Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Ежова Елизавета Борисовна

Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио
<
Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ежова Елизавета Борисовна. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 193 с. РГБ ОД, 61:07-13/1346

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития музыкального слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио

1.1. Музыкальный слух и его классификация по видам 15

1.2. Психолого-педагогические особенности развития музыкального слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио 33

1.3. Элементы математики в музыкознании и в педагогике сольфеджио ДМШ 50

Выводы по первой главе 79

Глава 2. Методика развития музыкального слуха

2.1. Практика развития музыкального слуха на основе традиционных методов 81

2.2. Разработка показателей сформированности музыкального слуха, интереса к дисциплине сольфеджио учащихся и критериев их оценки 103

2.3. Содержание и организация формирующего этапа эксперимента по оптимизации развития музыкального слуха учащихся ДМШ в классе сольфеджио с привлечением элементов математики 120

Выводы по второй главе 156

Заключение 158

Введение к работе

Актуальность исследования

Цель начального музыкального образования воспитывать будущего профессионального музыканта или грамотного любителя музыки, слушателя, прививать любовь к музыкальному искусству. В целом же музыкальное образование решает проблемы художественного, нравственного воспитания, духовно развивает личность. Тип личности, обладающий богатым духовным потенциалом, всегда будет востребован в обществе.

Дисциплина сольфеджио наравне с другими дисциплинами общего обязательного курса обучения в детской музыкальной школе (ДМШ) содействует повышению общего музыкального и культурного развития учащихся. Основной задачей сольфеджио является развитие музыкального слуха, который лежит в основе музыкальной деятельности как в процессе обучения в школе, так и после её окончания.

Исследования в области развития музыкального слуха ведутся с XIX века. Тем не менее, в музыкальной педагогике остаются ещё нераскрытыми некоторые вопросы, касающиеся теории развития музыкального слуха (классификация видов слуха, приоритетные виды слуха для учащихся ДМШ и т.д.) и его методики. Данное обстоятельство подтверждает актуальность новых разработок в этой области, в том числе в педагогическом аспекте.

На современном этапе музыкального образования в рамках ДМШ преподавание музыкально-теоретических дисциплин осуществляется преимущественно в узком дисциплинарном направлении. Между тем, как показывает опыт, учащиеся лучше воспринимают учебный материал, когда педагог обогащает его некоторыми содержательными элементами из области других, изучаемых школьниками, дисциплин. Именно поэтому для современного музыкального образования является актуальным интегрированное преподнесение дисциплинарного знания, с использованием приёмов, методов, аналогий из дисциплин, изучаемых и в системе ДМШ, и в общеобразовательной школе.

Наше исследование связано с изучением особенностей развития музыкального слуха у учащихся ДМШ на основе взаимосвязи сольфеджио с математикой. Междисциплинарньш фактор является одним из ведущих в области теории и практики общей и музыкальной педагогики.

В философской, психологической, музыковедческой литературе накопилось немало интересных сведений об эффективности применения отдельных элементов математики в музыкальной педагогике.

Кроме того, музыковедческие исследования подтверждают очевидность неразрывной связи эмоционального и рационального в музыкальном восприятии, в построении музыкальной композиции.

Наши наблюдения показали, что дисциплина сольфеджио связана с математикой не только отдельными математическими понятиями (число, симметрия, золотое сечение, счет и т.д.), но и педагогическими методами и приёмами (применением схем, графиков, формул и т.д.).

Нам представляется, что назрела необходимость специального изучения взаимодействия дисциплин сольфеджио и математики в процессе развития музыкального слуха учащихся. Способы и механизмы реализации этой связи, её педагогическая целесообразность и эффективность в процессе развития музыкального слуха учащихся и являются основным направлением для данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Музыкальный слух, как одну из уникальных человеческих способностей, изучают многие науки. Среди них - физиология (Г.Л.Гельмгольц), музыкальная педагогика (Е.А.Мальцева, Г.Любомирский, С.М.Майкапар, Б.В.Асафьев, В.К.Белобородова, Е.В. Давыдова, А.Л.Островский, И.Г.Иоффе, Г.С.Ригина, Ю.Б.Алиев, С.Е.Оськина, Л.Н.Алексеева, В.П.Морозов, М.С.Старчеус, Д.К.Кирнарская и др.), психология (Б.М.Теплов, А.Л. Готсдинер, и др.), музыкальная психология (Е.В.Назайкинский, А.Г.Костюк и др.), музыкальная акустика (Н. А.Гарбузов, Е.В.Назайкинский, Ю.Н.Рагс и др.).

Различные аспекты теории развития музыкального слуха рассматриваются в трудах музыковедов С.М.Майкапара, Г.Любомирского, Е.Мальцевой,

5 А.Шнабеля, Н.А.Гарбузова, П.Н.Бережанского, В.П.Морозова, Б.Уткина, С.Г.Гребельника, Д.К.Кирнарской, М.С.Старчеус и др.

Методические аспекты развития музыкального слуха рассмотрены в трудах педагогов-практиков, авторов методических и учебных пособий В.Серединской, В.А.Вахромеева, В.В.Хвостенко, Г.Р.Фрейндлинга, Е.В.Давыдовой, Ю.Б.Алиева, А.В.Барабошкиной, С.Е.Оськиной, Г.Ф.Калининой, О.Л.Берак, и др.

Оптимизация развития музыкального слуха - проблема не новая, в том числе и применение элементов математики в дисциплине «сольфеджио». Практически в ДМШ на уроках сольфеджио применяются формулы, схемы, некоторые математические понятия. Но специального научного обоснования эффективности взаимодействия данных дисциплин на уроках сольфеджио детской музыкальной педагогике ДМШ нет.

Для нашего исследования очень значимыми оказались работы философов: Пифагора, Аль Фараби, Р. Декарта, Г.В.Лейбница, А.Ф. Лосева, и др., затрагивающих вопросы взаимосвязи музыки и математики.

Тот факт, что в мышлении музыкантов и математиков всегда присутствует эмоциональная и рациональная сферы, доказано психологами Б.М.Тепловым, А.Р. Лурия, М. Блиновой, В.А. Апрелевой и др.

Нами изучены концепции психологов в области роли познавательного интереса в обучении. В этой связи необходимо отметить труды Б.М. Теплова, В.С.Юркевича, К. Левина, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, А.Н. Леонтьева, Е.П.Илыша, Г.Розенфельда, И.А.Зимней и др.

Поскольку принципиальным вопросом для нашего исследования является вопрос междисциплинарньїх связей, нами изучены теории классиков педагогической науки (Я.А.Коменский, И.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.), и работы современных исследователей (И.Д.Зверев, Г.И.Батурина, Г.В.Воробьёва, П.Г.Кулагин, И.Э.Унт, Г.Ф.Федорец, В.Н.Фёдорова и др.), затрагивающие данную проблематику. Опираясь на теоретические концепции этих учёных в области междисциплинарньїх взаимосвязей, нами разработана

6 собственная концепция развития музыкального слуха учащихся с использованием элементов математики.

Нами выявлено, что проблемы взаимодействия музыки и математики интерпретируются в музыкознании с давних времён и интерес к этому обнаруживает современное музыкознание. На это указывают труды Д.О.Лифшица, Э.К.Розенова, А.Сухотина, Н.Васютинского, С.С.Гончаренко, Г.Гётце, Р.Вилле, Б.А.Белоусовой, В.С.Ценовой, П.А.Куличкина и др.

Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов и математиков.

Приведём некоторые примеры диссертационных исследований:

П.А.Черватюк (152) разработал алгоритмы и методические рекомендации для применения их в музыкально-теоретической деятельности (в области гармонии и гармонического сольфеджио) для студентов вузов культуры и искусства.

В.А.Лаптева (69) показала возможность применения взаимодействующих (музыкального и математического) компонентов в общем образовании дошкольников. Автор показала, как посредством введения в музыкальный песенный, игровой материал можно добиться представления у детей об общих математических понятиях.

И.Л. Миронова (97) доказала эффективность применения алгоритмов в процессе обучения музыкально-теоретическим дисциплинам на различных ступенях обучения, в том числе и математических алгоритмов.

И.А. Круглова (66) разработала программу факультатива «Музыка и математика» для учащихся общеобразовательной школы. В ней предложены математические задачи неординарного содержания: связанные с музыкально-теоретическими понятиями. Программа подходит для детей, которые либо учатся в музыкальной школе, либо закончили её.

Н.И. Фирстова (146) одним из путей реализации эстетического воспитания при обучении математике видит в обновлении текстовых задач школьного курса математики.

7 Н.В. Гусева (36) считает, что подлинное математическое образование невозможно без раскрытия эстетического потенциала в процессе обучения. Эстетический потенциал или «прекрасное в математике» Н.В.Гусева подразделяет на прекрасное внешнее (то, что воспринимается органами чувств) и прекрасное внутреннее (то, что выявляется в результате аналитической деятельности).

В.А. Рылькова (128) выявила общность мыслительных процессов в процессе музыкальной деятельности и при обучении детей чтению, письму и математике в начальной школе. Автором разработаны музыкально-дидактические игры, в процессе которых, погружаясь в музыкальную деятельность, ребёнок одновременно учится считать.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке методики развития музыкального слуха у учащихся ДМШ на основе применения элементов школьной математики.

Объект исследования - музыкальное обучение и воспитание учащихся ДМШиДШИ.

Предмет исследования: развитие музыкального слуха учащихся ДМШ и ДШИ на основе применения элементов математики.

Задачи исследования.

1.Уточнить понятие «музыкальный слух» и разработать классификацию музыкального слуха по видам.

2. Выявить особенности развития музыкального слуха у учащихся ДМШ с привлечением элементов математики.

3.Разработать диагностические показатели уровня сформированности музыкального слуха.

4. Разработать и экспериментально апробировать методику развития му
зыкального слуха на основе применения элементов математики.

5. Дать методические рекомендации по внедрению авторской методики.
Учитывая, что оптимизация разнообразных педагогических приёмов и

средств обучения способна улучшить качество музыкального слуха учащихся, нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой процесс раз-

8 вития музыкального слуха на уроках сольфеджио в ДМШ будет более эффективным, если наряду с традиционными методами в педагогике сольфеджио будут использоваться элементы математики, которыми будет дополнена структура уроков сольфеджио в ДМШ, существенно повысится интерес к дисциплине сольфеджио, что будет способствовать эффективному развитию музыкального слуха.

Методологическую основу исследования составили: - философские воззрения Пифагора на музыку как на искусство, сущность которого составляет математическое знание;

- концептуальные философские положения Аль Фараби, Р.Декарта,
Г.В.Лейбница, В.Ф.Одоевского, о диалектическом методе познания музыки -
с одной стороны как искусства, с другой - как науки, приводящие к целостно
му знанию;

мысли русского философа А.Ф.Лосева о единении музыки и математики, ставшие предметом труда «Музыка как предмет логики»;

идеи интеграции науки и искусства в области музыковедения Е.В. На-зайкинского, Э.К. Розенова, А. Сухотина.

Теоретическую основу исследования составляют:

положения музыкальной педагогики, в частности исследования по применению элементов математики в музыкознании Д.О. Лифшица, М. Ломано-ва, М. Пенкина, Э.К. Розенова, взгляды русских и зарубежных искусствоведов (музыковедов) на эту проблему Л.В.Александровой, Р.Вилле, В.А.Белоусовой и др.;

ведущие концепции в области педагогики: об интенсификации учебного процесса, о принципах развивающего обучения, о роли межпредметных связей в обучении - Я.А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова и др.;

положения психологов о природе музыкальной деятельности в области развития музыкального слуха Б.М.Теплова, В. Мецлера, а также труды музыковедов в области психологии музыки и музыкальной деятельности М.С.Старчеус, Д.К.Кирнарской и др;

- концепции педагогов исследователей - Э.Б.Абдуллина, Т.И.Баклановой, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой, В.И.Максимова, В.И.Черниченко, раскрывающие различные аспекты и особенности профессиональной подготовки. Методы исследования:

-теоретический анализ психологической, педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования. Анализ учебно-методической литературы по развитию музыкального слуха, а также учебной литературы по математике с целью выявления «точек сопряжения» математики и сольфеджио, анализ диссертационных исследований;

обобщение педагогического опыта известных педагогов-практиков, а также собственного педагогического опыта;

педагогический эксперимент, включающий наблюдение за процессом развития слуха на уроках сольфеджио с привлечением элементов математики;

опрос, анкетирование, беседы с преподавателями и учащимися ДМШ и ДІЛИ, статистическая обработка результатов эксперимента.

База исследования: ДШИ п. Развилка, Ленинского района Московской области.

Научная новизна исследования: 1.Уточнено понятие «музыкальный слух», которое рассматривается как специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, поддается развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями.

2.Разработана классификация музыкального слуха по видам. Виды слуха делятся на основные (внешний, внутренний и архитектонический) и компонентные: обязательные (относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, гетерофонический) и необязательные (абсолютный и цветной).

3.Выявлены особенности развития музыкального слуха, заключающиеся в эффективном включении в процесс развития элементов математики в виде музыкально-математических заданий.

4.Разработаны диагностические показатели сформированности музыкального слуха. Сформированность музыкального слуха определяется по следующим показателям: в анализе на слух - интервальный, аккордово-функциональный, ладовый; в мелодическом диктанте - звуковысотный, метроритмический, осознание структуры мелодии; в интонировании мелодии -звуковысотный, метроритмический, выразительность исполнения.

5.Разработана методика развития музыкального слуха. Основу данной методики составляет использование как традиционных методов, так и элементов математики - математического инструментария (математические понятия, графические оформления основных теоретических понятий, содержащие математические знаки, буквы, формулы) дающего возможность для дедуктивных заключений.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении традиционных методов развития слуха учащихся ДМШ, выявлении имеющихся в музыкальной педагогике противоречий по вопросам развития слуха, обозначении путей преодоления противоречий. Разработана классификация музыкального слуха по видам. Выявлены основные виды слуха и компонентные. Разработаны диагностические показатели уровня сформированности музыкального слуха, а также интереса к предмету сольфеджио у учащихся. Теоретически доказана и практически проверена эффективность предложенной методики развития музыкального слуха.

Практическую значимость исследования составляет разработанная методика, основу которой составило применение элементов математики в процессе развития музыкального слуха, внедрена в учебный процесс ДТІТИ п. Развилка Ленинского района Московской области. Различные виды музыкально-математических заданий для учащихся могут использоваться в практике ДМШ.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются опорой на методологическую базу, включающую в себя фундаментальные научные разработки в области философии, общей и музыкальной педагогики, музыкознания, методики и теории музыкального образования; применением различных методов исследования, соответствующих поставленным целям и задачам исследования; анализом качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Музыкальный слух - это специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, поддается развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями. Качество слуха зависит от развитости всех сторон (видов) слуха.

2. Структура музыкального слуха включает:

а) основные виды слуха (внешний, внутренний, архитектонический);

б) компонентные виды слуха (обязательные и необязательные).

Обязательные компонентные виды слуха сориентированы на восприятие отдельных структурных компонентов музыкального целого. Среди них - относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, гетерофонический.

Необязательные компонентные виды музыкального слуха - это экстраординарные уникальные проявления музыкального слуха. Среди них - абсолютный и синестезический, в частности цветной.

3. Одной из эффективных особенностей развития музыкального слуха у
учащихся ДМШ и ДШИ является применение элементов математики в виде
музыкально-математических заданий.

Элементы математики в музыкально-математических заданиях - это математический инструментарий, используемый в целях развития музыкального слуха, дающий возможность краткого и более доступного объяснения, пони-

12 мания и осмысления учащимися как самой музыки, так и музыкально-теоретических понятий, на которых базируется музыкальный слух, и его развитие. Математический инструментарий - это цифры, математические понятия, графические оформления, содержащие математические знаки, буквы, формулы, дающие возможность для дедуктивных заключений.

Элементы математики в педагогике сольфеджио имеют три критерия:

понятийный, позволяющий использовать на практике общие математические понятия между математикой и сольфеджио;

наглядно-графический, при помощи которого любую нужную информацию закодировать наглядным образом, в таком случае закодированная информация может предстать в виде формулы, схемы, опорного сигнала и т.д.;

операционный позволяет использовать общие мыслительные операции между предметами сольфеджио и математикой. Данный критерий основан на связи между арифметическими и музыкальными мыслительными операциями.

4. Разработанная методика развития музыкального слуха у учащихся
ДМШ на основе использования элементов математики повышает уровень ин
тереса к дисциплине сольфеджио и как следствие улучшает качество музы
кального слуха.

5. Разработанные критерии и показатели сформированности музыкально
го слуха, интереса к сольфеджио позволяют выявить динамику и эффектив
ность процесса их развития в условиях ДМШ на уроках сольфеджио.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

в ходе проведения педагогического эксперимента в школах искусств Ленинского района Московской области на теоретических олимпиадах 2001-2005 гг.;

на конференции детских школ искусств Ленинского района Московской области по музыкальной литературе, посвященной 200-летию со дня рождения М.И. Глинки (февраль 2004 г.);

13 -в выступлении на «круглом столе» «Российское общество XXI века в контексте глобальных трансформаций: социально-философский аспект» МГУКИ2002г.(45);

-в докладах на научно-практической конференции «Созидательная миссия культуры», МГУКИ, 2002 г. (42), на научно-практической конференции «Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы» МГУКИ 4-5 марта 2003 г. (43), на международной научно-практической конференции «Модернизация системы музыкально-педагогического образования: Теория и практика» МГУКИ 2004 г. (40). Организация и этапы исследования

Исследование проводилось с 2001 по 2006 гг. и включало 3 этапа. На первом этапе (2001-2002 уч. гг.) изучалась разработанность поставленных вопросов в теории и практике музыкального образования. Была сформулирована тема исследования, поставлена цель, намечены задачи, выдвинута гипотеза, проведен анализ литературы и сбор фактического материала. Параллельно велась работа над теоретическим обоснованием темы. На этом этапе экспериментального исследования были решены следующие задачи констатирующего эксперимента:

проведён анализ предмета исследования;

проведён опрос по предмету исследования, в котором принимали участие педагоги и учащиеся различных специальностей (пианисты, гитаристы, баянисты, аккордеонисты, домристы, скрипачи, виолончелисты, вокалисты) ДМШ №93, г. Москва; ДМШ №2 им. Дунаевского; ДШИ п. Развилка Ленинского района Московской области и ДШИ г. Видное. Всего участвовало 95 преподавателей и 136 учащихся;

-были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по восемь учащихся в каждой группе одного (пятого) класса;

-разработаны диагностические показатели и уровни музыкального слуха, а также интереса учащихся к сольфеджио. Качество музыкального слуха оценивалось по следующим показателям, входящим в основные задания по сольфеджио: слуховой анализ - а) интервальный, б) аккордово-функциональный,

14 в) ладовый; интонирование мелодии - а) звуковысотный, б) метроритмический, в) выразительность пения; музыкальный диктант - а) звуковысотный, б) метроритмический, в) осознание структуры мелодии. Целостность показателей, степень их сформированности составили критерии уровня развития музыкального слуха;

- осуществлена диагностика исходного уровня музыкального слуха и интереса к сольфеджио у 16-ти учащихся: у 8-ми учащихся КГ и 8-ми учащихся ЭГ;

- разработаны музыкально-математические задания для учащихся.

Второй этап - формирующий (2002-2003 и 2003-2004 уч. гг.) предусматривал апробацию разработанной методики, основу которой составило развитие музыкального слуха с помощью как традиционных методов развития, так и включения в процесс развития элементов математики. На данном этапе дважды проводилась диагностика музыкального слуха учащихся КГ и ЭГ - в апреле 2003г. и в апреле 2004г. Интерес к сольфеджио замерялся с помощью анкет, наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности, с помощью «конвертных заданий» на выбор во время проведения срезов на определение уровня сформированности музыкального слуха.

Третий, завершающий этап (2004-2006гг.) был посвящен анализу, обобщению результатов и подведению итогов исследования.

Музыкальный слух и его классификация по видам

Музыкальное образование и воспитание, как часть всего воспитательного процесса, способствует формированию личности, которая должна обладать хорошим вкусом и высокими эстетическими потребностями.

Для того чтобы музыка оказывала воздействие на ребёнка, необходимо, чтобы он был подготовлен к её восприятию. Чтобы глубже воспринимать музыку, нужно развивать музыкальный слух. Чем качественнее слух, тем полноценнее восприятие музыки у человека. Полноценно воспринять, а также получить не просто эмоциональный всплеск, а испытать эстетическое наслаждение - значит, воспринять комплексно, и в то же время дифференцированно, что невозможно без специальных занятий по развитию музыкального слуха.

Вопросы развития музыкального слуха, начиная с середины XIX века, и привлекали внимание не только музыкантов - педагогов, но и физиологов, психологов, также специалистов других профессий. В области психофизиологической акустики работали Г.Л.Гельмгольц, К.Штумпф. Они изучали особенности восприятия музыки музыкантами и немузыкантами (164).

Известна концепция Н.А. Гарбузова (1880 - 1955) о зонной природе музыкального слуха (25,26). Его исследования показали, что человек воспринимает музыкальный звук при помощи нескольких групп колебаний частот. Таким образом, образуется зона для каждого музыкального звука. Например, звук ля 1 октавы воспринимается нами как неизменный при частотах 435, 347, 440, 443 герц. Иначе говоря, этот звук может звучать чуть выше или ниже, в пределах своей зоны и мы будем воспринимать его как звук ля. Поэтому благодаря зонной природе музыкальных звуков и нашего слуха мы можем совместить одновременную игру скрипача и пианиста и т.д. Поэтому правильнее (по Гарбузову) называть абсолютный слух - «зонный абсолютный слух», динамический - «зонный динамический слух» и т.д. При этом ширина зоны есть величина переменная, она зависит от индивидуальных качеств человека, его психологического состояния.

Важными трудами в области музыкальной психологии стали исследования Г.Л.Гельмгольца: «Учения о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки», «Учение о тонпсихологии для основ психологии музыки» (163). Г.Л.Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха. Он доказал, что слуховые ощущения возникают благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия, то есть человек, воспринимая звуки, способен делить их на обертоны. Изучая, от чего зависит тембр звука, он пришёл к выводу, что тембр определяется обертонами, их силой и особенностями колебаний.

Вопросами музыкального восприятия занимался также Э. Курт. Его интересовали не отдельные ощущения, а восприятие в целом, которое синтезирует в себе все отдельные отражения. Но целое в восприятии, по его мнению, не равно сумме отдельных ощущений. «Главными формами психического являются не ощущения, а восприятия как отражение объектов во всей их полноте. Целое представляет собой первичный феномен, а отдельные стороны начинают выделяться из него лишь с приобретением навыков аналитического, дифференцированного восприятия» (111, с.25).

Изучение музыкального слуха тесно связано с изучением музыкальности человека. Психологами доказано, что музыкальность зависит от развитости музыкального слуха, а на степень сформированности музыкального слуха влияет музыкальность человека, то есть эти понятия диалектичны.

Американский психолог К.Сишор проводил работу в области психологии слуха, его исследования затрагивают различные проявления музыкального слуха, в частности особенностей восприятия звуков различных инструментов и голосов. К.Сишор утверждал, что основу музыкальности составляет 25 различных способностей (талантов), однако на практике, для определения музыкальности у человека применял только 6 элементных тестов. Исследователь считал, что каждый элемент музыкальности не может быть улучшен в процессе занятий.

Взгляд Ревеша на музыкальность состоит в следующем: музыкальность считал врождённым цельным свойством человека, однако музыкальность нельзя воспитать, но можно развить. Отсюда возникает противоречие.

Основным признаком музыкальности у человека по взгляду Б.М.Теплова является «переживание музыки, как выражение некоторого содержания. Абсолютная немузыкальность (если такая возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как звуки, ничего решительно не выражающие» (138, с.51). Основа музыкальности составляют музыкальные способности, точнее их качественное своеобразное сочетание. Музыкальность зависит от врождённых музыкальных задатков, но она может развиваться в результате обучения и воспитания.

Практика развития музыкального слуха на основе традиционных методов

В педагогической практике часто можно наблюдать, что одни и те же приёмы развития какого-либо слуха могут быть применимы по воспитанию двух, трёх или более видов слуха. Это происходит потому, что, все виды слуха взаимосвязаны между собой. В данном параграфе мы систематизируем традиционные методы развития музыкального слуха, а также рассмотрим спорные вопросы в методической практике сольфеджио, дадим анализ и оценку некоторым спорным вопросам по развитию отдельных видов слуха учащихся ДМШ.

Архитектонический слух

Конечной целью развития архитектонического слуха должно стать умение учащегося определять форму музыкального произведения в целом, слышать и осознавать его отдельные элементы: лада, тембра, жанра, принципа развития мелодии, выделение главной темы в целом произведении, в одной части и т.д.

Приёмы развития архитектонического слуха следующие: пение уже записанного диктанта закрепляет общее слуховое представление мелодии; пение мелодий, как по нотам, так и наизусть; запись знакомых мелодий без проигрывания: на сольфеджио это может быть диктант «на память»; запись только что спетой мелодии, запись музыкального отрывка из прослушанного произведения на уроке музыкальной литературы.

Внутренний слух

Исследователь внутреннего слуха Г.Р.Фрейндлинг подчеркивает, что качество внутреннего слуха зависит во многом от навыков слухового самоконтроля. При этом должен быть задействован вокальный аппарат, без которого невозможны проверка и уточнение музыкальных представлений, а также и запоминание. И всё-таки с этим нельзя согласиться, так как встречаются дети, которые очень чисто поют с листа, но плохо пишут диктанты, и наоборот. У детей чаще есть предпочтения в видах работы на уроке сольфеджио, и что лучше у них получается, то как правило, они больше любят делать.

Для развития внутреннего слуха можно использовать:

- любой вид музыкального диктанта;

-пение мелодии «про себя» и вслух поочерёдно по знаку педагога поёт вслух, затем опять про себя;

- пение гамм хором и соло: один звук вслух, другой про себя; или два звука вслух, один про себя и т.д.;

-пение мелодий по тактам, фразам «цепочкой»;

-досочинение и сочинение мелодии, сочинение баса к мелодии без инструмента;

-узнавание знакомых мелодий, музыкальных тем по нотному тексту, реально не звучащему, назвать автора, произведение, или просто узнать знакомую песню. Эти задания могут использоваться на уроках сольфеджио, так музыкальной литературе в виде викторины реально не звучащей, а представленной только по нотным отрывкам. Такая викторина вызывает огромный интерес к предметам. При этом всегда подчёркивается, что настоящий музыкант должен уметь «читать» (слышать) мелодию просто глядя в ноты;

-подбор мелодий по слуху (в разных тональностях).

Педагог Б.И.Уткин (139) считает, что особенно действенные упражнения на развитие внутреннего слуха следующие:

- педагог поёт нотами знакомую мелодию, делая умышленно ошибки, а учащиеся должны исправить;

- после настройки в тональности педагог поёт нотами короткие обороты (от 3-6 звуков), делая умышленно ошибки, - учащиеся должны исправить;

-педагог указкой «демонстрирует» на начерченной клавиатуре фортепиано знакомую мелодию, песню, музыкальную тему - учащиеся называют её; - пропевание записанного диктанта, Г.Р.Фрейндлинг (147) считает даже более важным проигрывание по памяти его на инструменте.

- активность внутреннего слуха будет возрастать, если учащиеся будут проигрывать диктант на инструменте.

-можно предложить игру: детям раздаются листы с записанными 3-4 мелодиями. Учитель играет или поет мелодию на какой-нибудь слог. Дети должны указать, какую именно мелодию проиграл или пропел учитель, затем спеть её, называя ноты;

- дана записанная нотами знакомая мелодия песни. Её нужно пропеть про себя и спеть её вслух наизусть.

Относительный слух

Именно такой вид слуха педагоги сольфеджио стремятся развить у учащихся ДМШ. Так как он теснейшим образом связан со звуковысотным, то и методы развития одни и те же:

- педагог играет три варианта знакомой учащимся песни, два варианта из проигранных неправильные, один - правильный, ученики, прослушав три варианта, должны назвать, какой из вариантов был правильный;

- определить направление движения мелодии - это задание подходит для учеников первого класса;

- педагог настраивает детей в тональность, затем в данной тональности проигрываются две фразы, дети должны назвать высоту последних звуков каждой фразы.

Разработка показателей сформированности музыкального слуха, интереса к дисциплине сольфеджио учащихся и критериев их оценки

Так как практически все виды слуха используются учащимися в процессе выполнения основных видов деятельности (диктант, пение с листа и слуховой анализ) на уроках сольфеджио, поэтому мы считаем, что диагностику музыкального слуха можно проводить по результатам этих трёх основных видов деятельности. Качество выполненных учащимися заданий (музыкальный диктант, пение с листа, анализ на слух) мы будем считать уровнем развитости музыкального слуха. Уровень развитости музыкального слуха можно адекватно оценить только в том случае, если при оценке слуха учитывать умения выполнять все три основных задания в комітете Интонировать мелодии с листа.

2. Записать мелодического диктанта.

3. Анализировать на слух интервалы, аккорды в ладу и вне лада, лады. Каждое задание включает в себя определённые показатели, по которым можно оценить качество слуха.

1. Интонирование мелодии мы оценивали по трём показателям: а) звуковысотный; б) метроритмический; в) выразительность пения.

2. Музыкальный диктант также можно оценить по трём показателям: а) звуковысотный; б) метроритмический; в) осознание структуры мелодии.

3.Слуховой анализ мы оценивали по трём показателям: а) интервальный; б) аккордово-функциональный; в) ладовый.

Целостность показателей, степень их сформированное составили критерии уровней развития музыкального слуха. Мы выделили три уровня: низкий, средний, высокий. Оценка учащихся производилась по трёхбалльной шкале. Один (1) балл означал низкий уровень, два (2) балла соответствовали среднему уровню, три (3) балла - высокому. 104 Рассмотрим критерии оценки по каждому заданию и по каждому показателю: 1. Интонирование мелодии с листа - звуковысотный 3 балла - чистое (звуковысотное) интонирование мелодии без всякой поддержки инструментом или голосом учителя; 2 балла - чистое интонирование мелодии с частичной гармонической поддержкой с помощью инструмента, или голоса учителя; допущение интонационных неточностей, но с попыткой исправить их, а также адекватной оценкой учащимся того, в каком именно месте он спел неправильно; инструментом или голосом преподавателя; 1 балл - не очень чистое интонирование мелодии даже с поддержкой инструмента или голоса учителя; интонирование мелодии без поддержки с неточностями, без попытки их исправления; ученик не слышит, в каком месте он неправильно спел мелодию. - метроритмический 3 балла - правильная ритмическая организация; 2 балла - не очень чёткое исполнение ритма в некоторых местах мело дии, но с попыткой исправления; 1 балл - частое допущение ошибок в ритмическом исполнении без по пытки исправления. - выразительность пения 3 балла - выразительное пение, включая владение динамическим навы ком исполнения; 2 балла - стремление к выразительному пению, иногда проявление не правильного владения динамического исполнения (форсирование звука или еле слышное пение); 1 балл - пение невыразительное, абсолютное невладение динамическим навыком исполнения (форсирование звука или исполнение еле слышное). 2.3апись музыкального диктанта - звуковысотный 3 балла - правильная звуковысотная запись мелодии без ошибок; 2 балла - запись диктанта с допущением некоторых незначительных ошибок в звуковысотном соотношении, иногда ученик не может опреде лить, на какой точно интервал скачок в мелодии, но направление мелодии ученик определяет безошибочно; 1 балл - запись диктанта со множеством ошибок в мелодии (звуковы сотность). Ученик не всегда правильно записывает не только скачок в мело дии, но и направление скачка.

Похожие диссертации на Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио