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, методическую и музыковедческую литературу по проблемам музыкального образования подростков.

2. С теоретических позиций рассмотреть сущность, структуру музыкального кругозора личности и выявить характеризующие признаки, компоненты, присущие кругозору подростков.

3. Разработать методику, направленную на формирование музыкального кругозора подростков.

4. Экспериментально проверить модель целенаправленного формирования музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях.

Исходная гипотеза исследования. Формирование музыкального кругозора подростков будет протекать успешно если:

- в содержании музыкальных занятий будут гармонично представ - е лены все пласты музыкальной культуры ( классика,фольклор и народная музыка, духовная (церковная) музыка, современная музыка и т.д.);

- будут найдены нетрадиционные формы приобщения школьников к искусству, для активизации интереса и потребности в дальнейшем самообразовании подростков;

- определены педагогические средства и условия, способствующие индивидуальному развитию каждого школьника.

Методологической основой исследования является: теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Зльконина, интонационная теория Б.В. Асафьева, теория двойственности музыкальной формы В.В. Ме душевского, концепция полихудохественного развития школьников Б. П. Юсова, концепция музыкального восприятия Е. Назайкинского, концепции массового эстетического воспитания Д.Б. Кабалевского, Б.М, Неменского и Л.М. Предтеченской.

Методы исследования. Анализ философской, психолого - педагогической литературы по теме исследования; тестирование, анкетирование и опрос учащихся и учителей; анализ творческих работ учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит:

1. В обосновании дидактического статуса кругозора, как индивидуально - личностного образования, формирующегося на широкой базе системы знаний и интересов и потребностей, и его роли в музыкальном образовании.

2. В разработке теоретических основ понятия "музыкальный кругозор" (выявлению компонентов, функционального значения, дифференциации уровней его развития}.

3. В разработке и апробации методики, направленной на формирование музыкального кругозора, включающей обоснование принципов от - 7 бора содержания, форм, средств музыкального образования, в соответствии со структурными компонентами данного качества личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по формированию кругозора, служат повышению качества и эффективности обучения музыке и могут быть использованы учителями и методистами при организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа, при чтении лекции в курсе "Методика музыкального воспитания" в педагогических училищах и институтах, на курсах повышения квалификации учителей.

Исследование проводилось поэтапно.

I этап - (1990-1992 г.г.) - носил поисковый характер. Работа была преимущественно сосредоточена на изучении философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, на научно-педагогическом анализе учебного материала по музыке, имеющего отношение к формированию кругозора подростков. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, наметить его задачи и пути их разрешения. Параллельно шла частичная разработка элементов методической системы.

На П-м этапе - (1992 - 1994 г.г.) - проводилась практическая коррекция намеченной методической системы, анализ, систематизация и обобщение полученных данных с целью дальнейшего совершенствования и обогащения комплекса средств по формированию кругозора.

На 111-м этапе - (1994 - 1996 г.г.) - продолжалась экспериментальная работа в школах: теоретические наработки были введены в лекционные курсы "Методика музыкального воспитания в школе" и "Музыкальную педагогику" в Красноярском педагогическом колледже N 1; анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, осу - 8 ществлялась проверка гипотезы исследования, систематизация результатов эксперимента и его обобщение.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись как на информативном, так и на практическом уровнях. Практическое внедрение и проверка предложенной методической системы осуществлены в школах N 101, 74, 14 г.Красноярска, в Красноярском педагогическом колледже N 1. Разными методами в опытно - экспериментальной работе было охвачено более 400 школьников, учителей и студентов.

Через ежегодные, с 1994 - 1997 г.г., выступления на семинарах для учителей музыки г. Красноярска; выступления на ежегодной Международной научно - практической конференции "Педагогика развития" (1995, 1996 год), на Всероссийской конференции "Новые образовательные технологии в средних специальных учебных заведениях" в г. Красноярске (1997 г.); внедрение методических приемов, через изучение предметов "Методика музыкального воспитания в школе" и "Музыкальная педагогика" в Красноярском педагогическом колледже N 1.

Под руководством автора работы подготовлены рефераты студентов в курсе "Методика музыкального воспитания в школе" по проблемам, связанным с диссертационным исследованием.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходным методологическим подходом к решению избранной проблемы, соответствием системы методов поставленным задачам, соот-несением количественного и качественного анализа результатов исследования, длительностью педагогического эксперимента.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Обоснование использования понятия "музыкальный кругозор" и его функциональное значение в образовании.

- 9 2. Определение компонентов музыкального кругозора: музыкального знания, музыкальных интересов и потребности в самообразовании.

3. Методика формирования кругозора, включающая необходимый отбор принципов, форм, средств обучения на основе отбора содержательно - информативного, исторического, регионального материала.

4. Содержание внеклассных форм обучения "Музыкальной гостиной" и диспут - клуба "Мое мнение". 

Психолого — педагогические аспекты формирования кругозора как компонента структуры личности

Согласно системно-структурному подходу, изучение кругозора, как педагогического явления, предполагает знание состава его элементов, их взаимосвязи. Историко-логический подход позволяет рассматривать понятие "кругозор" как историческую категорию, имеющую свой объективный процесс развития. Личностно-деятельностный подход предполагает изучение понятия "кругозор" как индивидуально личностного образования, формирование которого происходит на основе сочетания различных видов познавательной деятельности.

Проблема формирования кругозора относится к числу остродискуссионных и малоисследованных проблем, как в философском, так и в психолого - педагогическом плане.

Обращаясь к раскрытию кругозора как качества личности, начнем с уяснения самого слова. В словаре В.И. Даля имеются две его интерпретации: 1) Кругозор - пространство, окидываемое взором, горизонт; 2.Кругозор - объем, широта интересов, знаний (48). Во втором значении представлено слово "кругозор" в словарях Д.Н. Ушакова, СИ. Ожегова, Ю.С. Сорокина и др. Близкий вариант - объем познаний, интересов, представлений - в словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньева .

Наиболее полным, с нашей точки зрения, является следующее определение: "Система познаний и интересов личности образует его кругозор, который формируется на широкой базе информационного знания (его показателем служит тезаурус личности, активно действующий понятийный запас)" (72, с.14). Близкое ему определение из словаря "Семейное воспитание": "Кругозор ребенка реальный объем его знаний, интересов, определяющий развитие направленности его личности, творческих возможностей и способностей", также взят нами за основу (111).

Выбранные нами интерпретации рассматриваемого понятия привлекают тем, что в них намечена структура кругозора, а так же тем, что кругозор характеризуется как личностный показатель человека. В то же время, на наш взгляд, данные определения требуют дополнения и уточнения.

Словообразовательный словарь русского языка дает пояснение икруг-о-зори, сложное слово, имеющее родственные однокоренные слова: зреть, зримый, зрелище, зрительный, взирать, воззрение, мировозрение, взор, обозреть, обзор (125). Его синонимом является слово эрудиция - (от лат. erudltio, - ученность, просвещенность) глубокие познания в какой-либо области знания или во многих областях, начитанность; образованность - разносторонние знания, влияющие на высокую степень культуры (125). Русско - латинские, русско - греческие словари не дают переводного значения данного слова. Сопоставление данных синонимов приводит к мысли, что человек, обладающий широким кругозором - это человек образованный, эрудированный, обладающий своим мировидением, миропониманием..В узком смысле, понятие "кругозор" выражает круг значений: взирать, обозревать кругом, проводить обзор, познавать мир, что является необходимой ступенью определенного мировидения, миропознания. Расширяя свой внутренний мир, кругозор, ученик одновременно проникает и во внешний, познает его, учится ориентироваться в нем.

Психологические особенности учащихся подросткового возраста и их влияние на формирование музыкального кругозора

Проблема формирования музыкального кругозора относится к числу малоизученных вопросов и носит в педагогической практике эпизодический характер. Системный анализ проблемы формирования музыкального кругозора, его критерии оценки отсутствуют. Тем не менее очень часто учеными, музыковедами, методистами используется этот термин.

На основании огромного педагогического опыта В.Н. Шацкая ясно и полно определила цели массового музыкального воспитания. Так, ещё в 1947 году в статье "Воспитание музыкального вкуса" она отмечала: "Массовое музыкальное воспитание, являясь одним из звеньев воспитания, должно внести свою долю в формирование мировоззрения школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь" (143, с.29). О значении музыки в процессе формирования кругозора отмечала Н.Г. Борисова: "Родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру" (29, 0.39).

О влиянии слушания музыки на кругозор указывает О.А. Апраксина: "Слушание (восприятие) музыки, без которого фактически не может осуществляться никакая музыкальная деятельность благодаря многообразию доступных детям произведений (жанров, стилей) особенно эффективно способствует расширению музыкального кругозора, воспитанию музыкального вкуса" (13, с.27, 29).

Л.Б. Бартенева говоря о музыкальной грамотности школьников отмечала: "... прослеживая особенности развития музыкальной ткани, учащиеся внимательней вслушиваются и сознательней оценивают содержание произведения, что, естественно, расширяет и делает более прочным их музыкальный кругозор" (21, с.78).

Анализ методической литературы позволил сделать вывод, что на формирование музыкального кругозора влияют практически все виды деятельности- Так М. Блинова отмечает, что "слуховое развитие учащихся открывает им возможность полноценного восприятия музыкальных произведений, которое обогащает их этически и эстетически, расширяет их кругозор и открывает новые пути к познанию окружающей действительности" (25, с.22).

И. Кевишас находит связь хорового пения и музыкального кругозора; "Разучивание песни с одновременным ее анализом будет способствовать формированию у детей навыка музыкального восприятия, расширению их общего музыкального кругозора" (63, с.49). Это же подтверждает В.К. Тевлина: "В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы, которые необходимы для эстетического развития человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересованного и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы..." (120, с.33).

Но не смотря на частое употребление термина "музыкальный кругозор" только у А.С. Валенкова, мы встретили, структуру данного понятия, охватывающую как минимум три позиции:

а) умение ориентироваться в исторической ценности и значимости музыкальной культуры различных эпох и народов;

б) представление о содержании того или иного музыкального произведения, его жанре, форме и средствах музыкальной выразительности;

в) устойчивое тяготение к познаниям в области музыкального искусства и постоянное их расширение и углубление. Иначе говоря, музыкальный кругозор - это комплекс широких представлений в области музыкальной культуры, воспитанных, целенаправленных представлений о подлинной красоте музыкального искусства, непрестанное формирование музыкального вкуса" (31, с.36). На наш взгляд, это - далеко не исчерпывающая характеристика.

Методика формирования музыкального кругозора на уроке и во внеурочных формах работы

На основе теоретического рассмотрения проблемы кругозора, изложенной в предыдущей главе, нами разработана методика формирования кругозора, охватывающая отбор учебного материала, формы, методы, средства обучения и условия оперирования этим материалом в процессе поэтапного развития.

Методы и методические приемы поставлены нами в прямую зависимость от содержания изучаемого музыкального материала, а также средств формирования музыкального кругозора. Последовательность использования этих методов выстроена поэтапно.

Традиционно в музыкальной педагогике начальной юколы считалось, что учебно - воспитательный процесс необходимо строить на принципах общедидактических, где такие методы как объяснительно -иллюстративный являлся ведущим не только на занятиях математикой, но и музыкой. Современный подход, исходя из социокультурной ситуации, ставит другую проблему: как можно раньше давать азы теоретического, абстрактного мышления. Эта проблема прослеживается в работах Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова и др. А новое направление в музыкальной педагогике связано с разработкой принципов художественной дидактики, что не зачеркивает эти общедидактические принципы, но свойственны для области музыкального искусства. Поэтому в отборе учебного материала мы следуем общедидактическим принципам обучения, разработанным в общей педагогике и принципам художественной дидактики.

Под принципами понимаем исходные положения, лежащие в основе отбора материала, форм и методов направленных на формирование кругозора. К таким относятся принцип научности, системности, доступности» связи музыки с жизнью. Принципы педагогики искусства, вытекающие из интонационно-образной природы, разработанных Д. Б. Кабалевским и нашедшего свое развитие в идеях последователей ученого Т. Вендровой, Л. Горюновой, Е.Д. Критской, М.С. Красильниковой, Л.В. Школяр принципы художественности, ассоциативности, импровизаци-онности, принцип "концентрической спирали" Г.П. Сергеевой.

Выделены и собственные принципы:

а) принцип активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

б) непрерывного формирования кругозора;

в) принцип взаимодействия между подростками, педагогом и уча щимися, в основе которого лежат сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

В методике учитывается, что при формировании музыкального кругозора, как одного из компонентов становления личности, главным является обучающий результат. Организуя познавательную деятельность надо избирательно, дифференцировано подходить к каждому ученику, который выступает не только как объект, но и субъект обучения, так как подросток не просто усваивает знания, умения в процессе формирования кругозора, но и адаптирует, избирательно реагирует, с учетом накопленного личного опыта и уровня психического развития.

От учителя музыки, его собственного кругозора, методической грамотности зависит эффективность результата обучения. В целом методику по формированию музыкального кругозора можно представить в виде схемы N 1 (стр. 61).

Похожие диссертации на Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях