Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Бардала Марина Викторовна

Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства
<
Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бардала Марина Викторовна. Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 220 c. РГБ ОД, 61:05-13/648

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1. Из истории применения упражнений на уроках изобразительного искусства в русской и зарубежной школе стр. 14-50

2. Психолого-педагогические основы применения системы упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе стр.51-68

Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1. Развитие художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства как психолого-педагогическая проблема стр.69-82

2. Критерии оценки художественно-творческой активности учащихся начальных классов и методика определения уровней ее сформированности стр.83-95

Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1. Описание и обобщение результатов экспериментального исследования стр.96-110

2. Пути, методы и средства развития художественно- творческой активности младших школьников в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства стр. 111 -145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.146-148

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.149-161

ПРИЛОЖЕНИЕ стр.162-220

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование графических умений и развитие изобразительной грамоты - важнейшая проблема современной методики преподавания изобразительного искусства. Опора на эстетическую, культурную образованность и, как следствие, повышение качества духовности общества, позволили России сохранить свое место в ряду влиятельнейших государств мира.

Активное развитие научно-технической и культурной образованности общества выдвигает определенные требования к уровню эстетической и художественной подготовки учащихся, начиная уже с начальной школы.

Среди многих задач эстетического воспитания младших школьников одной из актуальных выступает задача развития полноценной личности ребёнка через развитие художественно-творческой активности.

На уроках изобразительного искусства в начальной школе используются самые разнообразные средства, методы и приемы решения этой задачи. Как показывает практический опыт педагогов, одним из эффективных путей формирования художественно-творческой активности у младших школьников является создание специальных условий в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства.

Сложность и недостаточная разработанность вопроса применения упражнений на уроках изобразительного искусства, как средства развития художественно-творческой активности, потребовали от нас обратиться к исследованию данной темы.

Выше изложенное позволяет определить актуальность и несомненную практическую значимость данной проблемы в формировании художественно-творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

В современных психологических исследованиях, при обосновании условий развития художественно-творческой активности, мы опирались на работы К.А. Альбухановой-Славской, Д.Б. Богоявленской, А.А Бодалева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.И. Крупнова, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, К.К. Платонова и других, где данная проблема рассматривается с разнообразных сторон, изучается структура и динамика познавательной активности личности, особенности развития эстетической и интеллектуальной активности как в общепсихологическом, так и в возрастном аспекте.

Мы проанализировали труды по вопросу использования различного рода творческих задач и упражнений А.Н. Виктовского, Т.Н. Вильде, А.В. Гребенникова, О.Ю. Зырянова, Н.Э. Изергиной, В.П. Копцева, И.Н. Клюевой, B.C. Кузина, В.Г.Лаврова, В.И. Полянского, СП. Пономарева, СП. Рощина, Е.И. Сазонова, Н.М. Сокольниковой, А.П. Сухаревой, В.А.Хибнере, Е.В.Шорохова, Т.Я. Шпикаловой.

Прежде всего, рассматривая художественно-творческую активность, как один из видов социальной активности личности, мы обратились к философским и общепедагогическим работам, посвященным воспитанию этой более широкой, родовой категории.

Значительный вклад в разработку теории и практики художественного образования внесли работы Г.В. Беды, Н.С Боголюбова, Н.Н. Волкова, Е.И.Игнатьева, Т.С Комаровой, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

В кандидатских диссертациях Л. А. Антоновой, Ю.Н. Калугиной, Е.А. t Савельевой проблема развития художественно-творческой активности рассмотрена в процессе художественно-творческой деятельности младших школьников, студентов педагогических колледжей в процессе художественно-эстетической деятельности.

Также близки теме нашего диссертационного исследования труды Г.Ф. Беляева, Е.И. Забелиной, В.Г. В.А.Хибнере. В них выявлена проблема формирования основ изобразительной грамоты и развития творческого потенциала, учащихся посредством применения упражнений на уроках, факультативных и внеклассных занятиях по изобразительному искусству в начальной школе.

В 1980 годы появилось больше трудов по внедрению изобразительных упражнений в работу с детьми на протяжении обучения искусству в школе.

В последние годы во многих странах для решения проблем художественного воспитания мобилизирован арсенал различных методов, приемов и упражнений, которые хоть в минимальном объеме, но внедрены в школьные учебные планы по предмету изобразительного искусства в разных странах мира.

Анализируя имеющиеся труды ведущих ученых и различные диссертационные исследования, можно констатировать, тот факт, что остается не до конца раскрытой проблема развития художественно-творческой активности учащихся в процессе выполнения ими упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий, необходимых для этого процесса. Анализ массовой практики показывает, что педагоги нуждаются в таких рекомендациях. Выявление этого противоречия между развитием науки в исследованной нами области и потребности педагогической практики, послужило основанием для выдвижения проблемы исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия использования системы упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе для развития художественно-творческой активности учащихся?

Решение этой проблемы в процессе обучения изобразительному искусству составило цель исследования.

Объект исследования , процесс развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: применение системы упражнений (на воспроизведение цвета, передачу формы и пространства) на уроках изобразительного искусства в начальной школе как средства развития художественно-творческой активности учащихся.

Гипотеза состоит в том, что развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе использования систематических А упражнений на цвет, форму и пространство будет эффективнее, если осуществляется:

•развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

•смена видов упражнений, согласно разработанной методике;

•последовательное усложнение творческих задач при выполнении упражнений на освоение цвета, формы и пространства; •применение разнообразных художественных материалов и техник; •введение в структуру упражнений игровых элементов;

•введение в упражнения на освоение способов передачи цвета, формы и пространства задач с элементами проблемности;

•использование на уроках изобразительного искусства в процессе проведения упражнений, наглядных специальных и демонстрационных пособий;

•развитие у учащихся способности анализировать средства художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства и применять эти средства на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Охарактеризовать уровень разработанности вопроса использования упражнений на уроках изобразительного искусства в отечественной и зарубежной школе в психолого-педагогической литературе.

Раскрыть роль развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства, как психолого-педагогическую проблему. Уточнить особенности её проявления в процессе выполнения упражнений на цвет, форму и пространство.

Разработать критерии оценки художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов и методику определения уровней ее сформированности.

Разработать систему упражнений на освоение цвета, формы и пространства для учащихся начальных классов, развивающую художественно творческую активность.

Разработать психолого-педагогические условия, направленные на развитие художественно-творческой активности младших школьников.

Вышесказанное определило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы определить и обосновать педагогические условия развития художественно-творческой активности младших школьников через использование системы упражнений на цвет, форму и пространство.

Методологической основой исследования послужили: теоретические труды отечественных учёных (Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец и др.), отражающие закономерности развития психики индивидуума и особенности этого развития на различных стадиях онтогенеза; положения отечественной школы психологии мышления (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Д.Б.Эльконин);

теоретические положения отечественных дидактов о пропедевтической подготовке учащихся к выполнению различных учебных и творческих заданий (В.П.Каптерев, И.Я.Леренр, К.Д.Ушинский,и др.), о содержании и методов образовании (М.Н.Скаткин, А.И.Пискунов и др.); положения об индивидуализации учебных заданий (Ю.К.Бабанский, А.А.Крисанов, Б.Т.Теплов и др.); концептуальные установки, ориентирующие учителей на актуализацию креативных способностей обучающихся в процессе выполнения упражнений и творческих заданий ( И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, А.И. Савенков, С.Т.Шацский, и др.); новейшие исследования в области методики преподавания изобразительного искусства, которые при всей своей многовекторности и разно плановости, базируются, как правило, на принципах развивающего обучения, трактуют учебные задания и различные виды упражнений, как важный структурный компонент целостного, гармоничного сбалансированного учебного процесса (Г.Г.Аржанникова, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкая, Н.М. Сокольникова и др.)

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1 .Теоретический - анализ искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

2.Эмпирический - анкетирование, проведение опросов, наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

3. Статистический - ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- теоретически обоснована система упражнений на передачу цвета, формы и пространства, обеспечивающая необходимый уровень изобразительных знаний, умений и навыков, учитывающих возрастные особенности младших школьников, где каждое из упражнений направлено на усвоение специфики определенного понятия и навыка, а их совокупность позволяет выстроить авторскую систему развития художественно-творческой активности;

- разработаны методические рекомендации по внедрению алгоритма системы упражнений на цвет, форму и пространство на предмете изобразительного искусства, принцип которого заключается в подборе соответствия степеней сложности задач с уровнем сформированности художественно-творческой активности учащихся 1 -4 классов;

- в процессе проведения эксперимента уточнена специфика проявления художественно-творческой активности в процессе выполнения упражнений на цвет, форму и пространство, своеобразие ее развития у учащихся 1-4 классов;

-теоретически и экспериментально обоснованы группы условий, непосредственно влияющих на развитие художественно - творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе выполнения ими упражнений на занятиях изобразительным искусством.

Теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы обобщено и конкретизировано состояние разработанности проблемы развития художественно-творческой активности у младших школьников.

Определены концептуальные основы развития художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе через использование системы упражнений на цвет, форму и пространство.

Теоретически обоснованы критерии оценки развития художественно-творческой активности, представленной в 4-х уровнях (высоком - творческая, инициативная активность; выше среднего -творческо-поисковая активность, среднем — репродуктивно-поисковая активность и низком - репродуктивная активность).

Экспериментально проверенны педагогические условия эффективного использования упражнений на цвет, форму и пространство в развитии художественно - творческой активности младших школьников.

Практическая значимость исследования:

Обобщен и систематизирован материал по изучению методов и приемов проведения упражнений, развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов;

Разработана необходимая и достаточная система упражнений на освоение цвета, формы и пространства учащимися начальных классов, которая удобна для внедрения ее в общеобразовательной школе. (Система не требует дополнительного времени, кардинальных изменений в программах по изобразительному искусству. Выявлена роль этой системы упражнений в развитии художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов);

Определена специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровней развития художественно-творческой активности учащихся начальных классов в процессе выполнения ими системы упражнений на форму, пространство и цвет;

4) Разработаны критерии оценки художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов и методика определения уровней ее сформированности;

5) Создана педагогическая модель условий, при которой процесс развития художественно-творческой активности младших школьников в процессе использования системы упражнений протекает наиболее оптимально. (Вместе с тем в исследовании теоретически выявлено и экспериментально проверенно группа условий, непосредственно влияющих на развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе выполнения упражнений на занятиях изобразительным искусством. Центральное место среди условий занимает создание возможности проявления школьниками художественно - творческой активности в максимальной для каждого ученика степени, а так же последовательное усложнение творческих задач с учётом уровня сформированности исследуемого аспекта. Такое последовательное развитие предполагает систематическое обеспечение реализации, прежде всего обще дидактических условий. В диссертации детально, на основе анализа материала опытно- экспериментальной работы характеризуется методика осуществления каждого из этих условий.)

Достоверность и обоснованность полученных результатов по развитию художественно-творческой активности младших школьников основываются на 10 летнем опыте преподавания автора в общеобразовательных школах, Уральском Государственном Педагогическом Университете, обеспечиваются с учетом основ современной научной методологии и применением научных методов анализа, так же использованием комплекса разработанных психолого-педагогических методов; методологической обоснованностью исходных параметров исследования; системным рассмотрением проблемы; опытно-педагогической проверкой теоретических разработок; применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, логике и задачами исследования; репрезентативностью источников базы и подтверждением результатов в ходе их апробации; сопоставимостью выводов исследования с результатами других исследований, близких к рассматриваемому аспекту; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; многоаспектностью обработки данных, включающих количественный и качественный анализ и оценки. Исследование показало, что систематическая реализация выделенных и обоснованных в нем условий, методов и способов работы являются необходимой и достаточной для того, чтобы обеспечить формирование и повышение уровня развития художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе выполнения ими упражнений на освоение и передачу цвета, формы и пространства на уроках изобразительного искусства. Примеры упражнений, представленных в работе, могут быть широко использованы в практике начального обучения. Положения выносимые на защиту:

1. Характеристика художественно-творческой активности младших школьников, которая понимается как интегральное качество личности, включающее компоненты, необходимые для художественного творчества и меру деятельности школьников в процессе выполнения ими упражнений на цвет, форму и пространство, проявляющуюся в выявленных уровнях исследуемой активности.

2. Разработанная система упражнений с различной степенью сложности задач на освоение способов передачи цвета, формы и пространства, которая направлена на развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов и позволяющая эффективно развивать и закреплять графические и живописные навыки и умения. Данная система упражнений является целостной, разно уровневои и цикличной, выполняет развивающую, познавательную, ориентационную и практическую функции, которые осуществляются через реализацию компонентов системы. При этом отдельные упражнения можно заменить аналогичными или дополнить систему заданиями, не выходящими за рамки поставленных задач.

Особенностями рассматриваемой системы упражнений является организация творческой деятельности младших школьников, ориентированная на познание, преобразование и использование разнообразных способов передачи предметов, ситуаций и явлений в новом качестве, что нашло отражение в компонентном составе системы.

3. Научное обоснование педагогических условий развития художественно-творческой активности младших школьников на основе использования системы упражнений на цвет, форму и пространство. (Разработана система специальных условий необходимых и достаточных для обеспечения художественно-творческой активности младших школьников: введение в упражнения на освоение цвета, формы и пространства задач с элементами проблемности; смена видов упражнений согласно разработанной методике; поддержание мотивации к изучению изобразительного искусства; применение разнообразных художественных материалов и техник; последовательное усложнение творческих задач при выполнении упражнений; введение в структуру упражнений игровых элементов; использование на уроках изобразительного искусства в процессе проведения упражнений, специальных наглядных и демонстрационных пособий; развитие у учащихся способности анализировать средства художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства и применение этих средств на практике).

Организация исследования проводилось в несколько этапов с 1995 по 2004 гг.

На первом этапе (1995-1997гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения теории и истории проблемы исследования.

Анализ литературных источников, диссертационных исследований и инструктивных материалов продолжился на втором этапе (1998—2002 гг.), завершившись разработкой экспериментальной серии упражнений и разработкой методики эксперимента, педагогических путей, методов и средств развития художественно-творческой активности младших школьников изучения изобразительного искусства. Проводились экспериментальные занятия с внедрением разработанной системы упражнений.

Третий этап (2003-2004 гг.) был заключительно-обобщающим. Была завершена экспериментальная работа. Окончательно были оформлены материалы диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в трёх типах школ (школа физкультурно-оздоровительной направленности № 48; школа с художественно-эстетическим уклоном № 57; общеобразовательная школа №56 города Новоуральска Свердловской области), что позволило получить максимально точные данные. Всего в опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 120 учащихся младшего школьного возраста: 60 учащихся в «экспериментальных» и 60 в параллельных «контрольных» классах. В каждом классе количество учащихся составило 20 человек. Инструментарий опросов и испытаний составляли: упражнения, анкеты, карты оценки, фиксирующие уровень развития художественно-творческой активности учащихся.

Материалы исследования были использованы при подготовке лекций и семинарских занятий в высшей школе (Уральский Государственный Педагогический Университет, г.Свердловск), в послевузовском образовании, а также при чтении лекций в учительских аудиториях в системе повышения квалификации. Основные положения диссертации отражены в публикациях.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения. 

Из истории применения упражнений на уроках изобразительного искусства в русской и зарубежной школе

Проблема внедрения упражнений в изобразительную деятельность детей имеет богатую историю. Н.Н. Ростовцев верно отмечал, что начало приобретения изобразительных навыков человеком, стремление передать окружающий мир средствами рисунка восходит к глубокой древности.

В древнем мире первобытные люди посредством изучения и подражания окружающему миру стали осваивать первые изобразительные приемы. Для осуществления творческого замысла человек должен был обладать комплексом изобразительных навыков и представлений о животном, растительном мире, уметь выбрать выразительные и технические средства изображения, обладать определенным уровнем развития процессов мышления, памяти, воображения.

Известно, что в определенном возрасте у каждого ребенка появляется острая потребность к самовыражению. В связи с этим во многих исследованиях, посвященных различным вопросам художественной культуры, период первобытного и начального детского творчества не редко рассматривается в параллельном контексте.

Наукой доказано, что в начале позднего палеолита возникли почти все виды художественной деятельности: росписи на стенах и потолках пещер, рельеф и объемная скульптура, гаврированный рисунок на камне, кости, роге. Первые попытки человека изобразить окружающий мир в форме художественных образов, безусловно, примитивны. И главное, что следует определить в развитии человека - это его итог в биологическо-эволюционном плане, когда он определяется как Homo Sapiens. (Интересно, что, характеризуя процесс творческой деятельности детей в период трехлетнего возрастного кризиса, многие ученые проводят параллель с периодом перехода от человека к человеку разумному.) У первобытного человека появляется тенденция к идеальному преобразованию действительности с целью регулирования бытия, корректировка и создание образной модели, той, в которой всегда есть место человеку и его сознательной трудовой и творческой деятельности. Появляется также новое качество у человека -способность к художественной деятельности - художественность. Это объясняется результатом прогрессирующей асимметрии все более развивающегося аналитического восприятия, обобщенное узнавание, возможность прогнозировать, что и порождает символическую функцию мозга, в соответствии с которой обобщение представлений о мире происходит не в форме понятий, а в форме наглядных образов, наполненных конкретными смыслами.

После многовекового процесса антропосоциокультурогенеза сложились новые формы человеческого, социально-культурного бытия, в котором можно выделить большое количество различных видов культурной деятельности человека. Безусловно, часть из них появилась в ходе практического овладения человеком мира природы, в процессе целесообразного создания различных предметов жизнедеятельности. После создания самых необходимых вещей у человека сформировалась главная предпосылка к художественной деятельности - способность продуктивного воображения и тогда полезное дополнилось красивым, утилитарное бескорыстным, функциональное - гармоничным, целесообразное самоцельным, рационально построенное - эмоционально воздействующим.

На фоне многочисленных умозаключений и споров, вполне очевидно, что многие формы искусства существовали уже в первобытную эпоху. Одна из наиболее популярных - магическая концепция происхождения искусства, согласно которой истоком искусства являются магические обряды и ритуалы. Возникновение искусства тесно связано с развитием общения между людьми. Человечество пришло к пониманию того, что общение может осуществляться не только с помощью членораздельной звуковой речи, но и посредством рисунка, жеста, пения, образов, пластики. К тому же искусство представляло собой форму обобщения социально значимой информации, являлось видом фиксации системы эстетических ценностей.

Развитие художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства как психолого-педагогическая проблема

Решение проблемы исследования потребовало обратиться к характеристике художественно-творческой активности личности как социально-психологическому феномену. При ее уточнении и дополнении данными нашего исследования учтен отечественный и зарубежный опыт обучения изобразительному искусству в школе, достижения современной теории педагогики, возрастной психологии, психологии художественного творчества и других смежных отраслей научного знания. В восьмидесятых годах двадцатого столетия в отечественной и зарубежной психологии и педагогике значительно повышается интерес к проблеме творчества и творческой активности. Например, вопросами познавательной и интеллектуальной активности занимались Матюшкин, 1972; Богоявленская, 1983; Крутов, Лисина 1986; волевой активности Высоцкий, Селеванов 1996; рассмотрением вопросов творческой активности Ермолаева-Томина 1990; над ситуативной активности Петровский, 1985; Кудрявцев 1996. Творческая активность, проявляющаяся в креативности интеллекта, впервые опосредованно представлена в модели «Структуры интеллекта» Гилфрода (1950), где мышление было разделено на дивергентное и конвергентное. Креативность благодаря исследованиям Гилфрода. Гарднера (1983), Стенберга (1985), Торренса (1972) становится неотъемлемой составляющей изучения интеллектуальной творческой активности.

Многие ученые, занимающиеся исследованием проблемы творчества, художественной активности и деятельности давали ценные формулировки этих понятий. Согласно Лазурского (1908), понятие активности - одно из фундаментальных, исходных понятий общей психологии и оно отождествляется им с понятием системы - понятием нервно-психической энергии. Учёный рассматривал активность как определённый уровень приспособления личности к внешней среде.

У А.Н. Леонтьева в понятии «деятельность» нашла своё выражение проблема выделения специфически человеческого типа активности (активности по «преобразованию» действительности). Учёный утверждал, что специфика человека состоит в том, что он преобразует мир, а не адаптируется к нему как животные.

Отечественная психология личности, развивающаяся в школе С.Л.Рубинштейна (Анцыферова, 1981; Абульханова - Славская.1981; Шорохова.1997), опирается на принцип единства сознания и деятельности, который постулирует принципиальную активность субъекта: «...человеческое существование отличается от любого другого активностью человека, его способностью изменять своё существование».

Проблема творческой активности находит сове решение в изучении творческой одарённости. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, наряду с познавательной мотивацией, возможностями прогнозирования и предвосхищении я, способностью к созиданию идеальных эталонов в концепции А.М.Матюшкина (1989) образует интегральную структуру одарённости.

Оригинальным и глубоким представляется подход В.А. Петровского (1996) к проявлению творческой активности в личности. Петровский, развивая идею о «свободной причинности », описывает реализацию творческой активности в четырех, предлагаемых им «ипостасях Я»: Имманентное Я, Идеальное Я, Трансцендентальоне Трансфинитное Я.

Творческая активность, в аспекте изучения личности понимается, либо как обуславливающий аспект деятельности, либо как форма некоторой «креативной установки» личности, то есть предуготовленности к преобразовательной, изменяющей, инновационной деятельности. Проблема изучения творческой активности в аспекте изучения личности заключается а том, как понимается источник, обуславливающий творческую направленность личности, источник мотивации к преобразовательной, инновационной деятельности.

В настоящем исследовании применена разработанная Н.М. Сокольниковой концепция развития художественно-творческой активности школьников, которая базируется на многолетних теоретико-методологических и экспериментальных исследованиях в области художественного образования.

Согласно определению, данному в докторской диссертации Н.М. Сокольниковой «Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания», эта активность предстает: с одной стороны, как сложное интегральное качество личности, представляющее собой диалектическое единство общего, присущего всем видам социальной активности, и особенно, характерного лишь для художественно-творческой активности как ее специфического вида, а, с другой стороны, - как мера деятельности личности в области художественного творчества. Сферой проявления художественно-творческой активности личности являются разнообразные виды искусства.

Описание и обобщение результатов экспериментального исследования

Цель эксперимента на уроках изобразительного искусства состояла в определении дидактических условий эффективного применения систематизированных упражнений (на освоение цвета, формы и пространства) направленных на развитие художественно-творческой активности.

Характер дидактических условий в педагогическом эксперименте определялся содержанием и методами обучения, формами организаций учебных заданий, наглядными средствами обучебния.

Цель исследования заключалась в поиске неиспользуемых возможностей в развитии художественно-творческой активности младших школьников и оптимальных психолого-педагогических условий ее развития.

В исследовании приняло участие около 120 учащихся I-IV классов г. Новоуральска Свердловской области. Инструментарий опросов и испытаний составляли: упражнения, анкеты, карты оценки, фиксирующие уровень развития художественно-творческой активности учащихся.

В соответствии с целью и задачами диссертационной работы нами было проведено опытно - экспериментальное исследование.

Цель опытно - экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности внедрения системы упражнений по цвету, форме и пространству ориентированных на развитие художественно - творческой активности.

Опытно экспериментальная работа включала в себя несколько этапов:

1. Констатирующий - выявление исходного уровня художественно -творческой активности у младших школьников;

2. Формирующий - разработка и апробация системы упражнений для учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства направленных на развитие художественно - творческой активности;

3. Заключительный - диагностика динамики развития художественно -творческой активности младших школьников в результате проведения системы упражнения.

Цель констатирующего этапа: определить исходный уровень творческой активности младших школьников.

В задачи констатирующего этапа входили:

-эмпирический анализ существующей практики по использованию различных видов упражнений в начальной школе на предмете ИЗО;

-анализ программ на предмет использования упражнений способствующих поднимать уровень художественно - творческой активности и повышать художественно - творческую активность;

-опрос учащихся на определение степени развитости художественно -творческой активности (таблица ...)

- определение и разработка основных показателей творческой активности младших школьников;

- подбор, разработка и систематизация упражнений по цвету, форме и пространству направленных на развитие художественно - творческой активности младших школьников;

-активное наблюдение за детьми в ходе выполнения диагностических заданий;

-обработка результатов диагностики констатирующего этапа опытно -поискового исследования.

Анализ публикаций и программ методической и педагогической литературы показал, что, несмотря на наличие разработок подобной направленности, имеет место недостаточная освещённость данной темы.

Проблемой развития художественно-творческой активности младших школьников на предмете изобразительного искусства средством внедрения системы упражнений по цвету, форме и пространству диссертант занимался на протяжении 9 лет, с 1995 по 2004 годы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.

В I этап (19995-1996 гг.) велось активное изучение методической литературы, ознакомление с нормативными документами, проводились беседы и обобщался опыт учителей изобразительного искусства работающих в школах различной направленности (художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и общеобразовательной). В этот же период разрабатывались различные пробные мини-модели и системы упражнений. Наиболее эффективные упражнения входили в структуру будущей системы.

Так же проводилось наблюдение за творческой деятельностью учащихся на занятиях изобразительного искусства, отслеживалась реакция на проведение упражнений. Проводилось анкетирование и тестирование детей на предмет активности посещения ими учреждений эстетической направленности как свидетельство интереса к изобразительной деятельности и первоначального выявления развитости художественной творческой активности общего плана. (Табл. №...).

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства