Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Хуан Сяньюй

Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае
<
Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хуан Сяньюй . Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Хуан Сяньюй ;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт культуры"].- Санкт-Петербург, 2015.- 187 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музыкальное образование в Китае 14

1.1. Традиции музыкального воспитания и образования в Китае 14

1.2. Музыкальное искусство эстрады в Китае и России 17

1.3. Образовательные учреждения и программы по направлению «музыкальное искусство эстрады» в Китае и России 28

Выводы по первой главе 36

Глава 2. Традиции музыкального театра Китая и национальное своеобразие мюзикла 39

2.1. Пекинская опера: история и специфика жанра 39

2.2. Современные подходы в новейших постановках традиционного жанра пекинской оперы 54

2.3. Возникновение мюзикла и современные постановки нового жанра в Китае 62

Выводы по второй главе 68

Глава 3. Профессиональное музыкальное эстрадно-джазовое образование в современном Китае м проблема подготовки исполнительских кадров 70

3.1. Подготовка артистов мюзикла в Китае: высшие и средние профессиональные учебные заведения 70

3.2. Образовательные программы по специальности мюзикла в Китае 80

3.3. Систематизация образовательных программ по специальности «Мюзикл» в современном Китае 91

Выводы по третьей главе 122

Заключение 125

Список литературы

Образовательные учреждения и программы по направлению «музыкальное искусство эстрады» в Китае и России

Ввиду того, что образцовые революционные оперы несли идеологическую нагрузку и должны были быть понятны для всех слоев населения, был совершен переход к единому, общенациональному, разговорному языку – путунхуа. Текст в отличие от рифмованного стиля традиционных спектаклей, был из повседневной жизни и был понятен для всех регионов страны. Также публике импонировало то, что тексты были полны метафор и поговорок, придающих особую яркость и убедительность70.

После культурной революции (1966-1976) все формы древнего искусства стали возрождаться. Оставшиеся в живых актеры старого поколения вновь вернулись на сцену. В конце 1980х гг. труппа из Шанхайской школы пекинской оперы сделала новую постановку работы под названием «Cao Chao» и «Yang Xiou», сюжет которой повествует о сложных отношениях между государственным служащим и ученого, помогавшему ему во времена борющихся царств. Эта постановка выделяется своей свободой выражениями и новыми экспериментальными художественными средствами после Культурной революции. Газета «The Peoples Daily» называла этот спектакль «вершиной традиционного театра с момента завершения культурной революции»71.

Таким образом, начиная с эпохи Цин до XX века, можно выделить три периода расцвета пекинской оперы. Первый период пришелся на 1835-1908 гг. Второй пик длился во время поздней республиканской эры (1911-1949). Третий период расцвета пришелся на период, известный как культурная революция (1966-1976). Экономические и социальные реформы 1990х гг. и политика открытых дверей, привело к тому, что стало ощущаться существенное западное влияние в традиционном жанре оперы. Некоторые драматурги стали подстраивать очевидные западные подходы к традиционным формам. В свою очередь, западные классические театры тоже успешно перенимали традиционные китайские театральные формы. К примеру, «Макбет», который стал «The tale of bloody Hand» (опера кун), «Medea» (Hebei Bangzi) и «Good Person of Sichuan» (Chuan Opera). Эти три спектакля позже поехали на международные театральные фестивали в Эдинбурге, Германии и Греции, соответственно, тем самым развивая диалог между Западом и Востоком72.

Несмотря на почти десятилетие запрета на традиционную оперу, все же невозможно отрицать, что образцовые революционные оперы были первым экспериментом объединения с современными музыкальными инструментами в истории пекинской оперы.

Одной из отличительных черт революционных опер было использование западного оркестра, включая скрипок и фортепиано. Нововведенные инструменты улучшили акустику в сочетании с традиционными xipi и erhu. Помимо этого, в оперу был введен хор, что тоже было революционным шагом в жанре.

Сегодня китайские актеры и зрители по всему миру все больше осознают художественную ценность образцовых опер. В 1995 г. труппа Пекинского Центрального балета выехала с туром в США, впервые показать балет «Красный женский отряд». Эта новая версия получила высокую оценку в США и этот балет был включен в список 100 классических балетов XX века.

В 2000 году видоизмененная версия оперы «Легенда о красном

фонаре» была показана на канале CCTV с участием всех настоящих актеров и актрис и завоевала беспрецедентное одобрение73. Пекинская опера, на протяжении 200 лет представляет собой гармоничное и уникальное сочетание песни и танца, актерского мастерства и акробатики, красочных костюмов и грима, поэзии, живописи и боевых искусств74. Стержневой особенностью Пекинской оперы является ее глубокая связь с древней китайской традицией восприятия окружающего пространства. Именно этот фактор отличает китайское музыкально-драматическое искусство от европейского.

Другой особенностью китайской оперы является незыблемость традиции и условность художественного языка. Это самое настоящее театральное действие, одной из главных черт которого – преобладание символизма над реальностью. Действие в китайской пекинской опере не имеет временных или пространственных ограничений, широко используется символика. В случае если некоторые повседневные реалии или образы не могут быть представлены на сцене, то они воспроизводятся условно.

Так, например, чтобы изобразить верховую езду, по обе стороны от артиста статисты держат флажки с изображениями колес. Долгое путешествие обычно обозначается хождением по кругу. В том случае, если на сцене нет декораций, а артист, держа в руках лопатку или весло, энергично приседает и делает различные движения, можно сделать вывод, что он плывет в лодке. Ситуация обыгрывается только движениями артиста. Безусловно, наибольший эффект достигается при наличии декораций и реквизита.

Это обстоятельство роднит китайскую пекинскую оперу с таким современным музыкальным жанром, как мюзикл, где одной из отличительных черт от других жанров является триединство средств выражения: мастерства актера, хореографии (танец, пластика) и вокала. Ни одно из этих средств не несет одну лишь иллюстративную нагрузку. Каждое из них периодически доминирует. Что касается эстетических принципов, в основе китайской оперы лежат три принципа: синтеза, стилизации и условности 76 . Через синтез происходит взаимопроникновение песни, речитатива с танцевальными движениями и музыкальным сопровождением. Также происходит слияние символики движений и костюмов.

Условность художественного языка пекинской оперы можно сравнить и с языком классического танца и условными приемами балетных спектаклей классического наследия. Обратимся к образцам романтического балета первой половины ХIХ века, например, «Сильфида» (1832 г.) и «Жизель»(1841 г.). Язык классического танца, который сам является во многом условным, перемешан с довольно продолжительными сценами пантомимы. Мимика и жесты строго определенны и несут смысловую нагрузку. Со временем, количество сцен с пантомимой сокращаются, но не исчезают совсем. Они сохраняются и в таких более поздних балетных спектаклях, как «Лебединое озеро» (конец ХIХ в), и «Спящая красавица», «Раймонда» (начало ХХ в) и «Пламя Парижа» (30-е гг. ХХ в).

Язык же пантомимы, то есть структура жестов, абсолютно неизменен. Для неподготовленного зрителя он вряд ли будет понятен сразу. Необходимо хотя бы элементарное представление о некоторых традициях данного вида музыкального театра. В этом, на мой взгляд, есть схожесть балетных спектаклей классического наследия с китайской пекинской оперой.

Современные подходы в новейших постановках традиционного жанра пекинской оперы

Далее предложен график учебного процесса, а также структура предметов, распределение учебных часов, баллов в пропорциональном порядке. Например: общеобразовательные предметы – 40 %, специальные предметы – 52 %, предметы вариантивной части, предлагаемые педагогическим институтом культуры – 6 %, факультатив – 2 % = 100 %. При этом, 44 % (аудиторные) – лекции, семинары, практические и индивидуальные занятия и 56 % - практика, общественная практика и подготовка выпускного проекта. Китайскими коллегами были предложены проекты по следующим специализациям: эстрадно-джазовое пение, инструменты эстрадного оркестра и мюзикл (хореография). К циклу общественных предметов по всем трем специализациям было предложено: английский язык, физическая культура, основы компьютерной грамотности, юридические основы идеологии, обзор идей Мао Дзедуна и теории Дэн Сяопина, общество и политика, военная теория, общепонятный язык.

По общепрофессиональным и специальным дисциплинам предлагалось: чтение с листа и слушание музыки, основы музыкальной грамоты, обзор истории музыки, основы гармонии, инструментоведение, сочинение, хор и дирижирование, введение в искусство; вокал, фортепиано, инструментальное исполнительство (эрху и др.), танец, аккомпанемент.

Для обучающихся предлагались предметы в соответствии со специализацией: для педагогов – дополнительно педагогика и психология, основы современного образования, ораторское мастерство, теория и практика педагогики, вокальная музыка, фортепиано, танец, сочинение, импровизация (фортепиано), методика преподавания музыкальных дисциплин, музыклальный фольклор, а также аранжировка и MIDI программы; для специализации мюзикл (танцевальное исполнительство) – китайский народный танец (этнический, региональный), основы классического танца, основы современного танца, искусство танцев на коврах, основы современного танцевального искусства, анатомия танца, танцы народов мира, история танцевальной музыки, работа с режиссером, грим, эстетика танца, методика преподавания детского танца, краткий курс о региональном танце Хенань, военные сборы.

Особое внимание и большое количество учебных часов было отведено на изучение русского языка. Русский язык – 64 часа, разговорный русский язык – 32 часа, чтение русской литературы, сочинения на русском языке, практика общения на русском языке, профессиональный русский язык – 64 часа.

Также профессор Лебедев В. М. посетил Шанхайскую театральнаую академию , где также выступал с мастер-классами, присутствовал на занятиях специальности пекинская опера и мюзикл. По возвращению в Петербург было принято решение, в рамках договора о сотрудничестве, китайским коллегам предложить учебные планы, разработанные на факультете музыкального искусства эстрады. Ведущие преподаватели по эстрадно-джазовому вокалу и мюзиклу, современному танцу были направлены для проведения мастер-классов и консультаций в Чжечжоуский педагогический институт.

В 2010-2011 году Шанхайская Академия музыки также обратилась на факультет музыкального искусства эстрады с просьбой помочь в разработке программ по направлению мюзикла. В Шанхайскую академию музыки и в Чжинджоусий педагогический институт были направлены преподаватели Корнеев Н. К. и Ельфимова Е. С. (эстрадно-джазовое пение, танец-модерн, джаз-танец, композиция) и студенты (в рамках практики), которые проводили мастер-классы для китайских преподавателей и консультировали китайских студентов. На основе стандарта III поколения и разработанных на факультете учебных планов, считаем возможным рекомендовать китайским коллегам, следовать основным положениям Российского Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 071600 Музыкальное искусство эстрады (степень «бакалавр»). Например, в российской системе все дисциплины разделяются на несколько циклов в зависимости от формирующих компетенций. Так, например, в гуманитарный, социальный и экономический цикл входят такие дисциплины, как философия, иностранный язык, история, русский язык и культура речи. В результате освоения программы, обучающийся должен уметь анализировать и давать по возможности объективную оценку мировым и социальным проблемам, использовать полученные теоретические знания о человеке в профессиональной деятельности, уметь создать верное собственное суждение о предмете деятельности и о собственной деятельности, иметь навыки грамотного изложения, а также публичной речи. Общепрофессиональный цикл включает в себя такие дисциплины, как история музыки (зарубежной и отечественной), музыка второй половины XX-начала XXI вв., история исполнительского искусства, история искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры), история эстрадной и джазовой музыки, основы научных исследований и подготовка дипломного реферата, современные информационные технологии, эстетика и теория искусства. Профессиональный цикл включает в себя такие дисциплины, как:

Специальность (эстрадно-джазовое пение), джазовое пение, вокальный ансамбль, танец, сценическое движение, методика обучения вокалу, фортепиано для профиля «Эстрадно-джазовое пение»; для профиля «Инструменты эстрадного оркестра» (по видам инструментов: фортепиано, скрипка, альт, виолончель, контрабас, гитара, бас-гитара, ударные инструменты, саксофон, труба, тромбон), а также дополнительный инструмент, оркестровый класс, методика обучение игре на инструменте, ансамбль, методика преподавания эстрадного ансамбля

Возникновение мюзикла и современные постановки нового жанра в Китае

На экзамене также студент должен показать артистизм и широту кругозора, так как целью подготовки молодых актеров является воспитание художественного вкуса и творческого мышления. Заместитель директора Центральной академии драмы, заведующий кафедрой «Постановка мюзиклов», заместитель директора исследовательского центра мюзиклов, профессор Лю Хунмэй определяет талантливых постановщиков следующим образом: «Они обладают прекрасными музыкальными качествами и вокальными данными, основными танцевальными навыками, артистичны, способны поставить мюзикл, драматический спектакль и даже телевизионный спектакль. Такие люди универсальны, они способны работать в любом жанре».

Предлагаемый курс обучения и содержание образовательной программы. Учебный процесс в Центральной академии драмы основывается на принципах междисциплинарного характера, где учитывается практически весь комплекс профессиональных умений и навыков123.

Учебный процесс содержит в себе теоретическое обучение и практические занятия. На каждую дисциплину разработана образовательная программа. Для примера можно привести занятия по актерскому мастерству, которые состоят из практических занятий по развитию образного мышления и созданию образов персонажей. Занятия по вокалу включают в себя собственно сольное пение, хоровое пение, а также мастер-классы ведущих преподавателей. Занятия по хореографии включают в себя практические занятия по классическому танцу, джаз-танцу, танцу-модерну, чечетке (степ), традиционному китайскому танцу и церемониальному танцу, также изучаются элементы традиционной китайской драмы. Занятия также включают в себя общепрофессиональный цикл: теория музыки, сольфеджио, анализ материала мюзиклов. 1Музыкальная часть. Теория музыки и сольфеджио.

Общетеоретические дисциплины особо важны для обучающихся по данному направлению. Как отмечает исследователь Лю Сысы, «Обучение пению по нотам, гармоничному звучанию, поиску правильной тональности и ритма – это не только важный базовый курс, но и прекрасный помощник в освоении дальнейших дисциплин. Сольфеджио и теория музыки являются основными предметами для понимания китайского театра. Содержание учебной программы особенно не отличается от той, которую преподают в других музыкальных учебных заведениях» 124 . Развитие чувства ритма, раскрепощению эмоциональной природы, приобретение навыков метроритмических ощущений, развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти является одной из основ образовательной программы.

Вокал является основным элементом мюзикального действа. Как отмечает преподаватель Нанкинского художественного института «Артисты мюзикла должны быть абсолютными профессионалами в одной из областей, а также обладать способностями во многих других, зритель не должен видеть слабые стороны артиста125. Под «одной» областью в большинстве случаев мы можем говорить о пении; именно в пении артист не может позволить фальшивить». «Мюзикл не бывает без пения. Профессиональные вокальные навыки, богатый выразительный голос, острое чувство музыки, хороший слух – основные качества, которыми должен обладать артист мюзикла». В мюзикле уровень вокального мастерства артиста является одной из главных составляющих качества самого спектакля. Поэтому столь особое внимание в Центральной академии драмы придается этой дисциплине. Учебный процесс рассчитан таким образом, что занятия вокалом проводятся в течение двух лет, а затем, на третьем курсе студент получает роль, на изучение и подготовку этой роли получает один час в неделю. Вокальное исполнение в китайских мюзиклах, музыкальных спектаклях характеризуется стремлением к реалистическому звучанию, это всегда живой звук, качество звука играет особую роль.

Исследователь Лю Сысы приводит пример, каким образом проводятся занятия по вокалу. Можно сказать, что у каждого свой подход, свой взгляд. Преподаватели Центральной академии драмы считают, что артисты мюзиклов не должны делиться по стилю пения, но петь только в одном стиле они не могут; важна правильная постановка подачи голоса, «необходимо стремиться к естественной технике пения, чтобы тональное исполнение и манера исполнения давали представление зрителю о персонаже» 127 . Профессор Чэнь Ган полагает, что начинать всегда следует с естественного голосового регистра, постепенно совершенствуя его; особое внимание нужно уделить дыханию, словам, тону и эмоциональной подаче128. Преподаватель академии Фань Вэйхуа утверждает, что когда дело доходит до обучения, необходимо придерживаться трех принципов: 1. На первых этапах следует браться за нижние регистры, нет необходимости брать широкий диапазон. 2. В мелодии важен четкий ритм, начиная от небольшой реплики и до простой трехчастной формы. 3. На сцене важно совместить вокальную партию с танцевальной129.

Арии в мюзикле обычно исполняются в естественном голосовом регистре, это основа вокала, и она значительно отличается от бельканто и народного пения, поэтому именно естественный тембр голоса занимает важное место в учебном процессе Центральной академии. Преподаватель Чжу Чжэньшань в процессе постановки начальных звуков слога использует 5 традиционных итальянских гласных: и, е, а, о, у. Он верит, что в процессе подобной тренировки с итальянскими гласными голос становится ярче, а при помощи 5 английских гласных: а, е, и, о, у звук смягчается. Поскольку большинство классических мюзиклов исполняется на английском языке, хорошее владение английским языком является важным компонентом в образовательном процессе. Безусловно, овладеть еще необходимо и китайскими гласными звуками: а, о, е, и, у, ю. На основе естественного тембра голоса студенты постепенно начинают расширять диапазон, но обычно все-таки практикуются в среднем диапазоне, не проявляя излишней торопливости в достижении цели. Необходимо продолжать заниматься и поддержанием естественного тембра, и постоянно работать над дыханием, ни в коем случае нельзя форсировать постановку голоса. После того, как звук становится устойчивым, вокальные занятия становятся более глубокими, многоуровневыми.

Образовательные программы по специальности мюзикла в Китае

Музыкальная культура Китая, как было показано в диссертационном исследовании, имеет давние традиции, восходящие к VI в. до н. э. Синкретический подход к воспитанию и образованию личности, заложенный еще Конфуцием, является основным и в настоящее время в музыкальном образовании Китая. Сегодня в быстро и активно развивающемся, высоко цивилизованном Китае, мы наблюдаем, что ни одно из направлений музыкального искусства не остается невостребованным и незамеченным. Как показано в процессе всего диссертационного исследования, вторая половина XX века охарактеризована большим влиянием джаза, рока и других течений эстрадно-джазовой музыки, в особенности мюзикла, на музыкальную и художественную культуру Китая. В этих условиях, у конце прошлого века, возникла необходимость в создании не отдельных отделений в высших и средних учебных заведениях в стилистике эстрадно-джазовой музыки, а целостной системы подготовки профессиональных музыкальных кадров в эстрадно-джазовой музыке в современной Китае, и в частности, мюзикла, как синтезирующего жанра. Были проанализированы и изучены материалы национального достояния Китая – пекинской оперы, которая на протяжении двух веков являет собой синтетическое действо, сочетающее вокал, танец, актерское мастерство, что дает возможность говорить о близости жанра пекинской оперы современному мюзиклу, как синкретическому жанру; а также элементов акробатики, красочных костюмов и грима, поэзии, живописи и боевых искусств в пекинской опере, что, на наш взгляд, может иметь место в современном мюзикле. Имеющие место в настоящее время в КНР развитие жанра пекинской оперы в двух направлениях – первое, сохранение в первозданном виде и второе, неизбежная трансформация традиционных постановок в связи с реалиями современных технологий, бесконечных новейших разработок в области света, звука, новейших материалов. Все это дает возможность говорить о близости к современным поставкам в жанре мюзикл именно в Китае, на китайском национальном материале.

Для систематизации и создания системы музыкального, эстрадно-джазового, образования были проведены ряд мероприятий в китайских Вузах и СПбГИК. Было осуществлено анкетирование студентов Шанхайской театральной академии и Китайской консерватории в Пекине в 2012 году, наблюдение учебного процесса в китайских музыкальных и театральных вузах и средних учебных заведениях; наблюдение и непосредственное собственное участие автора данной работы в учебном процессе СПбГИК на факультете музыкального искусства эстрады. Проведенное анкетирование студентов Шанхайской театральной академии, китайской консерватории в г. Пекин, (свыше 150 чел.) доказывает стойкий интерес к этой стилистике музыки и, особенно, к жанру мюзикла. С другой стороны, эксперимент, который был поставлен в СПбГИК, на факультете музыкального искусства эстрады показал возможность проникновения в глубокие китайские традиции, китайскую музыкальную культуру, китайскую инструментальную музыкальную культуру, так как были использованы народные музыкальные инструменты Китая, современными средствами жанра мюзикл.

Проведя наблюдения, анализ сайтов, учебных программ таких высших учебных заведений, как Шанхайская театральная академия, Чжэнчжоуский педагогический институт, СПбГИК мы приходим к выводу, что контакты последних восьми лет дали возможность осуществить данное диссертационное исследование, где были систематизированы образовательные программы по специальности «Мюзикл» в современном Китае и России и была предложена концепция музыкального, эстрадно-джазового, образования в современном Китае.

В основе концепции тезис о том, что мюзикл является базовым, синтезирующим жанром в эстрадно-джазовой музыке, аналогично и в образовательном процессе. «Мюзикл» выступает центральным видом в системе музыкального, эстрадно-джазового образования. Предлагается рекомендовать китайским коллегам усилить блок образовательных программ в цикле «Эстрадно-джазовое пение», предлагается обратиться к методикам, разработанным на факультете музыкального искусства эстрады и, в частности, методике доцента Ручинской Т. И. по эстрадно-джазовому вокалу (прил. № 1). Как мы видели из приведенных интервью преподавателей, которые работали со студентами из КНР, основная проблема, заключалась в освоении ритмических особенностей и трудностей в различных стилях и течениях джазовой музыки. В связи с этим, предлагается ввести в учебный процесс дисциплину «Ритмическое сольфеджио», введенную на факультете музыкального искусства эстрады и разработанную старшим преподавателем Султановым В.Т. Данный предмет представляет собой комплекс упражнений, позволяющих развить чувство ритма, ритмическое мышление и фантазию, достичь ритмической свободы во время исполнения в простых и сложных размерах; познакомить студентов с ритмическими структурами и формулами, которые соответствуют различным эстрадным и джазовым стилям и жанрам. Автор диссертации подробно изучила данный курс и организовала ансамбль, состоящий из студентов, обучающихся по программе бакалавриата на факультете музыкального искусства эстрады, ансамбль по исполнению авторских (С.Ю.) китайских народных аранжировок на китайских народных инструментах, в разных стилях эстрадно-джазовой музыки. В приложении №3 представлены инструменты и процесс занятий автора данной работы со студентами. В качестве укрепления блока музыкально-теоретических дисциплин предлагаем ввести дисциплину, разработанную на факультете музыкального искусства эстрады «Выдающиеся исполнители в джазе» Заслуженным артистом России, кандидатом культурологии, доцентом Корневым П.К В Данный предмет дает возможность познакомиться с такими джазовыми стилями, как ранний джаз, диксиленд, появление ладовых структур, би-боп, кул, хард-боп, современный джаз. Изучить джазовые стандарты, познакомиться с творчеством выдающихся мастеров джаза и проанализировать нотный материал, разобраться в связи пентатоники и диатоники140. Введение в учебный процесс предложенных дисциплин даст возможность обучающимся в китайских ВУЗах студентам более широко ощутить и осмыслить мир эстрадно-джазовой музыки и повысить качество преподавания, а затем и качество будущих выпускников.

Похожие диссертации на Становление системы музыкального эстрадно-джазового образования в современном Китае