Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Миронова Марина Петровна

Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза)
<
Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миронова Марина Петровна. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 205 c. РГБ ОД, 61:98-13/316-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы восприятия музыки

1.1. Восприятие музыки как коммуникативный процесс 4

1.1.1, Восприятие музыки в системе общественно - музыкальной коммуникации 14

1.1.2. Прокоммуникативные условия восприятия. Современные представления о музыкальном языке 18

1.1.3. Многосторонность процесса восприятия в аспекте музыкальной

коммуникации 24

1.2. Современное состояние изучения вопросов музыкального восприятия 12.1 Множественность аспектов изучения. Различные подходы к исследованию проблем музыкального восприятия 28

1.2.2. Современные теоретические представления о музыкальном восприятии 37

1.2.3. Восприятие музыки как предмет исследования в музыкальной педагогике 46

Выводы 60

Глава 2. Теоретические вопросы развития восприятия созро'лтччой музыки в курсе гармонии

2.1. Современная музыка и дидактические условия развития ее восприятия процессе обучения 62

2.11 О содержании понятия "современная музыка1 62

2.1.2. О характерных выразительных средствах современной музыки...69

2.13. Педагогические условия развития восприятия современной музыки 80

2.2. Методологические аспекты освоения современной музыки в курсе

гармонии 87

2.2.1 Специфика предмета "Гармония" и новые задачи в аспекте освоения современной музыки

2.2.2. Принципы построения содержания курса "Гармония современной музыки" 91

2-2.4. Формы учебно - практической деятельности и основные методические приемы обучения

Выводы 105

Глава 3. Экспериментальное исследование возможностей развития восприятия современной музыки в процессе музыкально -теоретического обучения студентов

3.1. Организация эксперимента 108

3.1.1. Цели, задачи и структура педагогического эксперимента 108

3.1.2. Методики проведения контрольных срезов 110

3.2. Результаты эксперимента

3.2.1. Результаты диагностики и характеристика начального уровня развития восприятия современной музыки 117

3.2.2. Результаты диагностики и характеристика начального уровня музыкально-языковой подготовки студентов 123

3.2.3. Итоговые результаты формирующего этапа эксперимента 132

3.2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента 137

Выводы 143

Заключение 146

Библиография 150

Приложения 165

Введение к работе

Современный этап развития нашего общества, необходимая цель и важнейшее условие которого - формирование всесторонне и гармонично развитой личности, приобщение ее ко всем богатствам человеческой культуры, ставит новые задачи перед музыкальным образованием. Являясь частью непрерывно развивающейся музыкальной культуры, музыкальное образование должно отвечать современным потребностям музыкальной практики, уровню развития музыкальной науки.

Одна из ведущих тенденций современной музыкальной педагогики выражается в стремлении ликвидировать отставание от творческой практики, учить молодое по-, коление музыкантов на основе не только устоявшейся академической базы, но и лучших образцов отечественной и зарубежной музыки 20 века. Необходимость глубокого изучения музыкального искусства, созданного уходящим столетием, все более осознается в качестве одной из важнейших задач высшего музыкального образования, неизбежным и необходимым шагом на пути дальнейшей музыкальной профессионализации. Ориентация на освоение музыки сегодняшнего дня приобретает особое значение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки, который призван решать в своей практической деятельности важную задачу приобщения детей и юношества к творчеству композиторов нашего времени.

Проблема освоения и восприятия современной музыки имеет несомненную актуальность. В условиях непрерывного обновления, пересмотра и расширения худо- -жественно-выраэительных средств музыки возникает известное расхождение между творчеством композиторов 20 века и уровнем восприятия массовой аудитории, отличающейся поверхностностью и односторонностью знаний, суждений и музыкальных предпочтений. С другой стороны, имеет место неизученность восприятия современной музыки, основанной на иных, по сравнению с музыкальной традицией прошлых веков, принципах организации звукового материала и требующей поэтому от слушателя решения новых, подчас непривычных для его слушательского опыта задач. Наличие квалифицированной, теоретически и практически подготовленной ч аудитории - это один из мощных стимулов развития самого музыкального искусства, поскольку восприятие музыкального произведения слушателем является важным звеном во всей цепи существования этого произведения, во многом определяющим его "жизнь" в обществе.

Среди причин, препятствующих процессу освоения новой музыки, важное место занимает определенная инерция музыкального сознания, порождаемая всей существующей общественно-музыкальной практикой. По словам Б. В. Асафьева, причиной инертного восприятия нового в музыке является консервативность слуха воспринимающей "общественной среды". Существует закономерная преемственная связь между практикой музыкального обучения и воспитания и музыкальными интересами различных социальных групп слушателей в целом. Музыкальная педагогика активно формирует вкусы и эстетические идеалы подрастающего поколения. Это • накладывает на нее во всех областях музыкального воспитания особую ответственность. Между тем, с самого начала музыкального образования вплоть до его высших ступеней учащиеся в большей мере обращаются с музыкой 18 - 19 веков. Постоянный контакт с музыкой прошлого фиксирует музыкальное сознание на определенном круге интонаций и образов, способствует созданию стереотипа музыкального восприятия и мышления. Так обстоит дело в музыкальных и общеобразовательных школах, где современная музыка используется в довольно скромном объеме. Вузовские учебные программы также основываются преимущественно на музыкальной классике, недостаточно ориентируют студентов на восприятие музыки нашего столетия.

Существует точка зрения, что современная музыка представляет большую сложность для восприятия, оставаясь доступной только для определенного круга специалистов. Не станем отрицать, что данное явление в действительности имеет место. Музыка 20 века представляется основной массе обучающихся как нечто со- -вершенно новое, малопонятное, не имеющее ничего общего с привычным миром классики. Однако, причины этого носят не только социально-психологический, но и педагогический характер. Слушатель оказывается не в состоянии воспринимать со-временную музыку не потому, что не обладает для этого определенными способностями, а потому, что его не научили это делать. Иными словами, та инерция музыкального сознания воспринимающей среды, на которую одним из первых обратил " внимание Б. В. Асафьев, явилась следствием известного традиционализма, свойст венного музыкальной педагогике на всех этапах обучения. Преодоление стереотипа музыкального мышления в массовом и индивидуальном сознании становится актуальной задачей современной педагогической науки и практики.

Музыкальное образование в высшем звене призвано не только вооружить студента соответствующими профессиональными умениями и навыками, но и активно способствовать формированию его художественного вкуса, направить его внимание на то ценное и перспективное, что есть в современной музыкальной культуре - яв- лении чрезвычайно сложном, неоднородном и противоречивом. Задача эстетического музыкального воспитания должна решаться в соответствии с традициями лучших педагогических учений прошлого, которые всегда в той или иной мере ориентировались на современную /в каждую эпоху свою/ музыкальную практику. Нарушение данной направленности не соответствует подлинной традиционности в правильном понимании этого термина; хранить наследие - значит развивать его. Эту мысль подчеркивает Ю.Н. Холопов. "8 наше время столь же необходимо отношение к традиции как к живой действенной силе, без превращения прогрессивных достижений прошлого в догмы, закрывающие дороги идущей вперед жизни. /.../ Традиции - это / і і культура. Но традиции без современности - это мертвая культура" /180, с. 41. Вот -почему проблема восприятия и активного освоения новой музыки должна стать предметом педагогической науки. Опираясь на достижения музыкальной психологии, современного музыкознания, социологии и эстетики, именно педагогика должна выработать практические рекомендации и готовить учащихся к восприятию стилистически незнакомой музыки.

Проблема "внедрения" современной музыки в систему музыкально-теоретического образования особенно актуальна, так как изучение теоретических дисциплин связано с формированием и воспитанием музыкального мышления, осознанного отношения к организации музыкального материала с позиций содержа- і ния и формы и, следовательно, способствует более глубокому постижению музыкального искусства.

Музыка 20 века прочно входит в исполнительский репертуар. Необходимо, чтобы теоретические дисциплины в педагогическом процессе учитывали,/ объясняли, -учили слышать те явления современной музыки, которые стали для нее эакономер u ными. Изучение современной музыки призвано расширять музыкальный кругозор, обогащать палитру художественного освоения средств музыки, понимать ее язык, повышать эстетический уровень студентов с тем, чтобы иметь в конечном итоге верное суждение о музыкальном искусстве нашего времени, выносить правильные оценки музыкальным произведениям и избегать тех ошибок, которые неизбежны при незнании и неслышании того нового в музыке, что отразило в себе новое, насыщенное идейными и художественными противоречиями, образное содержание нашей эпохи.

Проблема развития восприятия современной музыки в процессе музыкально-теоретического обучения имеет два аспекта рассмотрения. Первый связан с необхо- • димостью целенаправленного и системного изучения современной музыки, поисками методов, позволяющих успешно осваивать сложные формы современной музыкальной организации. Второй касается разработки наиболее эффективных форм и методов, способствующих развитию ее восприятия. Этот второй аспект тесно соприкасается с проблемой формирования и развития музыкального восприятия вообще, активно разрабатываемой психологами, педагогами, музыкантами, искусствоведами. При этом, большая часть методических исследований опирается на опыт массового музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы. Специальные работы по методике развития навыков полноценного восприятия музыки применительно к особенностям музыкального обучения в высшем звене единичны /41, 141/.

Проблема освоения музыки 20 века нашла отражение в ряде публикаций, ак- Щ центирующих вопросы обновления содержания тех или иных курсов, методики изу чения современного композиторского творчества в ряде специальных дисциплин и т. д. /27,51,52, 56,66,134,138,145,170/. О необходимости изучения современной му- зыки в процессе подготовки композиторов и музыковедов пишет Ю.Н. Холопов. Им опубликован целый ряд работ на эту тему как теоретического, так и методического W характера /174,177,180,182/. В брошюре "Современная музыка в системе музыкаль но-теоретического образования" он анализирует существующие программы и учеб- чЦг ные пособия, используемые в различных музыкально-теоретических курсах как среднего, так и высшего звена профессионального музыкального образования, с точки зрения отражения в них современной музыкальной практики.

Различные аспекты освоения музыки 20 века освещаются в исследованиях М. Карасевой Теоретические проблемы современного сольфеджио" /1989 г./, Л, Алексеевой "Методы изучения музыки 20 века в теоретических курсах музыкального училища /исполнительские специальности/" /1995 г/. Применительно к задачам обучения студентов педагогических вузов проблема освоения современной музыки рассматривается в исследованиях О. Ивановской "Освоение ритмических особенностей современной музыки в процессе подготовки педагога-музыканта" /1987 TJ, А, Юдина "Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству; сущность, функции, методы учебной работы /в классе фортепиано на музыкаль-но-педаготческом факультете" /1990 г./,

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в современной методике музыкального образования определили выбор темы исследования: "Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема /в условиях музыкально-теоретического обучения студентов педагогического вуза/". Объект исследования: процесс музыкально-теоретического обучения студентов в курсе гармонии. Предмет исследования: процесс развития восприятия современной музыки. Цель исследования: выявить и обосновать педагогические пути активизации развития восприятия современной музыки на основе научно-обоснованного построения содержания обучения, специальной методики эффективного освоения студентами нового музыкального материала в курсе гармонии и подготовки их к самостоятельному освоению музыки 20 века. Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи: - установить степень разработанности аспектов проблемы восприятия музыки в . научно-теоретической, психолого-педагогической и методической литературе; раскрыть сущностную характеристику музыкального восприятия как коммуникативного процесса;

вскрыть причины, тормозящие восприятие студентами современного музыкального материала;

- обосновать критерии-показатели уровней развития восприятия современной музыки;

- выявить типичные свойства языка современной музыки и обосновать дидактические условия развития ее восприятия в процессе музыкально-теоретического обучения студентов педагогического вуза;

- разработать и обосновать методологические принципы освоения современной музыки в курсе гармонии;

- обосновать целесообразность форм и методов работы по освоению нового учебного материала на практических занятиях:

- экспериментально проверить предложенные формы и методы учебной работы с точки зрения эффективности их влияния на развитие у студентов восприятия современной музыки.

В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что целенаправленное и системное освоение специально отобранного учебного материала на образцах музыки 20 века, на занятиях по гармонии, в условиях использования дидактически обоснованных форм и методов работы, может рассматриваться в качестве важного средства развития восприятия ее студентами. Это средство направлено на углубление их сознательного отношения к современной музыке и понимания ее в целом, а также способствует формированию интереса и психологической готовности к использованию музыки 20 века в будущей профессиональной деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования являлись работы, Щь рассматривающие: социологические и социально-психологические аспекты музы кального восприятия /АН Сохор, B.C. Цукерман, ГЛ. Головинский, Е.В, Дуков, А,Г Костюк, Г И. Панкевич/; соотнесенность музыкального восприятия с различными формами эстетического сознания /Б.С. Мейлахт РА Тельчарова, И.Лукшин, В.К Максимов/; исследующие психологические основы современной теории музыкально Ш го восприятия, закономерности и особенности восприятия как перцептивного про цесса /С.Н. Беляева-Экземплярская, Б.М. Теплов, ЮА Цагарелли, Г Кечхуашвили, ф ГА Орлов, АЛ. Готсдинер, ГС, Тарасов, М.С. Старчеус, Л.М, Самсонидэе и др7;

осуществляющие комплексное исследование музыкального восприятия на основе всестороннего изучения и анализа его социально-исторического, эстетико психологического и музыкального контекста /Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский/; исследующие проблемы музыкального восприятия в психолого-педагогическом и методическом аспектах в связи с задачами массового музыкального воспитания и образования /Б.В. Асафьев, В.К Шацкая, Н,Л. Гррдзенская, О А. Апраксина, Э.Б, Абдуллин, В,К, Белобородова, В.Д. Остроменский, НА. Ветлугина, КВ. Тарасова, Э.И, Бальчитас, Л.В. Горюнова, М.Е, Тараканов, ГС. Ригина, Ю.Б. Алиев, О П. Рудницкая, М.Ю. Самакаева и др7; акцентирующие вопросы методологии и методики освоения музыки 20 века, особенностей современного музыкального языка на различных этапах музыкального образования /Ю.Н. Холопов, Т,С. Бершадская, НС. Гу-ляницкая, МИ. Ройгерштейн, ЛС. Дьячкова и др.А Теоретические положения основывались на ряде концепций, выдвигающих сие- темно-структурный подход к восприятию /Л.С. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Ю.А, Цага-релли, Е.В. Назайкинский/, системный и функциональный подход к изучению и анализу звуковысотных отношений в музыке /Ю.Н. Холопов, МИ. Ройтерштейн, НС- Гу-ляницкая/.

В выборе методов исследования учитывалась необходимость диалектического единства теоретических и эмпирических уровней познания. Исходя из этого, использовались следующие методы:

- теоретический анализ психологической, педагогическое музыкально-теоретической и методической литературы, связанной с темой исследования;

- изучение и обобщение педагогического опыта в области формирования и развития музыкального восприятия, а также освоения современного музыкального материала;

- наблюдение за учебным процессом в свете изучаемой проблемы;

- педагогический эксперимент, включающий 4 этапа - подготовительный, диагностический, формирующий, контрольный - и статистическая обработка экспериментальных данных;

Исследование проводилось с 1993 по 1997 год. Базой опытно-педагогической работы являлось отделение "Музыка" факультета педагогики и методики начального образования МГПИ имени М.Е, Евсевьева /г. Саранск/,

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотнесением с практическими результатами, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- деятельность восприятия рассмотрена в аспекте музыкальной коммуникации, выделены прокоммуникативные условия восприятия слушателем музыкальных произведений;

- осуществлен анализ основных педагогических концепций развития музыкального восприятия, базирующихся, с одной стороны, на активизации художественно-познавательной деятельности учащихся и воспитании личностных качеств, с другой, - на совершенствовании индивидуально-психологических свойств личности и формировании необходимых музыкально-слуховых способностей;

- разработана методика диагностики уровней восприятия современной музыки на основе выделения системы критериев-показателей, отражающих музыкальное восприятие в единстве двух сторон - процессуальной и личностной, а также его внутреннюю структуру как совокупность основных компонентов - образно-эмоционального, рационально-логического, сенсорно-перцептивного;

- обоснованы дидактические условия развития восприятия современной музыки в процессе музыкально-теоретической подготовки студектов на базе курса гармонии;

Щ - разработаны и обоснованы методологические принципы построения содержания обучения в курсе "Гармония современной музыки", базирующиеся на основополагающей идее взаимосвязи процессов музыкально-теоретического обучения и развития восприятия музыки;

- предложена методика эффективного освоения современных звуковысотных Ш средств музыки, на основе целесообразно избранных форм и методов учебной J работы, направленная на формирование практической и теоретической музы Ч кально-языковой базы, необходимой для полноценного и осознанного воспри ятия современных музыкальных произведений.

Практическая значимость исследования определяется разработкой конкретных дидактических приемов и способов работы в курсе гармонии, направленных на развитие восприятия современной музыки; выделены и обоснованы педагогические условия актвиэации этого процесса; разработана методика диагностики уровней восприятия современной музыки, содержатся рекомендации по использованию совокупности критериев-показателей развития данной способности-Положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебной деятельности педагогических училищ и вузов музыкального профиля, а также учебных заведений в системе специального музьікального образования.

Апробация работы и обсуждение результатов исследования осуществлялось в ходе выступлений на научно-практических конференциях /1993, 1994, 1996 гг7 и Ев-севьевских чтениях /1996, 1997 гг7 в Мордовском государственном педагогическом институте, региональной научно-практической конференции "Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования" /г. Саранск, 1996 г./, научной сессии музыкального факультета по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина /1997 г75 в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Характеристика восприятия музыки определяется особенностями его функционирования в системе общественно-музыкальных отношений, э зависимости от комплекса конкрепно-исторических социальных условий и обстоятельств, а также ) собственно коммуникативными закономерностями данного процесса как комплексной деятельности субъекта, направленной на постижение музыкальной образности в единстве содержательной и формообразующей сторон. Для осуществления последней необходимо наличие прокоммуникативных условий, харакге- / ризующих в своей совокупности социально-психологические особенности субъекта восприятия /относительные, в отличие от абсолютных - психофизиологических/ : достаточный музыкально-слуховой и шире - жизненный и культурный опыт слушателя; владение специфическим языком музыки.

2. Система критериев-показателей развития восприятия современной музыки отражает его внутреннюю структуру как целостное единство трех компонентов: об m разно-эмоциональногоr сенсорного, интеллектуально-логического, а также личностную сторону восприятия в зависимости от художественно-творческой направленности деятельности и способности к адекватной интерпретации и оценке музыкального произведения. Совокупность показателей: способность к образно-эмоциональному переживанию, способность к анализу и синтезу музыкальной ткани, способность к восприятию мелодического и гармонического компонентов музыки, способность к адекватному восприятию музыкального произведения в целом - отражают существенные свойства восприятия и позволяют оценить уровень развития этих способностей.

3. Развитие восприятия современной музыки может быть реализовано в процессе f музыкально-теоретического обучения студентов при следующих дидактических условиях: 1/ опора на теоретическую модель музыкального восприятия и проком- муникатиеные условия восприятия музыкальных произведений; 2/ наличие пред- J ставлений о сущности, структуре и содержании музыкального восприятия как комплексной художественной деятельности по духовному овладению произведениями музыкального искусства; 3/ освоение современного музыкального языка с , целью формирования готовности студентов к восприятию современной музыки; 4/ использование методов диагностики уровней восприятия современной музыки, а также способов, приемов обучения и самостоятельной работы, направленных на его развитие; 5/ включение в содержание обучения специально отобранного музыкального материала и применение целесообразных форм и методов работы fjk по его освоению на практических занятиях.

4. Наиболее успешному освоению современных гармонических средств способствуют активные формы обучения, базирующиеся на основных видах музыкально- языковой деятельности, при опережении в овладении репродуктивными видами \ деятельности по отношению к продуктивным. Эти формы реализованы в специ Ш альном курсе "Гармония современной музыки" разработанном нами в качестве продолжения традиционного курса гармонии,

В соответствии с целями, задачами и хараісгером используемого материала оп ределилась структура работы. Она включает введение, три главы, заключение, библиографию, приложение.

Восприятие музыки как коммуникативный процесс

Восприятие музыки е системе общественно - музыкальной коммуникации. Искусство не только отражает явления действительное и выражает отношение к ним художника, но и служит средством общения людей, воздействует на них, , внушает им те или иные идеи, эмоции, оценки, доставляет эстетическое наслаждение. Музыкальное искусство можно рассматривать как один из самых мощных ин- формационных процессов, охватывающих значительную часть общества, как особый вид коммуникативной деятельности. В музыке символизируются важные обще- ственные понятия и ситуации, вырабатываются их художественно - звуковые образы и эмблемы, передаются во времени и пространстве эмоциональный и другой духовный опыт человечества и отдельных его групп.

Акт общения реализуется в системе художественной коммуникации, в которой осуществляются процессы творчества, исполнения и восприятия. Центральным эвеном такого общения становится восприятие музыки, понимаемое как вид музыкальной деятельности человека, или социальной группы, или общества в целом, -состоящей в "духовном овладении произведениями музыкального искусства4 ( 152, с 129). Система художественной коммуникации - сложный многосоставной "организм", существующий в определенной социально-культурной среде. Эта среда создает условия общения и воздействует на процессы творчества, исполнения и восприятия.

Основные компоненты общественно - музыкальной коммуникации /композитор, произведение, исполнитель, слушатель/ образуют как непосрадстввн фщ ные / реальные / акты связи, осуществляемые в рамках традиционной схемыv сочи нение - исполнение - восприятие и, так и опосредованные / цдеапьнью /, понимаемые как акты коммуникации в широком смысле, где все взаимосвязано. Так, компо зитор создаёт произведение, но и написанное вызывает в нем реакцию как в слушателе, побуждает к корректировке, изменениям и добавлениям. Исполнитель, прежде чем работать над произведением, реально или мысленно прослушивает его в процессе создания индивидуальной исполнительской интерпретации. Слушательское воздействие на произведение обнаруживается и в процессе его сочинения /композитор рассчитывает на чье - то восприятие, учитывает особенности слушательской аудитории, ее интересы и потребности/, и в процессе его исполнения, влияя своей реакцией на исполнителя. Эту взаимосвязь между основными компонентами коммуникативной системы можно изобразить следующим образом;1

Восприятие музыки слушателем - важное звено этой системы, ибо к нему в конечном счете направлена деятельность автора и исполнителя. По словам Е.В На-эайкинского, слушательское восприятие предстает u сквозь деятельность композитора и исполнителя как ее критерий и цель, как их идеальное представление о совершенном, все схватывающем музыкальном восприятии, дающем оправдание художественному миру произведения, созданного в актах творчества и сотворчества (117, с.96).

Музыкальное восприятие, включенное в социально-исторический контекст, ис- пытывает воздействие социально-культурной среды. Оно обусловлено духовными потребностями и интересами, эстетическими идеалами, степенью художественного развития и музыкальным опытом слушателей. В свою очередь потребности и другие параметры слушателя сформированы социальной средой, а его личный музыкальный опыт есть часть общественного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено социально, как и творчество или исполнительство.

Социальные и социологические проблемы музыкального восприятия неоднократно освещал в своих работах А, Н. Сохор, подчеркивая, что характер восприятия зависит как от объективного состояния культуры всего общества и социальной группы, к которой принадлежит слушатель, так и от субъективных характеристик самого слушателя. Музыкальные интересы последнего, обусловленные и возникающие на базе осознанных потребностей , трансформируются в запросы, которые становятся мотивом и своеобразным толчком для деятельности по духовному освоению музыкальных ценностей.

Исследуя восприятие в рамках социологического подхода, то есть рассматривая его в качестве звена общественно-музыкальной коммуникации, A. R Сохор указывает, что восприятие органично включается в различные виды музыкальной деятельности людей, которую классифицирует на пассивные, полуактивные и активные формы. Само восприятие музыки тоже приобретает различную степень активности, в зависимости от того, какими видами музыкального поведения сопровождается. Автор выделяет материальные и идеальные предпосылки и стимулы процесса восприятия музыки, которые частично определяются психологическими особенностями и индивидуальным опытом личности, а также имеют глубокую общественную обусловленность. Тем самым А, Н. Сохор подчеркивает проникновение социальных моментов в самый процесс восприятия музыки. Мысль о том, что исследователь музыкального восприятия обязан постоянно учитывать и специально анализировать конкретную социомуэыкапьную среду, социомузыкальные зависимости в малых и больших группах слушателей, ясно прослеживается в большинстве работ А.Н. Со-хора (151,152,153).

Современная музыка и дидактические условия развития ее восприятия процессе обучения

В музыкальной педагогике последних десятилетий наметилась явная тенденция к расширению содержания музыкального обучения за счет включения в него произведений нашего времени. Отстаивая право современной музыки быть включенной в систему как специального вузовского музыкального образования, так и музыкального воспитания школьников, исследователи недостаточно конкретизируют это понятие. Между тем, музыка, бытующая в современном обществе, создаваемая в наше время и современная - разные по смыслу термины, к тому же пока недостаточно унифицированные. В теоретическом музыкознании нет обобщающего исследования, раскрывающего сущность современной музыки. Таким образом необходимо уточнить содержание этого понятия, выяснить в каком соотношении оно находится с часто употребляемым выражением "музыка 20 века".

Предварительно сделаем одно отступление. Мы оставляем в стороне рассмотрение эстрадной музыкальной современности, воплощающей различные течения молодежной развлекательной музыки. Не станем отрицать важность функционирования последней в музыкальной культуре общества и ее способность решать не только чисто развлекательные, но и определенные воспитательные задачи. Тем не менее, речь будет идти о произведениях композиторского творчества иной направленности. Принятый в употреблении термин "серьезная музыка", на наш взгляд, не отражает вполне специфику данного рода музыкального искусства, сужая и в чем-то ограничивая его образно-содержательный потенциал. Исходя из специфических условий бытования такой музыки /существующей как самостоятельное интонационное искусство/, ее предназначения / музыка для слушания /, требования непременного соучастия - внутреннего переживания при прослушивании, обозначим ее условным термином "филармоническая" как существующая в рамках "филармонической культуры общества,

Вернемся к рассмотрению понятий. Выражение "музыка 20 века" имеет двоякий смысл- Оно употребляется в качестве своего рода "собирательного понятия, подразумевающего весь создаваемый и звучащий ныне материал" /62т с.27А Это правомерно, поскольку в 20 веке в сферу бытования органично включаются произведения, созданные и в более ранние эпохи. Близкая по смыслу трактовка понятия современности содержится а программе по музыке для общеобразовательных школ. "Выражение "современная музыка" может быть употреблено в двух значениях: в более узком и внешнем - как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком - как музыка, отвечающая передовым идеям и идеалам нашего времени. Именно поэтому музыка прошлых и даже очень далеких времен ... входит в единую сокровищницу мирового искусства, живя одной жизнью вместе с искусством наших днейт участвуя в нашей жизни" /132, с. 135/,

При кажущейся взаимозаменяемости терминов это не совсем так. Понятие современности трактуется несколько специфичнее, включает в "орбиту" своего действия далеко не все, существующее в музыкальной практике 20 века и, таким образом, оказывается уже понятия "музыка 20 века". Последняя будет включать в себя абсолютно весь создаваемый и функционирующий материал, в том числе и устаревший как в плане содержания, так и формы.

Позволим себе подчеркнуть следующие положения. Включение э оба понятия музыки, созданной ранее, возможно, если рассматривать их в широком социо - культурном значении. В музыкально - историческом же аспекте необходимо иметь в виду произведения, созданные в 20 вене. Именно так традиционно трактуются оба выражения в музыковедческой литературе. Если понятие "музыка 20 века" подразумевает скорее многообразие ее форм и стилевых ориентации / "музыкально-творческих видов" /, то выражение "современная музыка" акцентирует актуальность содержа- ния, соответствующего нашему времени. и Главным показателем современности в музыке является адекватное, либо искаженное, либо наконец противоречивое специфически звуковое отображение современной действительности и актуальных для современных людей событий прошлого4 /62, с.27/.

Для более точной дифференциации понятий рассмотрим, что в первую очередь характеризует 20 век в музыке.

Искусство как важная составная часть общественной жизни способно в художественных формах отразить социальные противоречия своего времени. 20 век характерен своей беспрецедентной конфликтностью, трагичностью, "бесчеловечностью" -Уже в начале столетия глобальные социальные потрясения, полоса мировых войн и . революций, перестройка общественного сознания в связи с открытиями в области естественных наук привели к коренному изменению мироощущения - в частности, к -утере былого гармоничного взгляда на мир. Неверие в человека и воскрешение средневековых мистических концепций, культ страха и одиночества - вот типичные порождения эпохи. Сложность и противоречивость социально-исторического развития усилили остроту и противоречивость различных процессов художественно-музыкального творчества в широком диапазоне от философско-мировозэренческих проблем до специфических вопросов музыкального языка, методов воплощения идейного содержания в произведении. И.В. Нестьев указывает, что в обстановке на- растающих социальных тревог "в сфере музыкального искусства стали определяться иные тенденции: предельное беспокойствот тревожные предчувствия, крик боли или саркастическая гримасса вместо звуковых ласк и убаюкиваний, скупая и жесткая конструкция вместо опьяняющей роскоши красок" /111, с.27/. Поиски новой образности вели к нервной деформации музыкального рисунка и обострению ритмов, к усложнению лада и преобладанию диссонантной сферы. Предельность, возникшая прежде всего как стремление к поискам выразительных средств, адекватных трагическим коллизиям века, экспериментирование в области средств выражения обусловлены были потребностями выразить новое содержание искусства, отражающего сложные проблемы бытия современного человека.

Организация эксперимента

Главной целью опытно-экспериментальной работы явилась практическая проверка выдвинутой гипотезы о возможности развития восприятия современной музыки в процессе музыкально - теоретического обучения студентов. Базой эксперимента являлось отделение "Музыка" факультета педагогики и методики начального образования МГПИ имени ME. Евсевьева /г. Саранск/.

На основе цели эксперимента были поставлены следующие задачи экспериментального обучения:

1. отработать методику диагностики уровней восприятия современной музыки,

2. проверить методику экспериментального обучения, реализующую модель развития восприятия современной музыки,

3. выяснить степень эффективности развития восприятия современной музыки и определить достоверность результатов методами математической статистики.

Экспериментальное обучение осуществлялось в рамках факультативного курса Тармония современной музыки" в условиях групповых лекционных и практических занятий. Мы использовали также возможности других смежных дисциплин /в частности, сольфеджио и истории музыки/ для более активного воздействия на учащихся в ходе некоторых этапов экспериментального обучения.

Всего в дидактическом эксперименте принял участие 51 студент 3 курса отделения "Музыка" факультета педагогики и методики начального образования МГПИ имени М.Е, Евсевьева. Из них были сформированы экспериментальная группа /ЭГ/ -в количаствв 26 человек и контрольная группа /КГ/ - в количестве 25 человек. При распределении студентов учитывались показатели их успеваемости по музыкаль ным дисциплинам, а также уровень довузовской музыкальной подготовки /ДМШ, педагогическое училище, музыкальное училище/. Кроме того, экспериментальная и контрольная группы проверялись методом попарного сравнения.

Занятия в экспериментальной группе предусматривали целенаправленное изу чение современной гармонии на основе разработанных нами положений, в кон трольной группе велись в соответствии с общепринятыми требованиями. Обучение по экспериментальной методике была рассчитано на один учебный семестр /5 сем./. Кроме проведения опытного обучения на очном отделении мы включали некоторые наиболее важные его элементы в занятия со студентами - заочниками, что служило источником дополнительной информации.

Контроль за ходом эксперимента осуществлялся с помощью срезов, проводи мых в начале и в кбнце опытного обучения. В ходе них измерялся уровень развития восприятия современной музыки студентов на основе выполнения ими специальных диагностирующих заданий. Оценка за них выставлялась в соответствии с выделен ными нами критериями - показателями, каждый из которых имел внутри себя 5 -балльную градацию с качественной интерпретацией каждого балла.

Этапы дидактического эксперимента. Эксперимент проводился в 4 этапа. На первом, подготовительном этапе была разработана, проверена в опытной работе и подготовлена для использования в эксперименте методика диагностики уровней восприятия современной музыки, а также процедура и методические материалы для " проведения формирующего этапа эксперимента. На втором, констатирующем этапе проводились начальные диагностические срезы по выявлению исходного уровня восприятия современной музыки, а также уровня соответствующей музыкально - языковой подготовки студентов. Последнее,

А в соответствии с установками экспериментального обучения предполагает опреде ление у студентов знаний о гармонических закономерностях современной музыки, а и также простейших умений и навыков репродуктивной музыкально языковой дея тельности / восприятия и анализа современного музыкального материала/. Основ- ным критерием, по которому определялось равенство стартовых уровней ЭГ и КГ, а также эффективность эксперимента, была разность начального и итогового уровней развития восприятия современной музыки, Дополнительным критерием был начальный и итоговый уровень владения современным музыкальным языком.

Третий, формирующий этап эксперимента, на котором осуществлялось экспериментальное обучение, предусматривал освоение студентами гармонических особенностей языка современной музыки в качестве базового уровня развития ее восприятия. Соответственно, его задачами являлись:

а) определение содержания, и основных форм экспериментальной работы,

б) уточнение методики в ходе эксперимента.

Данный этап является основным в дидактическом эксперименте, и в нем можно выделить три внутренних этапа, отражающих модель развитая восприятия современной музыки. Их краткая характеристика была дана в п. 2.1.3. настоящего исследования.

На четвертом, проверочном этапе проводился послеэкспериментальный срез с целью определения качественного уровня восприятия современной музыки и выявления динамики его развития в результате обучения.

Конечной целью экспериментального исследования является разработка методики эффективного освоения студентами современного музыкального материала е рамках курса Тармония современной музыки", путем научно обоснованного построения содержания обучения, и подготовки их к самостоятельному освоению музыки 20 века.

Похожие диссертации на Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза)