Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства Мальцева, Людмила Валентиновна

Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
<
Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мальцева, Людмила Валентиновна. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Мальцева Людмила Валентиновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Краснодар, 2010.- 444 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-13/44

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научные основы развития художественно-творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладной композиции

1.1 .Научные основы развития художественно-творческих способностей школьников 16

1.2 Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей школьников 50

Выводы по первой главе 96

Глава 2. Реализация системы этнохудожественной культуры Краснодарского края в обучении школьников основам декоративно-прикладной композиции

2.1 Система этнохудожественной культуры Краснодарского края 98

2.2 Формы организации обучения школьников на этнохудожественной культуры Краснодарского края 121

2.3 Предлагаемая модель методической системы развития творческих способностей школьников на занятиях ДЛИ и в процессе ознакомления с этнохудожественной культурой Краснодарского края 284

2.4 Критерии оценки работ школьников 314

Выводы по второй главе 332

Глава 3. Экспериментальное исследование развития творческих способностей школьников в этнохудожественной среде Краснодарского края (на материале обучения школьников основам декоративно-прикладной композиции)

3.1 Констатирующий этап эксперимента 334

3.2 Формирующий этап эксперимента 349

3.3 Сравнительный (контрольный) этап эксперимента 369

Выводы по третьей главе 387

Заключение 389

Список использованных источников и литературы 394

Приложение 409

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Понимание самобытности и уникальности каждой национальной культуры, создание общего культурного пространства, в котором могли бы развиваться разные народы, является сегодня одной из приоритетных задач общества и образовательной политики Российской Федерации.

Государство и общество связывают решение основных проблем сохранения и развития национальной культуры с региональным школьным образованием, которое является ресурсом развития этнохудожественной культуры своего народа. Ребенок должен знать, что этнохудожественная культура его народа является частью российской и мировой культуры, обогащает их и является такой же уникальной, как и культуры других народов.

В настоящее время демократизации и гуманизации образования происходит и процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главная цель состоит в том, чтобы в системе художественного образования и эстетического воспитания детей необходимо включить народное искусство во всем его многообразии этнохудожественной культуры регионов России (Краснодарский край и Юга России), проводить воспитательную работу.

В условиях становления и возрождения национального самосознания в данном случае это этнохудожественная культура Краснодарского края. Особую необходимость приобретает обучение и воспитание школьников на культуре, традициях и обычаях присущим Кубанским казакам. Этнохудожественная культура всегда является новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса.

Богатство и многообразие обусловлено их исторического развития на территории Краснодарского края. Выразительности художественного языка в подборе художественных средств и стилистическое единство на занятиях по изобразительному искусству нами экспериментально проверено единство восприятия в неразрывной связи с другими видами народного творчества (песни, музыка, танцы, игры, обряды).

В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ национальной культуры (А.Д.Алехин, С.А.Аничкин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, А.А.Балян, Г.В.Беда, О.М.Батчаева, Ю.К.Беджанов, Н.С.Боголюбов, Н.А.Ветлугина, И.В.Земцовой, Е.Л.Егорова, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Клятковский, Т.С.Комарова, В.В.Корешков, В.С.Кузин, В.К.Лебедко, Б.Т.Лихачев, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, М.В.Соколова, Н.М.Сокольниковой, А.С.Хворостов, В.К.Шаповалова, Ю.В.Шаров, В.Н.Шацкая, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов).

Важность вопросов развития и формирования целостной личности, ее духовности, развития художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации». Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культурной политики в регионах России.

Проблема формирования и развития художественно-творческих способностей школьников в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем педагогики. Анализ научных подходов к данной проблеме и существующей практики позволил выявить противоречия: между необходимостью в совершенствовании содержания методики обучения изобразительному искусству на народных традициях; между энокультурными потребностями общества в области художественного образования и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения этнохудожественной культуры Краснодарского края. Данные неразработанности вызвали необходимость исследования проблемы разработки содержания и методики обучения изобразительному искусству, способствующих формированию этнохудожественных знаний и умений школьников.

Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, вызывая эстетические эмоции, доносят до сознания школьников необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к изобразительному, декоративно-прикладному и народному творчеству, воспитывают чувство гордости за искусство своих земляков.

Именно в этнохудожественной культуре возможно успешное приобщение школьников, обучение их основам художественного ремесла, что обусловлено положительными моментами:

- формирование внутренней мотивации школьников и развитие художественно-творческих способностей и их творческого потенциала;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания, форм, методов и средств обучения;

- тесная взаимосвязь теории с практикой;

- изучение истории местного народного декоративно-прикладного искусства, живой контакт с художественными промыслами, народными мастерами;

- рассматривание изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в тесной взаимосвязи с философией, психологией, педагогикой;

- выполнение изделий с опорой на народные традиции, обычаи.

Воспитательная и образовательная ценность изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, необходимость широкого его применения давно признавалась выдающимися умами человечества: Аристотель, Каменский, Ушинский, Чистяков. Большой вклад в современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли известные педагоги – новаторы С.Т. Шацкий и В.А.Сухомлинский.

Согласно теории воспитания, одной из основных задач художественно-творческого развития школьников является формирование творческой личности, индивидуальности способностей средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Решение этой задачи станет возможным лишь тогда, когда на основе художественно - эстетических потребностей сформируется определенное эстетическое отношение к действительности и изобразительному искусству.

В соответствии с этим происходит возрождение ценностей и традицией национальной культуры Краснодарского края, формирование его ценностного потенциала становится более реальным и закономерным. К сожалению, эстетическое воспитание и художественное образование в школе отличается отсутствием единых принципов обучения.

Сегодня в школах на уроках предметов эстетического цикла, в лучшем случае осуществляется изучение художественного материала, фактически без внимания остается его эстетическая сущность. Не раскрываются глубоко форма и формирование, не решается задача формирования личности с активным эмоционально оценочным отношением к изобразительному искусству. Все это требует преодоления несоответствие в художественном образовании и воспитании в школе: 1) формирование художественно-образного мышления, практической деятельности; 2) воспитание и развитие творческих способностей, изобразительных навыков и эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям; 3) обучение основам изобразительной грамотности; 4) приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Концепция исследования основывается на убеждении, что без развития художественно-творческих способностей у школьников к действительности, включая изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство, невозможно решить основные задачи в воспитании подрастающего поколения, сформировать духовно-ценностные качества личности ребенка.

Решению проблемы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественой культуры Краснодарского края) и посвящено данное исследование, в котором осуществлены разработка, создание и обоснование современной теоретической и методической системы. Методическая система основана на достижениях современной психологии, физиологии, педагогики, философии, искусствознания; на духовно-нравственном воспитании школьников; на художественно-творческих национальных традициях; на анализе исторического опыта обучения учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

При изучении проблемы развития художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края автором выявлены важнейшие противоречия, возникшие в системе художественно-педагогического образования:

* с одной стороны требования общества максимально полного использования интеллектуального и творческого потенциала школьников, а с другой стороны недостаточная методологическая база и отсутствие целостной методической системы развития художественно-творческих способностей школьников в школах.

* общество требует от образования воспитание и развитие культурного, творческого, мыслящего человека во всех сферах жизнедеятельности, духовно-нравственного, а с другой стороны отсутствует модель такого воспитания и развития личности.

Проблемам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Т.И.Баклановой, Л.В.Ермоловой, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, С.П.Ломова, А.Н.Малюкова, Л.Г.Медведева, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой.

Проблема разработки эффективной методической системы развития художественно-творческих способностей школьников требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на дальнейшее совершенствование воспитание подрастающего поколения.

Актуальность данной проблемы в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество художественного образования и воспитание школьников на культуре, традициях, обычаях своего народа. Сказанное обусловливает актуальность темы исследования.

Цель исследования – решением данной проблемы является научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему развития художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства посредством приобщения к этнохудожественной культуре.

Объект исследования является процесс обучения и развития художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края.

Предмет исследования – данная работа решает развитие художественно-творческих способностей школьников на занятиях изобразительного искусства, где заключается единство и тесная взаимосвязь обучения, воспитания и развития (материале этнохудожественной культуре Краснодарского края).

Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование и содержания методики обучения и развития художественно-творческих способностей школьников будет успешным, если:

- в содержание учебной программы по изобразительному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения национально-региональный (этнокультурный) компонент образования, соответствующий национальным интересам и потребностям школьников;

- учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству в общеобразовательной школе будет организован как специальная художественно-творческая деятельность, направленная на формирование у школьников этнохудожественных знаний и умений;

- учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству ориентирован на современные педагогические технологии;

- художественно-технологически и методически подготовлен учитель к этнохудожественному образованию школьников (на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края).

- установления возрастных и индивидуальных закономерностей художественно-творческого развития школьников в процессе обучения и изучения культуры кубанских казаков;

- разработка наглядных учебно-методических пособий по этнохудожественной культуре кубанских казаков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края.

2. Исследовать и проанализировать природу художественно-творческих способностей школьников в контексте рассматриваемой проблемы.

3. Обосновать систему этнохудожественного образования школьников, ориентированную на национальную культуру и современные образовательные технологии, определить уровни сформированности у школьников этнохудожественных знаний и умений.

4. Разработать учебные программы по этнохудожественной культуре Краснодарского края.

5. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность педагогических принципов, методов, форм, средств, условий развития художественно-творческих способностей школьников

6. Экспериментально проверить эффективность разработанного содержания и методики этнохудожественного образования школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, теории и методики обучения изобразительному искусству. Наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся.

Опираясь на научные труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного искусства и декоративно - прикладной композиции А.Д.Алехина, Г.В.Беда, Н.С.Боголюбова, С.Кузина, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:

- анализ учебных программ по изобразительному искусству;

- изучение и обобщение опыта работы педагогов, ведущих уроки изобразительного искусства.

- изучение опыта нравственно - эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства;

- выявления и раскрытие психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей ребят в процессе изучения изобразительной грамоты на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края;

- определение влияние практических знаний, умений и навыков путем овладения разными художественными материалами на конечный результат;

- разработка системы оценки детских работ, учитывающие закономерности возрастных и индивидуальных особенностей ребят, какой подобран класс;

- изучение продукта деятельности школьников (их рисунки);

- педагогический эксперимент (беседы, анкетирования);

Научная новизна заключается в следующем:

- теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края).

- разработаны учебно-методические материалы по этнохудожественной культуре Краснодарского края;

- выявлены особенности этнохудожественной культуры кубанских казаков как специфической формы художественного отражения действительности, как средства художественного образования и эстетического воспитания школьников;

- определены методологические основы совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края;

- научно обоснована необходимость формирования этнохудожественных знаний у школьников.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами изобразительного искусства решением проблемы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- решением научно-педагогических основ обучения;

- в создании специальной программы образовательного и воспитательного характера по развитию художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края;

- в научном обосновании и экспериментальной проверке обучения школьников основам изобразительной грамоты, а также для дальнейшей разработки проблемы развития художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в практической работе, а также при создании новых учебных программ и учебно-методических пособий.

Полученные результаты исследования могут в дальнейшем применяться учителями изобразительного искусства, начальных классов, на занятиях художественного труда, в проведении интегрированных занятий.

Разработанная нами методика и материалы могут быть использованы в вузе при подготовке студентов к работе в школе. Основные положения обучения школьников изобразительному искусству с учетом этнокультуры Краснодарского края можно использовать в любой школе России.

Достоверность исследования полученных результатов обеспечиваются правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы. Полученные по результатам собственного опыта в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Опорой на теоретические положения психолого-педагогической, философско-эстетической и методической литературы. Использование в работе современных достижений педагогической науки, психологии, эстетики, эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрения на научно - практических конференциях в городе Краснодаре, на международных, научно-практических конференциях (Москва – 2006, 2008, Бирск – 2006, Краснодар – 2007, 2008, Орел – 2007, Екатеринбург – 2007, 2009, Москва – Химки – 2007, Омск – 2007, 2008, Шадринск – 2008, Челябинск – 2008, Оренбург – 2007, Волгоград – 2008), всероссийских, межвузовских (Краснодар – 2005, 2006, Челябинск – 2006, 2008, Рыбинск – 2007, Карачаевск – 2007, 2008, Тюмень – 2008, Магнитогорск – 2008, 2009,Армавир – 2008, Уфа – 2008), коллективная монография «Педагогика – семья – школа – общество Воронеж 2008, 2009, на семинарах учителей изобразительного искусства и опубликованы.

Ежегодно сообщалось на кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна Кубанского государственного университета. Основные положения отражены в статьях и тезисах, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов, в журналах «Социально-гуманитарные знания», «Современные проблемы науки и образования», «Сибирский педагогический журнал», «Известия Южного Федерального университета», «Pararga», в учебно-методических пособиях: «Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе», «Искусство и дети», «Изобразительное искусство в школе 1 – 4 класс».

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение нашего исследовательского и передового педагогического опыта школ. Исследования и сбор материала проводились в общеобразовательных и художественных школах города Краснодара №2, №58, №51, № 96, ДШИ № 2, ДХШ №1 им. Пташинского, ДСХШДПИ им. Филиппова г. Краснодара.

На первом этапе (1986 – 1989г.) изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме предстоящего исследования, философско-эстетической литературы, собирался и обобщался материал, анализ учебных программ и учебных пособий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, включалась оценка современного состояния проблемы.

На втором этапе (1990 – 2000г.) разработка программы экспериментального исследования и проведения опытно – экспериментальной работы школьников на базе школ города Краснодара. Проводились открытые уроки по изобразительному искусству для учителей изобразительного искусства и научно-методического центра города Краснодара, отчет на научно - практической конференции для учителей города. Это помогло выявить недостатки в организации работы по развитию художественного потенциала и творческих сил школьников и наметить пути и способы их преодоления.

На третьем этапе (2001 – 2005г.) формировались и обобщались результаты исследования, подводились итоги. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему общеобразовательной школы. В течение всех лет исследования постоянно изучался и учитывался опыт эстетического воспитания, развитие художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культур Краснодарского края. В процессе опытно-экспериментальной работы проверялись и уточнялись формы, методы и средства художественной деятельности школьников, формирования их эстетического отношения к искусству.

На четвертом этапе (2006 –2009г.) систематизирован теоретический и экспериментальный материал исследования. Осуществлено оформление результатов исследования в книгах «Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе», «Искусство и дети», «Изобразительное искусство в 1 – 4 классах», в виде учебно-методических рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту:

- обоснование необходимости развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края);

- условия, необходимые для совершенствования содержания и методики обучения и развития художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства;

- выделение обучающих возможностей, проявляющихся в ходе ознакомления школьников с этнохудожественной культурой кубанских казаков и методическая система, направленная на развитие художественно-творческих способностей, включающая в себя: разработанные темы уроков, приобщающие школьников к национальной культуре кубанских казаков; рекомендации наглядного материала для проведения предлагаемых уроков;

- изучения этнохудожественной культуры кубанских казаков в системе предметов художественно-эстетического цикла, ориентированных на национальную культуру и современные образовательные технологии.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем основного текста составляет 408 страниц, помимо этого содержит 3 схемы, 9 таблиц, 26 диаграмм и 164 рисунка. В списке литературы – 244 наименования. В приложении даны фотографии, детские работы.

Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей школьников

Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей школьников создаются научно обоснованные методики обучения и воспитания в процессе преподавания изобразительного искусства. Без знания психолого-педагогических основ обучения и воспитания школьников, закономерностей их умственного развития под влиянием обучения нельзя быть уверенным в правильности выбранного метода обучения, воспитания, невозможно совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Так, осуществляемая сейчас перестройка в общеобразовательной школе, обосновывается, данными последних психолого-педагогических исследований, свидетельствующих о том, что на основе объективного учета возрастных возможностей детей и нахождения наиболее оптимальных условий обучения и воспитания школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству можно значительно повысить качество знаний, умений и навыков, эффективность преподавания. Изучаются психолого-педагогические закономерности создания произведений искусства. Исследуются особенности художественного мышления, развития художественного восприятия, а также ставится задача раскрыть закономерности воздействия произведения искусства на формирование личности школьников.

В психологические основы обучения изобразительному искусству входит изучение психологического воздействия искусства на формирование мировоззрения, убеждений, идеалов личности ребят. В наше время мы часто обращаемся, к задаче гармонического развития молодого поколения предполагая, высокую образованность, без которой невозможно воспитать человека, наделенного возможностями полностью раскрыть свои способности. Большой вклад в это вносят гуманитарные и общественные науки. Сформировать у школьников умение творить прекрасное в своей повседневной жизни, в человеческих отно шениях, видеть, чувствовать и понимать все прекрасное в изобразительном искусстве и декоративно - прикладной композиции.

В процессе обучения решается целый комплекс задач, среди которых наиболее значимы: 1) стимулирование учебно-познавательной активности школьников, 2) развитие их памяти, творческих способностей и дарований, 3) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками, 4) совершенствование учебных умений и навыков, 5) выработка научного мировоззрения, повышения уровня общей культуры.

Связь указанных элементов друг с другом позволяет говорить о стройной системе обучения, в которой каждый элемент, являясь компонентом целого, выполняет свою специфическую функцию. Функция целевого элемента обучения состоит в следующем. Организация процесса обучения, как известно, связана с четким, конкретным определением его целей, а также с осознанием и принятием указанных целей. Цель обучения -ничто иное, как мысленное предвосхищение его конечных результатов, то есть того, к чему должен стремиться педагог и школьник. Таким образом, функция целевого элемента обучения - определение его конечных результатов.

Практическое определение целей обучения - процесс достаточно сложный. Следует помнить, что, как и в системе обучения в целом, так и при организации каждого учебного занятия в частности, обычно реализуются три группы взаимосвязанных друг с другом целей. 1. Образовательные - овладение знаниями, умениями и навыками, в соответствии с принятым стандартом образования. Научить, творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности. Научить самостоятельно, приобретать знания. Расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения. 2. Развивающие - развитие мышления, памяти, творческих способностей, воображения. Речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли). Познавательного интереса и познавательных потребностей. Реализация этой цели обеспечивает условия для постоянного самообразования школьников, разумной организации интеллектуальной деятельности, сознанного профессионального образования, творчества.

3. Воспитательные - это формирование мировоззрения, повышения культурного уровня. Осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой. Формирования положительных мотивов учения, опыта общения между учащимися и сотрудничеству с учителями в учебном процессе. Воспитания нравственных качеств школьников, воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

Среди проблем воспитания формирование духовного мира и развития художественно-творческих способностей подрастающего поколения средствами изобразительного искусства вот уже почти столетие привлекает к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов. Постоянно появляются новые работы в эстетике, художественной педагогике, психологии. Это разнообразные исследования теоретического и экспериментального характера в области методики преподавания изобразительного искусства детям разного школьного возраста: 1) в области восприятия искусства; 2) самого искусства, анализируемого под углом методико-педагогических и психологических проблем; 3) в области собственного детского творчества или с позиций искусства и эстетики.

Проблема развития художественно-творческих способностей и эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу актуальных проблем, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования, или модифицирует прежние.

Несмотря на многочисленный интерес к художественному воспитанию, на любовь к детскому творчеству как явлению эстетическому - сами детские рисунки, собранные в той или иной системе, играют роль вспомогательную. Мы изучаем процесс развития художественно-творческих способностей, художественное воспитание, построенный на изобразительной деятельности детей. На блюдаем необыкновенно сильное воздействие детских работ на воспитание их детьми же.

Формирование мировоззрения детей школьного возраста - проблема исключительно сложная. И потому, что в школьный период ребенок постоянно меняется физически, психически, эмоционально, интеллектуально, и потому, что сообразно названным причинам меняется и качество его вкусов, предпочтений, требований, отношений, равно как соотношение эмоциональных реакций и интеллектуальных возможностей. Но взгляд на мир, который устанавливает учитель, должен отличаться определенностью содержания с точки зрения идеологии и морали нашего государства, в то время как сам процесс формирования мировоззрения весьма разнообразен по методике его осуществления - «от воззрения, вглядывания в мир» детей начальной школы до стройного мировоззрения старшеклассников.

Формирование мировоззрения - процесс не изолированный. Мировоззрение не являет собой отдельной дисциплины, предлагаемой человеку для изучения в определенный период его жизни. Формирование мировоззрения - результат целой системы воспитания современного человека, в которой исключительная роль принадлежит общеобразовательной школе со всем входящих в нее наук и искусств.

Школа - это тот неповторимый в жизни каждого человека период, открывающийся детством (начальная школа) и заканчивающийся юношеским возрастом, когда складывается уже «взрослое» отношение к жизни.

В своем развитии человек проходит именно в школьное время краткий, неповторимый никогда более период - «барьер» подросткового возраста. Школьное время в сознании каждого из ребят связано с самым длительным временным периодом жизни. Каждый взрослый помнит несравнимые ни с чем пространственно-временные ощущения мира в детстве.

Формы организации обучения школьников на этнохудожественной культуры Краснодарского края

Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», «осуществляется», «реализуется». Обучение дает человеку, в данном случае школьникам определенных знаний, умений и навыков. Оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию художественно-творческих способностей, развитию мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений на происходящее вокруг ребят.

Содержания образования становления достоянием школьников только в процессе их собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляется на основе определенных принципов. Принцип - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это-знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Образование и сегодня рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре. Становления и возрождения национального самосознания школьников через приобщение их к культурному наследию своего народа. Необходимо комплексно включать в воспитательные процессы общеобразовательной школы проблем изучения народного искусства во всем его этнохудожественном многообразии в культуре России.

Использование фольклорного наследия в учебном процессе дает возможность школьникам удовлетворение в реализации интеллектуальных, этнических, национально-патриотических потребностей. Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, бе речь и приумножать ценностей своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств школьников.

Огромное значение уделяется этнокультурных основ в современном художественном образовании, художественное образование было определено как процесс овладения художественной культурой свого народа и человечества в целом, как важнейший способ воспитания духовно-нравственной и творчески самостоятельной личности. Согласно этому нормативному документу, актуальными задачами художественного образования в современном обществе являются: а) приобщение школьников к шедеврам отечественной и зарубежной художест венной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и со временного искусства; б) реализация нравственного потенциала искусства как средств формирования и развития этнических ценностей и идеалов личности и общества; в) формирование культуры межнационального общения посредством искусства через изучение этнохудожественной культуры Краснодарского края. Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь оказывает на него обратное влияние. Форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета. По отношению к обучению понятие «форма» - это: а) форма обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся; б) форма организации обучения выступает как процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным материалом. Разнообразные формы организации обучения известны в педагогике. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями современного общества. Каждый новый исторический этап в развитии нашего общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения школьников. В связи с этим наиболее приемлема форма обучения как индивидуальная, но в современной школе это невозможно. Свое развитие получило коллективная классно-урочная система обучения. Она оказалась устойчивой, совершенствовалась и модернизировалась, осталась основной формой организации обучения школьников. Ей присущи характерные черты: 1. В классе учащиеся одного возраста и уровню подготовленности к обучению: Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами давая им разг ные задания. 2. Основной формой обучения является урок - отрезок обучения 40 минут, представляющий относительно законченную по содержанию и способу построения единицу учебного процесса. 3. Все содержание образования делиться на отдельные предметы. 4. Весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а задания ведутся по единому плану и расписанию. 5. Учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение. Связи с этим эта система имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства этой системы: 1) четкая организованность и упорядоченность, учебно-воспитательного процесса; 2) организующая и воспитывающая роль учителя, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; 3) взаимодействие школьников и возможность выполнения ими коллективных работ; 4) коллективного поиска решения задач; 5) обеспечивает систематичность и последовательность от незнания к знанию. Недостатки этой системы: 1) ограниченные возможности индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика; 2) создает непосильные трудности для слабых учеников и задерживает развитие способностей у сильных учеников; 3) работой в едином для всех темпе, делении всех занятий на 40 минут; 4) трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организации индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения.

Предлагаемая модель методической системы развития творческих способностей школьников на занятиях ДЛИ и в процессе ознакомления с этнохудожественной культурой Краснодарского края

Безусловно, основу народного декоративно-прикладного искусства Кубани составляли традиционные народные ремесла и промыслы, привезенные первопоселенцами. Ткачество, вышивка, гончарство, роспись хаты, изготовление пасхальных писанок и другие художественные занятия, и промыслы получили на Кубани распространение, а некоторые и дальнейшее развитие. В данном случае в качестве объекта выступает традиционная культура кубанского казачества.

Традиционная культура выполняет жизненноважные функции, и ее несоответствие новым условиям лишает общность любого уровня каких-либо перспектив. Кроме того, без единого культурного пространства (имеются в виду, прежде всего важные коммуникативные, интегрирующие функции культуры) невозможно возникновение и существование самой этнической общности. Традиционная культура кубанского казачества занимает положение между русской (в ее южнорусском локальном варианте) и украинской.

Формально-структурный аспект традиционной культуре казачества ничем не отличается от традиционной культуры любой другой этнической общности. Однако в каждой культуре прослеживается своя специфика. Часто встречаются акты бытования одного и того же элемента культуры, текста в различных формах.

Другой комплекс особенностей возник под действием географического фактора. Это также проявилось во всех сферах традиционной культуры. Например, в качестве основного кровельного материала стал использоваться камыш, на Таманском полуострове - морские водоросли и глина.

Традиции любой этнической общности, на протяжении истории наследуются, развиваются и изменяются. Поэтому позитивные традиции прошлого сохраняют свою жизненную силу и сегодня, часто они бессознательно, явочным пу-тем врастают в реальную жизнь сегодняшнего дня. Эти традиции, укорененные в культуре этноса в виде определенных правил и образцов поведения. Ученые говорят о двух генетически различных слоях: раннем (нижнем) слое, который состоит из унаследованных от прошлого компонентов культуры, и об исторически позднем (верхнем) слое, включающем новые, современные культурные явления. Таким образом, культура существует как органическое единство преемственности и обновления ее компонентов, причем последнее может быть как заимствованным, так и возникшим в данной среде без влияния извне. Надо учитывать, что все эти процессы в городской среде или сельской ведут себя по-разному.

Как бы ни изменялась культура, она существует только за счет устойчивых компонентов, передаваемых через поколения. И эти условия обязательны как для города, так и для сельской местности. Для образования таких устойчивых компонентов и используется термин «традиции» (лат. traditio - передача, предание). В прошлом это понятие ассоциировалось главным образом с архаическими способами культурного наследия. В настоящее время термин традиции нашел самое широкое применение. Мы говорим о семейных традициях, производственных, литературных, фольклорных, религиозных, научных, архитектурных, боевых. Этническая традиция выражается не только в национальных песнях, музыке, в танцах, национальных видах спорта, в национальных блюдах, в сохранении некоторых обрядовых действий, утративших или не утративших своей прежний смысл, но и в поведении, в том, как человек думает.

Культура изменялась и изменяется под влиянием технического прогресса. Она испытывает на себе воздействие и мировой культуры, а широкий доступ к информации дает возможность получать сведения и о традициях других культур. Свою лепту в изменения и размывание традиционной культуры вносят и ассимиляционные этнические процессы.

Что же у нас осталось от нашей традиционной культуры? Время показало, что устойчивыми оказались этнические традиции в сфере различных обычаев повседневного поведения людей, нормы общения. Устойчивыми оказались и основные православные праздники. Сегодня мы уже отмечаем Рожество. И в настоящее время мы продолжаем отмечать самый любимый праздник на Руси Пасху, Троицу. Сохраняются традиции и в питании (хлеб, пироги, каши, обязательно приготовление первого блюда). Традиционная культура продолжает существовать, хотя значительно изменившись по форме и содержанию. Но только сохраняя свою традиционную культуру, народ себя.

Прежде всего, необходимо пропагандировать собственную культуру. Вероятно, все свои силы общество, государство должны направить на укрепление семьи. Во все времена именно семья играла самую важную роль в сохранении и передаче традиций. Непременно в каждой семье должны быть семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Обязательно устраивать праздники с их главными ритуалами как способами передачи традиций. Не забывать своих предков, которые помогают нам сохранять и передавать память о нашей культуре.

Бесспорно, надо «знать» культуру. Знать культуру и быть в ней - не одно и тоже. Соответственно надо различать знание о культуре, даваемое ее научным изучением, и осознание человеком своей принадлежности к определенной культуре - то, что можно назвать культурным самосознанием личности. Первое делает возможным существование науки о культуре, или культурологи, второе - философии культуры. «Культура - это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста»

Это относится и к такой важной традиции русского народа, как патриотизм. Патриотические чувства, зарождающиеся с детства, закрепляются в процессе социализации личности всей последующей жизнью. В реальной жизни они представляют собой комплекс нравственно-интеллектуальных, эмоционально-психологических и чувственно-волевых характеристик определенного этноса.

Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальных проблем государства. Россия остро нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять профессиональные задачи, принося пользу российскому обществу, способных на деле участвовать в создании нового общества.

В результате анализа была сделана оценка, что патриотическое воспитание молодежи в современной России ведется неудовлетворительно, значительно снизилась роль семьи в воспитании, средства массовой информации не отвечает требованиям настоящего по патриотическому воспитанию. У старшеклассников сформировано размытое представление о том, что значит быть патриотом своей Родины. Бывает обидно, что далеко не каждый считает себя патриотом, что готов выполнить свой гражданский долг по защите Отечества. Люди старшего поколения, которые прошли все невзгоды и сама молодежь считают, что нужно больше уделять внимания патриотическому воспитанию молодых людей. Для этого необходимо повышать патриотическое воспитание в первую очередь нужно начинать с общеобразовательных школ. Проводить выставки, конференции, мастер-класс по патриотическому воспитанию, рассказывать о традициях своего народа.

Сравнительный (контрольный) этап эксперимента

Проведенное нами экспериментальное исследование проводилось по имеющей и экспериментальной программе. Исследование подтвердило и убедительно доказало огромные возможности изобразительно и декоративно-прикладного искусства в художественно-творческих способностях и эстетическом воспитании школьников, в формировании их духовной культуры, в развитии всех психических структур (зрительных восприятий, воображения, памяти, эмоционально-чувственного отношения к действительности), которые в совокупности определяют и выражают собой личность школьника. Например, общепризнанно, что в обучении школьники развиваются. Но на практике часто приходится наблюдать противоположное: ребята от класса к классу все менее активны в учении, все меньше проявляют интереса к знаниям. Если в начальных классах на вопрос учителя много разнообразных ответов школьников и нередко по-настоящему творческого характера, то в средних и особенно в старших классах даже лучшие ученики пассивны. Проблема художественного образования и эстетического воспитания школьников является комплексной проблемой, в которую составными частями входят психологический, общепедагогический и дидактический аспекты.

Суть эксперимента заключалась в сознательном целенаправленном моделировании реального процесса в изменениях условий и в сравнении результатов. Проверка знаний на развитие творческих способностей, воображения и мышления школьников по обычной и экспериментальной программе.

Использовались разнообразные средства деятельности - учение, игры, общение друг с другом, труд в формировании личности ребенка в школе.

Одним из основных способов и приемов контроля за содержанием и качест-. вом уроков изобразительного искусства является анкетирование учащихся по самым различным темам и разделам учебной программы. Анкеты с вопросами и заданиями представляют собой своего рода тестовые задания, которые долж ны решить ряд задач. Поэтому в ряде анкет с вопросами сдержатся и контрольные учебные задания, включая практические.

Тестовые задания по изобразительному искусству для школьников призваны решить ряд конкретных задач: 1) выявить степень усвоения учебного материала по основным видам работы по изобразительному искусству (рисование с натуры, на темы, декоративная работа, лепке, аппликации, беседам об изобразительном искусстве); 2) определить уровень художественно-творческих способностей и эстетического развития школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (уровень развития эстетического восприятия, творческого воображения, пространственных представлений, художественно-образного видения действительности, эстетического вкуса и эмоционально-чувственных реакций); 3) определить уровень развития художественных способностей и творческих интересов и потребностей школьников.

Проводилась анкетирование школьников, давались готовые ответы, но в нескольких вариантах. Школьники выбирают тот ответ на вопрос, который считают правильным и практическое задание. Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе профессий оценивались: эмоциональное отношение - 1 балл; познавательная активность — 2 балла; наличие некоторого опыта — 3 балла; факт признания способностей - 4 балла. Выяснилось, что школьники с удовольствием занимаются изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Это в свою очередь способствует развитию творческих умений и навыков, воспитывает и прививает любовь к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству.

Констатирующий и формирующий этапы эксперимента выявили, следующие особенности воспитания школьников средствами декоративно-прикладной композиции. Школьники контрольных групп при выполнении работ по декоративному искусству используют конкретно-образное восприятие, это выражается в том, что, стремясь приблизить свои декоративные изображения к реальному виду объектов, школьники копируют с натуры форму и цвет предметов, не учитывают особенности декоративно-прикладного искусства, его специфики выполнения. Проведенный эксперимент показал, что основные недостатки в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности школьников обусловлено тем, что у школьников недостаточно развито эмоционально-образное восприятие. Для того чтобы процесс обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству стал более эффективным, необходимо в процессе обучения включать упражнения на развитие творческого мышления и воображения, на раскрытие эмоционально-образного восприятия цвета.

Необходимым условием освоения изобразительной и декоративно-прикладной грамоты является изучение основ цветоведения, композиции. Также следует отметить, использование в процессе обучения опыта отечественной школы изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это условие способствует более эффективно обучать основам изобразительной грамоты. Данные эксперимента.

Зная психофизиологические особенности школьников, учитель не будет испытывать затруднения в общении и обучении их. Необходимо использовать упражнения и задания как длительного, так и краткосрочного характера, раскрывающих эмоционально-образную сферу развития школьников. Эксперимент подтвердил целесообразность методики обучения и воспитания школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, направленной главным образом, на решение проблемы развития творческих способностей, образного мышления и воображения, восприятия цвета.

Подводя итоги педагогического эксперимента, отметим, что его результаты наглядно подтверждают целесообразность и результативность примененного нами взаимосвязи обучения школьников основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства