Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Фат Агильон Хиль

Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы)
<
Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фат Агильон Хиль. Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы) : ил РГБ ОД 61:85-13/466

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике 13

1.1. Историко-педагогический аспект исследования проблемы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 13

1 2.Характеристика русской семьи и внутрисемейных отношений 45

ГЛАВА II. Содержание нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике 70

2.1. Воплощение идеи нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в произведениях устного народного творчества 70

2.2. Христианский идеал семьянина и семейной жизни 91

2.3. Идеал, цели и задачи нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 108

ГЛАВА III. Средства, формы и методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике 139

3.1. Средства нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 139

3.2. Методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 171

Заключение 184

Библиографический список использованной

Литературы 192

Введение к работе

В решениях 1 и П съезда Коммунистической партии Кубы уделяется значительное внимание дальнейшему усовершенствованию системы общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Важнейшим стимулом решения этих задач является советско-кубинское сотрудничество в области народного образования.

Актуальность исследования.

В последние годы перед кубинской школой возникла проблема межпредметных связей. Межпредметные связи предполагают взаимную систематизированную согласованность содержания образования по различным предметам, отбора учебного материала, его построения, исходя из общих целей образования и специфики каждого учебного предмета. Вместе с тем межпредметные связи основываются на внутрипредме- тной последовательности учебных дисциплин, а также на методах изучения этих дисциплин.

Советская школа прошла значительный путь развития теории и практики проблемы межпредметных связей. Проблема реализации межпредметных связей преподавания естественнонаучных дисциплин исследована в работах В.Н.Федоровой /186, 187, 188, 189/, И.Д.Зверева /72, 73/, А.В.Усовой /179/, В.Н.Максимовой /107, 108, 109, 110, 111/ и др. В этих исследованиях разработаны общие дидактические основы теории межпредметных связей системы естественнонаучного преподавания.

Решение поставленной проблемы для курсов химии в кубинской общеобразовательной средней школе предполагает реализацию межпредметных связей с другими естественнонаучными предметами, в частности, с физикой. Эта проблема решалась такими советскими методистами, как Д.М.Кирюшкин /187/, Л.А.Цветков /199/, В.П.Гаркунов/43, 44, 45, 46/, Е.Е.Минченков /124/ и др. В этих исследованиях разработана усовершенствованная методика изучения как общих вопросов, так и конкретных тем школьных курсов химии и физики в их взаимосвязях. Этим же проблемам посвящены работы С.Шкрамовской (ПНР) /210/, Е.Росса (ГДР) /150, 151, 152/, В.Андраш и А.Сабо (ВНР) /19, 165/, Я.Гершича (ЧССР) /47/. Однако в этих работах не решалась проблема межпредметных связей физики и химии в плане использования физических экспериментов на уроках химии.

Современное преподавание химии немыслимо без широкого использования физического эксперимента. Физический эксперимент позволяет измерять такие физические параметры, как температура кипения, температура плавления и т.д. С помощью физического эксперимента можно измерить поверхностное натяжение и вязкость веществ,- изучить механические, тепловые, оптические, электрические и др. свойства веществ. На основе результатов физических экспериментов учащиеся могут устанавливать строение веществ, зависимость свойств веществ от их строения и делать другие выводы.

При проведении опытов учителя химии школ Кубы сталкиваются с затруднениями, т.к. в методической литературе не осуществляется координация преподавания физики и химии, не указываются способы формирования межпредметных экспериментальных умений.

Анализ учебников Кубы по физике и химии показывает, что возможности установления межпредметных связей между курсами физики и химии очень большие. Особенно это касается курса органической хи- мий 12-го класса, где следует использовать физический эксперимент по определению физических свойств, зависимостей и закономерностей, имеющихся в таких разделах курса физики, как "Теплота" (8 класс), "Молекулярная физика" (8-9 класс), "Электричество" (9 класс), "Оптика" (начало 12 класса). Физический эксперимент при изучении данных тем на уроках органической химии практически не используется.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена, с одной стороны, важностью проблемы межпредметных связей для школ Кубы, а с другой стороны - неразработанностью проблемы использования физического эксперимента в методической литературе и практике работы школы.

Объектом исследования является процесс использования физических экспериментов на уроках органической химии в 12-ом классе кубинской школы.

Предмет исследования состоит в усовершенствовании преподавания курса органической химии в кубинской средней школе на основе взаимосвязи физического и химического эксперимента.

Целью нашего исследования является поиск оптимальных путей использования физического эксперимента на уроках органической химии.

Выдвигая гипотезу исследования, мы предположили, что если физический эксперимент широко использовать на уроках органической химии, то это приведет к более глубокому осознанию физических и химических свойств органических соединений, зависимостей и закономерностей, связанных с использованием химических понятий, и содействует переносу знаний и экспериментальных умений из курса физики в курс органической химии.

Для решения поставленной цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить следующие задачи:

Провести методический анализ исследований по вопросам межпредметных связей физики и химии, формированию межпредметных умений, выполненных в Советском Союзе и странах Социалистического содружества.

Изучить опыт работы учителей в кубинской школе по проблеме исследования.

Определить содержание физического эксперимента, необходимого для повышения эффективности изучения курса органической химии.

Выявить последовательность включения физического эксперимента в курс органической химии на основе межпредметных знаний.

Разработать системограмму, определяющую самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся.

Предложить методические рекомендации использования физического эксперимента при осуществлении демонстрационных опытов, лабораторных работ и практических занятий. ?. Проверить в экспериментальном обучении эффективность разработанных методических рекомендаций.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретическое изучение современного состояния проблемы на основе марксистско-ленинской теории познания, анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы на русском и испанском языках.

Целена мися и учителями.

Изучение поурочных планов преподавателей физики и химии, проведение и анализ контрольных работ.

Педагогический эксперимент с использованием разработанных методических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в усовершенствовании методики изучения курса органической химии 12-го класса на основе применения физического эксперимента межпредметного характера.

Теоретическая значимость диссертации состоит в систематизации, обобщении и применении результатов исследования по вопросам межпредметных связей физики и химии, проведенных в Советском Союзе и странах Социалистического содружества; в отборе содержания физического эксперимента соответственно принципам целеполагания, историзма и преемственности; в установлении взаимосвязей между физическим экспериментом и курсом органической химии; в формировании межпредметных умений.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложены конкретные методические рекомендации по использованию физического эксперимента в курсе органической химии средней школы; разработан демонстрационный эксперимент , лабораторные работы и практические занягия для определения таких физических параметров органических соединений, как температура кипения, плавления, измерение их вязкости и поверхностного натяжения; для обобщений и выводов, определения таких важных понятий, как гомология и изомерия, для установления зависимости от их молекулярной массы, состава и строения и др. Кроме того, подобран физический эксперимент, с помощью которого можно интенсифицировать демонстрацию химических опытов по органической химии и осуществлять процессы с исполь- зованием электрического тока.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Курс органической химии в средней школе может эффективно изучаться при систематическом использовании физического эксперимента, который является однюд из важнейших методов современной химической науки. * 2. Выбор межпредметных связей и их реализация в преподавании органической химии могут быть осуществлены следующими группами связей: физический эксперимент - физические свойства; физический эксперимент - химические свойства; физический эксперимент - химический эксперимент; физический эксперимент - физические свойства - зависимость физических свойств органического соединения от молекулярной массы и состава; физический эксперимент - физические свойства - зависимость физических свойств от химического строения; физический эксперимент - физические свойства - химический эксперимент - зависимость химических свойств от химического строения.

3. Формирование межпредметных экспериментальных умений учащихся наиболее целесообразно проводить в соответствии с предложенной в диссертации системограммой.

Апрбация работы и внедрение результатов исследования.

Практическое внедрение и проверка общих положений и конкретных методических рекомендаций по использованию физического эксперимента в курсе органической химии средней школы проведено в средних школах №№ 2, 4, 8 и школе им.Рубена Батисты г.Гуантанамо.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на ХШУ, ХХХУ, ХХХУ1, ХХХУП Герценовских чтениях в Ленинградском государственном педагогическом институте им.А.И.Герцена в 1981,1982, 1983, 1984 годах.

На научно-практической конференции "Современный урок химии в средней школе и ПТУ", проведенной Ленинградским отделением Педоб-щества РСФСР в марте 1981 г.

На конференции в ЛГПЙ им.А. И.Герцена по проблеме осуществления межпредметных связей, проведенной в феврале 1982 г.

На первой научной конференции в Педагогическом институте г.Гуантанамо в 1983 г.

На совещании учителей химии при методическом кабинете в г.Гуантанамо в 1983 году.

По теме исследования опубликованы Одна статья и одна брошюра (на русском языке).В них раскрывается основное содержание диссертации, а также освещаются вопросы методики использования физического эксперимента в курсе органической химии средней школы.

Историко-педагогический аспект исследования проблемы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике

Проблема воспитания семьянина по своей сути является общечеловеческой. Она интересовала многих философов, педагогов, психологов, теологов, историков и социологов прошлого и сегодня является актуальной и злободневной.

С большим вниманием относились к сохранению и использованию передовой педагогической мысли и народного опыта воспитания в семье П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.А.Ильин, которые рассматривали семью и воспитание семьянина в органическом единстве с высокой человеческой культурой, формируемой первоначально на ее же недрах. В их работах мы находим очень много ценных мыслей о семье, семейном воспитании, о качествах будущего семьянина, которые имеют общечеловеческую значимость. Всех их отличало бережное, внимательное отношение к народному и религиозному опыту семейного воспитания, уважение к народным воззрениям подготовки молодежи к жизни.

Вопросам полового воспитания большое внимание уделял известный советский педагог П.П.Блонский. Он писал: «Изучение детской сексуальности и до сегодняшнего дня балансирует между двумя противоположными, но одинаково неверными мифами», - мифом о сексуально-беспорочном ребенке и фрейдистским мифом о ребенке-эротомане. Оба эти мифа крайне вредно отзываются на сексуальной педагогике: в первом случае ребенка оставляют без всякого сексуального воспитания, во втором - ему дают неправильное воспитание (Блонский П.П. Очерки детской сексуальности // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. - М., 1979. -Т. 1-С.202).

Половое воспитание детей, по его мнению, должно начинаться еще со школы. Основное требование к нему в этот период - здоровая среда. Второе требование - надзор за ребенком и теми, кто общается с ним. Блонский особо подчеркивает: «...уважение и сочувствие играют огромную роль в сексуальном развитии в смысле окультуривания его. Если воспитатель не имеет возможности сам уследить за школьником, то, во всяком случае, он должен так воспитывать, чтобы тот сам был в состоянии следить за собой, контролировать свое сексуальное поведение» ( Там же. - С. 273 ).

Важное значение П.П.Блонский придавал половому просвещению, которое должно быть подчинено педагогическим задачам: оно должно не просто информировать, но именно воспитывать. Его нельзя ограничивать «чисто гигиеническим содержанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника. Конечно, это важная часть полового просвещения, но только часть... Человеческая половая жизнь имеет богатое содержание. Соответственно этому половое просвещение должно быть в самую первую очередь общественно-моральным просвещением. В круг его интересов не могут не входить вопросы общественного отношения к другому полу -отношения уважения и товарищества. Не может оно миновать и вопросов любви». Основой правильного полового воспитания П.П.Блонский считал формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина. Нельзя не напомнить и его следующие утверждение. «Дайте ребенку труд, и его половая нравственность возвысится» (Блонский П.П. Школа и половой вопрос//Вестник просвещения на Дальнем Востоке. -1929. -Т. 2.- С. 38 ).

К.Д.Ушинский - великий русский педагог, рассматривал вопросы семейного воспитания и подготовки молодежи к семейной жизни с точки зрения народности в воспитании. Успех в семейном воспитании К.Д.Ушинский связывал с подготовкой девочек в условиях родительского дома к семейной жизни. Эта подготовка включает выработку у них умения обращаться с детьми, влиять на природу ребенка, обеспечивать их физическое, нравственное и душевное здоровье. «Воспитание будущей матери семейства должно быть проникнуто народностью, - подчеркивал он. -Бессознательная любовь к народу, его языку, поэзии, к преданиям, к обычаям, к природе родной страны должна быть в женщине не только не ослаблена ее воспитанием, но, напротив, усилена и, по возможности, приведена в сознание так, чтобы женщина, ставши матерью, сознательно и с любовью поддерживала в своем семейном быту и развивала в своих детях те черты из народного характера, которые согласуются с нравственным христианским идеалом человека или даже только не противоречат ему» (К.Д. Ушинский, Собр. Соч., М.-Л., 1948. - Т.З. - С.486-487).

Женщина - это, прежде всего, мать, хозяйка дома, душа семьи. От природы она наделена воспитательными функциями. В самой природе женщины К.Д.Ушинский видел те качества и свойства, которые весьма необходимы для воспитания детей: сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус, наконец, любовь к детям. Все это дало ему основание утверждать: «Семья - первая школа, мать - первая учительница».

К.Д.Ушинский не отрицал и не умалял роль отца в семейном воспитании. «Родители, - писал он, - всегда являются отчасти воспитателями своих детей и полагают первые семена будущих успехов или неуспехов воспитания» (К.Д.Ушинский, Собр. Соч., М.-Л., 1948.- Т.2.- С.35). Подготовка молодежи к семейной жизни, по Ушинскому, непосредственно связана с выполнением родительских функций. Роль отца и матери как воспитателей обуславливается их высоким моральным обликом, особенно такими чертами, как трудолюбие, честность и правдивость, гуманизм, религиозность. Труд обоих супругов лежит в основе прочности семьи и успеха в семейном воспитании. «Если муж трудится, чтобы добыть средства к жизни, а жена только пользуется плодами его трудов, не разделяя самого труда, то и тогда счастье невозможно», - писал он ( К.Д. Ушинский, Собр. Соч., М.-Л., 1948. - Т.2. - С.347).

Большое внимание теоретическим основам формирования у молодежи устоев семейной жизни уделял А.С.Макаренко. Он обосновал идею о том, что эта проблема должна решаться в процессе совместной воспитательной работы школы, семьи и общества. Результатом этой деятельности должна стать высоко развитая личность.

Воплощение идеи нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в произведениях устного народного творчества

Устные и письменные произведения народного творчества являются важным источником изучения народной педагогики, благодаря им мы узнаем о жизни человека того времени, о семье, моральных нормах и религиозных устоях, о взглядах на процесс воспитания, в том числе на проблему подготовки молодежи к семейной жизни.

Представления о моральных ценностях и взгляды на семью, передают мифы. С научной точки зрения «миф» - это выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущее людям на ранних стадиях развития. Мифологическое сознание являлось определяющим этапом в развитии человеческого знания. Каждый народ имеет свою мифологию. На наличие у славян собственной мифологии указывает тот факт, что в славянской лексике имелось слово, равное по значению греческому «миф» - кощюна.

Мифы, мифические герои выступали носителями существующего образа жизни, определенных традиций, исполнителями ритуалов и традиций. Они регулировали взаимоотношения между людьми, устанавливали обычаи, нормы и правила поведения в семье и обществе. Весь быт крестьянина был опоэтизирован и осмыслен. Мифологическое значение имела и изба крестьянина: украшения на воротах, узоры ставен, конек на крыше, красный угол в избе, рисунки на полотенцах и рубахах, обрядовые кушанья (печенье в виде жаворонков, блины, писаные яйца, каши и т.д.)

Богиней чувственной любви и всех любовных удовольствий считалась Лада (славянская Венера). Лада почиталась в качестве покровительницы браков. Именно как богиню любви и красоты, изображавшуюся в виде молодой прекрасной женщины с золотоцветными волосами в розовом венке, рассматривали Ладу авторы самых ранних работ по языческой мифологии славян. Однако, прежде всего, Лада являлась рожаницей. Она, как и Ярило, олицетворяла весенние вегетативные силы. Ладу и Ярилу можно считать двумя ипостасями весенних растительных сил: женской и мужской. Как показали исследования специалистов, с корнем «лад» связаны многие слова брачного значения. «Лад - супружеское согласие, основанное на любви; ладить - жить любовно; ладковать - сватать; ладканя - свадебная песня; ладный - хороший, красивый. И самое распространенное - лада, так называли любимых. Это можно найти в «Слове о полку Игореве». (Кайсаров А.С. Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993. - С.79). С наступлением весны отмечались праздники Лады, играли в горелки («Гореть - любить»). Любовь сравнивали с красным цветом, огнем, жаром. Песни в честь Лады исполнялись в основном весной и в начале лета. Очень много песен, посвященных Ладе, исполнялось в «зеленые святки» - праздник молодой зелени, молодой растительности (25 мая - 25 июня по старому стилю). После купальских празднеств песни в честь Лады умолкали до следующей весны, исключая новогодние девичьи гадания о замужестве и некоторые моменты свадебных обрядов, где без богини брака Лады невозможно было обойтись. Ей приносились жертвы безбрачные, рассчитывая обрести счастье в любви, супружестве, семейной жизни.

Божеством молодости, побуждавшим природу к оплодотворению, а людей к семейно-брачным отношениям, являлся старший сын Лады - Лель или еще Ляля - это имя встречается в женской и мужской ипостасях. Вторым сыном Лады был Полеля. Он изображался в простой белой рубахе с терновым венком на голове, такой же венок он подавал супруге. Терновый венок служил символом нелегкой супружеской жизни. Благословляя людей на будничную жизнь, Полеля предупреждал, что семейная жизнь полна испытаний и трудностей. Третий сын богини любви - Дид (Дитя, Дито). Он являлся богом супружеской жизни и всегда изображался молодым. Основной целью супружеской жизни было продолжение человеческого рода, следовательно она не должна никогда стареть.

Дидилия - покровительница благополучных родов и разрешительница бесплодных женщин, тоже из Ладиного семейства. Таким образом, в славянской мифологии полно и колоритно представлено семейство богини Лады, сыгравшем важную роль в формировании нравственного идеала семьянина в русской народной педагогике. Г.А. Глинки восклицал: «Вот прекрасное семейство, какового не могло выдумать и греческое игривое воображение! Что естественнее, как красота с своими детьми, любовию, браком или сочетанием, супружественной жизнью и деторождением» (Кайсаров А.С. , Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993. -С.110).

Во времена матриархата лидирующее место занимали женские божества плодородия или, как их называли славяне, рожаницы. При переходе к патриархату они уступили место мужским божествам плодородия. Одним из самых почитаемых считался Род. Род - божество плодородия, родящей силы. Его основной функцией было рождение новой жизни. Само его имя, входящее в группу однокоренных слов, таких как: род, родня, родичи, народ, родина, родить, природа, урожай и др., указывает на принадлежность Рода кругу генетивных божеств. Одной из функций Рода была функция мужского родительного начала в воспроизводстве родо-племенной общины. Поэтому можно говорить о Роде и как о совокупности мужских членов племени, и как о персонификации совокупности предков семьи, и даже как о божестве мужской судьбы.

Культ Рода и рожаниц остался чисто языческим и потому всячески преследовался христианской церковью. Эта ситуация объясняется тем, что Род и рожаницы - божества размножения, плодовитости они никак не соответствовали аскетическому духу христианства. Христианство осуждало греховность мира. А род с роженицами умножали этот мир, размножая все в нем, а значит, с точки зрения христианства, множили грех и зло, если брак не был венчаемым Православной Церковью.

Еще одним женским божеством древнерусского пантеона, чей идол стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, была Мокошь. Образ Мокоши был связан с образом женщины с большой головой и длинными руками. Она пряла по ночам в избе. Мокошь считают покровительницей женщин, женского рукоделия, домашнего хозяйства и семейного быта. Это божество могло быть суровым и требовало неукоснительного повиновения, поэтому о ней сохранилась пословица, которую приводит В.И. Даль: «Бог не Макеш - чем-нибудь да потешит». (Даль В.И. Толковый словарь... Т.2. - С.291).

Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия христианства стала Параскева Пятница. Параскева - по церковному преданию благочестивая девушка, казненная за верность Христу язычниками в III в., -причислена к лику святых. Культ Параскевы Пятницы развился довольно рано и с XII - XIII вв. начал вытеснять культ Мокоши. Параскева Пятница считалась на Руси покровительницей полей и домашних животных, охраняющей семейное благополучие, исцеляющей от душевных и физических недугов. Каминский И.П. отмечал, что культ Параскевы Пятницы был весьма распространен на Руси. «Наши предки молились святой Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем» (Кайсаров А.С, Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993. - С.113).

Христианский идеал семьянина и семейной жизни

Нравственность русского народа формировала православная вера. Христианские понятия лежали в основе прочности брака и воспитания детей. Впервые христианство пришло в Россию в VI в., но интенсивное его проникновение на древнерусскую землю началось после 988 года, когда великий князь Владимир Святославович принял решение о крещении Руси. Новая религия оказала положительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности Древней Руси, а на более поздней исторической стадии -и формированию этнического самосознания русского народа.

Церковь во все времена утверждала приоритет супружества и благословляла его, так как такой союз был установлен Богом в раю, т.е. еще до грехопадения. «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт, 2, 18). Это - первое назначение брачного союза. После грехопадения благословение супружества осталось в силе, однако грех повредил человеческую природу, поэтому брачный союз мужчины и женщины уже не был так прочен, как в раю -человек стал способен на предательство. Появился блуд, противоестественные пороки, и человек утратил понимание святости брака.

Вполне очевидно, что Благовестие Царствия Божия не могло обойти стороной такой важный вопрос, как раскрытие целей и истинного смысла брака как освященного Богом союза между людьми и роль этого союза в деле человеческого спасения.

В Святом Писании указано, что ни один человеческий союз не имел такого высокого значения, как брак, то есть - союз мужа и жены. Этот союз есть учреждение самое древнейшее, получившее свое начало при сотворении человека, и основанное на непреложном законе, положенном Самим Богом в природе человеческой. Господь освятил союз мужа и жены Своим благословением. «И сотворил Бог человека по образу Своему, мужчину и женщину, и благословил их» (Быт. 1,27). Освященный благословением и благодатью Господа, брачный союз был основанием всей жизни человека, -спокойствия и счастья его на земле и часто вечного блаженства на небе. Святая Церковь учила, что брак есть Таинство, - такое священное действие, в котором, при видимом благословении священником жениха и невесты, невидимо нисходит на них благодать Святого Духа, освящающая им силы для единодушного провождения жизни по заповедям Христовым, законного рождения и христианского воспитания детей.

По христианскому учению, устраниться от заключения брака могли лишь те, кто не был способен к нему: «...скопцы, которые от чрева матернего родились так; ...которые оскоплены от людей; ...которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мат. 19.12), то есть те, которые по любви к девству, подвигами воздержания ослабили страсть плотскую и с помощью благодати Божией покорили плоть духу (к последним прежде всего относится монашество).

Брачный союз христиан, в истинном смысле своем, представлял не только внешнее соединение мужа и жены, но и внутреннее единение их душ, взаимного стремления к нравственному усовершенствованию. Других альтернатив браку не существовало. Все попытки удовлетворения сексуальных потребностей вне брака считались пагубны, греховны и губительны для человека, как стали они губительны в свое время для римлян: «...предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное потребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства...Они знают, ... что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1.26,32).

Вступление в брак в православном учении имело две взаимосвязанные ступени: земную и небесную. Низшая, земная ступень состояла в выборе женихом невесты и невестой - жениха. От разумности этого выбора во многом зависело счастье в семейной жизни.

Разумность же, по св.Златоусту, состояла в том, чтобы избегать как браков по расчету, корысти, так и браков по любви, или страсти. Корыстный, так называемый «благоразумный», выбор женихом невесты, как полагает он, в высшей степени неблагоразумен для мужчины, оскорбителен для святости брака, унизителен для чести женщины и вреден по своим последствиям. Главное, что нужно было искать в невесте, - это доброту души и благонравие (Творения иже во святых отца нашего И.Златоуста. Т.7. СПб., 1901.- С.395-396). Он советовал вступать в брак лучше с бедною, но доброю, чем с богатою девицею. Будем, - говорит он, - одного только искать - доброты душевной и благородства в людях, дабы наслаждаться домашним миром, дабы находить счастье в единомыслии и всегдашней любви. Кто берет жену богатее себя, тот берет более госпожу, чем жену» (там же).

Брак по страсти считался не менее опасным, т.к. причиной их заключения служили не душевные достоинства избираемого лица, а его телесная красота и другие внешние качества, а потому они часто были очень несчастливыми. «Не в теле красота, - пишет св. Златоуст, - «все прекрасное зависит от души...Посему в ком бесстыдна душа, у того и самый вид отвратительнее всякого зверя, напротив, стыдливая душа и самое лицо делает кротким и любезным... Итак, когда ты видишь привлекательный внешний вид, постарайся узнать внутренний (Творения иже во святых отца нашего И.Златоуста. Т.7. СПб., 1901. - С.22). «Красота без добродетели, - по словам И.Златоуста, - может, конечно, занять мужей дней на десять, двадцать или тридцать, но не сохраняет этой силы далее; потому что воспламенение любви исчезает при обнаружении злобы» (Творения иже во святых отца нашего И.Златоуста. Т.7. СПб., 1901.- С.219). Тогда как женщины, обладающие душевным богатством, раскрывая с течением времени благородство своей души, возжигают в сердцах своих мужей все большую любовь. Ни старость не изменяет сей красоты, ни болезнь не повреждает ее, а красоту тела стирает время и поедает болезнь (Творения иже во святых отца нашего И.Златоуста. Т.7. СПб., 1901.-С.366-367).

Во избежание ошибок в выборе жениха (невесты) св. Златоуст советовал отказаться от своей самонадеянности, «так как никакая человеческая проницательность не в силу проникнуть в глубину сердца избираемой и никакая человеческая предусмотрительность не предугадает всего будущего. При выборе невесты должно полагаться на волю Господа, смиренно испрашивая у Него, как Его дара, доброй жены» (О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. М: Свято-Данилов монастырь, 1995. -С.13).

Равным образом при выборе жениха родители невесты должны были иметь в виду преимущественное душевные его качества, из которых главным должно было быть благочестие. «Прося у Бога мужа для дочери, не ищи денег, блеска, происхождения, знатности рода, - говорит св. Златоуст, - все это лишнее; но ищи благочестия души, кроткости, истинной мудрости, страха Божия» (там же).

Средства нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике

Воспитательный процесс в семье представлял собой последовательную и систематическую деятельность родителей, направленную на передачу молодому поколению общественно-исторического опыта, на формирование ценностных отношений и подготовки их к труду и взрослой самостоятельной жизни.

Анализ произведений устного народного творчества русского народа (пословиц, поговорок, былин, легенд, произведений исторического и бытового характера) дает основание заключить, что нравственная подготовка молодежи к семейной жизни включала в себя систему средств и методов педагогического воздействия, с помощью которых семья и общество развивали нравственные черты и качества будущего семьянина, готовили молодое поколение к семейной жизни. Под средствами педагогического воздействия русский народ понимал основные виды деятельности родителей и молодежи, необходимые для достижения целей и задач воспитания. В числе таких средств: общение, игра, труд, искусство, народные традиции.

В народной педагогике слово стоит на недосягаемой высоте. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Не случайно русские народные пословицы гласят: «Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет», «Слово не стрела, а пуще стрелы», «Слово не обух, а от него люди гибнут». Слово может не только убить человека, но и воскресить, помочь в трудную минуту: «Ласковое слово пуще дубины», «Живое слово дороже мертвой буквы», «Ласковое слово и кость ломит», «И собаку ласково примолвишь, так хвостом вертит».

Духовность любого народа, прежде всего, связана со словом, языком, родной речью. Сила доброго слова в народной педагогике безгранична. Словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека многообразны, это: уговор, просьба, разъяснение, благодарность, упрек, запрет, проповедь, наставление, пожелание, совет, и др.

В русской народной педагогике слово было великим воспитателем и его воспитательное воздействие проявилось в общении. В общении проявлялась человеческая сущность, общение возникало в силу общественной необходимости. Без общения невозможно представить ни одно человеческое общество, ни один народ, ни одну культуру.

Народная педагогика установила, что общение - это процесс взаимодействия родителей и всего старшего поколения с детьми и молодежью внутри семьи и общины, направленный на передачу знаний, умений и навыков, т.е. всего ценного опыта, не противоречащего социальным требованиям и нормам данного общества.

Анализируя произведения народного творчества, обычаи и обряды русского народа, мы можем сделать вывод о том, что общение в воспитательных целях протекало целенаправленно. Имело место как личностное, так и деловое общение, протекающее в совместной деятельности. Организаторами и руководителями общения были взрослые, дети - его активными участниками.

Русский народ осуждал болтливость и вранье, считая, что это отвлекает человека от работы и зачастую приводит к неприятностям. Тому свидетельствуют такие русские народные пословицы и поговорки: «Во многословии не без пустословия», «Чем завираться, лучше молча почесаться», «Слушай больше, а говори меньше», «Бойся Вышнего, не говори лишнего», «Лишнее говорить - себе вредить», «Кто много говорит, тот мало делает», «Языком не торопись, а делом не ленись». Уметь выслушать собеседника, во время промолчать, быть кратким и лаконичным в общении, вот, пожалуй, основные требования к участникам общения («Коротко да ясно. Отзвонил да и с колокольни», «Умей во время сказать, во время смолчать», «Не стыдно молчать, коли нечего сказать», «Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать», «Красно поле пшеном, а беседа умом»). Названные черты речевого этикета свидетельствуют о высокой педагогической культуре народа.

Русский народ отмечал, что юмор, уместная и незлобная шутка помогали в общении с людьми, что способствовало завоеванию доверия и расположения к человеку. В трудные минуты именно чувство юмора помогало русскому человеку найти в себе силы и преодолеть невзгоды и переживания. Умение подмечать недостатки в чертах характера, поведении и комически и добродушно относиться к этому, выступало одним из приемов самовоспитания и являлось показателем высокого интеллектуального и нравственного развития.

Своеобразной формой общения как средства нравственного воспитания, в частности подготовки к семейной жизни, служил обряд гостеприимства. В нем проявилось много положительного в смысле нравственного воспитания молодого поколения. Гостеприимство благоприятно воздействовало на молодежь и приобщало ее к общечеловеческим нормам общения, учило уважать людей, проявлять к ним щедрость, доброту и заботу.

Славяне, добрые сердцем, мужественные и гостеприимные, были восхваляемы самими врагами, всегда находившими у них приют. Доброта сердца, обнаружившаяся повсеместным гостеприимством, была отличительною чертою русского народа. Гостеприимство было характерно в одинаковой степени как для бедного, так и для богатого населения.

О глубоком уважительном отношении русских к гостям говорят многочисленные пословицы и поговорки: «Просим на избу: красному гостю красное место», «Нежданный гость лучше жданных двух», «Доброму гостю хозяин рад», «Гость в дом, а бог в доме», «Гостям стол, а коням столб (для привязи)», «Хоть не богат, а гостям рад», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Гостю почет — хозяину честь. Гость доволен — хозяин рад», «Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот», «Умел в гости звать, умей и встречать (угощать)» (Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. -М.: Худож. лит., 1989.- С.259-269).

Существовал обычай, согласно которому проезжего или прохожего приглашали к себе в дом, кормили и успокаивали его по возможности. Хозяин и хозяйка встречали и провожали такого гостя с радостным лицом, поклонами и приветствиями, подавали на стол, что имели, и не брали никакой с него платы, думая, что брать с похожего деньги за хлеб-соль есть великий грех. Хозяева ничего не щадили для угощения званных и незванных гостей и обижались, если их гости мало ели или пили.

Приход в гости также нередко обставляли как обряд, в основе которого лежал обмен приветствиями между гостем и хозяином дома: хозяин выражал радость по поводу прихода гостя, здоровался с ним, интересовался тем, как добрался гость, спрашивал о здоровье гостя и его семьи. В ответ гость приветствовал хозяина, сообщал о цели визита (даже если она известна хозяину). Ритуал встречи гостя предусматривал обмен рукопожатиями и поцелуями, кроме того, хозяин проявлял заботу о коне и поклаже гостя, иногда сразу же предлагал ему первое угощение.

Гостя принимали с большой радостью как самого близкого родственника. Он воспринимался как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни. Считалось, что он приносит в дом добрую волю, выражаемую в произносимых приветствиях и подарках. Хозяин же в ответ стремился как можно лучше принять гостя, надеясь путем символического «договора» с высшими силами обеспечить свое будущее. Гость не мог отказаться от предложенного ему угощения, т.к. это могло оскорбить хозяина и привести к негативным последствиям для него (умрут пчелы, поля зарастут сорняками и т.д.), а также обернуться несчастьем (болезнями) и для самого гостя.

Поведение гостя в доме было строго регламентировано. Считалось, что гость имеет право попросить у хозяина все, что он видит в доме и в хозяйстве. Вместе с тем гость был ограничен в своих действиях в отношении хозяина и его семьи - он не должен был самостоятельно общаться с женщинами, проявлять интерес к приготовляемой пище, обходить дом и хозяйственные постройки без хозяина и т.п.

Суть отношений гостя и хозяина заключалась, как правило, в символическом и реальном обмене дарами: хозяин и гость обмениваются приветствиями на пороге дома, гость произносит застольные благопожелания в адрес хозяев, отвечая на предложенное ему угощение.

Необходимо было также следовать правилам ухода гостя. После еды гость должен был помыть руки в доме и стряхнуть капли воды также прямо в доме, чтобы остатки еды не были вынесены наружу. Уходя же из дома, гость не должен был сам выносить свои вещи - это мог сделать только хозяин. Таким образом, обычаи гостеприимства служили средством укрепления дружеских связей между людьми. Главной целью народной традиции гостеприимства было формирование человеколюбия у подрастающего поколения. Родители, старшие учили молодежь правилам гостеприимства, приемам почитания гостей. Нарушение какого-либо правила являлось предметом осуждения в семье и обществе.

Похожие диссертации на Совершенствование преподавания органической химии на основе использования физического эксперимента (на примере преподавания органической химии в 12-ом классе кубинской средней школы)