Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Досуг как явление культуры: генезис и развитие Волощенко Геннадий Григорьевич

Досуг как явление культуры: генезис и развитие
<
Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие Досуг как явление культуры: генезис и развитие
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волощенко Геннадий Григорьевич. Досуг как явление культуры: генезис и развитие : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств.- Омск, 2006.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-24/28

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Досуг как явление теоретической и исторической культурологии: его научная гипотеза и концепция развития 18

1.1. Третий кризис досуга и основные проблемы его функционирования 18

1.2. Генезис и развитие досуга как явления теоретической и исторической культурологии 23

1.3. Структура восточнославянского досуга как зеркало основных процессов его развития 33

1.4. Научная гипотеза концепции генезиса и путей развития досуга как объект культурного проектирования 38

ГЛАВА 2. Досуг: генезис и трехсферность развития в античной культуре

2.1. Начало досуга в Пифагора VI в. до н.э. как восточной божественной деятельности 43

2.2. Первый полукризис смена его названия на «Гармонию сфер» 51

2.3. Первый кризис явления Ех0^1! (вариант древнегреческий - Аристотеля, в IV в. до н.э.) 60

2.4. Первый кризис явления досуг (вариант древнеримский, III в. до н.э.) 64

2.5. Попытка Цицерона, Сенеки и стоиков вернуть содержание otium-II к высокой норме и противодействие этому Iners otium Нерона 75

ГЛАВА 3. Скрытая трехсферность средневекового досуга в культуре Западной Европы

3.1. Развитие досуга-праздности и высокого аристотелевского досуга в культуре Западной Европы 84

3.2. Высший божественный досуг в «Гармонии сфер» и его уход в XIV-XVII вв. в метафору 86

3.3. Второй кризис явления «досуг» и его социологическое развитие в Западной Европе в новое время 97

3.4. Сохранение в византийской культуры IV-XV вв. божественной первоосновы Ю8

ГЛАВА 4. Развитие досуга восточнославянской культуры в руслах греко-византийской и западноевропейской традиций

4.1. Заимствование восточнославянской культурой содержания слова «досуг» у Византии (проектный и реальный этапы) 116

4.2. Досуги народный характер 125

4.3. Смена у восточных славян греко-византийской модели досуга на западноевропейскую в XVIII-XIX вв 132

4.4. Формирование социологической модели досуга в России в ХХ вв 136

ГЛАВА 5. Региональные факторы развития досуга (на примере Сибири) 144

5.1. О досуге населения Сибири 144

5.2. Досуг и бюджет времени сибирской новостройки 162

5.3. Досуг и культура современного малого сибирского города 178

ГЛАВА 6. Модели развития досуга в эпоху модернизации и глобализации 211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216

БИБЛИОГРАФИЯ 218

Введение к работе

Это исследование выросло из потрясения, испытанного мною, аспирантом второго курса в Санкт-Петербурге в 1973 г., при встрече с известной статье Б.М. Ляпунова «Из семасиологических этюдов в области русского языка: досуг и пр.» (181), итогового материала первого, лингвистического штурма досуга у восточных славян. Имея историко-филологическую подготовку, я уже тогда смутно ощутил принципиальную разницу между материалом Б.М. Ляпунова и западноевропейским досугом Г.П. Орлова и Г.Е. Зборовского в их книге «Досуг: действительность и иллюзии», вышедшей в Свердловске в 1970 г. (107).

Актуальность нашей темы исследования определяется следующими факторами:

Во-первых: имеет место неопределенность гносеологических характеристик явления, которая заключается в том, что досуг в настоящее время не может стать полноценным термином и категорией, пока не будут исследованы его генезис и основные пути развития.

Во-вторых: нуждается в объяснении культурологическая составляющая проблемы, которая формулируется следующим образом: в западноевропейской и американской культуре, по К. Марксу и Т. Веблену1, он -«праздность», «отдых», в восточнославянской культуре слово «досуг», в том числе у В.И. Ленина2, по Б.М. Ляпунову3, обозначает «достижение», «высшую деятельность».

В-третьих, актуальна социолингвистическая проблематика явления «досуг», связанная с понятийной неопределенностью (досуг - это «высшая», «высокая» или «праздная» деятельность, досуг равен свободному времени

1 Маркс К., Энегельс Ф. Об искусстве. М., 1989. Т.1., С. 263; Веблен Т. Теория праздного
класса. М., 1984.

2 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М., 1986. Т.З., С. 494.

3 Ляпунов Б.М. Из семасиологических этюдов в области русского языка: досуг и пр.
//Известия АН СССР, ОЛЯ. М., 1946. Серия 5.Т.68., С. 63-68.

7 или его части и т.п.), что заставляет исследователей прибегать к массе оговорок и зачастую ведет к несводимости данных.

В-четвертых, историко-культурная составляющая проблемы связана с выявленной в последние годы трехсферностью античного досуга, которая поставила вопрос о возможном таком же числе уровней в истории досуга каждой культуры.

Степень разработанности проблемы. Исследование обладает интегральным характером, т.к. затрагивает явление, распространенное на всех континентах в основных современных культурах.

В девяностых годах XX века проблемой развития явления «досуг» в России занимались десятки научных и учебных учреждений, в том числе Санкт-Петербургский и Московский университеты культуры и искусств (в дальнейшем СПбГУКИ и МГУКИ), институт социологии Российской академии наук, ученые Екатеринбурга, Казани, Кемерово, Омска и Челябинска и другие. При всем многообразии поиска ядром исследования стали вопросы о генезисе и развитии досуга, намеченные в автореферате и диссертационном исследовании доктора философских наук СПбГУКИ Э.В. Соколова «Свободное время и культура досуга», выполненном им в 1980 г., где отмечалось: «Не исследована история досуг. Не достигнуто единого и достаточно четкого понимания таких категорий, как «свободное время», «досуг», «культура досуга», «тип досуга», «элементы досуга»4.

Официальная история досуга прерывиста и скупа. У ее истоков стоят древние греки, их двусферный «высокий» досуг, распадающийся, как проанализировано в 1968 г. Ю.Н. Давыдовым на собственно «высокий» у Аристотеля5, и на высший, или божественный, описанный в 1964 г. А.Ф. Лосевым у Пифагора и Платона без упоминания слова «досуг» как божественные

4 Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф. на соиск. ...
докт.филоснаук. Л., ЛГУ, 1980. С.9.

5 Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М, Наука, 1968.

8 энергии космоса6 и Е.В. Герцманом в 1996 г. у Никомаха со Е^о^л в божественном контексте7.

Третья сфера - досуг-праздность как современная норма западноевропей-

ской культуры известна по работе Г.Е. Зборовского и Г.П. Орлова с 1970 г. . Ее история связана с публикациями исследовательского направления «Grecee and Rome»9 и прослежена от культуры Древнего Рима, как отмечают М.Л. Гаспаров в 1986 г., Я.Ю. Межерецкий в 1988 г., Пьер Грималь в 1991 г. и Ю.Н. Кротова в 1995 г.10

Использованы произведения Аристотеля, Платона, Фукидида, Эпикура, Никомаха, Плавта, Цицерона, Сенеки, содержащие различные трактовки досуга. Многоуровневость античного досуга требовала объяснения, были проанализированы труды классиков западноевропейского антиковедения Т. Гомперца, В. Виндельбанда, Э. Цеплера, Т. Моммзена, специалистов по первобытному мышлению Д. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, отечественных ученых Ю.В. Андреева, А.И. Зайцева, А.Ф. Лосева, Е.М. Штаерман, В.П. Шеста-кова.

Так как досуг в своем развитии претерпел кризисные изменения, в работе освещается тема кризиса в культурологии, которая разрабатывалась Н.А. Бердяевым, X. Ортегой-Гассетом, П.А. Сорокиным, Й. Хёйзингой, А. Швейцером, О. Шпенглером, К. Ясперсом, а также современными российскими учеными - Г.Н. Миненко, Г.М. Тавризян, А. Я Флиером.

Основой для анализа широкого цикла изменений, происходящих с досугом в античности, средневековье и новом времени, стали работы отечествен-

6 Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблемы стиля //Вопросы эстетики. - М.,
1964.- №6.

7 Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика. СПБ., 1996. С. 69-70.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: иллюзия или действительность? Свердловск, 1970.

9 Andre V. Pecherches sur l'otium romain. - Paris, 1962; Bernet E. Otium. - Wiirzburqer Iahr-
bucner fur die Altertumswiss-enschaft, 4.1949-1950. - S. 89-99; Laidlaw W.A. Otium. - Grecee
and Rome, XV, 1968. № 1.

10 Гаспаров М.Л. Поэзия Катулла //Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений.
М., 1986. - С. 167 и еле.; Межерецкий Я.Ю. Jners otium //Быт и история античности. - М.,
1986. С. 41-68; Грималь П. Цицерон. - М., 1991, словарь, otium, С. 539-540; Кротова Ю.Н.
Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПБ, СПбГАК, 1994. С. 14.

9 ных ученых, занимающихся теоретическими и методологическими аспектами культурологии - И.М. Быховской, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, К.Э. Разлогова, В.М. Розина, А.Я. Флиера.

Историю исследования досуга в России можно разделить на три периода. Со второй половины XIX в. по 1920-е гг. длился историко-лингвистический этап деятельности лингвистов, историков и этнографов В.И. Даля, И.П. По-тебни, А.Х. Востокова, И. Желтова, Ф. Миклошича, Н.В, Горяева, М. Фасме-ра, А.Г. Преображенского, Б.М. Ляпунова и других по сбору материала. 1920-е - 1980-е годы - этап философско-социологического осознания досуга. С 1990-х годов идет период социокультурного анализа генезиса и путей развития досуга научно-исследовательскими институтами культурологии и университетами и факультетами культуры и искусств. В два последних этапа появились также работы Э.Я. Александровой, Д.А. Алисова, М.А. Ариарско-го, С.Н. Артановского, В.А. Артёмова, П. И. Балабанова, В.И. Болгова, Т.В. Вдовенко, Н.А. Горбуновой, Б.А. Грушина, Л.А. Гордона, М.М. Громыко, Э.А. Елизарьева, А.Д. Жаркова, С.Н. Иконниковой, А.С. Каргина, Т.Г. Киселёвой, В.И. Кирсанова, Э.В. Клопова, Л.Н. Когана, Э.М. Коржевой, В.П. Кор-зун, В.Г. Кряжева, Е.Л. Кудриной, A.M. Кулемзина, С.С. Комисаренко, Ю.В. Ларина, В.Т. Лисовского, А.Ф. Лосева, Н.Ф. Максютина, В.И. Маркова, Г.Н. Миненко, Н.В. Миненко, Ю.И. Михайлова, Б.Г. Мосалева, А.В. Неценко, В.Е. Новаторова, И.А. Новиковой, В.Н. Орлова, С.А. Пайчадзе, В.Д. Патрушева, И.Ф. Петрова, В.Н. Пименовой, С.Н. Плотникова, В.В. Попова, Г.А. Пруденского, К. Э Разлогова, В.М. Рябкова, В.Г. Рыженко, А.В. Соколова, Е.И. Смирновой, С.Г. Струмилина, В.Я. Суртаева, B.C. Тапилиной, Н.А. То-милова, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Ю.У. Фохт-Бабушкина, А.Г. Харчева, Н.А. Хренова, B.C. Цукермана, В.А. Ядова, Н.Н. Ярошенко, в которых рассматриваются исторические и теоретические аспекты развития досуга и свободного времени, диалектика необходимой и свободной деятельности, специфика «языка времени» в социокультурных исследованиях, анализируется связь представлений о досуге как деятельности в свободном времени с фило-

10 Софией и типами мировоззрений, исследуется структура бюджета времени в связи со структурой деятельности; анализируется структура досуга и его отдельные формы, в том числе праздничные, игровые, свободного общения.

Несмотря на изученность ряда аспектов проблемы генезиса и развития досуга, ее теоретическая разработка отстает от требований современной науки. Новые данные о досуге из «восточных» цивилизаций, изменившиеся отношения современного общества с церковью, появление теории культуры как дисциплины, способной ответить на вопросы, которые обходила или замалчивала прежняя элита общества, знавшая подлинную историю досуга, обязывает нас сделать попытку ответить на вопрос о генезисе и путях развития досуга.

Анализ литературы и содержащихся в ней вопросов позволили поставить проблему настоящего исследования следующим образом. Имеющийся более чем двухтысячелетий период существования, досуг как явление культуры возник в эпоху «осевого времени». За период своего развития досуг несколько раз видоизменялся, испытывая воздействие социокультурных кризисов, в результате чего дошел до нас в текстах культуры в нескольких вариантах. Суть проблемы заключается в том, что существует избыточность материала по досугу и недостаток его концептуализации.

Объект исследования - культурные среды и процессы, в которых появился, развивался и видоизменялся досуг.

Предмет исследования - досуг в его генезисе, основных смыслах, характеристиках развитии в историческом процессе.

Цель работы - отрефлексировать феномен досуга в его сущностных чертах, направлениях развития, что предполагает решение следующих задач:

а) сформулировать концептуальное видение генезиса и развития досуга;

б) охарактеризовать основные сферы древнегреческого и древнеримского
античного досуга - основу досугов народов Европы и мира;

в) объяснить наличные и скрытые сферы развития досуга в культуре За
падной Европы средневековья и в новое время;

г) проследить пути трансляции различных форм досуга из Византии в вос
точнославянскую культуру;

д) проанализировать специфику регионального досуга (на примере насе
ления Сибири и Дальнего Востока).

Методология исследования. Особенность настоящей работы состоит в том, что в ней предлагается вариант согласования исторически противостоящих друг другу, начиная с «осевого времени», религиозного и философско-научного трактовок досуга. Принцип историзма в понимании этой динамики развития истоков Е%оА.г| и otium ведет к трактовкам божественной деятельности в религии и истокам философии Древних Китая, Индии, Вавилонии, Египта и т.д., что нашло отражение в трактовках Макса Вебера, Л.Я. Жмудя, Е.М. Штаерман, Б.С. Ерасова.

Методы логического и исторического анализа стали конкретными способами исследования и организации материала, включая их историко-генетические и сравнительно-исторические аспекты. Например, центральная категория проблемы - «высокий досуг», был рассмотрен как явление глобалистики и, получив теоретическую проработку, спроецирован на историю античной и европейской культуре.

В работе в качестве теоретико-методологических установок применялись некоторые положения современной культурологии - интегративнои науки о культуре. В частности, идея американского культурантрополога Л. Уайта о поведении человека как функции культуры расширяет понимание возможностей культуры в формировании новых ценностных иерархий, что исключительно важно в формировании «новых смыслов» досуга. Для анализа духовно-культурной практики, включавшей в себя различные аспекты развития

12 традиционных и инновационных форм в различных социальных общностях, полезным является понятие культурной формы, разрабатываемые в свое время Э. Кассирером, Л. Уайтом, современным культурологом А.Я. Флиером.

В анализе религиозного материала, где объектом исследования выступает религиозный опыт, мы опирались на классиков анализа религии 3. Фрейда, У. Джемса, К. Г. Юнга, М. Вебера.

Использовались также системный подход, дающий возможность на основе точно составленной научной гипотезы досуга проследить основные этапы его трехсферного развития, а также методы, сложившиеся в таких науках, как история философии, истории, лингвистике, эстетике, искусствознании, социологии, в том числе «социологии досуга».

Теоретические и методологические установки более частного характера обозначаются по ходу развертывания содержания работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлено, что теория развития социокультурного явления «досуг» начинается с его возникновения в VI в. до н.э. в Древней Греции у Пифагора, затем концептуализация досуга приводит к идее его разделения на три сферы - «праздную», «высокий досуг» и «высший досуг».

  2. Сформулировано теоретическое представление о генезисе и путях Развития досуга в пространственно-временной модели культур стран Европы.

  3. Проанализированы истоки появления культурного феномена «досуг», который указывает на связь пифагорейского 1%оХц с божественной деятельностью в религиях Древних Китая, Индии, Египта, Вавилонии.

  4. Выявлены и аргументированы на основе изменения характера социокультурной деятельности три кризиса в развитии досуга как феномена культуры: 1) VI - III вв. до н.э., 2) конец Средневековья - начало Нового времени и 3) XX-XXI вв.

  1. Составлена и обоснована «Карта социокультурного трехсферного развития досуга в пространственно-временной модели стран Европы VI в. до н.э. - XXI вв.».

  2. Эксплицирована роль древнегреческой философии неоплатонизма и неоаристотелизма в развитии концептуального видения досуга в Византии.

  3. Доказано двухэтапное развитие древнерусско-российского досуга в его взаимосвязи с культурой Византии, объяснен смысл древнерусского слова «досуг».

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

  1. Первичный смысл явления «досуг», как божественной деятельности выражался в мифе, математике, музыке, катарсисе и т.д., как выясняется в результате сопоставления смысла древнерусского слова «досугъ» XIV-XIX вв., «высокого досуга» Аристотеля и «высшего досуга» Никомаха II в. до н.э.

  2. Первое ориентировочное «Учение о ZlxoA.rj» пифагорейцев тождественно «гармонии сфер» древнегреческих жрецов. Последняя, являясь, по Лосеву, высшим уровнем античной и средневековой эстетики, в позднем средневековье потеряла энергетику и перешла в метафору в XVII-XVIII вв.

  3. Природа «высокого досуга» Аристотеля и «досуга-праздности» древнеримских жрецов вторична. В основе этих культурных феноменов лежит реакция философов и жрецов на «божественную деятельность» пифагорейцев и Платона.

  4. Теория генезиса и развития досуга представляется как единство слова (%оАт|) и трёхкратное изменение его основного смысла:

а) в VI в. до н.э. произошел полукризис Хдо^Ъ в результате которого
учение о ZxoA.r| стало называться «гармонией сфер»;

б) первый кризис досуга в античности прошел в два этапа: у Аристоте
ля в IV в. до н.э. он стал «высоким этическим досугом» мудреца, правителя и
т.д.; у римских жрецов и преторов III в. до н.э. - «досугом-праздностью»;

в) второй кризис досуга имел место в конце средневековья, когда за
кончилась энергетика «гармонии сфер» и явление «досуг» стало частью или
синонимом «свободного времени»;

г) третий кризис досуга, начинается с рубежа XIX и XX вв., что отра
жено в работе Т. Веблена «Теория праздного класса», в его попытке припи
сать праздность всему досугу.

  1. В византийской теологии было сильно влияние неоплатонизма, «высший досуг» занимал доминирующие позиции. Именно из Византии он был привнесен на Русь в X - XIV вв. В предпринятой попытке объяснения древнерусского слова «досуг» как «достижения высшего, божественного», отмечены два влияния на древнерусский и российский «досуг» - греко-византийское (X-XIV вв. - скрытый период, и XIV - середина XIX вв. - реальный период) и с XVIII в. западноевропейское влияние досуга-праздности.

  2. В региональном аспекте можно выделить первопоявление «высшего» и «праздного» досуга, своеобразие его структуры в зависимости от заселения и экономического и культурного развития.

Теоретическая значимость исследования. В теорию культуры, историю философии вводится концепция генезиса и развития досуга, которая по-новому раскрывает эту категорию. В работе введен и обоснован новый понятийный ряд - разъединенная история и теория 2.%oh\, otium, Шире, leigure,

loisir и досуга, трехсферность их развития, «восточные» истоки Е%оХї|, противостояние философских школ и религии. В результате культурологическая методология обогатилась новым терминологическим аппаратом.

В методологическом плане в работе осуществлен проблемный подход к первосмыслу 2%оАт| как божественной деятельности, раскрыты механизмы его изменений и причины современных разночтений.

В диссертации предложено решение ряда проблем: происхождение досуга, причины его трехсферности, динамика двадцатишестивекового развития,

15 сущность и характерные черты кризиса в развитии досуга как социокультурного явления.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации при чтении учебных курсов по культурологии, философии, истории отечественной культуры, социологии досуга, теории социально-культурной деятельности, специальных курсов по культурологии, философии культуры. Полученные результаты могут быть использованы при разработке концепции духовно-нравственного образования, воспитания и организации досуга молодежи - задачи, остро стоящей перед российскими научными кругами и образовательными структурами.

Апробация работы. Основные позиции диссертации излагались на пяти Всероссийских научно-практических семинарах «Досуг. Творчество. Культура» (Омск, 1998-2002 гг.), IV Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира» (Москва, 2003), V конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003), Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг» (Омск, 2003), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Российского института культурологии (Москва, 2002), VI Международной конференции «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» (Омск, 2006), Всероссийском научном конгрессе «История и культура городов России: от традиции к модернизации» (Омск, 2006).

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка литературы.

В первой главе дан обзор имеющихся подходов к генезису досуга в историко-философской, исторической, социологической, этнографической, эстетической, лингвистической и религиозной литературе. Определяются понятийный аппарат и методология исследования, намечается гипотетическая схема зарождения и развития досуга в античности, средневековье и современности.

Во второй - портретируются ЕхоА,Г| и otium как основные сферы досуга и их взаимосвязи в античной греческой и римской культурах.

В третьей - рассматривается скрытая трехсферность западноевропейского средневекового досуга в этих культурах, изменение его содержания под влиянием новой этики христианства и проблематики научного времени.

В четвертой - анализируется влияние древнегреческого досуга (через Византию) на его появление в восточнославянской культуре, характеризуется досуг раннего этапа развития культуры, усложнение его содержания в связи с ростом цивилизации, формированием народного характера, влиянием культуры Западной Европы.

В пятой главе рассмотрены исторические факторы формирования досуга региона, досуг как сфера деятельности и незанятого времени в дореволюционной Сибири, современные тенденции развития жизнедеятельности населения в свободное время в новостройке и малых городах региона.

В шестой главе делается попытка проецирования развития явления «досуг» в ближайшие столетия.

В заключении в выводах дается характеристика культурологического и социокультурного развития явления «досуг».

Автор выражает признательность администрации ректората, факультета культуры и искусств и кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета и Сибирского филиала Российского института культурологи за предоставленную возможность завершить исследование, главным редакторам журналов «Личность. Культура. Общество» (Москва), «Культура юга России» университета культуры и искусств г. Красно-

17 дара, «Вестник Московского университета культуры и искусств» (Москва) за оперативную публикацию ВАКовских статей, за доброжелательную критику и замечания, способствовавшие улучшению рукописи Д.А. Алисову, Е.А. Алисову (Омск), В.А. Артёмову (Новосибирск), А.Г. Быковой, Н.Н. Бревно-вой, Н.М. Геновой, Б.А. Коникову, В. Е. Новаторову, В.И. Разумову, В.Г. Рыженко, Л.А. Ступниковой, Н.А. Томилову (Омск), В.И. Маркову, В.В. Туеву (Кемерово). Благодарность за помощь в проведении, организации и оформлении исследования и публикаций О.Г. Гордеевой, В.И. Заволоко, Н.И. Засуха (Хабаровск), О. Изергиной (Москва), Т.Ф. Бединой (Тында), М.Л. Бе-режновой, Г.В. Волощенко, Н.М. Геновой, Л.С. Кокоулиной, Л.В. Секрето-вой, Т.Н. Хамагановой, Н.Ф. Хилько (Омск).

Считаем необходимым также заметить, что именно этот материал является окончательным в нашей редакции в публикациях по этой теме.

Третий кризис досуга и основные проблемы его функционирования

Третья причина - социолого-лингвистическая. Сегодня в подсчете характеристик досуга задействованы компьютеры. Понятийная неопределенность (досуг - «высшая» или «высокая» деятельность, досуг - праздная деятельность или бездеятельность, досуг - равен свободному времени или его части и т.п.) заставляет исследователей прибегать к массе оговорок и зачастую ведет к несводимости. К своеобразному бунту против современной «временной» нормы досуга вслед за философами историками присоединяются социологи. Заслуживает внимания позиция В.Д. Патрушева, который после дискуссии в 1979 г. с А.Г. Харчевым, провозглашает в третьем томе словаря-справочника «Социология» 1991 г. норму досуга как деятельности в свободное время. (243)

Четвертая проблема - предположительная трехсферность всех производных средневекового, европейского и восточнославянского досуга. Выявившаяся трехуровневость античного досуга поставила вопрос о возможном таком же числе уровней и сфер в западноевропейском и отечественном явлении.

Конкретизируем задачи и проблемы досуга концептуальными вопросами к восьми разделам развития досуга, которые начали поступать в общественном сознании ученых России на рубеже XX и XXI вв.

1. Аристотель с IV в. до н.э., по исследованию Ю.Н. Давыдова, выявил высокий досуг (78). Но был ли высокий досуг и у Платона?

2. Верно ли, что у греков и римлян периода античности была единая трактовка досуга, как утверждает «Словарь античности? (289: 193).

3. Карл Маркс и Томас Веблен называют природу западноевропейского досуга безвозвышеннодеятельностной и праздной. Был ли средневековый западноевропейский досуг односферным в свете трехсферности античного досуга?

4. З.В. Удальцова в работе «Византийская культура» отмечает, что она развивалась до XII века «особенно в сравнении с западноевропейской культурой» (335.) А как развивался в ней досуг?

5. И.И. Срезневский установил, что досуг в письменности восточных славян начал развиваться с XIV века (306.). Б.М. Ляпунов доказал, что русско-российский досуг двухсферен, и что граница проходит по середине XIX в. (181.). Какова природа древнерусского досуга?

6. Т.Г. Киселева в статье в 1993 г. (131.), Ю.Н. Кротова в 1995 г. в монографии в общем виде (148.), А.Д. Жарков в главе учебника в 1998 г. (157.) описали российский досуг ХІХ-ХХ вв. как праздный. Откуда пришла эта норма досуга?

7. Ю.Н. Кротова в монографии 1995 г. (148.), В. Кирсанов в статье 1991 г. (130.) утверждают о идущем возвышении досуга в Западной Европе и других странах. Какова природа этой тенденции?

И теперь о кризисах в явлении «досуг». Так как в основе явления лежат «смыслы», «норма» этого явления (344.), то под кризисом понимается полная смена предыдущего смысла, предыдущей нормы (343.), под полукризисом -частичное изменение нормы.

На своем более чем двухтысячелетием пути развития явление «досуг» попадало в один полукризис, который разразился на рубеже VI и V вв. до н.э., когда у греков параллельно со 2%оА,г стало внедряться понятие «гармония сфер», и три кризиса, в корне менявшие его структуру. Первый кризис случился в античные IV-III вв. до н.э., ему можно дать характеристику «с небес на землю». Он связан с ниспровержением богов в Древней Греции, определением Аристотелем ЕхоА,г как земного явления и отрицательным отношением к чуждой религии у древних римлян. Но досуг сохранил при этом деятельно-стную основу.

Начало досуга в Пифагора VI в. до н.э. как восточной божественной деятельности

Почему первый в истории мировой культуры досуг появился в Древней Греции, а не в более ранних цивилизациях - Китае, Индии, Египте, Вавилонии? Не в соседнем Риме?

Ответ на этот вопрос, как нам представляется, в своей основе совпадает с ответом на более общий вопрос - в чем причина культурного переворота Древней Греции VIII-V вв. до н.э.? И действительно, в досуге, начавшем свой путь в VI в. до н.э. в космическом мифе-учении, прошедшем по уникальной амплитуде мифологического и философского развития, и представшем во всем блеске перед потрясенной Европой, как в зеркале, отразились новые образовательные институты, свобода первой демократии, революция в области искусств, диалектический метод познания, новые подходы к проблеме этики и эстетики человека - все то, что Эрнест Ренан впоследствии назовет "греческим чудом" (432: 59-60).

Конечно же, уже сам Ренан имел в виду не сверхъестественный, а с трудом поддающийся объяснению характер этого переворота, и, вполне понятно, мы можем только присоединиться к Андре Боннару, который отмечает, что это было не чудо, а эпохальное событие, имевшее свое объяснение (31: 7). Причины происхождения этого феномена стали предметом анализа для значительного числа специалистов, включая монографию, затрагивающую частично и проблематику досуга - историка культуры А.И. Зайцева (104).

Понятие "божественная деятельность" мы используем строго в историко-культурном контексте. Выявим общие и особенные причины культурного переворота и появления новых культурных феноменов из имеющегося материала. К первым из них можно отнести следующие: неравномерное развитие культуры человечества, начиная, по крайней мере, от верхнего палеолита; всестороннее влияние металла (особенно железа) на хозяйственный, политический и духовный уклад первых полисов; благоприятный субтропический климат, создающий возможности для занятий населения вне неотложных дел; отсутствие в духовной жизни населения диктата государства; географическое положение, нахождение на перекрестке торговых и культурных путей и влияний (104: 5-17).

Специфические предпосылки культурного переворота и появления первого досуга, вытекают из особенностей греческого античного полиса. Возникнув ок. 800 г. до н.э. в Греции, эти города, в отличие от таких же полисов Древнего Востока, длительное время сохраняли небольшое, в несколько десятков тысяч, постоянное население. Коллектив граждан монополизировал сразу же владение землей. Вооруженными силами полиса было ополчение граждан. Власть в полисе от сходки воинов, как элемента племенной демократии, перешла к народному собранию. Воля большинства гражданского коллектива определяла внешнюю и внутреннюю политику. Так, в отличие от восточных деспотий, где города-государства, едва возникнув, попадали в полную зависимость от метрополии, античный полис Эллады с демократической формой правления создавал условия для "греческого чуда" (104: 29-30).

Вторая особенность - исключительно большая динамичность, отсутствие замкнутости греческого сообщества. Греки, как ветвь индоевропейцев, находящихся в движении от Тихого до Индийского океанов, тремя потоками (эо-лийцы, дорийцы и ионийцы) с XIX по XII вв. до н.э. спустились с венгерской низменности на южно-балканский полуостров. Будущие открыватели закономерностей сразу показали характер, став прилежными учениками морского дела, а вскоре и превзойдя учителей-финикийцев и другие народы. Гористая страна не могла прокормить растущее население, выход нашелся в организации колоний. Один Милет создает лишь на берегах Черного моря 90 колоний. Легкость перемещения из одного полиса в другой, в многочисленные колонии ("горизонтальная мобильность"), ослабление традиционной культурной замкнутости способствовали культурному перевороту (104: 40) и появлению новых культурных феноменов. Открытость характера греков определялась и одной из особенностей древнегреческого национального характера: их терпимости к иностранцам. Ни в одной из восточных деспотий иностранцы не достигали таких высот и славы на культурном поприще, как в Греции. Скифских корней по материнской линии был афинский оратор и общественный деятель Демосфен, матери негреческого происхождения были у философов Фалеса Милетского и Антисфена, поэта Архилоха, полководца Фемистокла, рабом фракийцем или фригийцем был Эзоп (104: 13-14).

Развитие досуга-праздности и высокого аристотелевского досуга в культуре Западной Европы

Прежде всего следует обратить внимание на мощное влияние на молодые варварские государства римско-латинской культуры. И здесь следует согласиться с утверждением Ю.Н. Кротовой о том, что «..с крушением античного мира наступает длительная эпоха идентификации досуга с праздностью» (148:14), т.е. культура раннего европейского средневековья впитала в себя норму досуга римской античности.

Эту тенденцию разделяет и Б.А. Титов, отмечая вместе с Н.А. Костровой, что английский leigure берет начало от латинского licere, что обозначает «быть свободным», французский loisir также происходит от латинского и означает «быть разрешенным». Эти слова, отмечают авторы, были родственными и подразумевали наличие выбора и отсутствие принуждения (325: 4).

В этом же контексте идет и наше с С.С. Принц исследование немецкого слова Мибе в 1997 г., проведенное среди жителей старшего поколения в Азовском немецком районе Омской области. Выяснилось, что слово MuBe восходит к древнегреческой музе и также связано с праздностью (258).

Базовый праздный досуг средневековой Европы подкрепляется и источником из произведений классики. Так в вышедших, как известно, в Париже в 1559 г. «Любовных историях» Маргариты Наваррской мы встречаем типичную характеристику такого досуга: «Жена же его, где бы она ни бывала, всегда ухитрялась проводить время за играми, танцами и прочими светскими развлечениями, за которыми молодым женщинам пристало коротать свой досуг» (222: 369). Именно с праздностью связаны досуги во второй половине XIX века в произведениях Карла Маркса и Томаса Веблена. Но был ли праздный досуг единственным в культуре средневековой Европы? Не было ли развития аристотелевского «высокого» досуга?

Выясняется, что работы Аристотеля стали востребованы в средневековой Европе с ХП-ХШ веков, с появления университетов. В XIII в. они прошли обязательную христианизацию, т.е. комментирование и критику теологов, и с XIV в. начинается аристотелизм в учебных заведениях Европы. Отразился ли «высокий» досуг Аристотеля в общественной жизни?

Обратимся снова к произведению Маргариты Наваррской, как известно, одной из самых образованных женщин средневековой Европы. В ее «Гепта-мероне» мы действительно встречаем трактовку досуга, резко отличающуюся от распространенного досуга - праздности, близкую к трактовке Аристотеля: «Другой его (мальчика) учитель, природа, воспользовавшись его досугом и хорошим здоровьем, обучила его кое-каким вещам. Мальчик стал заглядываться на все красивое...» (222: 237).

Нам представляется, что цепь подобных средневековых и более поздних примеров, которую еще необходимо найти и восстановить, и привела к вершине аристотелевской трактовки, указанной Н.А. Хреновым в его «Мифологии досуга» (358: 268-269) - типологии «высокого» досуга А. Шопенгауэра 1830-х и 1840-х годов.

В ней немецкий философ к наиболее элементарным потребностям относит еду, питье, пищеварение, покой и сон. Затем следуют удовольствия, связанные с раздражимостью (ходьба, прыжки, борьба, танцы, фехтование, верховая езда, охота, атлетические игры и даже военные сражения). Наконец для философа главные удовольствия жизни - это удовольствие чувствительности (созерцание, мышление, чувствование, занятие поэзией, изобразительными искусствами, музыкой, учение, чтение, размышление, изобретение, философствование и т.д.).

Похожие диссертации на Досуг как явление культуры: генезис и развитие