Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре Глушакова, Татьяна Ивановна

Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре
<
Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Глушакова, Татьяна Ивановна. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре : диссертация ... кандидата педагогических наук : 00.00.00.- Москва, 1982

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОЙ РАБОТЫ 11

1.1. Состояние вопроса формирования певческих навыков школьников 11

1.2. Вокально-хоровые; упражнения в формировании певческих навыков учащихся как педагогический процесс 38

1.3. Комплексы вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании певческих навыков учащихся 66

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИИ 94

2.1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования . 94

2.2. Исследование исходного уровня владения певческими, навыками: учащихся (первый констатирующий срез и его результаты) IOI

2.3. Методика, ход и результаты первого этапа обучающего эксперимента 104

2.4. Методика, ход и результаты второго, этапа обучающего эксперимента 121

ВЫВОДЫ 138

БИБЛИОГРАФИЯ 141

ПРИЛОЖЕНИЯ 160

Введение к работе

Проблема повышения качества преподавания в школе и во внешкольной работе в наши дни приобретает особую значимость. В отчетном докладе Центрального Комитета КПСС на ХХ5ГІ съезде Л.И.Брежнев сказал: "Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду .

ХХЗГ-ХХУІ съездами КПСС поставлены задачи комплексного подхода к постановке всего дела коммунистического воспитания, обеспечения единства идеологических, нравственных и трудовых его аспектов. На необходимость научного, целостного взгляда на проблему идеологической работы указывает Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы" (1979).

Общественная значимость искусства социалистического общества, его задачи ясно определены в Программе КПСС, где подчеркивается его огромная роль в деле воспитания подрастающего поколения: "Партия будет неустанно заботиться о расцвете искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании

всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных

вкусов и культурных навыков .

В реализации задач музыкально-эстетического воспитания

*- Л.И.Брежнев. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУІ съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Докл.ХХУІ съезду КПСС 23 февраля 1981 г.- В кн. Материалы ХХ2ГІ съезда КПСС- М., Политиздат, 1982, с.60. ^Программа КПСС- М., Политиздат, 1967, с. 130.

школьников важное место занимает исполнительская деятельность внешкольных коллективов. Одним из ведущих видов музицирования учащихся является хоровое пение. Большая сеть детских хоровых коллективов (в общеобразовательных и музыкальных школах, дворцах и домах пионеров, домах культуры, детских хоровых студиях и т.д.) свидетельствуют о размахе хорового искусства в нашей стране, его огромных достижениях и возможностях, его особой значимости в деле воспитания школьников и развития их музыкальной культуры. Детские хоры, являясь коллективным видом исполнительства, объединяющим певцов творческим процессом, воспитывающим коллективное начало в каждом, играют одну из ведущих ролей в музыкально-эстетическом образовании учащихся. "В процессе обучения в хоре дети постепенно подходят к осознанию средств музыкальной выразительности, к анализу музыкального произведения, к выделению отдельных его сторон, к суждениям и оценке музыкального произведения и качества его исполнения" (Е.Я.Гембиц-кая, Е.А.Лобачева, 1964, с.35).

Руководитель хорового коллектива должен сформировать у детей определенные певческие навыки, научить их выразительному и эмоциональному исполнению художественных произведений. Развитие исполнительской культуры, исполнительского мастерства школьников немыслимо в отрыве от задач общего музыкально-эстетического образования, поэтому формирование певческого голоса, овладение определенными вокальными навыками понимается передовыми педагогами не как самоцель, а как одно из основных условий успешного музыкально-эстетического воспитания детей.

Советской методикой накоплен значительный опыт обучения пению как в школе (в условиях урока музыки), так и во внешкольных коллективах. Определены основные певческие навыки и выявлены особенности их формирования, на что опираются все существую-

ще программы и методики обучения пению. Исследования показали, что пением могут заниматься практически все дети (В.А.Багадуров, Н.Д.Орлова, А.А.Сергеев и др.). Разработаны методы развития детского голоса (В.А.Багадуров, Н.Н.Добровольская, И.И.Левидов, Е.М.Малинина, Т.Н.Овчинникова, Н.Д.Орлова, А.А.Сергеев, В.Г.Соколов, Г.П.Стулова, В.К.Тевлина и др.).

Между тем, практика массового хорового пения показывает, что руководители детских коллективов далеко не всегда владеют в достаточной степени процессом эффективного управления певческой деятельностью учащихся. Довольно часто наблюдается значительный разрыв между выбранным для исполнения репертуаром (произведения русской и зарубежной классики, песни советских композиторов, народные песни и т.д.) и качеством его выполнения, которое в большой степени определяется тем, насколько естественно и органично поют участники хора. В.Г.Соколов отмечает, что только коллектив, владеющий техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мысли, чувств, идейного содержания, заложенного в произведении, может называться хором (1964, с.7). Ведущие детские коллективы нашей страны в полной мере отвечают таким требованиям - показывают владение всем арсеналом вокально-хорового исполнения (стройное, интонационно-чистое пение, свободное оперирование звуковыми красками, тембральное разнообразие и т.д.). Особо необходимо отметить деятельность Хора института художественного воспитания детей (руководитель - Народный артист СССР, профессор В.Г.Соколов), на протяжении многих лет являющегося творческой лабораторией большинства исследований в области музыкального воспитания детей.

К сожалению, на практике опыт ведущих хоров нашей страны используется недостаточно. Школьники, в основном, слабо преде-

тавляют себе эталон звучания голоса, не владеют в достаточной степени комплексом всех певческих навыков, не умеют контролировать себя с помощью вокального слуха, и все их певческое развитие ориентировано только на контроль со стороны учителя, что тормозит их продвижение вперед и отрицательно сказывается на интересе к хоровым занятиям. Наблюдения показывают, что определенные успехи в певческом воспитании учащихся появляются лишь к концу обучения в хоре, то есть процесс их вокального развития замедлен. Это объясняется тем, что даже при достаточно ясном понимании конечного результата вокальной работы - художественного исполнения музыкальных произведений - руководители хоров слабо представляют себе содержание промежуточных этапов движения к такому результату, недостаточно владеют приемами формирования певческих навыков с использованием определенных групп упражнений. Работа над качеством звучания с применением упражнений очень часто рассматривается только как чисто техническая задача, не несущая в себе никакой эстетической нагрузки. Наблюдения массовой хоровой практики, изучение соответствующей литературы, собственная работа с детскими хоровыми коллективами цривели нас к мысли о богатых возможностях упражнений, как метода творческого подхода к вокальному обучению школьников, способствующего повышению их интереса к хоровому пению.

В традиционной вокальной методике упражнения, как правило, рассматриваются только как музыкальный материал, в то время как в советской педагогике принято определение упражнений как метода обучения. Мы в своем исследовании опираемся на положение о том, что упражнения являются методом обучения и вместе с тем используем их и как музыкальный материал, построенный на законченных музыкальных фразах и расцвеченный разнообразными приемами исполнения, что создает у учащихся представление об упражнениях

не только как о чисто техническом процессе, но и как о процессе художественном. Мы опираемся также на некоторые положения,разви-тые в работах Н.Н.Добровольской.

Преподаватель, при работе над упражнениями, должен анализировать и решать определенные певческие задачи, которые зависят от возраста участников, уровня их вокальной обученности, особенностей хорового звучания и т.д. Их решение может характеризоваться качественным своеобразием этих факторов, воплощенных в комплексах вокально-хоровых упражнений (упражнений, отобранных по определенному принципу и тесно взаимосвязанных друг с другом), способных обеспечить систему целенаправленных действий по достижению конкретных результатов обучения певческой деятельности.

В своем исследовании мы исходили из того, что построение комплексов вокально-хоровых упражнений полностью опирается на акт пения и отражает путь комплексного развития детского голоса в процессе обучения, а именно, формирование всех физиологических систем, участвующих в этом акте: певческого дыхания и тесно связанного с ним навыка опоры звука на дыхание; верного звукообразования; хорошего владения звуковедением; певческой дикции. Это обеспечивает реализацию основного принципа подбора упражнений - принципа их адекватности характеру той деятельности, которую они призваны сформировать у обучаемых.

Основными характеристиками комплекса вокально-хоровых упражнений является его целостный, многокомпонентный и многоуровневый характер и управляемость на основе обратной связи. С его помощью учитель может решать определенные певческие задачи, последовательно осуществляя ряд педагогических действий. Они включают в себя приемы руководства певческой деятельностью, наиболее целесообразные в конкретных условиях. К числу таких приемов относятся: методические пояснения, показ голосом, а также их объедине-

ниє между собой. Эффективное певческое обучение школьников возможно при условии, если учитель владеет вокальным слухом и умеет развить его у обучаемых.

Формирование певческих навыков должно предусматривать освоение учащимися определенных вокальных действий и автоматизацию входящих в них приемов. При этом следует учитывать требования, предъявляемые советской педагогикой и психологией к формированию умений и навыков (Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.В.Кузьмина,И.Я.Лер-нер, М.И.Лисина, А.Ц.Пуни и др.). Это, с одной стороны, необходимость изучения конкретных особенностей каждого певческого навыка, а с другой, практическое овладение певческими действиями, выработка навыка в процессе систематических упражнений, направленных на всестороннее развитие детского голоса. Таким требованиям отвечает комплекс вокально-хоровых упражнений, с помощью которого учитель может решать разнообразные музыкально-педагогические задачи: I) ознакомление учащихся с единицами материала (упражнениями) и действиями оперирования (приемами выполнения); 2) побуждение учащихся к размышлению, к осознанию существенных признаков упражнений, выделение ориентиров певческих действий, самостоятельный поиск этих ориентиров; 3) организация тренировки, т.е. практики, направленной на запечатлеете единиц материала (вокально-хоровых упражнений) и действий оперирования, а также их поэлементную отработку, совершенствование и автоматизацию под контролем вокального слуха; 4) организация применения приобретенных певческих навыков и перевод их в личный опыт учащихся. Поскольку в настоящее время методика хорового обучения этих сторон не рассматривает, тема исследования представляется актуальной.

Овладение школьниками разнообразными вокальными навыками является определяющим условием для хорошего слаженного хорово-

го звучания. Поэтому такие хоровые навыки как строй и ансамбль понимаются нами в тесной зависимости от степени овладения отдельными участниками коллектива вокальными навыками.

Предметом нашего исследования стало изучение влияния вокально-хоровых упражнений на формирование певческих навыков учащихся.

Объектом исследования является процесс вокального обучения учащихся 11-12 лет на хоре.

В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: систематическое применение на хоровых занятиях методически целесообразных комплексов вокально-хоровых упражнений, учет их взаимного влияния на певческое развитие и воспитание у учащихся способности к анализу качества звучания, обеспечит наиболее эффективное формирование певческих навыков, гарантирует охрану детского голоса, создаст фундамент для выразительного, эмоционально окрашенного исполнения художественных произведений.

Целью исследования является разработка эффективных методов формирования певческих навыков учащихся в процессе хоровой работы»

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд задач: I) изучить состояние вопроса в практике певческой деятельности и научно-методической литературе; 2) выявить специфику процесса формирования певческих навыков с помощью комплекса вокально-хоровых упражнений; 3) определить условия и целесообразную последовательность объединения вокально-хоровых упражнений в комплексы для эффективного формирования певческих навыков; 4) экспериментально проверить разработанную методику.

Методологической основой исследования явились основные положения марксистско-ленинской теории познания о связи теории с практикой, программные документы и постановления КПСС о совер-

шенствовании эстетического воспитания школьников и о повышении эффективности обучения, положения советской педагогики об управляемом характере процесса обучения, о формируемости знаний, умений и навыков.

В ходе исследования использовались следующие методы: I) изучение и анализ соответствующей научно-методической литературы по проблеме; 2) педагогические наблюдения за певческой деятельностью учащихся в процессе хоровой работы на разных этапах обучения; 3) фониатрические наблюдения за состоянием голосового аппарата учащихся на разных этапах эксперимента; 4) формирующий педагогический эксперимент, сопровождающийся констатирующими срезами.

Эксперимент проводился в течение 1976-1980 гг. в естественных условиях. Участниками эксперимента являлись учащиеся Детской Хоровой Студии "Пионерия" г.Железнодорожного Московской области, а также учащиеся Детской Хоровой Студии "Ровесник" г. Москвы (рук. Т.Н.Пронина). Эксперимент содержал два этапа. Оба этапа осуществлялись в условиях хоровой работы.

Намеченная методика обучения экспериментально проверялась дважды: первый раз - в виде пробного, второй - в виде контролирующего эксперимента. В процессе пробного эксперимента (1976-1979 г.) решались задачи определения содержания, объема и последовательности формирования певческих навыков учащихся с помощью комплекса вокально-хоровых упражнений, круга педагогических ситуаций и способов их разрешения в условиях хоровой работы, применения и переноса приобретенных певческих навыков в процессе активной исполнительской деятельности. В ходе контролирующего эксперимента (1977-1980 г.) проверялась эффективность разработанной методики в других условиях (на другом составе участников).

Научная новизна. Обобщен теоретический материал, раскрывающий возможности вокально-хоровых упражнений как метода обучения. Определена методика формирования певческих навыков с применением комплексов вокально-хоровых упражнений, направленная на совершенствование эстетического качества исполнения. Выявлены содержание, объем и основные закономерности построения комплексов упражнений и развиваемых с их помощью певческих навыков учащихся, установлены пути, условия и основные этапы их формирования.

Практическая ценность исследования заключается в разработке путей и методов формирования певческих навыков школьников с применением определенных комплексов вокально-хоровых упражнений, а также в возможности использования в учебно-воспитательном процессе как самой методики, так и полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Эффективным методом формирования певческих навыков учащихся является создание и систематическое поэтапное применение определенных комплексов вокально-хоровых упражнений: первый этап (внешние предметные действия) - действия по овладению певческими навыками (нахождение верной работы голосового аппарата на всех гласных и на большей части диапазона на упражнениях первой степени сложности; второй этап (внутренние умственные действия как результат интериоризации этих внешних предметных действий с певческим материалом) - совершенствование всех певческих навыков и успешный перенос их в новые условия (автоматизация, шлифовка их на всем диапазоне и на более сложных упражнениях и песенном материале).

  2. Комплексы вокально-хоровых упражнений, имеющие музыкально-эстетическую ценность, значительно ускоряют певческое обучение учащихся, если они имеют целостный, многокомпонентный и MHO-

- 10 -гоуровневый характер и построены по принципу целенаправленного и всестороннего развития детского голоса, что выражается в формировании и совершенствовании всех певческих навыков на каждом упражнении.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы; опубликования статей, чтения лекций по методике развития детского голоса в процессе хоровой работы для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов РСФСР при МГПИ им.В.И.Ленина; открытых уроков для руководителей детских хоров и руководителей кафедр музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов СССР; выступлений с докладами на научных конференциях: I.Научно-методическом Совете при Министерстве просвещения СССР (г.Москва, 1981 г.); ^Ленинских чтениях на музыкально-педагогическом факультете МГПИ им.В.И.Ленина (г.Москва, 1979 г.), а также в процессе обсуждения на кафедре пения и методики его преподавания МГПИ им.В.И.Ленина,

Результаты исследования отражены в двух печатных работах общим объемом 1,5 печ.л. и оформлены в настоящей диссертации, диссертация состоит из введения, где обосновываются актуальность избранной темы, новизна и практическая значимость исследования, излагаются цель, гипотеза, задачи и методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, двух глав, излагающих теоретические основы исследования и содержание экспериментальной работы, выводов, библиографии и приложений. Объем. диссертации 173 с, (140 с. основного текста, 19 с. библиографии, 14 с. приложений). Работа содержит 13 таблиц, 7 нотных примеров.

- II -

Состояние вопроса формирования певческих навыков школьников

В научно-методической литературе и на практике отмечается, что певческие навыки, как всякие навыки являются фундаментом, на котором впоследствии должно вырасти здание более широких знаний и профессионального мастерства (Н.Н.Добровольская, 1956; М.И.Лисина, 1962; Ю.П.Фролов, 1966 и др.). Подчеркивается, что с точки зрения физиологии, процесс формирования певческих навыков является результатом специально найденного характера работы голосового аппарата, то есть установление определенных певческих двигательных стереотипов (Л.Б.Дмитриев, 1968; А.П.Зданович, 1965; А.В.Яковлев, 1959), Утвервдается, что в основе воспитания певческих навыков лежит закон "обратной связи", т.е. постоянная взаимосвязь между центральной нервной системой и работающими органами голосового аппарата, деятельность которых она контролирует и регулирует (Л.Б.Дмитриев, 1968; Н.Д.Орлова, 1971 и др.), что навык - есть умение, доведенное до значительной степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки (В.В.Каменский, 1959; В.П.Мухин, I960 и др.).

В методической литературе отмечается также, что овладение певческими навыками каждым поющим является серьезной предпосылкой для доброкачественного пения всего хора (Методика, 1952), что правильные вокальные навыки, полученные в детстве, сохраняются и в зрелом возрасте и имеют большое значение не только для пения, но и для речи (В.А.Багадуров, Н.Д.Орлова, А.А.Сергеев, 1954). Подчеркивается, что готовность к усвоению нового, интерес к новому и способность переносить приобретенные навыки в новые условия при активном участии сознания, являются важнейшими показателями музыкального развития ребенка (Т.Л.Беркман, К.С.Грищен-ко, 1962). Обращается внимание на то, что работа над формированием певческих навыков, имеющая огромное значение, отнюдь не является самоцелью, а рассматривается как средство, обогащающее исполнительские возможности коллектива и обеспечивающее рост и подъем хоровой культуры в целом (Д.С.Аспелунд; 1933; В.П.Мухин, I960).

В то же время на практике формированию певческих навыков уделяется все еще недостаточное внимание, о чем свидетельствует так часто встречающееся форсированное, напряженное пение детских хо -ров, шумное, резкое дыхание учащихся, плохая дикция, пестрота в звучании гласных и т.д.

Наибольшее значение в методической литературе, предназначенной для учителей пения и руководителей хоровых коллективов, придается формированию певческого дыхания, верного звукообразования, хорошего звуковедения и певческой дикции.

Касаясь вопроса дыхания в развитии детского голоса прежде всего отмечается, что наиболее благоприятный и правильный тип дыхания появляется при естественном пении без напряжения (А.И.Борисова, 1963; Н.Д.Орлова, 1966; М.В.Сергиевский, 1963 и др.). Подчеркивается, что при напряженном пении нарушается равномерность дыхания, оно делается судорожным (Н.Д.Орлова, 1966; Э.К.Сийрде, 1963). За основу рекомендуется брать нижнереберно-диафрагмальный или смешанный тип дыхания (В.А.Багадуров, 1954; Н.Н.Добровольская, 1972; Е.М.Малинина, 1967 и др.), так как именно при нижнереберно-диафрагматическом дыхании освобождаются мышцы гортани и весь артикуляционный аппарат, голос льется свободно и широко (Л.А.Думб-ляускайте, 1974; Т.Н.Овчинникова, 1966 и др.).

Очень важными нам представляются рекомендации по вопросам формирования певческого дыхания. Обращается внимание на умение делать небольшой, неперегруженный вдох и затем очень экономно расходовать взятый воздух, с сохранением вдыхательной установки (Н.Н.Добровольская, Н.Д.Орлова, 1972; Т.Н.Овчинникова, 1966; Э.К.Сийрде, 1963 и др.), в то время как "перебор" дыхания может явиться причиной напряженного, форсированного звучания голоса (Н.Н.Добровольская, Н.Д.Орлова, 1972). Делаются ценные для методики развития детского голоса выводы о тесной взаимосвязи дыхания с другими певческими навыками: с правильной непринужденной певческой установкой (В.А.Багадуров, 1953; В.К.Тевлина, 1963); с деятельностью внешних органов голосообразования - рта, губ, языка, так как, по данным физиологии труда, включение в работу большого числа органов способствует лучшим результатам (Е.И.Ал-мазов, 1972); от качества дыхания зависит атака звука (Е.М.Мали-нина, 1967; И.П.Пономарьков, 1937; Г.П.Стулова, 1974), чистота интонации (Н.Н.Добровольская, Н.Д.Орлова, 1972; Г.П.Стулова, 1974 и др.). Подчеркивается, что развитие певческого дыхания в большой степени зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации певческого процесса и его дозировки (Т.Н.Овчинникова, 1971). Существенным является указание на то, что при обучении навыкам певческого дыхания не рекомендуется пользоваться научной терминологией, недоступной детскому восприятию, а чаще использовать приемы, подводящие учащихся к ощущению, а затем и к пониманию процесса дыхания. В связи с этим отмечается, что задача методики вокального обучения сводится к тому, чтобы на почве эмоций и через эмоцию дать ребенку элементы вокально-технических навыков, в том числе и навыков дыхания (В.А.Багадуров, 1953; Н.Н.Добровольская, Н.Д.Орлова, 1972; И.И.Левидов, 1933 и др.). Все авторы предъявляют к словесным пояснениям учителя в ходе вокально-хоровой работы требования дидактической направленности, педагогической целесообразности и выразительности.

Комплексы вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании певческих навыков учащихся

В основе построения нашей методики лежит система певческих навыков и певческих действий, интегрированная в единый комплекс упражнений, необходимый для деятельности в данной области обучения. Таким образом, систему вокального обучения мы понимаем как взаимодействие деятельности учителя и учащихся, организуемое с помощью конкретного учебно-методического комплекса вокально-хоровых упражнений и направленное на получение конечного полезного результата в виде певческих навыков и способности реализовать их в практической певческой деятельности.

Комплекс упражнений (или как часто называют система упражнений) по овладению певческими навыками как теоретическая категория методики представляет собой аппарат понятий, признаков и критериев, позволяющих формировать конкретные упражнения для данного конкретного акта пения и располагать их в оптимальной последовательности. Психологической основой систематического применения определенных комплексов упражнений является постепенно повышающаяся степень самостоятельности учащихся при решении учебных задач.

Мы предполагаем, что разрабатываемый учебно-методический комплекс, как метод обучения, может по существу стать микромоделью системы обучения в целом. Эта модель должна отражать все компоненты системы: цель, содержание и структуру учебного материала (певческий материал определенным образом организованный), педагогический процесс (различные формы деятельности учителя и учащихся, включая индивидуальные прослушивания) и методы, раскрывающиеся в совокупности приемов. Таким образом, комплекс упражнений представляет собой в сокращенном, интегрированном и концентрированном виде все компоненты системы, отраженные в основных методических категориях: цели обучения; содержание учебного предмета (содержание к структура певческого материала); педагогический процесс (процесс формирования певческих навыков); методы (как обобщение конкретных приемов обучения) и средства обучения (сами упражнения). Комплекс упражнений может обеспечить систему целенаправленных действий по достижению конкретных целей обучения певческой деятельности. Внутри комплекса закономерно выделение отдельных подсистем, т.е. упражнений по формированию определенных певческих навыков. Следовательно, комплекс вокально-хоровых упражнений, как один из методов обучения, может отражать и содержание обучения в целом, представляя содержание учебного предмета в овеществленном, конкретизированном виде и программируя педагогический процесс, реализующий иерархию управления формированием вокальных навыков в певческой деятельности в целях овладения основами певческого мастерства.

Всякая теория строится на определенном понимании детерминации явлений (С.Л.Рубинштейн, 1959). Представляется, что для. установления такой детерминации применительно к комплексу вокально-хоровых упражнений прежде всего необходимо: I) выявить место и функции комплекса упражнений в системе вокально-хорового обучения;

2) установить его связи с другими явлениями данной предметной области; 3) разработать систему певческих навыков для анализа и описания комплекса; 4) произвести это описание и выявить сущностные характеристики комплекса; 5) разработать как общие, так и более частные принципы построения комплекса вокально-хоровых упражнений; 6) создать на основе выявленных закономерностей и принципов типологию этих комплексов.

В трактовке многих методистов под комплексом упражнений понимаются любые серии упражнений, типизируемые по самым разнообразным признакам: легкие - трудные, вводные - тренировочные, а также различаемые по певческим аспектам (навыкам) и психологическим аспектам. При наличии лищь одного типа упражнений, так и при мнимой допустимости считать комплексами упражнений любые их объединения по второстепенным признакам исключается всякая возможность комплексования упражнений в настоящем смысле слова. Понятие комплекса упражнений, которое находит применение в нашей методике, сохраняет основные свойства присущие ему в точных науках, оно характеризуется наличием взаимообусловленных элементов, постоянством зависимостей между ними и способностью делиться на подсистемы. Обязательные элементы комплекса упражнений - есть упражнения, по своим признакам образующие подсистемы - типы формируемые на основе собственного методического критерия. Так как типы упражнений и комплекс упражнений соотносятся как части и целое, то определение типов упражнений есть одновременно и установление состава комплекса упражнений и зависимостей внутри него.

Задачи, организация и методика экспериментального исследования

Для проверки предлагаемой нами методики обучения был осуществлен формирующий педагогический эксперимент. Опытная работа проводилась с учащимися Детской Хоровой Студией "Пионерия" и участниками хора Детской Хоровой Студии "Ровесник" (рук. Т.Н.Пронина). В ходе эксперимента предполагалось выявить влияние определенных комплексов вокально-хоровых упражнений на формирование певческих навыков учащихся в процессе хоровой работы.

В связи с тем, что экспериментальная методика обучения предусматривает 2 этапа, был избран аналогичный порядок и условия проведения эксперимента: первый этап охватывает один год, второй -два года. Этапы эксперимента сопровождались констатирующими срезами.

Подбор учащихся - участников эксперимента осуществлялся с учетом наиболее характерных для детских хоров (этого возраста) показателей: приблизительно одинаковой общемузыкальной подготовкой (2-3 года занятий на одном из музыкальных инструментов, знания элементарных основ музыкальной грамоты) и некоторой хоровой практики (1-3 года пения в младших хорах).

Обучение пению участников контрольной группы шло на основе действующей практики обучения, в которой вокально-хоровым упражнениям не уделялось целенаправленного внимания.

Обучение участников экспериментальном группы происходило по разработанной нами методике формирования певческих навыков с помощью вокально-хоровых упражнений.

Каждый этап эксперимента был направлен на решение соответствующих задач. На первом этапе решались следующие задачи: осознание певческого процесса и овладение действиями (правильными певческими навыками) по всем параметрам певческого развития. На втором этапе эксперимента решались задачи доведения этих сознательных действий до необходимой степени совершенства (свободное владение голосом под контролем вокального слуха).

Обучающий (формирующий) эксперимент был проведен дважды: как пробный и как контролирующий (проверочный)1. а процессе пробного эксперимента (1976-1979) решались следующие задачи: I) определение параметров, по которшл фиксировались бы результаты контрольных срезов; 2) определение критериев оценки певческого развития, которыми мы руководствовались бы при проведении эксперимента; 3) определение комплекса упражнений для наиболее плодотворного развития певческих навыков учащихся: а)уточ-нить требования, которым должен отвечать предложенный комплекс; б) выработать требования к каждому упражнению; в) обосновать комплексность предложенных цримеров (выявить наиболее целесообразную их последовательность); 4) разработка путей и содержания наблюдений за формированием певческих навыков учащихся.

В процессе контрольного (проверочного) эксперимента (1977-1980 г) проверялась эффективность разработанной методики в других условиях (на другом составе участников).

Контроль за ходом эксперимента осуществлялся с помощью констатирующих срезов - измерений уровня овладения певческими навыками учащихся: в ходе первого среза измерялся исходный уровень владения певческими навыками перед началом эксперимента; в ходе второго среза измерялся уровень владения певческими навыками по окончании первого этапа эксперимента (конец первого года обучения) ходе третьего среза - степень сформированности навыков второго года обучения; в ходе четвертого - степень сформированности певческих навыков по окончании второго этапа эксперимента.

Экспериментальное исследование требовало выработки методики измерений педагогических факторов и явлений, соответствующей его целям. Наш была разработана рабочая документация по проведению анкетирования и по методике измерения уровня певческих навыков учащихся.

Анкета использовалась для получения от учащихся сведений о роли вокально-хоровых упражнений, применяемых в эксперименте, для их вокального развития.

Похожие диссертации на Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре