Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Гагишвили Дмитрий Карлович

Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики
<
Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Гагишвили Дмитрий Карлович. Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 156 c. РГБ ОД, 61:04-13/2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов в системе их профессиональной подготовки 16

1.1. Сущность и содержание творческого мышления с позиции современной философии, культурологии, психологии и педагогики 16

1.2. Творческое мышление художника как важнейший фактор развития его личности, художественных способностей и условие успешной профессиональной деятельности 28

1.3. Место и роль учебной дисциплины «Графика по специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по специальностям дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел 38

Глава II Экспериментальная методическая модель развития творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики 66

2.1. Теоретические основы и психологические закономерности рисунка как специфической формы отражения действительности и выражения творческой ндивидуальности студента 66

2.2. Педагогическое обоснование экспериментальной программы преподавания курса графики по специализации в условиях художественной специализации на основе развитого творческого мышления студентов 93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 125

ПРИЛОЖЕНИЕ 140

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях реформирования системы народного образования, в условиях ее демократизации и гуманизации важное значение имеет проблема совершенствования профессиональной подготовки студентов по направлению «Искусство» по специальностям «Дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн трикотажных изделий», «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и т.д. в высших учебных заведениях различного профиля. Особую остроту приобретает эта проблема, когда речь идет о новых направлениях подготовки кадров художников-профессионалов и кадров учителей, вызванных реалиями жизни. В частности, об ще культурная подготовка призвана готовить молодежь к ориентации в современном в научно-техническом и культурном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур, преодолению установки на социальное противоречие и изоляционизм в отношении мировой культуры.

В процессе изучения предметов специального художественного цикла,. также как и общих основ культурологии и философии, ставится задача целенаправленного, самостоятельного формирования культурных ориентации и установок личности, способностей, интересов и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и морально-эстетических рефлексиях, то есть того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать социальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры, имеющей творческую, конструктивную направленность.

Коренные изменения в современной культуре в образовании потребовали значительного расширения художественных специальностей в вузах легкой промышленности, архитектуры и строительства, в вузах культуры и искусства, сервиса и туризма, в педагогических вузах. А важность возрождения и дальнейшего развития традиций культуры народов России вызвался необходимостью обновления профиля подготовки кадров учителей художественно-эстетического цикла. Так, наряду с традиционными художественно-графическими факультетами в педагогических университетах и институтах стали открываться факультеты и направления изобразительного искусства и народных ремесел. Устойчивой тенденцией в развитии современного искусства стало усиление роли компьютерной графики, дизайна, рекламы и т.д. в художественном осмыслении действительности, в технике и науке, в об ще культур ной жизни страны.

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы эффективного формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей и внесения существенных корректив, разработки новых методик обучения курса графики, как основы профессиональной подготовки специалиста художественного профиля любой практической направленности - графика, живописца, дизайнера, монументалиста и т.п. Это, в свою очередь, определяет необходимость проведения ряда научных, опытно-экспериментальных исследований. Одним из таких исследований и является данное исследование.

Проблеме творческого продуктивного мышления, творчеству посвятили свои работы такие известные ученые, психологи, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Те плов, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, В,В. Давыдов, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Я.В, Пономарев, O.K. Тихомиров, П.М. Якобсон.

Отдельные аспекты творческого мышления, как своеобразного специфического обобщения в художественном творчестве, в изобразительной деятельности студентов художественных учебных заведений, школьников рассматриваются в исследованиях, публикациях Н.Н. Волкова, Н.Н. Ростовцева, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Г. Лукьянова, Е.В. Шорохова, В.К. Лебедко, СП. Ломова, Л.Г. Медведева, И.М. Рязанцевой и др.

Проблемой теории и методики графики обучения ее первоосновы -рисунка занимались многие известные художники прошлого и настоящего времени: Леонардо да Винчи, А.. Дюрер, Э. Делакруа, Ж.-Б. Энгр, П.П. Чистяков, И.Е. Репин, В.А. Серов, ИЗ. Грабарь, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, В.Н. Яковлев и др. Ряд из них (Н.Н. Волков, Е.А. Кибрик, Б.А. Дехтерев, В.А. Фаворский, Б.В. Иогансон, A.M. Грицай, В.П. Ефанов, М.Т. Манизер) рассматривали эти вопросы в тесной связи с композицией.

Значительный вклад внесли в разработку педагогических путей, методов и средств обучения рисунку такие специалисты в области теории и методики художественного образования и эстетического воспитания в России, как А.П. Сапожников, HJHL Ростовцев, Г.В. Беда, Г.В. Смирнов, Е.В. Игнатьев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Т.С. Комарова, А.А. Унковский, А.Е. Терентьев, А.П. Яшухин, В.П. Зинченко.

Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы психологов и ученых в области дидактики и высшей профессиональной школы - Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна, В.И. Кириченко, СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина.

В последние годы выполнен ряд докторских и кандидатских диссертаций, касающихся тех или иных аспектов творческого воображения, творческой деятельности студентов художественных

специальностей вузов, учебного рисунка в профессиональной подготовке студентов - будущих учителей изобразительного искусства, а также архитекторов. Однако, до последнего времени многие проблемы развития творческого мышления студентов и преподавания графики в современных условиях высшей профессиональной школы остаются не исследованными.

Все сказанное и определило актуальность и выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики», посвященного восполнению указанного пробела в педагогической науке.

Проблема исследования: раскрытие научно-теоретических основ формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики его развития средствами графики.

Целью исследования является совершенствование

профессиональной подготовки студентов художественных специальностей вузов на основе развитого творческого мышления.

Объект исследования: специфика проявления творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов в процессе их художественно-профессиональной подготовки.

Предмет исследования: процесс формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики по специальности как важнейшего условия повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов в области дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективное развитие и формирование творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов, и в итоге их успешное

художественно-профессиональная подготовка возможны при условиях: раскрытия научно-теоретических основ формирования у них творческого мышления и психологических закономерностей выполнения графических работ как формы отражения действительности и выражения индивидуальности студента; определения творческого мышления художника как важнейшего фактора развития его личности, художественных способностей и условия успешной профессиональной деятельности; установления места и роли учебной дисциплины «Графика по специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по специальностям дизайна костюма, художественного проектирования изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-при клад ного искусства и народных ремесел; разработки и педагогического обоснования экспериментальной модели развития творческого мышления студентов художественных специальностей вузов средствами графики; выявления индивидуально-психологических особенностей в профессионально-художественном развитии студентов 1-3 курсов на занятиях графикой по специальности; разработки и опытно-экспериментальной проверки методических путей и средств активизации процесса обучения рисунку и другим графическим средствам изображения студентов художественных специальностей вузов на основе развитого творческого мышления.

В соответствии с указанной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть научно-теоретические основы формирования
творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов
в системе их профессиональной подготовки

2. Определить творческое мышление студента — будущего
художника как важнейший фактор развития его личности,
художественных способностей и условия дальнейшей успешной
профессиональной деятельности.

3. Установить место и роль учебной дисциплины «Графика по
специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по
специальностям дизайна костюма, художественного проектирования
изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного
искусства и народных ремесел.

4. Раскрыть теоретические основы и психологические
закономерности рисования и других средств графического изображения
как специфических форм отражения действительности и выражения
творческой индивидуальности студента.

5. Выявить индивидуально-психологические особенности в
профессионально-художественном развитии студентов 1—3 курсов на
занятиях графикой по специальности.

6. Разработать и обосновать экспериментальную программу по
курсу графики по специализации для художественных специализаций на
основе развитого творческого мышления студентов.

Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, методистов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и профессионально-художественного образования, высказывания известных художников прошлого и настоящего времени.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ философской, социологической, педагогической и искусствоведческой литературы;

- анализ рисунков и других графических работ выдающихся
художников прошлого и настоящего времени;

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих курсы рисунка,
графики на художественных специализациях институтов культуры,

сервиса, на художественно-графических факультетах и факультетах изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов;

- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью
студентов и педагогов;

беседы, анкетирование и интервьюирование;

психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- изучение продуктов деятельности студентов: рисунков и других
графических работ, курсовых и дипломных проектов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на специальностях
«Дизайн», «Дизайн трикотажных изделий», «Дизайн костюма»,
«Художественное проектирование текстильной и легкой

промышленности», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Омском государственном институте сервиса с 1994 по 2004 гг.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе (1994-1996 гг.) осуществлялось:

I. Изучение специальной литературы: учебных планов, программ, учебников, статей по графике, академическому рисунку, наброскам и зарисовкам, композиции, перспективе, цвето ведению, теории эстетического воспитания, дидактике высшей школы, психологии, методике преподавания изобразительного искусства. Изучение диссертационных исследований.

2. Изучение опыта преподавания академического рисунка, графики по специальности на художественных специализациях в вузах, на художественно-графических факультетах педагогических университетов (Московского государственного педагогического университета, Омского и других университетов) и на факультетах изобразительного искусства и

народных промыслов Московского государственного областного университета.

3.. Определение окончательного варианта проблемы, объекта и предмета, гипотезы исследования.

4. Разработка экспериментальной программы по курсу графики по
специальности на 1-3 курсах художественных специальностей Омского
государственного института сервиса и методических рекомендаций к
проведению занятий по рисунку, графике.

5. Разработка экспериментальной системы наглядных, учебно-
методических пособий — таблиц.

Разработка методики эксперимента. Второй этап (1997 —2002гг.) включал:

  1. Проведение эксперимента.

  2. Продолжение изучения специальной литературы,

3. Корректировка экспериментальной программы по графике,
академическому рисунку и методических приемов и средств обучения
рисунку, графике на 1-3 курсах.

Третий этап (2002 - 2004 гг.) составил:

1. Продолжение и завершение эксперимента.

2. Обобщение результатов эксперимента, подведение итогов
исследования.

3. Оформление диссертации к защите.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения курсу графики по специальности, академическому рисунку по программе, методическим рекомендациям и серии наглядных, учебно-методических таблиц, с широким использованием проблемных заданий, ситуаций, специальных заданий — упражнений на развитие зрительной памяти, пространственных представлений, мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения по

сходству и контрасту и ассоциаций на основе развитого творческого мышления, разработанных диссертантом для экспериментальных групп при сравнении с обычным, традиционным обучением графике, рисунку в параллельных ( контрольных) группах. То есть сравнивались содержание программ, педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах.

В результате систематического анкетирования, проведения контрольных графических работ, рисунков ( которыми служили и экзаменационные графические работы-рисунки), написания докладов, рефератов, выполнения курсовых и дипломных графических композиций сравнивались результаты экспериментального и традиционного обучения графике, рисунку.

На защиту выносятся следующие положения:

1, Графика и его основа — рисунок являются самостоятельной
дисциплиной в любом профессионально-художественном учебном
заведении (на всех уровнях профессионально-художественного
образования). Но особое значение этого учебного предмета в системе
художественно-профессионально го образования определяется тем, что
рисунок является фундаментом, основой изобразительного процесса,
художественного творчества в любом виде изобразительной деятельности
— будь то графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, архитектура.

2. Студенту художественных специальностей вузов овладение
рисунком необходимо не только для становления и развития своих
потенциальных возможностей и способностей как художника в процессе
профессиональной подготовки, но и для дальнейшей успешной работы в
различных видах дизайна, декоративно-прикладного искусства,
изобразительного творчества. То есть важна и методическая

направленность обучения рисунку, графике в системе профессиональной подготовки специалиста художественного профиля.

Отсюда приоритетное значение научной разработки проблем обучения графике, рисунку с опорой на развитое творческое мышление будущего художника.

  1. В условиях специфики художественных специальностей институтов сервиса курс графики по специальности, курс рисунка требуют определенной коррекции и, прежде всего, обязательного учета и использования элементов творческого, композиционного мышления в процессе изображения. Содержание курсов должно отражать и те новые задачи, которые ставятся перед предметами дизайна и декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов и которые значительно шире представлены в последние годы по сравнению с традиционным обучением их в системе художественных специальностей в вузах сервиса, туризма, культуры и легкой промышленности.

  2. Научная разработка педагогической модели преподавания курса графики, рисунка на основе развитого творческого мышления в равной степени должна отражать три аспекта этой проблемы: художественно-профессиональный, педагогический и психологический.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыты научно-теоретические основы формирования творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов в системе их профессиональной подготовки: тесная, органическая связь результатов непосредственного наблюдения и изображения натуры с элементами абстракции на основе художественного обобщения образа натуры; взаимодействие логического анализа изображаемого объекта и эмоционально-чувственной реакции как на сам объект изображения, так и на процесс изображения; максимальное проявление самостоятельности, активности, инициативы и оригинальности в решении конкретной

графической задачи, в выполнении учебно-творческого задания; самостоятельный выбор наиболее оптимального варианта композиции, художественно-изобразительных средств и цветового решения в выполнении графической работы; творческий, продуктивный перенос теоретических сведений из истории изобразительного искусства, анализа биографических данных и творческих особенностей известных отечественных и зарубежных художников, дизайнеров, мастеров народного декоративно-при клади ого искусства в самостоятельную практическую работу при выполнении учебно-творческих заданий по курсу графики по специальности.

2. Доказано, что развитое творческое мышление студента —
будущего художника является важнейшим фактором формирования его
личности, художественных способностей, условием успешной
профессиональной деятельности.

3. Установлена ведущая роль учебной дисциплины «Графика по
специальности» в системе профессиональной подготовки студентов по
специальности дизайна костюма, художественного проектирования
изделий текстильной и легкой промышленности, декоративно-прикладного
искусства и народных ремесел.

Теоретическая значимость исследования заключается в: раскрытии теоретических основ и психологических закономерностей рисования и других средств графического изображения как специфических форм отражения действительности и выражения творческой индивидуальности студента; выявлении индивидуально-технологических особенностей в профессионально-художественном развитии студентов 1-3 курсов на занятиях графикой по специальности.

Выявлено три типа индивидуально-психологических особенностей в профессионально-художественном развитии студентов:

- первый тип - репродуктивный, со слабо выраженным творческим
подходом к решению учебно-творческих задач;

- второй тип — средний уравновешенный, с проявлением в
выполнении отдельных учебно-творческих работ творческого подхода;

- третий тип — продуктивный, с ярко выраженным творческим
подходом к решению любой учебно-творческой задачи.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке и научном обосновании экспериментальной программы по курсу графики по специализации для художественных специализаций на основе развитого творческого мышления студентов; в разработке системы наглядных учебно-методических пособий — таблиц (включая динамические таблицы).

Таким образом, доказано: научная разработка педагогической модели преподавания курса графики, рисунка на основе развитого творческого мышления в равной степени отражает три аспекта этой проблемы: художественно-профессиональный, педагогический и технологичес ки й.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по курсу графики по специализации, по рисунку для художественных специализаций вузов, для факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов, для аналогичных отделений технологических и педагогических колледжей и училищ, при создании новых учебников и методических пособий по графике и рисунку для студентов, на курсах практических занятий по графике и рисунку в институтах повышения квалификации.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной

работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, профессиональной художественной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на художественных специализациях Омского государственного института сервиса, на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также в виде публикаций научных статей и методических пособий.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1998-2002 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации (1996-2004 гг.), на кафедрах рисунка и живописи Московского государственного университета (2000-2004 гг.) в Омском государственном институте сервиса.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертацию вошли также таблицы и рисунки (приложение), отображающие ход опытно-экспериментальной работы.

Сущность и содержание творческого мышления с позиции современной философии, культурологии, психологии и педагогики

Как известно, глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Основными отличительными особенностями мышления являются обобщенность и опосредованность отражения в коре головного мозга человека предметов и явлений окружающего мира, а также разнообразных связей, существующих между ними. Только с помощью мышления решается любая проблема. Там, где перед человеком возникает проблема, где он должен дать ответы на задачи, выдвинутые самой жизнью, и начинается мышление.

Таким образом, как определяет современная психология, мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей.

Рассматривая мышление как наиболее важную и совершенную стадию познания действительности, необходимо, вместе с тем, отметить, что мышление неразрывно связано с чувственным познанием, которое является главным информатором об окружающем мире.

Одним из видов мышления является творческое мышление. Этот вид мышления характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Мыслительная деятельность, любой мыслительный акт осуществляется в критической деятельности и неразрывно связаны с ней. Поэтому развитие творческого мышления особенно важно в видах деятельности с ярко выраженной творческой направленностью, в частности, в изобразительной, художественной деятельности. Поэтому необходимо более обстоятельно рассмотреть сущность процесса творчества.

В психологических словарях творчество определяются как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет четко выраженный психологический аспект: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, особой активности мышления (умственной активности), а также потребности личности в самоактуализации, раскрытии своих созидательных возможностей.

В Большом энциклопедическом словаре творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и обществен но-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Ряд философов и психологов обращают внимание на принципиальное отличие творчества от предметной деятельности. В частности, Я.А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности, ее результату.

Так как творчество в той или иной форме было непременным атрибутом земной цивилизации на всем протяжении ее существования, поскольку понятен низменный интерес мыслителей к этому феномену. Результаты творчества оказывались зачастую столь весомыми, а обстоятельства, непосредственно предшествовавшие рождению результатов, были нередко столь интригующими, что само творчество, естественно, рассматривалось как таинство, как промысел Божий и т.д. В частности, художественное творчество рассматривалось как божественная одержимость (Платон), как «животворное дыхание бессознательного» (Э. Гартман), как мистическая интуиция (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд).

Таинство, божественное начала творчества признает в своих работах Н.А. Бердяев. Особый интерес в связи с этим представляет фундаментальный труд известного мыслителя «Смысл творчества: Опыт оправдания человека», впервые вышедшая в Москве в 1916 году. В этой программной работе Бердяев пишет: «Цель творческого порыва — достижение иной жизни, иного мира, восхождение в бытии»; «Подлинное творчество теургия, богодейство, совместное с Богом действие»; «Творческий опыт духовен в религиозном смысле этого слова......

Творческое мышление художника как важнейший фактор развития его личности, художественных способностей и условие успешной профессиональной деятельности

Мышление художника, ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества, отличается своими особенностями, что дает основание называть его художественным мышлением. Прежде всего, мышление художника характеризует то, что, имея в своей практике, дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (на холсте, бумаге, в скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника.

Эту отличительную черту мышления художника — «мыслить образами», т.е. воспроизводить жизнь в художественных образах, хорошо рассказывает В.Г\ Белинский: «Философ говорит силлогизмами, поэт образами и картинками, а говорят оба они одно и то же. Политико-эконом, вооружась статистическими цифрами, доказывает, действуя на ум своих. читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось вследствие таких-то причин. Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает в верной картине, действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинками» [96].

Яркой особенностью мышления художника, обусловленной активным участием в творческом процессе зрительных образов памяти и воображения, является его ассоциативность. Ассоциации по контрасту, по сходству и по смежности постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника на всех этапах его творческого процесса. И чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем разительнее и интереснее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе. Многие ассоциации послужили началом, исходным моментом создания замечательным произведений. Как известно, сам Суриков связывал зарождение самой идеи и колористического решения картины «Боярыня Морозова» с увиденной им вороной, которая черным пятном сидела на белом снегу, отставив крыло. Ассоциативные образы в мышлении художника отражают многочисленные ассоциации, которые встречаются в самой жизни.

Художественный образ, являясь носителем единичного, конкретного, есть и обобщение. Так, художественный образ человека, изображая конкретную личность, всегда претендует на типичность и при соответствующем исполнении художником поднимается до характерно-типичного, т.е. обобщающего, образа. Художественный образ есть единство, сплав индивидуального, единичного и общего, типичного. Создавая художественный образ, тем самым воспроизводит связь между единичным и общим, существующую в объективной реальности, отражают ее наглядно.

Данная характеристика особенностей мыслительной деятельности художников позволяет, как уже отмечалось, сделать вывод о том, что их мышление представляет собой своеобразный вид мышления, который можно назвать не просто творческими, а художественным мышлением, включающим в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, без преимущественного преобладания одного из них над другим.

Задача претворения в реальность результатов мышления художника обусловливает необходимость постоянно подкреплять свои мысли конкретными действиями (работа кистью, карандашом и т.д.), что придает мышлению практический, действенный характер.

Важную роль в развитии художников способности «непосредственно» воспринимать натуру играют быстрые наброски, зарисовки, этюды. Вот почему многие мастера изобразительного искусства придают им такое большое значение.

Одной из отличительных черт художественного образа является то, что в нем неразрывно связаны в единое целое два момента изобразительное и выразительное. Если бы художник руководствовался задачей передать в своем произведении как можно точнее, с абсолютной достоверностью изображаемую вещь, то есть мог бы вполне заменить фотоаппарат, а произведение художника было бы обычным муляжом. В то же время, если художник ставит перед собой задачи только «чистой» выразительности, также ничего не получается, поскольку ему нечего «выражать», так как исчезает сам предмет выражения.

Таким образом, как пишет С.Л. Рубинштейн, «самое восприятие художника как художественное восприятие не только проявляется, но и формируется в процессе художественного изображения воспринимаемого. Художник научается видеть, воспринимать действительность в соответствии с требованиями, исходящими от условия ее изображения» [164].

Теоретические основы и психологические закономерности рисунка как специфической формы отражения действительности и выражения творческой ндивидуальности студента

Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства, с него начинается всякое изображение формы. Еще Микеланджело писал: «Рисунок ... есть высшая точка в живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».

Слово «рисунок» в изобразительном искусстве, с него начинается всякие изобразительные формы. Прославленный русский художник И.Н. Крамской так определяет рисунок: «Рисунок в тесном смысле — черта, линия, внешний абрис; в настоящем же смысле это есть не только граница, но и та мера скульптура лепки форм, которая отвечает действительности».

То есть, реалистический рисунок, представляя собой графический образ натуры, выполняется на бумаге карандашом, пером, углем и другими средствами, всегда от руки, без помощи чертежных инструментов. Познание предметов и явлений действительности в процессе рисования с натуры продолжается во время рисования по памяти («от себя») и по представлению, а также по воображению.

Основу любого произведения графики, живописи составляют рисунок, живопись, композиция. В свою очередь, грамотность (изобразительная грамотность) и выразительность рисунка определяется знанием и использованием комплекса теоретических основ рисования, которыми является закономерности конструктивного строения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения, пластической анатомии (при изображении человека, животных), композиции.

С самого начала следует подчеркнуть, что для владения рисунком необходимы сознательная подготовка «видения натуры» и умение логически последовательно изображать ее на плоскости.

Видимые глазом тела различаются по внешним признакам: форме, размеру, прозрачности, цвету и фактуре. Все предметы, созданные природой и человеком, имеют общий содержательный признак — то или иное закономерное строение или конструкцию формы.

В учебном рисунке много вопросов и задач, которые при изображении формы в пространстве должны решаться взаимосвязано. Это -композиция изображения на листе бумаге, конструкция, движение, пропорция, перспектива, светотень, фактура, и т.д.

Первой задачей в рисунке любого предмета на листе бумаги является его композиционное размещение. В зависимости от точки наблюдения, размеров и формы предмета (или группы предметов) следует определить, какая величина является определяющей — ширина или высота. От этого зависит расположение прямоугольного листа бумаги для изображения — горизонтальное или вертикальное.

Компоновка будущего изображения предметов на листе — сложная и ответственная задача, ибо найденное на листе место и размер модели впоследствии изменить трудно. Кроме того, переделки приводят к потере времени и порождают чувство неудовлетворенности. Зато удачная композиция закладывает основы интересного, выразительного рисунка на протяжении всех последующих стадий работы: линейно- конструктивного построения, лепки формы тоном и т.д.

Сам процесс компоновки содержит элемент творческого поиска. Чтобы правильно вести компоновку и закрепить зрительное впечатление от модели, полезно «проиграть» композиционное размещение предметов на листе мысленно» как бы представив их себе уже нарисованными.

Целесообразно также сделать на небольших листках несколько эскизов-набросков как варианты композиции. Наиболее удачливый вариант композиционного решения переносят на основной лист, пропорционально увеличениям размера изображаемых предметов.

Законы композиции требуют соблюдения некоторых правил:

1) уметь определять геометрический центр формата листа. Делается это просто: по диагонали соединяют противоположные углы листа или делят лист пополам по вертикали и горизонтали;

2) рисуя, например, натюрморт, уметь найти его композиционный центр. Обычно в натюрморте это наиболее крупный или важный в смысловом отношении предмет. Иначе говоря, в натюрморте всегда какой-то предмет является главным, а остальные — второстепенными;

3) необязательно добиваться совпадения геометрического и композиционного центра;

4) нельзя рисовать отдельно друг от друга предметы. Проще представлять их целиком, объединить мысленно в единую группу.

Похожие диссертации на Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики