Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Васильева Татьяна Анатольевна

Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход)
<
Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Васильева Татьяна Анатольевна. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 174 c. РГБ ОД, 61:98-13/963-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Параграф 1. Психологические основы

1.1. Психология творчества

1.2. Психология способностей

1.3. Психология творческих способностей

Параграф 2. Психолого-возрастные особенности младших школьников

2.1. Обусловленность развития творческих способностей младших школьников

2.2. Характеристика процесса детского творчества

2.3. Психологические корреляты творческих способностей, их особенности у младших школьников и учет в педагогическом процессе

Параграф 3. Педагогический аспект развития творческих способностей

3.1. Ведущая роль обучения для развития психических качеств

3.2. Категории обучения и развития

3.3. Взаимосвязь и отличия творческих и изобразительных способностей

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ I

ГЛАВА II. Методика развития творческих способностей младших школьников в процессе скульптурной деятельности

Параграф 1. Анализ современного состояния вопроса (констатирующий эксперимент)

Параграф 2. Основные пути развития творческих способностей младших школьников при создании скульптуры

2.1. Основные принципы развития

2.2. Методы творчески развивающего обучения

2.3. Условия для развития творческих способностей младших школьников

2.4. Рекомендации по вопросу развития творческих способностей

Параграф 3. Особенности и методика организации занятий при проведении формирующего

эксперимента

Параграф 4. Сравнительные результаты и анализ контрольного эксперимента

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Изучение проблемы развития творческих способностей предопределено современным темпом и уровнем развития науки и техники. Совершенствование технологий во всех областях жизнедеятельности человека имеет двойственное значение для психологического состояния общества.

С одной стороны, высококачественное обеспечение деятельности освобождает человека от рутинной работы, давая великолепную возможность для раскрытия творческого потенциала. С другой стороны, ограничивает проявление таких качеств личности, как умение ставить задачу и находить многочисленные пути ее решения, стремление к познанию, желание применить свои знания для решения новых проблем.

Таким образом, повсеместное использование последних достижений науки и техники может служить причиной негативных изменений психологических качеств личности, в частности, снижение творческого потенциала. По мере возрастания технических возможностей - возрастает и опасность упрощения нашего восприятия мира, проистекающее из привычки манипулировать объектами с ограниченным набором вариантов поведения.

Психологи отмечают опасности одного из важных свойств синтезированной виртуальной реальности в особенности по отношению к психике детей и подростков. Общеизвестно, что детство и юность - это период становления подлинных социальных эмоций и интереса к новым, неведомым областям жизни, период закладки определенного стиля мышления и деятельности, которые с возрастом все сложнее будет поменять.

Занятия скульптурой именно поэтому могут обрести сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества личности ребенка - все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей юных художников.

На сегодняшнем этапе развития общества к числу основных задач современной педагогической науки, помимо передачи ребенку определенного запаса необходимых знаний, умений и навыков, относится развитие определенных психических качеств личности, позволяющих творчески и продуктивно применять содержание образования на практике, а также нравственно и психологически готовить к реализации личностный потенциал, обеспечивая возможность его дальнейшего гармоничного развития.

Детское изобразительное творчество, общение с искусством, является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности, средством развития духовной и эмоциональной сфер ребенка. При организации художественной самостоятельной деятельности детей необходимо не только обеспечивать условия проявления творческих способностей, но и ставить задачу дальнейшего их развития, формируя определенную систему оценок, обеспечивающих обоснованный выбор способов и средств решения творческих задач.

Не случайно мы остановили свой выбор на процессе создания скульптуры малых форм как средстве развития творческих способностей младших школьников. И. А. Антонов в статье "Роль художественной керамики в эстетическом воспитании детей" отмечает: "Польза и целесообразность занятий керамикой в художественных школах, студиях и кружках, не вызывает сомнения. Условность, чувство ритма и световая напряженность,

6 экспрессивность, декоративность, свойственные изобразительному творчеству детей, сближает его с декоративным искусством" (7,88).

Теоретическая подготовка и практические занятия по керамике вырабатывают у учащихся особое чувство формы, материала, понимание законов декоративного искусства, а также подлинное понимание основных принципов национальной художественной культуры. На занятиях керамикой особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики ремесла, с умением выполнить вещь в материале, что связано для учащегося и с элементом игры и с получением определенных трудовых навыков, так как керамика, как и всякое прикладное искусство, непосредственно связана с производством.

Пожалуй, ни в одном виде современного искусства не выступают в столь гармоничном единстве объем и цвет, что является залогом обширного поля деятельности для творчества. Специфика творческого процесса скульптуры малых форм является наиболее выгодной как для решения целого комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, так и для более частной проблемы - развития творческих способностей, поиска путей решения творческой задачи.

При решении многих проблем, связанных с темой нашей работы, мы очень часто опирались на исследования по этому вопросу Н. С. Боголюбова: "... Работа с объемными предметами является прекрасным средством воспитания эстетического и художественного вкуса, формирует образное мышление, столь необходимое в любой работе человека, ... развивает у школьников пространственное мышление, необходимое им при изображении тех же предметов на плоскости. Как показала практика, после приобретения навыка в лепке объемных форм учащиеся значительно легче овладевают конструктивным построением в рисунке". (18,75)

Анализ методической литературы по вопросу проведения занятий скульптурой с младшими школьниками показал, что многие из них содержат лишь практические рекомендации организации деятельности по созданию изделия. Целью этих занятий является все более совершенное овладение техническими приемами изготовления керамики и успешное создание работ, все более сложных с точки зрения практического выполнения. В то же время упускается из виду значимость процесса изготовления скульптуры малых форм как средства развития психических качеств личности ребенка и особенно художественно-творческих способностей. Несмотря на приведенные здесь замечания, исследуемые публикации содержат ценные для нас положения, такие как практические советы, основные правила создания керамики с учетом возрастных особенностей детей.

Между тем, закономерно предположить, что развитие творческих способностей можно осуществлять посредством преподавания керамики в соответствии с фазами творческого процесса (постановка проблемы, анализ имеющейся информации, созревание и кристаллизация решения, критический анализ творческого продукта). Такое обучение направлено на развитие способности организовывать целенаправленную творческую деятельность.

Для большей эффективности процесса освоения техническими навьжами лепки, выработки умения самостоятельно работать, а следовательно творчески подходить к делу, не останавливаясь на пооперационном выполнении работы, мы предлагаем применять метод формирования умения строить системы сложных действий. В этом процессе следует выделить три стадии: операционную (простейшие упражнения выполняемые по отдельности параллельно с обособленными разъяснениями и демонстрацией каждого учителем); стадию комплексных действий (более сложные комплексные упражнения, состоящие из операционных действий с предварительным объяснением этапов выполнения); стадию целостного решения комплексных задач (наиболее трудные целостные действия после определения общей задачи).

Недостаточность публикаций по вопросам проведения занятий керамикой, направленных на развитие творческих способностей, содержащих адаптированные для младшего школьного возраста особенности технологии изготовления керамики послужила причиной нашего исследования. Следует отметить и нехватку исследований, опирающихся на последние идеи в области декоративного искусства и материаловедения, а также отличающихся современным подходом к тематико-образному решению и дающих широкие возможности для самостоятельных творческих экспериментов учащихся. Все вышесказанное определило актуальность нашего исследования.

Основополагающими в теории эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития учащихся в условиях школы для нашего исследования являются работы Алехина А. Д., Комаровой Т. С, Игнатьева Е. И., Кузина В. С, Лихачева Б. Т., Неменского Б. М., Ростовцева Н. Н., Шорохова Е. В. и др.

Особое значение при рассмотрении психологических особенностей процесса творчества имели работы Выготского Л. С, Гальперина П. Я., Лейтеса Н. С, Леонтьева А. Н., Пономарева Я. А., Рубинштейна С. Л., Ротенберга В. С, Теплова Б. М. и др.

При изучении творчества в философском аспекте - Батищева Г. С, Громова Е. С, Давыдова Г. А., Кагана М. С,Коршунова А. М., Мейлаха Б. С, Разумного В. А. и др.

При определении значения декоративного искусства и декоративной деятельности в художественно-творческом развитии учащегося мы опирались на труды Боголюбова Н, С, Ермолаевой-

Томиной Л. Б., Корешкова В. В., Лабунской Г. В., Ростовцева Н. Н., Соколова М. В., Хворостова А. С, Шпикаловой Т. Я. и др.

Проблема исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения их скульптуре малых форм.

Цель исследования: разработка условий для активизации развития творческих способностей младших школьников в процессе деятельности учащихся по созданию скульптуры.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность младших школьников в процессе создания скульптуры малых форм.

Предмет исследования: младшие школьники, их психолого-возрастные особенности в связи с творческой деятельностью, корреляты процесса детского творчества, и на основе этих положений различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации созидательного потенциала учащихся при работе с глиной.

Гипотеза исследования заключается в том, что если осуществлять обучение основам скульптуры с учетом следующих положений организации развивающего обучения: -по принципу соответствия фазам творческого процесса; -методами формирования системы сложных действий; -с учетом условий развития творческих способностей; -руководствуясь рекомендациями по организации учебного процесса, оптимизации программ и совершенствованию педагогического мастерства; то процесс развития творческих способностей активизируется.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1) рассмотреть психологические основы творческого процесса и способностей, используемых в нем;

2) выявить психолого-педагогические факторы и возрастные особенности младших школьников, влияющие на развитие творческих способностей в процессе создания керамики; 3)разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающую развитие творческих способностей учащихся в процессе создания скульптуры малых форм; ^экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях системы дополнительного образования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: -изучение, анализ и обощение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; -рассмотрение проецирования творческих способностей, развиваемых процессом создания скульптуры на все стороны мыслительной деятельности школьников; -выделение керамики, как узкоспецифичной области декоративного искусства, и изучение особенностей этого вида деятельности и ее общетеоретических основ; -анализ результатов творческой деятельности детей по созданию скульптуры малых форм; -наблюдение, опрос и собеседование учащихся в процессе творческой деятельности; -экспериментальная работа с учащимися художественной студии и общеобразовательной школы. Методологической и теоретической основой исследования явились ведущие положения современной науки по философии, искусствознанию, психологии, методике преподавания изобразительного искусства и ДПИ, труды по проблемам творчества, идеи традиций и новаторства в области искусства, работы по теории взаимосвязи обучения, воспитания и развития в и процессе формирования личности, учение об искусстве как специфической форме отражения мира и способе его познания, исследование роли художественного образования и эстетического воспитания в гармоничном развитии личности, а также убеждение в необходимости активизации творческо-деятельнои сущности человека.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях: адаптации процесса создания керамических изделий, в том числе майолики, к условиям и требованиям художественного образования, воспитания и развития школьников; обосновании признания керамического изделия как объекта детского творчества для решения задачи развития творческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании: возможности более полноценного решения проблем развития креативности школьников при использовании принципа соответствия фазам творческого процесса; повышения эффективности развивающего обучения методом формирования системы сложных действий, сочетающихся с привлечением учащихся к самостоятельной творческой деятельности; - направленности изменений психических качеств личности на совершенствование созидательного потенциала при соблюдении условий развития творческих способностей.

Практическая значимость исследования заключается в следующих положениях: возможности использования его результатов при разработке учебных программ и учебно-методической литературы; - адаптации содержания курса основ керамики для младшего школьного возраста в системе дополнительного образования; разработке методики обучения основам создания скульптуры малых форм, включающей систему заданий и упражнений, обеспечивающую развитие творческих способностей.

Материалы исследования могут являться теоретической и методической основой для организации внеурочных и кружковых занятий с учащимися младшей общеобразовательной школы, а также для расширения форм образования художественных и специализированных школ, системы дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечена опорой на современные достижения педагогической и психологической наук, искусствознания и культуры, результаты и выводы опытно-экспериментальной работы, проводимой с 1993 по 1997 год, в которой было задействовано около 130 учащихся школ и студийцев.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в МПГУ им. В.И. Ленина (Москва), на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ им. В.И. Ленина. Экспериментальная работа с учащимися по теме исследования проводилась на базе школы № 682 гор. Москвы (1993 - 1994 уч. год), а также студии "Изокер" (Изобразительное искусство и керамика) Центра культуры и спорта "Палитра" гор. Москвы (1995 -1997 г.г.)

Психологические основы

Проблема творчества, творческих способностей и их развития является одной из сложных для исследования, как в психологии, так и в философии, педагогике и дидактике. При характеристике состояния проблемы природы творчества прежде всего следует подчеркнуть давно зафиксированное в литературе понимание творчества в широком и узком смысле.

Его можно найти в статье "Творчество", вошедшую в Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанной Ф. Батюшковым (широкий смысл именуется в ней "прямым", узкий -"общепринятым"):

"Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. В таком значении это слово может быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся, и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. (Творчество научное, творчество поэтическое, творчество музыкальное, творчество изобразительного искусства и т. п.)".

В раннем периоде исследований широкому смыслу творчества уделялось известное внимание. Однако в более поздний период взгляд на природу творчества резко изменился. Понимание творчества как в нашей, так и в зарубежной литературе свелось исключительно к узкому смыслу. То есть творчество обычно принято определять как деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее и отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Применительно к этому узкому смыслу ведутся и современные исследования творческой деятельности.

Л. С. Выготский утверждал, что творчество - не удел избранных, более того, творчество - необходимое условие существования людей. "Если понимать творчество в его истинном, психологическом смысле как создание нового легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени," - писал он. (70, 5) В деятельности человека отмечают два вида деятельности: репродуктивную - когда человек повторяет все выработанные ранее приемы, т. е. пользуется ранее приобретенным опытом, и творческую, креативную - в результате которой возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях.

Прежний опыт человека имеет огромное значение. Без этого он не смог бы приспособиться к окружающему миру. Наш мозг способен сохранять прежний опыт, это его органическая основа. Мозг обладает пластичностью. Сильные или повторяющиеся возбуждения оставляют следы, благодаря которым человек способен к репродуктивной деятельности, Кроме воспроизводящей деятельности человек способен к комбинирующему и творческому видам деятельности, создающим новые образцы. Л. С. Выготский утверждает, что человек, ограничиваясь воспроизведением, был бы обращен в прошлое, творческая деятельность обращает человека в будущее, делает его способным видоизменять настоящее, все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей, общественная и даже частная жизнь основывается на творческих достижениях. "Творчески мыслящим личностям присуща открытая позиция к окружающему миру, они видят новые задачи, противоречия, готовы отказаться от привычных способов мышления". (70,6)

Исследователь В. С. Кузин определяет понятие творчества как "... деятельность, в результате которой художники создают новое, оригинальное произведение, имеющее общественное значение". Далее он указывает, что составным элементом творчества является "активное, исключительно целенаправленное отношение личности к процессу творчества". (82,191)

В философском плане творчество выступает как форма познания объективной действительности (Г. С. Батищев (12), А. М. Коршунов (75), М. С. Каган (67) и др.). Оно является важнейшим качеством всей человеческой деятельности, характеризуется поиском и достижением новизны, неповторимостью способов деятельности, ее результатов или приемов.

Частным случаем творчества как общей характеристики человеческой деятельности является художественное творчество, которое выражается в различных формах: музыка, театр, литература, все виды изобразительного искусства и т.д.

Психолого-возрастные особенности младших школьников

Анализируя творчество с процессуальной и результативной сторон, исследователи фиксировали различную быстроту получения результатов творчества, их уровень, значимость, сложность решаемых проблем, различие способностей людей (подготовленность) к конкретному виду творческой деятельности. Способности, то есть подготовленность людей к конкретной деятельности, характеризуются мерой освоения некоторой совокупности способов, видов действий, владения накопленной информацией. Эта мера может быть различной в силу различия условий жизни и воспитания (178,28).

Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, не однозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX веков и отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и точным из всех трех. (112,316)

Исходя из этих положений, Б. М. Теплов подчеркивает, что "мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другие, более синтетические понятия. Таким понятием является "одаренность", понимаемая как то качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или другой деятельности". (158,14)

Б. М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. В этой связи он пишет: "Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности". (158,15)

Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их формирование и развитие возможно только в деятельности. "Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. (158,17)

Б. М. Теплов выступал против признания врожденности способностей и считал, что врожденными могут быть лишь известные природные предпосылки, к которым относил задатки. По этому поводу он писал: "Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатами развития". (158,21)

Способность, по определению С. Л. Рубинштейна, представляет сплошное синтетическое образование личности. Он писал, что, "развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка". (146,640)

С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношения, автор пишет о Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их формирование и развитие возможно только в деятельности.

В последней своей работе С. Л. Рубинштейн выдвинул положение, которое гласит: "Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии. Развитие человека в отличие от накопления "опыта", овладения знаниями, умением, навыками - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений". (145,253)

С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития человека. "Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способности более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей" (145,268).

Анализ современного состояния вопроса (констатирующий эксперимент)

Толкование термина (понятия) "творческая деятельность" применительно к взрослому и младшему школьнику будет различно. Согласно Б. М. Теплову, "творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности."(158, 189)

Разумеется, школьники в массе своей не могут создавать изделия, имеющие общественную новизну и значение. Да это и не входит в задачи школы. Поэтому такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы, тем более для учащихся начальных классов, очевидно, принято быть не может.

Считается, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Обучающая творческая деятельность рассматривается нами в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного комплекса качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Однако, чтобы создать конкретный продукт, помимо общеобразовательных нужны общепрофессиональные знания, в том числе и о способах деятельности (правила работы инструментами, технология изготовления изделия, правила создания художественных композиций), а самое главное - овладение ими на высоком уровне. А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо в учебный процесс включить самые разнообразные виды заданий, поощряя проявления творчества. Такое разнообразие тем, особенностей технологий и декорирования керамических изделий, то есть многосторонее опробование своих сил, позволяет выявить индивидуальные творческие способности каждого и обеспечить условия для их развития, сделать процесс обучения интересным для детей. "Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний и умений, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству". (31,16)

Таким образом, можно предположить, что даже самое простое, бездумное с педагогической точки зрения научение механическим умениям, передача практических навыков, если преподаватель в совершенстве владеет этими высокопрофессиональными знаниями, будет являться одним из многочисленных условий развития творческих способностей учащегося. Подробнее это и другие условия педагогического процесса, направленного на целевое развитие творческих способностей, мы будем рассматривать в следующем параграфе диссертации.

Однако существует и более "мягкое" определение творческого процесса и особенно убедительно оно применяется в отношении детей младшего школьного и, что естественно, дошкольного возраста. Главной отличительной особенностью этого мнения является рассмотрение творчества не с точки зрения качества результата, а с точки зрения качественных особенностей самого процессами7, 351 -353)

В 1959 году американский психолог Э. Фромм предложил следующее определение понятия творчества (креативности): "Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта". (184) Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (Индивидуал. подход)