Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Золотухина Рита Мидхатовна

Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов
<
Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Золотухина Рита Мидхатовна. Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Омск, 2006 155 с. РГБ ОД, 61:07-13/418

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы развития графических представлений

1.1. Специфика развития графических представлений в процессе восприятия предметов на занятиях по рисунку 12

1.2. Взаимодействие графических представлений и специальных умений в процессе рисования 26

1.3. Критерии оценки сформированности графических представлений в учебном рисунке 46

Глава II. Развитие графических представлений студентов на начальном этапе обучения рисунку

2.1. Констатация исходного уровня графических представлений у студентов на занятиях по рисунку 61

2.2. Методико-теоретические принципы развития графических представлений у студентов на занятиях по рисунку 71

2.3. Динамика развития графических представлений у студентов на занятиях по рисунку (формирующий эксперимент) 93

Заключение 116

Список использованной литературы 118

Приложение 135

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства, владеющих эффективными методами развития творческих способностей учащихся средних общеобразовательных и художественных школ.

В системе подготовки учителей изобразительного искусства ведущее место занимает академический рисунок, от уровня преподавания которого в значительной степени зависит не только степень сформированное знаний, умений и навыков, но и готовность выпускника как к самостоятельной творческой деятельности, так и к работе по развитию творческих способностей учащихся.

Необходимость сочетания в обучении изобразительному искусству научных основ и усвоения практических навыков и творческого развития подчеркивали художники и педагоги: Г. В. Беда, Д. Н. Кардовский, И. Е. Репин, П. П. Чистяков, В. С. Щербаков и другие.

В методике обучения рисунку огромное значение имеет опыт педагогической и творческой деятельности таких выдающихся художников и педагогов, как П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Е. А. Кибрик, В. А. Фаворский, К. Ф. Юон, считавших составной частью развития замысла гибкость композиционного мышления и специальных умений. Представляют интерес мысли, высказывания о роли композиции в творческой работе ученых-методистов и теоретиков искусства М. В. Алпатова, Б. Виппера, Н. Н. Волкова, Н. Г. Козлова, В, С. Кузина, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шо-рохова.

С позиции рассматриваемой нами проблемы несомненный интерес представляют мысли об учебном рисунке выдающихся художников: П. Я. Павлино-ва, Н. Э. Радлова, В. А. Фаворского, К. Ф. Юона, а также ученых-методистов, внесших значительный вклад в развитие художественной педагогики:

А. О. Барща, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, А. И. Иконникова, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Б. Г. Смирнова, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова.

Психологические аспекты рассматриваемой проблемы исследуются в фундаментальных работах выдающихся физиологов и психологов: Б. Г, Ананьева,

Р. Арнхейма, П. П. Блонского, Н. 10. Вергилеса, Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, Р. Грегори, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, В. И. Ки-реснко, В. С. Кузина, А. Н. Леонтьева, Г. И. Лернера, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, И. П. Павлова, И. Рока, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сеченова, А. А. Смирнова, С. Д. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе.

Отдельные вопросы по исследуемой нами проблеме освещены в диссертационных исследованиях по высшей школе В. В. Бооса, В. А. Гаврил-ко, Н.И. Ищук, А.Я. Козлякова, В.К. Лебедко, Н.Г. Назаровой, В.Е. Нестеренко, Ю. И. Найда, Б. Е. Оспанова, Р. А. Сафиулина, Л. К. Сырова, Е. Л. Толстых.

Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком исследовал В. К. Лебедко. Им установлено, что эффективным средством развития пространственных представлений являются целевые установки на решение конкретных задач, рисование с натуры, по памяти, воображению, организация процесса осязания [107].

Изучению особенностей формирования представлений и отчасти воображения в процессе обучения учащихся в школе различным дисциплинам посвящены исследования Г. А. Владимирского, Л. М. Государского, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. И. Липкиной, Е. А. Мальцевой, А. 3. Редько, М. Н. Ушаковой и других. В этих исследованиях подчеркивается важность развития представлений как способности обучающихся активно воспринимать и мыслить, анализировать и синтезировать чувственные впечатления, овладевать всей совокупностью знаний о предметах. Особо подчеркивается тесная связь наглядности с установкой учителя, направляющей внимание на выделение тех черт предмета или группы предметов, которые должны быть обобщены.

Однако недостаточно изученными остаются научно-теоретические основы развития графических представлений будущих учителей изобразительного искусства, играющих огромную роль в творческой и педагогической деятельности. Требует дополнительных исследований методика развития графических представлений студентов художественно-графического факультета, в которой необходимо последовательно и системно апробировать теоретические принципы процесса развития графических представлений, а также закрепить в практической педагогической деятельности основные его закономерности на основе целенаправленного восприятия, формирования художественного замысла, освоения новых знаний, умений и навыков рисования.

Графическое представление - это умозрительное построение в сознании художника целостной модели будущего рисунка, являющегося результатом эстетической оценки, художественного обобщения, выделения существенных признаков в объекте, владения изобразительными и выразительными средствами и материалами рисунка.

Анализ научных трудов по теории и методике преподавания изобразительного искусства свидетельствует о том, что проблема развития графических представлений студентов на занятиях по рисунку, служащая гарантией развития творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в школе, не исследована, не разработаны и условия, методы развития графических представлений на занятиях по рисунку. В результате сложилось противоречие между необходимостью органичного соединения целенаправленного восприятия по формированию представления об изображаемой модели, ее графического представления в материале и отсутствием научно обоснованных методов развития графических представлений у будущих учителей изобразительного искусства. Данное противоречие обусловило актуальность темы исследования, вызвало необходимость исследования и разработки условий и методики эффективного развития графических представлений у студентов на занятиях по рисунку как основы творческой и педагогической деятельности, что составило проблему нашего исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методики развития графических представлений у студентов на занятиях по рисунку на начальном этапе обучения.

Объект исследования - процесс обучения академическому рисунку студентов педагогических вузов.

Предметом исследования является методика обучения последовательному развитию графических представлений студентов педагогических вузов на начальном этапе обучения рисунку.

Гипотеза исследования: эффективность развития графических представлений студентов на начальном этапе обучения рисунку заметно повысится, если:

- последовательно формируется замысел - представление изображе
ния, включающий в себя возможные способы его воплощения в конкретном
материале;

обеспечена система заданий, нацеленная на развитие графических представлений;

педагогические установки стимулируют ассоциативность и целенаправленность восприятия.

Задачи исследования:

выявить психолого-педагогические особенности развития графических представлений у студентов на начальном этапе обучения рисунку;

раскрыть понятие «графическое представление» и выявить взаимодействие между графическими представлениями и специальными знаниями, умениями и навыками студентов;

обосновать критерии оценки сформированное графических представлений у студентов на занятиях по рисунку;

- экспериментально проверить эффективность методико-теоретических
принципов развития графических представлений студентов на занятиях по
рисунку;

- выявить динамику развития графических представлений студентов на
занятиях по рисунку.

Методологической основой работы явились фундаментальные исследования в области философии - теории познания и теории отражения, эстетических аспектов проблемы представления и становления художественного образа (М. В. Алпатов, И. С. Болотина, Ю. Б. Борев, И. Ф. Волков, Б. Виппер, Г. В. Ельшевская, А. Я. Зись, М. С. Каган, И. Кант, С. Г. Капланова,

B. С. Раппопорт, С. Л. Рубинштейн, И. Г. Сапего);

- психологические особенности формирования восприятия, представле
ния, воображения, памяти, мышления, деятельности (Б. Г. Ананьев, И. А. Берн-
штейн, Дж. Брунер, Н. Ю. Вергилес, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, П. Я. Галь
перин, Р. Грегори, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Е. И. Игнать
ев, В.И.Киреенко, Н.ІіЛанге, А.А.Леонтьев, И.ЯЛернер, Б.Ф.Ломов,

А. Р. Лурия, О. И. Никифорова, Т. Рибо, И. Рок, А. А. Смирнов,

C. Д. Смирнов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Якобсон);

- педагогические теории деятельности Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского,

A. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна;

- методические концепции обучения изобразительному искусству
(Г. В. Беда, Н, Н, Волков, Л. А, Ивахнова, А. И. Иконников, В. В. Корешков,

B. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцев,
Е. В. Шорохов).

Для достижения цели были применены следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методи
ческой, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и продуктивной дея
тельностью студентов на занятиях по рисунку;

-анализ учебных и учебно-творческих рисунков студентов;

- педагогический эксперимент и обработка полученных данных с по
следующим обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.

8 Этапы исследования.

Исследование проводилось в 2000-2006 гг. на базе факультета художественного образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г.Чернышевского.

На первом этапе (2000-2002 гг.) проводилось изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, разрабатывался научный аппарат исследования.

На втором этапе (2003-2004 гг.) уточнено понятие «графическое представление». Для реализации поставленной в исследовании цели определялись психолого-педагогические условия и методы, способствующие развитию графических представлений у студентов на занятиях по рисунку. Проводился констатирующий эксперимент по выявлению степени сформированно-сти графических представлений, проверялась гипотеза, были определены задачи исследования.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) теоретически обобщались полученные результаты, в соответствии с теорией разрабатывалась система учебных заданий и упражнений, способствующих развитию графических представлений. Проводился формирующий эксперимент, формулировались теоретические и практические выводы, подтверждающие гипотезу исследования; осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.

Научная новизна исследования:

определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию графических представлений у студентов на занятиях по рисунку;

установлена зависимость между процессом развития графических представлений студентов на занятиях по рисунку и формированием умений и навыков рисования;

подтверждено, что развитие графических представлений осуществляется наиболее эффективно в процессе формирования замысла изображения;

определены критерии оценки сформированное графических представлений студентов в академическом рисунке, учитывающие конкретные показатели сформированных умений и навыков рисования;

выявлена динамика развития графических представлений на занятиях по рисунку.

Теоретическая ценность исследования:

определены методические аспекты психологических особенностей формирования представлений изобразительной деятельности;

разработаны и научно обоснованы теоретическая и методическая модели взаимодействия целенаправленного восприятия, графических представлений и специальных знаний, умений и навыков рисования.

Практическая значимость исследования:

разработана методика развития графических представлений у студентов педагогических вузов на занятиях по рисунку, включающая развитие целенаправленного восприятия, формирование замысла изображения с последовательным развитием и формированием изобразительных знаний, умений и навыков рисования;

результаты исследования внедрены в практику проведения занятий по академическому рисунку Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета; Казахского государственного национального педагогического университета имени Лбая, Агинского педагогического колледжа, Читинского педагогического колледжа, в областные курсы повышения квалификации преподавателей детских художественных школ, школ искусств, организованные ГУК «ОМиИАЦК» (Областной методический и информационно-аналитический центр культуры Читинской области);

- материалы исследования могут использоваться при составлении
учебных программ, методических пособий, методических рекомендаций по
академическому рисунку.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования и научных выводов обеспечены исходными методологическими пози-

10 циями, положительными результатами показателей эффективности предлагаемых педагогических условий, приемов и методов развития графических представлений на занятиях по рисунку, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику. Апробация и внедрение результатов исследования:

материалы исследования обсуждались на международных, региональных, межвузовских научно-практических конференциях России, КНР (Чита - 2002, 2003, 2004, 2006 гг., Хайлар (КНР) - 2004 г., Омск - 2003, 2005), сообщались на научно-практических конференциях Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. II. Г. Чернышевского, Хулунбуирского института, Омского государственного педагогического университета;

результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета художественного образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, Казахского государственного национального педагогического университета имени Абая, Агинского педагогического колледжа, Читинского педагогического колледжа, в областные курсы повышения квалификации преподавателей детских художественных школ, школ искусств, организованные ГУК «ОМиИАЦК» Читинской области;

основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, опубликованных в международных, региональных и межвузовских сборниках научных трудов.

На защиту выносятся следующие положения:

научно-методическое обоснование психолого-педагогических основ развития графических представлений в процессе восприятия предметов на занятиях по рисунку;

научное обоснование принципов взаимодействия графических представлений и формирования умений и навыков рисования;

критерии оценки степени сформированное^ графических представлений на занятиях по рисунку;

педагогические условия развития графических представлений студентов на начальном этапе обучения рисунку;

методика развития графических представлений студентов на занятиях по академическому рисунку, направленная на активизацию творческой деятельности.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Специфика развития графических представлений в процессе восприятия предметов на занятиях по рисунку

Рассматривая проблему развития графических представлений, необходимо, прежде всего, проанализировать психологические закономерности их формирования и развития, определить взаимосвязь с теорией и практикой рисунка, сформулировать понятие «графическое представление» и выявить его специфику.

Вопросы формирования представлений исследуются рядом наук: философией, психологией, физиологией, педагогикой, методикой преподавания изобразительного искусства.

В философии представление рассматривается как свойство сознания и сводится к чувственным и рациональным формам познания. Важным условием познания является адекватность отражения образов в сознании, что предполагает диалектическую связь субъекта с объектом [6; 61; 213; 214].

В философии познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, природы и общества, человека, а также свойств человеческого сознания, сути самого познавательного процесса. Познание - это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Процесс познания совершается последовательно от живого созерцания к абстрактному мышлению, постепенному переходу от единичных и отдельных знаний о предмете к обобщенному знанию о нем - представлению [104, с. 103]. Представление - чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. В представлении у человека закрепляется и сохраняется то, что объективно становится его достоянием благодаря практике. Представление -необходимый элемент познания, так как оно связывает значение и смысл понятий с образами вещей и в то же время дает возможность сознанию свободно оперировать чувственно-наглядными образами предметов.

Таким образом, представление в философии понимается как свойство сознания отражать обобщенный образ предмета, формирующийся на основе чувственного и рационального познания объективной действительности.

В психологической науке представление понимается как наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта, данных ощущений и восприятий путем его воспроизведения в памяти или в воображении. Поскольку представления возникают в отсутствии относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов [27, с. 406]. Сказанное означает, что представление - это психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов. Продуктом представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. От образа-представления следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного оперирования им при решении различного рода задач [137].

В психологии установлено, что ощущения являются основой познания и предшествуют формированию восприятия и представления. Представления включают в себя ощущения всех модальностей и возникают на основе ассоциации всех ощущений: зрительных, слуховых, двигательных. Б. Г. Ананьев, исследуя проблему представлений в советской психологии, пишет, что «еще И. М. Сеченов показал, что представление не является простым следом оди 14 ночного ощущения, единичного чувственного импульса, идущего от воздействующего на органы чувств внешнего предмета. И. М. Сеченов поставил вопрос о рефлекторных источниках представлений и о природе представлений. Благодаря павловской физиологии высшей нервной деятельности становится возможным изучение материального субстрата представлений как обобщенных предметных образов объективной действительности» [7, с. 66].

Синтез ощущений формирует восприятие, которое, с точки зрения А. Р. Лурии, не является простым суммированием отдельных ощущений, «ассоциацией» отдельных признаков. Объединение, синтез - превращает изолированные ощущения в целостное восприятие [115]. В психологии выявлено, что переход от ощущения к осмысленному восприятию есть качественный новый переход к новому, обобщенному знанию - представлению. Познавательная природа представлений заключается во внутренних связях с ощущением, из которого он возникает, и с мышлением, в которое оно переходит. Данное обстоятельство подтверждает, что только на основе познания в процессе целенаправленного восприятия в сознании художника формируется представление о предмете и представление об его изображении.

Констатация исходного уровня графических представлений у студентов на занятиях по рисунку

Анализ психолого-педагогических особенностей обучения рисунку студентов первых курсов, специфики развития графических представлений позволил установить, что развитие графических представлений основывается на развитии целенаправленного восприятия и специальных умений рисования, на знании закономерностей композиционной организации, перспективного изображения, теории теней и усвоении выразительных возможностей изобразительных средств и материалов рисунка.

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась в 2003-2004 гг. в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете со студентами первого курса факультета художественного образования. Участвовали 50 человек (2 группы).

В процессе проведения констатирующего этапа исследования решались следующие задачи:

- выявить степень образования представлений о модели;

- определить степень соотнесенности графического представления и графических действий;

- установить степень соответствия умений и навыков рисования сформированным представлениям.

Необходимо было выяснить, насколько целенаправленно у студентов организовано наблюдение по выявлению основных формообразующих признаков предметов. Контрольные срезы были проведены в конце первого семестра, когда студенты уже постигли определенные основы рисования, и в конце второго семестра, когда студенты завершают рисование натюрморта и переходят к более сложным заданиям. Первый контрольный срез. Студентам первого курса художественного факультета было предложено нарисовать несложную постановку, состоящую из белой гипсовой розетки, темного керамического чайника на фоне серой драпировки. Освещение искусственное, боковое. Материал-бумага, карандаш.

Рисование натюрморта занимает особое место в системе художественного образования и эстетического воспитания студентов на начальном этапе обучения. Оно направлено на постижение свойств и качеств предметов в процессе чувственного и рационального познания, способствует переходу от единичных и отдельных знаний о предмете к обобщенному графическому представлению о нем. Графическое представление как субъективный образ натюрморта возникает в сознании студента как результат образного, осмысленного, художественно-эстетического и обобщенного восприятия натуры, заключает в себе представление о материале, технику его исполнения.

В методическом плане на контрольном срезе важно было выявить, насколько у студентов сформированы образы представлений, насколько они владеют умениями реализовать это представление в рисунке.

Задачи экспериментального исследования:

1) выявить степень сформированное представления о натюрморте в целом;

2) определить степень сформированное графического представления и его соотнесенность с графическим материалом;

3) выявить степень соответствия умений и навыков рисования с графическим представлением.

Обоснованные критерии оценки степени сформированное графических представлений в учебном рисунке позволили достаточно объективно определить исходный уровень развития графических представлений студентов на занятиях по рисунку при рисовании с натуры и осуществить поиск эффективной методики развития графических представлений студентов первого курса.

Методико-теоретические принципы развития графических представлений у студентов на занятиях по рисунку

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, утверждая, что вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, опирается на него.

В работах В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эль-конина, Л. В. Занкова и других имеется точка зрения, что обучение способствует развитию при определенных условиях: при правильной организации усвоения теоретических знаний и освоения способов деятельности, стимулировании и управлении активностью обучающихся. Средством развития личности выступает содержание образования, оно включает в себя знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности, эмоциональный опыт.

В педагогике выделяются общие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, продуктивно-исследовательский, эвристический и метод проблемного изложения, которые используются и при обучении рисованию. Разнообразие методов, выступающих в одном случае как многократное повторение, воспроизведение, закрепление, в другом - как организация поисковой деятельности, направленных на овладение рациональными приемами и способами действия, новым содержанием знаний, в целом выступает важ 72 нейшим условием комплексного и разностороннего развития личности студентов и их графических представлений в процессе рисования.

На начальном этапе обучения рисунку развитие графических представлений студентов должно быть направленным процессом. Успешное развитие графических представлений возможно на основе целостной системы рациональной организации познавательной и практической графической деятельности студентов на занятиях по рисунку. В основе такой целостной системы, обеспечивающей эффективное развитие графических представлений, лежит взаимосвязь и единство элементов содержания обучения академическому рисунку.

В основе развития графических представлений студентов младших курсов большое значение имеет структура процесса усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков рисования.

Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов возможно на основе усвоения процедуры познавательного процесса и выполнения практических осмысленных графических действий. В формировании и развитии графических представлений у первокурсников актуальным является метод поэтапного формирования умственных действий предложенный П. Я. Гальпериным, II. Ф. Талызиной. В содержание практических графических действий непременно входят теоретические знания (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Постепенно по мере освоения теоретических знаний и практических графических действий в процессе рисования происходит развитие графических представлений. Развитие графических представлений возможно как образование всеобщей связи теории и практики рисования, развитие мышления, перехода от чувственно-конкретного и единичного к мысленно-абстрактному и формально-общему, выдвижение гипотез, выбор плана, поиск способов осуществления эффективной деятельности рисования по реализации замысла в материале.

На основе научно обоснованного отбора наиболее рациональных методов обучения педагог выбирает оптимальные условия, проектирует учебный процесс развивающего типа через различные развивающие подходы, ставит акцент на развитие мышления обучающихся, овладение ими методологически 73 ми знаниями, позволяющими самостоятельно открывать для себя неизвестные свойства, особенности, закономерности, находить способы деятельности.

Обучение рисунку должно представлять собой научно разработанную систему, реализуемую через теорию, практику. Лекции служат теоретической подготовкой к практическим занятиям. Практические упражнения: наброски, зарисовки, кратковременные рисунки, длительные задания - должны быть направлены на решение различных теоретических и практических изобразительных задач, на познание и накопление разнообразных знаний, изобразительных навыков и мастерства. Сущностью упражнений является установление связей между теорией и практикой. Упражнения требуют анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, поиска новых форм, размышления и т. д.

Любая деятельность, в том числе и учебная, носит характер решения задач разного уровня сложности. На начальных курсах должны соблюдаться условия поэтапного усложнения задач, систематического освоения изобразительно-выразительных средств языка рисунка, которые должны пронизывать весь процесс работы, поднимающий на более высокий уровень познавательную деятельность студентов. Студент должен учиться вести поиск оптимальных средств и методов рисования, анализировать и синтезировать впечатления, развивать память, воображение. Систематическое изучение языка рисунка, освоение его свойств на практических занятиях с преподавателем, в процессе самостоятельной индивидуальной деятельности и путем упражнений способствуют совершенствованию технических приемов изображения, что меняет характер изобразительной деятельности от репродуктивного до творческого.

Похожие диссертации на Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов