Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Фролова Алла Николаевна

Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект)
<
Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фролова Алла Николаевна. Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 381 c. РГБ ОД, 71:04-13/152

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России 24

1.1. Воспитание детей арктических народов как социально-педагогический феномен 24

1.2. Теоретико- методологические подходы в исследовании специфики воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо- Востока России 40

1.3. Генезис развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов 63

1.4. Цель, идеи, содержание традиционного воспитания в специфических условиях Крайнего Северо- Востока России 87

1.5. Социально-педагогическая характеристика «детства» в экстремальных арктических условиях 113

ГЛАВА II. Традиционная этническая культура коренных малочисленных народов Северо-Востока России как средство воспитания 130

2.1. Педагогические идеи устного народного поэтического творчества 130

2.2. Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства чукчей и эскимосов 145

2.3. Народные игры и игрушки, традиционные физические состязания как элементы воспитательного процесса 160

2.4. Празднично-игровой фольклор и его роль в воспитании 179

ГЛАВА III. Функционирование систем воспитания, основанных на традициях коренных малочисленных народов Северо-Востока России: опыт, эволюция, перспективы 208

3.1. Опыт семейного воспитания как предпосылка развития систем воспитания детей арктических народов 208

3.2. Становление систем воспитания в образовательных учреждениях Северо-Востока России в годы советской власти

и период перестройки 229

3.3. Тенденции и перспективы развития воспитания детей коренных малочисленных народов Севера 247

3.4. Подготовка студентов к использованию этнокультурных традиций в воспитательной работе 269

Заключение 296

Литература 304

Приложения 1 334

Приложение 2 344

Приложение 3 349

Приложение 4 350

Приложение 5 351

Приложение 6 361

Введение к работе

Актуальность исследования

Кризисное состояние коренных народов, проживающих на северных территориях Российской Федерации и, в частности, Крайнем Северо-Востоке России, их ассимиляция, снижение процента коренного населения в указанном многонациональном регионе приводят к трансформации уникальной многовековой автохтонной культуры.

Социально-экономические, рыночные реформы двух последних десятилетий XX - начала XXI вв., происходящие на фоне естественных геополитических и пассионарных тенденций, а также повышенной миграционной активности пришлого населения, пагубно отражаются на традиционном укладе жизни представителей коренных северных народов (чукчей, эскимосов, коряков, юкагиров, эвенов и других) - исконных обитателей экстремальных арктических регионов.

Принятие новой концепции национальной системы образования в Российской Федерации и специфика социально-демографической ситуации, сложившейся на Севере, побуждают вести поиск путей воспитания в современных условиях с учетом региональных особенностей. Наиболее важными задачами в этом поиске являются: реализация идеи национальной школы, построение содержания образования на основе диалогического и регионального принципов с использованием этнокультурного опыта коренного населения в условиях двуязычия, сосуществования и взаимосвязи разных культур; сохранение элементов традиционной воспитательной системы.

Все это усиливает необходимость теоретического осмысления процесса развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных народов, объединенных общим мировоззрением, общими социальными институтами.

Возрождение этнокультурных традиций воспитания, выявление их непреходящей ценности, реализация их социально — педагогического потенциала является сегодня важнейшим условием сохранения уникальной автохтонной культуры, этнической идентификации подрастающего поколения, поддержания исконных видов хозяйственной деятельности. Причем, речь идет не о консервации анахронизмов, не вяжущихся с современными цивилизационными процессами, не о создании некоего этнического гетто, а о сохранении глубоко укорененных в истории и культуре народа традиций воспитания, о восстановлении межпоколенных связей, о подлинном единстве, гармонии общечеловеческого и традиционного этнического воспитания как условии интеграции новых поколений арктических народов в современный мир в его конкретном региональном своеобразии.

Социально- педагогический аспект проблемы связан с изучением опыта социального воспитания детей в культуре этноса, что определяет актуальность и ценность исследования воспитательного потенциала этнокультурных традиций воспитания как основы для определения возможностей и перспектив его реализации в современных условиях.

Сегодня социальное воспитание, оставаясь важной функцией этноса, одновременно является направлением деятельности специального института профессионалов - социальных педагогов. Следует отметить особую сложность организации конкретной социокультурной и социально-педагогической работы с коренным населением в специфических северных условиях, прежде всего с семьей, работы, ставящей целью сохранение, развитие и бережное использование этнопедагогических традиций.

Недостаточная изученность традиционной воспитательной системы автохтонных народов Крайнего Северо-Востока обусловила необходимость теоретического и практического исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей (на примере чукчей, кереков, эскимосов, юкагиров, коряков и эвенов), причем наибольшее внимание уделено

системам социального воспитания чукотского и эскимосского народов в связи с тем, что именно они составляют основу коренного малочисленного населения в исследуемом регионе — Крайнем Северо-Востоке России.

В исследовании рассмотрены наиболее значимые факторы социализации арктических коренных народов: 1) традиции семейного и общественного воспитания, 2) уклад семьи и обычаи общения полов, 3) организация труда, 4) адаптация и приемы выживания в экстремальных условиях Арктики и Субарктики, 5) общение с иноплеменниками, 6) празднично-игровая культура, 7) прикладное искусство, 8) традиционные игры, игрушки.

Актуальность настоящей работы обусловлена также отсутствием специального обобщенного исследования комплекса этнических традиций, наиболее значимых в воспитании и представляющих логику «северного миропонимания» и построения соответствующего образа этноса в сознании ребенка.

Мировоззренческая позиция исследования ориентирована не на отдельные национальные черты, моральные ценности или конкретный педагогический «урок», прием, традицию, а на целостный «качественный» образ жизни народа в экстремальных природных условиях, в которых формируется, функционирует и видоизменяется соответствующая система воспитания.

Исследование проблем традиционного воспитания северо-восточных этнических культур базируется на основе учета требований междисциплинарного подхода, предполагающего применение знаний в области философии, истории, социологии, общей и социальной педагогики, этнопсихологии, этнопедагогики.

Воспитание ребенка в культуре этноса рассматривается с социально-педагогических позиций, с учетом этнических традиций и специфики воспитания каждой возрастной группы детей.

7 Степень разработанности проблемы. В основу проведенного исследования, имеющего обобщающий теоретический характер, положены историко-этнографические материалы землепроходцев, краеведов, археологов, этнографов, этнопсихологов, этнопедагогов. Сложность исследований подобного рода связана с трудностью и малодоступностью сбора материала.

Учеными исследованы этнокультурные традиции разных народов: русских (Е.А.Покровский, Г.С.Виноградов, В.М.Григорьев), чувашей (Т.Н.Петрова), белорусов (А.П.Орлов), якутов (В.Ф.Афанасьев, А.А.Григорьев, А.Н.Данилов, И.С.Портнягин), народов Севера (Н.Д.Неустроев, Н.М.Стариков), народов Средней Азии и Казахстана (Э.А.Измайлов), Сибири и Дальнего Востока (НХ.Баженова, В.И.Прокопенко, Г.Ф.Севильгаев, О.А.Шабурова). Этнопедагогическая культура народов обобщенно представлена в трудах Г.Н.Волкова.

Однако следует отметить, что в настоящее время отсутствуют специальные научные исследования, посвященные собственно этнокультурным традициям воспитания детей коренного малочисленного населения Крайнего Северо-Востока России. Ни как самостоятельная проблема, ни как исторический процесс их развития с позиции социальной педагогики, с учетом их роли в жизни северного социума данная тема не рассматривалась.

Важность социально-педагогического исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных народов Крайнего Северо-Востока обуславливается наличием ряда противоречий:

- между опережающим развитием педагогической практики:
многовековым опытом воспитания, сформированными

представлениями о существовании древней стабильной системы воспитания и невозможностью реально этим воспользоваться в современных условиях ввиду недостаточной разработанности теоретических аспектов традиционного воспитания;

между необходимостью повышения эффективности процесса воспитания в региональных образовательных учреждениях, его обогащения этнокультурными традициями воспитания и неготовностью педагогов региона к решению этих задач;

между потребностью современной практики воспитания детей арктических народов, в целях сохранения их культурной самобытности и успешной адаптации к экстремальным условиям, в теоретическом обеспечении возрождения и использования социально ценных элементов опыта традиционного воспитания и недостаточной разработанностью вопросов социально-педагогического потенциала этнокультурных традиций воспитания, истории и перспектив их развития.

Перечисленные противоречия позволяют сформулировать проблему настоящего исследования, заключающуюся в необходимости разработки концепции становления, развития и сохранения этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России, реализации их социально-педагогического потенциала в современных условиях.

Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования. Объект исследования воспитание детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России.

Предмет исследования становление, развитие и социально-педагогический потенциал этнокультурных традиций воспитания детей автохтонных народов Крайнего Северо-Востока России.

Настоящее исследование основано на предположении, что складывающийся в процессе развития этнокультурный опыт воспитания народа нуждается в постоянном обобщении, выявлении его актуальных элементов и имеет важное значение для обогащения современной теории и практики социального воспитания. При этом учитывалось, что полем опытной проверки в историческом исследовании служит практика

9 прошедших времен, производящая отбор наиболее ценного и продуктивного в развивающихся системах воспитания.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими

задачами:

1. Раскрыть сущность традиционной системы воспитания детей
арктических народов как социально- педагогического феномена, выявить
специфику реализации в ее рамках задач социального воспитания
представителей этноса.

  1. Разработать концепцию становления и развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов, проживающих в экстремальных условиях Крайнего Северо-Востока России, как фактора социализации, раскрыть их социально- педагогический потенциал.

  2. Обосновать социально-педагогическую характеристику периодов «детства» в экстремальных арктических условиях как основу для проектирования и организации воспитания.

4. Охарактеризовать воспитательные возможности традиционной
этнической культуры коренных малочисленных народов Крайнего Северо-
Востока России как средства разностороннего развития детей.

5. Определить особенности и тенденции функционирования
региональных институтов воспитания, перспективы их развития на основе
использования этнокультурных традиций.

6. Разработать педагогические условия сохранения и использования
этнокультурных традиций воспитания современными региональными
образовательными учреждениями.

Методологической основой исследования являются

общефилософские положения диалектического подхода, способствующие раскрытию сущности социально-педагогических явлений на основе конкретного исторического анализа; общенаучные принципы развития, целостности, системности, единства исторического и логического в научном

10 исследовании; положения педагогической антропологии о воспитании как социокультурном феномене; культурно- исторический и антропологический подходы к изучению педагогических и социально- педагогических процессов.

В качестве методологических ориентиров исследования используются также культурологический и этнопедагогическии подходы, их основные положения о культуросообразной детерминации развития человека как личности, как субъекта культуры, в том числе культуры этноса, где ребенок рассматривается в единстве трех сторон — субъект культуры, общества и природы; воспитание же выступает как культуросообразный процесс, создающий среду и формы приобщения к этнической культуре.

Теоретическими основаниями исследования являются:

положения о социальной детерминации педагогических явлений и процессов ( П.П. Блонский, В.В. Давыдов, Н.Н. Иорданский, В.В. Зеньковский, А.Г. Калашников, Г.Б.Корнетов, А.В. Мудрик.);

положения отечественной педагогики, социальной психологии о взаимосвязи социальных отношений, социальной среды и воспитания (Б.Г.Ананьев, В.Г.Бочарова, В.П. Борисенков, Б.З.Вульфов, Б.С.Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А.Зимняя, В.М.Коротов, В.В.Краевский ,Т.С.Комарова, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Г.Н.Филонов, С.Н. Чистякова);

основные педагогические идеи и взгляды на народное воспитание (Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский); современные отечественные теории формирования и социализации личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Г.С.Батищев, С.А.Беличева, Г.Г. Силласте);

теории социокультурного развития человека (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.А.Жданов, С.Н. Иконникова, Э.В.Ильенков, Э.С.Маркарян, М.С.Каган);

- исследования, посвященные изучению педагогических традиций( Р.Б. Вендровская, А.И.Пискунов, З.И. Равкин, К.И.Салимова, Н.П.Юдина, К.В.Чистов).

Учитывались психологические концепции развития личности (Л.С.Выготский, И.С.Кон, М.Мид, В.С.Мухина), персонализации личности и ее развития в деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); теоретические основы культуры игры (Г.С.Виноградов, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, В.М.Григорьев, С.Л.Новоселова, Е.А.Покровский, Й.Хёйзинга и др.).

Особую роль в представлении специфики культуры народов Крайнего
Северо-Востока сыграли работы по этнопсихологии и этнографии, истории и
педагогической антропологии (С.А.Арутюнов, А.Г.Базанов, В.Г.Богораз,
И.С.Вдовин, М.Г.Воскобойников, Н.Н.Диков, МЛ.Жорницкая,

С.П.Крашенинников, В.В.Леонтьев, В.С.Мухина, Г.А.Меновщиков, М.А.Сергеев).

В сравнительно-методологическом аспекте рассматривались научные труды по истории, теории и практике педагогики народов России и СНГ (В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.Л.Бугаева, С.П.Беловолова, А.А.Григорьева, В.Г.Закирова, А.Э.Измайлов, В.И.Прокопенко, М.И.Стельмахович, Я.И.Ханбиков, Е.Л.Христова); по этнопедагогической подготовке учителя (О.И.Давыдова, В.А.Николаев, З.Ф.Рамзеев).

Особое значение для исследования имели труды по общим вопросам
современной социальной педагогики в России, теории социального
воспитания (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова,

В.И. Загвязинский, Р.М. Куличенко, И. А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитина, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов).

Методы и база исследования. В процессе исследования на разных этапах использовался комплекс методов. Теоретические методы

12 исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, обобщение, сравнение, моделирование.

Эмпирические методы исследования: изучение документов и результатов практической деятельности, материалов воспитательной практики, анализ публикаций в научно-педагогической и художественной литературе писателей-северян, учителей-исследователей в периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта семейного воспитания коренных народов. Внедрялись опросные методы сбора информации -беседы, анкетирование, тестирование.

Среди других методов следует отметить педагогический анализ и оценку информации, изучение материалов Магаданского областного архива, краеведческого музея, северной коллекции Загорского государственного историко-художественного музея игрушки, краеведческих музеев в г. Анадыре и п. Провидение (Чукотский АО).

Значительная роль была уделена сопоставительному анализу и обобщению фактического материала воспитательной работы школ, систематизации тридцатилетнего опыта работы диссертанта в образовательных учреждениях (дошкольном учреждении, педагогическом институте, университете). В течение девятнадцати лет велась научно-исследовательская работа в Северном международном университете в г. Магадане, собирались материалы на Чукотке во время сложных этнопедагогических экспедиций в места компактного проживания коренных народов.

Базой исследования являлись 30 дошкольных учреждений, 20 общеобразовательных школ, 3 школы-интерната Чукотского автономного округа, Магаданской и Камчатской областей. В исследовании на различных этапах приняло участие более 300 учителей, 12 воспитателей дошкольных образовательных учреждений, 60 учащихся начальной школы, 24 студента Северного международного университета в г. Магадане, 123 дошкольника 6-7 лет. Были опрошены коренные жители Чукотки и Магаданской области:

13 коряки, эвены, чукчи, эскимосы в возрасте 22-67 лет. В многолетней исследовательской работе по обобщению записей бесед, воспоминаний коренных долгожителей Чукотки принимали участие студенты коренных национальностей Магаданского педагогического института (1986-1994) и Северного международного университета (1994-2003).

Проведение исследования, разработка научно-методических нормативных документов в области развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов, апробация и внедрение идей, результатов поиска осуществлялись на базе образовательных учреждений и районных, областных отделов образования Магаданской области, Республики Саха (Якутия), Камчатской области, Приморского края, Чукотского автономного округа. Основные респонденты исследования были выбраны в Чукотском АО: в городе Анадырь и поселках Чайбуха, Марково, Нешкан, Сиреники, Лорино. Всего было собрано и обработано более 350 записей воспоминаний о детстве, играх, труде, праздниках. Был проведен анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации и Чукотского автономного округа, монографий, диссертаций соответствующей тематики. Особое внимание уделялось анализу материалов научно-практических конференций, симпозиумов, фестивалей и межрегиональных научных семинаров по проблемам этнокультурных традиций воспитания.

Основные этапы диссертационного исследования:

  1. этап (1990- 1995гг.) - изучение и анализ научной и специальной литературы по проблеме исследования, работа с архивными материалами; разработка теоретических основ традиционного воспитания детей арктических народов; накопление эмпирического материала; определение методологии и методики, категорийного и научного аппарата исследования.

  2. этап (1996-1999гг.) - разработка концепции становления и развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов; создание и внедрение программ подготовки специалистов педагогического профиля по использованию этнокультурных традиций воспитания; разработка

14 методических материалов для дошкольников и младших школьников по этновоспитанию.

  1. этап (2000- 2001 гг.) - внесение изменений в систему подготовки педагогических кадров региона, усовершенствование программ и методических материалов с учетом этнокультурных традиций воспитания для образовательных учреждений.

  2. этап (2002-2004 гг.) - корректировка разработанных на предыдущих этапах концепции, модели, программ; разработка учебных пособий, публикация монографий, оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования

В исследовании поставлена и решена на теоретическом и прикладном уровнях важная научная проблема становления и развития этнокультурных традиций воспитания детей автохтонных арктических народов Северо-Востока, раскрыты сущность этнической воспитательной системы как социально-педагогического феномена и возможности этнокультурных традиций воспитания.

Введены понятия «этнокультурные традиции воспитания», «этносоциальное воспитание»; выявлены ключевые научные идеи и содержание традиционного воспитания детей арктических народов как этнически целесообразной системы социального воспитания.

Разработаны теоретико- методологические основы исследования
становления и развития этнокультурных традиций воспитания детей
арктических народов с использованием исторического,

культурологического, антропологического, аксиологического, системного и комплексного подходов.

Представлена концепция становления и развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов, которая включает динамическую и структурно-генетическую модели традиционной системы воспитания, показывающие, что культура этноса, духовно-нравственные

15 ориентации, этнокультурные традиции воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока представляют общечеловеческую ценность как уникальные свидетельства существования локальной арктической цивилизации.

Дана социально-педагогическая характеристика периодов «детства» как основа для проектирования процесса социализации в экстремальных условиях Севера.

Выявлены традиции воспитания в семейных этнических «коллективах», раскрыта роль «расширенной семьи» как первичного института социализации детей арктических народов, гармонизирующего отношения человека, природы и традиционного общества.

Раскрыт воспитательный потенциал базовых средств этнической культуры (игр, состязаний, фольклора, труда, обычаев и обрядов, декоративно-прикладного искусства, праздников и др.).

Определены особенности и тенденции функционирования региональных институтов воспитания и перспективы их развития, разработаны педагогические условия сохранения и использования этнокультурных традиций воспитания региональными образовательными учреждениями.

Теоретическая значимость исследования

Результаты исследования дополняют содержание этнопедагогического и социально-педагогического подходов к развитию традиций, в частности теоретические положения о перспективах этносоциального воспитания; определены пути возрождения и использования этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Севера. Полученные результаты обогащают категорийный аппарат педагогики. Разработана развернутая концепция становления и развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов, которая способствует решению новых теоретических проблем этнопедагогики, социальной педагогики и истории педагогики.

Практические результаты и значение исследования.

Сформулированы и обоснованы организационно-педагогические требования к подготовке специалистов с учетом национального (этнокультурного компонента).

Разработана Программа включения этнических традиций воспитания в университетский комплекс, созданный на Крайнем Северо-Востоке России.

Полученные результаты могут быть широко использованы в практике детских воспитательно-образовательных учреждений Крайнего Северо-Востока России. Предложенная методика воспитания позволит педагогам и учителям начальной школы самостоятельно и научно-обосновано выстраивать вариативное содержание программ воспитания детей.

Разработанная программа обучения студентов использованию массива этнокультурных традиций воспитания детей малочисленных народов используется в подготовке специалистов этнографического профиля.

Учебные пособия, программы, образовательные технологии применимы в национальных дошкольных учреждениях и школах, а также в этнопедагогической подготовке студентов по специальностям «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Социальная педагогика».

Ценны в педагогическом отношении и приемлемы для. работы в дошкольных учреждениях и начальной школе Чукотки, Магаданской области, Камчатки и Якутии традиционные подвижные игры и состязания, праздники и обычаи коренных народов. Опубликованные по данной проблеме монографии и пособия отражают основные идеи исследования и могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, воспитателями, социальными педагогами, учителями, краеведами, работниками сферы досуга, родителями.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследования, целостным подходом к исследуемой проблеме; использованием адекватных задачам исследования теоретических и эмпирических методов; научной

17 апробацией основных идей и выводов в образовательных учреждениях разного уровня; анализом исторических и этнографических данных, количеством участников исследования (более 1000 респондентов).

Апробация работы. Основные положения, выдвигаемые в научном исследовании, и его результаты апробированы в следующих формах:

  1. В докладах на научных международных и региональных конференциях и симпозиумах (Анадырь, 1986; Якутск, 1988; Магадан 1993, 1996, 1999; Анкоридж (Аляска), 1991; Москва, 1996; Санкт-Петербург, 1993, 1996, 2000, 2001).

  2. На научно-практических конференциях и семинарах (Анадырь, 1987; 2003, Запорожье, Украина, 1990-1992; Магадан, 1986-1989, 2001, 2002), межрегиональном научном семинаре (Петропавловск-Камчатский, 2002, Анадырь, 2003).

  3. В циклах лекций для студентов, воспитателей, руководящих работников дошкольных учреждений, преподавателей университетов и педколледжей (Магадан, Москва, С- Петербург, Анадырь, Анкоридж, Запорожье).

4. Материалы исследования использованы в дипломных работах
студентов, а также в региональной «Программе образования Магаданской
области на 2001-2005 гг.»; программе «Обучение родному языку в
национальном детском саду» (Магадан, 1988). В 1996 году автором
разработаны спецкурс и спецсеминар, которые внедрены в педагогический
процесс университета.

5. Результаты проведенного исследования отражены в 77 публикациях
автора по теме исследования (монографии «Этнопедагогика детства
коренных народов Северо-Востока», «Этнопедагогика детства древних
коренных народов Северо-Востока»-2-е изд., перераб. и доп; учебно-
методические пособия «Игры народов Крайнего Северо-Востока России»,
«Праздники коренных народов Северо-Востока России», «Истоки
воспитания у коренных народов Северо-Востока России», «Традиционные

18 игры и игрушки народов Крайнего Северо-Востока России», научные статьи, тезисы научных докладов и др.) общим объемом более 120 п.л. Положения, выносимые на защиту.

  1. Традиционная система воспитания детей древних народов Северо-Востока России как социально-педагогический феномен представляет собой систему воспитания, сложившуюся под влиянием особых исторических, экономических, социальных, географических и климатических условий, которая является «северным геном», результатом веками формирующейся системы адаптации данных этносов к экстремальной окружающей среде.

  2. Этнокультурные традиции воспитания - это базовый фактор социализации ребенка в этносе, включающий:

трудовые и эстетические ценности, идеалы;

традиционные виды деятельности, в которые включается ребенок в соответствии с возрастом;

нравственные нормы и правила во взаимоотношениях детей и взрослых;

праздники, обряды, ритуалы;

традиционные воспитательные средства.

  1. Этносоциальное воспитание - воспитание в этнической среде, предполагающее создание условий для относительно целенаправленной социализации в этносе и подготовки к выполнению социальной роли «представителя этноса».

  2. В фольклоре северных этносов запечетлен народный идеал настоящего промысловика, оленевода, воина, хранителя очага, отражающий нравственность этноса. Для возрождения этого народного идеала необходима разработка системы воспитания детей, основанной на традициях.

  3. Сущность концепции развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо- Востока

19 России составляют: методологические положения, связанные со спецификой воспитания детей в культуре этноса; генезис, этапы и перспективы развития этнокультурных традиций воспитания, динамическая и структурно-генетическая модели традиционного воспитания; цель, идеи содержание и средства традиционного воспитания детей арктических народов; социально-педагогическая характеристика периодов «детства» в специфических арктических условиях.

6. Традиционную систему воспитания детей арктических народов
характеризуют: природосообразность, преемственность, идеал,
религиозные представления, коллективность и массовость воздействий
на ребенка в воспитании, иерархизированность отношений,
половозрастная дифференциация, активность самого ребенка, раннее
приобщение к труду.

Традиционная система воспитания рассматривается как целостная система, обеспечивающая взаимодействие социальных, социально-психологических и педагогических факторов, в том числе семейной, родовой и племенной общины коренных народов. Особая роль в этой системе отводится воспитанию детей в «расширенной семье» как специфическом институте социализации арктических народов.

7. Становление и развитие этнокультурных традиций воспитания детей в
истории арктических народов прошло ряд этапов: возникновение
традиций воспитания в чукотских и эскимосских семьях — эпоха
неолита; развитие традиционной системы воспитания - начало XVII в.

- период разложения первобытнообщинного строя чукчей и эскимосов

— зарождение новых методов воспитания в семье; обогащение
традиционной системы воспитания в семье во взаимодействии с
русской культурой - появление первых землепроходцев; влияние
православного миссионерства на традиционное мировоззрение
коренных малочисленных арктических народов; атеистическая

20 пропаганда и коллективизация — удар по традиционным обычаям, обрядам и поверьям, распространение авторитарных методов воспитания; индустриальное развитие Северо-Востока России, принятие важных государственных документов в области образования; формирование современной системы воспитания детей, основанной на этнокультурных традициях и педагогической науке. Социально-педагогическая характеристика периодов «детства» у арктических народов, обусловливающая преемственность воспитательных воздействий социальных институтов с учетом возраста и пола, ориентированная на активность и притязания ребенка в признании его успеха, способствует выделению в границах каждого возраста степени участия взрослых в обеспечении главных жизненных потребностей ребенка, особенно во включении его в позитивную социальную деятельность; представленная социально-педагогическая характеристика позволяет оптимально проектировать современные воспитательные системы, соответствующие культурным традициям конкретного этноса. Особое значение для социализации коренных малочисленных народов Крайнего Северо- Востока России имеет дошкольный и младший школьный возраст; этническая специфика социального воспитания детей данного возраста заключается в следующем: ранняя самостоятельность в освоении различных видов труда, стремление ребенка к физическому совершенствованию и здоровью, проявление воли, выносливости, бесстрашия и сноровки в условиях-испытаниях.

Воспитательные возможности традиционной этнической культуры определяются этническим идеалом и педагогическими идеями, воплощенными в ее художественно - образных средствах и видах деятельности (устное народное творчество, декоративно - прикладное искусство, народные игры и игрушки, физические состязания, празднично - игровой фольклор), которые в процессе приобщения к

21 ним детей выступают в качестве традиционных средств воспитания. По сути, — это инструменты социально - педагогических технологий, обеспечивающих этносоциальное воспитание молодого поколения путем освоения им традиций, обрядов этноса и привлечения к участию в традиционном труде, играх, праздниках, художественно — творческой деятельности.

  1. Введение в программы и учебные планы образовательных учреждений национально-регионального компонента, включающего этнокультурные традиции воспитания, и создание на Крайнем Северо-Востоке регионального научно-образовательного университетского комплекса являются перспективными направлениями развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов.

  2. Педагогическими условиями сохранения и использования этнокультурных традиций воспитания современными региональными образовательными учреждениями являются:

концептуальное обобщение опыта традиционного воспитания детей коренных северных народов;

активное использование воспитательного потенциала этнической культуры в системе социального воспитания;

интеграция усилий по сохранению традиций воспитания детей арктических народов , как этнически и социально целесообразных в экстремальных северных условиях, на трех уровнях: федеральном, региональном, местном;

целевая подготовка специалистов педагогического профиля в области этнокультурных традиций воспитания. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования, охарактеризованы методологические основы, методы, источниковедческая база, научная

22 новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретико-методологические основы исследования развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов» - дано обоснование воспитания детей в культуре этноса как социально-педагогического феномена; представлены методологические положения исследования специфики воспитания детей арктических народов, включающие: культурологический, антропологический, системный, аксиологический и комплексный подходы к обоснованию и изучению проблемы; в рамках исторического подхода выявлены основные этапы развития этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Северо-Востока; определены цель, ведущие идеи, содержание традиционного воспитания; дана социально-педагогическая, характеристика периодов «детства» в экстремальных арктических условиях; разработаны динамическая и структурно- генетическая модели традиционного воспитания детей арктических народов.

Во второй главе « Традиционная этническая культура коренных малочисленных народов Крайнего Северо- Востока России как средство воспитания» исследованы педагогические возможности устного народного поэтического творчества, декоративно-прикладного искусства, народной игры и игрушки, традиционных физических состязаний, празднично-игрового фольклора чукчей и экскимосов; представлены методические разработки, посвященные содержательным и организационным вопросам приобщения детей и студентов к традиционной этнической культуре.

В третьей главе « Функционирование систем воспитания, основанных на традициях коренных малочисленных народов Крайнего Северо- Востока России: опыт, эволюция, перспективы» в рамках исторического и социально- педагогического подходов анализируются опыт традиционного воспитания детей в чукотской семье; становление социального воспитания в образовательных учреждениях в годы советской власти и период

23 перестройки; выявляются основные тенденции и перспективы развития воспитания детей арктических народов; рассматривается подготовка студентов к использованию этнокультурных традиций в воспитательной работе.

Объем диссертации составляет 357 страниц; список, использованной литературы содержит 353 источника.

Воспитание детей арктических народов как социально-педагогический феномен

Основа работы - изучение этнокультурных традиций воспитания детей, традиция не является чем- то статичным, по мере накопления новых данных выдвигаются новые интерпретации, теоретические объяснения, которые способствуют их развитию. Традиция имеет прежде всего смысл передачи некоторого достояния в наследование, в том числе ценностных ориентации, что важно для воспитания. Как составная часть культуры традиции обеспечивают человечеству возможность решать новые задачи, опираясь на опыт прошлых поколений.

Предпосылками изучения развития этнокультурных традиций воспитания детей арктических народов являются народная педагогика, этнопедагогика и социальная педагогика.

Г.С. Виноградов связывает воспитание и обучение с жизнью народа и считает, что оно «...существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю» [50,с.37].

Современная парадигма социального воспитания ( В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, В.И.Загвязинский, И.С.Кон, P.M. Куличенко, И.А. Липский, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, В.А.Никитин М.М.Плоткин, В.А. Сластенин, Д.И.Фельдштейн, Г.Н.Филонов ) [ 5,34,68,117,143,144,161,174,185,200,230, 267,304,306] связана с этнизацией социально- педагогического процесса.

Этносоциальное воспитание - воспитание детей в этнической среде, как область педагогического сознания этноса, представляет собой целостную систему знаний и существует как результат духовной и практической деятельности его представителей. Базой этносоциального воспитания являются этнокультурные традиции воспитания.

Этнокультурные традиции воспитания, как область педагогического сознания этноса, представляют собой целостную систему знаний и существует как результат духовной деятельности его представителей.

Воспитание в педагогике является основной научной категорией [10, 18,32,36, 146]. Воспитание - это деятельность, направленная на приобщение человека к социальному опыту и развитие индивидуальности человека. Длительное время содержание воспитания было обусловлено задачей передачи следующему поколению законов, идей, обычаев, правил поведения. Поэтому основными источниками воспитания признаются общество, семья и индивид. В процессе функционирования общества возникает народный опыт, который обобщает все лучшее и передается из поколения в поколение. Для общества воспитание есть своеобразный механизм актуализации культуры.

В педагогике сущность воспитания трактуется по-разному. И.С.Кон связывает этот процесс с социализацией, посредством которой индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства [143, 152].

П.И. Пидкасистый рассматривает воспитание как процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности [228].

М.С.Каган выделил гуманитарный подход в воспитании «восхождение к субъективности» [130].

Г.С.Батищев под воспитанием понимал «непрерывное становление целостности, предоставление человеку возможности самоопределиться»[18 ].

В традиционном плане воспитание рассматривается как «механизм удержания» в системе этнических, родовых отношений; как способ связи требований и правил жизни с «законами Вечности» (Я.А.Коменский) [142]. Ребенок и взрослый относятся к разным поколениям. Здесь в воспитании возникают противоречия, обусловленные различием возраста, культур, которые несет в себе каждое из поколений. Для разрешения указанных противоречий в педагогике намечено два пути: развить внутренний мир ребенка и помочь ему освоить опыт старшего поколения. В процессе развития педагогики воспитание и обучение рассматриваются как единый процесс формирования личности, а ключевой задачей является воспитание совершенного человека.

Однако в настоящее время между целями воспитания и задачами их практического воплощения возникли определенные трудности. Одно из них выражено в разрушении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых происходило формирование личности. Технологические тенденции привели к ослаблению роли гуманитарных аспектов общественной жизни, что обусловило потерю значимых категорий нравственности. В то же время новые идеологические основы не созданы, что, несомненно, приводит к затруднению в решении многих проблем воспитания.

Педагогические идеи устного народного поэтического творчества

Традиционная этническая культура арктических народов - древняя, содержит в себе некоторые исходные человеческие универсалии: труд, общение, празднично-игровое поведение, отношение к природе и животным. Традиционная культура чукчей, из-за отсутствия письменности, зафиксирована, только в фольклоре, имеющем большое воспитательное значение. С целью выявления педагогических идей в фольклоре автором специально проанализировано более 300 сказок, легенд, преданий и рассказов.

Фольклор трактуется как культурно-этнографический комплекс, состоящий из различных ветвей художественного народного творчества бесписьменной традиции: словесного, музыкально-песенного, танцевального, игрового, гравировки по кости, драматического, адаптационного.

Особое значение в воспитании северные народы придавали устному народному творчеству, которое способствовало усвоению детьми образа мышления взрослых, помогало им шире познать окружающий мир. Сказки, легенды, рассказы, предания служили важным средством для обогащения речи детей новыми словами, осмысление которых выводило их мышление за рамки промысловых и бытовых представлений. Через устное народное творчество дети узнавали философию, традиции своего народа, обычаи, праздники. Они усваивали нравственные нормы, особенности языка и фольклора, самобытность своей культуры. Через сказки дети усваивали такие понятия, как "река", "море", "солнце", "гора", получали географические и астрономические знания. С особенностями своего края чукчи знакомились в процессе кочевого образа жизни, а сведения об отдаленных местах, особенностях солнечного или лунного затмения они получали из собственных наблюдений, подкрепленных рассказами, преданиями и сказками.

К.Д. Ушинский в народном поэтическом творчестве на первое место выдвинул сказки, называя их "блестящими попытками народной педагогики", и неоднократно говорил о том, что никто не в состоянии сравниться с педагогическим гением народа. Чукотско-эскимосские сказки отличаются самобытностью и оригинальностью, вызывают интерес этнографов, историков, филологов, педагогов. В 1958 г. Магаданским книжным издательством была издана книга "Творчество народов Дальнего Севера", куда вошло около 20 сказок чукчей, коряков, эскимосов, юкагиров, ительменов и эвенов. Кроме сказок, сборник содержит загадки коряков, юкагиров и эвенов. Первая широкая публикация фольклора "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" была издана в 1974 г. В сборник включены мифы, сказки азиатских эскимосов, чукчей, коряков и ительменов о животных, бытовые и волшебные сказки. В книге содержится 206 сказок, изложенных в подлинном народном звучании. Во время долголетней работы по изучению эскимосского фольклора Г. А. Меновщиков [190, 191] записал 21 Iі сказок. Все они вошли в сборник "Эскимосские сказки" (Магадан, 1980).

Сюжеты народных сказок и легенд нашли освещение и в книге "Новая жизнь древних легенд Чукотки" (Магадан, 1987). Уникальность книги в том, что в ней впервые представлен фольклор в гравировке по кости. В легендах сохранены древнейшие верования, первобытной мифологии, когда животные почитались, считались хозяевами земли и помощниками "верхних людей", т. е. люди, умершие на земле и продолжающие реальную жизнь на небе. По верованиям чукчей и эскимосов, человек являлся частью природы, он объединял себя с животным миром, вступал в контакты со зверем, перевоплощался. Таким образом, возник языческий пантеон древних чукчей -ряд божеств.

Опыт семейного воспитания как предпосылка развития систем воспитания детей арктических народов

Традиционная система воспитания в чукотской семье основана на любви к детям и одновременно намеренном, контролируемом стремлении подвергать их с самого рождения сложнейшим испытаниям: психологическим, физическим, трудовым. Всестороннее специальное научно-этнографическое исследование жизни чукчей было осуществлено В. Г. Богоразом [29,30]. Его монография «Чукчи» (1934-1939) - крупнейшее и важнейшее исследование материальной и духовной культуры чукчей с экскурсами в вековую историю этого народа. Детально описаны быт семьи, модели одежды, «воспитательство» детей, питание, виды труда, некоторые игры и игрушки. В. Г. Богораз [29] видел преемственность поколений каждого народа в его самобытности - лишь ему принадлежащем образе жизни, мыслей — и во взглядах на предмет, в религии, языке, а более всего в традициях. Все «обычаи», считал В. Г. Богораз, «укрепляются давностью», «освещаются временем» и переходят из рода в род. В исследованиях А. Д. Марфусаловой [184] дано определение своеобразным экологическим традициям аборигенов Севера. Она обратила внимание на то, что в зависимости от специфики и особенностей природных комплексов формируется определенный тип культуры с соответствующим уровнем развития и создаются свои варианты взаимоотношений «человек - природа», «человек - человек», т. е. формируется своеобразная экологическая культура. Чукчи дорожат своими экологическими традициями, культурными обычаями, как и накопленным веками трудовым опытом - опытом выживания в суровых условиях Севера. Этические нормы поведения, этические особенности восприятия и понимания окружающего мира, принципы использования природных богатств и народные идеи воспитания они всегда пытались передать детям.

Преемственность поколений обеспечивается воспитанием. B.C. Соловьев конкретизировал, что почитание предков и основанное на нем семейное воспитание побеждает безнравственную рознь и восстанавливает нравственную солидарность людей в порядке времени или последовательности бытия... «Семья есть ближайшее восстановление нравственной ценности в одном основном отношении - преемственности поколений»[278]. Так, младшему поколению передавался устойчивый стереотип экологического мышления, правил поведения в тундре, тайге, море, норм взаимоотношений человека с природой, с различными сообществами. Педагогическая преемственность традиций выражалась в пословицах, поговорках, легендах, сказках, семейном воспитании. Первоначальное воспитание и обучение заключалось в усвоении детьми некоторых приемов добывания пищи, сбора дикоросов. Повседневная жизнь определяла характер многих воспитательных традиций чукчей.

На основе почитания природы были созданы педагогические заповеди: -береги родные места; не разрушай деревья и растительность, не убивай зверей и птиц в больших количествах, не наноси вреда природе; - не загрязняй водоемы; - поклонись сопкам, горам, лесам, реке и морю; - не давай зарасти дорогам (помни свой род). А также, стремись быть крепким, занимайся телесными упражнениями, физической активностью закаляй, и развивай свое тело; - в труде постигай различные природные явления, определяй изменения в растительном и животном мире, миграции зверей и птиц.

Традиции выступали в виде принципов, норм, правил и идеалов, которые регламентировали жизнь чукотских детей. [219, 221,244, 296, 280, 291]. Экологические, культурные, нравственные и трудовые традиции, арктических народов пронизаны опытом выживания человека в экстремальных условиях Севера. Педагогическая преемственность традиций выражалась в пословицах, поговорках, сказках, семейном воспитании. Первоначальное воспитание и обучение заключалось в усвоении детьми некоторых приемов добывания пищи, сбора дикоросов. Повседневная жизнь определяла характер многих воспитательных традиций чукчей.

Выделяем более значимые чукотские традиции в воспитании детей 3-7 лет.

1. Традиции почитания детей и связанные с ними обычаи. Бережное отношение к ребенку, наречение ребенка именем, исходя из того нравственного идеала, который хотели бы видеть в нем родители в будущем, длительное хранение детской одежды и игрушек.

2. Традиции и обычаи почитания родителей, близких, стариков, предков, героев своего рода, села, сознание принадлежности к определенному чукотскому роду и своей родословной. Сохранение важных нравственных заповедей: послушания, умеренности, доброты. Обычай заботы о престарелых одиноких людях и детях-сиротах.

3. Традиции почитания родного очага, жизни бытия в единстве с природой, окружающим; миром и обычаи, связанные с ними (культ огня, отношение к природе как к живому существу, соблюдение заповедей неписаных правил поведения в тундре, тайге, море, почитание священных мест).

Похожие диссертации на Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект)