Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Николаева Елена Владимировна

Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты
<
Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Николаева Елена Владимировна. Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02, 13.00.01.- Москва, 2000.- 393 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-13/33-4

Содержание к диссертации

Введение

Часть первая. Целостный концептуальный подход к исследованию истории отечественного музыкального образования 22

Глава первая. Сущность целостного концептуального подхода к исследованию истории отечественного музыкального образования 22

Глава вторая. Исследование музыкального образования в Древней Руси с конца X до середины XVII столетия 39

1. Православная ориентация как магистральное направление развития отечественного музыкального образования 39

2. Приоритет духовного фактора при освоении знаменной системы пения 54

3. Эволюция православного музыкального образования с конца X до середины XVII столетия 92

4. Организация профессионального и общего музыкального образования православной ориентации 131

5. Музыкальное образование народной ориентации 158

Часть вторая. История отечественного музыкального образования в вузовской подготовке учителя музыки 213

Глава первая. Содержание и организация историко-педагогической подготовки учителя музыки в контексте целостного концептуального подхода 213

Глава вторая. Опытно-экспериментальное исследование эффективности целостного концептуального подхода к изучению истории отечественного музыкальною образования в вузовской подготовке учителя музыки 240

1. Содержание и результаты историко-педагогической подготовки на начальном этапе . 240

2. Содержание и результаты историко-педагогической подготовки на основном этапе 279

3. Содержание и результаты историко-педагогической подготовки на завершающем этапе 320

Заключение 327

Библиография 334

Приложение 1 360

Приложение 2 392

Сущность целостного концептуального подхода к исследованию истории отечественного музыкального образования

Согласно общепринятой в музыковедении точке зрения, при рассмотрении музыки в ней выделяются три основных пласта: музыка народная, религиозно-духовная музыка и светская профессиональная музыка. В каждой из этих сфер воплощено свое особое видение музыкальной картины мира, что не может не найти отражения и в соответствующей направленности музыкального образования, его содержании, методах, формах. Следовательно, и в ис-горико-педагогических исследованиях в области музыкального образования необходимо учитывать специфику каждого из этих пластов музыкальной культуры, а гакже то, каким было соотношение между ними в тот или иной конкретно-исторический период, как оно менялось в процессе исторического развития, какое влияние они оказывали друг на друга.

При таком подходе к исследованию истории музыкального образования она предстаёт в виде исторически развивающейся совокупности трех основных направлений: музыкального образования народной ориентации, музыкального образования религиозной ориентации и музыкального образования светской ориентации. Каждое из этих направлений проходит свой путь исторического развития и, вместе с тем, подчиняется общей логике становления и развития историко-педагогического процесса в области музыкального образования.

Отсутствие такого целостного взгляда на историю музыкального образования — как совокупности его трех основных направлений — нередко приводит к тому, что в исследовательских оценках появляются не только отдельные неточности, но и серьезные изъяны. Это наблюдается в тех случаях, когда система взглядов, выработанная в одной из сфер музыкального образования и ориентированная на определенную музыкальную культуру, переносится исследователями на принципиально отличную от нее в мировоззренческом отношении музыкальную культуру.

К примеру, длительное время изучение православной музыкальной культуры, в силу определенных причин, осуществлялось исключительно в музыкальном аспекте, без раскрытия её религиозно-духовной сущности. Тем самым игнорировалась специфика данной культуры, а, следовательно, искажались её педагогические установки. Другими словами, критерии оценивания оказывались не адекватными природе изучаемого феномена. Так, например, духовное толкование знамен, представленное в целом ряде древнерусских певческих азбук, оставалось вне поля зрения ученых, либо считалось, что для «понимания и усвоения музыкального смысла певческих знаков такой метод ничего не мог дать» (295, 330). В последние годы в трудах по теории и истории богослужебного пения подобная позиция уже подверглась кригике (В.И.Мартынов, протоиерей Б.Николаев и др.), но в педагогических исследованиях данный аспект еще только начинает осмысливаться.

Вот почему столь важно и необходимо в историко-педагогических исследованиях рассматривать музыкальное образование как явление многогранное, представляющее собой органическое единство его трех основных составляющих: муіьїкального образования народной, религиозной и свеїской ориентации. Л это значит, что при изучении каждого из этих направлений исследователь, во-первых, будет исходить из тех педагогических установок, которые были выработаны именно в данном пласте музыкальной культуры. И, во-вторых, в сфере его внимания будет находиться взаимосвязь основных направлений музыкального образования в гот или иной конкретно-исторический период.

Не менее значимым с точки зрения целостного подхода к исследованию истории музыкального образования представляется выделение при характеристике каждого из этих направлений двух основных уровней его реализации: музыкального образования общего и специального. Выявление сходства и различия между ними дает возможность не только приблизиться к осознанию особенностей становления и развития каждого отдельного направления в тот или иной конкретно-исторический период, но и подойти к его целостному рассмотрению во взаимосвязи двух уровней.

Исследование процесса становления и развития отечественного музыкального образования с древнейших времен и до настоящего времени, проведенное нами с учетом особенностей взаимодействия его трех основных направлений, дает основания полагать, что в развитии отечественного музыкального образования могут быть выделены две стадии, принципиально отличающиеся по характеру прослеживаемых в нем изменений.

На первой из них (с древнейших времен и примерно до середины XVII столетия) говорить о музыкальном образовании можно лишь сбольшой долей условное г и . Такая терминология допустима только с современной точки зрения, когда и архаический фольклор, и более поздний классический фольклор, и древнерусское православное богослужебное пение стали рассматриваї ься как особые пласты музыкального искусства. В то же время, нельзя не учитывать то, что как в фольклоре, гак и в православном богослужении музыка являегся весьма важной, но всего лишь одной из составных частей синкретичного но своей природе действа. К тому же православное богослужебное пение, но убеждению Святых отцов Русской Православной Церкви со времени принятия христианства и до середины XVII столетия, музыкой не являлось.

Исследование музыкального образования в Древней Руси с конца X до середины XVII столетия

Основополагающее значение для становления отечественного музыкального образования с конца X до середины XV11 столетия, как отмечалось ранее, имело обращение русского народа к христианскому учению. В Древней Руси оно было известно уже в IX веке, однако широкое распространение стало получать после крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году и признания христианства государственной религией.

С принятием христианства в отечественном музыкальном образовании произошло обособление двух основных направлений. Одно из них стало развиваться в русле педагогических воззрений православия, что дало основание определить его как музыкальное образование православной ориентации. Для Руси это направление являлось принципиально новым. Оно опиралось на византийские православные традиции и было сориентировано на музыкальное начало в русской православной службе.

Другое направление продолжало ориентироваться на традиционную народную культуру и, следовательно, может быть обозначено как музыкальное образование народной ориентации.

Характер взаимосвязи между этими двумя направлениями во многом определяли духовно-религиозные постулаты Русской Православной Церкви, находившие свое воплощение в древнерусской православной педагогике, частью которой являлась и православная музыкально-педагогическая мысль того времени.

В своих истоках древнерусская православная педагогика восходила к христианским педагогическим воззрениям, сформировавшимся в лоне восточной христианской церкви. В то же время их осмысление на Руси несколько отличалось как от восточной греческой, так и от западной латинской традиций. Характеризуя древнерусские православные педагогические установки, Г.Б.Корнетов, в опоре на труды О.Н.Кошелевой, обращает внимание на то, что христианская традиция в целом «смысл педагогических усилий видела в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения, что можно было достичь двумя способами: путем познания (умопостижения) и путем дел (образом жизни). Византийская православная традиция осваивала оба эти пути. Западная католическая сосредоточила внимание на первом. Она встала на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер и западной педагогики и западной культуры в целом. В Древней Руси (до конца XVII в.) преимущественное внимание уделялось второму пути. Рассудочное познание рассматривалось как "внешнее" и противопоставлялось истинному "внутреннему", обращенному к Богу и связанному со "светлым" состоянием души. Истинная душевная мудрость могла быть постигнута только сердцем. Педагогика, понимаемая на Руси как "душевное строение", была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной» (139, 73 - 74).

Такая целевая направленность была присуща и древнерусским музыкально-педагогическим воззрениям православной ориентации. При этом отмеченные выше педагогические установки получили в них свое специфическое преломление сквозь призму понимания русским духовенством различной природы богослужебного пения и музыки.

Содержание и организация историко-педагогической подготовки учителя музыки в контексте целостного концептуального подхода

Разработка целостного концептуального подхода к изучению истории отечественного музыкального образования в системе вузовской подготовки будущих учителей музыки осуществлялась нами на поисковом этапе исследования в 1993 — 1996 г. г. Ведущими задачами этого этапа исследования явились:

— определение цели, принципов, содержания и организации профессионально-ориентированной историко-педагогической подготовки будущих учителей музыки, направленной на изучение истории отечественного музыкального образования с позиции целостного концептуального подхода;

— разработка и опытно-экспериментальная проверка содержания и методики преподавания учебного курса «История отечественного музыкального образования», реализующего целостный концептуальный подход к изучению историко-педагогического процесса в области музыкального образования.

Решение данных задач представлялось необходимым, поскольку изучение истории музыкального образования будущими учителями музыки с позиции целостного концептуального подхода до настоящего времени не являлось предметом специального исследования. Вместе с тем знание истории, основанное на целостном видении историко-педагогического процесса в области музыкального образования, важно как в плане выявления в историческом опыте актуальных для нашего времени музыкально-педагогических идей, так и предостережения от возможных ошибок, развития у студентов историко-педагогического мышления и повышения, тем самым, их педагогической культуры в целом.

Историко-педагогическая подготовка будущих учителей музыки является важнейшим компонентом их профессионально ориентированной вузовской подготовки. Её цель видится в подготовке студентов к профессиональной деятельности посредством изучения истории музыкального образования с позиции целостного концептуального подхода и осмысления полученных знаний с точки зрения задач, стоящих перед учителями музыки на современном этапе.

Теоретическое исследование проблемы привело нас к убеждению, что в своей содержательной и процессуальной части историко-педагогическая подготовка будущих учителей музыки должна опираться на ряд принципов. Важнейшим из них, определяющим её содержание и процесс усвоения, является направленность на целостный концептуальный подход к изучению истории музыкального образования.

Данный принцип нацеливает на целостное видение студентами истори-ко-педагогического процесса в области музыкального образования с древнейших времен и до наших дней включительно, во взаимосвязи его основных направлений, каждое из которых получает рассмотрение на уровне общего и специального музыкального образования. Тем самым создаются условия для подведения учащихся к осознанию того, что нет, и не может быть какой-либо единой универсальной педагогической системы, равно применимой по отношению ко всем пластам музыкального творчества, будь то музыка светской профессиональной, религиозно-духовной или фольклорной традиций.

Реализация целостного концептуального подхода к изучению истории музыкального образования в вузовской подготовке будущего учителя музыки предполагает, как обязательное, и овладение студентами умениями осуществлять профессионально ориентированный историко-педагогический анализ музыкально-педагогических проблем на целостном концептуальном уровне.

Перед тем, как охарактеризовать сущность такого историко-педаго-гического анализа, необходимо заметить, что в последние годы в педагогике музыкального образования все более широкое признание получает предлагаемое В.В.Медушевским возвращение в трактовке термина «анализ» к его древнему святоотеческому толкованию как «воскрылению к сути». При таком понимании анализ есть ни что иное как «восхождение к сути путем снимания внешних облачений, в том числе и структурных особенностей. Такой анализ ведет нас к синкрезису как вершине познания, к живому связному видению сути, освобождающему нас от мертвой пыли безжизненных схем и структуральных придумок» (168, 262). К такому анализу, ориентированному на «восхождение к интонационной сути» музыкального искусства, и призывает исследователь современных ученых, говоря об интонационно-смысловом анализе музыки.

Принимая данное толкование термина «анализ», рассмотрим в обозначенном ракурсе круг вопросов, связанных с историко-педагогическим анализом проблем музыкального образования. Что в этом случае следует понимать под сутью анализа, и каким видится путь восхождения к ней будущего учителя музыки при изучении истории музыкального образования?

Будучи одной из разновидностей музыкального анализа, профессионально ориентированный историко-педагогический анализ прежде всего предполагает выявление интонационной сути той музыки, которая является предметом освоения в ту или иную эпоху, тот или иной конкретно-исторический период. Это — та первая ступень восхождения к раскрытию исто-рико-педагогической сути изучаемого музыкально-педагогического феномена, без которой содержательное рассмотрение педагогических воззрений музыкантов, обратившихся в своей деятельности к данной музыке, невозможно. В отрыве от музыки эти воззрения становятся ничем иным, как теми «безжизненными схемами», о которых говорит В.В.Медушевский. Только «наполненные» музыкой они приобретают смысл и могут рассматриваться как некоторая содержательная данность, в той или иной мере отражающая суть музыки.

Таким образом, при интонационном методе исследования появляются предпосылки для выявления степени сопряженности музыки и тех педагогических систем, которые направлены на её освоение в тот или иной конкретно-исторический период.

Похожие диссертации на Музыкальное образование в России : Историко-теоретический и педагогический аспекты