Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Давыдов Денис Геннадьевич

Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе
<
Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдов Денис Геннадьевич. Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Давыдов Денис Геннадьевич; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева]. - Саранск, 2008. - 133 с. РГБ ОД, 61:08-9/15

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование нравственно-правовых традиций в русской культурфилософской мысли XI - XVIII веков

1.1. Древнерусская духовная культура: идеи справедливости и законности 11

1.2. Русское Просвещение: ценностное самоопределение российского общества 35

Глава II. Культурологические модели соотношения морали и права в русской философии

2.1. Российская культура XIX века: европейская ментальность и русская духовность 49

2.2. Отечественная философия начала XX века: выбор нравственно-правовых ориентиров 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 116

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Проблема соотношения морали и права рассматривается в русской философии культуры как потребность и способность социума к нравственной регуляции. Мораль и право как институты культуры обладают определенными функциями (оценочная, регулятивная, воспитательная, контролирующая) и различными механизмами воздействия на общественное сознание (порицание, осуждение, наказание). «Государство тем сильнее и тем более имеет значение, чем явственнее в нем обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности», -пишет К.П. Победоносцев [133, с. 220]. В этой связи представляется особенно актуальным выявить основания, по которым возможно объединить два таких разных понятия, как «мораль» и «право». Подобный синтез возможен через обращение к истории, так как реальные процессы формирования нравственных и правовых отношений в обществе находили свое отражение в культурфилософских и правовых учениях различных исторических эпох.

В культурно-историческом ракурсе существуют различные толкования понятия «право», но все они имеют ряд общих положений: право как компонент культуры - социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества. В данной работе категории российского правосознания раскрываются с точки зрения их морального содержания, с позиций философии и культурологии, через механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре.

Термин «мораль» в культуре понимается как субъект культурно-исторического развития, то есть принятая в обществе система норм, идеалов

и предписаний. В современной науке «мораль» и «нравственность» часто используются в виде синонимов, означая сложную совокупность отношений, поступков, характеристик личности и отношений между людьми.

Рассматривая традиции культурного наследования, механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре, классические правовые и культурфилософские учения, можно рассчитывать на возможность определения уровня превалирования морали над правом или права над нравственностью. Указанный вопрос выступает в качестве стержневого в данной работе, что обусловлено признанием системы взаимодействия морали и права важнейшим элементом российской культуры, общества и государства.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопросы правового сознания в философском аспекте интересовали мыслителей Древней Греции, когда ценности морали и права рассматривались как идеальные основания существования человечества (Сократ, Платон) и как обязательные свойства настоящего гражданина (Аристотель).

В культуре Средневековья соотношение нравственности и законности выступает в виде Божественного атрибута, заданного человеку как этап истинного пути к спасению и совершенствованию души (Плотин, Августин, Ф. Аквинский).

В философии Возрождения возникает явление ренессансного гуманизма, которое направлено на гармонизацию отношений человека и государства, морали и права (Л. Бруни, М. Фичино).

В период Нового времени формируется сугубо светская, «государствоцентристская» модель права, в которой утверждается его самодостаточность, и то, что оно способно самостоятельно, без помощи религии и церкви поддерживать необходимый социальный порядок. При этом практические кодификации как бы отменяют часть предшествующих религиозно-философских исканий, приведших к появлению тех или иных

конкретных норм и законов. Для данной модели юридизма важен, прежде всего, сам закон в его прагматическом приложении. Мыслители указанного периода (Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк) рассматривали проблему соотношения морали и права сквозь призму принципа доминирования личности в обществе, закрепляя в правосознании приоритет индивидуального начала.

Изучение взаимосвязи морали и права в XVIII в. связывается, прежде всего, с именем И. Канта, в трудах которого ценности - это трансцендентные ориентиры человеческой воли, не обладающие сами по себе бытием, у них есть только значимость, требования, обращенные к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней.

Наибольший интерес к аспектам взаимодействия морали и права возникает в XIX в., когда аксиология становится объектом изучения и приобретает самостоятельность. Появляются исследования В. Виндельбанда и Г. Риккерта, рассматривавших ценности в качестве центральной проблемы философского знания. Данная идея имела продолжение в трудах М. Шелера, важнейшее открытие которого состоит в признании своеобразных «структур переживаний ценностей».

Осмысление нравственных и правовых ценностей в качестве социальных категорий выступает в творчестве М. Вебера и Э. Дюркгейма в тесной связи с социальными отношениями, раскрывая их роль в мотивационной системе личности и общества.

Наиболее последовательно культурфилософские аспекты

правосознания российского общества рассмотрены в работах крупных западных философов, социологов, историков и культурологов современности: Р. Пайпс, Б. Рассел, Н. Смелзер, А. Тойнби, У. Эко.

В отечественной философской традиции прямое обращение к исследованию проблем соотношения морали и права началось с XIX в., размышления по данному вопросу присутствуют в работах большинства российских мыслителей: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин,

Н.О. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, С.Л. Франк. Правосознание рассматривалось с позиций осмысления особенностей русского мировосприятия, где его существование в социальном пространстве тесно связывалось с религиозными основаниями, а духовное развитие рассматривалось как путь к праведной и истинной жизни, в гармонии с Богом и миром.

Специфика указанного феномена прочно входит в поле научных интересов философов, культурологов и правоведов XX — начала XXI вв.: С.С. Аверинцев, Р.Г. Апресян, Л.М. Архангельский, М.М. Бахтин, B.C. Библер, О.В. Брейкин, В.В. Бычков, Н.И. Воронина, П.П. Гайденко, А.А. Гуссейнов, О.Г. Дробницкий, Е.Л. Дубко, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.В. Сербиненко, А.П. Скрипник, Э.Ю. Соловьев, Л.Н. Столович, А.И. Титаренко.

В настоящий момент мы наблюдаем новый всплеск исследовательского интереса к теме соотношения морали и права в контексте социальных и политических наук в свете формирования правовой культуры российского гражданского общества. Но их изучение в пространстве культурфилософского осмысления до сих пор остается недостаточным.

Объектом диссертационного исследования являются нравственно-правовые идеи в русской культуре. В качестве предмета исследования выступают аспекты соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе общетеоретических идей классической философии определить особенности становления и развития воззрений на проблемы соотношения морали и права представителями русской культурфилософской мысли. Сформулированная цель достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач:

— рассмотреть основные идеи, связанные с пониманием справедливости
и законности в духовной культуре древнерусского общества;

- выявить существенные черты самоопределения общества и народа
через ценностное осмысление его в философии русского Просвещения;

раскрыть особенности проникновения форм европейской ментальносте в духовную сферу российского социума ХЕХ в.;

исследовать проблемы связанные с выбором нравственно-правовых ориентиров развития человека, государства и культуры в отечественной философии начала XX в.

Методология исследования определена спецификой предмета исследования, целью и задачами работы. В диссертации применяется комплексно-системный подход, который позволяет рассмотреть выше обозначенные вопросы с позиций различных наук как элементы единой духовно-нравственной сферы человеческого бытия. В диссертационном сочинении нашли свое применение общенаучные методы исследования -синтез, сравнение, аналогия. Помимо вышеуказанных, активно использовались следующие методы:

- исторической реконструкции, позволивший обнаружить формирование
воззрений на проблематику, связанную с соотношением морали и права,
выявить преемственную связь при рассмотрении данной проблемы в
отечественной философской мысли;

аксиологический, способствующий выявлению значимости идей, выдвинутых русской философией для современности;

компаративный, помогающий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с идентичными, но отличными друг от друга свойствами;

- комплексный культурологический анализ, объединяющий функциональный
и субстанциональный подходы к морали на основе непротиворечивого
использования их научного аппарата, примененный для выявления
собственно культурного содержания творческого наследия рассматриваемых
философов.

Гипотеза исследования.

В русской философии культуры соотношение морали и права представлено в качестве антиномичного явления. Трактовка многих

юридических вопросов имела нравственную сущность, где первостепенное значение придавалось не прагматической и индивидуально-личностной оценке человеческого общества, а «соборному разуму» в поиске истины. С другой стороны, идея превосходства индивидуально-личностного права над соборно-коллективистскими и религиозными началами общественной нравственности существовала в форме замены ценностей соборности и православности на прагматизм и личный интерес.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

тема взаимосвязи морали и права рассматривается в тесном сочетании с культурно-типическими свойствами национального самосознания, выделенными на основе анализа отечественного философского наследия;

специфика российского правосознания и моральности общества раскрыта в широком многообразии связей и отношений институтов культуры, с позиций диалога «Запад-Восток», с точки зрения деструктивности и конструктивности их проявления;

в результате исследования концепций и взглядов отечественных мыслителей выявлены модели соотношения морали и права, условно обозначенные как славянофильская и западническая.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. В древнерусской духовной культуре закон рассматривается в двух ипостасях - закон как необходимый и функциональный фактор для существования общества и человека в нем, и как слабое отражение закона небесного (Божественного). Справедливость выступает уравнивающим фактором в виде воздаяния: «как аукнется, так и откликнется». При этом верховная власть носила сверхзаконный характер, что иногда отражалось в ее безграничном произволе.

  2. Самоопределение российского общества базировалось на нескольких ценностных основаниях: во-первых, западные концепции рационализма и

индивидуализма (самосохранение личности, самодостаточность правового статуса человека); во-вторых, идея народного просвещения (роль народа в духовной жизни государства, правовая культура); в-третьих, переход от мистического и религиозного истолкований права к светскому его пониманию.

  1. Светские идеи, затронутые западной философией эпохи Просвещения, не были в полной мере восприняты русской нравственно-философской традицией по причине консервативности морального сознания российского общества, что и обусловило появление в XIX в. культурфилософских моделей соотношения права и морали в идейных концепциях славянофилов (доминирование религиозной нравственности и соборности над законом) и западников (господство индивидуальных прав человека над общественной моралью).

  2. Поиск путей демократизации российского общества начала XX в. обнаружил очень важную дилемму культурного самоопределения: или отход от самобытного исторического пути и включение в западную цивилизацию, или возвращение на путь национального исторического развития через выяснение его подлинной сущности. В отечественной культурфилософской мысли указанная проблема была решена, с одной стороны, в русле метафизического подхода, а именно сквозь призму первенства ценностей православного христианства перед другими социально-ценностными ориентирами; с другой стороны, правовая мораль сформировалась на основе традиционных национальных приоритетов (центральным из которых является патриотизм).

Научно-практическая значимость диссертационного исследования.

Данная диссертационная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем рассмотрении обозначенных проблем в философии культуры; в теории и практике педагогического образования и воспитания; в преподавании вузовских курсов лекций по философии, культурологии, этике; при разработке спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области философии культуры.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены в качестве тезисов докладов на Международных (Сочи, 2006), Всероссийских (Саранск, 2004-2007), региональных (Саранск, 2006) и республиканских (Саранск, 2007) научно-практических конференциях, а также на Огаревских чтениях и ежегодных научных конференциях молодых ученых в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева (Саранск, 2004-2007) и отражены в 12 научных публикациях по теме диссертации.

Структура диссертации.

В соответствии с целью, задачами и характером исследования определилась структура работы. Ее содержание изложено на 133 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 185 наименований.

Древнерусская духовная культура: идеи справедливости и законности

Духовная культура бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Следует отметить, что «критерием различения элементов материальной и духовной культуры можно считать выполнение ими двух генеральных функций - преобразование биофизической среды, в том числе и самого человека, или воздействие на психику людей с целью регуляции их поведения» [118, с. 74].

Наиболее сложным и дискуссионным является вопрос о появлении и развитии на Руси традиционной нравственной и правовой культуры, поскольку почти не сохранилось восточнославянских письменных свидетельств о сущности дохристианского правосознания. Исследователи темы, такие как В.В. Колесов, склоняются к приближенной к природе форме славянского социального бытия. В период доминирования язычества, в культурной среде восточного славянства господствовала идея «мира общины» как части мирового природного космоса и вселенской справедливости. Идея «вечного» космического не нова, еще в древнегреческой мифологии можно найти представления о вечно погибающем и вновь возникающем мире - космосе. Идея круговорота была той интуицией, что присуща мировидению большинства народов, в том числе и славянам. На Руси идея космического порядка и справедливости превратилась в представления об уряде по принципу абсолютного воздаяния, что приближало восточнославянские представления о законности к определенной системе порядка. В языческой социально-правовой тенденции наблюдается наличие превалирования ценностей справедливости в процессах формирования специфики восточнославянского и древнерусского понимания законности и правопорядка: «славян интересовала справедливость, а не конечный предел допустимых установлением действий: закон буквально означает "за конец, за край" и преступать такой край не дозволено без риска оказаться преступником» [101, с. 119].

Современный исследователь языческой культуры славян А. Белов отмечает, что «человек - явление более сложное, чем представляется тем, кто делит весь мир на "добро" и "зло". Нашим сознанием управляет идея справедливости. Именно она стала основой всего исторического законотворчества. Не добро, а справедливость - высшая моральная категория язычества... Общество само устанавливает равнозначимую меру наказания, определяя ее своими законами. Принцип справедливости направлен не столько на мщение, сколько на осознание неизбежности возмездия» [6, с. 15]. Древнерусская традиция осмысления нравственного и правового бытия человека ближе к коллективному фольклору, чем индивидуализированному подходу.

Формирование ядра представлений о законности в древнерусский период происходило в период VI - VIII вв. В качестве формы предшествующей собственно легитимности выступает авторитет старших мужчин. В это время возникают статусные отличия членов общины. Одновременно появляются обряды и речевые формулы, оформляющие первичные отношения «авторитета» и населения. Археологически, существование такого рода «авторитета» в VI в. подтверждается особым положением «материнской» семьи в общинах. В иерархичном обществе VII - VIII вв. закрепляется ярко выраженный статус вождей и старейшин -патронат.

М. А. Маслин, говоря о дохристианских воззрениях восточных славян, пишет, что в указанном случае «приходится судить на основании данных этнографии и фольклора, сохранивших в себе что-то от древней архаики» [85, с. 16].

В договорах 911 и 944 гг. представляют большой интерес ссылки на «Закон Русский», который по составу своих норм и по их содержанию восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X в. он развился в сложный, по составу, источник права, которым руководствовались в судебной практике великие князья Киевские.

Длительное бытование «Закона Русского» в устной форме, передававшегося от поколения к поколению по памяти, способствовало выработке и закреплению в его языке устойчивых формул и стандартов. Таким же был путь развития древнейших законодательств у германских и скандинавских народов. Говоря об эволюции древнерусских нравственно-правовых ценностей, Е.Л. Дубко замечает, что: «эволюция права сопровождается артикуляцией моральных норм, система которых образуется под несомненным влиянием христианской византийской традиции» [182, с. 257].

Русское Просвещение: ценностное самоопределение российского общества

Основанием морального сознания российского общества XVIII в. выступает западно-просвещенческая система ценностей как структура. Пробуждение правового сознания интеллектуальной части русского дворянства, зафиксированное дворянским протолиберализмом XVIII -начала XIX столетия достаточно четко наблюдается в сочинениях российских ученых той эпохи. Просвещенческие идеи, ставшие основой государственной идеологии и практики, обусловили такую специфическую особенность российской духовности данного периода как утопизм, который находил выражение в литературных произведениях - романах Н.М. Карамзина, «путешествиях» А.Н. Радищева и в социальных концепциях М.В. Ломоносова.

Логичным выводом из концепции «просвещенного абсолютизма», принятой Екатериной Великой, было усиление государственного контроля над всеми областями культурной деятельности, что оправдывалось пониманием просвещения как способа совершенствования нации. Однако для последней трети XVIII в. характерной становится и неправительственная общественная деятельность. Освобожденные указом о вольности дворян от обязательной государственной службы, состоятельные дворяне могли отныне посвящать себя просветительству и литературной деятельности.

В эту эпоху «были созданы предпосылки, благодаря которым стала действительностью мысль, что с помощью человеческого разума можно не принимать существование человека таким, как оно сложилось, а планомерно изменять его, превратив в такое, каким оно действительно должно быть» [184, с. 158]. Понятия «Просвещение» и «Век Разума» часто употребляются как синонимичные. Прогрессивные программы и мероприятия торжественно заявляются, широко рекламируются, но чаще всего не подлежат практическому выполнению. В рассматриваемый период источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.

Период со второй половины XVII в. и до конца XVIII в. - это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVII в. в результате реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская дума. Усиливается процесс подчинения церкви государству. В системе государственного аппарата отсутствует орган, который в какой-либо мере ограничивал власть монарха. Развитие права знаменуется кодификацией уголовного, гражданского, церковного и процессуального права, изменяется вся концепция русского законодательства. Как замечает Р.С. Уортман, «в XVIII веке российское самодержавие приняло новый облик. Оно стало выступать в образе динамичной светской силы в жизни страны. Российский монарх вышел за пределы роли, возложенной на него традицией. Он наделил себя новыми обширными полномочиями - заботиться об экономическом развитии, укреплять учреждения, печься о нравственном состоянии поданных» [164, с. 54].

А.А. Гуссейнов выделяет специфику западных философских сочинений в области соотношения нравственности и права, которая в значительной степени была воспринята в среде русских философов-просветителей: «односторонность надындивидуальной этики общественного договора — линия Гоббса, и этики личности - линия Спинозы, отражают свойственные эпохе противоречие между социально-всеобщим и индивидуально-личностными измерениями бытия человека» [182, с. 16].

Развитие культурфилософской мысли России и Европы привело к выводам о том, что возможность злоупотребления властью со стороны самого государства, являющегося одновременно и участником, и «судьей» политических отношений, вызывает к жизни принцип самоограничения государства и основанную на нем идею правового государства, институциональным выражением которой с конца XVIII в. являются конституции.

Конституционное устройство государства связывает три ценностные социокультурные идеи: справедливости (о которой говорилось в связи с институтами правосудия), свободы (связываемой с законотворчеством от имени гражданского общества) и общего Блага. Последняя идея, так или иначе, накладывает отпечаток на любую государственность как систему институтов, если, конечно, эта система стремится выражать интересы своих граждан. В рамках идеи правового государства, выросшей из доктрины естественного права, всегда существует разрыв между «полюсами» свободы и общего Блага. Предельная форма этого разрыва была выражена Т. Гоббсом - «война всех против всех». Гоббс разделяет основные идеи Макиавелли. Он показывает, что при отсутствии государства люди бы не чувствовали себя в безопасности и каждый мог бы рассчитывать только на самого себя. Человек для существования и выживания нуждается в материальных благах, которых не хватает. Все люди, как правило, стремятся выжить, следовательно между людьми идет непрерывная борьба [121].

Российская культура XIX века: европейская ментальность и русская духовность

Идеологически и методологически русская философия XIX в., как и в XVIII в., оказывалась под существенным воздействием достижений западноевропейской философии. Делались попытки рассмотрения социальных проблем сквозь призму не традиционного российского православно-теократического подхода, как это было в Московском государстве, а в духе легитимизирующего рационализма имевшего серьезные позиции в европейской культуре указанного периода.

В процессе развития русской культурфилософской мысли многие западные ценностные установки не были восприняты обществом, так как российская монархия не желала распространения идей французского просвещения. Общественная элита России не была готова к созданию демократической базы морально-правового развития российского общества, что и обусловило дальнейшие споры в русской философии, олицетворением которых стали идейные позиции славянофилов и западников, и отсутствие внятной собственной национальной программы нравственного и правового преобразования российской культуры.

Существенное различие общества на Западе и в России состоит в разных подходах к пониманию роли личности в социуме. В западных условиях социальная жизнь во многом управлялась при деятельном участии личности, взгляды и убеждения которой могли влиять на ход событий. В российском обществе наоборот, личность имела минимальное значение. Главенствующее положение отводилось либо отдельным социальным группам, либо общине или коллективу. И если на Западе главной задачей было укрепить общественно-коллективные тенденции, в России остается до сих пор насущная проблема сознательной личности и нравственного индивидуума. Важным было так лее и то, каким был настрой умов интеллектуальной элиты общества, находившейся, как правило, под влиянием господствующей философской теории. И если в России важным элементом общественной мысли была эмоциональность и чувственность, то на Западе это прагматизм и рационализм.

В середине XIX столетия в политических кругах западных государств, возникла идея о том, что славяне не имеют какого-либо значения в истории мировой мысли. Это породило серьезную волну оппозиции данному высказыванию, в том числе и в славянских странах [127, с. 357-359]. В России и, прежде всего, в русской философии появилось целое направление, которое именовало себя славянофильским. Как замечает Ричард Пайпс, «лагерь славянофильский - породил наиболее плодотворные течения русской общественной мысли. Он создал первую идеологию русского национализма, и сделал это путем заимствования идей в Западной Европе» [127, с. 367].

Современный исследователь русской философии Е.В. Мочалов отмечает, что большое значение для славянофильства имела «проблема гармоничного сочетания соборных истин и рассудочных положений. Этому и должна служить философия, которая понималась как "общий итог и общее основание всех наук", как "проводник мысли между ними и верою"» [122, с. 77].

Славянофильство, одно из основных, теологических, направлений русской религиозной философии середины XIX в., у истоков которого находится творческое наследие И.В. Киреевского и А.С. Хомякова.

Похожие диссертации на Анализ соотношения морали и права в русском культурфилософском дискурсе