Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Скрипникова Евгения Валерьевна

Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству
<
Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Скрипникова Евгения Валерьевна. Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Омск, 2004 156 c. РГБ ОД, 61:05-13/185

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 14

1.1. Наблюдательность как основа изобразительной деятельности .14

1.2. Особенности изобразительной деятельности учащихся 5-х- 6-х классов 30

1.3. Критерии оценки уровня развития наблюдательности учащихся 41

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 62

2.1. Типичные пробелы в изобразительной деятельности учащихся 5-х - 6-х классов (констатирующий этап эксперимента) 62

2.2. Теоретике-методические принципы развития наблюдательности у учащихся 75

2.3. Особенности формирования наблюдательности у учащихся 5 -х — 6-х классов (формирующий этап эксперимента) 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120

ПРИЛОЖЕНИЕ , 136

Введение к работе

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической среде, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, творческой личности, способной эстетически оценивать и образно воспринимать окружающую действительность, что невозможно без развитой наблюдательности детей, которая эффективно формируется на занятиях по изобразительному искусству. Еще Б.Г. Ананьев подчеркивал что, в условиях школьного обучения изобразительному искусству ребенок приучается «к новому, совершенному способу наблюдения как целенаправленной, планомерной и рационально-организованной деятельности чувственного познания» [5, с.43].

Проблема развития наблюдательности учащихся является одной из самых актуальных и многоплановых проблем в теории обучения изобразительному искусству. В существующей методической литературе по изобразительному искусству достаточно основательно исследуются различные стороны проблемы развития творческих способностей учащихся, обстоятельно разрабатываются многочисленные методические рекомендации по развитию у школьников умений и навыков рисования, вместе с тем проблема формирования целенаправленного восприятия учащихся до сих пор остается достаточно актуальной.

Наблюдательность представляет собою не только необходимый компонент для занятий изобразительным искусством, но и является обязательным условием успешной деятельности во всех областях творчества. Психолого-педагогическая наука рассматривает наблюдательность как необходимое качество личности в процессе обучения. Важнейшие психологические аспекты этой проблемы отражены в трудах известных ученых Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.Я. Зинченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. [5; 53; 70; 73; 166; 181].

4 Б.Г. Ананьев исследовал наблюдательность как психическое свойство личности, закладывающее основы для практической работы по ее развитию. Художественное творчество, с его точки зрения, является великолепным доказательством того, что «наблюдение есть известная целенаправленная деятельность, организующая чувственные восприятия в соответствии с известными интеллектуальными задачами» [5, с.8]. Любой вид изобразительного искусства основывается на деятельности наблюдателя. Сама специфика изобразительного творчества требует от художника накопления богатства впечатлений, разнообразных наблюдений. Именно эта ее сторона и определяет педагогическую значимость уроков изобразительного искусства в формировании такого важного для человеческой деятельности психического свойства, как наблюдательность.

Проблемами взаимосвязи восприятия и творчества занимались видные отечественные ученые В.П. Зинченко, Б.С. Мейлах, Б.М. Теплое, П.М. Якобсон [73; 119; 179; 199]. В частности Б.М. Теплов утверждал, что художественная деятельность в любых ее формах требует развития наблюдательности. «В этом одна из сторон его (художественного воспитания) общевоспитательного и общеобразовательного значения: воспитывая умение «видеть» и «слышать» искусство создает предпосылки для расширения и углубления познания мира» [178, с. 97].

Наблюдение и наблюдательность считаются важнейшими элементами научной деятельности. Наблюдение - это и способ познания мира, и, метод научного исследования. Изучением этого процесса вплотную занимались ученые еще в XIX веке.

Наблюдательность как способность представляет собой продукт целенаправленного наблюдения и формируется лишь при условии активного восприятия действительности, проявляясь, по определению психологов, в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений.

5 Практическая психология все чаще обращается к методу наблюдения как способу познания психики людей. Многие психологические открытия 1920— 1930 годов были сделаны на основе наблюдения (Ш. Бюллер, В. Штерн, А.А. Люблинская, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.)- В психологии существуют фундаментальные работы о наблюдении (Б.Г. Ананьев, А.П. Болтунов, М.Я. Басов: [5; 32; 22]), где данный психический процесс рассматривается как основной метод психологического исследования.

Ж Психологические исследования, посвященные проблеме восприятия, рас-

сматривают его прежде всего как развитие перцептивных действий в конкретных видах деятельности (А.В. Запорожец, А.Л. Венгер, В.П. Зинченко, Н.П. Са-кулина, А.П. Усова, З.М. Богуславская [70; 39; 72; 169; 184; 33] и др.), а также как формирование зрительного образа в качестве чувственной основы развития мыслительной деятельности (Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, Н.Д. Богоявлен-

Г ский[122;70;31]идр.).

В работах П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, Н.Д. Богоявленского, Е.Н. Кабановой-Меллер [55; 68; 120; 31; 83] на основе обширного

Ф> экспериментального материала было доказано, что важнейшим условием созна-

тельного усвоения знаний в учебном процессе является формирование наглядного образа, что между чувственным образом и понятийными знаниями существуют сложные отношения. Так, Н.А. Менчинская, занимаясь изучением психологии процессов счета и вычислительных операций, пришла к выводу, что первой ступенью в овладении этими процессами является организация воспри-

^g ятия конкретных вещей и предметов, что, «прежде чем ребенок научится мыс-

лить отношения между числами, нужно, чтобы он их наблюдал» [120, с.52].

Все это представляет ценный теоретический материал для методики обуче
ния изобразительному искусству. Еще в 1950-е годы известный ученый и прак
тик Н.Н. Волков рассматривает восприятие как центральную проблему психо-
. логии изобразительной деятельности. Главную проблему методики обучения

автор видит в сложности формирования у ребенка способности «видения» на-

туры: «Достаточно только начать преподавать рисунок, чтобы главная проблема методики преподавания рисунка стала очевидной - научить видеть. Как держать кисть, как расположить краски на палитре — это не проблема для педагога. Большая часть таких технических указаний дается попутно, но как научить видеть - это не просто и главное» [43, с. 13].

В педагогической науке наблюдательность рассматривается в качестве важнейшего свойства личности во всех видах человеческой деятельности. Большое теоретическое и практическое значение имеют работы отечественных педагогов, которые изучали роль наблюдательности в изобразительном творчестве детей (Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, B.C. Мухина, Г.Т. Овсепян, А.С. Щербаков: [81,84; 95; 123; 129; 195]). Так, Е.И. Игнатьев довольно подробно проанализировал возрастные особенности наблюдения у школьников, а также роль наблюдений в развитии детского рисунка [81;82]. B.C. Кузин провел исследование «быстрого» восприятия у школьников в процессе рисования с натуры и выявил его значение в быстром и качественном схватывании сущности предметов [95].

Отдельные аспекты проблемы формирования наблюдательности у детей дошкольного и младшего школьного возраста освещены в работах О.И. Галкиной, И.П. Сакулиной, И. Потерина, С.Л. Рубинштейн, О.Г. Овсепян [54; 169; 138; 163; 129]. В частности, С.Л. Рубинштейн, Г.Т. Овсепян на основании экспериментальных исследований определили стадии, основные линии развития наблюдения у детей [163; 129]. Д.А. Николенко исследовала речевую наблюдательность школьников [127].

Известные русские художники-педагоги - А.И. Иванов, Д.Н. Кардовский, А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев, Н.П. Крымов, Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий, В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик подчеркивали важность процесса наблюдения для формирования профессиональных качеств художника. По мнению Б.В. Иогансона, «большинство людей... видят вещи крайне неточно, они совсем не замечают в вещах многих подробностей,

7 даже таких, которые бросаются в глаза. Цель обычного видения состоит большей частью в том, чтобы узнать вещи, которые находятся перед глазами, или ознакомиться с некоторыми их свойствами, необходимыми для деятельности человека. При этом большинство людей даже и не подозревает, насколько неточно они знают формы и цвета вещей» [82, с.22].

В методической литературе по изобразительному искусству (Е.Е. Рожкова,
B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Н.Н. Ростовцев и др.:[154; 97; 192; 158]) большое
* внимание уделяется вопросам развития визуального восприятия, которое не

может быть эффективным без развитой наблюдательности.

Например, В.Г. Волков в своем диссертационном исследовании обстоятель
но анализирует вопросы организации наблюдений школьников на уроках рисо
вания [42], что позволяет достаточно обосновано нарабатывать учебные за
дания на занятиях по композиции, живописи и рисунку. В исследовании Д.З.
Колчиной научно обоснованы пути и методы развития наблюдательности
студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живопи
си портрета и экспериментально доказано [90], что наблюдательность является
ф художественно-творческой способностью, определяющей уровень и развитие

познавательной деятельности студентов и значительно влияющей на них.

Исследуя проблему развития художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления О.Е. Колоколова приходит к выводу [89], что совершенствование изобразительной деятельности студентов обусловлено успешным развитием мышления на основе формирования художественной

# наблюдательности; экспериментально доказывает, что совершенствование ка-

чества изобразительной деятельности студентов лежит в области организации процесса восприятия действительности, в структуре которого происходит формирование образного представления, пригодного для изображения. Основным методом формирования художественной наблюдательности выступает наблю-

. дение, для организации которого в качестве ведущего средства используется

прием сравнения. Обучение изобразительной деятельности предлагается стро-

8 ить на принципе сближения учебно-познавательных задач с условно-творческими осуществляемыми через систему краткосрочных упражнений.

Данные в области возрастной психологии доказывают, что подростковый возраст особо благоприятен для развития наблюдательности средствами изобразительной деятельности. Ребенок в этом возрасте готов целенаправленно, систематически наблюдать, может управлять своим произвольным восприятием и вниманием.

* Исследования психологов А.К. Марковой, B.C. Мухиной, СВ. Филиной

[113; 124; 185] подтверждают тот факт, что средний подростковый возраст является сензитивным для развития и совершенствования наблюдательности, а также для формирования умений и навыков изображения. Перед старшими подростками (7-й - 8-й класс) стоит довольно сложная задача творческого осмысления действительности, решить которую невозможно, не владея определенными

изобразительными умениями и не обладая развитой наблюдательностью. Сле
довательно, максимальное использование сензитивности учащихся 5-х - 6-х
классов к развитию зрительной системы посредством наблюдения позволит за-
#: тем достаточно эффективно осваивать закономерности изобразительного ис-

кусства, тесно связанные с предметами общеобразовательного цикла.

Важность наблюдения в процессе обучения изобразительному искусству, как целенаправленного восприятия и формирования на его основе наблюдательности, достаточно убедительно обоснована в методической литературе, но вместе с тем методика формирования и развития этой способности для учащих-

# ся 5-х - 6-х классов требует дополнительных исследований.

Необходимость преодоления этого противоречия обусловило актуальность темы диссертационной работы.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики развития, способствующей эффективному решению проблемы

# формирования наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному
искусству.

9 Объектом исследования является процесс обучения изобразительному искусству в системе школьного образования.

Предмет исследования - процесс развития наблюдательности учащихся 5— 6 классов.

Гипотеза исследования - процесс развития наблюдательности у учащихся 5

- 6 классов проходит с большей эффективностью, если на занятиях по изобрази
тельному искусству прежде всего научно обоснованно и последовательно форми
ровать: 1) активное и целенаправленное восприятие; 2) пространственные пред
ставления, умение оперировать зрительными образами, а также потребность к ак
тивному изучению объектов и явлений окружающей действительности. В резуль
тате чего значительно активизируется и творческая деятельность учащихся.

Основные задачи исследования:

  1. проанализировать процесс формирования наблюдательности детей подросткового возраста в системе школьного образования;

  2. проанализировать психолого-педагогические условия для формирования и развития наблюдательности учащихся 5-6 классов;

  3. определить критерии сформированности наблюдательности;

  4. разработать методические рекомендации по целенаправленному развитию наблюдательности учащихся.

Методологической и теоретической основой исследования явились:

- научные труды известных психологов Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, Б.М. Велич-ковского, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.Ф. Ломова, И.П. Павлова, Л.А. Регуш, И. Рока, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова, В.Д. Шадрикова, Д.М. Узнадзе, Б.М. Теплова и др.;

исследования по детской психологии А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, B.C. Мухиной, СВ. Филиной;

методические исследования по изобразительному искусству Г.В. Беда, В.П. Зинченко, Л.А. Ивахновой, А.И. Иконникова, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, В.К. Ле-

10 бедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, В.Н. Стасевича, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Н.К. Шабанова, Б.М. Юсова и др.;

различные методические подходы к изобразительному творчеству детей О.И. Галкиной, B.C. Щербакова, Н.П. Сакулиной, Г.В. Лабунской, А.А. Люблинской, Б.М. Неменского, Е.Е. Рожковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шо-рохова и др.;

теоретические и методологические работы в области теории развивающего обучения, концепций поэтапных формирований умственных знаний Д.Б. Эль-конина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной.

Методы исследования:

анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

анализ и обобщение практического опыта обучения рисунку, живописи и

композиции;

обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;

анкетирование, опрос, беседы с учащимися, педагогические наблюдения

за их деятельностью;

педагогический эксперимент;

анализ учебно-творческих работ учащихся.

Научная новизна исследования заключается в получении следующих результатов:

Наблюдательность как основа изобразительной деятельности

В философии метод наблюдения выделяется прежде всего как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением. Процессионный подход к проблеме наблюдения включает две точки зрения. Согласно одной из них, наблюдение - это метод сугубо эмпирический, он есть всего лишь естественное продолжение восприятия - целенаправленное наблюдение. В этой связи наблюдение и познание противопоставляются. Другие авторы определяют метод наблюдения как метод познания и искусственно «снижают» наблюдение до уровня перцепции. Крайность этих двух подходов очевидна, хотя оба содержат объективное зерно. Третья точка зрения на метод наблюдения соединяет в себе рациональные утверждения первых двух: согласно ей,наблюдение является методом познания явлений на основе их восприятия органами чувств с одновременной изначальной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдателя.

Наблюдение представляет важнейший гносеологический инструмент не только в философии, но и в других науках, таких как социология, экономика, педагогика, психология, химия, астрономия и т. д.

В психологии наблюдательность определяется как качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности, концентрации внимания на том или ином объекте: способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа. Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. Поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, в научных исследованиях они рассматриваются вместе.

Проблема наблюдения довольно долго не получала должного обоснования в научных исследованиях. Впервые изучение наблюдения было осуществлено в связи с установлением индивидуальных различий в фиксировании при астрономическом наблюдении времени прохождении звезды через меридиан (Мас-келин, Гвеническая лаборатория). Лишь в 60 - 70-е годы XIX века В. Вундт и его школа исследуют индивидуальные особенности восприятия, а вместе с тем выделяют наблюдательность как психологическое понятие. Наблюдение и наблюдательность — это важнейшие элементы научной деятельности. Такие выдающиеся ученые, как Ч. Дарвин, И.П. Павлов, 3. Фрейд неоднократно касались вопросов наблюдения в своих исследованиях [65; 132; 188].

Когда эксперимент стал ведущим методом в психологической науке, он на некоторое время отодвинул на второй план интерес ученых к проблемам наблюдения. Однако в начале XX века русскими учеными И.П. Сеченовым, И.П. Павловым, П.К. Анохиным была исследована рефлекторная сущность наблюдательности. Тогда же наблюдение занимает свои позиции как один из важнейших методов психологического исследования. В 1920 - 30-е годы многие психологические открытия были сделаны на основе наблюдения (Ш. Бюл-лер, В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже).

В. Штерн [194] впервые разработал учение о стадиях наблюдения, основанное на общей теории развития и учении о конвергенции. Изучив восприятие картин детьми, он высказал мысль, что к описанию изображения ребенок подходит с различными установками, причем эти установки сменяют одна другую в определенной последовательности.

Особенности изобразительной деятельности учащихся 5-х- 6-х классов

Подростковый возраст - период важных изменений в восприятии, когда происходит активное социокультурное развитие восприятия и формируются некоторые операционные механизмы способностей зрительного восприятия. Научные исследования показывают, что зрительно - пространственные функции созревают к семи годам, но уровня развития взрослых достигают лишь к 14-15 годам.

Согласно психологическим исследованиям, в это время происходит становление качественно новых образований в физическом, умственном, нравственном и социальном плане. Интеллектуальное развитие в этот период идет интенсивно, знания имеют глубокий характер, обширны по объему, познавательные интересы приобретают доминирующую направленность. Все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление. B.C. Мухина доказывает, что «подросток психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства» [124, с.З]. В познавательной деятельности подростка преобладает мышление, возрастает умение логически перерабатывать материал, запоминать слова и абстракции, разбираться во внутренней сути вещей, отношение к действительности становится аналитичным.

В подростковом возрасте проблема совершенствования качества восприятия приобретает особую актуальность, так как в этот период наблюдается повышенный интерес к познанию окружающей действительности, в изобразительной деятельности - стремление достигать сходства изображения с натурой. Это связано, прежде всего, с особенностями подросткового возраста, являющегося переходным этапом от детства к взрослости. Целенаправленное наблюдение в этот период и является психическим процессом, способным в некоторой степени утолить эту жажду познания. С.Л. Рубинштейн определил суть происходящих преобразований следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию; по мере того, как восприятие становится сознательным и целе-направленным актом, оно превращается в наблюдение» [163, с.281]. Начало формирования операций наблюдений - конец младшего - начало среднего школьного возраста.

С.Л. Рубинштейн определяет стадии наблюдения как ступени интерпретации, поскольку наблюдение это осмысленное, интерпретирующее восприятие.

Исходя из глубины познавательного проникновения в содержание и характер интеллектуальных операций, включающихся в интерпретацию, ученый выделяет:

а) уподобляющую интерпретацию, основывающуюся не столько на связях и причинно-следственных зависимостях между явлениями, сколько на их подобии,

б) умозаключающую интерпретацию, которая опирается на внешние, чувственно данные свойства и их внешние связи,

в) умозаключающую интерпретацию, которая раскрывает и абстрактные, чувственно не данные, внутренние свойства предметов и явлений в их сущностных, внутренних взаимосвязях.

В зависимости от того, насколько глубоки доступные ребенку связи, по ме ре перехода от связей внешних к внутренним меняется структура восприятия. От схематического целого, где части лишь внешне соединены, восприятие и наблюдение ребенка переходят к целому, основанному на внутренней взаимо связи его частей, сторон. Наконец, на самых высших ступенях ребенок приучается сознательно проверять возникающее у него истолкование воспринимаемо w го в систематически организованном наблюдении [163].

Без организованного восприятия детское изобразительное творчество обычно не может развиваться полноценно. В условиях школьного обучения в процессе восприятия и наблюдения у школьников совершенствуется работа анализаторов, повышается чувствительность к различению свойств предметов, повышается острота зрения и слуха. Увеличивается точность распознавания цветов и тоновых отношений. Вопросу о различении детьми насыщенности цветов посвящено исследование Ионеса над детьми 5-14 лет. Им установлено, что на протяжении данного периода развития тонкость различения насыщенности возрастает таким образом, что к 14 годам она становится в 2-3 раза больше, чем в 6-7 лет. Это объясняется тем фактом, что к 14 годам происходит физиологическое совершенствование воспринимающего аппарата и улучшается способность сосредотачивать внимание. Благодаря наблюдениям зрительные представления ребенка обогащаются, он получает новые знания, которые в свою очередь влияют на качество наблюдения.

Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко [11], исследуя индивидуальные различия объема перцептивного зрительного поля, пришли к выводу, что с увеличением общего объема зрительного поля происходит также становление его внутренней структуры. Е.Ф. Рыбалко, изучая возрастные особенности объема восприятия, показала, что существенные сдвиги в адекватном отражении фиксированного количества точечных стимулов отмечаются в дошкольном возрасте при переходе от 5 к 6 годам, а в школьном в 8-10, 12—14 лет, однако максимальная надежность правильного восприятия наблюдается в 10-12 лет. Далее надежность объема перцептивного поля способна расти и развиваться.

Таким образом, проводившиеся исследования подтверждают особую благоприятность подросткового возраста для развития и совершенствования такой способности восприятия как наблюдательность.

Типичные пробелы в изобразительной деятельности учащихся 5-х - 6-х классов (констатирующий этап эксперимента)

Теоретический анализ специальной литературы по проблемам психологии и педагогики, а также собственная педагогическая деятельность, позволили утверждать, что от уровня наблюдательности школьников зависит активность и целенаправленность их восприятия, качество формирующихся представлений, а также творческая деятельность в целом. Наблюдательность, сформированная на уроках изобразительного искусства, эффективно содействует освоению каждого предмета учебного цикла. Для раскрытия роли наблюдательности и обоснования необходимости ее формирования у учащихся был проведен констатирующий эксперимент.

Главной целью констатирующего этапа педагогического эксперимента было выявить типичные пробелы проявляющиеся в рисунках учащихся в связи с недостаточным уровнем сформированности наблюдательности.

Выявление проблем, возникающих в процессе наблюдения у школьников, позволяет определить и соответствующие методы развития наблюдательности.

Следует подчеркнуть, что на данном этапе исследования предварительной подготовки обучающего характера по формированию и развитию наблюдательности учащихся не проводилось.

Эксперимент проводился на базе 5-х - 6-х классов общеобразовательных школ Омска, в котором было занято 90 учащихся.

При проведении констатирующего этапа исследования нами решалась задача определения исходного уровня развития художественной наблюдательности учащихся 5-х — 6-х классов по разработанным критериям. Для ее решения нами были использованы следующие методы/

- проведение контрольных заданий,

- анализ работ учащихся,

- фотографирование работ учащихся.

Для проведения констатирующего эксперимента из всех видов занятий по изобразительному искусству, предусмотренных школьной программой, было выбрано тематическое рисование. Этот выбор объясняется тем, что данный вид рисования наряду с натурным - один из основных видов занятий по изобразительному искусству в школе. Выполнение тематической композиции предполагает наличие определенных умений и навыков в области изобразительной грамоты, развитого образного мышления, зрительной памяти, воображения. Тематический рисунок является объективным показателем выраженности того или иного психического процесса или свойства, в нашем случае таковой является наблюдательность школьников.

Тематическая композиция «Мой двор», которая была предложена учащимся, суммирует все теоретические и практические знания, полученные на уроках изобразительного искусства, и наглядно иллюстрирует уровень развития наблюдательности подростков. При выборе задания для констатирующего эксперимента учитывался и тот факт, что для достижения хорошего результата очень важно вызвать у школьников интерес к поставленной задаче, эмоциональное отношение к объектам и средствам изображения.

Предложенное тематическое задание отвечало этим требованиям. Поскольку тема, связанная с изображением собственного двора близка и понятна каждому учащемуся, следовательно, в ней он сможет наиболее адекватно выразить свои способности.

Ход эксперимента

После раскрытия темы и получения соответствующей установки, направленной на целенаправленное восприятие, учащимся предлагалось:

1) письменно сформулировать замысел будущей композиции (представившийся образ, расположение основных элементов будущей работы, цветовое решение),

2) выполнить ряд набросков-зарисовок с целью выявления оптимального варианта композиции,

3) выполнить эскиз будущей композиции, наиболее полно раскрывающий сложившийся образ,

4) по разработанному эскизу исполнить тематическую композицию на формате, размеры которого не были строго ограничены.

Наличие замысла является важнейшей основополагающей творческого процесса, уже учащиеся 5-х - 6-х классов, как правило, способны к композиционному осмыслению действительности, в то время как, например, в 4-ом классе сознательное отношение к художественному замыслу только начинает складываться и не имеет массового характера. Замысел способен выявить насколько целенаправленно и обдуманно оценивается детьми реальная действительность, какой характер носят наблюдения детей - познавательный, творческий или поверхностный, неосмысленный.

После оформления замысла учащимся было дано домашнее задание самостоятельно провести натурные наблюдения и собрать подготовительный материал в виде набросков и зарисовок с целью выявления оптимального решения композиции.

Похожие диссертации на Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству