Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Жуков Григорий Владимирович

Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества
<
Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жуков Григорий Владимирович. Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Краснодар, 2002.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-24/43-3

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Благотворительность в системе культурологического знания

1.1. Благотворительность как категория культурологического знания

1.2. Особенности проявления благотворительности на разных этапах формирования общества

1.3. Благотворительность в контексте менталитета российского народа

Раздел 2. Культурная деятельность в современном российском обществе и её характеристика в рамках благотворительных фондов.

2.1. Фонды поддержки культуры и их деятельность

2.2. Особенности организации фандрейзинга в социокультурном пространстве региона

Заключение

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Процессы, происходящие в современной России — расслоение общества, обнищание значительной массы населения — заставляют обратить внимание не только на возрождение

экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на

изучение опыта, связанного с организацией текущей практической помощи

культуре, в частности, благотворительности, как проявления заботы государства о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума.

Современное постсоветское социокультурное пространство характеризуется тенденцией возрождения культурных традиций, интересом к историческому наследию, потребностью общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета россиянина, стремлением сохранить его культурную самобытность.

Исследование культурологического аспекта феномена

«благотворительность» позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления.

В і сегодняшнее непростое время поистине достойны уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых социальных и культурных проблем.

Реализуя важнейшие функции культуры, модифицируясь в соответствии с существующим социумом, благотворительность, тем не

менее, сохраняет имманентно присущие ей свойства, делающие ее непреходящей ценностью общества, инструментом решения конкретных задач.

Исследование благотворительности с точки зрения

культурологического знания, анализ новых интересных форм

взаимодействия ее с другими сторонами культурной и социальной деятельности представляются весьма актуальными.

Мы понимаем благотворительность как закономерную особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.

Благотворительность как важная часть культурной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания постсоветской России.

Данный период выбран не случайно. Он пока мало изучен, но

событийно многообразен. Именно сейчас настало время понять особенности і

благотворительности, для чего необходим диалог веков, который мог бы стать отправным пунктом в поиске новых, уникальных, неповторимых способов реализации ее целевых установок. Недостаточная разработанность теоретико-методологических основ и научного осознания феномена «благотворительность» требует использования междисциплинарного концептуального подхода к его изучению.

Новой формой вкладывания денег в социально-культурную сферу России стал фандрейзинг - от англ. - fundraising - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных или образовательных целей. Необходимо признать тот факт, что эта форма еще недостаточно изучена, хотя имеет большой практический и исследовательский потенциал.

Сложность ее освоения состоит в отсутствии общего интегрирующего контекста, в рамках которого она заняла бы достойное место, нет устоявшихся видов деятельности, которые бы достойно унаследовали ее особенности и интерпретировали бы их в российских условиях.

С нашей точки зрения, использование фандрейзинга поможет, с одной стороны, включить человека в семиотическое поле национальной культуры и развить чувство сопричастности к ней, а с другой, - привнесет некую открытость для контактов с другими культурами. Это тоже актуализирует выбранную проблему исследования.

Степень изученности и разработанности проблемы

Исследование данной проблемы носило многоплановый характер и осуществлялось на основе междисциплинарного подхода.

Анализ литературы и источников показал, что существует некая раздробленность и фрагментарность в изучении благотворительности, что приводит к недопониманию ее роли в современном обществе.

Исследованию различных аспектов соотношения понятий «культура и человек», «культура и социум», играющих важную роль в формировании современного толкования понятия «благотворительность» помогли сочинения А. Арнольдова, В. Артамонова, А. Асмолова, А. Велик, Г. Бондарева, Н. Багдасарьян, Н. Денисова, Г. Гачева, А. Кармина, Л. Когана, Л. Немировской, В. Межуева, В. Романова и других. Публикации И. Горловой, Э. Соколова и А. Флиера о функциях культуры помогли сформулировать теоретическую основу функций благотворительности.

Культурологическому осмыслению менталитета российского народа, в контексте благотворительности, способствовали исследования Н. Бердяева, Л. Гумилева, А. Гуревича, И. Ильина, Л. Карсавина, А. Лосева, Н. Лосского, И. Кондакова и других.

Для понимания психологии и поведения человека в рамках изучаемой проблемы проанализированы работы Г. Андреевой, Ю. Иванова, Б. Теплова, М. Ярошевского и других. В них личностные возможности человека исследуются в процессе адаптации его к конкретной деятельности, которая формирует и развивает его творческие потребности и способности. *

Особенности социокультурной динамики современного общества изучались по публикациям М. Кагана, Н. .Козлова, А. Моля, П. Сорокина, А. Чернокозова и других ученых.

В работе анализируется также диссертационный массив, прямо или косвенно затрагивающий проблемы благотворительности в России и в конкретном регионе.

Важным источниковым материалом стали работы А. Боханова, В. Брука, А. Бурышкина, С. Гольдштейна, Н. Думовой, С. Щербатова и других, в которых показана история благотворительности в России.

Нами использованы исследования о новых формах благотворительности и, в частности, фандрейзинге О. Алексеевой, А. Дымниковой, А. Иксанова, Р. Гринберга, А. Рубинштейна, А. Соловьева, Г. Тульчинского и других.

Изучению фандрейзинга за рубежом помогли работы С. Блока, П. Димажио, Д. Джайза, М. Драгичевой-Шешич, М. Кила, Д. Кримминса, Т. Макадама, В. Стила, М. Столпера, С. Элдера, К. Хопкинса, В Хойера и других.

Самостоятельную группу документальных источников составили материалы федеральных законов, постановлений Правительства РФ, других законодательных актов, а также публикации периодической печати.

Объект исследования - благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества.

Предмет исследования - процесс формирования благотворительности как категории культурологического знания, ее анализ в контексте культурогенеза, менталитета российского народа, характеристика в рамках благотворительных фондов, а также внедрение фандрейзинга в качестве перспективной технологии поиска денег на развитие культуры.

Цель исследования - культурологический анализ

благотворительности как инструмента фандрейзинга в социокультурном пространстве конкретного региона. Задачи исследования:

осуществить анализ благотворительности, выявив ее культурологический аспект и мировоззренческие основы, на которых она базируется, и уточнить её определение с точки зрения культурологического знания;

дать характеристику феномену «благотворительность» как составляющей менталитета российского народа;

выявить основные функции благотворительности и исследовать их проявление в социокультурном пространстве современного общества;

проследить генезис формирования благотворительности в историко-культурологическом аспекте, обосновав критерии ее преемст"венности на разных этапах развития российского государства;

определить сущность и специфику фандрейзинга, проанализировав возможности использования его технологий в условиях социокультурного пространства конкретного региона;

сформировать понятие «институт благотворительности» как структуры, объединяющей организации и учреждения, которые осуществляют полноценное социальное партнерство с целью реализации культурных проектов.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили основные принципы познания общественных явлений: объективность, системность, комплексность, единство исторического и логического, целостность, противоречивость развития, социальная детерминированность, восхождение от абстрактного к конкретному и другие.

8 t

Исследование осуществлялось на основе сравнительного, системно-структурного и междисциплинарного подходов; совокупности культурологического, философско-исторического, этнографического, информационного методов, а также метода культурно-исторической реконструкции.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

выявлен культурологический аспект благотворительности и мировоззренческие основы, на которых она базируется;

- , уточнено определение феномена «благотворительность» с
точки зрения культурологического знания;

дана характеристика благотворительности как

составляющей менталитета российского народа;

определен генезис формирования благотворительности в историко-культурологическом аспекте, обоснованы критерии ее преемственности на разных этапах развития российского государства;

выделены основные функции благотворительности как инструмента фандрейзинга;

- , проанализированы сущность и специфика фандрейзинга,
дана оценка этого явления в контексте возможности использования его
технологий в условиях социокультурного пространства конкретного региона;

сформулировано понятие «институт благотворительности», которое представляет собой определенную структуру, объединяющую организации и учреждения, осуществляющие полноценное социальное партнерство с целью реализации культурных проектов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Благотворительность - категория культурологического знания, формирующаяся на основе традиционного сознания и системы мировоззрения, складывающихся на протяжении многих лет в процессе

социализации общества и включающих представления о приоритетах, нормах и моделях поведения человека в социокультурном пространстве конкретного региона. Важным элементом благотворительности является традиция, которая определяет её направленность и формируется на основе взаимодействия организаций и учреждений, распространяющих систему взглядов, отношений, нововведений, трансформирующихся в формы культуры и культурного наследия.

2. Основные функции благотворительности представляют собой
совокупность способов деятельности, которые выполняются по отношению к
сообществу людей и осуществляются в рамках проводимых мероприятий.
Это - своеобразная иерархическая структура, объединяющая общие
универсальные и сравнительно частные функции, характеристика которых
осуществляется относительно времени, места и обстоятельств.
Полифункциональность благотворительности дает возможность считать ее
важным фактором регуляции социальных отношений и культурной
деятельности в обществе.

3. Мировоззренческая основа благотворительности отражает
особенности менталитета российского народа, изменения, происходящие в
обществе, в том числе и расширение условий для самореализации личности,
повышение приоритета индивидуально-ценностного подхода над
нормативно-прагматическим.

4. Благотворительность - вид социально-культурной деятельности,
складывающийся под воздействием целостной системы экономических,
социально-культурных, социально-педагогических и других факторов,
направленных на достижение поставленных задач. Дальнейшее
формирование этого феномена зависит от умелого восстановления
накопленных историей ценностей, вовлечения в этот процесс населения
региона, привлечения новых форм, в частности, фандрейзинга.

5. Институт благотворительности - самостоятельная подсистема общей системы социализации личности в конкретном культурном пространстве, интегрирующая духовные процессы в ценностные, познавательные, коммуникативные, образовательные аспекты жизнедеятельности человека. Он оснЪван на принципе функциональной избирательности и взаимной согласованности форм и видов социокультурной деятельности, в основе которой - концепция посредничества, организующая диалог между попечителями и адресатом, трансляцию ценностей культуры, формирование эффективных форм работы. Реализация планов благотворительных институтов опирается на профессиональную компетенцию лиц, занимающихся этой деятельностью.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью в современном социокультурном пространстве, введением уточненного определения благотворительности с точки зрения культурологического знания, разработкой культурологического подхода к организации благотворительности как инструмента фандрейзинга, обоснованием необходимости создания «института благотворительности» как структуры, способствующей активизации внедрения фандрейзинга и его технологий в социокультурное пространство конкретного региона.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной работе, а также в практической деятельности по организации благотворительности как инструмента фандрейзинга среди населения конкретного региона.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации опубликованы в материалах научно-практических конференций, проводимых в рамках учебных заведений Кубани, использованы при разработке долгосрочных программ по организации благотворительности в Краснодарском крае и, в частности, в Тихорецком районе.

Благотворительность как категория культурологического знания

Благотворительность как категория культурологического знания формируется на основе синтеза методологического инструментария философии, истории, теории культуры, психологии, этиологии, социологии, этики и других гуманитарных наук. Но на пути интеграции гуманитарного знания, охватывающего эту категорию, находится огромное терминологическое разнообразие, показывающее сущность благотворительности, генезис которого уходит в глубокую древность.

Благотворительность - это форма жизнедеятельности, сформировавшаяся на основе определённых традиционно сложившихся культурно-ценностных доминант; это - акт доброй воли, безвозмездная помощь того, у кого есть деньги (или другие ресурсы), тому, у кого их нет; в России она осуществляется на основании Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Благотворительность выступает и в качестве основного отличия сознания российского человека, обращенного в историческое пространство.

Как категория культурологического знания благотворительность представляет собой понятие о явлениях, процессах и связях, сформированных в рамках социокультурного и исторического пространства, предназначенное для систематизации проводимых благотворительных акций и разработки методологии и методов их исследования.

Эта категория формируется двумя путями. Один - на основе знаний, заимствованных из различных областей гуманитарного знания; другой путем самостоятельной разработки и обоснования базовых составляющих, не имеющих прямых аналогов в других науках.

Разработка содержательной основы этой категории ориентирована на интересы и запросы тех, для кого организовываются благотворительные мероприятия, и формируется на духовности, гуманистичное, просвещенности, высоконравственное, креативности, созидательности, творческой ориентированности. Она включает качества, характерные для исторической макродинамики культуры, а именно прогресс, эволюцию, адаптацию, усложнение, универсалии, социальный организм, социальный контроль и другие. Одновременно благотворительность отражает аспекты локальности и самодостаточности культурных явлений и процессов (этничность, самобытность, самоценность, пассионарность, цикличность, ритм, фазы существования).

Категориальный аппарат благотворительности учитывает социально-микродинамические и организационно-регулятивные аспекты проводимых акций, а именно интересы и потребности социума и отдельной личности, их социальные действия, деятельность институтов, функции управления, и другие.

При формировании ядра категориального аппарата «благотворительности» учитываются следующие моменты: культурные объекты, на которые направляется деятельность благотворителей: их основные черты, особенности, формы деятельности, принадлежность к направлению культуры и др.; культурные процессы, в рамках которых разворачивается деятельность благотворителей: генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культурных ценностей и др-; , культурные свойства деятельности благотворителей: функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и др.; культурные функции, которые осуществляются в рамках проводимых мероприятий: социокультурная организация и регуляция, познание окружающего мира, аккумуляция, селекция и трансляция социального опыта, обмен информацией и т.п.);

- t культурные значения проводимых акций: культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии; культурные ценности, которые сохраняются, распространяются посредством организационных мероприятий, а именно, материальные, мемориальные, художественные, нравственные, религиозные, научные, и др.); культурные нормы, которых придерживаются организаторы благотворительности: правила, традиции, мораль, этика, эстетика, быта и досуга, общения и др.; культурная среда, в которой проводятся мероприятия: учреждения культуры и искусства, среда жизнедеятельности - окультуренные территории, населенные пункты, исторические и культурные памятники, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей; субъекты культуры и их устойчивые организации, которые осуществляют благотворительность: личности, социально-функциональные группы и коллективы, социальные организмы и др.; процессы и результаты усвоения продуктов благотворительности индивидами: воспитание и обучение, социализация и инкуль-гурация, культурная ассимиляция и аккультурация и др; культурная мотивация организуемых мероприятий: индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимость, помощь нуждающимся и потерпевшим и др.; культурообусловленное поведение и состояние сознания людей, на которых осуществлялось воздействие: технология организация благотворительности, участие в проведении обрядов и ритуалов, включение в творчество и инноватику, формирование образа жизни и организация досуга;

- культурные аспекты специализированных областей деятельности благотворительных организаций: религиозные, художественные, научные, образовательные, охраны здоровья, развития и реабилитации людей и др.; культурные институты, участвующие в благотворительности: і фонды, учреждения культуры и досуга, образования и социального обеспечения, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации и др.; культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления, которые возникают в результате благотворительных действий: кооперация, консолидация, солидарность, взаимопомощь, самобытность, понижение напряженности и др.; межкультурные взаимодействия, возникающие в результате благотворительности: сотрудничество, взаимопомощь, взаимодействие, заимствования, толерантность, культурный синтез и др.

Множественность функций - характерная черта любого культурного явления, существование которых обусловлено потребностями общества, личности, социальных институтов.

Как всякая деятельность, благотворительность выполняет определенные функции, а именно: функцию социокультурной организации и регуляции, функцию познания окружающего мира, функции аккумуляции, селекции и трансляции социального опыта, обмена информацией и т.п.). Зависимость прогресса культуры от равномерного развития всех основных функций культуры. Функциональное описание благотворительности как работающего организма, призвано обслуживать потребности общества, нуждающегося в постоянном регулировании. Характеристику функций рассматриваемого явления можно осуществлять относительно ко времени, месту и обстоятельствам. Использование функционального метода относительно к обществу и социальной среде дает право классифицировать основные функции благотворительности по двум пересекающимся "осям": одна ориентирована на события окружающей среды, а другая — на события внутри культуры, чаще всего на решение "сиюминутных" задач.

Так, функция защитно-адаптивная, обеспечивающая поддержание равновесия между человеком и окружающей его средой средствами защиты (использование огня, строительство жилищ, запас пищи у первобытного человека). Возрастание роли защитно-адаптивной функции культуры в современном обществе.

Особенности проявления благотворительности на разных этапах формирования общества

Исследование содержательной стороны благотворительности как культурологической категории требует объяснения сущности таких понятий, как благотворительность, меценатство, волонтерство, альтруизм, социальное призрение, филантропия, спонсорство, милосердие, пожертвования, донорство, благодарность, даритель и других и выработки методики исследования их в рамках выбранной проблемы.

Так, благотворительность это - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему6. Это форма помощи, в отличие от обязательного общественно-государственного презрения, носит факультативный характер и является ответом на непосредственные запросы жизни. В истории человечества практически все эпохи бьіли знакомы с бедностью и нищетой. Благотворительность - слово с очень спорным значением и, одновременно, с очень простым смыслом. Его можно различно трактовать, но, одновременно, одинаково понимать7.

Интересную точку зрения по поводу благотворительности высказывает Т. Покотилова Она считает, что история становления и развития института благотворительности в человеческом обществе — это не только итог простого, линейно-поэтапного проявления вначале черт нравственности индивидуальной, а затем социальной, но и отражение процесса взаимопроникновения двух видов нравственности.

История свидетельствует о том, что благотворительность как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему классической древности была чужда.

Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, внушавшей им отвращение и ужас. Лишь некоторые римляне (Цицерон, Плиний и др.) сумели подняться до осознания необходимости сострадания и оказания помощи нуждающимся. Так, Цицерон говорил, что выкупать пленных, обогащать бедных - значит служить государству9.

Известная щедрость римских патрициев была всего лишь данью престижу и моде — только богатый мог позволить себе издержки на удовлетворение различных городских нужд: строительство терм, мостовых, амфитеатров и т.д. Таким образом, перед нами собственно не благотворительность, а своего рода общественная повинность каждого богатого служить на общую пользу, оказывая щедрость согражданам и государству. Результаты такой щедрости, соответственно, делались достоянием всех членов общества, причем не только бедных, но и вполне состоятельных людей10.

Благотворительность в современном понимании этого слова приходит в Европу по мере утверждения христианства. Так, уже в «Книге премудростей Иисуса, сына Сирахова», входившей в греческую библию и служившей на заре христианства пособием для нравственного просвещения тех, кто готовился к крещению, написано, что человек должен быть благочестивым и милосердным: «И бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно. Милость даяния да будет ко всякому живущему...».

Иисус провозглашает свои законы в рамках заповедей блаженства. Он обещает небесное царство «нищим духом», блаженны будут и те, кого Иисус называет плачущими, ибо они утешатся, а их плач превратится в смех. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, и будут править в мире. Для вступления в "Царство небесное" необходимо быть справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем.

Иисус призывает к раздаче милостыни, предупреждая: человек должен поступать с ближним так, как он хотел бы, чтобы поступали с ними. По Евангелию от Матфея, во время Страшного суда «придет сын человеческий и воссядет на престол, собрав вокруг себя все народы, чтобы отделить их друг от друга. Те, кто станут справа от него, будут допущены в Царство Божие, им будет дана вечная жизнь, ибо они были милосердны: давали пищу голодным, приют странникам, одежду нагим, посещали больных, смягчали участь томящихся в темнице,,. Стоящих слева он направляет в геену огненную, в «муку вечную». Это страшное наказание дается за отсутствие милосердия.

Основной заповедью стала любовь к ближнему, провозглашенная Иисусом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Известно, что и первая христианская должность, учрежденная апостолами, создана была с благотворительной целью: семь человек были поставлены для «служения трапезам», т.е. для заведования имущественными средствами христианской общины и справедливого распределения их между нуждающимися.

В России христианская проповедь благотворительности нашла восприимчивую почву в славянском гостеприимстве. Это - традиция третьего сословия, его идеалы, хотя, по словам В.О. Ключевского, ещё в Древней Руси нищенство считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из глубоких средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благоправия. И далее, именно человеколюбие заложило нищелюбие. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья; она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходстоем, душевным благодетелем.

Древнерусский благотворитель менее всего помышлял о том, чтобы своим добрым делом поднять уровень общественного достояния. Он заботился о собственном духовном совершенстве. Ведь одна из черт русского менталитета заложена была ещё с принятием христианства: любовь к ближнему. Идея раздачи милостыни лежала в основе практического нравоучения, а потребность эта воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

Благотворительность - не только средство вспомогательного благоустройства, но и необходимое условие нравственного здоровья. Благотворитель должен был сам видеть того, кому давал милостыню. От этого он получал душевную пользу. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные.

Фонды поддержки культуры и их деятельность

Государственная культурная политика в самом общем виде должна быть направлена на воспроизводство трех уникальных ресурсов культуры— творческого потенциала ее создателей, культурного наследия и культурной активности населения. Это — стратегические ресурсы, воспроизводство которых является заботой всего общества. Именно такое понимание культурной политики выделяет рынок товаров и услуг организаций культуры, относя их к группе смешанных и социальных благ, предельная индивидуальная полезность которых частично или полностью замещена предельной социальной полезностью.

Принимая во внимание данный факт, выделим и другое исходное положение рационального поведения государства — «принцип Баумоля» о необходимости поддержки производства и потребления смешанных и социальных благ. Применительно к культуре указанный принцип трансформируется в обязанность государства поддерживать всех участников культурной деятельности. При этом в результате сложного переплетения намерений и возможностей каждого из них, на фоне постоянного конфликта индивидуальных, групповых и общесоциальных интересов формируется экономическое поведение производителей и потребителей культурных благ, а также тех, кто собирает, хранит и распространяет созданные культурные ценности. Имея это в виду, сформулируем ряд важнейших требований к системе общественной поддержки культуры:

— реализация ответственности государства за сохранение культурного наследия, воспроизводство творческого потенциала и создание благоприятных условий для активизации культурной деятельности, а также за обеспечение доступа к культурным ценностям всех граждан и осуществление специальных экономических мер по поддержке социально незащищенных групп населения.

Мы уже отмечали, что в соответствии с экономической аксиоматикой культур ной деятельности главным источником финансовых ресурсов культуры являются ассигнования из государственного бюджета. Вместе с тем сформулированный в первой части книги принцип прагматического демократизма в распределении общественных средств требует большего многообразия форм финансирования культурной деятельности и, что особенно важно, дифференциации механизмов поддержки ее различных участников.

Рассмотрим в этой связи одну из возможных типологий, предполагающей выделение прямых и косвенных участников культурной деятельности, индивидуумов, занятых творческим или сопряженным с ним трудом, организации культуры и предприятия, взаимодействующие с ними, различные группы потребителей культурных благ (Рис. 13.1).

К прямым участникам культурной деятельности, находящимся под опекой государства, относятся:

— потребители культурных благ — активные и потенциальные зрители театров, читатели библиотек, посетители музеев и т.п., среди которых лишь малоимущие и социально незащищенные группы населения, а также представители среднего класса могут рассчитывать на разного рода поддержку государства;

— создатели культурных ценностей (писатели, художники, артисты, музыканты и т. п.), среди которых целесообразно выделить представителей свободных профессий;

— собиратели и хранители культурных ценностей (коллекционеры произведений изобразительного искусства, редких книг, предметов

материальной культуры, собиратели фольклора, владельцы и арендаторы недвижимых памятников культуры), обеспечивающие их восстановление и сохранение;

—» организации культуры, среди которых должны быть поддержаны лишь некоммерческие организации культуры всех типов, включая государственные и муниципальные учреждения культуры.

К косвенным участникам культурной деятельности относятся благотворительные фонды и организации, спонсоры, а также их антиподы — і «пираты», юридические лица, безвозмездно присваивающие вторичный эффект продуктов культуры др.57.

Что мы знаем о благотворительности и благотворителях сегодня? Мы имеем современный опыт фандрейзинга США и других зарубежных стран, детально разработанный и многократно описанный, и собственный исторический опыт благотворительности. В России XIX в. крупнейшие начинания в области культуры и просвещения начинались с частных пожертвований, а здравоохранение до 1917 г. существовало и развивалось исключительно на благотворительные отчисления.

Но традиции дарительства, меценатства были прерваны на 80 лет, и если другие цивилизованные страны накапливали опыт и развивали эти традиции, то мы сегодня вынуждены начинать с нуля. Если при обращении к зарубежным благотворительным организациям, фондам мы знаем, как и что проситв, когда и куда обращаться (эти позиции расписаны и известны заранее, разработаны правила составления заявок), то нам мало что известно о современных российских благотворителях.

Похожие диссертации на Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества