Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Емельянов Максим Сергеевич

Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании
<
Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Емельянов Максим Сергеевич. Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Самара, 2003 177 c. РГБ ОД, 61:03-13/2023-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Интеграция литературы и истории в контексте истории литературы 9

1.1. Взаимосвязь литературы и истории до XVIII в 9

1.2. Взаимосвязь истории и литературы в XVIII в 40

1.3. Взаимосвязь истории и литературы в первой трети XIX в 65

Глава II. Межпредметные связи на интегрированном уроке литературы 82

1. Из истории педагогического осмысления интегрированного урока литературы 82

2. Формирование интегрированного мышления учащихся старших классов на уроках литературы... 103

3. Методика интегрированных уроков литературы 125

Заключение 157

Библиография 162

Введение к работе

Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине - необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Проблемы гуманизации и гуманитаризации школьного образования определили высокое место гуманитарных дисциплин, спецкурсов, спецсеминаров, факультативов в современной школе. Гуманизация предполагает в обучении и образовании личностный подход. Гуманитаризация - совершенствование системы гуманитарного образования, более активное вторжение дисциплин гуманитарного цикла в учебный процесс.

Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что в современном российском обществе значительно возрос интерес к истории, культуре, искусству, духовным ценностям прошлого. Художественные произведения на историческую тему были и остаются значительной составной частью содержания образовательного стандарта по литературе. Исторический роман, историческая драма, историческая поэма и т.п. способствуют развитию не только эстетической культуры школьников, но расширению их кругозора, познавательного интереса к прошлому, более глубокого понимания настоящего, т.е. эти произведения во многом формируют мировоззрение учащихся. В действующих программах средней школы предусматривается классное и внеклассное изучение ряда художественных произведений с исторической тематикой. Трагедия А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец», истори ческие повести Н.М.Карамзина, ряд пушкинских шедевров («Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», произведения исторических жанров А.К.Толстого, роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», «Пётр Первый» А.Н.Толстого и др. входили и входят (правда, по-разному) в существующие ныне школьные программы по литературе.

Литературоведческой основой нашей работы явились труды Д.Д.Благого, В.А.Бочкарёва, О.М.Буранка, И.П. Ерёмина, Д.С.Лихачёва, Н.Н.Скатова, О.В.Творогова, В.И.Фёдорова и др.

Основные тенденции развития современной исторической науки обозначены в трудах А.Я.Гуревича, О.М.Медушевской, З.Ю.Метлицкой. Е.И.Пивовар, Л.П.Репиной, М.Н.Смеловой и многих других.

Теоретико-методологическую основу определили работы по непрерывному образованию и педагогической интеграции Б.Г.Ананьева, В.С.Безруковой, А.П.Беляева, Ш.И.Ганелина, В.С.Леднёва и др.; научные разработки по проблеме выявления и реализации межпредметных связей П.Р.Атутова, А.И.Бугаева, Н.Н.Бутыринской, И.Д.Зверева, А.В. Усова и другие.

Методической основой стали работы Г.И.Беленького, О.Ю.Богдановой, С.А.Леонова, А.И.Княжицкого, В.Я.Коровиной, В.Г.Маранц-мана, З.С.Смелковой и других.

Основная цель нашего исследования - обосновать методику формирования целостных представлений учащихся по литературе и истории на интегрированном уроке.

Объект исследования - система интегрированных уроков по литературе в средней школе.

Предмет исследования - формирование на интегрированном уроке представлений учащихся о связи литературы и истории в школьном преподавании. Мы рассматриваем взаимосвязь истории и литературы в сначала в культурологическом ракурсе, раскрывая философско-«знаниевый» аспект проблемы интеграции, а затем в плане методики школьного преподавания литературы (а именно изучение в школе произведений на историческую тему). Выявляя теоретические предпосылки интеграции литературы и истории, мы рассматриваем движение исторических жанров в контексте развития литературы от античности до середины XIX в. Выбор именно этого периода обусловлен тем, что это время возникновения, становления и, наконец, утверждения в литературе принципа историзма. В нашем исследовании мы рассматриваем исторические художественные произведения и методику их изучения на интегрированном уроке литературы (таким образом, в работе употребляются как синонимы понятия «историческое художественное произведение», «историческое произведение», «исторический жанр» — везде речь идёт о литературных художественных произведениях на историческую тему, относящихся к различных родам и видам литературы). Поскольку объять необъятное невозможно, методику интегрированного урока литературы мы рассматриваем на примере изучения трёх произведений исторического жанра — трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец», трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» и повести (романа) А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ в школе двух трагедий (классицистической и реалистической) о событиях одной и той же исторической эпохи позволит показать ученикам и своеобразие жанра и художественного метода, и становления историзма в литературе. Сумароков, по сути дела, первым разработал в отечественной литературе жанр исторической трагедии, но его историзм ещё условен, ограничен классицистическими канонами; гениальные произведения Пушкина являют высший образец подлинного, реалистического историзма в литературе.

Гипотеза исследования: формирование представлений учащихся об истории и литературе в их взаимосвязи и взаимопроникновении будет успешным, если:

• создана система интегрированных уроков литературы, истории;

• поэтапное изучение в школе исторических произведений (имеются в виду художественные тексты на историческую тему, с доминантой историзма) сочетается и дополняется собственно историческими источниками (мемуарами, хрониками, документами и т.д.);

• если для реализации межпредметных связей отбираются такие методы и приёмы, которые обеспечивают становление целостных представлений учащихся о фактах, явлениях, мире;

• интегрированный урок влияет на комплексное постижение художественного текста как собственно на уроке, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Задачами исследования стали следующие:

1. Определение уровня знаний учащихся по истории, культуре, литературе.

2. Обоснование содержания, методов и приёмов формирования представлений учащихся о литературно-исторических явлениях и фактах.

3. Изучение уровня осмысления интегрированного урока как в педагогической методической науке, так и в культурологическом аспекте.

4. Разработка методики и системы интегрированных уроков литературы по изучению исторического художественного текста.

5. Определение результативности экспериментальной работы по формированию у учащихся целостных представлений о литературно-исторических явлениях и фактах в системе интегрированных уроков.

При написании работы использовались следующие методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдения за учебным процессом, беседы с учителями, школьниками, студентами), анализ тестовых (или срезовых) работ, проведение обучающего и констатирующего эксперимента; метод теоретического исследования (изучение научной литературы, школьных программ, учебно-методических трудов).

Этапы исследования. Исследование велось на протяжении трёх лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе (1999-2001) - изучение литературы по проблеме исследования, определение цели, гипотезы, проведение констатирующего эксперимента (в Самарском областном лицее-интернате милиции). На втором этапе (2000-2002) - проведение обучающего эксперимента в Самарском областном лицее-интернате милиции, в Самарском социально-педагогическом колледже. На третьем этапе (2002-2003) проведены анализ полученных результатов и оформление диссертационной работы.

Научная новизна состоит в разработке системы интегрированных уроков по литературе и истории; разработке методики формирования представлений учащихся о межпредметных связях (в данном случае, по литературе и истории); выявлены условия эффективности процесса формирования межпредметных связей; разработана серия интегрированных уроков, сущностью которых является взаимодействие литературы и истории.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об интегрированных уроках в аспекте становления целостного представления учащихся о мире, людях и о себе; стимулируют потребность учителя в создании системы интегрированных уроков по различным учебным предметам.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты способствуют совершенствованию методической и педагогической деятельности учителя в аспекте обучения учащихся; а также в том, что даны методические рекомендации по изучению исторических художественных произведений в 8-10 классах. Данные исследования могут быть использованы в средней школе, на курсах повышения квалификации учителей словесности, а также на занятиях по методике литературы со студентами.

Достоверность выводов обеспечена обоснованностью методоло-гии исследования, её соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объёма выборки и значимостью экспериментальных данных.

Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседа- ниях кафедры русской классической литературы СГПУ, методологиче ском семинаре, а также на общероссийской научно-методической конференции (2001), на международных педагогических конференциях (Самара, 2001, 2002), Самарском социально-педагогическом колледже.

Тема диссертации апробирована также в следующих публикациях:

1. Емельянов М.С. Время истории на интегрированном уроке: На примере урока истории по эпохе смуты // Изучение и преподавание литературы в школе и вузе. Самара, 2001. С. 102—108. (0,5 п.л.). Емельянов М.С. История на уроке литературы: К вопросу о межпредметных связях // О вы, которых ожидает Отечество: Вып. 3. Самара, 2002. С. 150-151. (0,1 п.л.).

3. Емельянов М.С. Теоретические основы идеи интеграции истории и литературы: К постановке проблемы // Телескоп: Научный альманах. Вып. 1. Самара, 2000. С. 128-134. (0,5 п.л.).

4. Емельянов М.С. Методические основы интеграции уроков по литературе и истории // Телескоп: Научный альманах. Вып. 2. Самара, 2002. С. 72-80. (0,5 п.л.).

Взаимосвязь литературы и истории до XVIII в

И литература, и история сформировались ещё в Древней Греции. А поскольку предмет изображения у них один и тот же — человек и его жизнь, — то уже в Древней Греции обнаружилась теснейшая взаимосвязь между ними, истоки интеграции литературы и истории — в античном мире, античной культуре, античном мировосприятии.

Греческая культура теснейшим образом связана с мифологией и религией, а потому синкретична и синтетична по самой своей сути. Термин «синкретизм» имеет отношение к истории религии и обозначает «смешение идей и образов различных религий, преимущественно путём идентификации богов и мифов»1. Литературные жанры на ранних этапах своего становления представляли синтез различных видов искусства: поэзия обязательно пелась, немыслима была без музыкального сопровождения; из синтеза праздничных шествий, хвалебных гимнов и диалога родилось драматическое искусство со всеми его жанровыми разновидностями.

С самого своего возникновения поэзия и история шли рядом. Слово «история» означает, по-древнегречески, «исследование»; история исследует общество, общественное поведение человека, обусловленное социальной средой, уровнем сознания и культуры, эпохой и множеством других обстоятельств. Историку нужны факты, события. Литература тоже своими средствами «исследует» человека и общество, событие и его влияние на поведение, сознание, всю жизнь человека. Не случайно литература начинается с эпоса, сущностью которого и является изображение события. Художественная проза явилась результатом синтеза деловой и обыденной речи, с одной стороны, и поэтической, со всеми её стилистическими и лексическими приёмами, с другой. Первые произведения европейской литературы - гомеровские «Илиада» и «Одиссея» - одновременно и исторические источники, дающие немало сведений и о ранней античности, и о предшествующей ей крито-микенской культуре. В свою очередь, собственно историческая проза возникла как художественная, и пройдёт немало времени, пока история из «литературы» превратится в науку. Литература (поэзия) и история в Древней Греции воспринимались как различные виды искусства: не случайно у истории есть своя муза -Клио (математика же, например, музы не имела).

Теория искусства, разработанная впервые в европейской культуре Аристотелем, базируется на понятии «подражание» (прежде всего, по Аристотелю, это подражание природе, в отличие от Платона, который в основание искусства и классификации его видов заложил понятие «идея», «отвлечённая идея»; отсюда и пойдёт в европейской культуре традиция двух различных, диаметрально противоположных истолкований искусства - материалистическое как следствие развития теории Аристотеля и идеалистическое как следствие развития теории Платона). Виды искусства различаются, по Аристотелю, лишь одним - «чем под-ражать , чему и как»1; эта мысль неоднократно повторяется в его «Поэтике».

Аристотель же определил специфическое различие литературы (поэзии) и истории. В главе об общем и конкретном действии он рассуждает: поэт и историк «различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозою... различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой о том, что могло бы быть. Поэтому поэзия философичнее и серьёзнее истории - ибо поэзия больше говорит об общем, история - о единичном»1. Указал Аристотель и на возможность интеграции поэзии и истории, при этом каждая не утратит своей сущности: «...и Геродота можно переложить в стихи, но сочинение его всё равно останется историей, в стихах ли, в прозе ли...» . Аристотель «подсказал» здесь один из путей интеграции истории и поэзии.

Взаимосвязь истории и литературы в XVIII в

Первые года царствования Петра I характеризовались примирением царя с дворянством. При этом царь выдвигает на ключевые должности своих приближённых людей, которых он знал ещё с юности и полностью им доверял. Первым грандиозным его делом стало «великое посольство», организованное им самим. Официально было заявлено, что «великое посольство» было организовано для ознакомления с европейской культурой и государственными устройствами разных государств. Параллельно с этим царь создал походную канцелярию, куда попадали воспоминания, записки, описания, указы, сделанные царем либо его приближенными во время его отлучения из Москвы. Походная канцелярия занималась сбором донесений дипломатических лиц. Большой материал сюда попал и лёг в основу начала собирательства документов из «великого посольства». После посещения Восточной Пруссии в походную канцелярию попали многие важные документы, даже зарисовки военных крепостей.

«Великое посольство» было первым официальным выездом большой русской делегации, составленной из различных специалистов по разным областям науки для перенесения зарубежного опыта.

После возвращения великого посольства в Москву попадают в Россию не только иностранные специалисты, но и иностранные книги. В Россию пришли европейские переводы античной литературы, в том числе и театральные пьесы. В связи с этим, наравне с церковными летописными книгами, появляются собственно художественные произведения литературы - гистории. В гисториях действуют вымышленные персонажи, но в определённых исторических условиях. Такой является анонимная «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Этот литературный памятник создавался по образу небольших античных рассказов, где восхвалялись мужественные поступки определённых действующих лиц. Гистории должны были наглядным образом показывать читателю определённые моральные рамки поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях. Параллельно с гисториями создаются для русского дворянства «официальные» кодексы поведения человека. Таковыми являются «Приклады, како пишутся комплименты разные». Это были литературные трафареты, по которым должны были составляться поздравительные послания к лицам противоположного пола, как правило, в честь именин или определённого праздника, то есть литературное образование в России в начале XVIII века начинается с государственных постановлений и личной деятельности Петра I. Было создано «Юности честное зерцало» под непосредственным контролем самого царя. В «Юности...» описывалось поведение и этикет для дворян на манер европейских приёмов.

Из истории педагогического осмысления интегрированного урока литературы

В первой главе были рассмотрены проблемы интеграции, взаимосвязи истории и литературы в культурологическом ракурсе, т.е. сделана попытка раскрытия философско-«знаниевого» аспекта этой проблемы. С опорой на труды видных философов, историков литературы и собственно историков мы попытались выявить теоретические предпосылки интеграции искусства слова и искусства истории. Во второй же главе вновь с опорой на педагогов, психологов, методистов мы попытаемся вскрыть и проанализировать проблему интегрированного урока по литературе и истории в методическом аспекте; а также показать воздействие такого урока на развитие творческой направленности личности; её воспитание средствами словесного искусства в ходе изучения истории и литературы как школьных дисциплин; обосновать целесообразность интегрированных уроков. Но сначала обратимся к некоторым аспектам из истории педагогического осмысления такого урока.

Историю преподавания литературы в российских школах рассмотрел известный учёный Я.А.Роткович, труды которого имеют и собственно филологическое значение, что отмечено О.М.Буранком1. Кратко охарактеризовав уровень просвещения в Древней Руси, Я.А.Роткович под-робнее останавливается на школьном преподавании в XVIII—XIX вв."

Однако период классицизма, история преподавания словесности в Сухопутном шляхетском корпусе («рыцарской академии»), Университетском пансионе, академической гимназии рассмотрены весьма бегло, а знаменитая Славяно-греко-латинская академия вовсе не упомянута. Правда, не раз подчёркивает Я.А.Роткович, почти на протяжении всего XVIII в. русской литературы как учебного предмета в школе не было; до середины XVIII в. изучались «пиитика» и риторика, позже стал вводиться синтетический курс словесности, в котором русским авторам (особенно для того времени современным) уделялось весьма мало места — эпизодически и лишь у педагогов-новаторов.

К началу XVIII века изменяются традиционные представления о среднем образовании в России. В большом количестве открываются реальные училища и гимназии, которые наравне с дворянскими детьми обучают детей из различных слоев общества. В эти времена идет подготовка и разработка учебных программ, как по гуманитарным предметам, так и по техническим. С формированием классического образования в России появляется тенденция к изучению межпредметных связей, углублению знаний по отдельным конкретным дисциплинам. Классическое образование начало развиваться в России в связи с реформами Петра I, открывшими дорогу европейским традициям и в системе образования. При Екатерине II классическое образование достигает пика своего могущества, что было обусловлено открытием не только средних учебных заведений, как это было при Петре I, но и открытием университетов, появляется новый институт воспитания и обучения - Пажеский корпус, готовивший элитных воспитанников, которые впоследствии становились литераторами, историками и дипломатами. В отличие от традиционного классического образования, здесь преподавали не только гуманитарные дисциплины, но и, например, фехтование. Пажеский корпус был закрытым учебным заведением: учащиеся отрывались от семьи и жили студенческой общиной.

Учащиеся средних учебных заведений были полностью загружены учебными дисциплинами, и у них мало оставалось времени на самоподготовку. Этот вопрос обсуждается в педагогической литературе (особенно в педагогических журналах), начиная с середины 50-х годов XVIII в.

С теоретическими публикациями по этой проблеме выступил в XIX столетии педагог-новатор В.Я.Стоюнин (1826—1888). Он поставил проблему объединения гуманитарных предметов в гимназиях и реальных училищах в общие циклы для того, чтобы разгрузить учащихся и дать им больше времени на самоподготовку не только в период учебной программы, но и для подготовки к экзаменам.

Похожие диссертации на Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании