Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Скрынников Александр Андреевич

Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения
<
Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Скрынников Александр Андреевич. Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 161 c. РГБ ОД, 61:99-13/584-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ УЧАЩЕГОСЯ-ГИТАРИСТА

1.1. Техническое освоение гитары как предмет отечественной и зарубежной науки 12

1.2. Современное состояние подготовки учащихся -гитаристов в ДМШ 23

1.3 Ускоренное освоение двигательных навыков как условие эффективности обучения начинающих гитаристов 45

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УСКОРЕННОГО ОСВОЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИМИСЯ-ГИТАРИСТАМИ

2.1 Специально организованный музыкальный материал в содержании уроков гитары 63

2.2. Содержание и результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

БИБЛИОГРАФИЯ 128

ПРИЛОЖЕНИЯ 138

Введение к работе

Актуальность. Вопросы музыкального воспитания подрастающего поколения приобретают особое значение на современном этапе развития российского общества- На процесс музыкального воспитания накладывает свой отпечаток особенности настоящего исторического момента, те глубокие и динамические изменения, которые произошли в общественной и социокультурной ситуации в России. Происходит переоценка ценностей и идеалов. Этот процесс наиболее

jfc. явственно сказывается на подростках. Хорошо финансируемые и технически оснащенные направления и жанры так называемых "западных", "авангардных" "молодёжных" и прочих образцов, не способствуют повышению культурного уровня и уровня развития художественно-творческого соз-

} нания подростков. В связи с этим в музыкальном воспитании подростков нашей страны большую роль играют детские музыкальные школы (ДМШ). Музыкальные школы - массовое звено в системе музыкального образования. В них учащиеся приобретают навыки игры на инструменте, знакомятся с ше-

w* деврами классического музыкального искусства. Они призваны способствовать развитию музыкальных способностей учащегося, воспитанию художественной натуры, с хорошо развитым образным мышлением.

М? возраста.

Музыкальное воспитание в ДМШ являясь сложным и многогранным процессом, призвано сегодня решить многие проблемы, в том числе проблему, связанную с активизацией учебной деятельности учащегося-подростка яа начальном периоде обучения.

В решении проблемы музыкального обучения подростков важно опираться как на современные исследования в области музыкального образования, так и на исследования накопленные в процессе становления педагогический науки.

Среди авторитетных авторов в области музыкального образования такие видные педагоги России, как Э.Б. Абдулин, 0. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев , Н. А. Ветлугина, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина, В.И. Петрушин, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая, Б. В. Яворский, В. Л. Яконюк и др. Авторами рассматриваются различные аспекты музыкального образования: формирование музыкальных способностей и музыкального мышления; совершенствование

Щр учебно-воспитательного процесса на музыкально-

педагогических факультетах; особенности освоения различных знаний и умений и др.

Анализ этих трудов показал, что многие фунда-

Ж ментальные исследования выполнены на базе музыкально-педагогических факультетов. Обобщение опыта работы в ДМШ, а также изучение специальной методической литературы, учебных планов и программ для ДМШ,

у. подтвердило наше предположение о существовании "теоретического вакуума" в анализе учебно-

воспитательного процесса в ДМШ и, как результат, отсутствие научных рекомендаций по музыкальному воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей. Всё сказанное в полной мере относится к начальному периоду обучения учащихся-гитаристов подросткового возраста в ДМШ.

Известно, что в России издавно применялась семиструнная гитара для аккомпанемента и цыганских хорах, при исполнении бытовых романсов и др. В числе выдающихся русских гитаристов и авторов произведений для. семиструнной гитары - А. О. Сихра, М. Т. Высотский, С.Н. Аксенов, В.И. Морков и др.

Но сегодня всё большую популярность в нашей стране завоёвывает шестиструнная гитара. Преподавание игры на ней ведется в музыкальных школах, лицеях, музыкальных училищах, училищах куль туры, педагогических колледжах, музыкальных академиях, консерваториях и педагогических университетах. Существуют школы и самоучители игры на шестиструнной гитаре; в числе авторов методических разработок -W.C. Агафошин, A.M. Иванов-Крамской, Е. Ларичев, И.Г. Шувалова, А. Николаев, П. Вешицкий, Н.Кирьянов, Б. Яшнев, Б.Л. Вольман, М.А. Вайсборд и др.

В настоящее время гитара воспринимается как некий "посредник" между миром массовой музыки и миром серьёзного профессионального искусства. Интерес к инструменту у российских подростков стимулирован расцветом "авторской песни" (термин B.C. Высоцкого). Однако тяга подростков к гитаре наталкивается на неумение быстро привести их к исполнению музыки.

Тормозом является прежде всего сложность технических навыков, необходимых для освоения музыкальных произведений. Причина кроется в выработанных традиционных теоретических положениях, связанных со спецификой начального периода обучения учащихся-гитаристов. Она заключается в вопросах постановки правой и левой руки, в освоении основных приёмов звукоизвлечения, в изучении нотной грамоты на упражнениях и гаммах и др. Существующие методики ориентируются на детей шести-семи лет и поэтому не могут быть использованы для активизации учебной деятельности учащихся-подростков. Данные методики не способствуют преодолению трудностей начального этапа овладения инструментом. Нередко технические трудности становятся причиной отказа подростков от дальнейших занятий.

Отсюда вытекает проблема исследования, которая заключается в том, чтобы разработать и апробировать в экспериментальном плане методику ускоренного освоения двигательных навыков учащихся ДМШ в классе гитары на

$' начальной стадии обучения.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом диссертации является содержание и методы

j|; музыкального обучения школьников-подростков в классе гитары в ДМШ.

Предмет исследования - процесс ускоренного освоения двигательных навыков учащихся-гитаристов на начальном

Ш, этапе освоения инструмента.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем

положение о том, что ускоренное освоение двигательных навыков в классе гитары в ДМШ зависит от:

- использования в педагогическом процессе комплекса
специальных методов обучения, обеспечивающих
активизацию учебной деятельности начинающих гитаристов;

- включения в содержание уроков гитары специально
организованного музыкального материала, направленного
на постепенное усвоение технических навыков учащихся;

-введения в понятийный аппарат начинающих гитаристов специального "звукоряда", основанного на табулаторном изложении музыки, что позволяет более эффективно осваивать нотацию, позиции, аппликатуру и другие технические приёмы игры на гитаре.

Задачи исследования:

1.Изучить проблему развития техники игры на гитаре в отечественной и зарубежной науки.

2.Проанализировать современное состояние процесса обучения игре на шестиструнной гитаре в ДМШ.

3.Выявить педагогические условия ускоренного
iff- освоения двигательных навыков учащимися-гитаристами на

начальной стадии обучения.

4.Обосновать и экспериментально проверить методику ускоренного освоения двигательных навыков на уроках

jj) гитары в ДМШ.

Методологической основой исследования явились положения обшей и музыкальной педагогики, психологии и музыкознания о природе музыкальной деятельности в области освоения техники игры на различных инстру-ментах; труды по методике преподавания музыки и

музыкальной психологии, исследующие специфику освоения игровых движений и роль различных, в том числе проблемных методов обучения в музыкальном образовании учащихся.

Методы исследования:

теоретический анализ музыковедческой, психолого-педагогической и методической литературы;

изучение опыта работы преподавателей ДМШ в классе гитары;

моделирование учебного процесса, связанного с задачами ускоренного освоения двигательных навыков начинающих гитаристов;

- педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в музыкальных школах шахты "Майской", №№ 1,7 гг. Шахты и Новочеркасска, в детском ?' секторе пед. практики Шахтинского музыкального училища и состояло из трёх этапов:

  1. изучение литературы по проблеме, целенаправленное наблюдение за музыкально-педагогическим процессом, в ходе которого уточнялись концепция и гипотеза исследования, разрабатывались критерии оценки усвоения музыкального материала (1985 - 1991);

  1. экспериментальное (формирующее) исследование механизма начального освоения инструмента (1992- 1994);

Научная новизна и теоретическая значимость: -осуществлён анализ проблемы освоения техники игры ^ на гитаре в истории и практике музыкального образования;

-определены основные педагогические условия (использование комплекса специальных методов обучения, включение в содержание уроков гитары специально организованного музыкального материала, применение "звукоряда" с табулаторным изложением музыки, способствующие ускоренному освоению двигательных навыков начинающих гитаристов;

tf»

научно-обоснована и экспериментально проверена методика ускоренного освоения двигательных навыков учащихся-подростков в классе гитары.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что методика, разработанная автором, позволяет решать задачи ускоренного освоения двигательных навыков в классе гитары, что, в свою очередь, способствует более успешному музыкальному обучению и развитию школьников-подростков. Теоретические положения и методические разработки данной диссертации, с соответствующей коррекцией, могут быть использованы в практике работы с детьми по другим специальным музыкальным дисциплинам. Некоторые положения разработанной методики могут быть полезны для занятий с учащимися-музыкантами педагогических колледжей и педагогических университетов, стремящихся в зрелом возрасте освоить гитару и овладеть методикой ускоренного преодоления технических трудностей.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Эффективность обучения игре на гитаре учащихся-

«^ подростков зависит от ускоренного освоения двигательных

навыков, позволяющего в короткие сроки преодолеть

технические трудности начального этапа овладения инструментом.

2.Процесс ускоренного освоения двигательных навыков учащихся-гитаристов предполагает включение в содержание уроков специально организованного музыкального материала, состоящего из произведений, подобранных по принципу постепенного усложнения технических заданий и фактурных "формул".

3.Ускоренное освоение двигательных навыков игры на гитаре на начальной стадии обучения в ДМШ обеспечивается использованием комплекса взаимосвязанных методов обучения, основанных на идеомоторных представлениях (метод табулаторного изложения музыки, метод осмысления идеомоторных образов, метод позиционного ориентирования, метод самостоятельного решения творческих задач на основе "звукоряда").

Апробация исследования осуществлялась: а) в ходе опытно-экспериментальной работы в музыкальных школах шахты "Майской", №№ 1,7 гг. Шахты и Новочеркасска, в детском секторе лед. практики Шахтинского музыкального училища; б) путём внедрения разработанной методики в учебном процессе; в) в выступлениях с докладами на конференции "Творческая педагогика накануне нового века" (Москва, 1997); на пед. чтениях в Шахтинском музыкальном училище (1995,1996,1997,1998, 1999); на курсах повышения квалификации преподавателей-гитаристов ДМШ Шахтинской зоны (1996,1997,1998); г) в публикациях статей по теме исследования; д) в "Прогрессивной школе ускоренного обучения игре на шестиструнной гитаре",

#

созданной по методике данного исследования, выставленной на 5-й Всероссийский конкурс-смотр творческих научно-методических работ преподавателей и студентов учебных заведений куль туры и искусства, ставшей победительницей 3-го тура, проводимого в Москве; для подведения окончательных итогов конкурса, на научно-практическом материале данной работы, Московским институтом переподготовки работников искусства, культуры и туризма были определены сроки проведения семинара преподавателей-гитаристов ДМШ {курсы повышения квалификации) с 16 марта по 25 марта 1998 г. (в связи с финансовыми затруднениями, сроки проведения семинара перенесены на текущий учебный год); е) в процессе обсуждения на кафедре музыкальных инструментов МГОЇЇУ.

аш Структура исследования. Диссертация состоит из

введения, двух глав, заключения, библиографии и прило
жений, в которых приведены схемы и таблицы,
составленные нами для определения эффективности
освоения учашимися-гитаристами исследуемого специально
ф,' подобранного музыкального материала.

Техническое освоение гитары как предмет отечественной и зарубежной науки

Игра на гитаре, как и на других музыкальных инструментах, представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации отлаженную работу психических процессов воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, - и безупречную согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если гитарист не владеет техникой игровых движений, через которые он и передаёт при помощи инструмента свои мысли и чувства.

В истории исполнительского искусства существовало много школ и направлений, пытавшихся определить и найти наиболее рациональные приёмы игры на том или ином музыкальном инструменте. Каждое новое поколение музыкантов вносило в рассмотрение этой проблемы свои новые взгляды и представления о том, как надо правильно играть на инструменте, в результате чего в наше время мы можем говорить о более или менее сложившихся принципах рациональной исполнительской техники музыканта.

В истории рассматриваемого вопроса с переменным успехом использовались - двигательный, слуховой, двигательный - методы освоения игровых движений, с соответствующей сменой подходов к технике построения исполнительских движений, подразделяемых на:

1. Механический подход ("метод пальцевой механики").

2. Анатомо-физиологический подход.

3. Психофизический подход (психотехническая школа).

Рассмотрим проблему развития техники учащегося-гитариста в историко-теоретической последовательности.

Известные гитарные труды ХУ11 века - 0. Джиаччио (1618), Д. Колонна (1620 и 1637), Ф. Виталли (1622),

К. Милануцци (1622 -1635), Б. Сансеверино (1622), в основном, посвящены вопросам гитарного исполнительства и обучению игре на пятиструннои гитаре. В методическом отношении наибольшую ценность имел трактат Николаса Дуази де Велаксо, издавшего в Неаполе в 1630 году свой "Новый метод". В "Новом изобретении" у Джироламо

Монтезардо были помешены испанские танцы: чаконы, пассакалии, фолиасы, сарабанды и др. В "Методе" Луиса де Бричено, напечатанном в Париже в 162 6 году, были опубликованы многочисленные испанские романсы и песни.

Из всех трактатов ХУ11 века наиболее значительным была "Инструкция" Гаспара Санца, изданная впервые в Сарагосе в 1674 году. Она содержала много арий и танцев в испанском, итальянском, французском и английском стиле и пособие для аккомпанемента на гитаре, арфе и органе. Табулаторная книга Г. Санца представляла художественный и дидактический интерес.

Современное состояние подготовки учащихся -гитаристов в ДМШ

Для достижения профессионального уровня владения инструментом ученику необходимо в своем музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре. Особенно важна начальная ступень обучения, когда закладывается фундамент для дальнейшего профессионального роста исполнителя.

Исследуя современное состояние подготовки учашихся-гитаристов в ДМШ, мы обратили внимание на то, что на основе выработанных педагогической наукой теоретических положений, связанных со спецификой начального периода обучения, в современной музыкальной действительности существует исторически сложившийся стереотип, или, если хотите, общепринятый образец подготовки детей и подростков в ДМШ.

Он состоит из следующих разделов:

1. Знакомство с инструментом.

2. Посадка с инструментом и постановка рук.

2.1. Правая рука гитариста.

1. Первые упражнения для пальцев правой руки.

2.2. Левая рука гитариста.

1. Первые упражнения для пальцев левой руки. 3. Музыкальная грамота. 1. Знакомство с гаммой. 2. Двойные ноты. 3. Аккорд.

Приемы игры на гитаре. 1.Арпеджио. 2.Легато. 3.Флажолет. 4.Глиссандо 5.Тремоло. б.Барре.

Рассмотрим современное состояние процесса обучения игре на шестиструнной гитаре в ДМШ путём анализа теоретических положений, разработанных в программах, методических разработках, в сравнении с более чем тридцатилетним педагогическим опытом работы в ДМШ диссертанта.

Исследование предлагается провести, по разделам.

Первый раздел. Знакомство с инструментом.

В этом разделе речь идёт о знаменательном событии в жизни ребенка - первые шаги в мир прекрасного, мир музыки. В нем даются рекомендации общего порядка: т.е. по установлению контакта с учащимся, при первой встрече; их значимость; подготовка учащихся к мысли о 4 том, что музыкальные занятия, прежде всего, кропотливый труд.

Обсуждаются вопросы, касающиеся знаний инструмента, разбора его деталей, хранения и настройки гитары, а также первого домашнего задания.

В общем, содержание занятий зависит от профессиональной подготовки педагога и его творческих задатков.

Второй i ix раздел. Посадка за инструментом и постановка рук.

Данный раздел посвящен специфике начального периода обучения, связанной с посадкой и постановкой рук детей шести-семилетнего возраста и подростков.

Существует общепринятая форма посадки, которая исторически сложилась в результате передаваемого из поколения в поколение педагогического опыта как наиболее рациональная для начального периода обучения. Но работа с шести-семилетними детьми имеет некоторые особенности.

В методической разработке И.Г. Шуваловой (98), например, подчёркивается необходимость использования подставок для обеих ног.

В этой связи, автор пишет: "Посадите ребёнка на стул ближе к краю. Для большей устойчивости инструмента необходимо пользоваться подставками для обеих ног. Левая нога всей ступнёй ставится на скамеечку, достаточно высокую - 20-25 см. Поскольку правая нога ребёнка либо не достают пола и теряет опору, либо свисает и недостаточно поддерживает корпус гитары, следует пользоваться ещё одной подставкой, но несколько ниже - 12-15 см. Можно пользоваться стулом с укороченными ножками (как в классе баяна) (98,с.5).

Специально организованный музыкальный материал в содержании уроков гитары

Центральным понятием в решении проблемы настоящего исследования является понятие "специально организованный музыкальный материал", направленного на постепенное усвоение технических навыков учащихся. Прежде, чем определить место специально организованного музыкального материала в содержании уроков гитары, целесообразно уточнить его статус в учебном процессе, рассматриваемом как педагогически организованная учебно-познавательная деятельность учащегося-гитариста на начальном этапе обучения. Для чего необходимо, в первую очередь, выявить степень адекватности к существующим программным требованиям ДМШ по отбору музыкального материала.

Как известно, программные требования ДМШ (1-го года обучения) предусматривают сравнительно небольшой круг произведений (в основном детские песенки в одноголосном изложении) с перечнем изучаемого инструктивного материала {упражнения и гаммы). Такой подход, на наш взгляд, является питательной средой для негативных тенденций, "узко-цехового подхода" (102) к воспитанию учеников, в ущерб их учебно-познавательной деятельности. Поскольку учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, а также объёмностью и многообразием.

Более детальный обзор программных требований ДМШ показал, что перечень музыкальных произведений "специально организованного музыкального материала" {см. приложение 2 блока произведений) входит в эти требования, но без учёта годовых требований. Таким образом, согласно примерным годовым требованиям ДМШ, он охватывает периоды обучения: с конца 1-го, до 3-го и частично 4-го года обучения.

Преобладавший в педагогической практике гитаристов ДМШ "эмпиризм и консерватизм в области репертуарной политики" (102), отсутствие научно разработанных рекомендаций по отбору учебного музыкального материала, особенно на начальном этапе обучения, требует чёткого определения специально организованного музыкального материала на теоретическом уровне. Для чего необходимо обратиться к педагогической теории и практике.

В исследованиях, мы находим следующие критерии и принципы отбора музыкального материала: 1) критерии художественной ценности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач (Д.Б. Кабалевский -40,с.16); 2} принцип планирования самостоятельной деятельности, перекликающийся с принципом творческой самостоятельности в концепции развивавшего обучения в фортепианной педагогике Г.М. Цыпина (Н.В. Соколова -75,с.12); 3) принципы высокой художественной значимости, учёта индивидуальных качеств учащихся (способностей, знаний, технической подготовки и т.п.)г профессиональной направленности (И.Л. Смирнова -73.0.32-33); 4) принципы мировоззренческой направленности и дальней и ближней перспективы развития (прог раммные требования по основному инструменту для музы кально-педагогических факультетов -22)с.3б); 5) принцип историзма, раскрывавший реальный путь исторического развития искусства в содержании музыкально-исполнительского обучения, и принцип системности, позволяющий представить музыкально-исторический процесс в содержании музыкально-исполнительского обучения как целостное образование, функционирующее на основе заложенных в нём закономерностей (А.П. Юдин -102 с.23).

В целом, разработанные названными авторами системы критериев и принципов отбора музыкального материала затрагивают разные аспекты исполнительского обучения, но они лишь в некоторых аспектах созвучны исходным основаниям настоящего исследования.

Похожие диссертации на Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения